Применение технологии критического мышления на уроках в начальной школе
Оценка 4.7

Применение технологии критического мышления на уроках в начальной школе

Оценка 4.7
docx
13.02.2020
Применение технологии критического мышления на уроках в начальной школе
Применение критического мышления на уроках в начальной школе.docx

Городской фестиваль педагогического мастерства

 

 

 

 

 

 

 

 

Применение технологии критического мышления на уроках в начальной школе

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Работу выполнили:

Курышова Елена Васильевна,

учитель начальных классов

МОУ «ГИМНАЗИЯ №58»,

Алексеева Оксана Юрьевна,

учитель начальных классов

МОУ «ГИМНАЗИЯ №58»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Саратов, 2020

 

 

 

Знание только тогда становится знанием,

когда оно приобретено усилиями свой мысли,

а не памятью.

                                                    Л. Н. Толстой

 

Каждый ребенок приходит в школу полным энтузиазма, желания учиться! Ведь он теперь совсем взрослый, школьник. Как обидно бывает наблюдать, как гаснет радость и приходит растерянность, неуверенность, разочарование. «Неуспевающий», «отстающий», «неуспешный»... Эти ярлыки непомерно тяжелая ноша для ребенка. (Слайд № 2).       

Современная школа  ставит перед  каждым из нас  новые задачи в преподавании, так как изменилась не только сумма знаний необходимых современному человеку, еще большие изменения произошли в способах изучения нового. Новый социальный запрос  заключается в том, что  обществу требуются личности способные к саморазвитию, умеющие  самостоятельно принимать решения, находить пути их реализации,  применять приобретенные знания в повседневной жизни, обладающие коммуникабельностью.

Предлагаю рассмотреть особенности и отличия Федерального государственного образовательного стандарта (Фгос) от государственных образовательных стандартов (ГОС) общего образования. (Слайд № 3)

 

ГОС

ФГОС

Учитель – основной источник информации и контроль

Учитель – посредник между источником информации и учеником

Ученик – исполнитель

Ученик – активный участник процесса обучения

Родитель - помощник

Родитель - поддержка

Цель обучения: ЗНАНИЯ, УМЕНИЯ, НАВЫКИ

Цель обучения: формирование личности, способной к саморазвитию, самосовершенствованию, умеющей самостоятельно находить решения, пути их реализации, обладающей коммуникабельностью, другими словами – умеющей учиться.

Цель учителя: передача знаний учащимся в готовом виде без раскрытия путей доказательства их истинности; ориентированность в большей степени на память, а не на мышление; усвоение и воспроизведение знаний и их применение в аналогичных ситуациях, что не способствует развитию творческих способностей, самостоятельности, активности.

Цель учителя: единая социальная педагогическая поддержка в становлении и развитии высоконравственного, творческого, компетентного  гражданина России.

 

 

В связи с этим возникают вопросы: "Чему учить? Как учить? Ради чего учить?" (Слайд № 4) Поэтому в своей работе мы стали использовать ТКМ, так как, именно,  технология  критического мышления соответствует  личностно ориентированному, деятельностному подходу, когда учитель  оказывается таким  же   субъектом обучения, как и ученик.

Что же такое критическое мышление? (Слайд № 5) Обратимся к определению.

Критическое мышление –

¾   это самонаправляемое, самодисциплинируемое, самооценивающее и самокорректирующее мышление;

¾   способ мышления, при котором человек ставит под сомнение поступающую информацию, собственные убеждения.

Суть данного метода - учиться вместе, а не просто что-то выполнять вместе.

Другими словами, ребенок знает, чего он не знает; хочет это узнать; указывает учителю, чему именно он хочет научиться, где и в какой помощи он нуждается.

Приемы и методы, используемые в данной технологии помогают развитию следующих качеств личности.(Слайд № 6)

¾   Готовность к планированию. Упорядоченность  мысли – признак уверенности.

¾   Гибкость. Если ребенок не готов воспринимать идеи других, он никогда не сможет стать генератором своих идей и мыслей.

¾    Настойчивость. Сталкиваясь с трудной задачей, возникает напряжение ума и желание  преодолеть  непонятое.

¾   Готовность исправлять свои ошибки. Не  оправдывать свои неправильные действия, а делать верные выводы.

¾   Осознание. Умение наблюдать за собой в процессе мыслительной деятельности, отслеживать ход рассуждений.

¾   Поиск компромиссных  решений.

