Применение наглядного дидактического материала, как стимул речевой активности на уроках профильного труда с детьми с легкой степенью умственной отсталости

  • Научно-исследовательская работа
  • docx
  • 15.03.2021
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Тезисы к работе
Иконка файла материала Слово Савельева.docx

В настоящий момент обучение и воспитание детей с нарушением интеллекта идет по адаптированной образовательной программе, спроектированной на основании принципов коррекционно-развивающей направленности, ориентированных на оптимистическую перспективу. Такая программа предусматривает создание эффективных условий для социального развития личности детей с патологией интеллекта и для преодоления свойственных им проблем психического развития. ФГОС умственной отсталости уделяется большое внимание речевому развитию и формирования культуры речевого общения.

Данные статистики речевого развития школьников свидетельствуют об увеличении количества детей, имеющих отклонения от нормы. Становление речи умственно отсталого ребенка осуществляется своеобразно и с большим запозданием.

Наблюдается такая закономерность: чем в большей мере выражено у ребенка недоразвитие речи, тем существеннее оказываются у него отклонения в различных видах познавательной деятельности. Так, не умея назвать увиденный предмет или его изображение, умственно отсталый ребенок быстро забывает воспринятое. Речь, являясь средством планирования и регуляции человеческой деятельности, напрямую влияет и на формирование поведения детей, способствует более совершенному овладению ими профессионально-трудовых навыков, что также в значительной степени способствует социализации. В связи с этим речь является неотъемлемым компонентом любой формы деятельности человека и его поведения в целом.

Изучив научную литературу, особенности устной речи детей с интеллектуальными нарушениями мы определили, что проблемы нарушений речи и их коррекции у детей с интеллектуальным недоразвитием определяется, прежде всего, тесной связью процессов развития речи и познавательной деятельности ребенка. Речь – это особый вид деятельности, тесно связанный с сенсорными процессами, памятью, мышлением, воображением, эмоциями.

Учитывая особенности детей с умственной отсталостью, вовлечь их в активную речевую деятельность возможно только через «разжигание» интереса к предмету этой деятельности.

Целью нашей работы по данному направлению – является формирование устной речи и навыков речевого общения на уроках технологии с применением наглядности.

Гипотеза нашего исследования - мы предполагаем, что использование наглядного дидактического материала по развитию речи на уроках швейного дела повысит уровень сформированности речи у подростков с легкой степенью умственной отсталости.

Объект, предмет, задачи, практическая значимость представлены на слайдах. (слайд 2), (слайд 3).

В нашем обследовании приняло участие 10 обучающихся подросткового возраста с легкой степенью умственной отсталости.

На первом этапе исследования мы выявили степень развития речи у обучающихся с легкой степенью умственной отсталости. Для этого были использованы и адаптированы методики, описанные в работах Н.С. Жуковой, Е.М. Мастюковой, и Т.Б. Филичевой.

Испытуемым предлагалось выполнить 4 задания.

Наглядный материал для обследования был подобран в соответствии с возрастом испытуемых, их индивидуальными возможностями и способностями.

Испытуемым предлагалось выполнить следующие задания:

1. Составление связного рассказа по серии сюжетных картин «Швея». слайд

2. Составление связного рассказа по серии сюжетных картин «Помошница». слайд

3. Составление связного рассказа по сюжетной картине «Ателье». слайд

4. Пересказ отрывка из сказки «Иголка и Нитка». слайд

Полученные результаты обследования каждого ребенка оценивались путем анализа по следующим критериям с которыми вы можете ознакомиться на слайде.

Дети справились с первыми двумя заданиями. Выполнение третьего задания в виде составления рассказа по сюжетной картине вызывало у детей массу затруднений. Анализ полученных в процессе проведения этапа работы результатов показал, что в рассказах многих детей предложения не согласуются друг с другом, из-за чего теряется общий смысл рассказа. (СЛАЙД 3) Таблица 1

Коррекционная работа по развитию речи проводиться в двух направлениях:

1) развитие смыслового программирования текста;

2) овладение языковыми средствами оформления связного текста.

Уроки профильного труда наряду с общеобразовательными целями и задачами предусматривают формирование у детей тактильного восприятия, мелкой моторики, пространственной ориентации, развития зрительного, слухового восприятия, словарного запаса и грамматического строя речи. Принципиальными моментами организации коррекционно-развивающего обучения является формирование коммуникативной функции речи путем оречествления всей учебной деятельности.

Очень важным этапом в системе работы по развитию речи является установление взаимосвязи между речевой и трудовой деятельностью учащихся. У умственно отсталых детей, как правило, эта взаимосвязь нарушена, поскольку затруднено развитие обобщающей и регулирующей функций речи. Необходимо помочь детям по возможности преодолеть этот дефект.

В трудовой деятельности, как более сложной по своей структуре, особенно важна роль педагогических, коррекционных средств, направленных на создание единой согласованной системы «речь-действие-речь». Сама по себе трудовая деятельность, если её целенаправленно не использовать, не улучшает речевое развитие учащихся. Однако надо помнить, что она является тем условием, которое позволяет активизировать работу по развитию речи, поскольку сама ситуация делает общение необходимым и естественным.

В качестве педагогических средств стимуляции повышения речевой активности, учащихся используются следующие приёмы, которые представлены на слайде.

В результате работы по развитию речи, учащиеся без посторонней помощи справляются с составлением плана пошива изделия, возрастает уровень ориентировки и самостоятельности, повышается качество выполнения трудового задания. Об этом свидетельствуют результаты самостоятельных работ учащихся. Все они, хотя и с разной степенью успешности, справляются и с выполнением практического задания, и с описанием последовательности его выполнения.

