Министерство науки и высшего образования РФ
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования
«Казанский (Приволжский) федеральный университет»
Елабужский институт
ОТДЕЛЕНИЕ ИНОСТРАННЫХ ЯЗЫКОВ
ИТОГОВАЯ АТТЕСТАЦИОННАЯ (ПРОЕКТНАЯ) РАБОТА
Применение методов оценивания на уроках английского языка
Работу выполнила:
Мясникова Анна Сергеевна
"26" апреля 2023г. ________________ (А.С. Мясникова)
Слушатель курсов ПК
по программе «Современные тенденции преподавания иностранных языков в школе»
Елабуга, 2023
Введение
Актуализация проблемы оценки и оценивания результатов обучения связана в последние годы с введением Федерального государственного образовательного стандарта на ступени начальной и основной школы (ФГОС нового поколения). Однако следует отметить, что российская школа в последнее десятилетие достигла некоторых успехов в реализации новых подходов в оценивании результатов обучения за счёт реализации в практике школы идей компетентностного подхода. Они расширили сферу приложения процедур оценки, а в связи с введением нового формата итоговой аттестации на всех ступенях школы возникли новые условия для её дифференциации.
С очевидностью следует констатировать факт: система оценивания в том виде, в котором она существует сегодня, противоречит требованиям к системе оценивания, предъявляемой Стандартом. Во-первых, отметка в массовой школе по-прежнему выставляется за урок, за упражнение, самостоятельную работу, устный ответ и т.д., а не за достигнутый учащимся результат деятельности, иными словами, отсутствует практика использования критериального подхода к оцениванию результатов деятельности. Кроме того, при такой системе оценивания ученик практически не осознаёт, за отсутствие какого знания, умения, компетентности он реально получил отметку. Во-вторых, в массовой школьной практике мало опыта определения и оценивания динамики и уровней сформированности универсальных учебных действий. В-третьих, характеристика цифровой отметки может учитывать только предметный уровень результатов, а для оценки метапредметных и личностных результатов нужны иные формы её выражения. В-четвёртых, пятибалльная система не коррелирует с трехуровневым подходом к оцениванию разных групп результатов, предъявляемых в Стандартах как необходимое условие их соблюдения. Помимо этого, отметку выставляет учитель, по-прежнему не имеющий чётко разработанных критериев для оценивания результатов
деятельности учащихся. Всё эти моменты, безусловно, требуют от разработчиков Стандартов эффективных решений и новых разработок.
Цель данной работы – описание особенностей самооценки учащихся на уроках английского языка.
Объект – учебная и личностная самооценка учащихся.
Предмет работы – способы и критерии самооценки учащихся на уроках английского языка.
Указанная цель предполагала решение следующих конкретных задач:
- Рассмотреть теоретические вопросы, раскрывающие понятие «самооценка» в психолого-педагогической литературе.
- Обратиться к опыту исследования учебной самооценки детей.
- Разработать критерии самооценивания.
Мною выдвигается следующая гипотеза: самооценка учащихся способствует снижению уровня тревожности, связанной с проверкой знаний.
Глава I.
1.1. Характеристика оценочной деятельности в школьном обучении.
Проблема оценки и оценочной деятельности – одна из актуальнейших проблем, как в педагогической теории, так и в педагогической практике. В различные периоды жизни общества измерение качества обучения и воспитания школьников, а также выражение результатов этих измерений всегда вызывали живой интерес педагогов.
Г.А. Цукерман: «В школьном обучении “у ребенка может произойти качественный скачок в развитии рефлексивной способности оценить границу своих возможностей. Если учитель будет целенаправленно формировать действие оценки, то младший школьник научится не только фиксировать трудность, но и анализировать ее причину; от фиксации самого факта незнания или неумения он может перейти к знанию того, как это незнание преодолеть”.
Только человек со здоровой общей самооценкой может конструктивно относиться к собственным ошибкам и неудачам, переводя их в задачи учения, а не в обиды на критикующего или в поводы к унынию и отказу от каких бы то ни было усилий» [8].
