Применение метода театрализации на уроках русского языка при закреплении словарных слов
Оценка 4.8

Применение метода театрализации на уроках русского языка при закреплении словарных слов

Оценка 4.8
docx
01.02.2022
Применение метода театрализации на уроках русского языка при закреплении словарных слов
СТАТЬЯ - Применение метода театрализации на уроках русского языка.docx

Применение метода театрализации на уроках русского языка

при закреплении словарных слов

 

Шевская Яна Васильевна

Учитель коррекционно-развивающего обучения

 первой квалификационной категории

МОУ ИРМО «Кудинская СОШ»

 

Актуальность. Повышение орфографической грамотности учащихся  остаётся одной из важнейших, актуальных проблем в методике преподавания русского языка.

В числе главных задач обучения в современной школе являются развитие речи и мышления  школьников. Одним из показателей умственного и речевого развития обучающихся служит богатство их словарного запаса, который необходим языку как строительный материал.

Также актуальной остаётся задача - сделать процесс изучения словарных слов интересным, познавательным и доступным.

Основной идеей при создании статьи было желание показать возможности использования педагогических приёмов, облегчающих запоминание словарных слов детьми с ОВЗ, развивающих мыслительные способности и кругозор учащихся. А также поделиться с коллегами личным опытом, заинтересовать предложенным видом работы.

С учётом особенностей восприятия, мышления и памяти детей с ОВЗ (с интеллектуальными нарушениями), применение метода театрализации на уроках русского языка является наиболее эффективным, так как позволяет задействовать максимальное количество органов чувств (зрение, слух, осязание), а также даёт возможность «прожить», «проиграть» ситуацию, связанную с изучаемым словом.Слово – это  частица знания и обобщения опыта. Чем богаче активный словарь человека, тем содержательнее, доходчивее, грамотнее его устная и письменная речь. [8]

Поэтому необходимым элементом словарной работы является перевод слов из пассивного словаря учащихся в активный. Ведь в традиционной практике при знакомстве со «cловарными» словами ребенку отводится, как правило, пассивная роль и словарные слова подлежат механическому запоминанию, что является малоэффективным, и дети продолжают совершать ошибки в этих словах.

Задача учителя - нацеливать ученика на осмысленное запоминание с учетом особенностей обучающихся с ОВЗ. Мы знаем, что мышление учащихся коррекционных  классов носит наглядно-образный характер – опирается на конкретные представления и образы. Учитывая это, на уроках используются следующие способы работы:

-         рассматривание карточки-картинки с изображением предмета (например, тетради, пенала, карандаша);

-         чтение загадки и её отгадывание;

-         прослушивание толкования и определение предмета, о котором идёт речь;

-         описание признаков предмета или подбор слова-синонима.

Дети определяют, какое слово они будут изучать,в результате чего формируется образ слова. При освоении технологий запоминания словарных слов в каждом случае приоритет остается за ведущей модальностью учеников «визуалов», «аудиалов», «кинестетиков».

Далее работа ведётся над так называемым «слуховым» образом слова, т.е.проговаривание, определение «трудного» места, ударение.

Основная задача – усвоить правильное написание слов через «образ» поэтапно.Этапы формирования «образа» словас учётом модального способа восприятия информации ребенком следующие:

-         видеть объект, запоминать по образцу, предлагаемому учителем;

-         находить образ к  изучаемой орфограмме, через ассоциацию запоминать правописание слова;

-         вспомнить в нужный момент ассоциативный образ слова.

При работе со словарными словами используются разные методы запоминания:звуковых и графических ассоциаций, деления слова, ребусов и загадок,комбинированный метод, метод возвращения в забытую этимологию слова и т.д.

Но главное - создать в памяти ребенка ситуацию яркого «образа» и прожить её, это становится возможным, применяя метод театрализации.

