Применение ИКТ в образовательном процессе
Оценка 4.7

Применение ИКТ в образовательном процессе

Оценка 4.7
Семинары
doc
администрации
Взрослым
20.01.2017
Применение ИКТ в образовательном процессе
Практически ни одно методическое мероприятие в школе не обходится без применения информационно-коммуникационных технологий. Благодаря подключению к Интернету, мы имеем возможность быстрее находить информацию, использовать материалы различных образовательных учреждений страны, находить новые адреса проведения конкурсов, олимпиад и привлекать учащихся к участию в них.
применение ИКТ в образовательном процессе.doc
Мехонцева М. Г., заместитель директора по УВР ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ И  КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ ШКОЛЫ Использование   ИКТ   и   технологий   мультимедиа   в   образовании   способно   радикально изменить существующую систему обучения. Организация учебного процесса становится более новационной   в   том   смысле,   что   широко   применяются   аналитические,   практические   и экспериментальные   принципы   обучения,   которые   позволяют   ориентировать   весь   процесс обучения каждого отдельного обучающегося.  Ввод   ИКТ   в   образование   должен   сопровождаться   обсуждением,   в   процессе   которого педагоги получают возможность  ознакомиться с  новыми технологиями и оценить  достоинства ИКТ.   При   этом   особенно  важно   не   допустить   смещения   внимания   с   содержания   и   смысла образования   к   способу   передачи   материала.   Мы   с   огромной   скоростью   движемся   к   миру,   в котором умение учиться, обобщать, анализировать и переносить знания из одной предметной области в другую станут залогом того, что человек обретет профессиональный успех.  1. Управленческая деятельность Реализация   новой   модели  образования,   основанной   на  использовании  ИКТ,  предъявляет новые требования к преподавателям и всем участникам образовательного процесса.  Прежде всего, процесс модернизации образования может идти эффективно только тогда, когда администрация школы имеет видение развития системы образования, в котором важную роль занимает информатизация в ее полноценной форме.  Новые   требования   предъявляются   к   организации   этой   работы.   С   этой   целью   в   школе разработаны должностные обязанности заместителя директора по информатизации. Администрация школы всегда уделяла большое внимание материально­технической базе, ежегодно совершенствуя и обновляя ее, привлекая средства разных источников финансирования. Это   позволило,   прежде   всего,   создать   достаточно   развитую   структуру   информационного пространства,   сформировать   целостную   систему   обучения   учащихся   информатике   и информационным технологиям. На   сегодняшний   день   в   нашей   школе   в   эксплуатации   находятся     30   компьютеров,   5 ноутбуков.   Техническая   инфраструктура   информационной   среды   школы   функционирует   на основе локальной вычислительной сети с выделенным сервером, обеспечивая решение учебных, управленческих   и   других   информационных   задач.   Школа   подключена   к   сети   Интернет   по выделенной линии. Доступ в Интернет для всех работников и обучающихся осуществляется с любого компьютера. Осуществлен беспроводной интернет. В процессе развития информационной образовательной среды созданы и используются: ­ 2 компьютерных класса, оснащенные 21 рабочей станцией; ­   рабочие   места   директора,   заместителей   директора,   секретаря,   психолога,   педагогов   – организаторов, оснащенные 9 рабочими станциями; ­ читальный зал библиотеки, оснащенный компьютером  и принтером; ­   информационно­демонстрационные   комплексы   в   кабинетах   начальных   классов, литературы,   географии,   химии,   ОБЖ,   физики,   истории,   в   состав   которых   входит телевизор, видеомагнитофон, DVD­плееры, компьютеры; ­   информационно­демонстрационный   комплекс,   оснащенный   ноутбуком   и   современной техникой в актовом зале и т. д. Всего в школе имеется: ­ компьютеров – 34 ­ телевизоров – 13 ­ видеомагнитофонов – 3 ­ DVD – плееров – 14 ­ магнитофонов – 13 ­ принтеров – 3 ­ многофункциональных устройств – 4 ­ сканеров – 2  ­ ноутбуков – 8 ­ мультимедиапроекторов – 6 ­ интерактивная доска – 1 ­ графический проектор – 1 ­ цифровой фотоаппарат – 1 ­ видеокамера – 1   Имеется доступ в Интернет с 27 компьютеров, в административных целях используются 19 компьютеров. Все заместители директора школы владеют навыками работы на компьютере, применяют созданные   самими   презентации   на   педагогических   советах,   общешкольных   внеклассных   и воспитательных мероприятиях, конференциях, семинарах.  