Применение технологии Веб-квеста на уроке литературы

  • Работа в классе
  • Разработки уроков
  • docx
  • 30.04.2020
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Информационные технологии становятся неотъемлемой частью жизни современного человека. Владение данными технологиями ставится в один ряд с такими качествами, как умение читать и писать. Поэтому школьников необходимо не только знакомить с ИКТ технологиями, но и учить применять эти технологии в своей деятельности, способствуя тем самым формированию у них ИКТ-компетентности и информационной культуры.
Иконка файла материала Применение технологии Веб-квеста на уроке литературы.docx

Применение технологии Веб-квеста на уроке литературы

 

Дмитриенко Вера Николаевна,

учитель русского языка и литературы

МБОУ Одинцовская СОШ №5

Актуальность работы:

Информационные технологии становятся неотъемлемой частью жизни

современного человека. Владение данными технологиями ставится в один ряд с такими качествами, как умение читать и писать. Поэтому школьников необходимо не только знакомить с ИКТ технологиями, но и учить применять эти технологии в своей деятельности, способствуя тем самым формированию у них ИКТ-компетентности и информационной культуры.

Одним из основных положений нового Федерального образовательного стандарта является формирование универсальных учебных действий (УУД), как важнейший результат реализации стандарта. Формирование ИКТ-компетентности

учащихся реализует системно-деятельностный подход и происходит в процессе изучения всех без исключения предметов учебного плана.

Современных информационных технологий в настоящее время достаточно много. Одна из них – образовательные веб-квесты.

Веб-квест в педагогике - проблемное задание c элементами ролевой игры, для выполнения которого используются информационные ресурсы интернета. Веб-квест – это игра и обучение одновременно. Это интересный и активный  вид деятельности и ролевая игра. Выполняя различные роли, учащиеся рассматривают проблему с разных сторон. Работа учащихся в таком варианте проектной деятельности, как Веб-квест, разнообразит учебный процесс, сделает его живым и интересным, а полученный опыт принесет свои плоды в будущем, потому что при работе над этим проектом развивается целый ряд компетенций.

Планируемые результаты в ходе прохождения веб-квеста.

Личностные:

- желание осваивать новые виды деятельности;

- участвовать в творческом, созидательном процессе;

- приобретать новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся;

- формировать способность к самооценке своих действий.

Познавательные:

- осознавать познавательную задачу;

- самостоятельно находить и извлекать нужную информацию из разных источников; - понимать информацию, представленную в изобразительной, схематичной, модельной форме;

- выражать смысл ситуации различными средствами (рисунки, символы, схемы, знаки);

- осуществлять для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации; делать обобщения, выводы;

- приобретать ИКТ-компетенции; устанавливать причинно-следственные связи; делать обобщения, выводы.

Регулятивные:

- прогнозирование своей деятельности;

- элементы волевой саморегуляции;

- самостоятельно формулировать познавательную цель и строить действия в соответствии с ней;

- составлять план и последовательность действий и действовать по плану;

- контролировать процесс и результаты деятельности;

- вносить необходимые коррективы в план действий;

- осознавать возникающие трудности, искать их причины и пути преодоления;

- уметь распределять своё время и уделять время для занятий.

Коммуникативные:

- уметь слушать и вступать в диалог с учителем или другими учащимися;

- уметь формулировать вопросы;

- уметь отвечать на вопросы других;

- уметь высказывать и давать обоснование собственной точки зрения;

- вступать в учебный диалог с учителем, одноклассниками;

- участвовать в общей беседе, соблюдая правила речевого поведения;

- задавать вопросы, слушать и отвечать на вопросы других;

- формулировать собственные мысли;

- высказывать и обосновывать свою точку зрения.

Урок литературы

Веб-квест по рассказу В.П. Астафьева

«Васюткино озеро»

Структура веб-квеста

Этапы веб-

квеста

Содержание

 

Деятельность обучающихся

Введение

 

Знакомство

учащихся с понятием

«Web- квест»,

определение целей и

задач веб-квеста,

знакомство с

основными

требованиями для

прохождения веб-

квеста.

Изучение памятки о прохождении

веб-квеста, заполнение анкеты в Google-форм для формирования команд.

Адрес веб-квеста https://kraeveds.wixsite.com/vasyutkinoozero

Знакомство

с ролями

 

Учащимся предлагается список

ролей, от лица которых они могут

выполнить задания.

 Знатоки природы:      

знакомятся с животным и растительным миром в рассказе "Васюткино озеро", узнают секреты Сибирской тайги.

   Костровые: раскрывают секреты костра в рассказе "Васюткино озеро" и узнают, какие еще бывают виды костров.

    Повара: узнают, как приготовил еду герой рассказа "Васюткино озеро" в лесу и другие походные рецепты.

