Применение педагогических технологий в образовании детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ)

  • docx
  • 15.12.2021
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала ДЛЯ ПНПО 2022.docx

Применение педагогических технологий в образовании детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ)

 

В соответствии с государственными образовательными стандартами основной задачей образования является создание условий для воспитания, становления и формирования личности обучающегося, развитие его склонностей, интересов и способностей к социальному самоопределению. Считается, что к моменту окончания школы обучающийся должен полностью овладеть базовой культурой. Она включает в себя познавательную, эстетическую, духовно-нравственную, физическую культуру и культуру труда.

Для того чтобы решить все поставленные задачи, требуется целенаправленная педагогическая работа, основной целью которой является выявление и формирование интересов, склонностей и способностей каждого ученика. При этом надо учитывать, что развитие каждого ребенка происходит в коллективе и каждая личность оказывает влияние на воспитание коллектива, одновременно и коллектив влияет на воспитание личности. Именно от коллектива зависит формирование социальной компетентности личности, то есть ее способности взаимодействовать с другими людьми в команде, а также выполнять различные роли и функции в социуме.

Следует отметить, что общественные ожидания от школы достаточно высоки, так как требуется, чтобы во время обучения произошло полное раскрытие личностных особенностей каждого обучающегося. При этом предполагается, что во время обучения ребенок должен испытать свои силы в деятельности, которая в будущем для него станет основной профессией. От школы также требуется, чтобы она реализовывала потребности в общении и повышении коммуникативной и социальной компетентностей школьников.

Все эти требования возможно реализовать только при широкой индивидуализации процесса образования, однако на практике существует множество трудностей выполнения данных задач. Так, при формировании коллектива педагог может легко упустить из внимания отдельную личность, также он в своей работе сталкивается с такими противоречиями, как «хочу» и «могу», «хочу» и «надо». А преодоление таких противоречий возможно только при индивидуализации воспитания, когда учитель знает особенности каждой личности и мотивы ее поступков.

В государственном образовательном стандарте прописано, что одним из условий успешности реализации образовательной программы является индивидуализация процесса образования. Достичь данной цели предполагается за счет разработки и реализации индивидуальных образовательных планов для каждого ученика, организации эффективной самостоятельной работы школьников при поддержке со стороны педагогов.

Индивидуализация обучения является и ключевым условием для гуманитаризации и гуманизации образования. Проблемы индивидуализации обучения в современной педагогической науке активно изучают А.А.Кирсанов, И.Э.Унт, проблемам современной стратегии обучения посвящены работы М.А.Холодной. Также множество работ посвящено и выбору самими обучающимися индивидуальной образовательной траектории, и вопросам ранней профилизации обучающихся.

Наибольший интерес представляют концепция индивидуальности, разработанная О.С.Гребенюком, и концепция педагогики индивидуальности, авторами которой являются О.С.Гребенюк, Т.Б.Гребенюк, H.A.Тучинская и М.И. Рожков.

Концепция индивидуальности предполагает, что для осуществления индивидуализации образования необходимо использовать знания сущностных сфер человека, а также знания его индивидуальности и личности в единстве.

Если же рассматривать компетентностный подход к осуществлению индивидуализации образования, то в процессе обучения предполагается формировать ключевые компетентности, включая социальные.

Также следует отметить мнение профессора кафедры педагогики Московского педагогического государственного университета Т.М.Ковалевой, в работах которой утверждается, что между процессом индивидуализации и индивидуальным подходом в образовании имеются принципиальные различия.

По ее мнению, индивидуальный подход предполагает подбор педагогами содержания и технологий обучения и воспитания, которые соответствуют индивидуальным особенностям ученика. Данный подход также предполагает выявление проблемных или сильных сторон ребенка с дальнейшим подбором оптимальных путей дальнейшего развития или коррекции.

В современной же школе индивидуальный подход в большей степени ориентирован на поддержку эффективности самого процесса обучения и воспитания. Его суть заключается в том, что педагог, после того как провел изучение особенностей каждой личности ученика и выполнил анализ средней успеваемости класса, разрабатывает формы, методы и средства обучения и воспитания, которые направлены не на отдельную личность, а на общую массу учеников. В итоге, успехи каждого конкретного ученика сравниваются с достижениями других учеников, а не с его личными успехами. В результате будет фиксироваться не прогресс отдельной личности, а всего класса или определенной группы обучающихся.

Кроме того, получается, что субъектом образовательного процесса является педагог, который с учетом особенностей своих обучающихся выстраивает для них определенную программу образования. При этом он подстраивает систему не под одного обучающегося, а под весь класс, в результате чего современное образование ориентируется на возможности среднего обучающегося. Дети, в свою очередь, являются объектом обучения.

В то же время в государственных образовательных стандартах прописано, что одним из основных принципов является «…построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования…». С учетом данного контекста индивидуализация является тем процессом, при котором сам ребенок получает возможность выбрать содержанием своего образования, то есть обучающийся становится субъектом обучения.

В этой связи под индивидуализацией следует понимать гармоничное взаимодействие педагога и ребенка, которое направлено на развитие уникальных качеств и особенностей этого ребенка, данных ему от природы и приобретенных в результате своего личного опыта.

Основной задачей индивидуализации является обучение ребенка самостоятельному управлению своей образовательной траекторией. В таком контексте учителю уже отводится роль помощника, репетитора, наставника, деятельность которого направлена на оказание помощи ученику в выявлении и выработке своих уникальных техник, приемов работы, нужных ему в организации индивидуальной образовательной программы.

Следует отметить, что индивидуализация и индивидуальный подход отличаются по своей сути, но при этом тесно между собой взаимосвязаны. Это объясняется тем, что индивидуальный подход является основой индивидуализации, ведь построение индивидуальной траектории обучения возможно только с учетом индивидуальных особенностей личности и потребностей ученика. Эти обстоятельства и позволяют создать условия, в которых ученик сможет реализовать свой потенциал.

В основе индивидуализации лежит подход, который предполагает стимулирование детей к самостоятельной постановке целей и их достижению. В этой связи для обеспечения реализации данного подхода необходимо:

·         оказывать индивидуально ориентированную помощь детям для реализации их базовых потребностей, без которых невозможно ощутить человеческое достоинство;

·         создавать условия, в которых бы дети смогли полностью реализовать свои природные, интеллектуальные, физические, эмоциональные способности и возможности;

·         обеспечивать поддержку ребенка в его автономном и духовном саморазвитии, а также развитии способности к самоопределению.

Реализация принципа индивидуализации возможна в различных масштабах:

·         в рамках конкретного урока или воспитательного мероприятия, для чего составляется отдельный план;

·         в рамках образовательного учреждения, что предполагает разработку индивидуальной программы обучения либо воспитания;

·         в рамках образовательной среды, что уже требует создания индивидуальной образовательной траектории.

Необходимо также четко понимать, что собой представляет понятие «индивидуальность» и уже на основе этих знаний планировать и организовывать предметно-пространственную развивающую среду, в которой учитываются индивидуальные потребности и особенности каждого ребенка.

Технологии индивидуализации в коррекционно-образовательной деятельности

Современный мир значительно отличается от того, который существовал 15-20 лет назад, поэтому и образ мышления современных детей существенно отличается от предыдущих поколений. Этот фактор является одним из ключевых, вынуждающих осуществлять поиск новых подходов образования и воспитания детей, которые смогли бы обеспечить гармоничное развитие, успешную адаптацию и социализацию ребенка.