Заместителями директора используются: ­ программа ХроноГраф 3.3 Мастер для составления расписания; ­ электронные программы для составления отчетности по школе; ­ создан банк данных одаренных детей; ­ электронная книга приказов; ­ база данных на учителей и обучающихся; ­ банк компьютерных презентаций учителей; ­ банки интегрированных уроков с электронными приложениями; ­   материалы   проведения   предметных   декад   с   представленным   опытом   в   брошюрном варианте; уровнях; ­ проводятся олимпиады УрФО на компьютере; ­   собран   весь   материал   по   проведению   педагогических   советов   и   семинаров   на   разных ­ начат банк данных электронных портфолио учителей. Практически   ни   одно   методическое   мероприятие   не   обходится   без   применения информационно­коммуникационных   технологий.   Благодаря   подключению   к   Интернету,   мы имеем   возможность   быстрее   находить   информацию,   использовать   материалы   различных образовательных учреждений страны, находить новые адреса проведения конкурсов, олимпиад и привлекать учащихся к участию в них. Мы используем ИКТ не только в стенах школы, но и участвуем в разнообразных мероприятиях города и области.    2. Работа с кадрами Процесс   информатизации   невозможен   без   методической   поддержки,   повышения квалификации, переподготовки и подготовки кадров. Особая важность методической поддержки и повышения квалификации педагогов всех специальностей связана с комплексным характером информатизации, включенной во весь процесс модернизации образования.  Важнейшей чертой повышения квалификации и переподготовки в этой области является упор   на   практический,   проектный   характер   учебного   процесса   для   учителей,   которые фактически   повторяют   путь   учащегося,   ведут   анализ   и   делают   теоретические   обобщения   на материале собственной практики.  Всего несколько лет назад, обсуждая проблемы информатизации школы, мы говорили о недостаточном количестве компьютеров. За последнее время число современных компьютеров в школе   значительно   увеличилось.   Однако   информатизацию   школы   характеризуют   не   столько установленные   компьютеры   и  уроки   информатики,   сколько   эффективность   их   применения   в учебном процессе в целом. Стало необходимым увеличить время использования компьютеров в обучении различным предметам на уроках и во внеурочное время. Перед нами встала задача научить учителей школы пользоваться компьютером, а также использовать информационные технологии при проведении уроков и внеклассных мероприятий. На   начальном   этапе   нами   был   определен   уровень   владения   средствами   информационных технологий учителями школы, который оказался достаточно низким. С целью обучения учителей в   2003   году   мы   организовали   курсы   по   информатике,   которые   были   обязаны   посещать   все учителя.   В   конце   учебного   года   провели   экзамен   по   овладению   умением   пользоваться компьютером   и   выдали   всем   прошедшим   испытание   сертификаты.   Следующим   шагом   стала организация постоянно действующих консультаций учителей информатики. Такие консультации проходят 2 – 3 раза в неделю в течение последних лет. Приобретение компьютерных дисков, электронных учебников, программ, проведение ежегодных декад по применению ТСО и ИКТ в процессе работы позволило активизировать работу учителей в этом направлении.  