Цели и задачи урока:
• Образовательные: выяснить условия, которые привели к возникновению средневековых городов; сформировать представление у учащихся о средневековом городе как центре ремесла и торговли; охарактеризовать управление в средневековом городе, жизнь и быт горожан.
• Развивающие: научить самостоятельно добывать знания; отбирать и систематизировать материал; выделять главное в тексте; составлять схемы; сообщать конкретную информацию; развивать логическое мышление, навыки самостоятельной и групповой работы; устанавливать причинно-следственные связи.
• Воспитательные: воспитывать интерес к истории; уважение к труду и людям труда; чувство взаимного уважения, сотрудничества и толерантности.
Формы работы учащихся: индивидуально-групповая (ответы на вопросы; работа с историческими источниками, историческими понятиями; участие в ролевой игре по теме урока; выполнение тестовых заданий).
Цели и задачи урока:
Применение ЭОР на уроках истории
Образовательные: выяснить условия, которые привели к возникновению
средневековых городов; сформировать представление у учащихся о средневековом
городе как центре ремесла и торговли; охарактеризовать управление в
средневековом городе, жизнь и быт горожан.
Развивающие: научить самостоятельно добывать знания; отбирать и
систематизировать материал; выделять главное в тексте; составлять схемы;
сообщать конкретную информацию; развивать логическое мышление, навыки
самостоятельной и групповой работы; устанавливать причинноследственные связи.
Воспитательные: воспитывать интерес к истории; уважение к труду и людям труда;
чувство взаимного уважения, сотрудничества и толерантности.
Формы работы учащихся: индивидуальногрупповая (ответы на вопросы; работа с
историческими источниками, историческими понятиями; участие в ролевой игре по теме
урока; выполнение тестовых заданий).
Техническое оборудование: ПК с сетевым подключением к головному компьютеру;
доступ в Интернет; интерактивная доска.
План урока:
1. Организационная часть.
2. Актуализация и мотивация учебной деятельности (введение в тему урока).
3. Изучение нового материала.
4. Первичное закрепление знаний.
5. Закрепление материала и мониторинг полученных знаний.
6. Подведение итогов работы и оценка деятельности учащихся (рефлексия
достижения целей).
7. Домашнее задание (инструктаж по выполнению).
Этапы урока Деятельность
Деятельность ученика
Ход урока
1.
Организаци
онная часть.
учителя
(с указанием
действий с ЭОР)
учащих
Приветствует
ся. Знакомит
учащихся с планом,
ходом урока, его
целями и задачами
(демонстрируетцели
урока – шаг 1).
учителя. Знакомятся с планом
Приветствуют
урока. Фиксируют тему урока в тетради.
(2 мин.)сословия и категории населения
Перечисляют
феодального общества (духовенство, рыцарство,
крестьянство). Знакомятся со средневековым
рисунком горожан и фотографией
средневекового города.
(2 мин.)
и отвечают на
Работают с текстом источника
вопросы (укрепленное поселение; центр ремесла и
торговли, религии и культуры; сообщество
граждан, определяющее права и законы
городской жизни).
(4 мин.)
2.
Актуализаци
я и
мотивация
учебной
деятельност
и (введение
в тему
урока).
3. Изучение
нового
материала.
Учитель: на
предыдущих уроках
вы познакомились с
сословиями
феодального
общества.
Вопрос: перечислите
эти категории
населения?
Учитель: сегодня мы
познакомимся
с горожанами –
людьми, которые
жили в городах
(демонстрирует
евековый рисунок
горожан;
фотографию
средневекового
города).
средн
Вопрос: давайте
разберемся, что же
такое – город и
каковы его признаки?
Предлагает учащимся
из рассказа учителя и
работы с текстом
ответить на вопросы
(демонстрирует
часть
презентации – что
такое город и его
признаки – шаг 2).(успехи
Самостоятельная работаучащихся: заполняют в
тетрадях схему обусловиях роста городов
в хозяйстве; поборы ремесленников феодалами;
уход ремесленника из деревни; отделение
ремесла от сельского хозяйства) и
местах ихвозникновения (древние поселения;
феодальные вотчины; у стен монастырей и
замков; пересечение торговых дорог; у берегов
рек и морских гаваней).
