Концепция модернизации российского образования выдвигает новые требования к системе школьного образования. Повышение качества образования должно осуществляться не за счет дополнительной нагрузки на учащихся, а через совершенствование форм и методов обучения, отбора содержания образования, через внедрение современных образовательных технологий. Использование современных педагогических технологий даёт возможность решать воспитательные задачи и формировать у ребёнка готовность к самостоятельному познанию окружающего мира.
Применение технологии дифференцированного обучения позволяет строить коррекционно-воспитательную работу с учётом индивидуальных особенностей обучающихся.
Дифференцированный подход к коррекционно-логопедическому воздействию создает условия для максимального развития детей с разным уровнем способностей, обеспечивает индивидуализацию учебного процесса.
Применение дифференцированного подхода к обучению на
логопедических занятиях.
Концепция модернизации российского образования выдвигает новые
требования к системе школьного образования. Повышение качества
образования должно осуществляться не за счет дополнительной нагрузки на
учащихся, а через совершенствование форм и методов обучения, отбора
содержания образования, через внедрение современных образовательных
технологий. Использование современных педагогических технологий даёт
возможность решать воспитательные задачи и формировать у ребёнка
готовность к самостоятельному познанию окружающего мира.
Применение технологии дифференцированного обучения позволяет
строить коррекционновоспитательную работу с учётом индивидуальных
особенностей обучающихся.
Дифференцированный подход к коррекционнологопедическому
воздействию создает условия для максимального развития детей с разным
уровнем способностей, обеспечивает индивидуализацию учебного процесса.
При осуществлении дифференцированного подхода на
логопедических занятиях следует учитывать следующее.
Каждое занятие строится как продолжение предыдущего. Новое
содержание связывается с ранее изученным.
Многократно повторять и закреплять новый материал.
Оптимальными являются репродуктивные методы работы,
позволяющие систематизировать, повторить по шаблону
1.
2.
3.
4.
5.
7.
Следует изучать материал маленькими дозами, каждую закрепляя.
Строить работу от простого к сложному, выбирать главное.
Оказывать индивидуальную помощь только при необходимости и
дозировано.
6.
Помощь необходимо оказывать с целью стимулирования,
направления, обучения.
Стимулировать познавательную активность игровыми,
наглядными, творческими методам
Приемы дифференциации, которые используются на логопедических
занятиях.
Дифференциация учебных заданий по уровню сложности.
усложнения заданий для наиболее подготовленных обучающихся:
увеличение объема изучаемого материала (увеличение количества
пунктов задания);
выполнение операции сравнения в дополнение к основному заданию.
Дифференциация заданий по степени самостоятельности обучающихся.
При таком способе дифференциации не предполагается различий в
учебных заданиях для различных групп обучающихся. Все выполняют одинаковые
упражнения, но одни это делают под руководством учителя, а другие –
1самостоятельно. Таким образом, степень самостоятельности обучающихся
различна
Дети знакомятся с заданием, объясняют его, выясняют правила оформления.
После этого обучающиеся 1го варианта выполняют задание самостоятельно,
обучающиеся 2го варианта – после проговаривания 2 – 3 примеров из
упражнения, а обучающиеся 3го варианта – записывают упражнение после
проговаривания и объяснения каждого примера с выполнением у доски
(например, вставить пропущенные буквы, объяснить свой выбор).
После этого этап проверки проводится фронтально
Дифференциация заданий по уровню творчества .
Такой способ предполагает различия в характере познавательной
деятельности обучающихся, которая может быть репродуктивной или
продуктивной (творческой).
К репродуктивным заданиям относятся, например, ответ на вопросы хорошо
изученных тем. От обучающихся требуется при этом воспроизведение знаний и их
применение в привычной ситуации, работа по образцу, выполнение
тренировочных упражнений.
К продуктивным заданиям относятся упражнения, предполагающие
творческие задания.
Ученикам приходится применять знания, полученные на уроках, в новой,
нестандартной ситуации, осуществлять более сложные мыслительные действия,
создавать новый продукт. В процессе работы над продуктивными заданиями
школьники приобретают опыт творческой деятельности
Творческие задания.
Дифференциация коррекционнологопедического воздействия
Объяснение смысла пословицы или поговорки;
составление текста на заданную тему;
составление устных и письменных высказываний;
составление предложений по предложенной схеме;
объяснение смысла того или иного высказывания;
игрыдрамматизации.
осуществляется с учётом клинической характеристики, индивидуально
психологических особенностей ребёнка, особенностей его психической
деятельность, работоспособности, уровня недоразвития и механизмов нарушения
речи.
В процессе коррекционной работы логопеду необходимо уметь организовать
умственную и речевую деятельность детей, вызвать положительную мотивацию,
максимально активизировать познавательную деятельность, использовать
эффективные приёмы и методы, осуществлять помощь детям в зоне их
ближайшего развития.
Литература:
21.
2.
3.
«Дети с задержкой психического развития: особенности речи, письма,
чтения», Ю.А.Костенкова, Р.Д.Тригер, С.Г.Шевченко. «Школьная
пресса»2004г.
«Коррекционноразвивающее обучение» С. Г. Шевченко «Владос»
2001г.
«Общепедагогические методы и технологии в коррекционном
образовании» Н. П. Попова Новгородский региональный центр развития
образования. 2007г.
3