ПРИМЕНЕНИЕ ИННОВАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ПРЕОДОЛЕНИИ НАРУШЕНИЙ ЛЕКСИКО-ГРАММАТИЧЕСКОГО СТРОЯ РЕЧИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ТНР
В условиях современной отечественной системы образования существенно повышаются требования к разработке содержания и методик коррекции нарушений речевого развития. Последние несколько лет внимание российского общества направлено на инновационные образовательные технологии. Задачи развития лексико-грамматического строя речи старших дошкольников с ТНР выдвигают в качестве актуальной проблему совершенствования методов обучения.
Стремление всех педагогов, в том числе логопедов, придать своей профессиональной деятельности инновационный характер. Логопеды, использующие инновации в коррекционно-педагогической работе, стремятся развивать у детей с нарушениями речи их индивидуальные способности, в том числе языковую способность, не ограничиваясь формированием «программных» знаний, умений и навыков.
Под инновационной логопедической технологией исследователи понимают «продуманную во всех деталях технологию, основанную на внедрении современных, новых методов и приемов коррекционной работы, направленной на повышение ее качества» .
Основным критерием «инновационности» технологии является повышение эффективности образовательного процесса за счет ее применения. Поэтому инновационными в логопедической практике можно называть те технологии логопедической работы, которые оказываются наиболее эффективными при реализации задач формирования речевой деятельности, в то же время они не представлены (или представлены недостаточно) в традиционных методиках (Р. Е. Левиной, С. Н. Шаховской, Т.Б. Филичевой и др.)»
Можно говорить о том, что инновационные технологии в логопедической практике – это лишь дополнение к общепринятым, проверенным временем технологиям (технология диагностики, технология звукопостановки, технология формирования речевого дыхания при различных нарушениях произносительной стороны речи и другие). Как правило, это новые способы взаимодействия педагога и ребёнка, новые стимулы, служащие для создания благоприятного эмоционального фона, способствуют включению в работу сохранных и активизации нарушенных психических функций.
Неотъемлемая характерная черта инновационной технологии – нетрадиционность. Как только та или иная технология упрочивает свои позиции в логопедической практике, можно говорить о том, что она утрачивает и нетрадиционный, и инновационный характер.
Классификация инновационных логопедических технологий производится по разным основаниям :
а) по цели воздействия различают:
– развивающие технологии (эмоциональное, сенсомоторное воспитание; мнемотехники, тренинги мыслительных процессов и др.);
– психокоррекционные технологии (арт-терапия, сказкотерапия, смехотерапия, цветотерапия, психогимнастика и др.);
– здоровьесберегающие технологии (гипокситерапия, логопедический и пальцевый массаж, су-джок-терапия, ароматерапия, дыхательные техники и др.);
б) по инструментам воздействия различают:
– информационно-коммуникационные технологии;
– дистанционные образовательные технологии;
в) по степени инновационности (традиционности) различают:
– педагогические технологии с использованием нетрадиционных для дефектологии приемов (ароматерапия, хромотерапия, библиотерапия, криотерапия и др.);
– смешанные технологии – традиционные логопедические технологии с использованием нововведений.
Использование тех или иных инновационных логопедических технологий в коррекции лексико-грамматического строя речи старших дошкольников с ТНР должно быть полностью обосновано структурой дефекта.
Так, Л. С. Волкова, С. Н. Шаховская, Т. Б. Филичева, Г. В. Чиркина отмечают, что неполноценная речевая деятельность накладывает отпечаток на формирование у детей с ТНР сенсорной, интеллектуальной и аффективно-волевой сферы :
– отмечается недостаточная устойчивость внимания, ограниченные возможности его распределения;
– речевое отставание отрицательно сказывается и на развитии памяти. При относительно сохранной смысловой, логической памяти у детей снижена вербальная память, страдает продуктивность запоминания. Они забывают сложные инструкции (трех - четырехступенчатые), элементы и последовательность заданий. Нередки ошибки дублирования при описании предметов, картинок;
– низкая активность припоминания может сочетаться с ограниченными возможностями развития познавательной деятельности;
– обладая полноценными предпосылками для овладения мыслительными операциями, доступными их возрасту, дети, однако, отстают в развитии наглядно-образной сферы мышления, без специального обучения с трудом овладевают анализом и синтезом, сравнением. Для многих из них характерна ригидность мышления.
Наряду с общей соматической ослабленностью и замедленным развитием локомоторных функций присуще и некоторое отставание в развитии двигательной сферы:
– недостаточная координация пальцев, кисти руки, недоразвитие мелкой моторики (например, при расстегивании и застегивании пуговиц, завязывании и развязывании шнурков, лент);
– замедленность, застревание в одной позе;
– дети отстают от нормально развивающихся сверстников в точном воспроизведении двигательного задания по пространственно-временным параметрам, нарушают последовательность элементов действия, опускают его составные части. Например, им трудны такие движения, как перекатывания мяча с руки на руку, передачи его с небольшого расстояния, удары об пол с попеременным чередованием, прыжки на правой и левой ноге, ритмические движения под музыку;
– типичным является и недостаточный самоконтроль при выполнении задания.