(4 мин.)
уч
Вопрос: что же
способствовало росту
городов? Предлагает
ащимся по ходу
объяснения учителя,
работы с учебником и
электронными
ресурсами составить и
заполнить схему об
условиях роста городов
и местах их
возникновения
(демонстрирует
презентации
возникновение города в
средние века – шаг 3).
часть
Чтение статьи в презентации о борьбе городов с
сеньорами. Знакомство и фиксациятермина
коммуна в тетрадях.
(4 мин.)
средневековым городом ификсаци
Изучение материала
по управлению
я новых терминов: бюргер, городской совет,
ратуша, бургомистр, мэр в тетрадях.
(4 мин.)
Подводит итогсамостоя
тельной работы
учащихся со схемой.
Знакомит учащихся с
понятием коммуна.
Рассказывает о борьбе
городов с сеньорами
(демонстрируетчасть
презентации
возникновение города в
средние века: борьба
городов с сеньорами –
шаг 3; словарную
статью о коммунах).
Учитель:рассмотрим
положение и
управление городским
обществом.
Знакомит учащихся с го
родским
управлением и понятиям
и: бюргер, городской
совет, ратуша,
бургомистр, мэр
(демонстрируетфрагме
нт презентации
городское общество –
шаг 4; словарные статьи
новых терминов).
Учитель: город был
Знакомятся сособенностямиразвитиясредневекового ремесла, изображением
печатной мастерской. Фиксируютновые термины:
мастер, подмастерье, ученик, цех, старшина в
тетрадях.
(4 мин.)
Групповая работа учащихся: работа с источником
и фиксация новых понятий: купцы, гильдии,
ярмарки, менялы, банкиры.
(10 мин.)
особеннос
центром ремесла и
торговли, поэтому
основу городской
жизни составляло
ремесленное
производство.
Объясняет
ти развития
средневекового
ремесла. Знакомит с
новыми терминами:
мастер, подмастерье,
ученик, цех,
старшина.
(демонстрируетфраг
мент презентации
ремесло – шаг 5;
словарные статьи
новых терминов;
изображение рисунка
печатной
мастерской).
Учитель: торговля
также играла
немаловажную роль в
жизни
города. Делит класс н
агруппы.
Вопрос: работая с
текстом, покажите
специфику
средневековой
торговли (подводя
итог групповой
работы
учащихся, демонстрир
уетфрагмент
презентации
торговля – шаг 6
и словарные статьи о
купцах и гильдиях,
миниатюру
“Генуэзские
банкиры”).
4.
Первичное
закрепление
Организует ролевую
игру учащихся по
теме: “Я и
Участие в ролевой игре:представляют себя
жителями и рассказывают о своих функциях в
средневековом городе.знаний.
6.
Закрепление
материала и
мониторинг
полученных
знаний.
7.
Подведение
итогов
работы и
оценка
деятельност
и учащихся
(рефлексия
достижения
целей).
8. Домашнее
задание
(инструктаж)
.
средневековый город:
какую роль вы себе
отвели, если бы были
жителем
средневекового
города?” (подводя
итоги ролевой
игры, демонстрирует
часть презентации
жизнь и быт
средневековых
горожан – шаг 7).
часть
Озвучиваетосновные
понятия, изученные
на уроке
(демонстрирует
презентации
основные понятия –
шаг 8).
Организует
самостоятельную
работу учащихся:
инструктирует по
процедуре
выполнения
интерактивных
тестовых заданий
(демонстрируеттесто
вые задания).
Подводит итог
урокасовместно с
учениками.
Комментирование и
выставление оценок
за работу на уроке.
учащих
Информирует
ся о домашнем
задании. Комментиру
ет и проводит
инструктажпо его
выполнению.
(5 мин.)
Проверяют основные понятия в
тетрадях.Самостоятельная
работаучащихся: работа с интерактивными
тестовыми заданиями.
(2 мин.)
Подводят итог урока совместно
Анализируют свою работу на уроке.
(2 мин.)
с учителем.
домашнее задание в дневниках.
Фиксируют
Задают вопросы.
(2 мин.)