А.Б. Воронцов, Е.В. Чудинова: «Действие оценки – это и есть то действие, благодаря которому человек оценивает свои возможности действовать, определяет, достаточно ли у него знаний для решения новой задачи, каких именно знаний недостает.
Основным фактором, мешающим становлению детского учебного действия оценки, является общепринятая пятибалльная отметка. «Отметочная» система приводит к искажению отношений учеников с учителем и родителями, а главное, с самим собой; повышению тревожности и невротизации детей, формированию неправильной мотивации учения.
Кроме того, пятибалльная отметочная система не позволяет отслеживать динамику школьной успешности ученика, особенно если он ″круглый отличник″ или ″неуспевающий″…».
В.В. Давыдов: «Выполнение действий контроля и оценки способствует тому, что учащиеся обращают внимание на содержание собственных действий с точки зрения их соответствия решаемой задаче. Такое отношение школьников к собственным действиям (или рефлексия) служит существенным условием правильности их построения и изменения».
В.А. Сухомлинский: «Я далек от намерения вообще изгнать отметку из школьной жизни. Нет, без отметки не обойтись». И еще: «Отсутствие оценки для ребенка несравненно большая беда, чем двойка. В сознании ребенка утверждается мысль: ″если у меня еще нет оценки, значит, я еще не потрудился как следует″».
Ш.А. Амонашвили: «Отметки, с одной стороны, подменяют прямые мотивы учения, а с другой стороны – насаждают в процессе обучения нервозность, страх, неприязнь к учителю. Можно принудить к учению, заставить учиться, но невозможно принудить к познавательной активности, заставить быть увлеченным в процессе познания. Радость, переживаемая в самом процессе познавательной деятельности или после ее завершения, есть важнейший источник мотивации познавательной активности. Вот это – та радость и покидает школьника, когда его учебная деятельность управляется с помощью отметок».
Таким образом, суммируя вышесказанное, можно сделать вывод о том, что оценка является основным, на данный момент главным, хотя далеко не единственным инструментом учителя, влияющим на увеличение мотивации к обучению.
Основные особенности стандартов нового поколения — подход к стандарту как к общественному договору, нацеленность учебного процесса на достижение результата требуют внесения изменений во все компоненты учебного процесса. Соответственно изменяется и система оценивания. Прежде всего, меняется ее роль и функции в образовательном процессе. Система оценивания выступает не только как средство обучения, регулятор образовательного процесса, но и как:
● самостоятельный и самоценный элемент содержания;
● средство повышения эффективности преподавания и учения;
● фактор, обеспечивающий единство вариативной системы образования;
● регулятор программы обучения.
Оценочная деятельность учителя строится на основе следующих общих принципов:
1. Оценивание является постоянным процессом, естественным образом интегрированным в образовательную практику. В зависимости от этапа обучения используется диагностическое (стартовое, текущее) и срезовое (тематическое, промежуточное, рубежное, итоговое) оценивание. При этом итоговая отметка может быть выставлена как обобщенный результат накопленных за период обучения отметок.
2. Оценивание может быть только критериальным. Основными критериями оценивания выступают планируемые результаты обучения. При этом нормы и критерии оценивания, алгоритм выставления отметки известны заранее и педагогам, и учащимся. Они могут вырабатываться ими совместно.
3. Оцениваться с помощью отметки могут только результаты деятельности ученика и процесс их формирования, но не личные качества ребенка. Оценивать можно только то, чему учат.
4. Система оценивания выстраивается таким образом, чтобы учащиеся включались в контрольно-оценочную деятельность, приобретая навыки и привычку к самооценке и взаимооценке.
5. В оценочной деятельности реализуется заложенный в стандарте принцип распределения ответственности между различными участниками образовательного процесса. В частности, при выполнении проверочных работ должен соблюдаться принцип добровольности выполнения задания повышенной сложности.
Развивающее обучение, ориентированное на развитие личности, на внутреннюю мотивацию учебной деятельности, обязательно связано с обеспечением саморегуляции. А саморегуляция, в свою очередь, основана на самооценке. Это, конечно, не означает, что ученик сам себе выставляет балл, да еще заносит его в журнал или дневник. Для понимания механизма саморегуляции необходимо прежде всего разобраться в терминологии: развести понятия «контроль», «оценка», «отметка», которые в курсах педагогики и школьной практики отождествляются.
