«Применение технологии ТРИЗ при решении изобретательских задач в дополнительном образовании»
Гурьянов Андрей Николаевич,
педагог дополнительного образования
ФГКОУ «Московское суворовское военное училище
Министерства обороны Российской Федерации»
Аннотация.
Методическая разработка «Применение технологии ТРИЗ при решении изобретательских задач» дает обобщенные понятия о сущности теории решения изобретательских задач и показывает практические возможности применения ТРИЗ при работе над учебными проектами.
Теория Решения Изобретательских Задач (ТРИЗ) - это наука о развитии систем и об эффективном мышлении вообще, в любой области творчества. Еще ТРИЗ называют прикладной диалектикой, а иногда называют: Общей Теорией Сильного Мышления или Общей Теорией Творчества. Главное отличие ТРИЗовского мышления от других видов мышления - это сознательное управление процессом мышления, это мышление по алгоритмам, это мышление по законам и правилам.
ТРИЗ начала создаваться в пятидесятых годах талантливым человеком, писателем-фантастом, инженером и изобретателем Генрихом Сауловичем Альтшуллером. Это сравнительно молодая, но быстро развивающаяся наука. Она была создана для решения изобретательских задач в технике, но в настоящее время, найдя много приложений в педагогике, в науке, в бизнесе, в психологии и в других областях знания, ТРИЗ стала мировоззрением. Считают, что в конечном итоге, ТРИЗ должна превратиться в неотъемлемую часть общечеловеческой культуры.
ТРИЗ имеет более сотни инструментальных приёмов и способов, помогающих создать решение и "извлечь" решение из подсознания (перевести в сознание). Если нам рассказали решение задачи, которую мы решали и не смогли решить, и мы поняли это решение, не значит ли это, что мы могли бы решить эту задачу, но почему-то не решили. Вот на это и направлена ТРИЗ.
При решении творческих задач очень часто применяются такие методы решения как "мозговой штурм", "синектика", "морфологический анализ", "метод контрольных вопросов" и т.д. Суть этих методов состоит в том, чтобы повысить интенсивность генерации идей и перебора вариантов. При этом, при их использовании – можно сэкономить время на генерации идей, но потерять на их анализ и выбор наилучшего варианта.
Решить такие задачи без сплошного перебора вариантов с выходом сразу на сильные решения позволяет применение принципов, лежащих в основе ТРИЗ:
- Принцип объективности законов развития систем – строение, функционирование и смена поколений систем подчиняются объективным законам. Сильные решения – это решения, соответствующие объективным законам, закономерностям, явлениям, эффектам.
- Принцип противоречия – под воздействием внешних и внутренних факторов возникают, обостряются и разрешаются противоречия. Проблема трудна потому, что существует система противоречий скрытых или явных. Системы эволюционируют, преодолевая противоречия на основе объективных законов, закономерностей, явлений и эффектов. Сильные решения – это решения, преодолевающие противоречия.
- Принцип конкретности – каждый класс систем, как и отдельные представители внутри этого класса, имеют конкретные особенности, облегчающие или затрудняющие изменение конкретной системы. Эти особенности определяются ресурсами: внутренними – теми, на которых строится система, и внешними – той средой и ситуацией, в которой находится система. Сильные решения – это решения, учитывающие конкретные особенности конкретных систем, а так же индивидуальные особенности, связанные с личностью конкретного человека, решающего проблему.
Существует алгоритм применения теории решения изобретательских задач:
1. Определить тип задачи.
Изобретательская задача – это когда есть цель, которую Решателю требуется достигнуть, или есть проблема, которую нужно преодолеть, причем очевидные решения в данных условиях неприменимы. Перед Решателем возникает вопрос: "Как быть?".
Исследовательская задача – это когда происходит некоторое явление, и Решателю необходимо объяснить его, выявить причины или спрогнозировать результат. Перед Решателем стоит вопрос "Почему? Как происходит?".
Чтобы легче решить исследовательскую задачу, сформулируйте ее как изобретательскую. Задайте себе вопрос: "Как сделать, чтобы происходило именно это явление?"
2. Сформулировать к задаче противоречие и идеальный конечный результат (ИКР).
Противоречие и ИКР "обостряют" проблему, выявляют самую ее суть и подталкивают Вас к сильным решениям. Формулировать ИКР и Противоречие можно и в нескольких вариантах – это позволяет найти несколько решений.
3. Выявить ресурсы.
Ресурсами является всё, что может быть полезно при решении Вашей задачи. Причем желательно использовать те ресурсы, которые уже присутствуют в проблемной ситуации, а также "дешевые" ресурсы, затраты на получение и использование которых низки. Решателям-новичкам, работая над задачей, полезно выписывать ресурсы на лист. Глядя на них, легче искать решение.
4. Применить приемы и принципы решения задач.
Вы составили противоречие и ИКР и выписали ресурсы, но решение пока не нашлось? Тогда примените приемы разрешения противоречий и принципы решения задач.
Внимание! К большинству задач здесь дается только один ответ. Однако, творческая задача может иметь множество решений. В Ваших силах его исправить и найти другие интересные идеи.
5. Проанализировать решения.
Найденные решения желательно оценить с позиций идеальности. При этом можно задавать себе вопросы:
Насколько сложно и дорого осуществить решение?
Задействованы ли ресурсы системы?
Появились ли нежелательные эффекты при внедрении полученного решения?
