Применение контекстных задач на уроках физики в условиях дистанционного обучения.
Оценка 4.7

Применение контекстных задач на уроках физики в условиях дистанционного обучения.

Оценка 4.7
docx
26.11.2022
Применение контекстных задач на уроках физики в условиях дистанционного обучения.
Применение контекстных задач на уроках физики.docx

Применение контекстных задач на уроках физики

в условиях дистанционного обучения

Современный мир - это мир высоких технологий. Мир, который диктует свои требования к выпускнику СПО. Современный выпускник СПО  должен быть высокообразованным, коммуникабельным, целеустремлённым, обладать лидерскими качествами, а самое главное - уметь ориентироваться в большом потоке информации. Такие высокие условия к современному выпускнику требуют от педагога высокого мастерства преподавания, умения использовать современные образовательные технологии. Дистанционное образование – это новая форма преподавания.

Дистанционное образование - интересная и многообещающая форма работы. Она помогает расширить возможности получения студентами новой учебной информации. При этом студенты самостоятельно могут изучать темы уроков, посмотрев интернет - уроки. Но для такой работы студент  должен быть подготовлен, быть самодисциплинированным, и прежде всего заинтересованным лично в получении знаний. И на этом этапе мы сталкиваемся с определёнными трудностями. Прежде всего, очень мало студентов, которые в таких условиях могут самостоятельно получать знания. Ни для кого не секрет, что при выполнении дистанционных самостоятельных или контрольных работ студенты «незаконно» могут использовать технические подсказки (передают ответы по телефону, списывают из решебников и т.д.).

Как быть? Что делать? Как на расстоянии установить межличностный контакт между участниками образовательного процесса (студент - преподаватель)? Как систематически поддерживать  высокую мотивацию на получение знаний каждым студентом? Как объективно поставить оценку студенту? Для решения этих задач, в своей работе я использую технологию контекстного обучения. Психолого-педагогические основы контекстного обучения были разработаны российским психологом А. А. Вербицким и его последователями. «Контекстное обучение - это обучение, в котором осуществляется трансформация учебно-познавательной деятельности в социально-практическую». Контекстное обучение относится к образовательным технологиям, главная задача которых состоит в оптимизации преподавания и обучении с опорой не на процессы восприятия или памяти, а прежде всего на творческое, продуктивное мышление, поведение, общение.

Физика - интересный и трудный предмет. Предмет высокого симбиоза учебных дисциплин: математики, химии, истории, литературы, географии и т.д. Предмет на котором студент учиться выдвигать гипотезы, анализировать физические процессы, проводить физические эксперименты. Но самым трудным, как показывает практика, является умение правильно решать физические задачи. Способов решения задач много, и они хорошо известны. Главным для этого становится правильная организация самостоятельной деятельности студентов по решению задач. Самостоятельная деятельность студентов позволит сформировать у него глубокие и прочные знания.

Что такое контекстная задачи? Это задачи с практическим содержанием, условием которых являются конкретные жизненные ситуации. Это нестандартные задачи, они предлагаются в виде познавательной проблемы. Физика - один из тех предметов, на котором можно активно реализовывать данную технологию, так как в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта к подготовке учащихся на этапе формирования регулятивных универсальных учебных действий преподаватель должен сформировать у учащихся умения самостоятельно обнаруживать и формулировать проблему.  Выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных средств и искать самостоятельно средства достижения цели. Составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы. Такие задачи позволяют видеть физические явления в повседневной жизни. Вопросы, предлагаемые в контекстных задачах, вызывают интерес к предмету, способствуют лучшему усвоению материала и пониманию сути изучаемых законов физики, связь которых с жизнью становится ещё более очевидной. Особенно эффективны такие задачи, когда в качестве материала для них предлагаются репродукции картин известных художников, отрывок из художественного произведения или стихи.

Умение решать контекстные задачи развивает такие личностные качества, как самостоятельность и критичность мышления, способность к самоорганизации, что предусматривается в ФГОС, формирует прочную систему базовых знаний и умений, и помогает студентам  готовиться к  аттестации.