Контроль мы определяем как обеспечивающую обратную связь процедуру получения информации о деятельности и ее результатах. Под оценкой понимается процесс соотношения реальных результатов с планируемыми целями. Отметка - результат этого процесса, его условно-формальное (знаковое) выражение. Отождествление оценки и отметки равносильно отождествлению процесса решения задачи с его результатом.
Самооценка как один из компонентов деятельности более всего связана с характеристикой процесса выполнения заданий, его плюсами и минусами и менее всего - с баллом.
Таким образом, при выставлении отметки мы выражаем субъективное мнение, свое впечатление о ком-нибудь или о чем-нибудь в максимально формализованной и наименее информативной форме. А при самооценке мы даем самим себе содержательную и развернутую характеристику собственных результатов, анализируем свои достоинства и недостатки, а также ищем пути устранения последних.
Глава II. Практическая часть.
Традиционное оценивание не позволяет развивать самооценку школьников, оно дискомфортно для учеников, отрицательно влияет на их мотивацию. К тому же, в журнале мы видим отметку за определенное число, когда изучалась «такая то тема», но задание на этом уроке могло быть и по любой другой пройденной теме. Где же взять информацию для ответа на следующие вопросы:
- «За что конкретно ребенок получил эту отметку?»
- «Что именно надо сделать, чтобы исправить четвертную отметку?»
В свое время я преподавала в школе, которая работала по образовательной системе «Школа 2100».
В данной системе была создана экспериментальная модель контроля и оценивания в виде перечня правил, определяющих действия учителей и учеников в разных ситуациях оценивания. После первичной апробации и доработки данная модель стала основой для начала большого эксперимента, проведенного Образовательной системой «Школа 2100».
В чем суть правил данной технологии оценивания?
1-е правило. Оценивается любое, особенно успешное действие, а фиксируется отметкой только решение полноценной задачи, т.е. умения по использованию знаний.
2-е правило. Учитель и ученик по возможности определяют оценку в диалоге (внешняя оценка +самооценка).
3-е правило. За каждую учебную задачу или группу заданий, показывающих овладение отдельным умением, ставится отдельная отметка.
4-е правило. Отметки выставляются в таблицу требований, рабочий журнал учителя, в графу того умения, которое было основным в ходе решения конкретной задачи.
5-е правило. За задачи, решенные при изучении новой темы, отметка ставится только по желанию ученика, так как в процессе овладения умениями и знаниями по теме он имеет право на ошибку. За каждую задачу проверочной (контрольной) работы по итогам темы отметки ставятся всем ученикам, так как каждый должен показать, как он овладел умениями и знаниями по теме. Ученик не может отказаться от выставления этой отметки, но имеет право пересдать.
6-е правило. Оценка ученика определяется по универсальной шкале трех уровней успешности: необходимый уровень - знания, соответствующие государственному стандарту, это «хорошо»; программный уровень – функциональной грамотности – «отлично»; необязательный максимальный уровень - «превосходно».
На уроках английского языка я использую элементы технологии оценивания образовательной системы «Школа 2100».
Взяв за основу 2-е правило технологии оценивания «Школы 2100», мною был составлен «оценочный лист», в который входят критерии оценивания языковой компетенции, на основе которых обучающиеся оценивают свою работу на уроке и проводится анализ и обсуждение полученных результатов.
My mark is excellent:
- I worked hard at the lesson;
- I did exercises without any help;
- I read a lot of texts and understood them;
- I answered the questions;
- I made up different questions;
- I used a lot of new words;
- I didn’t make grammar mistakes.
My mark is good:
- I worked less hard;
- I did exercises with some help of the teacher/ classmates;
- I read texts and understood not all necessary information;
- I answered the questions with the help;
- I didn’t make different questions;
- I spoke slowly with some grammar mistakes;
- I didn’t use new words.
My mark is not good:
- I didn’t work hard at the lesson;
- I did exercises only with the help of the teacher/ classmates;
- I read texts and understood general information;
- I didn’t answer the questions;
- I didn’t make different questions;
- I spoke very slowly with grammar mistakes.
