Применение предметно-развивающей среды при работе с младшими школьниками с ОВЗ.
В настоящее время актуальной проблемой инклюзивного образования, стоящей перед организацией комплексной помощи детям, является создание «безбарьерной» образовательной среды. Одним из общих правил такой образовательной среды является критерий ее доступности для ребенка с ограниченными возможностями здоровья.
В учреждениях, обеспечивающих сопровождение таких детей, общепедагогические требования к оборудованию и оснащению должны учитывать проблемы и трудности социализации детей данной категории. Социальная среда в образовательных учреждениях должна учитывать уровень современной жизнедеятельности общества и быть приближена к ее требованиям. Особенно это касается технического оснащения всех сфер жизни ребенка: осуществление бытовых нужд, формирование социальной компетентности, социальной активности и жизнеустойчивости ребенка. (Рекомендации по организации доступной среды в школе см. в папке Литература)
Наличие у детей с ограниченными возможностями здоровья проблем контактирования с окружающей средой, гиподинамии, нарушения психоэмоциональной сферы и, часто, зависимости от взрослых требуют условий для систематического упражнения детей в проявлении себя при выполнении различных видов деятельности.
В этом особая роль принадлежит вспомогательным технологиям, т.е. устройствам или услугам, которые позволяют людям с функциональными ограничениями принимать активное участие в повседневной жизни, получать образование, работать или отдыхать.
Перед каждым педагогом, работающим по ФГОС НОО, встает вопрос о развивающей роли обучения. Как известно, обучение и развитие связаны между собой. Так, Л. С. Выготский обосновал ведущую роль обучения в развитии, когда «обучение идет впереди развития, являясь источником нового»1. Вместе с тем он подчеркивал, что развитие влияет на обучение и имеет свои собственные закономерности. Развитие предполагает, что ребенок переходит из «зоны актуального развития» в «зону ближайшего развития» на основе формирования высших психических функций и обучения [там же]. Поэтому встает необходимость развивающего обучения, в осуществлении которого помогают предметно-развивающая среда.
Предметно-развивающая среда - это специальное оборудование для обучения и развития школьников.
В качестве эффективного инструмента реализации компетентностного подхода в образовании, в том числе лиц с ограниченными возможностями здоровья, целесообразно также рассматривать дистанционное обучение.
Использование компьютерных технологий позволяет учителю индивидуализировать обучение, развивать познавательную и мотивационную сферу младших школьников с ОВЗ, повысить качество обучения.
Легооборудование
«Лего» - педагогика – одна из известных и распространенных сегодня педагогических систем, использующая трехмерные модели реального мира и предметно-игровую среду обучения и развития ребенка.
Применение «Лего» способствует:
1. Развитию и совершенствованию высших психических функций (памяти, внимания, мышления, делается упор на развитие таких мыслительных процессов, как анализ, синтез, классификация, обобщение);
2. Развитию у детей сенсорных представлений, поскольку используются детали разной формы, окрашенные в основные цвета;
3. Тренировки пальцев кистей рук, что очень важно для развития мелкой моторики и в дальнейшем поможет подготовить руку ребенка к письму;
4. Сплочению детского коллектива, формированию чувства симпатии друг к другу, т. к. дети учатся совместно решать задачи, распределять роли, объяснять друг другу важность данного конструктивного решения.
5. Конструктивная деятельность очень тесно связана с развитием речи, т. к. вначале с ребенком проговаривается, что он хочет построить, из каких деталей, почему, какое количество, размеры и т. д., что в дальнейшем помогает ребенку самому определять конечный результат работы.
Легоконстриурование теснейшим образом связано с областями ФГОС, такими как: познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие; речевое развитие; художественно-эстетическое развитие; физическое развитие.
Песочный стол Dusyma
Как известно, к моменту поступления в школу у каждого ребенка должны быть сформированы основные показатели готовности к школьному обучению. Одним из таких показателей является достаточное развитие зрительно-моторной координации, что позволит ребенку освоить навык письма и чтения. Однако практика работы показывает, что среди первоклассников c ОВЗ отмечается группа ребят с низким уровнем развития мелкой моторики, графо-моторных навыков. Этим детям сложно соотносить образ буквы с её написанием, работать в матричной сетке и рабочей строке «Прописи». Поэтому необходим некий «посредник» между предъявляемым учителем образцом буквы и её написанием в «Прописи». Таким посредником выступает стол с песком Dusyma.
Песок является прекрасным сенсорным материалом, раздражающий рецепторы подушечек пальцев, сигнал от которых поступает в моторные зоны коры головного мозга. Тем самым развивается мелкая моторика, графо-моторная функция, зрительно-моторная координация, ориентирование на плоскости. Данное оборудование используется в арттерапии (песокотерапии).