К 2007 году все учителя школы прошли курсы по информатизации. В 2009 году 12 учителей школы прошли подготовку в ИПКиПРО по новому основному очному курсу программы INTEL «Обучение для будущего» «Проектная деятельность в информационной образовательной среде 21 века». По диаграмме можно проследить повышение количества уроков с использованием ТСО и ИКТ за прошедшие три года Мы смогли систематизировать работу по применению ТСО и ИКТ благодаря введению в план внутришкольного контроля соответствующих декад, которые проводим в декабре и апреле. Из   диаграммы   видно,   что   с   годами   снижается   использование   кинофильмов,   увеличивается применение CD и DVD дисков, электронных учебников, видеофильмов. Кроме того, учителями иностранных языков постоянно применяются аудиозаписи. В ходе работы мы выявили побудительные мотивы для применения ИКТ учителями: ­ широкое распространение информационных технологий в обществе и во многих видах профессиональной деятельности; ­ желание учащихся использовать компьютер для решения различных задач, в том числе и учебных; ­   желание   родителей,   чтобы   у   детей   были   развиты   устойчивые   навыки   владения компьютером; ­ стремление  учителей иметь современный уровень осведомленности в области ИТ; ­ осознание учителями необходимости использовать современные источники информации, в том   числе   и   Интернет,   для   повышения   уровня   современности   содержания   своего предмета. Немаловажное   значение   по   отработке   навыков   работы   на   компьютере,   применению электронных   учебников   имеет   наличие   у   учителей   домашних   компьютеров.   В   школе   88   % учителей имеют дома компьютер. 3. Методическая, научно­исследовательская работа Говоря   об   информационных   составляющих   научно­исследовательской   деятельности учителей, нельзя не остановиться на регулярных докладах, рефератах и отчетах, составляемых ими,   контроле   и   систематизации   результатов   их   научной   и   методической   деятельности.   При выполнении подобных проектов происходит активный процесс закрепления научных достижений, систематизируются   знания,   полученные   в   ходе   изучения   научной   литературы   и   справочных пособий,   делаются   выводы   о   необходимости   корректировки   направлений   профессиональной деятельности, направленной на обучение и воспитание школьников. Электронная   почта,   научные   теле­   и   видеоконференции,   тематические   чаты,   научные форумы, новостные ленты и доски объявлений должны стать неотъемлемыми  инструментами научно­исследовательской деятельности педагогов. Использование средств ИКТ в рамках информатизации научно­исследовательской и научно­ методической деятельности учителей позволяет:       развить систему электронных публикаций и электронных периодических изданий научного профиля по тематике научных работ педагогов; у нас постоянно выпускаются две газеты «ШИК»   и   «На   старт»,   за   последние   три   года   выпущены   16   брошюр   учителями   и администрацией,   создан   школьный   сайт,   в   портале   Курганской   области   помещены модульные анкеты учителей школы; создать виртуальные выставки научных достижений, провести семинары и конференции по отдельным   отраслям   знаний;   каждый   семинар   и   конференция   проводятся   с использованием ИКТ; организовать научные и методические конференции с использованием средств передачи аудио­ и видеоинформации в рамках ресурсов и сервисов сети Интернет;  обеспечить   всех   участников   научных   и   методических   исследований   средствами оперативного научного общения как между собой, так и с коллегами из других учебных заведений и организаций;  создать   условия,   обеспечивающие   участникам   научных   и   методических   исследований доступ   к   оборудованию,   необходимому   для   осуществления   исследовательской деятельности; обучение   работы   на   компьютерах   способствовало   повышению   качества   ведения документации, улучшению материалов по обобщению своего опыта.  Важно понимать, что современный учитель сможет знакомить школьников с новейшими средствами   ИКТ   только   тогда,   когда   изучение,   обработка   и   анализ   информации   является постоянной и неотъемлемой частью научной и методической деятельности педагога. Учителя   и   учащиеся   школы   являются   активными   участниками   практических   всех городских мероприятий и наше участие всегда сопровождается применением ИКТ.  4. Учебная деятельность С каждым годом труд учителя становится все сложнее. Изменяется содержание учебных дисциплин,   появляются   новые   средства   и   методы   обучения.   