Применение ИКТ в учебном процессе
Оценка 4.8

Применение ИКТ в учебном процессе

Оценка 4.8
Педсоветы +1
doc
администрации +1
Взрослым
04.03.2018
Применение  ИКТ  в  учебном  процессе
Применение современных информационно-коммуникационных технологий в учебном процессе значительно расширяет учебно-информационное пространство изучаемого предмета; совершенствует в процессе подготовки к занятиям навыки информационной культуры; позволяет активно пользоваться ресурсами Internet. Форма обучения - организационная сторона обучения, предусматривающая состав и группировку школьников, структуру занятий, место и продолжительность его проведения, роль и специфику деятельности обучаемых.
Методсовет.doc

26.10.2011 г.

Методический  Совет

 

1.  Проведение  семинара «Применение  ИКТ  в  учебном  процессе»

2.  Диагностические  работы

 

Образование ориентировано на удовлетворение познавательных потребностей школьников.

 

Урок остается основной формой организации усвоения содержания, однако, с учетом специфики ИКТ меняется его назначение.

 

Применение современных информационно-коммуникационных технологий в учебном процессе значительно расширяет учебно-информационное пространство изучаемого предмета; совершенствует в процессе подготовки к занятиям навыки информационной культуры; позволяет активно пользоваться ресурсами Internet.

 

Форма обучения - организационная сторона обучения, предусматривающая состав и группировку школьников, структуру занятий, место и продолжительность его проведения, роль и специфику деятельности обучаемых.

 

К традиционным формам обучения относятся: лекция, практическое занятие, групповое упражнение, семинар и т.п.

 

При  использовании  ИКТ  формы проведения занятия могут оставаться прежними, но при этом в корне меняются приемы и содержание их проведения, что в первую очередь зависит от выбранного метода обучения и применяемых компьютерных или других информационных средств.

 

Им становятся присущи такие свойства как

проблемность,

наглядность,

эмоциональность,

высокая активность,

наличие игровой ситуации.

 

В связи с этим, можно предложить использование следующих разновидностей проведения занятий:

проблемная лекция,

лекция-консультация с использованием динамических и статических компьютерных слайдов,

семинар-диспут, семинар - компьютерный практикум,

деловая игра с моделированием на компьютере (в т.ч. нештатных ситуаций), самостоятельное программирование с использованием инструментальных компьютерных оболочек,

телеконференция и другие.

 

Выбор методов обучения, форм работы на уроке определяется целями и задачами урока, учетом способностей, навыков и умений школьников, большая роль отводится их активности и самостоятельности.

 

Метод обучения  представляет собой систему регулятивных принципов и правил целенаправленной деятельности преподавателя и учащихся, реализующихся через сочетание методических приемов решения определенных дидактических задач.

 

Среди известных в дидактике методов обучения, в данной технологии особое место занимают продуктивные методы: дискуссионные группы, форум проектных групп и т.д. Эти методы могут эффективно применяться для распределенных во времени и пространстве групп обучающихся (в так называемых виртуальных классах). Основой этих методов является телекоммуникационные сети и информационные технологии сетевого обучения. В таблице 1 представлено, как трансформируются, дополняются методы обучения за счет использования компьютерной техники и программных мультимедийных средств.

 

Таким образом, урок представляется как целенаправленное сочетание ситуаций, охватывающих учеников, учителей, содержание обучения, оснащение и своеобразную организацию (таблица 1). Такие уроки должны конструироваться самими учителями для отдельного предмета, для данной школы, для конкретного состава учеников, с учетом общих и особых условий, в которых будет происходить процесс об учения

 

Особенности использования компьютерной техники и программных мультимедийных средств

      

       Традиционные методы обучения       

 

Традиционные средства и их дидактические возможности

Совершенствование за счет применения программных и технических средств ИТ

 

Словесные: рассказ, беседа, объяснение, инструктаж

Устное слово, печатное слово (учебники и учебные пособия, книги) Ведущее средство - живое слово, которое легко сочетается с другими средствами обучения. Позволяет в сжатые сроки обогатить память учащихся обобщенными научными знаниями.

Подача текстовой информации с экрана, сообщение знаний (текст читает диктор программы). Возможность многократно повторить точно такое же содержание. Гиперссылки позволяют найти быстро нужную информацию.

 

Наглядные: демонстрация, макета, демонстрация трудового приема или операции, экранная демонстрация   

 

Натуральные объекты, модели, макеты, коллекции, таблицы, плакаты, схемы, иллюстрации, видеофильмы. Статичная демонстрация с экрана. Наблюдение за неподвижными объектами. 

 

Мультимедийный показ приемов и операций; виртуальное преобразование предметов в пространстве и на плоскости; визуализация процессов, невозможных для рассмотрения в реальных условиях Лучше усваивается учебная информация, так как привлекаются все органы чувств

 

Практические: упражнение, практические и лабораторные работы

Учебные задания для практической работы Учебная практика при выполнении упражнений, практических и лабораторных работ

Виртуальное практическое действие, плоскостное и пространственное моделирование объектов, автоматизация отдельных операций. Происходит логическая обработка практического материала, уменьшается количество организационных моментов

 

Методы контроля: устный и письменный опрос, контрольная работа, самоконтроль и самооценка

 

Тестовое или контрольное задание, вопросы и проблемные ситуации Проверка хода и результатов усвоения школьниками теоретического и практического учебного материала  

 

Машинный инструктаж и контроль. Быстрая и объективная оценка результатов. Оперативная самооценка и коррекция результатов

 

 

Медиаурок

На данном уроке в передаче и усвоении учебной информации участвуют два новых компонента образовательного процесса:

1.Компьютер органично занимает место нового универсального технического средства обучения и развития.

