|
ПРИМЕНЕНИЕ ПРИЕМОВ РАБОТЫ С СДВГ – ДЕТЬМИ ПРИ ОРГАНИЗАЦИИ ЗАНЯТИЙ С НЕУСПЕВАЮЩИМИ ОБУЧАЮЩИМИСЯ.
Введение …………………………………………………………………………….3
1. Общие положения………………………………………………………………..4
2. Цели……………………………………………………………………………….4
3. Задачи……………………………………………………………………………..4
4. Основные направления и виды деятельности………………………………….4
5. Пояснительная записка………………………………………………………….5
6. Содержание программы исследования………………………………………...7
7. Результаты реализации программы…………………………………………….17
Заключение………………………………………………………………………….18
Введение.
В последнее время психологи и педагоги вместе с медиками отмечают неуклонный рост числа детей с проблемами общего поведения и обучения.
Специалисты отмечают, что негативные изменения экологической и социально-экономической ситуации в стране ухудшают соматическое и нервно-психическое здоровье обучающихся, а в условиях интенсификации обучения и перегруженности школьных программ значительно возрастает число неуспевающих.
Однако сбрасывать со счёта и социально-психологический фактор неуспеваемости нельзя. Ведь ребёнок обучается в коллективе, в котором постоянно происходит подкрепляемое оценками учителя сравнение детей между собой. Неуспевающий обучающийся выставляется таким образом на «обозрение» сверстников и практически ежедневно переживает ситуацию неуспеха. Всё это крайне отрицательно сказывается на его личностном становлении и развитии. Поэтому при работе с отстающими обучающимися необходимо учитывать все факторы, влияющие на успешность усвоения обучающимся материала.
В нашем училище в рамках организации работы с отстающими обучающимися была организована контрольная группа из числа обучающихся. В данной группе проводилось обучение с применением приемов обучения СДВГ – детей.
1. Общие положения.
Настоящая программа разработана на основании Закона об образовании.
Программа проходит процедуру экспертизы и утверждается на совете учреждения.
2. Цели:
2.1. Обеспечение выполнения Закона об образовании.
2.2. Повышение качества обучения отдельных обучающихся учеников и контингента училища в целом.
3. Задачи:
3.1. Сформировать ответственное отношение обучающихся к учебному труду.
3.2. Повысить ответственность родителей за обучение детей в соответствии с Законом об образовании.
3.3. Сформировать позитивное отношение и мотивацию слабоуспевающих обучающихся к процессу обучения.
3.4. Сформировать у отстающих обучающихся навыки к овладению знаниями.
3.5. Создать условия для успешного обучения слабоуспевающих учащихся путем применения приемов обучения СДВГ – детей.
4. Основные направления и виды деятельности:
- Выявление возможных причин низкой успеваемости и качества знаний обучающихся.
- Принятие комплексных мер, направленных на повышение успеваемости и качества знаний обучающихся через организацию дополнительных занятий и работы с родителями, а также путем применения приемов работы с СДВГ-детьми.
5. Пояснительная записка
Проблема неуспеваемости беспокоит всех: и взрослых, и детей. Очевидно, что на свете нет ни одного психически здорового ребенка, который хотел бы плохо учиться. Когда же мечты об успешной учебе разбиваются о первые "двойки", у ребенка сначала пропадает желание учиться, а потом он просто прогуливает уроки или становится "трудным" учеником, что чаще всего приводит к новым негативным проявлениям и в поведении. Неуспевающие учащиеся начинают искать людей, в кругу которых они не будут чувствовать себя ничтожными. Так они оказываются в дворовых компаниях, пополняя армию хулиганов, наркоманов. Что же такое неуспеваемость? Неуспеваемость – это отставание в учении, при котором за отведенное время учащийся не овладевает на удовлетворительном уровне знаниями, предусмотренными учебной программой, а также весь комплекс проблем, который может сложиться у ребенка в связи с систематическим обучением (как в группе, так и индивидуально). Чтобы найти средство для преодоления неуспеваемости, надо знать причины, порождающие ее. Известные психологи Ю.К. Бабанский и В.С. Цетлин выделяют две группы причин неуспеваемости: внешние и внутренние.
К внешним причинам можно отнести в первую очередь социальные, т. е. снижение ценности образования в обществе, нестабильность существующей образовательной системы. "Целенаправленная работа школы по предупреждению неуспеваемости может дать надлежащие плоды лишь при общем улучшении социальных условий" (В.С. Цетлин). К сожалению, мы на местах не сможем решить данную проблему. К числу внешних причин следует отнести и несовершенство организации учебного процесса на местах (неинтересные уроки, отсутствие индивидуального подхода, перегрузка учащихся, несформированность приемов учебной деятельности, пробелы в знаниях и пр.). Надо отметить и отрицательное влияние извне – улицы, семьи и т. д. Во времена активной воспитательной работы эта причина отступала на второй план. Но сейчас она как никогда актуальна, т. к. мы растеряли способы борьбы с ней, а создавать их заново очень сложно.
