«Забота о здоровье ребёнка – это прежде всего забота о гармоничной полноте всех физических и духовных сил, и венцом этой гармонии является радость творчества»
В.А.Сухомлинский
Применение здоровьесберегающих технологий на уроках окружающего мира в начальной школе
Одной из приоритетных задач реформирования системы образования становится сегодня сбережение и укрепление здоровья учащихся, формирование у них ценности здоровья, здорового образа жизни, выбора образовательных технологий, адекватных возрасту, устраняющих перегрузки и сохраняющих здоровье школьников.
Многие годы человек проводит в стенах образовательных учреждений, и поэтому ценностное отношение к здоровью не может формироваться без участия педагогов. Сегодня нет необходимости доказывать, что педагог и правильно построенный в условиях здоровьесбережения учебно-воспитательный процесс, способны сохранить и укрепить здоровье учащихся.
В младшем школьном возрасте детям свойственна большая ранимость, повышенная чувствительность к воздействию неблагоприятных факторов окружающей среды. Поступление в школу – один из критических этапов, сопровождающихся ломкой привычек, сложившихся в дошкольный период воспитания. Длительные и систематические учебные занятия, значительная нагрузка, новые обязанности и требования, уменьшение игровой и двигательной активности – все это представляет для первоклассников большие трудности.
И именно поэтому в последние годы были разработаны и активно внедряются педагогами «здоровьесберегающие технологии», цель которых – сохранение и укрепление здоровья учащихся.
Здоровьесберегающие образовательные технологии можно рассматривать как технологическую основу здоровьесберегающей педагогики – одну из самых перспективных систем ХХI века, представляющую собой совокупность приемов, форм и методов организации обучения школьников без ущерба для их здоровья, Изучив и проанализировав современную литературу по формированию здорового образа жизни учащихся младшего школьного возраста, можно сделать вывод о том, что здоровьесберегающие образовательные технологии наиболее значимы среди всех известных технологий по степени влияния на здоровье учащихся.
Наибольшим потенциалом для формирования навыков здоровьесбережения обладает учебный предмет «Окружающий мир». Содержание указанного курса обеспечивает младших школьников полными знаниями об организме человека, ученики знакомятся не только со строением и работой своего организма, но и узнают о влиянии на него отрицательных последствий деятельности человека. Эти знания будут востребованы ими в дальнейшей жизни. На уроках окружающего мира закладывается фундамент здоровых привычек и здорового образа жизни.
Основой здоровьесберегающей технологии при обучении окружающему миру в начальной школе является соблюдение следующих принципов:
1.учет возрастных особенностей младших школьников;
2.учет состояния здоровья при выборе форм, методов и средств обучения;
3.структурирование урока в зависимости от уровня умственной работоспособности учащихся;
4.осуществление здоровьесберегающих действий для сохранения работоспособности и расширения функциональных возможностей организма учащихся.
При проведении практики пробных уроков я рекомендую студентам строить уроки таким образом, чтобы обеспечить усвоение необходимых знаний, не допустить перегрузок и не навредить здоровью детей.
Каждый урок должен быть приятным для ребенка, поэтому при их проведении будущий учитель должен помнить заповедь здоровьесберегающей педагогики «Не навреди!»
Важная составная часть здоровьесберегающей работы будущего учителя – это рациональная организация урока. От правильной организации урока, уровня его рациональности во многом зависит функциональное состояние школьников в процессе учебной деятельности, возможность длительно поддерживать умственную работоспособность на высоком уровне и предупреждать преждевременное наступление утомления.
В структуре урока по окружающему миру в начальной школе необходимо применять следующие элементы здоровьесберегающих технологий:
1. положительный эмоциональный настрой на уроке;
2. оптимальный темп ведения урока (избежание «скомканности», задержки учащихся в классе после звонка.)
3. подача материала доступными, рациональными способами;
4. использование наглядности;
5. смена видов деятельности (моделируют, наблюдают, читают, обсуждают, слушают, говорят, думают, рассуждают, пишут, рисуют, и т. д.);
6. использование физкультминуток, динамических пауз;
7. дифференцированный подход в обучении;
8. групповая работа, работа в парах, четверках;
9. использование игр, игровых моментов;
10. использование воспитательных моментов на уроке (беседы), т.е. наличие в содержательной части урока вопросов, связанных со здоровьем и здоровым образом жизни, формированием отношения человека к своему здоровью как к ценности;
11. создание санитарно – гигиенических условий;
12.Наличие у учащихся мотивации к учебной деятельности: внешняя мотивация – оценка, похвала, поддержка, соревнование; внутренняя мотивация – стремление больше узнать, радость от активности, интерес к изучаемому материалу.