Во   многих   случаях   повышение сложности труда учителя связано с все возрастающим потоком информации, которую должен учитывать учитель в своей работе.  Использование   средств   ИКТ   во   многих   случаях   приводит   к   автоматизации   такой деятельности   и   сокращению   нагрузки,   лежащей   на   учителе.   Как   следствие,   подобное использование   средств   информатизации   в   расчете,   планировании   и   администрировании педагогической  деятельности положительно отражается на эффективности системы обучения школьников.  Покажем   где   и   как,   на   наш   взгляд,   целесообразно   использовать   информационные технологии   в   обучении,   учитывая,   что   современные   компьютеры   позволяют   интегрировать   в рамках одной программы тексты, графику, звук, анимацию, видеоклипы, высококачественные фотоизображения,   достаточно   большие   объемы   полноэкранного   видео,   качество   которого   не уступает телевизионному:  1)   при   изложении   нового   материала   —   визуализация   знаний   (демонстрационно   ­ энциклопедические программы; программа презентаций Power Point); 2) проведение виртуальных лабораторных работ с использованием обучающих программ типа "Физикон", "Живая геометрия";   3)   закрепление   изложенного   материала   (тренинг   —   разнообразные   обучающие   программы, лабораторные работы);  4) система контроля и проверки (тестирование с оцениванием, контролирующие программы);  5) самостоятельная работа учащихся (обучающие программы типа "Репетитор", энциклопедии, развивающие программы);  6) при возможности отказа от классно­урочной системы: проведение интегрированных уроков по методу проектов, результатом которых будет создание Web­страниц, проведение конференций, использование современных Интернет­технологий;  7) тренировка конкретных способностей учащегося (внимание, память, мышление и т.д.).  Всеобщая   компьютеризация   образования   –   всего   лишь   вопрос   времени.   Ситуация действительно   меняется.   Поставки   современной   компьютерной   техники,   подключение   школ города к сети Интернет, появление в ОУ интерактивных досок   из области благих пожеланий постепенно превращаются в факт повседневной реальности.  К тому же рынок программного обеспечения   сегодня   представляет   огромное   количество   продуктов   образовательного назначения: электронных учебников, энциклопедий по разным отраслям знания,     обучающих и тестирующих   программ.   Кроме   того,   информатизация   имеет,   кроме   технического   и «человеческий» аспект, и учителя начали учиться. Как результат – в школе ежегодно работает все больше учителей­предметников, получивших дополнительную профессиональную подготовку в области ИКТ. Что же изменилось  в жизни школы с расширением использования ИКТ в образовательном процессе? Прежде   всего,   надо   отметить,   что   доклады,   рефераты,   творческие   работы   все   чаще выполняются на компьютере с использованием ресурсов Интернета, причем учащиеся относятся к таким заданиям не формально, а творчески. Выступления учащихся на традиционных научно­ практических   конференциях,   днях   науки,   внеклассных   мероприятиях   сопровождаются компьютерными   презентациями.   Опросы   и   наблюдения   показывают,   что   существует   прямая зависимость между степенью распространения активных методов обучения (метода проектов, работы в малых группах, самостоятельной работы) и степенью информатизации школы. На уроках информатики учащиеся участвуют в разработке проектов и публичной их защите. Ученики   уже   на   раннем   этапе   учатся   поиску,   структурированию   информации,   используя средства   Интернета.   Все   это   способствует   их   подготовке   к   самореализации,   активному включению в процесс познания.  Многие   учителя   используют   ИКТ   для   подготовки   к   урокам,   поиску     необходимых материалов, привлекают их для проведения открытых уроков, семинаров, педсоветов.  Однако процесс внедрения электронных средств обучения во многом зависит от энтузиазма учителя. Применение ИКТ требует изменения методики преподавания предмета, и это стало не личным делом учителя, а частью образовательной программы школы.  