2. Программные средства содержат в себе чётко структуированную учебную информацию в текстовом виде схем, рисунков, таблиц, видеофрагментов, снабжённых звуковыми и анимационными эффектами, дополняют технологию обучения предмета.

 

Медиаурок имеет свои методические возможности и преимущества:

повышение эффективности образовательного процесса за счёт одновременного изложения учителем теоретических сведений и показа демонстрационного материала с высокой степенью наглядности; появления возможности моделировать объекты и явления; автоматизации рутинных операций и др.;

возможность научить школьников применять компьютерную технику для решения учебных и трудовых задач, за счёт практической обработки учебной информации на компьютере;

организация индивидуальной работы школьников, развитие их познавательной самостоятельности и творчества;

повышение мотивации к учению за счёт привлекательности компьютера, которая возрастает при использовании мультимедийных уроков; 

развитие наглядно-образного мышления, моторных и вербальных коммуникативных навыков учащихся;

формирование навыков работы с информацией ( поиск, отбор, переработка, упорядочивание и выделение смысловых групп, выстраивание логических связей и др.), формирование информационной культуры школьника.

 

Работа в классе может быть организована:

 Фронтально (просмотр видеофрагментов, наблюдения за изменениями объектов);

Индивидуально (выполнение практических работ, решение задач);

Малыми группами ( выполнение учебного проекта, постановка эксперимента и др.)

В структуре урока могут быть отражены все компоненты и звенья процесса обучения, а также обязательное чередование видов деятельности за компьютером и без него.

 

 

Методика применения ресурсов сети Интернет на уроке основана на возможности использовать следующие методические приёмы:

1.Использование ресурсов Сети учителем: исследование сайтов по интересующей тематике, совместная деятельность с другими классами и учителями-предметниками; публикация собственных материалов в Сети.

2. Использование ресурсов Сети учениками: при изучении текстового материала и поисковых материалов online.

 3. Контроль знаний: тесты с самопроверкой, сетевые конкурсы, олимпиады, викторины.

 

Методика организации урока с применением сети Интернет.

 

1. Педагог планирует свои уроки с привлечением ресурсов Интернет. Выбирает курсы, темы, при изучении которых Интернет-ресурсы органичнее всего впишутся в образовательный процесс.

2. Учитель предварительно находит самые лучшие ресурсы и составляет список сайтов, с которыми учащимся нужно познакомиться, выполняя задание учителя.

3. Существенно, чтобы найденная в Сети информация отсутствовала в традиционных источниках. Очень важным на этом этапе видится помощь педагога в оценке информации.

4. Школьники публично представляют выполненные задания. Общеизвестно, что лучше всего понимается и запоминается материал, когда его объясняют друг другу. Объём и форму рассказа учитель определяет индивидуально.

5. Мониторинг эффективности результатов обучения с привлечением ресурсов Интернет.

 

  При таком подходе к обучению с использованием средств информационных технологий сознание школьника постепенно переходит в состояние, при котором ученик старается проявить свои способности на конструктивном уровне.

 

Учащиеся демонстрируют умения  самостоятельно выстраивать алгоритм решения, что невозможно без активизации творческого уровня. Использование интерактивной среды позволяет  обеспечить углубление деятельностного подхода в преподавании предмета, реализовать на практике вариант развивающего обучения.


Методический Совет 1.

Методический Совет 1.

При использовании ИКТ формы проведения занятия могут оставаться прежними, но при этом в корне меняются приемы и содержание их проведения, что в первую очередь зависит…

При использовании ИКТ формы проведения занятия могут оставаться прежними, но при этом в корне меняются приемы и содержание их проведения, что в первую очередь зависит…

Метод обучения представляет собой систему регулятивных принципов и правил целенаправленной деятельности преподавателя и учащихся, реализующихся через сочетание методических приемов решения определенных дидактических задач

Метод обучения представляет собой систему регулятивных принципов и правил целенаправленной деятельности преподавателя и учащихся, реализующихся через сочетание методических приемов решения определенных дидактических задач

Особенности использования компьютерной техники и программных мультимедийных средств

Особенности использования компьютерной техники и программных мультимедийных средств

Подача текстовой информации с экрана, сообщение знаний (текст читает диктор программы)

Подача текстовой информации с экрана, сообщение знаний (текст читает диктор программы)

Практические: упражнение, практические и лабораторные работы

Практические: упражнение, практические и лабораторные работы

Медиаурок На данном уроке в передаче и усвоении учебной информации участвуют два новых компонента образовательного процесса: 1

Медиаурок На данном уроке в передаче и усвоении учебной информации участвуют два новых компонента образовательного процесса: 1

Работа в классе может быть организована:

Работа в классе может быть организована:

Сети. 2. Использование ресурсов

Сети. 2. Использование ресурсов

При таком подходе к обучению с использованием средств информационных технологий сознание школьника постепенно переходит в состояние, при котором ученик старается проявить свои способности на конструктивном…

При таком подходе к обучению с использованием средств информационных технологий сознание школьника постепенно переходит в состояние, при котором ученик старается проявить свои способности на конструктивном…
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
04.03.2018