Тема:
"Применение технологии развития критического мышления на уроках русского языка и литературного чтения с целью развития познавательной активности учащихся"
Последние годы внесли в историю образования свои коррективы. Наблюдая за своими учащимися, общаясь с коллегами, понимаю: наши дети не такие, какими были их сверстники раньше. Поэтому сегодня важно не столько дать ребенку как можно больший багаж знаний, сколько обеспечить его общекультурное, личностное и познавательное развитие, вооружить таким важным умением, как умение учиться.
Под критическим мышлением понимают открытое мышление, развивающееся путем наложения новой информации на жизненный опыт, поиск здравого смысла и умение отказаться от собственных предубеждений; это отправная точка для развития творческого мышления
Главная цель технологии развития критического мышления – развитие интеллектуальных способностей, позволяющих учиться самостоятельно
Используя ТРКМ на уроках русского языка и литературного чтения в начальных классах, я преследую следующие цели:
создание условий для интеллектуального развития учащихся;
развитие общеучебных умений и навыков по предмету;
создание условий для решения проблемы орфографической зоркости;
обучение грамоте младших школьников на основе использования технологии развития критического мышления.
Задачи:
вооружить учащихся приёмами ТРКМ с целью развития мотивации обучения и приобретения умений добывать знания;
обучить механизмам рефлексии и регуляции собственной деятельности;
выявить оптимальные организационно-педагогические условия для развития умения увидеть и решить орфографическую задачу.
Используя ТРКМ на уроках в начальных классах, я стараюсь способствовать развитию логического и критического мышления учащегося. Развивая орфографическую зоркость, ориентирую детей быть внимательнее к слову, к своей речи, запускаются мыслительные, познавательные процессы.
Чем интересна ТРКМ? Это система совместной деятельности учащихся и учителя по планированию, организации, корректированию образовательного процесса с целью достижения конкретного результата при обеспечении комфортных условий всем участникам. Критическое мышление - открытое рефлексивное оценочное мышление. Оно развивает такие способности, как открытый ум, вдумчивое отношение к тексту, информации, умение рассматривать различные точки зрения на явления, позволяет на основе сформированных данной технологией навыков, сконструировать своё собственное знание, реализовать себя, получая положительные эмоции от процесса обучения.
Форма организации деятельности учащихся на уроке с применением ТРКМ может быть любая: парная, коллективная, индивидуальная, групповая.
Учитель выбирает интересные приёмы в соответствии с возрастом учащихся, темой, целями, содержанием урока. Не на каждом уроке применим любой приём, поэтому от педагога требуется «увидеть» урок глазами ребёнка, понять, как надо на уроке ввести новое понятие, какие знания повторить, актуализировать, что и с помощью каких приёмов закрепить, отработать
Структура урока с применением ТРКМ
Важным в технологии развития критического мышления является следование на уроке трем фазам: вызов (побуждение), осмысление информации, рефлексия.
Стадия вызова решает несколько задач:
– создается проблема, активизируется и мотивируется деятельность учащихся;
– в нетрадиционной форме повторяется ранее изученный учебный материал, необходимый для изучения новой темы;
– «вызываются» уже имеющиеся знания либо создается ассоциация по рассматриваемому вопросу, что само по себе является серьезным активизирующим и мотивирующим фактором для дальнейшей работы;
– далее учащимися формулируется тема и образовательная цель урока.
Вторая фаза – осмысление (реализация смысла). На этой стадии идет непосредственная работа с информацией, причем приемы и методы ТРКМ позволяют сохранить активность учащихся, мотивируют их на поиски истины.
Третья фаза – рефлексия (размышление). На этой стадии информация анализируется, творчески перерабатывается. Технология представляет собой целостную систему, формирующую навыки работы с информацией. На данном этапе можно использовать различные приемы: «ключевые слова», графические способы организации материала (кластер, таблицы, линии сравнения, перепутанные логические цепочки, синквейн и т. п.), активное чтение с пометками, работа с различными типами вопросов.
Приёмы ТРКМ, используемые на уроках русского языка:
- составление «тонких» и «толстых» вопросов; этот приём может быть использован на любой стадии; на стадии вызова это будут вопросы, на которые учащиеся хотели бы получить ответы при изучении темы; на стадии осмысления данный приём служит для активной фиксации вопросов по ходу чтения, слушания; при рефлексии – для демонстрации понимания пройденного;
- стратегия «Знаю – Хочу узнать – Узнал» (ЗХУ)
- сводная сравнительная таблица;
- «синквейн», «кластер»;
- игра «Верите ли вы?», «Верные и неверные утверждения»; этот приём может стать началом урока, при проверке домашнего задания; учащиеся, выбирая «верные утверждения» из предложенных учителем, описывают заданную тему;
- «рефлексивные вопросы», «закончи предложение»
- игра «Знаете ли вы, что…» и др.;
- приём «Разбери слово по буквам»; использую на стадии рефлексии: учащиеся подбирают к каждой букве слова, понятие, выражающие суть заданного слова .