Мы можем отметить, что современная жизнь перенасыщена электронными средствами образования, готовыми презентациями, что лишает обучающихся возможности развивать речь, образное мышление, повышать уровень коммуникативной культуры. Театрализация же помогает восполнить нехватку речи и образов, а также живого общения.[6]

По определению специалистов театрализация – это есть «наглядно-действенное представлениематериаласредством сценического искусства…». Л.С.Выготский употребляет слово «драматизация» именно в значении театрализации. [3]

По мнению К.С. Станиславского, «театральная деятельность – средство для социализации и развития детей, поскольку подобная деятельность естественна для них. Именно в игре ребёнок не только получает информацию об окружающем мире,… но и учится жить в этом мире, строить взаимоотношения с окружающими, а это требует творческой активности личности».[7]

Метод театрализации в педагогике имеет богатую историю. Он основан на принципах естественных приемов обучения и социализации детей (игре и имитации), применяется на различных этапах образования, в разных формах реализации.Использование данного метода отвечает целям и задачам современной педагогики.

Обучая детей мы воспитываем и развиваем их.Прежде всего, развиваявыразительные стороны личности: навыки и технику речи, эмпатию, эмоциональную культуру, выразительно-пластические и творческие способности, что невозможно без внимания, памяти, воображения, фантазии.При использовании метода театрализации развиваются и мыслительные процессы.

Мы всегда, так или иначе, используем театрализацию в своей школьной работе, правда несколько ограниченно и в самых простых формах. Например, дается задание: «Изобразите прочитанное стихотворение, словарное слово, героя в технике пантомимы».Нетрадиционные формы уроков – есть не что иное, как введение в образовательный процесс элементов театрализации.

Элементы театрализации достаточно разнообразны и приносят положительные результаты, повышая качество обучения учащихся с ОВЗ. В процессе игровой творческой деятельности успешно решаются также и воспитательные задачи:

-         нравственное воспитание, то есть понятие о добре и зле, разрушении и созидании, гармонии и хаосе;

-         воспитание культуры;

-         совершенствование навыков коллективной работы;

-         расширение культурно-эстетического кругозора и т.д.

Важно знать, что игровые формы способствуют возникновению и поддержанию интереса к учебе вообще и к родному языку, и к чтению в частности.

Также важно понимать, что театрализованная игра является одним из эффективных средств социализации школьника.Театрализованные уроки привлекательны еще и тем, что вносят в ученические будни атмосферу праздника, приподнятое настроение, позволяют ребятам проявить свою инициативу, способствуют выработке у них чувства взаимопомощи, коммуникативных умений.

Так как театральная деятельность предполагает активное включение в творческую коллективную работу, то ученики усваивают учебный материал более эффективно, особенно через взаимодействия с другими людьми, ведь театр, как вид искусства, моделирует поведение человека.

В моей практике хорошие результаты дали уроки-театрализации, как в начальной школе на уроках сказкотерапии, так и в средних классах на уроках русского языка и чтения. И мне хотелось бы поделиться некоторыми наблюдениями в этой области, а именно: применение театрализации на уроках русского языка.

Хочется заметить, что приведенные ниже задания не являются случайными на уроках, они носят достаточно универсальный характер при изучении различных тем.

На уроках русского языка и чтения  у учащихся возникает проблема, как запомнить часть речи, текст, словарные слова, стих. Я предложила ребятам сначала изображать изучаемую часть речи или словарное слово так, как они их себе представляют, т.е. через рисунок.

Такие рисунки для учителя – большая находка, так как в них поднимается проблема диагностики, а именно, подход к ученику через доминирующие контакты с окружающим миром – зрение, слух, осязание.

В зависимости от способа восприятия информации ребенку адресуется вопрос, сформулированный по-разному, одному мы скажем:

«Представь себе, что…» - воздействуя на зрение; другому: «Вспомни свои ощущения, когда, …» - осязание; третьему: «Что ты слышал, когда…» - слух. Затем детям предлагаются опорные схемы для пересказа или заучивания, в которых прорисовываются ключевые слова, либо изображаются сценически (жест, пантомима, диалог, монолог и т.д.).

