Применение наглядного дидактического материала, как стимул речевой активности на уроках профильного труда с детьми с легкой степенью умственной отсталости
Выполнила: Савельева Александра Юрьевна, учитель
Объект исследования - дети подросткового возраста с легкой степенью умственной отсталостью. Предмет исследования - словарный запас детей подросткового возраста с легкой степенью умственной отсталостью. Теоретическая значимость исследования определяется тем, что его результаты позволяют расширить и углубить представления о специфике работы по развитию речи на уроках швейного дела в 8 классе у учащихся с легкой степенью умственной отсталости.
Экспериментальная база исследования. Общеобразовательное казенное учреждение г. Холмска Сахалинской области. В исследовании принимали участие 10 учащихся с легкой степенью умственной отсталости.
Практическая значимость исследования заключается в дальнейшем применении материалов данного исследования в работе по развитию речи у подростков на уроках профессионально-трудового обучения.
Структура выпускной аттестационной работы: введение, две главы, заключение, список литературы, приложения.
1 задание. Составление связного рассказа по серии сюжетных картин «Швея».
2 задание .Составление связного рассказа по сюжетной картине «Помошница».
3 задание.
Составление связного рассказа по сюжетной картине «Ателье».
4 задание пересказ сказки «Иголка и Нитка».
Критерии:
1. Анализ предложений. Количество слов в предложении (использование различных частей речи).2. Анализ текстов.- количество простых распространенных предложений;- количество простых нераспространенных предложений;- количество сложноподчиненных предложений;- количество сложносочиненных предложений.3. Пересказ текста.- понимание содержания текста;- полнота содержания текста;- синтаксическая структура предложений;- логическая последовательность;- объем пересказа.
Результаты обследования на первом этапе
№ п/п | Ф. И. ребенка | Употребление простых предложений | Употребление сложных предложений | Употребление различных частей речи при составлении предложений | К-во слов в предл. | ||||||||
Распростр | Нераспр | Слож. соч | Слож. подч | Существит. | Прилагат. | глагол | наречие | Местоим. | предлог | союз | |||
1 | Женя В. | + | - | + | - | + | И,а | 3-6 | |||||
2 | Наташа Ф. | - | - | + | - | 2-3 | |||||||
3 | Лазеева К. | ||||||||||||
4 | Женя Ж. | - | и,а | 4-6 | |||||||||
5 | Лида Г. | - | - | + | 1-2 | ||||||||
6 | Маша П. | + | - | + | И,а | 3-7 | |||||||
7 | Ира Г. | + | 3-6 | ||||||||||
8 | Рита К. | - | - | + | 1-2 | ||||||||
9 | Полина Н. | + | - | + | - | 2-4 | |||||||
10 | Настя К. | 2-3 | |||||||||||
Всего | 8 | 4 | 0 | 10 | 4 | 10 | 0 | 6 |
| ||||
% (n=10) | 80 | 40 | 100 | 40 | 100 | 60 |
В качестве педагогических средств стимуляции повышения речевой активности, учащихся можно использовать следующие приёмы:
1) побуждение самостоятельно высказываться о проделанной работе;
2) обсуждение образца предстоящей работы;
3) планирование предстоящей работы и запись плана в тетради;
4) взаимное инструктирование и взаимопроверка;
5) обсуждение готовой работы и её приёмка;
6) систематический опрос и работа с использованием средств наглядности.
На уроках технологии используются следующие методики:
Методика «Сравнение понятий».
Методика «Установление последовательности события».
Методика «Исключение понятий».
Методика «Умение следовать инструкции».
Методика «Исследование способности установить логические связи и отношения между понятиями».
В качестве педагогических средств стимуляции повышения речевой активности, учащихся были использованы следующие приёмы:
1) побуждение самостоятельно высказываться о проделанной работе;
2) обсуждение образца предстоящей работы;
3) планирование предстоящей работы и запись плана в тетради;
4) взаимное инструктирование и взаимопроверка;
5) обсуждение готовой работы и её приёмка;
6) систематический опрос и работа с использованием средств наглядности.
Обучение учащихся умению рассказывать о предстоящей работе, давать словесный отчет о проделанной работе проходило по следующим этапам:
1. Внимание детей направляли на осознание ими цели задания – что учащиеся будут делать и для чего.
2. Учили детей умению производить анализ готового изделия в виде описания его внешнего вида.
3. От детей требовалось составить словесный отчет о способе выполнения данного задания.
4. Учили детей умению рассказывать о том, как они будут выполнять предстоящее, частично знакомое им задание.
5. Учили детей умению рассказывать о способе выполнения предстоящего нового для них задания.