    Ориентировщики:     вместе с героем рассказа "Васюткино озеро" ориентируются в лесу по природным приметам.

Выбор роли по интересам, которые дают возможность показать свои знания и проявить творческие умения.

Работа над

заданиями

Участники выполняют задания в соответствии с

выбранными ролями.

В процессе работы

над веб-квестом

происходит обучение

умениям работы с

сетью Интернет.

Каждое задание выбранной роли имеет ссылки на ресурсы, изучение

которых способствует нахождению ответов на поставленные вопросы.

Оформление

результатов

работы и

подготовка

отчета команд

 

Участие в веб-квесте

предполагает

коллективную форму

работы и

индивидуальную с

последующим

обсуждением в

группах.

Результаты поиска и исследований, творческих работ команды размещают на страницах квеста.

Защита

итоговых работ

Предполагается

обсуждение результатов работы, знакомство с

работами всех команд,

защита работы.

В заключении, все участники проекта должны проверить свои знания по теме, выполнив тест.

На публичную презентацию команды должны представить:

- устные сообщения с наглядной информацией о способах ориентирования,

- изготовление собственного костра,

- составление меню из лесных ингредиентов.

Самооценка

Ключевым разделом любого веб-квеста является оценка результатов работы

Участники квеста оценивают самих себя, товарищей

по команде.

Цель веб-квеста состоит не столько в том, чтобы учащиеся получили новые знания в web-квесте о способах выживания в экстремальных ситуациях, а в том, чтобы научились эти знания добывать самостоятельно и творчески применять для получения новых знаний. Современным детям необходимо осваивать средства новых информационных технологий — это современные средства и системы информационного обмена, позволяющие собирать, создавать, накапливать, обрабатывать, передавать информацию. Мне кажется, что проделанная работа помогла ребятам понять, как важно знание компьютерных технологий и умения их использовать в нашем мире.

 

 

 

Методическая разработка веб-квеста

по рассказу В.П. Астафьева «Васюткино озеро»

Цель внеклассного мероприятия: формировать исследовательские навыки, связанные с сопоставлением теории и практики – знаний, полученных на уроках литературы и практического опыта ориентирования на местности.

Для достижения цели были поставлены задачи:

- воспитание интереса и уважительного отношения к русской литературе, к опыту писателей и людей старшего поколения,

- развитие познавательных потребностей и исследовательских способностей путём привлечения учащихся к самостоятельной познавательной и исследовательской практике на основе использования Интернет-ресурсов,

- формирование информационной культуры и культуры общения, умений работать в группе.

Форма мероприятия: прохождение веб-квеста, выполнение заданий по ролям: знатоки природы, костровые, повара, ориентировщики.

Технологии: ИКТ, игровая, командная, личностно-ориентированная.

Формы работы: коллективная, групповая, индивидуальная.

Методы работы: чтение и анализ рассказа при подготовке к уроку, распределение обязанностей в группе, самостоятельная работа при поиске необходимой информации, подборка материалов о видах костров, о растениях и птицах, составление меню, командное решение итогового теста.  

Актуальность темы заключается в том, что учеников надо учить не только в теории, но и на практике. Не всегда такой практикой может быть собственный опыт.  Опыт мальчика Васи будет очень полезным.

  Предварительная подготовка: прочитать рассказ Астафьева В.П. «Васюткино озеро».

         Изучаемые дисциплины: Веб-квест метапредметный: ОБЖ, краеведение, окружающий мир, ориентирование, литература.

Возраст: обучающиеся 4-7 классов.

 

 

 

Ход урока

1. Организационный момент.

2. Приветствие участников веб-квеста.

Здравствуйте, ребята! Сегодня у нас пройдет необычный урок в форме веб- квеста. Что такое веб- квест? Попробуйте сами определить значение этого слова. Отгадайте загадку:

Интернет - международная (всемирная) компьютерная сеть. Слово

ВЕБ в переводе с английского языка означает СЕТЬ.

А английское слово QUEST означает ПОИСК, ПРИКЛЮЧЕНИЕ.

Таким образом, веб- квест – поиск в Интернете.

3. Мотивация учебной деятельности

       Ещё в незапамятные времена человек научился защищать себя от холода и зноя, строить себе жилище из снега и ветвей деревьев, добывать огонь, отыскивая съедобные плоды и коренья, охотиться на птиц и зверей. Но прошли столетия, и человек стал постепенно отдаляться от природы и утрачивать навыки. Человек, оказавшийся в природных условиях в одиночестве - это экстремальная ситуация, в которой главное - выжить.

