Практически ни одно методическое мероприятие в школе не обходится без применения информационно-коммуникационных технологий. Благодаря подключению к Интернету, мы имеем возможность быстрее находить информацию, использовать материалы различных образовательных учреждений страны, находить новые адреса проведения конкурсов, олимпиад и привлекать учащихся к участию в них.
применение ИКТ в образовательном процессе.doc
Мехонцева М. Г., заместитель директора по УВР
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ И КОММУНИКАЦИОННЫХ
ТЕХНОЛОГИЙ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ ШКОЛЫ
Использование ИКТ и технологий мультимедиа в образовании способно радикально
изменить существующую систему обучения. Организация учебного процесса становится более
новационной в том смысле, что широко применяются аналитические, практические и
экспериментальные принципы обучения, которые позволяют ориентировать весь процесс
обучения каждого отдельного обучающегося.
Ввод ИКТ в образование должен сопровождаться обсуждением, в процессе которого
педагоги получают возможность ознакомиться с новыми технологиями и оценить достоинства
ИКТ. При этом особенно важно не допустить смещения внимания с содержания и смысла
образования к способу передачи материала. Мы с огромной скоростью движемся к миру, в
котором умение учиться, обобщать, анализировать и переносить знания из одной предметной
области в другую станут залогом того, что человек обретет профессиональный успех.
1. Управленческая деятельность
Реализация новой модели образования, основанной на использовании ИКТ, предъявляет
новые требования к преподавателям и всем участникам образовательного процесса.
Прежде всего, процесс модернизации образования может идти эффективно только тогда,
когда администрация школы имеет видение развития системы образования, в котором важную
роль занимает информатизация в ее полноценной форме.
Новые требования предъявляются к организации этой работы. С этой целью в школе
разработаны должностные обязанности заместителя директора по информатизации.
Администрация школы всегда уделяла большое внимание материальнотехнической базе,
ежегодно совершенствуя и обновляя ее, привлекая средства разных источников финансирования.
Это позволило, прежде всего, создать достаточно развитую структуру информационного
пространства, сформировать целостную систему обучения учащихся информатике и
информационным технологиям.
На сегодняшний день в нашей школе в эксплуатации находятся 30 компьютеров, 5
ноутбуков. Техническая инфраструктура информационной среды школы функционирует на
основе локальной вычислительной сети с выделенным сервером, обеспечивая решение учебных,
управленческих и других информационных задач. Школа подключена к сети Интернет по
выделенной линии. Доступ в Интернет для всех работников и обучающихся осуществляется с
любого компьютера. Осуществлен беспроводной интернет.
В процессе развития информационной образовательной среды созданы и используются:
2 компьютерных класса, оснащенные 21 рабочей станцией;
рабочие места директора, заместителей директора, секретаря, психолога, педагогов –
организаторов, оснащенные 9 рабочими станциями;
читальный зал библиотеки, оснащенный компьютером и принтером;
информационнодемонстрационные комплексы в кабинетах начальных классов,
литературы, географии, химии, ОБЖ, физики, истории, в состав которых входит
телевизор, видеомагнитофон, DVDплееры, компьютеры;
информационнодемонстрационный комплекс, оснащенный ноутбуком и современной
техникой в актовом зале и т. д.
Всего в школе имеется:
компьютеров – 34
телевизоров – 13
видеомагнитофонов – 3
DVD – плееров – 14 магнитофонов – 13
принтеров – 3
многофункциональных устройств – 4
сканеров – 2
ноутбуков – 8
мультимедиапроекторов – 6
интерактивная доска – 1
графический проектор – 1
цифровой фотоаппарат – 1
видеокамера – 1
Имеется доступ в Интернет с 27 компьютеров, в административных целях используются 19
компьютеров.
Все заместители директора школы владеют навыками работы на компьютере, применяют
созданные самими презентации на педагогических советах, общешкольных внеклассных и
воспитательных мероприятиях, конференциях, семинарах.
