Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 11 «Золотой петушок» г. Ртищево Саратовской области».
Конспект подгруппового логопедического занятия
Тема: «Применение технологии Фишбоун для формирования грамматического строя речи у детей старшего дошкольного возраста в логопункте».
Учитель – логопед Никифорова Лада Михайловна.
Ноябрь 2023г.
Цели: 1. Дать характеристику букве Г. Автоматизировать звуки Г, Гь в слогах, словах, предложениях. Развивать фонематический слух - учить называть слова с заданными звуками. Игра «Подари слова Гене и Гале»
2. Упражнять детей в умении определять положение буквы Г в слове. Игра «Где живёт буква?»
3. Формировать познавательный интерес к обучению грамоте с помощью речевых игр. Игра «Сделай звуковой анализ слова»
4.Развивать умение составлять слово из заданных букв, отгадывать загадки.
5.Познакомить с новым словом Гусли с помощью технологии Фишбоун.
6.Развивать память, внимание, мышление, творческое воображение.
7. Развивать мелкую моторику пальцев рук, делать массаж ладоней и пальцев шариками и колечками Су- джок.
8. Воспитывать чувство взаимопомощи, дружбы, доброжелательности, инициативности, умения работать в подгруппах.
Оборудование: ширма, конверт с заданиями, схема Рыбий скелет, магнитная доска, картинки с изображением девочки Гали и мальчика Гены, квадраты красного, зелёного, синего цвета на магнитах, предметные картинки, простые и цветные карандаши, схемы Рыбки для определения места буквы в слове. Слова для звукового анализа, буквы. Игрушка Гусли. Аудиозапись игры на гуслях. Мольберт, столы, стулья.
Ход:
Игровая ситуация.
Логопед предлагает детям выполнить задания Гали и Гены, чтобы отгадать, какой предмет спрятан за ширмой.
Логопед: Я предлагаю вам разделиться на пары и занять столы. Гена и Галя предлагают вам отгадать загадку. Как называется старинный струнный инструмент. Чтобы узнать его название надо выполнить задания и получить букву за каждый правильный ответ. Из этих букв вы сложите нужное слово и мы вместе прочитаем его.
Основная часть.
Логопед:
1. Обратите внимание на магнитную доску. Что на ней изображено? Да, это Рыбий скелет или скелет рыбы. Сегодня я познакомлю вас с приёмом, который поможет вам быстрее отгадать загадку Гали и Гены. Вы будете выполнять задания, заполнять этот скелет картинками, буквами, схемами, а в самом конце, на хвосте рыбы вам откроется правильный ответ- название старинного русского струнного инструмента.
2. Дайте характеристику букве Г. (Согласная буква, обозначает 2 звука: Г- согласный твёрдый, ГЬ- согласный мягкий.) Буква Г прикрепляется к скелету рыбы.
3. «Подари слова Гале и Гене». Выберите картинки и подарите их Гале и Гене. Дети выбирают Гале грушу, глобус, глаза, грибы. Гене бегемота, гирю, снегирей, гитару. Прикрепляют к рыбьему скелету.
4. Игра «Определи место буквы Г в слове.» Используя схему рыбки, дети определяют место буквы Г в словах: ГОЛ- в начале, НОГИ- в середине, ЛУГ- в конце. Схемы прикрепляются к рыбьему скелету.
5. Звуковой анализ слов ГОЛ, НОГИ, ЛУГ. Схемы слов прикрепляются к скелету рыбы.
6. Физминутка – релаксация.
Дети свободно располагаются на ковре, садятся или ложатся, берут в руки шарик или колечко Су- джок и делают массаж ладоней и пальцев рук под звуки гуслей.
7. Игра «Сложи слово из букв». Логопед даёт детям буквы Г,У,С, Л, И и предлагает собрать из них слово – название инструмента, звучание которого они сейчас слышали. Затем открывает слово в хвосте рыбьего скелета. Дети сравнивают, читают вместе с логопедом: «ГУСЛИ.»
Итог.
Логопед: Мы выполнили много трудных заданий. Давайте вспомним, что же мы сегодня делали. Что для вас было трудным, а какое задание было лёгким? Какой приём помог вам отгадать название инструмента? Давайте посмотрим на гусли и еще раз послушаем их звучание. Выносит гусли из –за ширмы и показывает детям.
Молодцы, вы справились со всеми трудностями! Я с удовольствием вручаю вам медали. Всего вам доброго. До свидания!
Список литературы:
Азова Е.А. Чернова О.О. Учим звуки . Для детей 5-7 лет. ТЦ Сфера. Зырянова Л.Н Занятия по развитию речи в ДОУ. Ростов Феникс 2013.
Терешкова Е.Б, Галиева Р.Ю, Жуковская Л.К. Учимся правильно слышать, видеть и говорить. Саратов 2013
Морозова И.А. Пушкарёва М.А. Подготовка к обучению грамоте. Конспекты занятий. Для работы с детьми 6-7 лет с ЗПР. – М.: Мозаика – Синтез, 2008г.-136с. Разбаева Э.М. Подготовка детей к обучению грамоте в школе. (конспекты занятий). – ООО «Издательство «АЙРИС- пресс», 2010. Чистякова О.В. Обучение грамоте. – СПб.: Издательский Дом «Литера», 2010. – 160 с.: - (Серия «Подготовительный класс»).
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.