Применение методики «Карта одарённости»
Методика «Карта одаренности»
(Савенков А.И. «Одаренный ребенок дома и в школе»)
Методика создана автором для родителей, возрастной диапазон, в котором она может применяться, – от 5 до 10 лет. С помощью методики можно количественно оценить степень выраженности у ребенка различных видов одаренности.
Инструкция.
Перед вами 80 вопросов, сгруппированных по десяти относительно самостоятельным областям поведения и деятельности ребенка. Внимательно изучите их и дайте оценку вашему ребенку по каждому параметру, пользуясь следующей шкалой:
«++» – оцениваемое свойство личности развито хорошо, четко выражено, проявляется часто;
«+» – свойство заметно выражено, но проявляется непостоянно;
«0» – оцениваемое и противоположное свойство личности выражены нечетко, в проявлениях редки,
в поведении и деятельности уравновешивают друг друга;
«–» – более ярко выражено и чаще проявляется свойство личности, 8
противоположное оцениваемому.
Оценки заносите в лист ответов. Оценку по первому положению помещаем в первую клетку листа ответов, оценку по второму во вторую и так далее. Всего у вас на это должно уйти 10–15 минут.
Если вы затрудняетесь дать оценку, потому что у вас нет достаточных для этого сведений, оставьте соответствующую клетку пустой. Понаблюдайте за этой стороной деятельности ребенка.
Попросите других взрослых, хорошо знающих ребенка, например бабушек и дедушек, дать свои оценки по этой методике. Потом можно вычислить средние показатели, что сделает результаты более объективными.
Лист вопросов
1 |
Склонен к логическим рассуждениям, способен оперировать абстрактными понятиями. |
||
2 |
Нестандартно мыслит и часто предлагает неожиданные, оригинальные решения. |
||
3 |
Учится новым знаниям очень быстро, всё схватывает на лету. |
||
4 |
В рисунках нет однообразия. Оригинален в выборе сюжетов. Обычно изображает много разных предметов, людей, ситуаций. |
||
5 |
Проявляет большой интерес к музыкальным занятиям. |
||
6 |
Любит сочинять (писать) рассказы или стихи. |
||
7 |
Легко входит в роль какого-либо персонажа: человека, животного и других. |
||
8 |
Интересуется механизмами и машинами. |
||
9 |
Инициативен в общении со сверстниками. |
||
10 |
Энергичен, производит впечатление ребенка. Нуждающегося в большом объеме движений. |
||
11 |
Проявляет большой интерес и исключительные способности к классификации. |
||
12 |
Не боится пробовать что-то новое, стремится всегда проверить новую идею, делает несколько попыток при неудаче. |
||
13 |
Быстро запоминает услышанное и прочитанное без специального заучивания, не тратит много времени на осмысление того, что нужно запомнить. |
||
|
14 |
Становится задумчивым и очень серьезным, когда видит хорошую картину, слышит музыку, видит необычную скульптуру, красивую (художественно выполненную) вещь. |
|
|
15 |
Чутко реагирует на характер и настроение музыки. |
|
|
16 |
Может легко построить рассказ, начиная от завязки сюжета и кончая разрешением какого-либо конфликта. |
|
|
17 |
Интересуется актерской игрой. |
|
|
18 |
Может устранить несложную поломку в бытовом приборе, использовать старые детали для создания новых поделок, игрушек, приборов. |
|
|
19 |
Не теряет уверенности даже в окружении незнакомых людей. |
|
|
20 |
Любит участвовать в спортивных играх и состязаниях. |
|
|
21 |
Умеет хорошо излагать свои мысли, имеет большой словарный запас. |
|
|
22 |
Изобретателен в выборе и использовании различных предметов (например, использует в играх не только игрушки, но и мебель, предметы быта и другие средства). |
|
|
23 |
Знает много о таких событиях и проблемах, о которых его сверстники обычно не знают. |
|
|
24 |
Способен составлять оригинальные композиции из цветов, рисунков, камней, марок, открыток и т.д. |
|
|
25 |
Хорошо поет. |
|
|
26 |
Рассказывая о чем -то умеет хорошо придерживаться выбранного сюжета, не теряет основную мысль. |
|
|
27 |
Меняет интонацию голоса и манеру говорить, когда изображает другого человека. |
|
|
28 |
Любит разбираться в причинах неисправности механизмов, любит загадочные поломки и вопросы на «поиск». |
|
|
29 |
Легко общается с детьми и взрослыми. |
|
|
30 |
Часто выигрывает в разных спортивных играх у сверстников. |
|
|
31 |
Хорошо улавливает связь между одним событием и другим, между причиной и следствием. |
|
|
32 |
Способен увлечься, уйти с головой в интересующее его занятие. |
|
|
33 |
Обгоняет в учебе сверстников на год или два, то есть должен бы учиться в более старшем классе, чем учится реально. |
|
|
34 |
Любит использовать какой-либо новый материал для изготовления игрушек, коллажей, рисунков, в строительстве детских домиков на игровой площадке. |
|
|
35 |
В игру на музыкальном инструменте, в песню или танец вкладывает много энергии и чувств. |
|
|
36 |
Придерживается только необходимых деталей в рассказах о событиях , всё несущественное отбрасывает, оставляет главное, наиболее характерное. |
|
|
37 |
Разыгрывая драматическую сцену, способен понять и изобразить конфликт. |