Одним из наиболее эффективных вариантов может стать индивидуализация образовательного процесса, которая направлена на преодоление несоответствия между уровнем образовательных программ и реальными возможностями каждого обучающегося.

Технология индивидуализации достаточно вариативна и может включать в себя различные компоненты:

·         сбор данных о личностных и индивидуальных особенностях каждого ребенка;

·         проведение анализа результатов воспитательной работы (может быть, как итоговым, так и промежуточным) с планированием дальнейшей работы;

·         организация педагогического пространства таким образом, чтобы она в максимальной степени соответствовала задачам по индивидуализации и социализации детей;

·         применение разнообразных форм и методов индивидуализации и социализации в образовательном процессе;

·         осуществление индивидуальной коррекции социально-личностных проблем, которые имеются у ребенка.

Метод проектов

Для качественного обеспечения образовательного процесса требуется применение инновационных методов, которые направлены на индивидуальное сопровождение обучающихся. И среди них выделяется метод проектов, который заслуженно является одним из самых эффективных.

Проектная методика предполагает первоначальное тщательное изучение педагогом ребенка, для чего осуществляется ряд бесед, специальная диагностика и анализ интересов обучающегося, что в итоге позволяет выявить его склонности и способности. Метод основан на личностно-ориентированном и компетентностном подходах и призван стимулировать познавательный интерес ребенка к различным областям знаний и сферам жизнедеятельности, а также формировать у него навыки сотрудничества.

В воспитательных и образовательных целях может использоваться разнообразная тематика, которая подбирается с учетом возраста, индивидуальных особенностей ребенка, каких-либо особенностей классного коллектива, а также преследуемых воспитательных целей и задач.

Благодаря методу проектов каждый ребенок получает возможность раскрыть свой творческий потенциал, развить любознательность, ребенку также прививается интерес к исследовательской и экспериментальной деятельности.

За счет метода проектов удается реализовать потребность и в утверждении личности в коллективе, что объясняется стремлением часто действовать «напоказ» и соперничать между собой. При помощи же проектной методики удается решить данную проблему, ведь во время презентации и защиты своего проекта дети совершенствуют свои социально-коммуникативные навыки.

В результате проектная деятельность позволяет почувствовать ребенку свою значимость, проявить свою индивидуальность, стать полноправным участником событий, а также сформировать нравственные качества и коммуникативные навыки.

Индивидуальная траектория развития

Под индивидуальной траекторией развития понимается путь реализации личностного потенциала, который проходит каждый ребенок. Основной же ценностью личностно-ориентированной школы как раз и является изучение и поддержка личностно-ориентированной образовательной траектории. Еще одна особенность таких школ – обеспечение равных образовательных возможностей для всех детей.

Другими словами, индивидуальная траектория развития представляет собой целенаправленную дифференциальную программу, которая позволяет ребенку сделать выбор в развитии и реализации личностных качеств при поддержке со стороны педагога.

Основное преимущество и ценность такой системы заключается в том, что каждый обучающийся на основе реализуемой мотивации, самооценки может формировать и развивать свои собственные ценностные ориентации и творческую индивидуальность. При этом индивидуализация образования и воспитания способствует всестороннему развитию личности ребенка и позволяет ему осуществить самореализацию личности и сформировать навыки самообразования.

Одновременно у педагога появляется возможность применять разнообразные механизмы, формы и методы, которые способствуют развитию личности обучающихся и их социализации, учитывают индивидуально-психологические особенности ребенка, его состояние здоровья и даже социальное положение. В результате создаются условия, которые оптимальным образом учитывают готовность детей к освоению новых знаний, умений и навыков.

В состав индивидуальной траектории развития могут включаться различные компоненты:

·         целевой, который предполагает постановку целей;

·         содержательный, суть которого заключается в обосновании структуры и отбора содержания вариативных учебных программ, программ воспитательной и внеурочной деятельности;

·         технологический (определение задействуемых педагогических технологий, методик, различных методов, систем воспитания и обучения);

·         организационно-педагогический, который определяет условия и способы достижения поставленных педагогических целей;

·         диагностический. Он включает в себя определение системы диагностического сопровождения;

·         результативный, который предполагает формулирование ожидаемых результатов.

С учетом вышеизложенного можно отметить, что проектирование индивидуальной траектории развития может содержать следующие этапы:

·         определение основных потребностей и мотивов;

·         постановка цели;

·         проработка содержания индивидуальной траектории развития;

·         определение необходимого технологического инструментария;

·         определение направлений, по которым будет осуществляться диагностическое сопровождение обучающихся;

·         определение условий, которые будут способствовать достижению поставленных целей;

·         обсуждение достигнутых результатов и внесение корректировок в программу.

Разработка индивидуальной траектории развития обычно осуществляется для следующих категорий детей:

·         не справляющихся с основной общеобразовательной программой;

·         нуждающихся в коррекции поведения и морально-личностных качеств;

·         с ограниченными возможностями здоровья;

·         одаренных детей.

Работа педагога по разработке индивидуальной траектории развития ребенка обычно включает в себя несколько этапов:

1) Выбор. Является коллегиальным решением по организации работы по построению индивидуальной траектории развития. На данном этапе также обосновываются цели, которые преследует программа.

2) Наблюдение, которое предполагает изучение ребенка в свободной деятельности и в деятельности, которая организована взрослым. Также проводятся беседы о склонностях и предпочтениях обучающегося с педагогами, с самим ребенком, а также его родителями.

3) Диагностика. На этом этапе определяются «проблемные» и «успешные» зоны развития ребенка, для чего проводится углубленное диагностическое обследование. Оно проводится совместно с другими педагогами и узкими специалистами (психологом, социальным педагогом).

Также диагностика предполагает построение траектории, ориентированной на зону ближайшего развития ребенка, при этом данные мероприятия проводятся при непосредственном участии ребенка. Далее осуществляется подбор оптимальных методик, методов и приемов работы.

4) Работа. На данном этапе проводится:

·         подбор заданий с учетом индивидуальных особенностей ребенка;

·         контакт с родителями и педагогами;

·         выполнение домашних заданий;

·         корректировка задач и методов, которые применяются в работе с ребенком.

5) Контроль. Он включает в себя:

·         промежуточное и итоговое отслеживание результатов прохождения траектории;

·         фиксация достигнутых результатов;

·         анализ результатов, после чего рассматривается целесообразность внесения корректив в траекторию, а также проводится общее подведение итогов успешности реализации индивидуальной траектории развития.

Коррекционный компонент в образовании детей с ограниченными возможностями здоровья

Коррекционный компонент образования детей с ОВЗ присутствует во всех образовательных программах специальных школ и дошкольных образовательных учреждениях, так как он имеет ключевое значение при работе с особенными детьми.

Для реализации коррекционной направленности обучения, развития и воспитания детей с различными нарушениями требуется разработка специальных педагогических мероприятий, которые направлены на компенсацию или полное исправление недостатков психического и физического развития ребенка. Для того чтобы эффективно выполнить коррекционную работу, также необходимо иметь полные диагностические данные о дефектах развития ребенка, знать этиологию заболевания, учитывать возраст, в котором оно было получено, и понимать, как дефект проявляется в той или иной обстановке.