На сегодняшний день известно более сорока методов решения задач с помощью ТРИЗ, и их количество с каждым годом все увеличивается и увеличивается. Для решения учебных творческих и изобретательских задач достаточно применять лишь некоторые из них.
Метод объединения. В случае, если требуемые действия невозможно совершить с (над) одним объектом, их производят с несколькими объектами. При этом можно выполнить следующее:
- соединить однородные или смежные объекты;
- объединить во времени однородные или смежные операции;
- один объект разместить внутри другого;
Метод дробления. В случае, если сложно произвести необходимое действие с объектом, производят его дробление. При этом можно выполнить следующее:
- разделить объект на независимые части;
- выполнить объект разборным;
- увеличить степень дробления объекта.
Метод динамичности. В случае, если сложно производить необходимые действия с объектом, его из статического состояния переводят в динамическое (подвижное) состояние. При этом можно выполнить следующее:
- характеристики объекта (или внешней среды) должны меняться, чтобы всегда соответствовать изменяющимся условиям;
- разделить объект на части, способные изменяться и перемещаться относительно друг друга;
- если объект неподвижен, сделать его подвижным.
Метод "сделать заранее". Если невозможно в нужное время совершить действие с объектом, то необходимое действие производят заранее. При этом можно выполнить следующее:
- заранее выполнить требуемое действие (полностью или хотя бы частично);
- заранее расположить объекты так, чтобы они могли сразу вступить в действие, без подготовительных затрат.
Метод посредника. В случае, если сложно (или невозможно) произвести необходимые действия с объектом, то вводят посредник (промежуточный объект), с помощью которого и производят действия. При этом можно выполнить следующее:
- использовать промежуточный объект, передающий или переносящий действие;
- на время присоединить к объекту другой (легко удаляемый) объект.
Метод "наоборот". В случае, если сложно произвести необходимое действие с объектом, производят противоположное действие. При этом можно выполнить следующее:
- вместо действия, которое диктуется условием задачи, выполнить обратное (противоположное) действие;
- сделать движущуюся часть объекта или среды неподвижной, а неподвижную движущейся;
- повернуть объект "вверх ногами", вывернуть его.
Метод копирования. В случае, если сложно (или невозможно) производить необходимые действия с объектом, используют его копию с которой (или над которой) производят нужное действие. При этом можно выполнить следующее:
- вместо недоступного, сложного, дорогостоящего, хрупкого объекта использовать его упрощенные и дешевые копии;
- заменить объект его оптической копией (изображением). Использовать при этом изменение масштаба (увеличивать или уменьшать копии);
- если используются оптические копии, перейти к копиям инфракрасным или ультрафиолетовым.
Метод согласования и рассогласования. В случае, если сложно произвести необходимые действия с объектом, его (или его параметры) согласовывают/рассогласовывают с окружающей средой. При этом можно выполнить следующее:
- согласовать новый объект (или действия) с уже существующей системой (или действиями);
- согласовать или рассогласовать действие с ожиданиями и стереотипами людей.
Работа над проектом – это многоуровневый подход, всегда предполагающий решение какой-то проблемы. Проектная деятельность способствует развитию активного самостоятельного, критического мышления учащихся, умению работать с информацией, размышлять, опираясь на знание фактов, закономерностей науки, делать обоснованные выводы и ориентировать их на совместную исследовательскую работу. Для ученика проект представляет возможность раскрыть творческий потенциал, попробовать свои силы, приложить свои знания, принести пользу, показать публично достигнутый результат, который носит практический характер и значим для самих открывателей.
Главная цель, которую ставят перед собой ТРИЗ это - формирование творческого мышления, т.е. воспитание творческой личности, подготовленной к стабильному решению нестандартных задач в различных областях деятельности.
Методику ТРИЗ можно назвать школой творческой личности, поскольку её девиз - творчество во всем: в постановке вопроса, в приёмах его решения, в подаче материала. В ней нет методов, в привычном смысле слова, есть инструмент, с помощью которого педагоги сами изобретают свою педагогику, озарённые светом детских идей. Нет и воспитания в привычном его значении, есть способ овладения навыками, которые позволяют жить интересно, всем вместе и творить себя: и педагогу и детям.
Список используемых источников.
1. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012г. №273-ФЗ.
2. Концепция федеральной целевой программы развития образования на 2016 - 2020 годы, распоряжение от 29 декабря 2014 г. n 2765-р.
3. Приказ Минобрнауки России от 17 декабря 2010 года № 1897 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»
4. Письмо Минобрнауки России от 14.12.2015 N 09-3564 "О внеурочной деятельности и реализации дополнительных общеобразовательных программ"
5. Пахомова Н.Ю. Метод учебного проекта в образовательном учреждении. Аркти. – М., 2003.
6. Альтшуллер, Г. С. Найти идею. Введение в теорию решения изобретательских задач [Текст] / Г. С. Альтшуллер. Новосибирск: Наука, 1986.
7. Гасанов, А. И. Рождение изобретения (стратегия и тактика решения изобретательских задач) [Текст] / А. И. Гасанов, Б. М. Гохман, А. П. Ефимочкин и др. М.: Интерпракс, 1995.
8. Гольдовский, Б. И. Рациональное творчество. Методы анализа проблем и поиска решений в технике [Текст]: серия метод. пособий / Б. И. Гольдовский, М. И. Вайнерман. М.: Речной транспорт, 1990.
9. Кондратьев, А. В. Основы изобретательского творчества. Тверь, 2008.
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.