|
|
38 |
Любит рисовать чертежи и схемы механизмов. |
|
|
39 |
Улавливает причины поступков других людей. |
|
|
40 |
Бегает быстрее всех в детском саду, в классе. |
|
|
41 |
Любит решать сложные задачи, требующие умственного усилия. |
|
|
42 |
Способен по- разному подойти к одной и той же проблеме. |
|
|
43 |
Проявляет ярко выраженную, разностороннюю любознательность. |
|
|
44 |
Охотно рисует, лепит, создает композиции, имеющие художественное назначение (украшение для дома, одежды и т.д.), в свободное время без побуждения взрослых. |
|
|
45 |
Любит музыкальные записи. Стремится пойти на концерт или туда, где можно слушать музыку. |
|
|
46 |
Выбирает в своих рассказах такие слова, которые хорошо передают эмоциональное состояние героев, их переживания и чувства. |
|
|
47 |
Склонен передавать чувства через мимику, жесты, движения. |
|
|
48 |
Читает (любит, когда ему читают) журналы и статьи о создании новых приборов, машин, механизмов. |
|
|
49 |
Часто руководит играми и занятиями других детей. |
|
|
50 |
Двигается легко, грациозно. Имеет хорошую координацию движений. |
|
|
51 |
Наблюдателен, любит анализировать события и явления. |
|
|
52 |
Способен не только предлагать, но и разрабатывать собственные и чужие идеи. |
|
|
53 |
Читает книги, статьи, научно-популярные издания с опережением своих сверстников на год или на два. |
|
|
54 |
Обращается к рисунку или лепке для того, чтобы выразить свои чувства и настроение. |
|
|
55 |
Хорошо играет на каком-либо музыкальном инструменте. |
|
|
56 |
Умеет передавать в рассказах такие детали, которые важны для понимания события (что обычно не умеют делать его сверстники) и в то же время не упускает основной линии событий, о которых рассказывает. |
|
|
57 |
Стремится вызвать эмоциональную реакцию у других людей, когда о чем-то с увлечением рассказывает. |
|
|
58 |
Любит обсуждать научные события, изобретения, часто задумывается об этом. |
|
|
59 |
Склонен принимать на себя ответственность, выходящую за пределы, характерные для его возраста. |
|
|
60 |
Любит ходить в походы, играть на открытых спортивных площадках. |
|
|
61 |
Способен долго удерживать в памяти символы, буквы, слова. |
|
|
62 |
Любит пробовать новые способы решения жизненных задач, не любит уже испытанных вариантов. |
|
|
63 |
Умеет делать выводы и обобщения. |
|
|
64 |
Любит создавать объемные изображения. Работать с глиной, пластилином, бумагой и клеем. |
|
|
65 |
В пении и музыке стремится выразить свои чувства и настроение. |
|
|
66 |
Склонен фантазировать, стараясь добавить что-то новое и необычное, когда рассказывает о чем-то уже знакомом и известном всем. |
|
|
67 |
С большой легкостью драматизирует, передает чувства и эмоциональные переживания. |
|
|
68 |
Проводит много времени над конструированием и воплощением собственных проектов (моделей автомобилей, кораблей и пр.). |
|
|
69 |
Другие дети предпочитают выбирать его в качестве партнера по играм и занятиям. |
|
70 |
Предпочитает проводить свободное время в подвижных играх(хоккей, баскетбол, футбол и т.д.). |
71 |
Имеет широкий круг интересов, задает много вопросов о происхождении и функциях предметов. |
72 |
Продуктивен, чем бы не занимался (рисование, сочинение историй, конструирование и др.), способен предложить большое количество самых разных идей и решений. |
73 |
В свободное время любит читать научно-популярные издания (детские энциклопедии и справочники), читает их с большим интересом, чем художественные книги (сказки, детективы и др.). |
74 |
Может высказать собственную оценку произведений искусства, пытается воспроизвести то, что ему понравилось, в своем собственном рисунке или созданной игрушке, скульптуре. |
75 |
Сочиняет собственные оригинальные мелодии. |
76 |
Умеет в рассказе изобразить своих героев очень живо, передает их характер, чувства, настроения. |
77 |
Любит игры-драматизации. |
78 |
Быстро и легко осваивает компьютер |
79 |
Обладает даром убеждения, способен внушать свои идеи другим. |
80 |
Физически выносливее сверстников. |
Лист ответов
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
11 |
12 |
13 |
14 |
15 |
16 |
17 |
18 |
19 |
20 |
21 |
22 |
23 |
24 |
25 |
26 |
27 |
28 |
29 |
30 |
31 |
32 |
33 |
34 |
35 |
36 |
37 |
38 |
38 |
40 |
41 |
42 |
43 |
44 |
45 |
46 |
47 |
48 |
49 |
50 |
51 |
52 |
53 |
54 |
55 |
56 |
57 |
58 |
59 |
60 |
61 |
62 |
63 |
64 |
65 |
66 |
67 |
68 |
69 |
70 |
71 |
72 |
73 |
74 |
75 |
76 |
77 |
78 |
79 |
80 |
Обработка результатов.
Сосчитайте количество плюсов и минусов по вертикали (плюс и минус взаимно уничтожаются). Результаты подсчетов запишите внизу под каждым столбиком. Полученные суммы баллов характеризуют вашу оценку степени развития у ребенка следующих видов одаренности:
· интеллектуальная;
· творческая;
· академическая (научная);
· художественно-изобразительная;
· музыкальная;
· литературная;
· артистическая;
· техническая;
· лидерская;
· спортивная.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.