 Контекстные задачи можно применять на всех этапах урока: и при объяснении нового учебного материала для создания проблемной ситуации, и при первичном закреплении знаний, и при выполнении самостоятельных или лабораторных работ. Они развивают познавательный интерес, мышление, способствуют формированию умения наблюдать, делать выводы. Тем самым повышают у студентов мотивацию к обучению. А главное, при решение таких задач нет возможности списать. Каждый студент отвечает и работает самостоятельно.

1. Текстовые задачи.

С.Т. Аксаков. «Очерк зимнего дня»

В 1813 году с самого Николина дня установились трескучие декабрьские морозы, особенно с зимних поворотов, когда по народному выражению солнышко пошло на лето, а зима на мороз. Стужа росла с каждым днем, а 29 декабря ртуть застыла и опустилась в стеклянный шар... Великолепен был вид зимней природы. Мороз выжал влажность из древесных сучьев и стволов, и кусты, и деревья, даже камыши и высокие травы опушились блестящим инеем, по которому безвредно скользили солнечные лучи, осыпая их только холодным блеском алмазных огней... В тексте С.Т. Аксакова нашла своё отражение конкретная жизненная ситуация. В нём прекрасно иллюстрированы явления природы. «Очерк зимнего дня” учит студентов подмечать в обычных, на первый взгляд, явлениях важные и интересные свойства окружающего мира. В зависимости от уровня подготовки студенты отвечают на вопросы или самостоятельно анализируют текст.

Задание к тексту : Какие физические явления и процессы описаны в данном отрывке?  Какая температура установилась в декабре 1813 года? Представьте процесс перехода вещества из одного агрегатного состояния в другое в виде логической цепочки.

2. Задачи, зашифрованные в картине, басне сказке.

1. К. Маковский “Дети, бегущие от грозы”

Анализируя картину, студенты вспоминают физические явления. Устанавливают связь между ними. И как всегда, в зависимости от уровня подготовки студента педагогом ставится задача: отвечать по вопросам или самостоятельно анализировать.

Вопросы:  Под действием какой силы прогибаются доски мостика? Как возникает сила упругости? Куда направлена сила упругости? Сделайте чертёж и покажите направление этих сил.

Более высоким уровнем для студентов может служить задание- составление задачи к данной ситуации, введя дополнительные физические величины. Например: С какой силой давят на мостик сестрёнки, если масса одной - 42 кг, а другой - 12 кг?

2. Рассмотрите картину художника В. Васнецова «Ковер-самолет» и определите в какую сторону света летит ковёр - самолёт? 

3. Задачи с физическими неточностями.

1). Может ли это быть на самом деле?

Но лебедь рвётся в облака, рак пятится назад,

А щука тянет в воду. Кто виноват из них-

Судить не нам, да только воз и ныне там.

(И.А Крылов «Лебеди, щука и рак»)


2). Может ли с такой скоростью лететь ракета?

Сегодня в полдень пущена ракета.

Она летит куда быстрее света

И долетит до цели в семь утра

Вчера. (С.Я.Маршак)

3). Укажите, какой закон нарушен?
Она жила и по стеклу текла,

Но вдруг её морозом оковало,

И неподвижной льдинкой капля стала,

А в мире поубавилось тепла.

Примеров контекстных задач очень много. И каждый педагог подбирает их исходя из знаний интеллектуального уровня группы. Преподаватель  при этом не столько учит и воспитывает, сколько актуализирует, стимулирует студентов к развитию, создаёт условия для их самовыражения и самореализации. При контекстном обучении студент получает не “порцию информации”, а навык к исследовательской деятельности. Задача педагога - способствовать развитию у студентов желания учиться на протяжении всей жизни. А преподаватель - «указатель» на дороге, ведущей к знаниям.

 


 

Применение контекстных задач на уроках физики в условиях дистанционного обучения

Применение контекстных задач на уроках физики в условиях дистанционного обучения

Что такое контекстная задачи? Это задачи с практическим содержанием, условием которых являются конкретные жизненные ситуации

Что такое контекстная задачи? Это задачи с практическим содержанием, условием которых являются конкретные жизненные ситуации

Задание к тексту : Какие физические явления и процессы описаны в данном отрывке?

Задание к тексту : Какие физические явления и процессы описаны в данном отрывке?

Укажите, какой закон нарушен?

Укажите, какой закон нарушен?
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
26.11.2022