Ученик, умеющий  отделять известное от еще неизвестного и умеющий формулировать свой вопрос по теме обучения, становится субъектом деятельности, умеющим учить себя с помощью учителя.

В основе ТКМ лежит трехфазовая структура урока. (Слайд № 7)

1.     Вызов – активизация имеющихся знаний; пробуждение интереса к новой информации.

2.     Осмысление  - получение новой информации; корректировка поставленных целей обучения.

3.     Рефлексия - рождение нового знания; постановка новых учебных целей.

Основными приемами ТКМ являются (Слайд № 8):

¾    Мозговая атака - вопросы, направляющие ход мышления

ü  ПРИВЕДИТЕ ПРИМЕРЫ…

ü  КАКИМ ОБРАЗОМ МОЖНО ИСПОЛЬЗОВАТЬ…

ü  ЧТО СЛУЧИТСЯ, ЕСЛИ …

ü  КАКИМ ОБРАЗОМ … СВЯЗАНО С ТЕМ, ЧТО МЫ ИЗУЧАЛИ РАНЕЕ?

ü  ПОЧЕМУ ВАЖНО … ?

ü  КАК МОЖНО ПРИМЕНИТЬ В ПОВСЕДНЕВНОЙ ЖИЗНИ?

¾   Чтение с остановками – прогнозирование текста.

¾   Дерево предсказаний по теме. (Ствол – тема, ветви – предположения, листья – обоснования (аргументы)).

¾   Инсерт - чтение с пометками («+» - Я ЗНАЮ, «т» - Я ЭТОГО НЕ ЗНАЮ, «?» - ХОЧУ УЗНАТЬ, «!» - ЭТО МЕНЯ УДИВИЛО).

¾   Синквейн - используется при изучении новых слов из словаря и обобщения темы.

Далее рассмотрим применение ТКМ на практике.

1.     Предлагаем Вам попробовать поучаствовать в составлении синквейна. (Слайд № 9).

1.      

Имя существительное

ВСТРЕЧА, ПОКАЗ

 

2.      

Два имени прилагательных

ГОРОДСКОЙ, ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЙ

 

3.      

Три глагола

 

ДЕЛИМСЯ, АНАЛИЗИРУЕМ, ПОВЫШАЕМ

 

4.      

Предложение, относящееся к теме

НЕТ ПРЕДЕЛА СОВЕРШЕНСТВУ!

 

5.      

Имя существительное

ИДЕИ

 

 

Ключевое слово

ФЕСТИВАЛЬ

 

 

2.     Использование приемов ТКМ на уроке – открытия нового знания по русскому языку «Безударные гласные в корне слова». (Слайды № 10-15).

3.     Фрагменты уроков литературное чтение и математика (Слайды № 16-17 (видео).

В результате применения ТКМ у детей сформированы следующие навыки.

¾   Способность задавать вопросы.

¾   Способность анализировать информацию и работать с ней.

¾   Выстраивать логические цепочки и находить взаимосвязи между явлениями.

¾   Творческое мышление.

¾   Отсутствие страха допустить ошибку, быть непонятым.

Свое выступление хотелось бы закончить стихотворением Р. Киплинга «Как человек познает мир».

ТКМ помогает ребенку стать ИССЛЕДОВАТЕЛЕМ, ТВОРЦОМ, МЫСЛИТЕЛЕМ и ТВОРЧЕСКОЙ ЛИЧНОСТЬЮ.


 

Городской фестиваль педагогического мастерства

Городской фестиваль педагогического мастерства

Знание только тогда становится знанием, когда оно приобретено усилиями свой мысли, а не памятью

Знание только тогда становится знанием, когда оно приобретено усилиями свой мысли, а не памятью

Цель учителя: передача знаний учащимся в готовом виде без раскрытия путей доказательства их истинности; ориентированность в большей степени на память, а не на мышление; усвоение…

Цель учителя: передача знаний учащимся в готовом виде без раскрытия путей доказательства их истинности; ориентированность в большей степени на память, а не на мышление; усвоение…

КАК МОЖНО ПРИМЕНИТЬ В ПОВСЕДНЕВНОЙ

КАК МОЖНО ПРИМЕНИТЬ В ПОВСЕДНЕВНОЙ

ТКМ помогает ребенку стать ИССЛЕДОВАТЕЛЕМ,

ТКМ помогает ребенку стать ИССЛЕДОВАТЕЛЕМ,
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
13.02.2020