Рисование на песке и с помощью песка отличается от традиционного тем, что такой рисунок нельзя положить в альбом или подарить кому-либо. Он эфемерен, сиюминутен, что не дает измениться созидательному мотиву, когда происходит сдвиг с процесса деятельности на результат. Т.е., если у ребенка мотив – это результат деятельности и этот результат не удается достигнуть, тогда ребенок теряет интерес к процессу деятельности и отстраняется от неё. При работе на песке у ребенка удерживается мотив – деятельность ради деятельности, что заставляет его целиком погружаться в процесс рисования или письма. Данный факт обуславливает развивающую направленность данного оборудования.
Игры и упражнения при работе с песочным столом можно разделить на три группы:
· в пропедевтический период обучения грамоте;
· в добукварный период обучения грамоте;
· в букварный период.
Рассмотрим примеры таких игр и упражнений в каждый период.
Пропедевтический период обучения грамоте.
На первых занятиях ребенку предлагается рисовать на свободную тему для знакомства с оборудованием. Затем предлагаются:
· тактильные доски (ребенок обводит пальчиком рисунок на доске, воспроизводит его на песке с закрытыми глазами, сравнивает образец и результат, делает при необходимости корректировку);
· зеркало (ребенок рисует половину симметричного предмета, вторая половина отражается в зеркале);
· игры на развитие симметрии (относительно вертикали, горизонтали, диагонали);
· игры на ориентирование на плоскости («Поросенок Ниф-ниф построил дом в верхнем правом углу, а Поросенок Наф-наф – в нижнем левом углу. Помоги поросятам расставить дома»; «Пираты спрятали сокровища в песке. Чтобы их найти, нужно из верхнего левого угла двигаться вниз, обогнуть пальму, дойти до центра и подняться в верхний правый угол»)
· графический диктант на песке (помоги барашке попасть в домик зайчика);
· бабочка и магнит (необходимо двигать бабочку с помощью магнита по определенной траектории);
· Добукварный период обучения грамоте:
· рисование стрелок и линий разной направленности;
· рисование чередующихся линий;
· рисование пересекающихся линий;
· рисование орнамента-заборчика из элементов букв.
Букварный период обучения грамоте:
· выкладывание букв;
· письмо букв с помощью пальцев и песочного карандаша (координация «глаз-рука»);
· узнавание букв по их элементам (игра «Археолог»);
· написание буквы с помощью зеркала;
· письмо слогов, слов, коротких предложений.
Играя в песке, дети проявляют уверенность и любознательность. Нетронутая поверхность песка побуждает их к самостоятельному, мотивированному творчеству.
Таким образом, применение предметно-развивающей среды при работе с младшими школьниками с ОВЗ позволяет в занимательной и игровой форме развивать графо-моторные навыки, компенсировать слаборазвитые свойства познавательной сферы ребенка, обеспечивает повышение мотивационной составляющей занятий и их эмоциональное насыщение.
«Развивающая предметная среда – это система материальных объектов деятельности ребенка, функционально модернизирующая содержание развития его духовного и физического облика. Обогащенная развивающая среда предполагает единство социальных и природных средств в обеспечение разнообразной деятельности ребенка. Является важным средством воспитания и развития детей с ОВЗ, так как решает задачи коррекционной помощи».
Начиная с 1 класса, большую часть времени ребенок проводит в школе. А значит, развитие младшего школьника во многом зависит от рациональной организации предметно – развивающей среды в учебном кабинете.
Здесь все имеет значение: цвет стен, мебель,
разделение пространства на функциональные зоны, наличие места для
самостоятельных игр и уединения ребенка, уставшего от вынужденного постоянного
общения со сверстниками.
Все, что окружает ребенка – это не только игровая среда, но и среда, в которую
входят все специфические детские виды деятельности. Ни один ребенок не может
развиваться полноценно только на вербальном уровне, вне предметной среды.
Правильно организованная предметно-развивающая среда
позволяет каждому ребенку найти занятие по душе, поверить в свои силы и
способности, научиться взаимодействовать со взрослыми и сверстниками, понимать
и оценивать их чувства и поступки.
Созданная среда вызывает у детей чувство радости,
эмоционально положительное отношение к школе, желание посещать ее, обогащает новыми
впечатлениями и знаниями, побуждает к активной учебной деятельности.
Важными аспектами при создании предметно-развивающей среды
класса являются: психолого – педагогические требования и
санитарно-гигиенические нормы и требования.
Материалы и оборудование должны создавать оптимально насыщенную (без чрезмерного обилия и без недостатка) целостную, многофункциональную, трансформирующуюся среду и обеспечивать реализацию основной общеобразовательной программы в совместной деятельности взрослого и детей и самостоятельной деятельности детей не только в рамках непосредственно образовательной деятельности, но и при проведении режимных моментов.
