Применение ИКТ технологий в начальной школе
Оценка 4.9

Применение ИКТ технологий в начальной школе

Оценка 4.9
docx
16.01.2020
Применение ИКТ технологий в начальной школе
Уроки с использованием ИКТ особенно актуальны в начальной школе. ... В начальной школе невозможно провести урок без привлечения средств ... Применение ИКТ на уроках усиливает: - положительную мотивацию обучения. - активизирует познавательную деятельность обучающихся.
мое выступление икт.docx

 

Муниципальное БЮДЖЕТНОЕ общеобразовательное учреждение

«ЖИЛЕВСКАЯ Средняя общеобразовательная школа»

ГОРОДСКОГО ОКРУГА СТУПИНО МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Сообщение на тему:

«Актуальность использование ИКТ

на уроках окружающего мира».

 

 

 

 

 

Подготовила:

Миронова Татьяна Владимировна

 учитель начальных классов

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2019г

План:

1.Актуальность.

  Необходимость использования ИКТ  на уроках окружающего мира в современной начальной школе.

2. Применение ИКТ на уроках окружающего мира.

Преимущества использования презентаций.

Использование электронных пособий, энциклопедий и справочников, тренажёров.

3.Заключение.

«Скажи мне, и я забуду.

 Покажи мне, – я смогу запомнить.

 Позволь мне это сделать самому,

и это станет моим навсегда".

 Древняя мудрость

Необходимость использования ИКТ на уроках окружающего мира  в современной начальной школе.

XXI век — век высоких компьютерных технологий. Сегодня в традиционную схему «учитель – ученик – учебник» вводится новое звено – компьютер, а в школьное сознание – компьютерное обучение. Все мы хорошо понимаем, что   информационные технологии все глубже проникают в жизнь человека, а информационная компетентность все более определяет уровень его образованности.  Поэтому развивать информационную культуру необходимо с начальной школы, ведь начальная школа -  это фундамент образования, от того каким будет этот фундамент зависит дальнейшая успешность ученика, а затем и выпускника в современном мире, который будет жить и трудиться в нынешнем  тысячелетии в постиндустриальном обществе.  Он должен уметь самостоятельно, активно действовать, принимать решения, гибко адаптироваться к изменяющимся условиям жизни. Совершенно очевидно, что,  используя только традиционные методы обучения, решить эту проблему невозможно. Следовательно, необходимо искать  эффективные методики и технологии. Одной из наиболее действенных технологий принято сейчас считать – информационно – коммуникативные технологии (ИКТ).

 Современный ребёнок живёт в мире электронной культуры. Меняется и роль учителя в информационной культуре — он должен стать координатором информационного потока. Следовательно, учителю необходимо владеть современными методиками и новыми образовательными технологиями, чтобы общаться на одном языке с ребёнком. Одной из главных задач, стоящих перед учителем начальной школы, является расширение кругозора, углубление знаний об окружающем мире, активизация умственной деятельности детей, развитие речи.

Предмет «Окружающий мир» в начальной школе — сложный,   но очень интересный и познавательный. И для того, чтобы интерес к предмету не угас, необходимо сделать урок занимательным, творческим. Здесь на помощь приходят  информационно-коммуникационные технологии.  Использование ИКТ на уроках   окружающего мира позволяет формировать и развивать у учащихся такие ключевые компетенции, как учебно-познавательные, информационные, коммуникативные, общекультурные.

Во-первых, применение ИКТ на уроках усиливает положительную мотивацию обучения,  активизирует  познавательную деятельность учащихся.
     Во-вторых, использование ИКТ  позволяет проводить уроки на высоком эстетическом и эмоциональном уровне; обеспечивает наглядность, привлечение большого количества дидактического материала.
     В-третьих,  повышается  объем выполняемой работы на уроке в 1,5-2 раза; обеспечивается высокая степень дифференциации обучения (почти индивидуализация).
     В-четвёртых, расширяется возможность самостоятельной деятельности; формируются навыки подлинно исследовательской деятельности.
       В-пятых, обеспечивается  доступ к различным справочным системам, электронным библиотекам, другим информационным ресурсам.
А всё вместе, конечно же, способствует повышению качества образования.
И хотя практически в каждой школе уже есть компьютеры, однако они еще не вполне превратились в хорошо освоенный инструмент учителя. Поэтому  педагогу в настоящее время необходимо    научиться пользоваться компьютерной техникой, так же, как он использует сегодня авторучку или мел для работы на уроке,  владеть информационными технологиями и умело применять полученные знания и навыки для совершенствования методики урока.  Для учителя компьютер - это уже не роскошь – это НЕОБХОДИМОСТЬ.    Ведь именно сейчас у нас, учителей, появилась возможность совместно с учениками  погрузиться в яркий красочный мир познания, не только силой воображения раздвигая стены школьного кабинета, но и используя ресурсы  ИКТ. 
      ИКТ постепенно, но неуклонно переходит из вспомогательных средств обучения в разряд ведущих.
   Уроки окружающего мира с использованием ИКТ кроме учебных целей по предметам имеют   еще и задачи по формированию информационной грамотности учащихся:

·         развивать умение учащихся ориентироваться в информационных потоках окружающих их;

·        овладевать практическими способами работы с информацией;

·        развивать умения, позволяющие обмениваться информацией с помощью современных технических средств.