Уроки технологии создают наиболее благоприятные условия для исправления (коррекции) этих недостатков. На уроках используются следующие методики которые представлены на слайде 8.

Основными методами так же являются: наглядно-практические, включающие ситуационное обучение, ролевые и деловые игры, метод поощрение, погружение в материально-практическую среду, практические работы, вводный и текущий инструктаж, экскурсии, многократное повторение и практическое закрепление, усвоение одного и того же материала различными методами и приемами.

В качестве педагогических средств стимуляции повышения речевой активности, учащихся были использованы следующие приёмы (представлены на слайде).

Обучение учащихся умению рассказывать о предстоящей работе, давать словесный отчет о проделанной работе проходило по следующим этапам представлены на слайде.

Слайд.

Обогащение словаря на уроках трудового обучения в основном идет за счет усвоения специальной терминологии. На всех этапах урока приходилось стимулировать речь обучающихся, задерживать их внимание на терминологической лексике, при построении предложений учить находить нужное слово. Использовали такой прием как хоровое проговаривание новых слов, терминов.

Для успешного формирования трудовых знаний использовали активное обогащение речи детей новыми понятиями с помощью введения в словарь слов, обозначающих признаки различных предметов (материалов, инструментов, приспособлений), названий действий, трудовых операций и т.п. слайд.

С этой целью отбирали словарь, которым необходимо овладеть ученикам и разрабатывали таблицы, содержащие задания, в которых требовалось назвать предмет по описанию его внешнего вида или действия (операции).

Задание адресовали как отдельным ученикам во время практического занятия, так и всему классу перед началом практической деятельности. Эти приемы обучения давали возможность закреплять техническую терминологию, что позволяло затем активно использовать усвоенную лексику в связных предложениях. Кроме того, было использовано обучение детей умению различать слова близкие по звуковому сочетанию, но разные по смыслу, опираясь при этом на контекст. Учащиеся повторяли слова за педагогом и определяли, похожи ли они по звучанию и чем отличаются. В качестве контроля ученикам предлагались предложения или словосочетания, в которых слова были употреблены в неверном значении. При объяснении слов, имеющих конкретное значение, использовали всевозможные наглядные средства (предметы или действия, изображения на картине, муляжи, макеты и т.д.) представлено на слайдах. 2

Работа над словом проводилась последовательно. Вначале детям предлагалось ответить на вопрос без зрительной опоры. В случае затруднения ребенок мог использовать наглядную опору, то есть выбрать реальный предмет из тех, которые лежат перед ним, или найти картинку с изображением нужного ему предмета. Когда ученик справлялся с заданием, ему предлагалось ответить на дополнительный вопрос (например, что такое названный предмет – инструмент, приспособление или материал? И т.п.).

Приведем примеры использованных нами предложений, представлено на слайде.

Использовали также сочетание различных приемов работы над смысловой стороной слова представлено на слайде.

Работали над формированием механизма словоупотребления, то есть правильного включения слова в предложение в соответствии с конкретным речевым замыслом. Для этого использовали следующие упражнения которые представлены на слайде.

Для успешного проведения словарной работы на уроках технологии придерживались следующих общих требований представлены на слайде 18.

С целью организации коррекционной работы по развитию связной речи у детей с легкой степенью умственной отсталости нами был организован и проведен второй этап.

Внимание детей направляли на осознание ими цели задания – что учащиеся будут делать и для чего. Так же производить анализ готового изделия в виде описания его внешнего вида. От детей требовалось составить словесный отчет о способе выполнения данного задания. Также рассказывать о том, как они будут выполнять предстоящее, частично знакомое им задание, рассказывать о способе выполнения предстоящего нового для них задания.

Для успешного формирования трудовых знаний использовали активное обогащение речи детей новыми понятиями с помощью введения в словарь слов, обозначающих признаки различных предметов.

На этом этапе детям, в целях исследования сформированности связной речи предлагался ряд заданий:

1. Составление предложения по трем картинкам, связанным тематически;

2. Составление связного рассказа по серии сюжетных картин;

3. Составление связного рассказа по сюжетной картине;

4. Пересказ отрывка из сказки.

По данным этого исследования, дети после проведенной работы по формированию речи, стали чаще использовать связную фразовую речь в процессе учебной и игровой деятельности, не испытывали трудности в составлении развернутых синтаксических конструкций. Высказывания получили смысловую организацию, последовательность изложения событий-фрагментов. Исследования показали расширение словарного запаса у детей по таким лексико-понятийным разрядам, как названия деталей предметов, качественные характеристики предметов (цвет, объем, параметры). Установлены улучшения при выполнении заданий на подбор обобщающих слов-понятий, на определение пространственного расположения предметов и временных отношений.

Подводя итоги работы в конце проведенного исследования, мы отметили, что при использовании определенных средств и методов по формированию навыков речи у детей с легкой степенью умственной отсталости, системный подход в обучении, разнообразных приемов, видов и форм обучения профильному труду с учетом особенностей речевого и познавательного развития детей с легкой степенью умственной отсталости, принципов построения коррекционного воздействия, возможно формирование навыков речи у детей с легкой степенью умственной отсталости, что доказывает эффективность данной методики.

Таким образом можно сделать вывод, что дети значительно улучшили свои показатели. Сравнение результатов этапов эксперимента, полученных в процессе выполнения заданий показало следующие результаты, представленные в таблице (СЛАЙД 19 и слайд 20).

Благодарю за внимание.