В этих целях кроме принципа коррекционной направленности требуется использовать и другие специфические дефектологические принципы. При этом они должны быть в обязательном порядке связаны с общедидактическими принципами организации образовательного процесса. Отсутствие такой связи просто не позволяет качественно и полноценно выполнять задачи по специальному обучению детей, а также реализовывать разнообразные приемы, способы обучения и предметные методики. По этой причине следует комплексно применять дефектологические и общедидактические принципы. К тому же такая практика будет способствовать развитию нового педагогического мышления, а также позволит выработать системный подход к обучению, воспитанию и развитию детей с ограниченными возможностями здоровья.

Для примера можно отметить, что в коррекционной педагогике присутствует принцип индивидуализации обучения, который с точки зрения общей педагогики реализуется с учетом уровня подготовки и способностей ребенка, его увлеченностей и склонностей. В то же время дефектологический принцип индивидуализации предполагает индивидуальный подход к обучающемуся с учетом его заболевания, наличия структурно-функциональных нарушений, отклонений как в психике, так и физическом статусе.

Комплексный учет данных факторов и одновременное использование дефектологических и общепедагогических принципов должны позволить организовать эффективный образовательный процесс, который, в свою очередь, позволит правильно осуществлять формирование личности ребенка. Это означает, что для определения содержания коррекционной работы требуется увязывать коррекционные мероприятия с другими основными компонентами системы, а только затем приступать к созданию внутренней структуры подсистемы и определению содержательно-педагогической роли.

Также важно разобраться, что означает термин «образование» и в чем заключается сущность этого процесса, так как различные исследователи предлагают свои варианты трактовки. В классической педагогической литературе под процессом образования понимают одновременно обучение и воспитание, при этом образовательная функция считается одной из функций обучения. Ее часто связывают с формированием интеллекта ребенка либо же происходит объединение понятий «образование» и «содержание образования».

Наиболее полное определение понятия «образование» можно встретить у В.С.Леденева, который одновременно раскрывает и структуру этого понятия: «Образование – это общественно организуемый и нормируемый процесс постоянной передачи предшествующими поколениями последующим социально значимого опыта, представляющий собой в онтогенетическом плане биосоциальный процесс становления личности. В этом процессе, характеризующимся содержанием, формами и методами, выделяются три основных структурных аспекта: познавательный, обеспечивающий усвоение опыта личностью; воспитание типологических свойств личности, а также физическое и умственное развитие».

Если исходить из данного определения, то в образовании можно выделить три основные части: обучение, воспитание и развитие. При этом ключевая роль отводится обучению, так как оно непосредственно направлено на усвоение обучающимися опыта, а воспитанию и развитию отводится второстепенная роль.

В этой связи коррекция является подсистемой образовательной системы и занимает в ней свое место и играет определенную роль. Во многих работах по специальной педагогике и дефектологии коррекция обычно связывается с развитием ребенка. И для этого есть основание, так как коррекция действительно направлена на преодоление каких-либо отклонений в развитии детей.

Если же речь идет о коррекционно-педагогической работе, то искусственно вычленить ее из схемы образования (обучение, воспитание, развитие) уже невозможно. Это связано с тем, что в учебно-воспитательной работе коррекционное развитие просто не может существовать вне пределов коррекционного обучения и воспитания (исключение составляет только саморазвитие).

Кроме того, надо учитывать, что развитие обучающихся происходит как в ходе обучения, так и в рамках процесса воспитания, соответственно, коррекционное воздействие присутствует в этой деятельности. А с учетом того, что по итогам одного занятия просто невозможно выявить положительные сдвиги в коррекционном развитии, то для полной либо частичной компенсации дефекта требуется, чтобы знания были включены в процесс коррекционного воспитания и развития.

Только в этом случае коррекционный компонент станет органической частью специального образования для детей с ограниченными возможностями здоровья. В результате можно сделать вывод о том, что коррекционная работа, как и общее образование, является триединой системой, включающей в себя:

·         коррекционное обучение. Под ним обычно понимается сообщение знаний о путях и методах преодоления различных недостатков физического и психического развития, а также усвоение способов применения полученных знаний;

·         коррекционное воспитание. Это процесс целенаправленного влияния на формирование типологических свойств и качеств личности лиц с дефектами развития, инвариантных предметной специфике деятельности (познавательной, трудовой, коммуникативной, игровой и др.), позволяющих адаптироваться в социальной и природной среде;

·         коррекционное развитие. Это преодоление недостатков психофизического развития обучающихся в результате активного действия социальных и биологических факторов и формирование нейродинамических механизмов компенсации дефекта.

Однако разделить данные компоненты возможно только путем абстрагирования функций и такие действия выполняются для осмысления и целенаправленности работы, в первую очередь, практических работников.

Использование коррекции в процессе обучения и воспитания особенных детей позволяет определить и саму специфику специального образования. Основная логика заключается в том, что на первом этапе любого специального обучения сначала объясняется и показывается определенный материал. При этом необходимо, чтобы обучаюющиеся с ограниченными возможностями здоровья могли воспринять данный материал, учитель, в свою очередь, может оказывать помощь детям в осознании новых сведений. В результате такой работы воспринятый материал включается обучающимися в свой арсенал знаний и представлений.

Далее наступает этап руководства познавательной деятельностью обучающихся, которые имеют сенсорно-физические нарушения в процессе усвоения способов применения знаний. От учителя требуется, чтобы это усвоение было доведено до уровня умений и навыков. Достигается такой результат за счет применения специальных упражнений, нестандартных способов подачи новой информации, модифицированных средств наглядности.

После того как обучающиеся овладели умениями и навыками, нужными для восприятия материала, они могут начинать изучать основные школьные науки, так как они уже готовы к творческому применению своих знаний и могут использовать различные методы обучения. Стоит учитывать, что коррекционные мероприятия на данном этапе могут проводиться и параллельно с изучением основных наук.

Одновременно с реализацией всех этапов обеспечивается и связь компонентов коррекционного обучения с интеллектуальными возможностями обучающихся, их потребностями и мотивами деятельности. Это позволяет сформировать у обучаемых личное отношение к изучаемому материалу и непосредственно к процессу обучения, в результате чего происходит процесс становления школьника как личности.

В коррекционное воспитание в обязательном порядке входит и такой процесс, как формирование обобщенных знаний об «объекте отношения» (термин был предложен И.Я.Лернером), благодаря которым ученики с ограниченными возможностями здоровья могут правильно ориентироваться в различных ситуациях и условиях.

Надо также учитывать, что коррекция развития предполагает не только осуществление мероприятий, которые помогают детям лучше усваивать материал и приобретать какие-либо навыки. В процессе обучения неизбежно осуществляется пересмотр психических и физических функций, а также происходит формирование механизмов компенсации дефекта. Это приводит к тому, что по мере изменений состояния и свойств личности происходит и усвоение определенного социального опыта, развиваются физическая, умственная, нравственная саморегуляции ребенка, он приобретает навыки организации и регулирования своей деятельности и социально-трудовой ориентировки.

В коррекционном обучении, также, как и в общеобразовательной деятельности, воспитание и обучение должны идти несколько впереди развития и при этом строиться не только на завершенных циклах развития, но и задействовать те психические и физические функции, которые еще не полностью сформировались.

