Применение наглядного дидактического материала, как стимул речевой активности на уроках профильного труда с детьми с легкой степенью умственной отсталости

  • pptx
  • 15.03.2021
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

презентация к выступлению
Иконка файла материала Савельева А.Ю..pptx

          Применение наглядного дидактического материала, как стимул речевой активности на уроках профильного труда с детьми с легкой степенью умственной отсталости      

Выполнила: Савельева Александра Юрьевна, учитель

Объект исследования - дети подросткового возраста с легкой степенью умственной отсталостью. Предмет исследования - словарный запас детей подросткового возраста с легкой степенью умственной отсталостью. Теоретическая значимость исследования определяется тем, что его результаты позволяют расширить и углубить представления о специфике работы по развитию речи на уроках швейного дела в 8 классе у учащихся с легкой степенью умственной отсталости.

Экспериментальная база исследования. Общеобразовательное казенное учреждение г. Холмска Сахалинской области. В исследовании принимали участие 10 учащихся с легкой степенью умственной отсталости.
Практическая значимость исследования заключается в дальнейшем применении материалов данного исследования в работе по развитию речи у подростков на уроках профессионально-трудового обучения.
Структура выпускной аттестационной работы: введение, две главы, заключение, список литературы, приложения.

1 задание. Составление связного рассказа по серии сюжетных картин «Швея».

2 задание . Составление связного рассказа по сюжетной картине «Помошница».

3 задание.
Составление связного рассказа по сюжетной картине «Ателье».

4 задание пересказ сказки «Иголка и Нитка».

Критерии:

1. Анализ предложений. Количество слов в предложении (использование различных частей речи). 2. Анализ текстов. - количество простых распространенных предложений; - количество простых нераспространенных предложений; - количество сложноподчиненных предложений; - количество сложносочиненных предложений. 3. Пересказ текста. - понимание содержания текста; - полнота содержания текста; - синтаксическая структура предложений; - логическая последовательность; - объем пересказа.

Результаты обследования на первом этапе

№ п/п

Ф. И. ребенка

Употребление простых предложений

Употребление сложных предложений

Употребление различных частей речи при составлении предложений

К-во слов в предл.

Распростр

Нераспр

Слож. соч

Слож. подч

Существит.

Прилагат.

глагол

наречие

Местоим.

предлог

союз

1

Женя В.

+

-

+

-

+

И,а

3-6

2

Наташа Ф.

-

-

+

-

2-3

3

Лазеева К.

4

Женя Ж.

-

и,а

4-6

5

Лида Г.

-

-

+

1-2

6

Маша П.

+

-

+

И,а

3-7

7

Ира Г.

+

3-6

8

Рита К.

-

-

+

1-2

9

Полина Н.

+

-

+

-

2-4

10

Настя К.

2-3

Всего

8

4

0

10

4

10

0

6

 

% (n=10)

80

40

100

40

100

60

В качестве педагогических средств стимуляции повышения речевой активности, учащихся можно использовать следующие приёмы:

1) побуждение самостоятельно высказываться о проделанной работе;
2) обсуждение образца предстоящей работы;
3) планирование предстоящей работы и запись плана в тетради;
4) взаимное инструктирование и взаимопроверка;
5) обсуждение готовой работы и её приёмка;
6) систематический опрос и работа с использованием средств наглядности.

На уроках технологии используются следующие методики:

Методика «Сравнение понятий».
Методика «Установление последовательности события».
Методика «Исключение понятий».
Методика «Умение следовать инструкции».
Методика «Исследование способности установить логические связи и отношения между понятиями».

В качестве педагогических средств стимуляции повышения речевой активности, учащихся были использованы следующие приёмы:

1) побуждение самостоятельно высказываться о проделанной работе;
2) обсуждение образца предстоящей работы;
3) планирование предстоящей работы и запись плана в тетради;
4) взаимное инструктирование и взаимопроверка;
5) обсуждение готовой работы и её приёмка;
6) систематический опрос и работа с использованием средств наглядности.

Обучение учащихся умению рассказывать о предстоящей работе, давать словесный отчет о проделанной работе проходило по следующим этапам:

1. Внимание детей направляли на осознание ими цели задания – что учащиеся будут делать и для чего.
2. Учили детей умению производить анализ готового изделия в виде описания его внешнего вида.
3. От детей требовалось составить словесный отчет о способе выполнения данного задания.
4. Учили детей умению рассказывать о том, как они будут выполнять предстоящее, частично знакомое им задание.
5. Учили детей умению рассказывать о способе выполнения предстоящего нового для них задания.