Заместителями директора используются:
программа ХроноГраф 3.3 Мастер для составления расписания;
электронные программы для составления отчетности по школе;
создан банк данных одаренных детей;
электронная книга приказов;
база данных на учителей и обучающихся;
банк компьютерных презентаций учителей;
банки интегрированных уроков с электронными приложениями;
материалы проведения предметных декад с представленным опытом в брошюрном
варианте;
уровнях;
проводятся олимпиады УрФО на компьютере;
собран весь материал по проведению педагогических советов и семинаров на разных
начат банк данных электронных портфолио учителей.
Практически ни одно методическое мероприятие не обходится без применения
информационнокоммуникационных технологий. Благодаря подключению к Интернету, мы
имеем возможность быстрее находить информацию, использовать материалы различных
образовательных учреждений страны, находить новые адреса проведения конкурсов, олимпиад и
привлекать учащихся к участию в них. Мы используем ИКТ не только в стенах школы, но и
участвуем в разнообразных мероприятиях города и области.
2. Работа с кадрами
Процесс информатизации невозможен без методической поддержки, повышения
квалификации, переподготовки и подготовки кадров. Особая важность методической поддержки
и повышения квалификации педагогов всех специальностей связана с комплексным характером
информатизации, включенной во весь процесс модернизации образования.
Важнейшей чертой повышения квалификации и переподготовки в этой области является
упор на практический, проектный характер учебного процесса для учителей, которые
фактически повторяют путь учащегося, ведут анализ и делают теоретические обобщения на
материале собственной практики.
Всего несколько лет назад, обсуждая проблемы информатизации школы, мы говорили о
недостаточном количестве компьютеров. За последнее время число современных компьютеров в
школе значительно увеличилось. Однако информатизацию школы характеризуют не столько
установленные компьютеры и уроки информатики, сколько эффективность их применения в
учебном процессе в целом. Стало необходимым увеличить время использования компьютеров в
обучении различным предметам на уроках и во внеурочное время. Перед нами встала задача научить учителей школы пользоваться компьютером, а также
использовать информационные технологии при проведении уроков и внеклассных мероприятий.
На начальном этапе нами был определен уровень владения средствами информационных
технологий учителями школы, который оказался достаточно низким. С целью обучения учителей
в 2003 году мы организовали курсы по информатике, которые были обязаны посещать все
учителя. В конце учебного года провели экзамен по овладению умением пользоваться
компьютером и выдали всем прошедшим испытание сертификаты. Следующим шагом стала
организация постоянно действующих консультаций учителей информатики. Такие консультации
проходят 2 – 3 раза в неделю в течение последних лет. Приобретение компьютерных дисков,
электронных учебников, программ, проведение ежегодных декад по применению ТСО и ИКТ в
процессе работы позволило активизировать работу учителей в этом направлении.
К 2007 году все учителя школы прошли курсы по информатизации. В 2009 году 12 учителей
школы прошли подготовку в ИПКиПРО по новому основному очному курсу программы INTEL
«Обучение для будущего» «Проектная деятельность в информационной образовательной среде
21 века».
По диаграмме можно проследить повышение количества уроков с использованием
ТСО и ИКТ за прошедшие три года
Мы смогли систематизировать работу по применению ТСО и ИКТ благодаря введению в
план внутришкольного контроля соответствующих декад, которые проводим в декабре и апреле.
Из диаграммы видно, что с годами снижается использование кинофильмов, увеличивается
применение CD и DVD дисков, электронных учебников, видеофильмов. Кроме того, учителями
иностранных языков постоянно применяются аудиозаписи.
В ходе работы мы выявили побудительные мотивы для применения ИКТ учителями:
широкое распространение информационных технологий в обществе и во многих видах
профессиональной деятельности;
желание учащихся использовать компьютер для решения различных задач, в том числе и
учебных;
желание родителей, чтобы у детей были развиты устойчивые навыки владения
компьютером;
стремление учителей иметь современный уровень осведомленности в области ИТ;
осознание учителями необходимости использовать современные источники информации, в
том числе и Интернет, для повышения уровня современности содержания своего
предмета.
Немаловажное значение по отработке навыков работы на компьютере, применению
электронных учебников имеет наличие у учителей домашних компьютеров. В школе 88 %
учителей имеют дома компьютер.