С учетом указанных особенностей детей с ТНР применение инновационных технологий с целью логопедической коррекции должно охватывать такие функции, как внимание, память, познавательная активность, наглядно-образное мышление, мелкая моторика, моторная координация . В качестве вспомогательных могут быть задействованы следующие инновационные технологии.
1) С целью коррекции памяти, внимания, наглядно-образного мышления:
– информационные технологии (обеспечивают наглядность, доступность, вариативность и возможность быстрого создания обучающего материала, удобство объективного контроля развития и деятельности детей, расширение сюжетного наполнения традиционной игровой деятельности, визуализацию акустических компонентов речи, расширение спектра невербальных заданий);
– мнемотехники (система приемов, облегчающих запоминание и увеличивающих объем памяти путем образования дополнительных ассоциаций) .
2) С целью коррекции моторных функций следует применять телесно-ориентированные техники:
– биоэнергопластика – соединение движений артикуляционного аппарата с движениями кисти руки ;
– логопедический массаж – активный метод механического воздействия, помогающий нормализовать мышечный тонус и тем самым подготовить мышцы к выполнению сложных движений, необходимых при артикуляции звуков (ручной, точечный, аппаратный, пальцевый массаж, массаж ладонных поверхностей каменными, металлическими или стеклянными разноцветными шариками; прищепочный массаж; массаж орехами, каштанами; массаж шестигранными карандашами; массаж чётками; массаж травяными мешочками; массаж зондами, зондозаменителями; массаж приборами су-джок-терапии ;
– логоритмика – система музыкально-двигательных, речедвигательных и музыкально-речевых игр и упражнений, осуществляемых в целях логопедической коррекции ;
– криотерапия – использование игр со льдом, при котором дозированное воздействие холода на нервные окончания пальцев обладает благотворительными свойствами.
3) С целью стабилизации эмоциональной сферы следует применять арттерапевтические методики:
– музыкотерапия (эмоциональное восприятие музыки, вокалотерапия, игра на музыкальных инструментах. В зависимости от мелодии, её ритмической основы и исполнения музыка может оказывать самые разнообразные эффекты) ;
– изотерапия (нетрадиционные техники рисования: кляксография, пальцевая живопись, рисование мягкой бумагой, рисование тычком жёсткой полусухой кистью, ниткография, рисование манной крупой, листьями, палочками, камушками, отпечатывание ватой, оттиск пробками, рисование ладонями и др.) ;
– сказкотерапия (метод, использующий сказочную форму для речевого развития личности, расширения сознания и совершенствования взаимодействия через речь с окружающим миром);
– куклотерапия (раздел арт-терапии, использующий в качестве основного приёма психокоррекционного воздействия куклу как промежуточный объект взаимодействия ребенка и взрослого. Цель куклотерапии – помочь сгладить переживания, укрепить психическое здоровье, улучшить социальную адаптацию, повысить самосознание, разрешить конфликтный ситуации в коллективной деятельности);
– песочная терапия (способствует более качественной коррекции речи и развитию эмоционально-волевой сферы).
Однако важно помнить о том, что «применение данных методов коррекции нельзя рассматривать самостоятельными и самодостаточными, их использование, скорее всего, служит для создания благоприятного эмоционального фона, что, в конечном итоге, улучшает эффективность коррекционного воздействия».
Инновационные технологии логопедического процесса не заменяют традиционных, но при этом дают положительный результат. У каждого ребенка с ТНР складываются наиболее благоприятные условия для развития не только речи, но и всех когнитивных процессов в целом. Реализация данных технологий способствует достижению наибольшей игровой раскрепощенности и высокой творческой активности; повышается жизненный тонус, физическое и психическое здоровье.
Инновационные методы воздействия в деятельности логопеда становятся перспективным средством коррекционно-развивающей работы с детьми, имеющими нарушения речи. Эти методы принадлежат к числу эффективных средств коррекции и помогают достижению максимально возможных успехов в преодолении речевых трудностей у детей дошкольного возраста. На фоне комплексной логопедической помощи инновационные методы, не требуя особых усилий, оптимизируют процесс коррекции речи детей и способствуют оздоровлению всего организма.
Важно как сохранить традиционные эффективные подходы, так и развивать новые направления логопедической теории и практики, а также помнить, что любая инновация хороша не сама по себе («инновация ради инновации», а как средство, метод, служащий определенной цели. На фоне комплексной логопедической помощи инновационные методы, не требуя особых усилий, оптимизируют процесс коррекции речи детей и способствуют оздоровлению всего организма.
МОУ «Бендерский детский сад № 24»
Консультация для педагогов:
«ПРИМЕНЕНИЕ ИННОВАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ПРЕОДОЛЕНИИ НАРУШЕНИЙ ЛЕКСИКО-ГРАММАТИЧЕСКОГО СТРОЯ РЕЧИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ТНР»
Составила: учитель-логопед
Лищенко Татьяна Владимировна
2018-2019 уч.год
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.