С первых минут урока педагогу просто необходимо создать такую атмосферу на уроке, чтобы ребенку было комфортно и интересно. Очень важен положительный эмоциональный настрой перед началом урока. У учащихся младших классов хорошо развита интуиция по отношению к эмоциональному настрою учителя.
Психологический настрой на урок.
Урок можно начать со слов учителя: «Улыбнемся друг другу, дети. Сядьте удобно, закройте глаза, наклоните головы на парты». Под тихую музыку дети повторяют за учителем:
– «Я в школе на уроке».
– «Сейчас я начну учиться».
– «Голова мыслит ясно».
– «Я буду внимателен на уроке».
– «У меня хорошее настроение».
– «Я хочу учиться».
– «Я очень хочу учиться».
– «Я готов к работе».
– «Работаю!»
– «Мы внимательны».
– «Все будет хорошо».
– «Мы успеем все сделать». И т. п.
Фразы произносятся 1–2 раза с улыбкой хором или мысленно.
Каждый раз учитель импровизирует варианты «установочных» слов.
После установки на мобилизацию восприятия, памяти, мышления работа на уроке происходит в быстром темпе. А можно начать урок с таких небольших стихотворений: Долгожданный дан звонок –
Начинается урок.
Тут затеи и задачи,
Игры, шутки – все для вас!
Пожелаем вам удачи –
За работу, в добрый час!
Положительный эмоциональный настрой на уроке снимает страх, создает ситуацию успеха.
Известно, что у младших школьников преобладает непроизвольное внимание. Чаще всего ученик способен сосредоточится лишь на том, что ему интересно, нравится, и задача учителя помочь ему преодолеть неудовлетворенность, незаинтересованность через систему разнообразных заданий. Большим значением в предупреждении утомления учащихся является четкая организация учебного процесса. Поэтому подача материала должна быть в доступной форме, понятной младшему школьнику, с учетом его возрастных особенностей.
Важно понимать, что не всем детям одинаково легко дается окружающий мир. Это может способствовать появлению напряжения, развитию со временем стресса. Чтобы избежать этого просто необходимо проводить на уроках работу по профилактике стрессов. Хорошие результаты дает работа в парах, микрогруппах на месте и у доски, где более «слабый» ученик чувствует поддержку товарища. Антистрессовым моментом на уроке является побуждение учащихся к использованию различных способов решения вопроса, ситуации, без боязни ошибки озвучить неправильный ответ. Хорошие возможности для организации такой работы имеет образовательная система «Школа России», в методическом аппарате учебников которой имеется рубрика «Подумай». Учащимся предлагается ряд вопросов, требующих творческого подхода к их решению в результате коллективного обсуждения.
Учебный материал по окружающему миру начальной школы по любой образовательной системе предоставляет учителю возможности прямо на уроке формировать у учащихся навыки здорового образа жизни, давать им знания об организме человека, учить их беречь и укреплять собственное здоровье.
Прививать ученикам навыки здоровьесбережения помогают пословицы, соответствующие данной теме, которые можно и нужно использовать в работе на уроках.
Пословицы о здоровье:
Кто долго жуёт, тот долго живёт.
Чистота- залог здоровья.
Здоровье дороже богатства.
Здоровье разум дарит.
Здоровью цены нет.
Здоровья не купишь
Здоровье всего дороже.
Часто на уроках окружающего мира организуется групповая работа и работа в парах, в ходе которой уровень осмысления и усвоения материала заметно возрастает, детям значительно легче учиться вместе. Так, учащиеся могут видеть лица друг друга, контролировать свою работу и работу ребят, работающих с ним в группе, сотрудничать в процессе совместной работы. Групповая работа, в какой – то мере помогает решить одно из условий организации здоровьесберегающего обучения – избежать длительного сидения за партой.
Применение на уроках дифференцированного обучения также позволяет снять трудности у слабых и создать благоприятные условия для развития сильных учащихся. Для медлительных детей необходимо снижать темп опроса. Таких учеников не торопят, дают время на обдумывание и подготовку к ответу по карточкам-помогайкам, где дается план ответа на вопрос учителя. При дифференцированном обучении каждый ребенок получает от урока только положительные эмоции, ощущает защищенность и испытывает интерес к учебе.
В уроки окружающего мира необходимо включать физкультурно-познавательный компонент. Запоминание нового учебного материала в сочетании с двигательной активностью происходит быстрее. Все знают, что движение – это жизнь. Проведение физкультминуток (ФМ) – это эффективный способ поддержания работоспособности учащихся, поскольку во время ФМ обеспечивается отдых центральной нервной системы, а также скелетных мышц, испытывающих статическое напряжение из-за длительного сидения за партой.