3. Методическая, научноисследовательская работа
Говоря об информационных составляющих научноисследовательской деятельности
учителей, нельзя не остановиться на регулярных докладах, рефератах и отчетах, составляемых
ими, контроле и систематизации результатов их научной и методической деятельности. При выполнении подобных проектов происходит активный процесс закрепления научных достижений,
систематизируются знания, полученные в ходе изучения научной литературы и справочных
пособий, делаются выводы о необходимости корректировки направлений профессиональной
деятельности, направленной на обучение и воспитание школьников.
Электронная почта, научные теле и видеоконференции, тематические чаты, научные
форумы, новостные ленты и доски объявлений должны стать неотъемлемыми инструментами
научноисследовательской деятельности педагогов.
Использование средств ИКТ в рамках информатизации научноисследовательской и научно
методической деятельности учителей позволяет:
развить систему электронных публикаций и электронных периодических изданий научного
профиля по тематике научных работ педагогов; у нас постоянно выпускаются две газеты
«ШИК» и «На старт», за последние три года выпущены 16 брошюр учителями и
администрацией, создан школьный сайт, в портале Курганской области помещены
модульные анкеты учителей школы;
создать виртуальные выставки научных достижений, провести семинары и конференции по
отдельным отраслям знаний; каждый семинар и конференция проводятся с
использованием ИКТ;
организовать научные и методические конференции с использованием средств передачи
аудио и видеоинформации в рамках ресурсов и сервисов сети Интернет;
обеспечить всех участников научных и методических исследований средствами
оперативного научного общения как между собой, так и с коллегами из других учебных
заведений и организаций;
создать условия, обеспечивающие участникам научных и методических исследований
доступ к оборудованию, необходимому для осуществления исследовательской
деятельности;
обучение работы на компьютерах способствовало повышению качества ведения
документации, улучшению материалов по обобщению своего опыта.
Важно понимать, что современный учитель сможет знакомить школьников с новейшими
средствами ИКТ только тогда, когда изучение, обработка и анализ информации является
постоянной и неотъемлемой частью научной и методической деятельности педагога.
Учителя и учащиеся школы являются активными участниками практических всех
городских мероприятий и наше участие всегда сопровождается применением ИКТ.
4. Учебная деятельность
С каждым годом труд учителя становится все сложнее. Изменяется содержание учебных
дисциплин, появляются новые средства и методы обучения. Во многих случаях повышение
сложности труда учителя связано с все возрастающим потоком информации, которую должен
учитывать учитель в своей работе.
Использование средств ИКТ во многих случаях приводит к автоматизации такой
деятельности и сокращению нагрузки, лежащей на учителе. Как следствие, подобное
использование средств информатизации в расчете, планировании и администрировании
педагогической деятельности положительно отражается на эффективности системы обучения
школьников.
Покажем где и как, на наш взгляд, целесообразно использовать информационные
технологии в обучении, учитывая, что современные компьютеры позволяют интегрировать в
рамках одной программы тексты, графику, звук, анимацию, видеоклипы, высококачественные
фотоизображения, достаточно большие объемы полноэкранного видео, качество которого не
уступает телевизионному:
1) при изложении нового материала — визуализация знаний (демонстрационно
энциклопедические программы; программа презентаций Power Point); 2) проведение виртуальных лабораторных работ с использованием обучающих программ типа
"Физикон", "Живая геометрия";
3) закрепление изложенного материала (тренинг — разнообразные обучающие программы,
лабораторные работы);
4) система контроля и проверки (тестирование с оцениванием, контролирующие программы);
5) самостоятельная работа учащихся (обучающие программы типа "Репетитор", энциклопедии,
развивающие программы);
6) при возможности отказа от классноурочной системы: проведение интегрированных уроков по
методу проектов, результатом которых будет создание Webстраниц, проведение конференций,
использование современных Интернеттехнологий;
7) тренировка конкретных способностей учащегося (внимание, память, мышление и т.д.).
Всеобщая компьютеризация образования – всего лишь вопрос времени. Ситуация
действительно меняется. Поставки современной компьютерной техники, подключение школ
города к сети Интернет, появление в ОУ интерактивных досок из области благих пожеланий
постепенно превращаются в факт повседневной реальности. К тому же рынок программного
обеспечения сегодня представляет огромное количество продуктов образовательного
назначения: электронных учебников, энциклопедий по разным отраслям знания, обучающих и
тестирующих программ. Кроме того, информатизация имеет, кроме технического и
«человеческий» аспект, и учителя начали учиться. Как результат – в школе ежегодно работает
все больше учителейпредметников, получивших дополнительную профессиональную подготовку
в области ИКТ.