Одним из инструментов такого оценивания на уроках можно назвать «наклейка как отметка». То есть, после того как ребенок качественно оценил свою работу он получает наклейку на обложку тетради, или напротив той темы, на которую он выполнил задание.
Оцениваются на уроке и отдельные виды работ, и активность, и правильность ответов.
Самооценка повышает успеваемость учащихся на всех ступенях обучения.
Также в своей работе я использую «Лист самооценивания» (Refresher памятка), в котором учащиеся выражают свое мнение по отношению к выполненному заданию. В данном листе прописан алгоритм самооценки учащегося. Такой лист можно использовать при выполнении самостоятельной работы, работы в группах, работы над проектом и т.д. Можно разработать такие листы для самооценки эссе. Не каждый ученик может посмотреть на себя со стороны, не каждый проверяет свою работу после ее выполнения, а с помощью листа самооценивания учащийся посмотрит на свою работу с позиции учителя и проверит, все ли задания и требования им учтены. И здесь речь идет уже об отметке, то есть ученик в цифрах выражает результат своей работы.
Refresher
The task was…
… to complete the sentence.
… to make up the sentence.
… to make up the question.
… to answer the question.
... to tell about…
The level of the task was: necessary/ program/ maximum.
I read (didn’t read) the sentence.
I translated ( didn’t translate) the sentence.
I made it (without any help) with the help of the teacher/ classmates.
I made (didn’t make) grammar mistakes.
I think my mark is…
Самооценка позволяет контролировать собственную деятельность с точки зрения нормативных критериев, строить свое целостное поведение в соответствии с социальными нормами. Поэтому я решила начинать формирование действий самоконтроля и самооценки на своих уроках. У ребенка, пришедшего в школу, есть потребность в самоконтроле и самооценке, но он не владеет этими механизмами, поэтому если их не развивать постепенно данная потребность утрачивается, что порождает трудности в обучении.
Для меня стало важным, чтобы ребенок на уроке не боялся обнаружить свое незнание, осознал возникшие проблемы и стремился найти способы их решения. Для этого совместно с детьми мы разрабатываем критерии, с помощью который ребенок сможет оценить выполнение определенных заданий.
Так, например, для самооценки выполнения грамматического упражнения на постановку глагола в правильную видовременную форму, были разработаны следующие критерии.
|
Чтение и перевод задания |
Чтение и перевод предложения. |
Нахождение «показателя». |
Определение видовременной формы глагола. |
Постановка глагола в правильную форму. |
Умею |
+ |
+ |
+ |
|
|
Не совсем умею |
|
|
|
+ |
|
Не умею |
|
|
|
|
+ |
Выполнив задание, ученик проводит самооценку процесса выполнения, и видит над чем ему необходимо работать при выполнении типичных заданий.
Нет необходимости критериального оценивая абсолютно всех заданий, запланированных на уроке, а лишь там, где учитель хочет сформировать те или иные ЗУН.
При составлении «оценочного листа», «листа самооценивания» и критериальном оценивании я руководствовалась основными целями, которые имеет самооценка при изучении иностранного языка. Первое – это сам процесс изучения. Учащиеся должны уметь оценить свои общие успехи, достижения на определённом этапе, насколько успешно они выполняют свои индивидуальные учебные задачи и специальные учебные цели. Второе – это коммуникативное владение языком. Третья цель самооценки – это лингвистическая компетентность – слова, которые он знает, которые он использует, звуки, которые он может произнести. Учащимся это может показаться более трудным, чем оценка коммуникативных умений. Но если они не разовьют в себе способность самооценки этого вида, то как они смогут контролировать, исправлять и улучшать свою речь? В этом случае хороша работа на исправление ошибок друг у друга в разных видах заданий и в своих собственных работах. Но понятие самооценки шире, чем понятие самоконтроля и самопроверки. Чтобы помочь ученику адекватно оценивать свои знания, возможности, у него должна быть сформирована шкала ценностей, с которой он мог бы сверить собственные достижения в различных сферах деятельности.