К наиболее часто используемым ИКТ в учебном процессе относятся:

·          электронные учебники и пособия, демонстрируемые с помощью компьютера и мультимедийного проектора,

·          интерактивные доски,

·          электронные энциклопедии и справочники,

·          тренажеры и программы тестирования,

·          образовательные ресурсы Интернета,

·          DVD  и CD диски с картинами и иллюстрациями,

·          видео и аудиотехника,

·          научно-исследовательские работы и проекты.

 Уроки с использованием компьютерных технологий позволяют сделать их более интересными, продуманными, мобильными. Используется практически любой материал, нет необходимости готовить к уроку массу энциклопедий, репродукций, аудио-сопровождения – всё это уже заранее готово и содержатся на маленьком компакт-диске или флэшке.

     Актуальность использования ИКТ на уроках окружающего мира беспорна. Ученики начальных классов  имеют наглядно-образное мышление, поэтому очень важно строить их обучение, применяя как можно больше качественного иллюстративного материала, вовлекая в процесс восприятия нового не только зрение, но и слух, эмоции, воображение. Здесь, как нельзя кстати, приходится яркость и занимательность компьютерных слайдов, анимации.

      Использование ИКТ  позволяет перейти от объяснительно-иллюстрированного способа обучения к деятельностному, при котором ребенок становится активным субъектом учебной деятельности. Это способствует осознанному усвоению знаний учащимися.

 Современные компьютерные технологии предоставляют огромные возможности для развития процесса образования. Ещё К.Д. Ушинский заметил: «Детская природа требует наглядности». Последние годы на нас буквально обрушился технологический прогресс. То, что ещё вчера, казалось фантастикой, вошло в нашу жизнь. Дети, как самая любознательная и любопытная часть общества, буквально " заглатывают " все новинки. Они уверенно пользуются мобильными телефонами, компьютерами, различными DVD- плеерами и т.д. И им стали не интересны приготовленные нами для уроков картинки, схемы, диафильмы. В результате снижается познавательная активность учащихся на уроках, желание мыслить и работать самостоятельно, да и просто учиться. Поэтому нам, учителям приходится постоянно искать наиболее эффективные способы ведения уроков.

Применение ИКТ на уроках окружающего мира.

Мультимедиа – это средство или инструмент познания на различных уроках. Мультимедиа способствует развитию мотивации, коммуникативных способностей, получению навыков, накоплению фактических знаний, а также способствует развитию информационной грамотности. Мультимедиа вносит и этический компонент – компьютерная технология никогда не заменит связь между учениками. Она только может поддерживать потенциал их совместного стремления к новым ресурсам и подходит для использования в различных учебных ситуациях, где ученики, изучая предмет, участвуют в диалоге со сверстниками и преподавателями относительно изучаемого материала. Что очень важно при изучении предмета « Окружающий мир».      Использование ИКТ на уроке позволяют в полной мере реализовать основные принципы активизации познавательной деятельности:

1.    Принцип равенства позиций

2.    Принцип доверительности

3.    Принцип обратной связи

4.    Принцип занятия исследовательской позиции.

Можно утверждать, что грамотное использование возможностей современных информационных технологий в начальной школе способствует:

1.активизации познавательной деятельности, повышению качественной успеваемости школьников;

2.достижению целей обучения с помощью современных электронных учебных материалов, предназначенных для использования на уроках в начальной школе;

3.развитию навыков самообразования и самоконтроля у младших школьников; повышению уровня комфортности обучения;

4.снижению дидактических затруднений у учащихся;

5.повышению активности и инициативности младших школьников на уроке; развитию информационного мышления школьников, формирование информационно- коммуникационной компетенции;

Преимущества использования презентаций

Одной из наиболее удачных форм подготовки и представления учебного материала к урокам (особенно к урокам окружающего мира) в начальной школе можно назвать создание мультимедийных презентаций.

  "Презентация” - переводится с английского как "представление”. Мультимедийные презентации - это удобный и эффектный способ представления информации с помощью компьютерных программ. Он сочетает в себе динамику, звук и изображение, т.е. те факторы, которые наиболее долго удерживают внимание ребенка.