Эти идеи, которые касаются умственного развития ребенка, были впервые сформулированы Л.С.Выготским, который ввел понятия об уровне актуального развития ребенка и зоне его ближайшего развития. Считается, что уровень актуального развития складывается в результате завершившихся циклов развития и проявляется в способности обучающегося самостоятельно решать различные задачи, в том числе и интеллектуальные.

Второй уровень или зона ближайшего развития – это состояние созревания процессов, то есть ребенок самостоятельно еще не может выполнить поставленные задачи. Однако если ему помогает взрослый или решение задачи осуществляется в коллективе, то обучающийся с ней справляется. Это означает, что если сегодня ребенок что-то делает с посторонней помощью, то уже завтра он сможет это выполнить самостоятельно.

По этой причине педагог-дефектолог в целях формирования зоны ближайшего развития должен ставить перед обучающимся такие задачи, которые немного выше уровня его знаний и подготовки. Такой подход позволяет активизировать деятельность ребенка и стимулирует его на решение более сложных задач. Одновременно с этим необходимо разработать систему коррекционных приемов, применение которых позволит ребенку понять и усвоить предлагаемый материал, даже, несмотря на наличие проблем со зрением, слухом или, например, двигательной активностью.

После того как обучающиеся под руководством педагога справляются с поставленными задачами, происходит актуализация зоны ближайшего развития, то есть учитель предлагает новые, более сложные задачи и т.д.

В данном процессе от педагога требуется правильно сформировать зону ближайшего развития, так как специалисты часто ставят перед детьми только интеллектуальные задачи. При этом на второй план уходит процесс саморазвития детей и принцип природосообразности развития ребенка.

В то же время нельзя забывать, что коррекционное обучение является целостной системой, в которой обучение, воспитание и развитие тесно взаимосвязаны. При этом коррекция в системе специального образования занимает центральное место, ведь именно она определяет дефектологическую направленность и сущность специфики образовательного процесса.

Одновременно с этим необходимо, чтобы коррекция находилась на перекрестке составных частей общего образования, но при этом имела и свою специфическую направленность при решении задач по обучению, воспитанию и развитию особенных детей.

Кроме того, коррекция, являясь условно самостоятельной системой, должна иметь отдельный выход на среду, так как она функционирует в конкретных социальных и природных условиях. В данном случае среда для коррекционно-педагогического процесса выступает не в качестве компонентного элемента, а является сферой окружения, куда она входит в роли составной внутренней части.

Социальная и природная среды в различной степени оказывают влияние на коррекционно-педагогический процесс. В первую очередь, она обуславливает общественные цели спецобразования, к которым относятся:

·         всестороннее развитие учеников с ограниченными возможностями здоровья;

·         усвоение социального опыта в наиболее доступной для детей с ограниченными возможностями здоровья форме;

·         социально-трудовая реабилитация.

В этой связи при разработке конкретной модели специального образования необходимо учитывать множество условий, даже включая микросреды (наличие учебно-производственных предприятий обществ инвалидов, направленность их деятельности, общее количество детей с конкретным дефектом развития и т.д.).

Также следует учитывать наличие и доступность специальных программ, учебной литературы, учебников, различных методик и средств наглядности, что особенно актуально для общеобразовательных учреждений регионального уровня.

На теоретическом уровне необходимо учитывать основные черты социальной сферы, к которым относятся:

·         уровень духовного развития;

·         хозяйственно-экономические условия;

·         исторически сложившиеся традиции;

·         общественно-политические структуры;

·         уровень интеграции людей с ограниченными возможностями здоровья в социум.

При характеристике системы специального образования важно учитывать и природную среду, так как она оказывает влияние на становление и совершенствование биофизиологических процессов организма ребенка. Это означает, что требуется учитывать экологическую обстановку, в которой растет ребенок, климатические особенности региона, окружающий его растительный и животный мир.

С учетом всех изложенных теоретических положений можно определить место коррекционно-педагогического процесса в системе образования. Данный процесс должен быть ориентирован, прежде всего, на преодоление барьеров, которые связаны с нарушением развития детей. При этом вся работа направлена на реабилитацию (абилитацию) и обеспечение социальной адаптации ребенка с таким расчетом, чтобы он стал полноправным и активным членом общества и мог наравне с другими людьми принимать участие в трудовой и общественной деятельности.

В то же время на развитие коррекционной системы и ее отдельных компонентов оказывают влияние различные факторы, основные из них – социальный заказ общества специальному образованию детей с ограниченными возможностями здоровья и конкретные задачи, которые ставятся предметному преподаванию, различным видам деятельности особенных детей, а также каждому отдельному занятию.

Применение инновационных педагогических технологий в образовании детей с ограниченными возможностями здоровья

Одной из основных задач образования детей с ограниченными возможностями здоровья является создание для них особой коррекционно-развивающей среды, которая позволяла бы им наравне с обычными обучающимися получать образование. В рамках реализации данной задачи применяются разнообразные психолого-педагогические подходы, а также используются инновационные педагогические технологии.

К наиболее эффективным и доступным технологиям можно отнести следующие:

1) Здоровьесберегающие технологии. Их основная цель – создание оптимальных условий для формирования у обучающихся правильных представлений о здоровом образе жизни, развития умений, знаний и навыков, которые необходимы для поддержания собственного здоровья, а также оказания первой медицинской помощи себе и окружающим людям. Распространенными формами являются разнообразные спортивные праздники, физкультурные минутки во время занятий, различные виды гимнастики (утренняя, дыхательная, динамическая, пальчиковая, для глаз), прогулки на свежем воздухе.

2) Проектная деятельность. Основной ее смысл заключается в том, что необходимо создать какую-либо проблемную деятельность, которая осуществляется обучающимся совместно с учителем. В результате такой деятельности, приобретаемые учеником знания, становятся его личным достоянием и благодаря этому надежно фиксируются в уже сложившейся системе знаний об окружающем мире.

3) Развивающие технологии. Если в классическом образовании детям для изучения обычно предлагается уже готовый продукт (шаблон действия), то при использовании развивающего подхода ребенок должен уже самостоятельно прийти к определенному мнению или решить проблему в ходе анализа своих действий.

4) Информационные технологии. Задействование на занятиях информационно-коммуникационных технологий позволяет добиться большего образовательного эффекта в сравнении с традиционными способами организации уроков. Это связано с тем, что у учителя имеется возможность применения различных специальных программ, фильмов, слайдовых презентаций, анимации. Благодаря одновременному воздействию на несколько органов чувств обеспечивается лучшее восприятие информации, а значит, дети быстрее ее запоминают, при этом она на более долгий срок остается в памяти.

При помощи компьютерных технологий также удается эффективнее решать задачи по коррекции нарушений письменной и устной речи, внимания, мышления, развития памяти. Кроме того, «подключение» ребенка к Интернету позволяет создать дополнительный стимул для обучения, что достигается за счет доступности множества интересных и полезных ресурсов. К тому же самостоятельный поиск нужной информации способствует лучшему ее усвоению.

5) Коррекционные технологии. Их основная задача заключается в снятии психоэмоционального напряжения. Наиболее распространенные приемы – цветотерапия, сказкотерапия, музыкальная терапия.