У ребят при таком задании развивается наглядно-образное мышление. При выполнении данной работы дети самостоятельно находят примеры и выражают свое понимание в удобной для них форме и создают свой образ, проигрывая или изображая его,либо составляя диалог, что способствует более прочному усвоению материала.

Элементы театрализации всегда имеют эмоциональный отклик, учат думать, работать в коллективе, отстаивать свои убеждения, развивают у учащихся интерес к творчеству и к предмету (Приложение1).

Любой урок должен дать свой результат, не только личностный, но и предметный. Например, «проигранные» словарные словамы закрепляем при помощи интерактивных тестов. Именно подобные тесты,с которыми ребята работают с интересом, помогают оценить знания учеников и дают возможность сразу увидеть каждому свой результат и проработать ошибки. То есть, как и любой  урок, урок-театрализация получает свое логическое завершение: оценка и закрепление знаний.

 

Библиографический список.

1.     Анохина Т. М. Русский язык. 1- 4 классы: работа со словарными словами. Занимательные материалы. Вып. 2 – Волгоград: Учитель, 2007. – 269 с.

2.     Богоявленский, Д.Н. Усвоение орфографии. - М.: Просвещение, 2007.

3.     Выготский Л.С. Мышление и речь.// Собр.соч.: в 6 т. М., 1982.- Т.2. – 361с.

4.     Екжанова Е.А., Стребелева Е.А. Системный подход к разработке программы коррекционно-развивающего обучения детей с нарушениями интеллекта // Дефектология, 2009. №6. - С. 25 - 34.

5.     Кубасова О.В. Прием драматизации на уроках чтения //Начальная школа. 2000. - №11. С. 30-36.

6.     Малышева О. К., Жесткова Е. А. Элементы театрализации на уроках литературного чтения в начальной школе // Молодой ученый. — 2015. — №18. — С. 471-474. — URL https://moluch.ru/archive/98/21996/

7.     Основы системы Станиславского: учебное пособие / авт.-сост. Н.В. Киселева, В.А. Фролов. - Ростов н/Д.: Феникс, 2000.

8.     Текучев А.В. Методика русского языка в средней школе. – М., 1970. – 435 с.

9.     Ушакова О.Д. Напиши диктант без ошибок! 1 – 4 классы. – СПб.: Издательский Дом «Литера», 2010. – 64 с.

 


 

Приложение 1

Фрагмент урока – театрализации

Тема: «Словарные слова. Профессии»

Действие происходит на сцене. Появляются участники один за другим в сценическом образе со стихотворными словами, где ключевым является словарное слово из цикла «профессии», изученных в 7 классе.

 

1.     1. Аптекарь

У меня вы все бывали,
И, наверное, не раз,
Йод, таблетки покупали
Или капельки для глаз.

 

 Мазь, микстура, витамины
Здесь всегда на полках ждут.
Этот список очень длинный,
Как же разобраться тут?

Я не повар, и не пекарь

Я простой, простой ….(Аптекарь)

А где я работаю?.. (в аптеке)

Верно. (открывает название «АПТЕКА» на доске)

2.     2. Почтальон

Письма, телеграммы и газеты
Разношу я  в срок по адресам.
Новости со всех концов планеты
Кто всегда доставит вам?...

 

Вам журнал – «Медицинский вестник» (обращаясь к аптекарю).

Обращаю ваше внимание, что в названии моей профессии есть трудная буква …«А».

Ап.: Давайте повторим это слово по слогам, выделяя голосом эту орфограмму - поч-тАль-он.

Пишите письма!

3.     3. Тренер

Кто проводит тренировки

Учит бегать, прыгать ловко

Я избавлю вас от лени

Я же ваш любимый… (тренер)

 

«Дайте мазь от растяжений!» (обращаясь к аптекарю)

А вы меня запомнили? Моя профессия пишется через букву «Е»!

Ап.: Произнесём слово по слогам: тре-нЕр.

Физкультпривет!

4.     Милиционер

Если вы в беду попали-

Телефон 02 набрали.