Одной из самых главных внутренних причин неуспеваемости на сегодняшний день становятся дефекты здоровья школьников, вызванные резким ухудшением уровня материального благосостояния семей. Медицинские учреждения отмечают, что каждый четвертый ребенок имеет серьезные проблемы со здоровьем с момента рождения. Это необходимо учитывать при организации учебного процесса, ведь человек, страдающий теми или иными недугами, не в состоянии вынести колоссальные учебные нагрузки. К внутренним причинам также следует отнести низкое развитие интеллекта, что тоже должно найти своевременное отражение в составлении программ и создании новых учебников. Учебный материал должен быть посильным для большинства школьников. К внутренним причинам следует отнести и отсутствие мотивации учения: у ребенка неправильно сформировалось отношение к образованию, он не понимает его общественную значимость и не стремится быть успешным в учебной деятельности. И, наконец, проблема слабого развития волевой сферы у учащихся. Все профессиональные функции педагога, работающего с детьми, имеющими устойчивые трудности в обучении, прямо или косвенно подчинены задаче коррекционного воздействия, направленного на развитие личности ребенка. Для выполнения своих функциональных обязанностей педагог должен обладать определенным уровнем компетентности, который позволит ему эффективно осуществлять свою деятельность. “Изучайте законы тех психических явлений, которыми вы хотите управлять, и поступайте, сообразуясь с этими законами и теми обстоятельствами, в которых вы хотите их приложить”. На индивидуальном подходе к учащимся основывается педагогический принцип доступности и посильности обучения. При реализации этого принципа учитель должен знать и учитывать индивидуально-психологические особенности ребенка, ту совокупность факторов, которые могут помешать учиться успешно. Сегодня достаточно много обучающихся имеющих проблемы с обучением. Преодоление неуспеваемости встаёт важнейшей задачей образования. Под неуспеваемостью понимается несоответствие подготовки учащихся требованиям содержания образования, фиксируемое по истечении какого-либо значительного отрезка процесса обучения - цепочки уроков, посвященных изучению одной темы или раздела курса, учебной четверти, полугодия, года. Отставание — это невыполнение требований (или одного из них), которое имеет место на одном из промежуточных этапов внутри того отрезка учебного процесса, который служит временной рампой для определения успеваемости. Слово «отставание» обозначает и процесс накапливания невыполнении требований. Неуспеваемость и отставание взаимосвязаны. В неуспеваемости как продукте синтезированы отдельные отставания она итог процесса отставания. Многообразные отставания, если они не преодолены, разрастаются, переплетаются друг с другом, образуют, в конечном счете, неуспеваемость. Задача состоит в том, чтобы не допустить переплетения отдельных отставании устранить их. Это и есть предупреждение неуспеваемости.
6. Содержание программы исследования:
Для реализации программы исследования применялись следующие приемы:
1. Была собрана контрольная группа обучающихся из 8 человек.
2. Обучающиеся размещаются отдельно по одному за парту по возможности в центре учебной аудитории. Так внимание обучающегося больше направлено на преподавателя, и обучающийся может лучше видеть и слышать его[1].
3. Применение визуальных средств обучения. Данный метод позволяет лучше концентрировать внимание всех обучающихся: и с трудностями, и без них. Наглядные средства интереснее лекции, и преподавателю тоже легче выдавать материал сосредоточенным обучающимся.
4. Работа проводится с закрытой классной дверью. Чем меньше постороннего шума слышат обучающиеся, тем легче им сосредоточить свое внимание на преподавателе.
5. Отношение к обучающемуся должно быть как к равному, а не как к отстающему. Следует давать ему те же задания, что и остальным ученикам: учебные, практические и общественные. Создать атмосферу "равного среди равных". Объяснить родителям (при необходимости), что надо обратить особое внимание на выполнение домашних и общественных заданий.
6. Работа лицом к лицу с обучающимся, насколько это возможно, разумеется, поможет обеим сторонам: преподавателю – понять проблемы ребенка, обучающемуся – почувствовать, что преподавателю важно, чтобы он преуспел. Это нелегко для обеих сторон, но стоит попытаться.