Особое внимание при этом уделяется развитию у детей умения устанавливать последовательность выполненных ими действий, причинно-следственную зависимость между явлениями и признаками. На основе сложившегося представления о последовательности выполнения операций дети составляли полный рассказ. Сначала ребенок, показывая свое изделие, рассказывал ход его выполнения. По мере надобности мы приходили к детям на помощь, задавая наводящие вопросы. Вопросы касались не только содержания процесса изготовления изделия, но и использованных при этом материалов. Спустя некоторое время ученики составляли рассказ о проделанной работе уже без зрительной опоры.
«Волшебные примеры»
Задание: на экране даны примеры, но непростые, решив эти примеры, у вас должно получиться слово, связанное со швейным делом.
1.ИРИС + КА – РИСКА + ГОД + ОМ – ДОМ + ЛКА = (иголка)2. ТРАП – РАП + КАНВА – ВА + Ь = (ткань)3. ЛОТ + ЕЦ – ОТЕЦ + ЕНОТ + Ы – НОТЫ + Н + ТЫ = (ленты)4. НОСОРОГ – РОГ + РОКА – СОРОКА + ЖНЕЦ – ЕЦ + И + ЦЫ = (ножницы)5. НИКИТА + РКА – АРКА – КИТ + ТКИ = (нитки)
Приведем примеры использованных нами предложений:
1. В предложение необходимо было вставить пропущенное слово. «Нитку вдеваем в иглу. Шьем с помощью …...».
2. Необходимо назвать предмет по его описанию. Инструмент бывалый, не большой, не малый. У него полно забот, он и режет и стриже: циркуль, нож, ножницы.
3. Назвать предмет по описанию действия. Прикладывание предмета к материалу с последующей пометкой длины, ширины, высоты: линейка, направитель, карандаш.
Использовали также сочетание различных приемов работы над смысловой стороной слова:
определение содержания слов с помощью описания, когда смысловое описание неизвестного детям слова передается другими, доступными для них лексическими средствами,
с опорой на имеющийся у них жизненный опыт
(например: поручение – задание, которое дают кому-нибудь).
противопоставления различных по значению слов, но только в том случае, если антоним знаком ребенку.
одновременное использование синонимов и антонимов.
Упражнения:
нахождение недостающего слова в предложении с опорой на предыдущие и последующие слова в предложении;
конструирование различных предложений с новыми для детей словами;
подбор слов, сочетающихся с новыми, отрабатываемыми словами,
сравнение двух словосочетаний, установление верного словосочетания и доказательство его правильности.
Для успешного проведения словарной работы на уроках трудового обучения придерживались следующих общих требований:
соблюдение дозировки слов на единицу учебного времени;
объяснение новых слов в контексте, так как в этом случае процесс точного запоминания слов шел эффективнее;
процесс знакомства с новыми словами опирался на работу всех возможных анализаторов (слуховое восприятие, зрительное и т.д.);
объяснение значения нового слова на начальном этапе и система упражнений, постоянное повторение слова при выполнении практических работ для введения слова в речь;
соблюдение естественных условий при активизации лексики с использованием словарного слова на уроке труда (использование примитивных стандартных фраз).
Результаты обследования на втором этапе
№ п/п | Ф. И. ребенка | Употребление простых предложений | Употребление сложных предложений | Употребление различных частей речи при составлении предложений | К-во слов в предл. | ||||||||
Распростр | Нераспр | Слож. соч | Слож. подч | Существит. | Прилагат. | глагол | наречие | местоим | предлог | союз | |||
1 | Женя В. | + | - | + | 8-9 | ||||||||
2 | Наташа Ф. | - | 5-7 | ||||||||||
3 | Лазеева К. | - | + | 4-8 | |||||||||
4 | Женя Ж. | - | + | - | + | 4,7 | |||||||
5 | Лида Г. | - | 4-6 | ||||||||||
6 | Маша П. | - | + | - | + | 3-5 | |||||||
7 | Ира Г. | + | 2-4 | ||||||||||
8 | Рита К. | - | + | - | + | - | |||||||
9 | Полина Н. | - | + | 4-6 | |||||||||
10 | Настя К. | 4-7 | |||||||||||
Всего | 10 | 8 | 9 | 4 | 10 | 9 | 10 | 5 | 8 | 10 | 6 |
| |
% (n=10) | 100 | 80 | 90 | 40 | 100 | 90 | 100 | 50 | 80 | 100 | 60 |
Сравнительные результаты
Испытуемые используют | Первый этап, % | Второй этап, % |
простые распространенные предложения | 80 | 100 |
простые нераспространенные предложения | 40 | 80 |
сложносочиненные предложения | 90 | |
сложноподчиненные | 0 | 40 |
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.