6) Познавательно-исследовательская деятельность. Ее используют для создания экспериментальной деятельности, в которой главная роль принадлежит ребенку. За счет участия ребенка в эксперименте удается создать условия, благодаря которым он сам может наблюдать развитие процесса и видеть его результаты.

7) Личностно-ориентированные технологии. Их цель заключается в создании между учителем и учеником демократических партнерских отношений. В случае использования данного подхода во главу обучения ставится личность ребенка.

Еще одной целью инновационной деятельности является развитие творческого начала у самого педагога, то есть предполагается его «переключение» с репродуктивного типа деятельности на самостоятельный поиск каких-либо методических решений. Это позволяет постепенно развиваться педагогу и со временем он может превратиться в разработчика и автора инновационных методик.

Инновационная деятельность в педагогической науке понимается как целенаправленная педагогическая деятельность, которая основана на осмыслении своего собственного практического опыта при помощи сравнения и изучения, изменения и развития учебно-воспитательного процесса с целью достижения более высоких результатов, получения нового знания, качественно иной педагогической практики.

Для организации руководства инновационной деятельностью могут применяться разнообразные формы. При этом основным принципом руководства является поддержка педагога различными средствами. Это могут быть как образовательные (консультации, семинары, педагогическая учеба и др.), так и материальные средства (премии, дополнительные выплаты и т.д.). Важным моментом считается и разворачивание среди педагогического состава процесса рефлексии и понимания собственной педагогической деятельности.

Однако участие педагога в инновационной деятельности является весьма противоречивым. Так, данная деятельность положительно влияет на его профессиональное развитие (освоение новых технологий, приобретение нового опыта), но с другой стороны она предполагает преодоление различных трудностей, которые могут привести педагога к кризису профессионального развития.

В этой связи необходимо отметить, что обеспечение непрерывного профессионального развития педагога возможно при наличии двух ключевых факторов:

·         готовность педагога с психологической точки зрения к осуществлению инновационной деятельности, а также наличие особых навыков и умений рефлексивно-аналитического и деятельностно-практического порядка;

·         переориентация всех форм повышения квалификации и профессионального образования педагога на решение задач по поддержке его как педагога-профессионала в стремлении к постоянному профессиональному росту.

В целом инновационная деятельность способствует личностному развитию педагога, так как при создании чего-то нового и достойного внимания педагог растет как личность. Если же постоянно заниматься однородной деятельностью и всю жизнь выполнять простые операции, которые не требуют напряжения умственных способностей, то личность человека со временем деформируется.

Применение здоровьесберегающих технологий в коррекционной педагогике

Под здоровьесберегающей образовательной технологией понимается специальная модель педагогической деятельности, которая предполагает достижение обучающимися государственного образовательного стандарта при одновременном сохранении и укреплении их здоровья. Главная особенность технологии – активное применение психолого-педагогических приемов и методов для решения разнообразных задач.

Выделяют три основные подгруппы данной технологии:

1.    Организационно-педагогические технологии, которые используются для определения структуры воспитательно-образовательного процесса и направлены на недопущение переутомления учащихся, появления гиподинамии и других различных дезадаптационных состояний.

2.    Психолого-педагогические технологии, которые непосредственно связаны с работой педагога с обучающимися. К данной категории следует отнести и психолого-педагогическое сопровождение всех элементов образовательного процесса.

3.    Учебно-воспитательные технологии. В их состав входят разнообразные программы по обучению детей заботе о своем здоровье, а также программы, направленные на формирование культуры здоровья.

Сохранение и укрепление здоровья в учебное и свободное время особенно важно для детей с ОВЗ. Дети с различными ограниченными физическими возможностями обычно сильно отличаются по своему нервно-психологическому развитию от сверстников. Часто такие дети обладают чрезмерной эмоциональной возбудимостью, заторможенностью, отсутствием длительных волевых усилий, слабой нервной системой. В этой связи всему педагогическому составу, который работает с детьми ограниченными возможностями здоровья часто приходиться решать задачи не только образовательного характера, но и нормализации психического и физического состояния ребенка. Именно в таких случаях и требуется применение здоровьесберегающих технологий.

К наиболее распространенным здоровьесберегающим технологиям можно отнести следующие:

1) Технологии, направленные на сохранение и стимулирование здоровья:

·         динамические паузы, которые занимают от двух до пяти минут и проводятся прямо во время занятий. Их частота зависит от степени утомляемости детей. Паузы могут включать в себя различную дыхательную гимнастику, упражнения для глаз, разнообразные несложные физические упражнения;

·         логоритмика. Этот метод используется для коррекции речевых нарушений за счет развития двигательной сферы с применением слова и музыки. Ее использование позволяет расширить словарный запас детей, повысить их уровень эмоциональности, а также способствует совершенствованию психофизических функций и навыков общения;

·         ритмопластика. Под ней понимаются музыкально-ритмические движения, которые относятся к синтетическим видам деятельности. За счет того, что ритмопластика предполагает совершение движений под музыку осуществляется развитие как двигательных, так и музыкальных способностей обучающихся. Дополнительно активизируются психические процессы, лежащие в их основе;

·         подвижные и спортивные игры. Подбор игр зависит от возраста детей, места и времени их проведения. Обычно выбираются игры малой и средней степени подвижности, а их проведение осуществляется ежедневно;

·         релаксация. Ее можно проводить практически в любом помещении. Интенсивность технологии определяется как возрастом детей, так и их эмоционально-физическим состоянием. Для релаксации выбирается спокойная классическая музыка или звуки природы;

·         гимнастика пальчиковая. Регулярные упражнения, направленные на развитие пальцевой моторики, оказывают положительное влияние не только на развитие речи, но и повышают работоспособность головного мозга. Данные упражнения способствуют и исправлению речевых дефектов. Пальчиковая гимнастика положительно сказывается на развитии центральной нервной системы, а также всех психических процессов;

·         гимнастика для глаз. Она должна проводиться ежедневно и занимать 3-5 минут, количество тренировок зависит от интенсивности нагрузки на зрительную систему. Гимнастика способствует снятию нагрузки и напряжения;

·         дыхательная и артикуляционная гимнастика. При помощи дыхательной гимнастики удается скорректировать нарушения речевого дыхания, выработать правильное диафрагмальное дыхание, а также научить контролировать его продолжительность, силу и правильность распределения выдоха. Гимнастика также оказывает положительное влияние на развитие голоса, артикуляцию и звукопроизношение. В результате регулярное выполнение дыхательных упражнений позволяет сохранить высокую работоспособность, зарядиться жизнерадостностью и бодростью;

·         бодрящая гимнастика, благодаря которой детский организм быстрее просыпается, также повышается мышечный тонус и улучшается настроение. Еще большего эффекта от бодрящей гимнастики можно добиться, если она проводится под музыку. Выполнение гимнастики следует осуществлять ежедневно, оптимальное для этого время – сразу после дневного сна;

·         корригирующая гимнастика. При помощи корригирующих упражнений удается укрепить мышцы, обеспечить положительное влияние на нервную, дыхательную, сердечно-сосудистую системы. Во время выполнения упражнений дети постепенно учатся владеть своим телом и координировать свои движения.