7. Отстающие обучающиеся имеют право на уважительное и вежливое обращение. Они не сами захотели жить с трудностями обучения - так же, как и дети, носящие очки. Ребенок с проблемами в обучении должен позиционироваться как ребенок со «специальными потребностями в обучении».
8. Если обучающийся теряет внимание и начинает мешать, самое время дать ему читать вслух часть учебного параграфа или задание.
9. Больше поощрять обучающегося. Негативные оценки создают атмосферу неудач и только усиливают проблемное поведение.
10. Создать и озвучить список правил, которые обучающиеся должны выполнять. Данный список формируется в позитивной форме: что надо делать, а не то, чего делать не следует. Удостовериться, что обучающиеся знают, какого поведения от них ожидают.
11. Всегда записывать на доске указания по выполнению заданий. Оставлять указания на доске до окончания заданий. Есть обучающиеся, которые не могут самостоятельно записать или запомнить устные указания.
12. Регулярно проветривать кабинет.
13. Регулярно проводить динамические паузы.
14. Организована работа с родителями: обстановка дома должна быть, насколько это возможно, спокойной, с отсутствием раздражителей и предметов, которые могут отвлекать внимание обучающегося. Желательно, чтобы у него была отдельная комната с преобладанием спокойных цветов в окраске стен и окружающих предметов. Обучающегося следует приучить к строго определенному режиму: он должен ложиться спать и вставать в одно и тоже время. Также в режиме следует строго выделять часы для досуга, выполнения домашних заданий и т.д. Уже одно соблюдение этих рекомендаций может оказать на обучающегося благоприятное влияние.
Был составлен план работы с преподавателями, неуспевающими обучающимися и их родителями:
План
работы с преподавателями, имеющими неуспевающих обучающихся на учебный год.
Цель: устранение неуспешности обучающихся в обучении.
№ п/п |
Направления работы и основные мероприятия |
Сроки |
Ответственные |
1 |
Методическое обеспечение.
1. Обеспечение преподавателей методическими материалами (памятками по работе с контрольной группой)
2. Проведение семинара для преподавателей испытывающих затруднения в работе с отстающими обучающимися.
|
сентябрь
октябрь |
Тимченко А.О. (заместитель директора по учебно-воспитательной работе) Лебедева Е.В. (заместитель директора по методической работе)
Лебедева Е.В. (заместитель директора по методической работе) Шуцкая Л.С. (председатель цикловой комиссии дорожно-строительных профессий) |
2 |
Методическая работа.
1.Разработка и согласование плана индивидуальной работы преподавателей, имеющих неуспевающих учеников. |
октябрь |
Тимченко А.О. (заместитель директора по учебно-воспитательной работе) |
3 |
Внутриучрежденческий контроль.
1.Выявление преподавателей имеющих неуспевающих обучающихся.
2.Собеседование с преподавателями, планирование индивидуальной работы с неуспевающими обучающимися на год.
3. Посещение занятий с неуспевающими. Цель: работа со слабоуспевающими.
|
сентябрь
сентябрь
2 раза в месяц.
|
Тимченко А.О. (заместитель директора по учебно-воспитательной работе)
Лебедева Е.В. (заместитель директора по методической работе)
Тимченко А.О. (заместитель директора по учебно-воспитательной работе) Лебедева Е.В. (заместитель директора по методической работе) Шуцкая Л.С. (председатель цикловой комиссии дорожно-строительных профессий) |
|
5.Проверка журналов. Цель: организация работы со слабоуспевающим.
7.Проверка контрольных и рабочих тетрадей. Цель: работа над ошибками, ликвидация пробелов в знаниях.
8. Проведение пед. советов по неуспевающим обучающимся. (если таковые имеются) |
1раз в месяц.
по необходимости
по необходимости |
Тимченко А.О. (заместитель директора по учебно-воспитательной работе)
Тимченко А.О. ((заместитель директора по учебно-воспитательной работе)
Тимченко А.О. (заместитель директора по учебно-воспитательной работе) Лебедева Е.В. (заместитель директора по методической работе) |
4 |
Работа со слабоуспевающими обучающимися и их родителями.
1.Беседы с родителями и обучащимися о причинах неудовлетворительных результатов обучения.
2.Контроль со стороны родителей за посещением уроков, дополнительных занятий. Посещение родителями родительских собраний.
3. Организация постоянной связи с родителями слабоуспевающих обучающихся.
4.Организация консультаций для родителей слабоуспевающих учащихся с преподавателями, социальным педагогом. |
по необходимости в течение года.
постоянно.
постоянно.
по необходимости. |
Тимченко А.О. (заместитель директора по учебно-воспитательной работе) Классные руководители, мастера п/о. Тимченко А.О. (заместитель директора по учебно-воспитательной работе) Классные руководители, мастера п/о.