Традиционные материалы и материалы нового поколения должны подбираться сбалансировано, сообразно педагогической ценности (среда не должна быть архаичной, она должна быть созвучна времени, но и традиционные материалы, показавшие свою развивающую ценность, не должны полностью вытесняться в угоду «новому» как ценному самому по себе).
При создании предметной развивающей среды необходимо руководствоваться следующими принципами:
1. Полифункциональности среды: предметная развивающая среда должна открывать множество возможностей, обеспечивать все составляющие образовательного процесса, и в этом смысле должна быть многофункциональной.
2. Трансформируемости среды это возможность изменений, позволяющих вынести на первый план ту или иную функцию пространства.
3. Интеграции образовательных областей. Материалы и оборудование для одной образовательной области могут использоваться и в ходе реализации других областей.
4. Информативности, предусматривающем разнообразие тематики материалов и оборудования и активности детей во взаимодействии с предметным окружением.
Материалы и оборудование должны иметь сертификат качества и отвечать гигиеническим, педагогическим и эстетическим требованиям.
При проектировании предметной развивающей среды необходимо учитывать следующие факторы:
1. Следует всячески ограждать детей от отрицательного влияния игрушек, которые провоцируют ребенка на агрессивные действия.
2. Антропометрические факторы, обеспечивающие соответствие росто-возрастных характеристик параметрам предметной развивающей среды. Мебель должна соответствовать ГОСТу.
3. Психофизиологические факторы обусловливают соответствие объектов предметной развивающей среды зрительным, слуховым и другим возможностям ребенка, условиям комфорта и ориентирования.
4. Создание предметно-развивающей среды класса обеспечивает целостность учебно-воспитательного процесса и создает окружающее пространство, удовлетворяющее потребности ближайшего и перспективного творческого развития каждого ребенка. Создает творческую атмосферу в работе педагогов, обеспечивает комфортное пребывание детей в школе.
Создание коррекционно - развивающей предметной среды.
Для обучения и развития детей созданы следующие педагогические условия:
1. Подготовлены специальные учебные и календарно – тематические планы по учебной и воспитательной работе с детьми.
2. Разработано содержание индивидуальных программ (СИПР), учитывающих уровень сформированности учебных знаний, умений, навыков.
3. Организована работа, основанная на взаимодействии со специалистами и педагогами школы (психологом, логопедом, учителем музыки, учителем физкультуры, мед. персоналом).
4. Интерьер и мебель в нашем классе соответствуют санитарно – гигиеническим требованиям (приобретены 2 парты для Георгия Л. И Михаила Н. в соответствии с ростом).
5. В класс приобретен шкафчик для переодевания, в котором хранится верхняя одежда, обувь, физкультурная форма и личные принадлежности.
6. Создан уголок безопасности, где родители и дети могут закрепить уже имеющиеся знания по теме: «Безопасность ребенка дома и на улице».
7. В классе есть стенд, на котором демонстрируется выставка кружковой и внеклассной работы.
8. Создана зона отдыха для релаксации (диван, кресла, телевизор, ковер, большие мягкие игрушки).
9. Собрана большая фильмография, в которую входят в основном мультфильмы и развивающие диски.
10. Приобретены дидактические игры (лото, домино, мозаика, пазлы, конструктор «Лего»), сюжетно – ролевые игры «Парикмахерская», «Магазин», «Дочки – матери», «Модельные машинки».
11. Класс оснащен необходимым инвентарем для проведения урока Хоз. быт. труд и внеурочной трудовой деятельности (пылесос, ведра, веники и совки по количеству воспитанников).
12. Организованна работа с воспитанниками в общешкольных мероприятиях (коллективная работа к дню учителя, коллективная работа на праздник осени).
13. Проводятся чаепития на праздники и дни рождения, на которых ребята учатся сервировке стола, культуре речи, общению со взрослыми.
14. Организованна работа с родителями (индивидуальные консультации, беседы, родительские собрания, совместные праздники).
15. Все воспитанники нашего класса занимаются в художественно – эстетическом кружке «Рисуем мир». На начальном этапе занятий дети имеют возможность выполнять штриховку (графика) и каракули (изображение с помощью карандашей и мелков). Штриховка и марания происходят в определенном ритме, который оказывает благотворное влияние на эмоциональную сферу ребенка. Следующий этап – изобразительная деятельность включает в себя такие технологии как кляксография, графика, гравюра. Данные виды деятельности занимают среднюю позицию между искусством и психологией, положительно влияют на психическое и физическое здоровье ребенка: рисуя, они выплескивают отрицательные эмоции на бумагу – «излечивают гнев и заполняют время».
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.