2) Технологии обучения здоровому образу жизни:

·         коммуникативные игры. Они могут состоять из нескольких частей и проводятся по определенной схеме. Наиболее распространенные варианты: игры различной степени подвижности, лепка, рисование, этюды и др.;

·         проблемно-игровые (игротерапия, игровые тренинги). Их преимущество заключается в том, что педагог может задействовать их незаметно для ребенка за счет включения в процесс игровой деятельности;

·         самомассаж. Массаж – одно из лучших средств лечебно-профилактической работы, которое оказывает положительное влияние, как на самочувствие, так и здоровье ребенка. Среди преимуществ массажа – возможность его самостоятельного проведения, то есть выполнение т.н. точечного массажа, который способны выполнять даже маленькие дети. Его рекомендуется применять одновременно с пальчиковой гимнастикой и текстовым сопровождением. Такое сочетание упражнений способствует снятию напряжения, а также положительно влияет на развитие фантазии ребенка и его памяти.

3) Коррекционные технологии. К ним относятся:

·         арттерапия или лечение искусством. Технология базируется на том, что творчество способно отвлечь детей от неприятных эмоций и задействовать эмоциональные резервы организма. Отличных результатов удается добиться при работе с такими природными материалами, как глина, вода, краски, песок. Кроме того, рисование может осуществляться при помощи пальцев и ног, что помогает снять нервное напряжение и расширить творческие границы ребенка. Для рисования может использоваться и, например, различная крупа, благодаря чему одновременно развивается и мелкая моторика рук;

·         сказкотерапия. Практически в любой сказке заложено важное психологическое содержание, которое дает ребенку представление о любви, добре и счастье. Также ребенок через сказку учится познавать реальный мир, а трансформация сказочного героя из слабого в сильного, наивного в умного, маленького во взрослого позволяет открыть перед ним перспективы собственного роста;

·         музыкальное воздействие. Проведение музыкальных пауз предназначено для снятия напряжения и улучшения эмоционального состояния детей во время занятий. Прослушивание музыки также оказывает положительное воздействие на развитие творческих способностей. В большинстве случаев музыка применяется в качестве дополнительного средства воздействия на детей;

·         технологии воздействия цветом. Суть технологии заключается в том, что правильно подобранное цветовое оформление помещения помогает снять напряжение, а также повысить эмоциональный настрой ребенка;

·         коррекция поведения, которая предполагает использование специальных методик. Занятия организуются в небольших группах по 6-8 человек и предполагают игровую форму, при этом в состав группы не обязательно должны входить дети с одинаковыми проблемами и заболеваниями.

·         психогимнастика. Упражнения направлены на развитие способностей детей контролировать и управлять своими эмоциями, а также умений выразительно изображать отдельные эмоции и движения. Психогимнастика ориентирована, прежде всего, на детей, которые быстро утомляются, характеризуются непоседливостью, страдают от неврозов и легких задержек психического развития. При помощи психогимнастики детям удается преодолевать различные барьеры в общении, снимать психическое напряжение, а также лучше понимать себя и других людей;

·         фонетическая ритмика. Она проводится с детьми, которые имеют проблемы со слухом или может осуществляться в профилактических целях. Основная цель упражнений – обеспечение фонетической грамотной речи без движений.

Применение дистанционного обучения для образования детей с ограниченными возможностями здоровья

Дети-инвалиды составляют определенный процент нашего общества и должны наравне с другими детьми иметь возможность получать образование и развиваться. Да, государство работает в этом направлении, однако на практике дети с ограниченными возможностями здоровья практически не имеют доступа к полноценному образованию.

Так, в учебных планах школ отводится только по 10 часов индивидуальных занятий для учеников средних классов и 12 часов для 10-11 классов. Это ведет к сокращению учебной программы, в результате чего создаются условия образовательного неравенства, в которых дети с ограниченными возможностями здоровья практически не имеют шансов получить профессиональное образование.

Кроме того, дети-инвалиды страдают от нехватки социальных контактов со своими сверстниками, соответственно, бедность социального опыта крайне негативно сказывается на социализации ребенка с ограниченными возможностями здоровья. Обучение на дому также часто ведет к еще большей замкнутости ребенка, его изоляции от детского коллектива, что затем приводит к формированию боязни общения с другими людьми.

В результате дети постоянно испытывают повышенную тревожность, чувствуют неуверенность, боятся и не умеют устанавливать контакты с окружающим миром.

Одним из выходов из данной ситуации является дистанционное обучение, которое позволит ребенку с ограниченными возможностями здоровья найти для себя оптимальный способ получения знаний и в дальнейшем успешно адаптироваться в обществе. В настоящее время дистанционное образование неразрывно связано с информационными и телекоммуникационными технологиями, благодаря которым проходит не только обучение, но и осуществляется контакт ребенка с педагогическим работником.

Особенно дистанционное обучение актуально для детей, которые имеют нарушения опорно-двигательного аппарата, слуха, речи, зрения, а также другие заболевания, которые ограничивают их двигательную активность. Для таких детей дистанционное обучение является практически единственной возможностью повысить качество своего образования, а также осуществлять контакт с внешним миром за счет виртуального общения и обмена мнениями на различных интернет-площадках.

Развитие глобальной сети предоставляет совершенно новые условия для развития ребенка, ведь занимаясь при помощи компьютера, он перестает чувствовать себя инвалидом, так как у него появляется связь практически со всем миром. Благодаря интернету он может учиться у себя дома и в наиболее оптимальном для себя темпе.

В то же время множество образовательных ресурсов рассчитано исключительно на здоровых детей. Так, дети со слабым зрением, тремором рук и другими заболеваниями сталкиваются с различными проблемами: слишком мелкий шрифт на сайте, сложность восприятия информации, представленной в форме различных таблиц, сложная система навигации, маленькие окошечки для ввода данных и т.д. Такие, казалось бы, мелочи, на самом деле, создают для ребенка-инвалида неразрешимые трудности.

В этой связи при разработке системы дистанционного обучения необходимо предусмотреть возможность индивидуальной образовательной траектории для каждого ребенка. Это означает, что для каждого ученика с ограниченными возможностями здоровья индивидуально определяется объем учебных занятий, составляется их содержание, а также определяется темп прохождения обучения. Учебная среда, которая создается при помощи дистанционного обучения, позволяет педагогу лично работать с каждым учеником и давать ему индивидуальные консультации по исправлению ошибок.

Педагог в процессе обучения может корректировать учебную программу и применяемые методы обучения, предлагать дополнительные материалы и ссылки на информационные ресурсы, которые будут интересны конкретному обучающемуся. При этом имеется возможность предоставить ребенку право выбора последовательности прохождения курса и определить личный темп изучения материала.

При дистанционном обучении обучающиеся перестают быть пассивными потребителями знаний, а начинают выступать в роли активных участников образовательного процесса. Также они приобретают опыт коммуникации с другими людьми.

Еще одно преимущество дистанционного образования заключается в том, что ребенок за счет вхождения в виртуальное сообщество начинает осознавать себя в качестве субъекта деятельности в масштабном информационном образовательном пространстве. Это обстоятельство способствует формированию у него адекватного отношения к действительности, ведет к желанию общаться, развивать свой жизненный потенциал, а также повышению самооценки.

При помощи дистанционного обучения детям может оказываться и специальная помощь психолога, что особенно актуально для небольших населенных пунктов, где наблюдается нехватка квалифицированных специалистов служб сопровождения.