​Тринадцатилетний Васютка Шадрин – главный герой рассказа Виктора Петровича Астафьева «Васюткино озеро» заблудился в тайге. Подросток был уверен, что сейчас он «посоображает» и найдет дорогу домой. Но плутать ему пришлось 5 дней. Ребята! Вам предстоит пройти по страницам рассказа "Васюткино озеро", познакомиться со способами выживания героя, освоить новые и проверить, хватит ли ваших знаний для прогулки по лесу.

 

4. Роли и задания веб-квеста

Учащиеся знакомятся с ролями квеста и выбирают ту, которая им интересней. В начале прохождения веб-квеста заполняют Анкету 1.

 

Выбрав роль и прочитав задания, ученики объединяются в группы.

Задание для ЗНАТОКОВ ПРИРОДЫ.

Вам предстоит познакомиться с информацией о растительном и животном мире в рассказе "Васюткино озеро", узнать секреты Сибирской тайги.

Переходите по ссылкам, нажимая на все объекты на данной странице. Это птицы, рыбы, животные, насекомые и деревья.

      Перейдя на страницу выполнения задания и познакомившись с теми вопросами, на которые требуется обратить внимание, участники подбирают информацию о животных, затем переходят к выполнению задания.

 

    В он-лайн форме участники квеста отгадывают слова, связанные с природой Сибири.

 

Задание для КОСТРОВЫХ

У новичков обычно не возникает вопросов, какой тип костра выбрать, он просто делает костёр и всё. Главное, чтобы он горел, и так сойдёт. На самом деле, уметь разводить разные типы костров довольно важный момент, так как у них разное назначение — какой-то тип хорошо использовать для приготовления пищи, какой-то для обогрева или сушки одежды. Вам предстоит выяснить, какие костры разводил Васютка, затем познакомиться с другими типами костров.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

    Затем костровые выполняют два задания: определяют все достоинства и недостатки разных видов костров и из подручного материала складывают их.

 

Задание для ПОВАРОВ.

Оказавшись на природе в отрыве от привычных бытовых благ, есть риск оказаться абсолютно беспомощным. Особенно туго приходится неприспособленным горожанам в тот момент, когда их настигает голод.          Природа дает много шансов для добычи пищи. Большинство трав, съедобных в весенне -летнее время, в цивилизованной жизни считаются злостными сорняками и нещадно истребляются. Васютка из этой сложной ситуации смог выйти, так как у него был опыт отца и деда.  

Задание

1.      Прочитайте на странице веб-квеста о том, что готовил Васютка.

2. Познакомьтесь с рекомендациями по использованию разных растений.

3. Решите кроссворд, слова которого связаны с приготовлением пищи в лесу.

4. Составьте меню из блюд, которые можно приготовить в нашем лесу. Разместите меню на странице веб-квеста.

 

 

Задание для ОРИЕНТИРОВЩИКОВ

Умение ориентироваться среди незнакомых мест является важным качеством современного грамотного туриста. Означает это

- не заблудиться в незнакомом месте,

- вовремя установить свое местонахождение по сторонам горизонта и географическим объектам,

- узнать направление дальнейшего движения.

    Хорошо, когда в поход идет опытный инструктор с компасом. Но так бывает не всегда.  Поэтому необходимо знать способы ориентирования и выживания в лесу.

Задание

1) Познакомиться с теми способами ориентирования, которыми пользовался Васютка.

2) Изучить способы ориентирования на местности.

3) Ответьте на вопросы на страницах квеста.

4) Решите ребусы, связанные со способами ориентирования.

 

 

 

5. Оформление результатов работы и подготовка отчета команд 

 Все участники команды вместе выполняют задания и готовятся к отчету. Результаты поиска и исследований, творческих работ команды размещают на страницах квеста. Итогом работы над веб-квестом может быть презентация, стенгазета, буклет или устное выступление.

6. Защита итоговых работ.

Обсуждение результатов работы, знакомство с работами всех команд,

защита работы.

На публичную презентацию команды должны представить:

- собранный костер,

- составленный рецепт блюда, приготовленного в лесу,

-

В заключении, все участники проекта должны проверить свои знания по теме, выполнив тест.

7. Самооценка.

Один из определяющих моментов любого веб-квеста является оценка результатов работы. Участники квеста оценивают самих себя, товарищей

по команде, свои знания и результаты творческой работы.

 

8. Заключение

Сегодня вы в командах узнали о народных музыкальных инструментах, народных промыслах и жанрах устного творчества.   

Чтобы воспитать любовь к Родине, необходимо знать и понимать народные традиции. Раскрывая истоки создания народных инструментов, развивая эмоционально-целостное отношение к жизни через произведения музыкального фольклора, мы все учимся понимать, уважать и не разрушать культурное наследие наших предков.

   8. Голосование


 

Скачано с www.znanio.ru