Для того, чтобы физкультминутка оказывала универсальный профилактический эффект, она должна соответствовать некоторым требованиям:
· включать упражнения для различных групп мышц и для улучшения мозгового кровообращения;
· использовать для проведения ФМ специальный комплекс из 3-4 упражнений;
· проводить физминутки на начальном этапе утомления, выполнение упражнений при сильном утомлении не дает желаемого результата;
· важно обеспечить позитивный эмоциональный настрой;
· продолжительность ФМ около 1,5-2 минут;
· смена комплексов упражнений, иначе они становятся фактором усиления монотонности. Примеры физминуток:
1.Гуси серые летели
На лужайке тихо сели
Походили, поклевали
Потом быстро побежали
На зарядку солнышко поднимает нас
Поднимаем руки мы по команде: «Раз»
А над нами весело шелестит листва.
Опускаем руки мы по команде: «Два!»
2.Топай, Мишка,
Хлопай, Мишка.
Приседай со мной, братишка.
Руки вверх, вперед и вниз.
Улыбайся и садись.
3.Мы сейчас все дружно встанем,
Отдохнем мы на привале…
Вправо, влево повернись!
Наклонись и поклонись!
Лапки вверх и лапки вбок
И на месте прыг да скок!
А теперь бежим вприпрыжку,
Молодцы, мои зайчишки!
Для повышения умственной работоспособности детей, предупреждения преждевременного наступления утомления и снятия у них мышечного статического напряжения, необходимо проводить физкультминутки, примерно через 10-15 минут от начала урока или с развитием первой фазы умственного утомления у значительной части учащихся класса. В 1-м классе рекомендованы 2-3 физкультминутки, во 2-4-м классах – 1-2 физкультминутки. Длительность их приведения 3-5 минут.
Во время проведения ФК, а также на протяжении всего урока необходимо следить за соблюдением учащимися правильной осанки, позы, за ее соответствием виду работы и чередованием в течение урока.
Учитывая специфику предмета, студенты зачастую проводят физкультминутки с музыкальным сопровождением. Физкультминутки необходимо проводить в светлом, чистом, хорошо проветренном помещении. Обязательное условие эффективного проведения физкультминуток – положительный эмоциональный фон. Выполнение упражнений со скучающим видом, нехотя, как бы делая одолжение учителю, желаемого результата не даст, скорее, наоборот. Физкультминутка – обязательный элемент здоровьесберегающей технологии.
В этом плане также большое значение имеет игра, так как она является величайшей школой социального опыта. Та познавательная информация, которую учащиеся получают благодаря игровым приемам и методам, расширяет их кругозор и возбуждает интерес к познанию вообще и к учебной деятельности. Подвижная игра – незаменимое средство пополнения ребенком знаний и представлений об окружающем мире. На уроках, в зависимости от темы, необходимо использовать разнообразные игры. Через игру ребенок познает мир, учится анализировать, обобщать, сравнивать, использую нестандартные уроки: уроки-игры, уроки-соревнования, уроки-конкурсы, уроки-путешествия , дидактические игры. Также на уроках окружающего мира можно применять игровые технологии.
Применение игровых технологий на уроке в комплексе с другими приемами и методами организации учебных занятий укрепляет мотивацию на изучение предмета, помогает вызвать положительные эмоции, увидеть индивидуальность детей.
Большую роль играет оформление урока, т.е. наглядность, используемая на уроке, которая способствует конкретизации изучаемого материала, повышает интерес учащихся, является эффективным источником знаний, так как у младших школьников преобладает наглядно-образное мышление.
В качестве наглядности необходимо активно использовать компьютерные технологии,
которые в этом плане не заменимы. Использование компьютера на уроке окружающего мира повышает интенсивность обучения, усиливает индивидуализацию учебного процесса. Наглядность, возможность изменять темп и формы изучения материала, его образно-художественное представление – все это делает компьютер прекрасным помощником учителя в деле снижения утомляемости учащихся. Время стремительно летит вперед, технический прогресс не стоит на месте, школьный учитель не может остаться в стороне. И если есть интересные достижения в области информационных технологий, доступных школе, надо пробовать, применять, совершенствоваться. Компьютер не заменит человеческого общения, зато ему по силам сделать урок ярче. На смену магнитам и кнопкам, иллюстрациям на картоне, мелу на доске приходит изображение на экране – медиапрезентации, которые студенты – практиканты с удовольствием используют на своих пробных уроках.
У презентации много достоинств («плюсов»):
- качество иллюстрирования
- оформление урока
- продуманность урока
- четкая организация
- смена кадра – включение непроизвольного внимания
- повышение интереса уч-ся.