За счет дистанционного обучения осуществляется и приобщение родителей к деятельности детей. Они не только получают информацию о возможностях развития потенциала своего ребенка, но и могут найти через интернет единомышленников, что поможет им почувствовать уверенность в своих силах, а также преодолеть «комплекс беды», который присущ многим семьям, где воспитываются дети-инвалиды.

В целом дистанционное обучение обладает практически неограниченными возможностями, а виртуальная среда позволяет успешно преодолевать различные барьеры.

Использование информационных технологий и современных подходов в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья

Современные информационные технологии и компьютерные программы обладают рядом преимуществ по сравнению с традиционными методами обучения, так как им присущи следующие характеристики:

·         значительная информационная емкость, благодаря чему удается представить информационную модель в разнообразных коммуникативных ситуациях и разных контекстах;

·         повышение работоспособности детей с одновременной активизацией познавательной деятельности;

·         обеспечение благоприятного психологического климата, так как компьютерная программа позволяет создать правильную реакцию на ошибку;

·         возможность создания коммуникативных ситуаций, которые будут значимы для каждого обучающегося с одновременной мотивацией занятия трудными для ребенка видами деятельности;

·         создание условий (в том числе в рамках группового обучения), в которых каждый ребенок смог бы развиваться в индивидуальном темпе;

·         учет возрастных особенностей детей при овладении ими разнообразными языковыми структурами и моделями;

·         изменение схемы взаимодействия с «учитель-ученик» на конструкцию «учитель-ученик-компьютер», благодаря чему обеспечивается смена акцента взаимодействия;

·         возможность визуализации процессов и закономерностей, которые ранее были скрыты от наблюдения;

·         активное использование в процессе обучения продуктивных видов деятельности, в том числе прогнозирование, конструирование, классификация, сравнение.

В этой связи внедрение в коррекционно-образовательный процесс специальных компьютерных программ, которые бы учитывали особенности детей с ограниченными возможностями здоровья, позволило бы значительно повысить эффективность коррекционного обучения. Также информационные технологии смогли бы повысить скорость обучения школьников грамоте, а также помогли бы преодолеть нарушения высших психических функций и не допустить появления вторичных расстройств письменной речи. В результате значительно мог бы снизиться риск социальной дезаадаптацииобучающихся младшего школьного возраста, имеющих особые образовательные потребности.

Значение современных информационных технологий при работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья

Под информационной технологией обучения понимается педагогическая технология, которая предполагает применение специальных способов, программных и технических средств (кино, видео- и аудиосредства, телекоммуникационные сети, компьютеры) для работы с информацией.

Основной целью информатизации образования является «подготовка обучаемых к полноценному и эффективному участию в бытовой и общественной областях жизнедеятельности». По этой причине компьютерные технологии становятся важным инструментом в деятельности педагога, психолога, а также применяются для накопления психолого-медико-педагогического опыта (различные информационные порталы, базы данных и т.д.).

Компьютерные программы активно задействуются и в преподавании разнообразных учебных предметов, в результате чего постепенно наблюдается интеграция информатики и специальной педагогики.

Глобальная и локальная сети также обеспечивают более эффективное применение имеющихся технических, информационных и человеческих ресурсов, а также позволяют получить общий доступ к глобальной информационной сети.

Понятие локальные сети включает в себя сети компьютеров, которые расположены на ограниченной территории и связаны между собой единой сеткой. Это означает, что пользователь с любого компьютера, включенного в локальную сеть, может получить доступ к общей базе данных или информации, хранящейся на другом компьютере.

Глобальная же сеть объединяет множество компьютеров, удаленных друг от друга на значительные расстояния, в том числе они могут находиться в разных странах и городах. Крупнейшей глобальной сетью является интернет, который выступает в роли источника различной информации.

В целом, работа с детьми с ограниченными возможностями здоровья с применением информационных технологий предполагает:

·         использование специальных программ;

·         использование разнообразных развивающих игр и программ;

·         задействование текстового редактора в качестве средства развития самостоятельной письменной речи детей с ограниченными возможностями здоровья;

·         проведение оптимизации процесса обучения детей за счет использования интерактивной доски;

·         применение мультимедийных презентаций.

Требования к уроку для детей с ограниченными возможностями здоровья

1. Учитель должен владеть учебным предметом, методами обучения.

2. Урок должен быть воспитывающим и развивающим. На каждом уроке должна вестись коррекционно-развивающая работа.

Образовательные задачи:

·         формировать (формирование) у обучающихся представления о …;

·         выявить (выявлять)…;

·         знакомить, познакомить, продолжать знакомить…;

·         уточнить…;

·         расширить…;

·         обобщить…;

·         систематизировать…;

·         дифференцировать…;

·         учить применять на практике…;

·         учить пользоваться…;

·         тренировать…;

·         проверить….

Коррекционно-развивающие задачи:

·         корригировать внимание (произвольное, непроизвольное, устойчивое, переключение внимания, увеличение объема внимания) путем выполнения…;

·         коррекция и развитие связной устной речи (регулирующая функция, планирующая функция, анализирующая функция, орфоэпически правильное произношение, пополнение и обогащение пассивного и активного словарного запаса, диалогическая и монологическая речь) через выполнение…;

·         коррекция и развитие связной письменной речи (при работе над деформированными текстами, сочинением, изложением, творческим диктантом, …);

·         коррекция и развитие памяти (кратковременной, долговременной) …;

·         коррекция и развитие зрительных восприятий…;

·         развитие слухового восприятия…;

·         коррекция и развитие тактильного восприятия…;

·         коррекция и развитие мелкой моторики кистей рук (формирование ручной умелости, развитие ритмичности, плавности движений, соразмерности движений, …);

·         коррекция и развитие мыслительной деятельности (операций анализа и синтеза, выявление главной мысли, установление логических и причинно-следственных связей, планирующая функция мышления) …;

·         коррекция и развитие личностных качеств учащихся, эмоционально-волевой сферы (навыков самоконтроля, усидчивости и выдержки, умение выражать свои чувства …;

Воспитательные задачи:

·         воспитывать интерес к учебе, предмету;

·         воспитывать умение работать в парах, в команде;

·         воспитывать самостоятельность;

·         воспитывать нравственные качества (любовь, бережное отношение к …, трудолюбие, умение сопереживать и т.п.)

Формулировка задач для данного урока зависит от темы урока, подобранных заданий и типа урока. Например, на уроке изучения нового материала – дать понятия, познакомить, на уроке закрепления знаний – закрепить, повторить и т.п.

4. Излагаемый материал должен быть научным, достоверным, доступным, должен быть связан с жизнью и опираться на прошлый опыт детей. Возможно использование следующих методов обучения:

·         объяснение;

·         рассказ;

·         демонстрация;

·         наблюдение;

·         работа с книгой;

·         игра;

·         упражнение;

·         лабораторно-практическая работа;

·         практическая работа;

·         самостоятельная работа;

·         применение технических средств обучения;

·         программированное обучение;

·         проблемное обучение.

Прием – это часть метода. Например, при использовании метода упражнений применяются следующие приемы: сообщение условий задания, запись условий, выполнение задания, анализ результатов выполнения задания, контроль за правильностью выполнения задания.