Самооценка применяется мной на разных этапах обучения. Наибольшие затруднения эта процедура вызывает в процессе проведения контрольных и проверочных работ, несколько проще ее проводить на этапе повторения или закрепления изученного материала в конце урока.
Так, на первых уроках английского языка, когда дети изучили всего несколько новых слов, которые надо было запомнить и научиться правильно произносить, учитель сделал следующее. На этапе рефлексии я последовательно написала эти слова на доске. Далее, указывая на слово указкой, предлагаю школьникам произнести его вполголоса так, как они запомнили. После чего четко и громко произношу его сама, задавая этим самым эталон для сравнения. Дети производят сравнение и, если ошибок не находят, отмечают это как достигнутый успех. В итоге учащиеся сами смогли выделить слова, которые уже усвоили, и слова, над которыми надо поработать дома, о чем и делали запись в таблицах.
Процедурой самооценки может заканчиваться не только урок, но и любой его этап, предполагающий решение учебной задачи, пусть даже он занимает всего несколько минут. Приемов проведения ученической самооценки в практике работы учителя должно быть множество.
Заключение.
Преимущества самооценки как для того, кто учится, так и для учителя очевидны. Предоставляя школьнику возможность отстаивать свое мнение и тактично направляя его рассуждения, учитель тем самым помогает ему формировать самостоятельное мышление и навык рефлексии, развивает умение анализировать оценочные суждения педагога. Такой способ работы эффективен как для воспитания подростков (корректирует их поведение, предупреждает развитие высокомерия или, наоборот - неуверенности в себе), так и для педагога (способствует развитию его собственных педагогических качеств - таких, как уважение к ребенку, терпеливость, такт, способность к сопереживанию). Таким образом, правильно организованную оценочную деятельность учителя следует рассматривать как основу для формирования ученической самооценки и саморегуляции.
Мною была выдвинута гипотеза о влиянии самооценки на уровень тревожности учащихся.
Для определения уровня тревожности я использовала методы тестирования:
Самооценка.
Начало Конец первого
учебного года полугодия
Адекватная 36% 61%
Неустойчивая 48% 21%
Заниженная 16% 8%
Коэффициент удовлетворенности с собой.
(самодостаточность)
Начало учебного года Конец первого полугодия
В норме 68% 83%
Низкий 32% 17%
Тревожность.
Начало учебного года Конец первого полугодия
В норме 80% 96%
Явно повышенная 12% -
Высокий уровень 8% 4%
Из полученных данных можно увидеть рост учащихся с адекватной самооценкой, снижение уровня школьной тревожности и повышение коэффициента удовлетворенности собой.
Исследование проводилось на двух группах учащихся: экспериментальная группа – 5 «Б» класс и контрольная – 5 «А».
Результаты экспериментальной группы позволили сделать вывод, что самооценка способствует не только снижению уровня тревожности, но и сохранению высокого качества знаний.
Таким образом, система самооценивания на уроках английского языка способствует снижению уровня тревожности, связанной с проверкой знаний. Ребенок адекватно оценивает свои достижения и достижения одноклассников. Дети становятся более раскрепощенными, они понимают, что оценку надо заслужить, а для этого надо трудиться.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Цукерман Г.А.Оценка без отметки. - Москва - Рига.-1999.
2. Гутник И. Ю. Организация педагогической диагностики в профильном обучении: Учебно-методическое пособие для учителей / Под ред. А. П. Тряпицыной. - СПб.: КАРО, 2005. - 128 с.
3. А.Б. Воронцов, Е.В. Чудинова Учебная деятельность: введение в систему
4. Д.Б. Эльконина В.В. – Давыдова М., 2004.
5. Б.Г. Ананьев Избранные психологические труды: В 2-х т. Т. 2. М. 1980.
6. В.А. Сухомлинский О воспитании. М., 1975.
7. Ш.А. Амоношвили Развитие познавательной активности учащихся в начальной школе // Вопросы психологии. 1984, № 4
8. Л.М. Фридман, К.Н. Волков Психологическая наука – учителю. М., 1985.
9. Эльконин Д.Б. Избранные психологические труды. - М., 1989.
10. Эльконин Д. Б. Психология обучения младшего школьника. - М., 1974.
11.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.