Тимченко А.О. (заместитель директора по учебно-воспитательной работе)
Тимченко А.О. (заместитель директора по учебно-воспитательной работе) Суханова А.А. (социальный педагог) Шуцкая Л.С. (председатель цикловой комиссии дорожно-строительных профессий) Классные руководители, мастера п/о. |
Направления деятельности при реализации программы исследования:
Направления деятельности преподавателя со слабоуспевающими обучающимся и его родителями.
1. Провести в начале года с целью контроль уровня знаний обучающегося.
2. Использовать на уроках различные виды опроса (устный, письменный, индивидуальный и др.) для объективности результата.
3. Регулярно и систематически опрашивать, выставляя оценки своевременно, не допуская скопления оценок в конце периода аттестации, когда обучающийся уже не имеет возможности их исправить (количество опрошенных на уроке должно быть не менее 5-7 обучающихся).
4. Комментировать оценку обучающегося (необходимо отмечать недостатки, чтобы обучающийся мог их устранять в дальнейшем).
5. Преподаватель должен ликвидировать пробелы в знаниях, выявленные в ходе контрольных работ, после чего провести повторный контроль знаний.
6. Преподаватель должен определить время, за которое слабоуспевающий обучающийся должен освоить тему, в случае затруднения дать консультацию.
7. Преподаватель обязан поставить в известность классного руководителя/ мастера производственного обучения или непосредственно родителей обучающегося о низкой успеваемости, если наблюдается скопление неудовлетворительных оценок (3 и более “2”)
8. Преподаватель не должен снижать оценку учащемуся за плохое поведение на уроке, в этом случае он должен использовать другие методы воздействия.
9. При выполнении п. 1 - 9 и отсутствии положительного результата учитель докладывает администрации школы о низкой успеваемости учащегося и о проделанной работе в следующей форме:
Ф.И. обучающегося |
Причины неуспеваемости (учитель указывает самостоятельно выявленные причины) |
Использованы виды опроса |
Формы ликвидации пробелов. |
Сроки сдачи материалов |
Информация классному руководителю (дата) |
Информация родителям (дата) |
Результат работы |
Направления деятельности классного руководителя/мастера производственного обучения
1. Классный руководитель/мастер производственного обучения обязан выявлять причины неуспеваемости обучающегося через индивидуальные беседы, при необходимости обращаясь к психологу, (методы работы: анкетирование учащихся, родителей, собеседование), учитывая, что к возможным причинам можно отнести:
· пропуск уроков (по уважительной или неуважительной причине)
· недостаточная домашняя подготовка
· низкие способности
· нежелание учиться
· недостаточная работа на занятии
· необъективность выставления оценки на занятии
· большой объем домашнего задания
· высокий уровень сложности материала
· другие причины
2. В случае, если слабая успеваемость является следствием пропуска занятий, классный руководитель/мастер производственного обучения должен выяснить причины пропуска (уважительная, неуважительная)
Уважительными причинами считаются:
а) болезнь, подтвержденная справкой врача или запиской от родителей на срок не более 3-х дней.
б) Мероприятия, подтвержденные справками, вызовами, приказом учреждения, проводящего данное мероприятие.
в) Освобождение от урока ученика в случае плохого самочувствия с предупреждением преподавателя или классного руководителя/мастера производственного обучения.
г) По семейным обстоятельствам (по заявлению на имя директора образовательного учреждения)
Неуважительными причинами считаются:
а) Пропуски урока или уроков без соответствующих документов, подтверждающих уважительную причину отсутствия учащегося.
Классный руководитель/мастер производственного обучения должен немедленно проинформировать родителей о пропуске уроков через беседу с родителями, через малый педсовет ( если прогулы систематические)
3. В случае выявления недобросовестного выполнения домашнего задания или недостаточной работы на уроке классный руководитель/мастер производственного обучения обязан провести профилактическую работу с родителями обучающегося, обращаясь за помощью к социальному педагогу в случае уклонения родителей от своих обязанностей.
4. По необходимости - организовать помощь слабоуспевающим обучающимся со стороны актива группы.
5. В случае выполнения п. 1 - 4 и отсутствии положительного результата классный руководитель/мастер производственного обучения сообщает о данном обучающемся администрации училища с ходатайством о проведении малого педагогического совета.
Направления деятельности обучающегося
1. Обучающийся обязан выполнять домашнее задание, своевременно представлять преподавателю на проверку письменные задания.
2. Обучающийся обязан работать в течение занятия и выполнять все виды упражнений и заданий на занятии.