Что же изменилось в жизни школы с расширением использования ИКТ в образовательном
процессе?
Прежде всего, надо отметить, что доклады, рефераты, творческие работы все чаще
выполняются на компьютере с использованием ресурсов Интернета, причем учащиеся относятся
к таким заданиям не формально, а творчески. Выступления учащихся на традиционных научно
практических конференциях, днях науки, внеклассных мероприятиях сопровождаются
компьютерными презентациями. Опросы и наблюдения показывают, что существует прямая
зависимость между степенью распространения активных методов обучения (метода проектов,
работы в малых группах, самостоятельной работы) и степенью информатизации школы.
На уроках информатики учащиеся участвуют в разработке проектов и публичной их защите.
Ученики уже на раннем этапе учатся поиску, структурированию информации, используя
средства Интернета. Все это способствует их подготовке к самореализации, активному
включению в процесс познания.
Многие учителя используют ИКТ для подготовки к урокам, поиску необходимых
материалов, привлекают их для проведения открытых уроков, семинаров, педсоветов.
Однако процесс внедрения электронных средств обучения во многом зависит от энтузиазма
учителя. Применение ИКТ требует изменения методики преподавания предмета, и это стало не
личным делом учителя, а частью образовательной программы школы.
Еще одним способом применения средств ИКТ, реализуемым в школе, является контроль
знаний.
Использование средств ИКТ в этих случаях изменяет саму суть системы оценки, поскольку
знание материала автоматизировано оценивается обязательно по всем учебным элементам, что в
конечном итоге гарантирует успешное усвоение заявленной образовательной программы. С
прошлого года мы внедрили в практику работы обязательное тестирование на компьютере
обучающихся старших классов, приняли участие в выполнении диагностических тестирований,
проводимых Московским институтом открытого образования, проводим интегрированные уроки
математики и информатики с проведением компьютерной проверки знаний.
5. Внеурочная деятельность Основными целями информатизации внеучебной и внеурочной деятельности школьников
являются:
вовлечение школы в построение единого информационного пространства;
формирование у школьников мировоззрения открытого информационного общества,
подготовка членов информационного общества;
формирование отношения к компьютеру как к инструменту для общения, обучения,
самовыражения, творчества;
развитие творческого, самостоятельного мышления школьников, формирование умений и
навыков самостоятельного поиска, анализа и оценки информации, овладение навыками
использования информационных технологий;
развитие познавательной и творческой активности учащихся;
формирование устойчивого познавательного интереса школьников к интеллектуально
творческой деятельности;
развитие внимания, памяти, воображения, восприятия, мышления, сообразительности;
повышение воспитательного воздействия всех форм внеурочной деятельности;
организация эффективного информационного взаимодействия учителей, школьников и
родителей;
развитие информационных ресурсов школы (ведение сайта, газет, стендов, летописи,
медиатеки и т.п.);
внедрение средств ИКТ в воспитательную работу;
осуществление индивидуализации и дифференциации в работе со школьниками;
развитие способности свободного культурного общения;
обучение методам конструктивного взаимодействия и взаимопонимания;
всестороннее развитие личности ребенка;
организации содержательно досуга обучающихся.
Для достижения целей информатизации внеучебной и внеурочной деятельности обучающихся
мы организовали:
проведение и консультирование проектной деятельности, заседания ученического совета
по проектированию общешкольных мероприятий;
доступ к средствам ИКТ, другим ресурсам и оказание помощи в их применении
школьникам и учителям (познавательная и развивающая деятельность учащихся);
внеурочную деятельность с применением средств ИКТ (кружки, предметные лаборатории,
организация конкурсов и олимпиад, другие формы воспитательной работы и деятельности
по социализации личности школьников и т.д.);
работу школьного прессцентра «Фарватер успеха» с применением средств ИКТ
(обновляемая школьная страница в сети Интернет, газеты, журналы, видео, оформление
кабинетов, ежедневные радиопередачи);
досуг детей в школьном компьютерном классе (кружки информатики, "компьютер для
младших школьников", компьютерные презентации, соревнования по виртуальным играм
между школьниками и т. д.);
проведение школьного интеллектуального марафона «Ваше слово, эрудиты!», конкурс
«Ученик года», сборы детских объединений, традиционных месячников «Офицер –
профессия героическая» и военнопатриотической и спортивномассовой работы;
создание собственных фильмов на различные темы: «Турслет старшеклассников»,
«Методическая работа школы», «Декада математики» и другие;
проведение каждую четверть общешкольных линеек по итогам успеваемости,
интеллектуальных конкурсов «Умницы и умники» и т. д.