Особое внимание при этом уделяется развитию у детей умения устанавливать последовательность выполненных ими действий, причинно-следственную зависимость между явлениями и признаками. На основе сложившегося представления о последовательности выполнения операций дети составляли полный рассказ. Сначала ребенок, показывая свое изделие, рассказывал ход его выполнения. По мере надобности мы приходили к детям на помощь, задавая наводящие вопросы. Вопросы касались не только содержания процесса изготовления изделия, но и использованных при этом материалов. Спустя некоторое время ученики составляли рассказ о проделанной работе уже без зрительной опоры.

«Волшебные примеры»

Задание: на экране даны примеры, но непростые, решив эти примеры, у вас должно получиться слово, связанное со швейным делом.
1.ИРИС + КА – РИСКА + ГОД + ОМ – ДОМ + ЛКА = (иголка) 2. ТРАП – РАП + КАНВА – ВА + Ь =   (ткань) 3. ЛОТ + ЕЦ – ОТЕЦ + ЕНОТ + Ы – НОТЫ + Н + ТЫ = (ленты) 4. НОСОРОГ – РОГ + РОКА – СОРОКА + ЖНЕЦ – ЕЦ + И + ЦЫ =  (ножницы) 5. НИКИТА + РКА – АРКА – КИТ + ТКИ = (нитки)

Приведем примеры использованных нами предложений:

1. В предложение необходимо было вставить пропущенное слово. «Нитку вдеваем в иглу. Шьем с помощью …...».
2. Необходимо назвать предмет по его описанию. Инструмент бывалый, не большой, не малый. У него полно забот, он и режет и стриже: циркуль, нож, ножницы.
3. Назвать предмет по описанию действия. Прикладывание предмета к материалу с последующей пометкой длины, ширины, высоты: линейка, направитель, карандаш.

Использовали также сочетание различных приемов работы над смысловой стороной слова:

определение содержания слов с помощью описания, когда смысловое описание неизвестного детям слова передается другими, доступными для них лексическими средствами,
с опорой на имеющийся у них жизненный опыт
(например: поручение – задание, которое дают кому-нибудь).
противопоставления различных по значению слов, но только в том случае, если антоним знаком ребенку.
одновременное использование синонимов и антонимов.

Упражнения:

нахождение недостающего слова в предложении с опорой на предыдущие и последующие слова в предложении;
конструирование различных предложений с новыми для детей словами;
подбор слов, сочетающихся с новыми, отрабатываемыми словами,
сравнение двух словосочетаний, установление верного словосочетания и доказательство его правильности.

Для успешного проведения словарной работы на уроках трудового обучения придерживались следующих общих требований:

соблюдение дозировки слов на единицу учебного времени;
объяснение новых слов в контексте, так как в этом случае процесс точного запоминания слов шел эффективнее;
процесс знакомства с новыми словами опирался на работу всех возможных анализаторов (слуховое восприятие, зрительное и т.д.);
объяснение значения нового слова на начальном этапе и система упражнений, постоянное повторение слова при выполнении практических работ для введения слова в речь;
соблюдение естественных условий при активизации лексики с использованием словарного слова на уроке труда (использование примитивных стандартных фраз).

Результаты обследования на втором этапе

№ п/п

Ф. И. ребенка

Употребление простых предложений

Употребление сложных предложений

Употребление различных частей речи при составлении предложений

К-во слов в предл.

Распростр

Нераспр

Слож. соч

Слож. подч

Существит.

Прилагат.

глагол

наречие

местоим

предлог

союз

1

Женя В.

+

-

+

8-9

2

Наташа Ф.

-

5-7

3

Лазеева К.

-

+

4-8

4

Женя Ж.

-

+

-

+

4,7

5

Лида Г.

-

4-6

6

Маша П.

-

+

-

+

3-5

7

Ира Г.

+

2-4

8

Рита К.

-

+

-

+

-

9

Полина Н.

-

+

4-6

10

Настя К.

4-7

Всего

10

8

9

4

10

9

10

5

8

10

6

 

% (n=10)

100

80

90

40

100

90

100

50

80

100

60

Сравнительные результаты

Испытуемые используют

Первый этап, %

Второй этап, %

простые распространенные предложения

80

100

простые нераспространенные предложения

40

80

сложносочиненные предложения

90

сложноподчиненные

0

40

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