5. На каждом уроке должен осуществляться индивидуально-дифференцированный подход к обучающимся.

6. На уроке должны осуществляться межпредметные связи.

7. Урок должен быть оснащен:

·         техническими средствами обучения;

·         дидактическим материалом (таблицы, карты, иллюстрации, тесты, схемы, алгоритмы рассуждений, перфокарты, перфоконверты и т.п.);

·         весь материал должен соотноситься с уровнем развития ребенка, связываться с логикой урока.

8. На уроке должны осуществляться инновационные процессы.

9. Необходимо введение в обучение компьютеров.

10. На уроке должен строго соблюдаться здоровьесберегающий режим:

·         проведение физминуток (начальная школа – 2-3 физминутки, старшая школа – 1 физминутка);

·         соответствие мебели возрасту детей;

·         соответствие дидактического материала по размеру и цвету;

·         соответствие учебной нагрузки возрасту ребенка;

·         соблюдение санитарно-гигиенических требований.

11. Урок должен способствовать решению основных задач, стоящих перед школой:

·         оказывать всестороннюю педагогическую поддержку ребенку с ограниченными возможностями здоровья;

·         способствовать социальной адаптации аномально развивающегося ребенка.

Список литературы:

1.    Белова-Давид, Р.А. Нарушение речи у дошкольников [Текст] /Р.А. Белова-Давид. - М.: Логос, 2012. - 231 с.

2.    Башина В.М. Аутизм в детстве. – М.: Медицина, 1999. – 240 с.

3.    Басилова Т.А. Условия формирования первоначальных жестов у слепоглухонемого ребенка // Дефектология. - 1987. - № 1.

4.    Бертынь Г.П. Этиологическая классификация слепоглухоты// Дефектология. - 1985. -№ 5.

5.    Блюмина М.Г. Распространенность, этиология и некоторые особенности клинических проявлений сложных дефектов // Дефектология. - 1989. - № 3.

6.    Волкова, Г.А. Психолого-логопедическое исследование детей с нарушениями речи /Г.А.Волкова. – С -Пб.: САЙМА, 2013 – 94 с.

7.    Ван Дайк Ян. Обучение и воспитание слепоглухих как особой категории аномальных детей // Дефектология. - 1992. - № 4.

8.    Гончарова Е.Л. Формирование базовых компонентов читательской деятельности у детей с глубокими нарушениями зрения и слуха // Дефектология. - 1995. -№4.

9.    Гилберг К., Питерс Т. Аутизм: медицинские и педагогические аспекты. – СПб.: ИСПиП, 1998. – 124 с.

10. Глозман Ж.М. Нейропсихология детского возраста: учеб.пособие для студ. высш. учеб. заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2009. – 272 с.

11. Гребенюк О.С., Гребенюк Т.Б. О концепции педагогики индивидуальности // Реализация концепции педагогики индивидуальности в высшей и средней школе: сб. науч. статей / науч. ред. О.С. Гребенюк. – Калининград: Изд-во КГУ, 2000. – 103 с

12. Гребенюк О.С., Гребенюк Т.Б. Основы педагогики индивидуальности: учеб.пособие / О.С. Гребенюк, Т.Б. Гребенюк. – Калининград: Изд-во КГУ, 2000. – 572 с.

13. Гребенюк О.С. Педагогика индивидуальности: курс лекций. – 2-е изд. – Калининград: Изд-во КГУ, 2002. – 94 с.

14. 14. Гребенюк О.С. Проблемы развития индивидуальности и воспитания личности // Развитие личности и формирование индивидуальности: сб. материалов. – Ярославль: ЯГПУ им. К.Д. Ушинского, 1996. – 316 с. – С.39-42

15. Гребенюк О.С., Гребенюк Т.Б. Теория обучения: учеб.пособие / О.С. Гребенюк, Т.Б. Гребенюк. – М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2003. – 384 с.

16. Дефектологический словарь: В 2 т. / Под ред. В.Гудониса, Б.П.Пузанова. – М.: Издательство Московского психолого-социального института; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2007. – Т. 1. – 808 с.

17. Дефектологический словарь: В 2 т. / Под ред. В.Гудониса, Б.П.Пузанова. – М.: Издательство Московского психолого-социального института; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2007. – Т. 2. – 736 с.

18. Жукова, Н.С. Преодоление задержки речевого развития у дошкольников с нарушением слуха /Н.С. Жукова, В.М. Мастюкова, Т.Б. Филичева. - М.: АСТ, 2013. –96с.

19. Загвязинский В.И. Педагогическое предвидение: Педагогика и психология. – М. 1987. – № 4. – 76 с.

20. Загвязинский В.И. Педагогическое творчество учителя. – М., 1987. – 160 с.

21. Зинченко В.П. О целях и ценностях образования // Сов. Пед. 1997, № 5. – С. 3–16.

22. Иовчук Н.М., Северный А.А., Морозова Н.Б. Детская социальная психиатрия для непсихиатров. – СПб.: Питер, 2008. – 416 с.

23. Кларин М.В. Инновации в мировой педагогике: обучение на основе исследования, игры и дискуссии: (Анализ зарубежного опыта). – Рига, 1995. – 176 с.

24. Лалаева, Р.И. Формирование лексики и грамматического строя у дошкольников с нарушением слуха /Р.И. Лалаева, Н.В. Серебрякова. – СПб.: СОЮЗ, 2011. – 224 с.

25. Мареева Р.А. Проект программы обучения и воспитания слепоглухонемых учащихся дошкольных групп, подготовительного, I, II классов. - М., 1982.

26. Маркова А.К. Психология профессионализма. – М., 1996. – 308 с.

27. Маркова А.К., Никонова А.Д. Психологические особенности индивидуального стиля деятельности учителя // Вопросы психологии. – 1987. – № 5. – С. 43–48.

28. Орлов Ю.М. Восхождение к индивидуальности. – М., 1991. – 287 с.

29. Мещеряков А.И. Слепоглухонемые дети. - М., 1974.

30. Мещеряков А.И. Опыт обучения детей, страдающих множественными дефектами // Дефектология. - 1973. - № 3.

31. Настольная книга педагога-дефектолога / Т.Б. Епифанцева [и др.] – Ростов н/Д: Феникс, 2008. – 564 с.

32. Никольская О.С. Никольская, О.С. Аффективная сфера человека. Взгляд сквозь призму детского аутизма. – М.: Центр лечебной педагогики, 2000. – 362 с.

33. Pay Е.Ф. Исправление недостатков произношения у дошкольников с нарушением слуха /Е.Ф. Рау, В.И. Рождественская. - М.: ИНФРА-М, 2011.- С. 267с.

34. Саенко Ю.В. Специальная психология: Учебное пособие. – М.: Академический Проект, 2006. – 182 с.

35. Семаго М.М., Семаго Н.Я. Типология отклоняющегося развития: Модель анализа и её использование в практической деятельности. – М.: Генезис, 2011. – 400 с.

36. Соколянский И.А. Обучение слепоглухонемых детей // Дефектология. - 1989. -№2.

37. Токарева, О. В. Расстройства речи у детей с нарушением слуха /О.В. Токарева, под ред. проф. С. С. Ляпидевского. - М.: Логос, 2013. -256с.

38. Шипицина Л.Н. Психология детей с нарушением опорно-двигательного аппарата. – М., 2005