Презентация – последовательная проекция слайдов на экран. Порядок слайдов предусмотрен логикой построения урока, необходимостью его иллюстрирования. По содержанию презентации условно можно разделить на три группы:
1. иллюстрирование;
2. организация;
3. самостоятельная творческая работа.
Первая группа презентаций используется чаще всего – это презентации, иллюстрирующие рассказ учителя. Именно они призваны снять магниты и кнопки с доски, позволить подобрать необходимые картины, фотографии или схемы в доступном формате. Уроки окружающего мира не могут обойтись без наглядного материала, а возможности иллюстрирования с помощью компьютера и медиапроектора весьма высоки. Правда, необходимо помнить, что всякое пассивное созерцаниe прекрасного школьником не будет эффективным именно потому, что сам ученик пассивен. Для того, чтобы повысить результативность иллюстрирующей презентации, необходимо давать предварительную установку на восприятие с организующим деятельность заданием: заполнить таблицу, составить схему, систематизировать материал, узнать новое и т. д.
Особой группой стоят презентации, являющиеся результатом самостоятельной творческой деятельности учащихся. Это мини-проекты учащихся, сопровождающие устный ответ, созданные к конкретному уроку по данной ранее теме. Они могут представлять собой тот же иллюстративный вариант, но инициатива и логика в руках ученика. Это прекрасное средство, обучающее ребенка планировать выступление, развивающее умение публично говорить.
Самой ценной, на мой взгляд, является презентация-организация. В такую презентацию выстраивается сама система конкретного урока или система изучения целой темы от целеполагания до рефлексии. Здесь возможны и четкая фиксация поставленных промежуточных учебных задач, и результаты их решения, подача материала для анализа и закрепления, и иллюстрирование, и проведение контроля. Использование компьютера на уроках окружающего мира дает возможность учителю качественно повысить уровень преподавания, а каждому учащемуся – участвовать в процессе образования, индивидуализировать свой процесс обучения.
Внедрение в обучение здоровьесберегающей технологии ведет к снижению показателей заболеваемости детей, улучшение психологического климата в детских и педагогических коллективах, активно приобщает родителей школьников к работе по укреплению их здоровья. Учителям, освоившим эту технологию, становится и легче и интереснее работать, поскольку исчезает проблема учебной дисциплины и происходит раскрепощение учителя, открывается простор для его педагогического творчества.
Внедрение в учебный процесс здоровьесберегающих технологий позволит добиться положительных изменений в состоянии здоровья учащихся. Правильная организация обучения даёт возможность предотвратить перегрузки и усталость у школьников, а также помогает детям осознать важность сохранения здоровья.
Еще великим гуманист и педагог Ж.-Ж. Руссо сказал: «Чтобы сделать ребёнка умным и рассудительным, сделайте его крепким и здоровым».
Литература
1.Амосов М.В., Смирнов Н.К. « Здоровьесберегающие образовательные технологии в работе учителя и школы». - М.: АРКТИ, 2003.
2.Антропова М.В. Режим дня, работоспособность и состояние здоровья школьников. – М., 1983.
3.Клепинина З.А., Г.Н. Аквилева. Методика преподавания предмета «Окружающий мир»:учебник для студ. учреждений высш. образования.- 3-е изд., испр.-М.: Издательский центр «Академия», 2015.- 336.
4.Ковалько В.И. «Здоровьесберегающие технологии 1-4 классы»// Педагогика. Психология. Управление. – М.: «ВАКО»,2011.
5.Ковалько В.И. «Здоровьесберегающие технологии: школьник и компьютер»// Педагогика. Психология. Управление. – М.: «ВАКО»,2010.
6.Кульневич С.В. Нетрадиционные уроки в начальной школе: Практическое пособие для учителей начальных классов, студентов пед, учеб, заведений.- Ростов – на Дону: ТЦ «Учитель», 2002.- 159с.
7.В.С. Полат, М.Ю. Бухаркина, М.В. Моисеева, А.Е. Петров. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: учеб. пособие для студ. пед. вузов, системы повышения квалификации пед. кадров.- М.: Издательский центр «Академия», 2000.- 272с. .
8.Сергеева В.П., Э.К. Никитина, Т.Н. Щербакова и др. Теоретические основы организации обучения в начальных классах. Педагогические технологии: учеб. пособие для студ. учреждений среднего проф. Образования.- 3-е изд.стер. –М.: Издательский центр «Академия, 2014.- 320с.»
Киселева Л. И. – преподаватель МДК 01.05. Естествознания с методикой преподавания высшей квалификационной категории ГБПОУ «Трубчевский профессионально-педагогический колледж».
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.