Еще одним способом применения средств ИКТ, реализуемым в школе, является контроль знаний.  Использование средств ИКТ в этих случаях изменяет саму суть системы оценки, поскольку знание материала автоматизировано оценивается обязательно по всем учебным элементам, что в конечном   итоге   гарантирует   успешное   усвоение   заявленной   образовательной   программы.   С прошлого   года   мы   внедрили   в   практику   работы   обязательное   тестирование   на   компьютере обучающихся старших классов, приняли участие в выполнении диагностических тестирований, проводимых Московским институтом открытого образования, проводим интегрированные уроки математики и информатики с проведением компьютерной проверки знаний. 5. Внеурочная деятельность Основными   целями   информатизации   внеучебной   и   внеурочной   деятельности   школьников являются: вовлечение школы в построение единого информационного пространства;    формирование   у   школьников   мировоззрения   открытого   информационного   общества, подготовка членов информационного общества;   формирование   отношения   к   компьютеру   как   к   инструменту   для   общения,   обучения,  самовыражения, творчества;  развитие творческого, самостоятельного мышления школьников, формирование умений и навыков самостоятельного поиска, анализа и оценки информации, овладение навыками использования информационных технологий;  развитие познавательной и творческой активности учащихся;    формирование   устойчивого   познавательного   интереса   школьников   к   интеллектуально­     творческой деятельности;  развитие внимания, памяти, воображения, восприятия, мышления, сообразительности;  повышение воспитательного воздействия всех форм внеурочной деятельности;  организация   эффективного   информационного   взаимодействия   учителей,   школьников   и родителей;  развитие   информационных   ресурсов   школы   (ведение   сайта,   газет,   стендов,   летописи, медиатеки и т.п.);  внедрение средств ИКТ в воспитательную работу;  осуществление индивидуализации и дифференциации в работе со школьниками;  развитие способности свободного культурного общения;  обучение методам конструктивного взаимодействия и взаимопонимания;  всестороннее развитие личности ребенка;  организации содержательно досуга обучающихся.       Для достижения целей информатизации внеучебной и внеурочной деятельности обучающихся мы организовали:         проведение и консультирование проектной деятельности, заседания ученического совета по проектированию общешкольных мероприятий;  доступ   к   средствам   ИКТ,   другим   ресурсам   и   оказание   помощи   в   их   применении школьникам и учителям (познавательная и развивающая деятельность учащихся);  внеурочную деятельность с применением средств ИКТ (кружки, предметные лаборатории, организация конкурсов и олимпиад, другие формы воспитательной работы и деятельности по социализации личности школьников и т.д.);  работу   школьного   пресс­центра   «Фарватер   успеха»   с   применением   средств   ИКТ (обновляемая школьная страница в сети Интернет, газеты, журналы, видео, оформление кабинетов, ежедневные радиопередачи);  досуг детей в школьном компьютерном классе (кружки информатики, "компьютер для младших школьников", компьютерные презентации, соревнования по виртуальным играм между школьниками и т. д.); проведение   школьного   интеллектуального   марафона   «Ваше   слово,   эрудиты!»,   конкурс «Ученик   года»,   сборы   детских   объединений,   традиционных   месячников   «Офицер   – профессия героическая» и военно­патриотической и спортивно­массовой работы; создание   собственных   фильмов   на   различные   темы:   «Турслет   старшеклассников», «Методическая работа школы», «Декада математики» и другие; проведение   каждую   четверть   общешкольных   линеек   по   итогам   успеваемости, интеллектуальных конкурсов «Умницы и умники» и т. д. 6. Информационные технологии в работе с родителями С   каждым   годом   все   большее   количество   людей   получает   доступ   к   компьютерным телекоммуникациям,   сети   Интернет,   различным   средствам   ИКТ.   Это   связано   с   массовым распространением компьютеров и программного обеспечения, увеличением числа компьютеров, эксплуатируемых в домашних условиях, расширением областей профессиональной деятельности человека,   в   рамках   которых   используются   информационные   и   телекоммуникационные технологии.  