Кто, скажите, к вам придёт,

Всем поможет, всех спасёт! (Милиционер)

Но помните, моя профессия пишется через букву «И».

Ап.: Произнесите профессию по слогам: ми-лИ-ци-о-нер.

Обращайтесь, если что!

5.     Хирург

Этот доктор удалит

Вам легко аппендицит.

Скальпель - он – мой лучший друг.

Кто скажите я?  - … (хирург).

 

А знаете ли вы, мои друзья, какая трудная буква спряталась в названии моей профессии? Ну конечно буква «И».

Произнесите слово по слогам: хИ-рург.

Будьте здоровы!

6.     Продавец

Вы придёте в магазин

В нём обилие витрин.

Выбрать нужную покупку

Вам поможет очень чуткий,

Ну, скажите, наконец

Кто же это?... (продавец).

Чистота-залог здоровья! Продайте мне мыло, да не простое, а антибактериальное.

Вот спасибо вам, аптекарь, настоящий человек вы.

 Приходите в магазин, туда, где множество

 витрин.

Обращаю и ваше внимание, что в названии моей профессии трудная буква «О».

Ап.: Повторим все вместе слово по слогам: прО-да-вец.

7.      7. Аптекарь (заключительные слова)

Мы сегодня - повторяли.

Все профессии собрали.

Все их чётко прочитали.

И словарные слова

Мы запомним навсегда.

 

Рефлексия

-Так что объединяет все эти слова?

-(ответы участников) Это словарные слова. А ещё – это названия профессий.

-Верно. Слово «профессия» также является словарным словом, в котором две трудные позиции - буква О и удвоенная согласная С, которые нужно запомнить.

1. Были ли трудности при запоминании словарных слов? (ответы участников). Если да, то у нас есть возможность проработать сложные слова повторно.

2.Вопрос к участникам: Понравилось ли вам играть роли персонажей?

3.Вопрос к зрителям: Хотелось бы вам побывать в роли актёров на других уроках?

4. А теперь предлагаю всем проверить, хорошо ли вы запомнили все словарные слова, о которых мы сегодня говорили. Вашу работу проверит компьютер, и вы сразу увидите свой результат на экране. (Предлагается интерактивный тест за компьютером. В тесте даются дифференцированные задания, рассчитанные на 2 уровня сложности. В первом уровне нужно выбрать правильную букву, которая пропущена в словах, во втором уровне – выбрать правильный вариант написания  слова).

Ознакомьтесь с оценочной шкалой: Если вы набрали от 35 до 50 % - это оценка 3; если от 51 до 64 % - ваши знания оцениваются на 4; а если ваш % составит от 65 до 100 - это оценка 5.

После теста -  выставим  оценки за урок.

Домашнее задание – составить предложения с изученными словарными словами.


 

Применение метода театрализации на уроках русского языка при закреплении словарных слов

Применение метода театрализации на уроках русского языка при закреплении словарных слов

Поэтому необходимым элементом словарной работы является перевод слов из пассивного словаря учащихся в активный

Поэтому необходимым элементом словарной работы является перевод слов из пассивного словаря учащихся в активный

Но главное - создать в памяти ребенка ситуацию яркого «образа» и прожить её, это становится возможным, применяя метод театрализации

Но главное - создать в памяти ребенка ситуацию яркого «образа» и прожить её, это становится возможным, применяя метод театрализации

Изобразите прочитанное стихотворение, словарное слово, героя в технике пантомимы»

Изобразите прочитанное стихотворение, словарное слово, героя в технике пантомимы»

На уроках русского языка и чтения у учащихся возникает проблема, как запомнить часть речи, текст, словарные слова, стих

На уроках русского языка и чтения у учащихся возникает проблема, как запомнить часть речи, текст, словарные слова, стих

Библиографический список. 1

Библиографический список. 1

Приложение 1 Фрагмент урока – театрализации

Приложение 1 Фрагмент урока – театрализации

Хирург Этот доктор удалит

Хирург Этот доктор удалит
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
01.02.2022