Приемы ТРКМ, используемые на уроках литературного чтения
«Чтение с остановками»
Эффективен при работе над чтением текста проблемного содержания, а так же при работе с аудиальными и визуальными пособиями. Он помогает прорабатывать материал детально. Кроме того, учащиеся имеют возможность пофантазировать, оценить факт или событие критически, высказать свое мнение. Здесь происходит обучение как критическому мышлению, так сказать рефлексивному, на стадии осмысления материала, так и творческому, на стадии прогнозирования событий.
«Письмо к учителю» Учитель предлагает учащимся написать «Письмо к учителю» (маме, инопланетянину, сказочному герою и т п). Памятка для написания письма :
1. Я прочитал(а) рассказ___________________________________
2. Больше всего запомнилось_______________________________
3. Понравилось__________________________________________
4. Не понравилось________________________________________
5. Мое эмоциональное состояние____________________________
6. Этот рассказ учит меня__________________________________
Прием «Пометки на полях» (ИНСЕРТ)
Технология «критическое
мышление» предлагает методический прием, известный как инсерт. Технически
он достаточно прост. Учеников надо познакомить с рядом маркировочных знаков и
предложить им по мере чтения ставить их карандашом на полях специально
подобранного и распечатанного текста. Помечать следует, отдельные задания
или предложения в тексте. Пометки должны быть следующие: знаком «галочка» (V)
отмечается в тексте информация, которая уже известна ученику. Он ранее с ней
познакомился. При этом источник информации и степень достоверности ее не имеет
значения. Знаком «плюс» (+) отмечается новое знание, новая информация. Ученик
ставит этот знак только в том случае, если он впервые встречается с прочитанным
заданием, текстом. Знаком «минус» (-) отмечается то, что идёт вразрез с
имеющимися у ученика представлениями, о чём он думает иначе. Знаком «вопрос» (?)
отмечается то, что осталось непонятным ученику и требует дополнительных
сведений, вызывает желание узнать подробнее. (Приложение 4.)
Данный прием требует от ученика не привычного пассивного чтения задания, а
активного и внимательного. Он обязывает не просто читать, а вчитываться в
задание, в текст, отслеживать собственное понимание в процессе чтения задания,
текста или восприятия любой иной информации.
Прием «Составление
кластера»
Кластер – это графическая организация материала, показывающая смысловые поля того или иного понятия. Слово кластер в переводе означает пучок, созвездие. Составление кластера позволяет учащимся свободно и открыто думать по поводу какой-либо темы. Ученик записывает в центре листа ключевое понятие, а от него рисует стрелки-лучи в разные стороны, которые соединяют это слово с другими, от которых в свою очередь лучи расходятся далее и далее.
Стадия рефлексии «Cинквейн» в переводе с французского — стихотворение из пяти строк, которое требует синтеза информации и материала в кратких выражениях. Правила написания синквейна:
1. В первой строке тема называется одним словом (обычно существительным).
2. Вторая строка — это описание темы в двух словах (двумя прилагательными).
3. Третья строка — это описание действия в рамках этой темы тремя словами.
4. Четвертая строка — предложение из четырех слов, раскрывающее суть темы или отношение к ней.
5. Последняя строка — это синоним из одного слова, который повторяет суть темы.
Литература
1. Кодекс Республики Беларусь об образовании 13 января 2011 г. № 000-3: принят Палатой представителей 2 дек. 2010 г.: одобр. Советом Респ. 22 дек. 2010 г. – Мозырь: Белый ветер, 2011. – 379 с.
2. Концепции учебных предметов. Русский язык (для общеобразовательных учреждений с русским и белорусским языками обучения) // Пачатковае навучанне: сям'я, дзіцячы сад, школа. - 2009.- №7.
3. Загашев, И. О. Учим детей мыслить критически / И. О. Загашев, С. И.Заир-Бек, И. В.Муштавинская. – Санкт – Петербург: Конкурс, 2003. – 208 с.
4. Клаустер, Д. Что такое критическое мышление / Д. Клаустер // Народная асвета. – 2004. – № 3.
5. Короткевич, З. В. Развитие критического мышления учащихся начальных классов посредством чтения и письма / З. В. Короткевич, Е. В. Маскевич. – Минск: Содействие, 2010. – 120с.
6. Шакирова, Д.М. Технология формирования критического мышления младших школьников / Д. М. Шакирова // Начальная школа. – 2007. – № 5. – С. 25 – 28.