Если раньше человек не имел полноценного доступа к компьютерной технике и ресурсам сети Интернет, то с годами он получает такой доступ при выполнении своих профессиональных обязанностей, либо приобретая компьютер и программное обеспечение, для работы дома. Этот факт   можно   рассматривать   и   как   увеличение   числа   родителей   школьников,   использующих информационные и коммуникационные технологии. Очевидно, что, например, число школьников, один или оба родителей которых имеют доступ к информационным ресурсам и сервисам сети Интернет,           В то же время информационные и, особенно, телекоммуникационные технологии  повысили эффективность взаимодействия педагогического коллектива школы и родителей при обучении и воспитании учащихся.  геометрической прогрессии. растет       в   Наличие   у   школы   собственного   сайта   в   сети   Интернет   предоставляет   родителям возможность   оперативного   получения   информации   о   жизни   школы,   класса,   параллели   о проводимых учебных и внеучебных мероприятиях. Кроме   этого   сайт   школы   стал   для   родителей   источником   информации   учебного, методического   или   воспитательного   характера.   Со   страниц   сайта   родители   получают информацию   о   методах   сбережения   здоровья   детей,   их   безопасности,   правилах   поведения ребенка в семье и в обществе, полезные советы по обучению и воспитанию школьников. При  проведении   собраний  родителей   в классах  и  по  параллелям  мы  также  практикуем использование ИКТ, что в значительной степени позволяет за короткий промежуток времени выдать большее количество информации, активизировать внимание родителей, наиболее полно и наглядно представить материал. Использование средств ИКТ в организации и планировании деятельности школы позволяет достичь многих преимуществ, в числе которых:  7. Заключение      для администрации школы:    повышение эффективности учебного процесса; оперативное   получение   и   обобщение   информации   об   учебном   процессе   для   принятия управленческих решений;  возможность   управления   с   оперативным   учетом   результатов   уже   осуществленной деятельности; принятие более эффективных управленческих решений; повышение объективности в оценке деятельности учителей и школьников;  создание системы школьного документооборота;  автоматизированное составление отчетности для управления образования;    мониторинг движения учащихся;    для учителей­предметников:      более эффективное управление познавательной деятельностью школьников;  возможность принятия обоснованных и целесообразных мер, нацеленных на повышение результативности образования; оперативный адресный доступ к организационной информации учебного заведения; возможность оперативной подготовки к выступлениям на педсоветах, днях науки, научно­ практических конференциях и т. д.;  проведение уроков с использованием ИКТ; организация контроля знаний с использованием обучающих и контролирующих программ;   для всех участников учебно­воспитательного процесса:  формирование   единой   среды   обмена   информацией   в   рамках   школы,   что   улучшает взаимопонимание   и   сотрудничество   между   всеми   участниками   образовательного процесса; экономия материальных и человеческих ресурсов;  высвобождение свободного времени; сокращение объемов рутинной работы.    

Применение ИКТ в образовательном процессе

Применение ИКТ в образовательном процессе

Применение ИКТ в образовательном процессе

Применение ИКТ в образовательном процессе

Применение ИКТ в образовательном процессе

Применение ИКТ в образовательном процессе

Применение ИКТ в образовательном процессе

Применение ИКТ в образовательном процессе

Применение ИКТ в образовательном процессе

Применение ИКТ в образовательном процессе

Применение ИКТ в образовательном процессе

Применение ИКТ в образовательном процессе

Применение ИКТ в образовательном процессе

Применение ИКТ в образовательном процессе

Применение ИКТ в образовательном процессе

Применение ИКТ в образовательном процессе
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
20.01.2017