3 Обучающийся, пропустивший занятия (по уважительной или без уважительной причины) обязан самостоятельно изучить учебный материал, но в случае затруднения обучающийся может обратиться к преподавателю за консультацией.
Направления деятельности родителей.
1. Родители обязаны явиться в училище по требованию педагога или классного руководителя /мастера производственного обучения.
2. Родители обязаны контролировать выполнение домашнего задания обучающимся и его посещение занятий в образовательном учреждении.
3. Родители обязаны помогать ребенку в освоении пропущенного учебного материала путем самостоятельных занятий или консультаций с преподавателем в случае отсутствия ребенка на занятиях по болезни или другим уважительным причинам .
4. Родители имеют право посещать занятия, по которым обучающийся показывает низкий результат.
5. Родители имеют право обращаться за помощью к классному руководителю /мастеру производственного обучения, социальному педагогу, администрации образовательного учреждения.
6. В случае уклонения родителей от своих обязанностей оформляются материалы на обучающегося и его родителей в комиссию по делам несовершеннолетних и защите прав детей с целью принятия административных мер наказания к родителям.
Направления деятельности социального педагога.
1. В случае обращения классного руководителя /мастера производственного обучения по выявлению причин низкой успеваемости обучающегося социальный педагог разрабатывает систему методик, определяющих причины низкой успеваемости обучающегося.
2. О результатах социальный педагог докладывает классному руководителю /мастеру производственного обучения и администрации.
3. Социальный педагог дает рекомендации по работе с данным ребенком.
Направления деятельности администрации училища.
1. Администрация училища организует работу малого педсовета.
2. Контролирует деятельность всех звеньев учебного процесса по работе со слабоуспевающими обучающимися.
3. Администрация училища составляет аналитическую справку по итогам года о работе педагогического коллектива со слабоуспевающими.
4.Малый педсовет принимает решение о направлении материалов на обучающегося и его родителей в комиссию по делам несовершеннолетних и защите прав детей с целью принятия административных мер наказания к родителям.
5.Педагогический совет принимает решение об отчислении слабоуспевающего обучающегося из образовательного учреждения.
О контроле за выполнением данной программы.
1. Ежедневный контроль осуществляет классный руководитель /мастер производственного обучения, преподаватели, родители.
2. Общий контроль за выполнением данной программы осуществляет заместитель директора по учебно-воспитательной работе.
7. Результаты реализации программы.
Заключение.
Применение данных приемов при работе с отстающими обучающимися позволило повысить их учебные навыки, а также, вызвать и развить у обучающихся внутреннюю мотивацию учебной деятельности, стойкий познавательный интерес к учению. А также сформировать позицию «жизненной успешности».
Психологи говорят, что дети особенно остро нуждаются в любви и понимании тогда, когда меньше всего этого заслуживают. Это особенно верно в отношении обучающихся со «специальными потребностями в обучении», изматывающих родителей и педагогов своими постоянными «выходками».
Какой путь уготован этим детям? Во многом это зависит именно от нас, взрослых. Всем известно, что из непоседливых детей вырастают исследователи, авантюристы, путешественники и создатели компаний. И это не просто частое совпадение. Есть довольно обширные наблюдения: дети, которые в младшей школе изводили учителей своими неуспехами, рассеянностью и невниманием, став постарше, уже увлекаются чем-нибудь конкретным — и годам к пятнадцати становятся в этом деле настоящими доками. У них появляются и внимание, и сосредоточенность, и усидчивость. Такой обучающийся может все остальное учить без особой прилежности, а предмет своего увлечения — досконально, что особенно важно в обучении профессии.
Достаточно повнимательнее оглянуться вокруг, припомнить двух-трех хороших знакомых, преуспевших в жизни, их детские годы, для того, чтобы сделать вывод: золотая медаль и красный диплом очень редко оборачиваются успешной карьерой и хорошо оплачиваемой работой.
Конечно, ребенок со «специальными потребностями в обучении» сложен в повседневном общежитии. Но понимание причин его поведения может облегчить взрослым принятие ребенка «специальными потребностями в обучении».
Список литературы:
1. http://adhd-kids.narod.ru/articles/recommendations4teachers_and_parents.html.
2. http://europsycenter.ru/deti-s-sdvg
3. http:// www. iemcko.ru/2511.html
4. http://lib.komarovskiy.net/burya-i-natisk-ili-deti-s-sdvg.html
5. http://www.sweli.ru/deti/starshe-7/razvitie-i-vospitanie-shkolnika/sindrom-defitsita-vnimaniya-s-giperaktivnostyu-u-detey-sdvg-u-detey-prichiny-lechenie.html
6. Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.