Приложение 1.
Фрагмент урока русского языка 4 класс.
Тема: Три склонения имён существительных
Приемы ТРКМ: «Верные и неверные утверждения», «Бортовой журнал», «Кластер».
2. Стадия вызова.
Прием ТРКМ «Составление кластера»
• Сколько склонений у имен существительных?
Что нужно сделать, чтобы определить к какому склонению относится существительное?
Вернемся к той проблеме, которая была поставлена в начале урока.
Книги учат нас смелости и дружбе.
• Почему в словах смелости и дружбе – разные окончания?
• С какой целью необходимо научиться определять склонение существительных?
Пример сравнительной таблицы
Часть речи |
Обозначает |
Отвечает на вопросы |
Изменяется |
Роль в предложении |
Имя существительное |
Предмет |
Кто? Что? |
Род, число, падеж |
Подлежащее, второстепенный член |
Имя прилагательное |
Признак |
Какой? Какая? Какое? Какие? |
Род (ед. ч)., число, падеж |
Второстепенный член |
Глагол |
Действие |
Что делать? Что сделать? |
Число, время, лицо, род (пр. вр.) |
Сказуемое |
Приложение 2.
Фрагмент урока русского языка 1 класс.
Тема: Алфавит
Приём «Верите ли вы, что..», стадия Вызов
1) Мы изучили все буквы (да)
2) Буквы мы читаем и пишем (да)
3) В слове всегда одинаковое количество букв и звуков(нет)
Все буквы обозначают звуки (нет)
4) Количество слогов определяется по количеству гласных(да)
5) Есть буквы, обозначающие только мягкие согласные (да)
6) У вас на уроке всё получится (да)
Составить кластер. (Незаполненные ячейки - по усмотрению учителя)
|
|
|
|
|
|
|
|
Рефлексия. Составление синквейна
Алфавит
Строгий, точный.
Называет, помогает, распределяет.
Наш верный друг и помощник.
Азбука
Приложение 3.
Фрагмент урока литературного чтения 3 класс.
Тема. Б. Заходер. Что красивей всего?
стадия Вызов «Перепутанные логические цепочки»
- Я открыла конверт с надписью «Стихи». Вот какой текст оказался в конверте:
Кто часто ходит в гости по утрам к людям,
Тот поступает очень мудро!
Я прихожу к своим лучшим друзьям,
Едва только проснется утро.
- Давайте попробуем привести стихотворение «в порядок». Какие слова рифмуются? Какие слова лишние? Это всем известная «Песенка Винни-Пуха»
Проверка домашнего задания. Приём «Автобусные остановки» (оценочный лист)
1 |
Чтение наизусть отрывка из стихотворения Ю. Яковлева «Какого цвета земля» |
|
2 |
«Тонкий и толстый» вопрос к стихотворению |
|
3 |
Инсерт |
|
4 |
Выразительное чтение по ролям стихотворения Б. Заходера «Какого цвета земля» |
|
5 |
Синквейн |
|
6 |
Моя активность на уроке |
Инсерт. На столах у вас лежат тексты с интересными фактами из биографии Б. Заходера.
- По ходу чтения сделайте пометки на полях:
v - уже знаю; ! – удивило;
+ - новое; ? – не понял; - - думал иначе;
- Что нового узнали? Что удивило?
- Оцените своё мнение работать с инсертом в оценочных листах.
Осмысление содержания Приём “Чтение с остановками”.
Учитель. Настало время познакомиться с текстом «Лесной гном» из книги «Чудесное путешествие Нильса с дикими гусями».
1) Комбинированное чтение (учитель —ученик).
Чтение от начала главы до предложения «Вот как было дело».
2) Первая остановка. Фронтальный опрос.
— Какова проблема этой части главы?
— Предположите, что будет дальше.
3) Комбинированное чтение (учитель —ученик).
Чтение от предложения «Вот как было дело» до предложения «Мать никому не позволяла...».
4) Вторая остановка. Фронтальный опрос.
— Оправдался ли ваш прогноз?
Получить полный текст
— Какова проблема этой части главы? (Ответы.)
— Предположите, что будет дальше.
5) Комбинированное чтение (учитель —ученик).
Чтение от предложения «Мать никому не позволяла...» до предложения «Нильс стал прикидывать, какую бы штуку сыграть с удивительным гостем».
6) Третья остановка. Фронтальный опрос.
— Оправдался ли ваш прогноз?
Заполнение «Маркировочной таблицы ЗУХ».
Ребята, постарайтесь записать своими словами сведения, понятия или другие факты.
З (Я знал (а)) |
У (Узнал(а)новое для меня) |
Х (Хочется узнать) |
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.