Автор: Малутина Ольга Андреевна, учитель английского языка, МОУ ИРМО “Ширяевская СОШ”
Использование кругов Эйлера-Венна на уроках в качестве приема для обобщения и систематизации информации у учащихся.
«Не мыслям надобно учить, а мыслить»
И.Кант
В сценарии приводится разработка мастер-класса, в котором подобран материал для начального знакомства с кругами Эйлера. Рассмотрена возможность применения кругов Эйлера в различных учебных дисциплинах. Показана актуальность выбранного приема в процессе формирования умений выполнять такие логические операции, как: анализ, синтез, сравнение, подведение под понятие, построение логической цепи рассуждений.
Цель мастер-класса: знакомство с кругами Эйлера – как одним из приемов реализации ФГОС на уроках.
Задачи:
1) рассмотреть понятие кругов Эйлера и их возможность применения на уроках по различным предметам, в данном случае, по русскому языку;
провести анализ формируемых в ходе решения УУД;
2) проанализировать с использованием пересекающихся кругов Эйлера понятия “Имя прилагательное” и “Наречие”
Оборудование: памятки с кругами Эйлера; компьютерная презентация, листы бумаги, карандаши, памятки с кратким содержанием понятий “Имя прилагательное”, “Наречие”.
Основные теоретические сведения: Круги Эйлера:
1. Пересекающиеся понятия
Это совместимые понятия, которые имеют как общие, так и отличительные признаки, при этом элементы, которые находятся в пересечении,обладают признаками как первого, так и второго.
2. Подчиняющиеся понятия. |
|
|
|
|
|
Это |
совместимые |
понятия, |
в |
которых одно понятие подчиняется другому и имеет с ним какие-то общие признаки. (понятие В обладает всеми признаками понятия А, но в то же время понятие А обладает такими признаками, которыми не
обладает В)
3. Соподчиненные понятия
Это несовместимые понятия, которые имеют общий род (понятия В и С
обладают такими же признаками, что и
понятие А, но, при этом, их признаки
отличаются друг от друга)
4. Противоречащие понятия
Это несовместимые понятия, одно из
которых получено путем прибавления
отрицательной частицы «не» к другому
понятию .
Ход мастер-класса.
№ |
Этапы |
Деятельность учителя |
Время |
Деятельность учащихся |
1 |
Организационная часть
|
Выдает учащимся раздаточный материал, включающий: листы с кругами Эйлера, памятки, карандаши, листы бумаги А4 |
1 мин |
|
2 |
Актуализа ция знаний |
-В каждом учебном предмете очень много понятий, с которыми детям приходится знакомиться. И, чтобы рассуждать, необходимо в первую очередь проводить анализ и синтез изучаемых понятий. Леонард Эйлер – знаменитый швейцарский математик 15.04.1707-7(18.09.1783), (слайд с изображением Л. Эйлера) обучавший, в свое время нашего не менее великого земляка М.В. Ломоносова) позволит формировать умения выполнять перечисленные логические операции. Круги Эйлера - это геометрическая схема, которая наглядно позволяет представить логические связи и отношения между понятиями с помощью кругов. Как сказал Л. Эйлер, который их изобрел: “Круги очень подходят для того, чтобы облегчить наши размышления”. Существует четыре вида кругов Эйлера по типу понятий: пересекающиеся, соподчиненные, подчиняющияся, противоречащие. (Слайд с видами кругов Эйлера) На примере пересекающихся кругов Эйлера разберем два поняти: домашняя кошка и тигрица. (Слайд с изображением кошек). На примере двух изображений соотнесем общие и различающиеся понятия. |
7мин. |
Приводят примеры понятий к кругам Эйлера. |
3 |
Круги Эйлера (практическая часть) |
- Перед вами памятки с характеристикой понятий частей речи ”Имя прилагательное” и “Наречие”. - Внимательно изучите их. Поделитесь на пары. - Возьмите листы А4 и нарисуйте пересекающиеся круги Эйлера. - Выполните анализ данных понятий , используя пересекающиеся круги Эйлера. Сделайте вывод об итогах данной работы. (Что общего между понятиями и чем отличаются?) Придумайте свои примеры понятий для анализа с использованием кругов Эйлера. - Сделайте выводы. |
15 мин. |
Выполняют задание в парах, делают вывод. |
4. |
Заключительная часть |
- В результате использования на уроках кругов Эйлера мы можем формировать у учащихся такие навыки как: анализ информации, систематизация, умение устанавливать причинно-следственные связи, развивать мышление и речь. Спасибо за внимание. |
1 мин. |
|
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.