       Одновременное воздействие на два важнейших органа восприятия (слух и зрение) позволяют достичь гораздо большего эффекта. Доказано, что человек запоминает 20% услышанного и 30% увиденного, и более 50% того, что он видит и слышит одновременно. Таким образом, облегчение процесса восприятия и запоминания информации с помощью ярких образов - это основа любой современной презентации.

       Более того, презентация дает возможность учителю самостоятельно скомпоновать учебный материал исходя их особенностей конкретного класса, темы, предмета, что позволяет построить урок так, чтобы добиться максимального учебного эффекта.

      Использование возможностей программы MS Power Point  для создания презентаций открывает большие перспективы  для :

       - повышения эмоциональности урока, повышения интереса учащихся к учению, воспитания потребности приобретать новые знания; 

       - создания доброжелательной атмосферы на уроке, активного творческого труда;

       - смены форм деятельности, учета психолого-педагогических особенностей младших школьников;

       - стимулирования познавательного мышления учеников;

       - наглядных методов обучения, использование игровых моментов в обучении.

       Учеников привлекает новизна проведения уроков с использованием мультимедийных презентаций. В классе во время таких уроков создаётся обстановка реального общения, при которой ученики стремятся выразить мысли "своими словами”, они с желанием выполняют задания, проявляют интерес к изучаемому материалу, у учеников пропадает страх перед компьютером. Учащиеся учатся самостоятельно работать с учебной, справочной и другой литературой по предмету. У учеников появляется заинтересованность в получении более высокого результата, готовность и желание выполнять дополнительные задания. При выполнении практических действий проявляется самоконтроль.

Для уроков окружающего мира презентация просто находка. Картинки окружающей нас природы, животные, моря, океаны, природные зоны, круговорот воды, цепочки питания – всё можно отразить на слайдах. Во многих школах нет современных карт, да и купить их накладно. А здесь всё готовое. И проверить знания проще: тесты, кроссворды, ребусы, шарады – всё делает урок увлекательным, а следовательно, запоминающимся.

Компьютер является и мощнейшим стимулом для творчества детей, в том числе и самых инфантильных или расторможенных. Экран притягивает внимание, которого мы порой не можем добиться при фронтальной работе с классом.  Воздействие учебного материала на учащихся во многом зависит от степени и уровня иллюстративности материала. Визуальная насыщенность учебного материала делает его ярким, убедительным, способствует лучшему его усвоению и запоминанию.

Как я применяю на практике?  Мой кабинет оснащён следующим оборудованием: ноутбук и мультимедийный проектор, что даёт возможность применять информационно – коммуникативные технологии на уроке.

Я учу детей по учебнику А.А. Плешакова «Окружающий мир» (УМК Школа России). В нём много интересных иллюстраций, помогающих привлечь внимание детей к наиболее важным моментам изучения каждой темы, но использование презентаций дополняет урок, активизирует работу детей.

В моей методической копилке есть немало слайд-презентаций для уроков окружающего мира, которые я нахожу на образовательных сайтах и  на персональных сайтах учителей начальных классов, которые охотно делятся своими наработками, также учусь составлять собственные презентации.

Помимо презентаций, использую на уроках электронно-учебные пособия. Одно из них – «Мир природы». Оно охватывает ряд наиболее интересных тем об окружающем нас мире, его разнообразии, изменчивости и неповторимости:

Живая и неживая природа

Смена времён года. Смена дня и ночи

Форма Земли. Ориентирование на местности

Размножение и распространение цветковых растений

Три состояния воды. Круговорот воды в природе

Круговорот веществ (жизни) в природе

Пособие с помощью наглядных анимаций, динамических рисунков, схем и таблиц, красочных фотографий помогает ребёнку понять таинственные законы природы. Все материалы сопровождаются дикторским комментарием, что делает работу с ними интересной и познавательной.

Универсальность пособия помогает мне активизировать познавательную деятельность учащихся, обеспечить высокую степень визуализации учебного процесса, которая, в свою очередь, позволяет проводить уроки в форме интерактивного обучения.

Другой мультимедийный учебник, который я использую на уроках – “Уроки Кирилла и Мефодия. Большая энциклопедия”.

Изучению времён года помогает обучающая программа “Мультипликационные времена года с тётушкой Совой”. В ней, помимо изучения нового материала, ребята смогут почитать видеокнижку А. Валевского о всех 12-ти месяцах, с помощью караоке спеть полюбившиеся песни.

Данные мультимедийные пособия ни в коем случае не подменяют имеющиеся учебно-методические комплекты. Они являются эффективным дополнительным средством, позволяющим обеспечить качественное обучение в сочетании с учебниками, рабочими тетрадями, раздаточным материалом. Эпизодическое использование интерактивной доски, разнообразная учебная деятельность обеспечивает здоровьесберегающий эффект обучения, существенно влияет на эмоциональный фон урока, помогает оптимизировать учебную нагрузку.

Использование ИКТ в процессе урока.

