Городской фестиваль педагогического мастерства
Применение технологии критического мышления на уроках в начальной школе
Работу выполнили:
Курышова Елена Васильевна,
учитель начальных классов
МОУ «ГИМНАЗИЯ №58»,
Алексеева Оксана Юрьевна,
учитель начальных классов
МОУ «ГИМНАЗИЯ №58»
Саратов, 2020
Знание только тогда становится знанием,
когда оно приобретено усилиями свой мысли,
а не памятью.
Л. Н. Толстой
Каждый ребенок приходит в школу полным энтузиазма, желания учиться! Ведь он теперь совсем взрослый, школьник. Как обидно бывает наблюдать, как гаснет радость и приходит растерянность, неуверенность, разочарование. «Неуспевающий», «отстающий», «неуспешный»... Эти ярлыки непомерно тяжелая ноша для ребенка. (Слайд № 2).
Современная школа ставит перед каждым из нас новые задачи в преподавании, так как изменилась не только сумма знаний необходимых современному человеку, еще большие изменения произошли в способах изучения нового. Новый социальный запрос заключается в том, что обществу требуются личности способные к саморазвитию, умеющие самостоятельно принимать решения, находить пути их реализации, применять приобретенные знания в повседневной жизни, обладающие коммуникабельностью.
Предлагаю рассмотреть особенности и отличия Федерального государственного образовательного стандарта (Фгос) от государственных образовательных стандартов (ГОС) общего образования. (Слайд № 3)
ГОС |
ФГОС |
Учитель – основной источник информации и контроль |
Учитель – посредник между источником информации и учеником |
Ученик – исполнитель |
Ученик – активный участник процесса обучения |
Родитель - помощник |
Родитель - поддержка |
Цель обучения: ЗНАНИЯ, УМЕНИЯ, НАВЫКИ |
Цель обучения: формирование личности, способной к саморазвитию, самосовершенствованию, умеющей самостоятельно находить решения, пути их реализации, обладающей коммуникабельностью, другими словами – умеющей учиться. |
Цель учителя: передача знаний учащимся в готовом виде без раскрытия путей доказательства их истинности; ориентированность в большей степени на память, а не на мышление; усвоение и воспроизведение знаний и их применение в аналогичных ситуациях, что не способствует развитию творческих способностей, самостоятельности, активности. |
Цель учителя: единая социальная педагогическая поддержка в становлении и развитии высоконравственного, творческого, компетентного гражданина России.
|
В связи с этим возникают вопросы: "Чему учить? Как учить? Ради чего учить?" (Слайд № 4) Поэтому в своей работе мы стали использовать ТКМ, так как, именно, технология критического мышления соответствует личностно ориентированному, деятельностному подходу, когда учитель оказывается таким же субъектом обучения, как и ученик.
Что же такое критическое мышление? (Слайд № 5) Обратимся к определению.
Критическое мышление –
¾ это самонаправляемое, самодисциплинируемое, самооценивающее и самокорректирующее мышление;
¾ способ мышления, при котором человек ставит под сомнение поступающую информацию, собственные убеждения.
Суть данного метода - учиться вместе, а не просто что-то выполнять вместе.
Другими словами, ребенок знает, чего он не знает; хочет это узнать; указывает учителю, чему именно он хочет научиться, где и в какой помощи он нуждается.
Приемы и методы, используемые в данной технологии помогают развитию следующих качеств личности.(Слайд № 6)
¾ Готовность к планированию. Упорядоченность мысли – признак уверенности.
¾ Гибкость. Если ребенок не готов воспринимать идеи других, он никогда не сможет стать генератором своих идей и мыслей.
¾ Настойчивость. Сталкиваясь с трудной задачей, возникает напряжение ума и желание преодолеть непонятое.
¾ Готовность исправлять свои ошибки. Не оправдывать свои неправильные действия, а делать верные выводы.
¾ Осознание. Умение наблюдать за собой в процессе мыслительной деятельности, отслеживать ход рассуждений.
¾ Поиск компромиссных решений.
Ученик, умеющий отделять известное от еще неизвестного и умеющий формулировать свой вопрос по теме обучения, становится субъектом деятельности, умеющим учить себя с помощью учителя.
В основе ТКМ лежит трехфазовая структура урока. (Слайд № 7)
1. Вызов – активизация имеющихся знаний; пробуждение интереса к новой информации.
2. Осмысление - получение новой информации; корректировка поставленных целей обучения.
3. Рефлексия - рождение нового знания; постановка новых учебных целей.
Основными приемами ТКМ являются (Слайд № 8):
¾ Мозговая атака - вопросы, направляющие ход мышления
ü ПРИВЕДИТЕ ПРИМЕРЫ…
ü КАКИМ ОБРАЗОМ МОЖНО ИСПОЛЬЗОВАТЬ…
ü ЧТО СЛУЧИТСЯ, ЕСЛИ …
ü КАКИМ ОБРАЗОМ … СВЯЗАНО С ТЕМ, ЧТО МЫ ИЗУЧАЛИ РАНЕЕ?
ü ПОЧЕМУ ВАЖНО … ?
ü КАК МОЖНО ПРИМЕНИТЬ В ПОВСЕДНЕВНОЙ ЖИЗНИ?
¾ Чтение с остановками – прогнозирование текста.
¾ Дерево предсказаний по теме. (Ствол – тема, ветви – предположения, листья – обоснования (аргументы)).
¾ Инсерт - чтение с пометками («+» - Я ЗНАЮ, «т» - Я ЭТОГО НЕ ЗНАЮ, «?» - ХОЧУ УЗНАТЬ, «!» - ЭТО МЕНЯ УДИВИЛО).
¾ Синквейн - используется при изучении новых слов из словаря и обобщения темы.
Далее рассмотрим применение ТКМ на практике.
1. Предлагаем Вам попробовать поучаствовать в составлении синквейна. (Слайд № 9).
1. |
Имя существительное |
ВСТРЕЧА, ПОКАЗ
|
2. |
Два имени прилагательных |
ГОРОДСКОЙ, ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЙ
|
3. |
Три глагола
|
ДЕЛИМСЯ, АНАЛИЗИРУЕМ, ПОВЫШАЕМ
|
4. |
Предложение, относящееся к теме |
НЕТ ПРЕДЕЛА СОВЕРШЕНСТВУ!
|
5. |
Имя существительное |
ИДЕИ
|
|
Ключевое слово |
ФЕСТИВАЛЬ
|
2. Использование приемов ТКМ на уроке – открытия нового знания по русскому языку «Безударные гласные в корне слова». (Слайды № 10-15).
3. Фрагменты уроков литературное чтение и математика (Слайды № 16-17 (видео).
В результате применения ТКМ у детей сформированы следующие навыки.
¾ Способность задавать вопросы.
¾ Способность анализировать информацию и работать с ней.
¾ Выстраивать логические цепочки и находить взаимосвязи между явлениями.
¾ Творческое мышление.
¾ Отсутствие страха допустить ошибку, быть непонятым.
Свое выступление хотелось бы закончить стихотворением Р. Киплинга «Как человек познает мир».
ТКМ помогает ребенку стать ИССЛЕДОВАТЕЛЕМ, ТВОРЦОМ, МЫСЛИТЕЛЕМ и ТВОРЧЕСКОЙ ЛИЧНОСТЬЮ.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.