6. Информационные технологии в работе с родителями
С каждым годом все большее количество людей получает доступ к компьютерным
телекоммуникациям, сети Интернет, различным средствам ИКТ. Это связано с массовым
распространением компьютеров и программного обеспечения, увеличением числа компьютеров, эксплуатируемых в домашних условиях, расширением областей профессиональной деятельности
человека, в рамках которых используются информационные и телекоммуникационные
технологии.
Если раньше человек не имел полноценного доступа к компьютерной технике и ресурсам
сети Интернет, то с годами он получает такой доступ при выполнении своих профессиональных
обязанностей, либо приобретая компьютер и программное обеспечение, для работы дома. Этот
факт можно рассматривать и как увеличение числа родителей школьников, использующих
информационные и коммуникационные технологии. Очевидно, что, например, число школьников,
один или оба родителей которых имеют доступ к информационным ресурсам и сервисам сети
Интернет,
В то же время информационные и, особенно, телекоммуникационные технологии повысили
эффективность взаимодействия педагогического коллектива школы и родителей при обучении и
воспитании учащихся.
геометрической
прогрессии.
растет
в
Наличие у школы собственного сайта в сети Интернет предоставляет родителям
возможность оперативного получения информации о жизни школы, класса, параллели о
проводимых учебных и внеучебных мероприятиях.
Кроме этого сайт школы стал для родителей источником информации учебного,
методического или воспитательного характера. Со страниц сайта родители получают
информацию о методах сбережения здоровья детей, их безопасности, правилах поведения
ребенка в семье и в обществе, полезные советы по обучению и воспитанию школьников.
При проведении собраний родителей в классах и по параллелям мы также практикуем
использование ИКТ, что в значительной степени позволяет за короткий промежуток времени
выдать большее количество информации, активизировать внимание родителей, наиболее полно и
наглядно представить материал.
Использование средств ИКТ в организации и планировании деятельности школы позволяет
достичь многих преимуществ, в числе которых:
7. Заключение
для администрации школы:
повышение эффективности учебного процесса;
оперативное получение и обобщение информации об учебном процессе для принятия
управленческих решений;
возможность управления с оперативным учетом результатов уже осуществленной
деятельности;
принятие более эффективных управленческих решений;
повышение объективности в оценке деятельности учителей и школьников;
создание системы школьного документооборота;
автоматизированное составление отчетности для управления образования;
мониторинг движения учащихся;
для учителейпредметников:
более эффективное управление познавательной деятельностью школьников;
возможность принятия обоснованных и целесообразных мер, нацеленных на повышение
результативности образования;
оперативный адресный доступ к организационной информации учебного заведения;
возможность оперативной подготовки к выступлениям на педсоветах, днях науки, научно
практических конференциях и т. д.;
проведение уроков с использованием ИКТ;
организация контроля знаний с использованием обучающих и контролирующих программ;
для всех участников учебновоспитательного процесса: формирование единой среды обмена информацией в рамках школы, что улучшает
взаимопонимание и сотрудничество между всеми участниками образовательного
процесса;
экономия материальных и человеческих ресурсов;
высвобождение свободного времени;
сокращение объемов рутинной работы.
Применение ИКТ в образовательном процессе
Применение ИКТ в образовательном процессе
Применение ИКТ в образовательном процессе
Применение ИКТ в образовательном процессе
Применение ИКТ в образовательном процессе
Применение ИКТ в образовательном процессе
Применение ИКТ в образовательном процессе
Применение ИКТ в образовательном процессе
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.