На уроке я использую ИКТ по-разному. Форма работы может быть и индивидуальной, и групповой, и фронтальной. Например, при работе с тренажёром ученик может выполнять задания самостоятельно. Также можно организовать групповую работу, во время которой учитель демонстрирует на экране отдельные эпизоды тренажёра. После каждого эпизода все ученики по очереди выполняют упражнения, когда необходимо, при подсказке учителя.

Учащихся начальных классов могут не только  использовать информационные ресурсы, но и в создавать их. Это будет следующим этапом мой работы по применению ИКТ на уроках окружающего мира. Конечно, возраст ( 2 класс) накладывает естественные ограничения на организацию такой деятельности. Однако начинать такую работу нужно именно с начальных классов. Дело в том, что именно в младшем школьном возрасте закладывается ряд ценностных установок, личностных качеств и отношений. Если это обстоятельство не учитывается, если этот возраст рассматривается как малозначимый, “проходной” для компьютерных технологий, то нарушается преемственность между этапами развития учебно-познавательной деятельности учащихся. Современный младший школьник прекрасно знаком с компьютером (чаще лучше, чем взрослый), но относится к нему, как к игрушке. И передо мной встаёт задача показать, насколько это мощный инструмент познания, позволяющий открыть мир.

В современной школе всё больше внимания уделяется не столько получению готовых фактических знаний, сколько развитию у школьников умения получать эти знания самостоятельно (или почти самостоятельно). Этому служат учебные исследовательские проекты. Выполнение такой работы решает одновременно несколько задач:

·        Расширение информационного поля учащихся

·        Формирование умения работать с дополнительной литературой (справочники, энциклопедии, Интернет)

·        Развитие навыка работы с компьютером

·        Формирование орфографической зоркости при обработке подобранного материала

·        Развитие умения работать в парах и группах

·        Осуществление межпредметных связей

·        Развитие творческих способностей учащихся

Эта тема меня тоже очень интересует, но опыта работы по ней не имею.

Пока в своей работе я  использую презентации, электронные пособия, тренажёры. Включать их можно на всех этапах урока: при объяснении нового материала, закреплении, повторении, контроле, при проведении  внеклассных занятий по окружающему миру и др. Ребёнок становится ищущим, жаждущим знаний, неутомимым, творческим, настойчивым и трудолюбивым. . Таким образом, труд, затраченный на управление познавательной деятельностью с помощью средств ИКТ оправдывает себя во всех отношениях:

•    повышает качество знаний

•    продвигает ребенка в общем развитии

•    помогает преодолеть трудности

•    вносит радость в жизнь ребенка

•    позволяет вести обучение в зоне ближайшего развития

•    создает благоприятные условия для лучшего взаимопонимания учителя и учащихся и их сотрудничества в учебном процессе.

Анализ уроков окружающего мира  с применением презентаций показал, что познавательная мотивация увеличивается, облегчается овладение сложным материалом.

Кроме того, фрагменты уроков, на которых используются презентации, отражают один из главных принципов создания современного урока – принцип фасциации ( принцип привлекательности). Благодаря презентациям, дети, которые обычно не отличались высокой активностью на уроках, стали активно высказывать свое мнение, рассуждать.

Достаточно широкое распространение мультимедиа проекторов позволяет значительно увеличить наглядность за счет использования учителем в ходе урока мультимедиа презентации. Компьютеры и информационные технологии вообще – удобный инструмент, который при разумном использовании способен привнести в школьный урок элемент новизны, повысить интерес учащихся к приобретению знаний, облегчить учителю задачу подготовки к занятиям. Применение компьютера на разных этапах обучения позволяет довести время активной работы учеников на уроке до 75-80% времени урока, вместо обычных 15-20%. Современные школьники быстрее и с большим интересом усваивают информацию с экрана компьютера, чем со слов учителя.

Использование ИКТ на уроках окружающего мира помогает расширить кругозор учащихся, побудить детей самостоятельно добывать информацию, сформировать интерес к предмету, повысить успеваемость и качество учебного процесса, делая обучение ярким, запоминающимся, интересным.

 

 

Применение ИКТ технологий в начальной школе

Применение ИКТ технологий в начальной школе

Применение ИКТ технологий в начальной школе

Применение ИКТ технологий в начальной школе

Применение ИКТ технологий в начальной школе

Применение ИКТ технологий в начальной школе

Применение ИКТ технологий в начальной школе

Применение ИКТ технологий в начальной школе

Применение ИКТ технологий в начальной школе

Применение ИКТ технологий в начальной школе

Применение ИКТ технологий в начальной школе

Применение ИКТ технологий в начальной школе

Применение ИКТ технологий в начальной школе

Применение ИКТ технологий в начальной школе

Применение ИКТ технологий в начальной школе

Применение ИКТ технологий в начальной школе
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
16.01.2020