Применение кругов Эйлера-Венна как один из приемов для реализации ФГОС на уроках
Оценка 4.6

Применение кругов Эйлера-Венна как один из приемов для реализации ФГОС на уроках

Оценка 4.6
docx
19.03.2023
Применение кругов Эйлера-Венна как один из приемов для реализации ФГОС на уроках
Мастер- класс круги Эйлера.docx

Автор: Малутина Ольга Андреевна, учитель английского языка, МОУ ИРМО “Ширяевская СОШ”

 

Использование кругов Эйлера-Венна на уроках в качестве приема для обобщения и систематизации информации у учащихся.

 

 «Не мыслям надобно учить, а мыслить»          

 И.Кант     

 

В сценарии  приводится разработка мастер-класса, в котором подобран материал для начального знакомства с кругами Эйлера. Рассмотрена возможность применения  кругов Эйлера в различных учебных дисциплинах. Показана актуальность выбранного приема в процессе формирования умений выполнять такие логические операции, как: анализ, синтез,  сравнение, подведение под понятие, построение логической цепи рассуждений. 

Цель мастер-класса:  знакомство с кругами Эйлера – как одним из приемов реализации ФГОС на уроках.

Задачи

1)                рассмотреть понятие   кругов Эйлера и их возможность применения на уроках по различным предметам, в данном случае,  по русскому языку;

провести анализ формируемых  в ходе решения УУД;

2)                проанализировать с использованием  пересекающихся кругов Эйлера понятия “Имя прилагательное” и “Наречие”

Оборудование: памятки с кругами Эйлера; компьютерная презентация, листы бумаги, карандаши,  памятки с кратким содержанием понятий “Имя прилагательное”,  “Наречие”.

Основные теоретические сведения: Круги Эйлера:

1. Пересекающиеся понятия 

Это   совместимые       понятия, которые имеют  как общие, так и отличительные          признаки,   при этом элементы, которые находятся в пересечении,обладают признаками как первого, так и второго.  

 2. Подчиняющиеся понятия.

 

 

 

 

 

Это

совместимые

понятия,

в

которых       одно понятие подчиняется другому и имеет с ним какие-то общие признаки. (понятие        В обладает          всеми признаками понятия А, но в то же время понятие А обладает такими признаками,   которыми   не

обладает В)

 

3.     Соподчиненные понятия 

 

 Это несовместимые понятия, которые имеют общий род (понятия В и С

 обладают такими же признаками, что и

понятие А, но, при этом, их признаки

 отличаются друг от друга)

 

 

4.     Противоречащие понятия

 

 

Это несовместимые понятия, одно из

 которых получено путем прибавления

отрицательной частицы «не» к другому

 понятию .

 

 

 

 

 

 

 

 

                                     Ход мастер-класса.

  Этапы

 Деятельность учителя

    Время

Деятельность учащихся

1

Организационная часть

 

 

Выдает учащимся раздаточный материал, включающий:  листы с кругами Эйлера, памятки, карандаши, листы бумаги А4

 1 мин

 

2

Актуализа ция знаний

-В каждом учебном предмете очень много понятий, с которыми детям приходится знакомиться. И, чтобы рассуждать, необходимо в первую очередь проводить анализ и синтез изучаемых понятий. Леонард Эйлер – знаменитый швейцарский математик  15.04.1707-7(18.09.1783), (слайд с изображением Л. Эйлера) обучавший, в свое время нашего не менее великого земляка М.В. Ломоносова)  позволит формировать умения выполнять перечисленные логические операции. Круги Эйлера - это геометрическая схема, которая наглядно позволяет представить логические связи и отношения между понятиями с помощью кругов.

Как сказал Л. Эйлер, который их изобрел: “Круги очень подходят для того, чтобы облегчить наши размышления”.

Существует четыре вида кругов Эйлера по типу понятий: пересекающиеся, соподчиненные, подчиняющияся, противоречащие. (Слайд с видами кругов Эйлера)

На примере пересекающихся кругов Эйлера разберем два поняти: домашняя кошка и  тигрица. (Слайд с изображением кошек).  На примере двух изображений соотнесем  общие и различающиеся понятия.

 

 

 

 

7мин.

 Приводят примеры понятий к кругам Эйлера.

3

Круги Эйлера  (практическая часть)

- Перед вами памятки с характеристикой  понятий частей речи ”Имя прилагательное” и “Наречие”.

 - Внимательно изучите их.    Поделитесь на пары.

 - Возьмите листы А4 и нарисуйте пересекающиеся круги Эйлера.         - Выполните анализ данных понятий , используя пересекающиеся круги Эйлера.  Сделайте вывод об итогах данной работы. (Что общего между понятиями и чем отличаются?)       Придумайте свои примеры понятий для анализа  с использованием кругов Эйлера.

- Сделайте выводы.

 

15 мин.

  Выполняют задание в парах, делают вывод.

4.

 Заключительная часть

- В результате использования на уроках кругов Эйлера мы можем формировать у учащихся такие навыки как: анализ информации, систематизация, умение устанавливать причинно-следственные связи, развивать мышление и речь. Спасибо за внимание.

 

 1 мин.

 

 


 

Автор: Малутина Ольга Андреевна, учитель английского языка,

Автор: Малутина Ольга Андреевна, учитель английского языка,

Подчиняющиеся понятия.

Подчиняющиеся понятия.

Ход мастер-класса. №

Ход мастер-класса. №

Существует четыре вида кругов

Существует четыре вида кругов

Спасибо за внимание. 1 мин

Спасибо за внимание. 1 мин
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
19.03.2023