КЛОУЗ – ТЕСТ КАК СПОСОБ КОНТ РОЛЯ УРОВНЯ
СФОРМИРОВАННОСТИ КОММУНИКАТИВНЫХ УМЕНИЙ
УЧАЩИХСЯ
предъявляемым к рациональному контролю.
Как известно, традиционные приемы проверки знаний, умений и
навыков учащихся, применяемые в учебном процессе, не всегда отвечают
требованиям,
Поиск
эффективных форм контроля обусловил все возрастающий интерес к методу
тестов. Среди тестов, используемых для измерения обученности учащихся по
различным
и
нестандартизованные (преподавательские) тесты. В методике обучения
языкам стандартизованные языковые тесты обычно составляются довольно
многочисленной группой специалистов. Они охватывают довольно
значительные разделы учебного курса и носят комплексный характер.
стандартизованные
предметам,
различаются
Преподавательские тесты составляются одним
двумя
преподавателями для контроля знаний, умений и навыков учащихся, которых
они обучают. Цель применения преподавательских тестов состоит в проверке
усвоения небольшого фрагмента учебного материала, т.е. грамматических
тем, лексики нескольких учебных уроков, понимания текста и т.п. Такие
тесты имеют свои преимущества, так как сравнительно быстро могут
реагировать на возникшую в них потребность.
Таким образом, преподавательские тесты более гибки, учитывают
реальную ситуацию, отвечают насущным нуждам обучения и проверки знаний
учащихся в конкретных ситуациях.
Одной из разновидностей преподавательских тестов является клоуз –
тест. Этот тест называют еще тестом дополнения или восстановления. Он
предлагается для определения того, насколько труден тот или иной текст
для чтения и понимания, а также того, насколько этот текст интересен для
читающего.
Особенность клоуз – теста состоит в том, что ситуация в нем
представляется в виде связного текста (как монолога, так и диалога).
Успешность выполнения клоуз – теста находится в прямой зависимости от
быстроты, глубины и целостности понимания им всего текста, а также
способностей установить причинно – следственные связи между событиями и
состояниями персонажей, описанными в тексте. В этом смысле клоуз – тест
выступает индикатором развития языковой догадки учащихся.
Сказанное выше позволяет сделать вывод, что клоуз – тест может быть
использован как форма контроля на продвинутом этапе обучения, когда у
учащихся сформирована соответствующая языковая база, на которой
строится догадка.
Методика составления клоуз – теста не представляет особых
трудностей. Для основы клоуз – теста необходимо выбрать отрывок художественного произведения, в котором пропускается каждое п – ное
слово, независимо от того, структурное оно или знаменательное. Отрывок
должен представлять законченное по смыслу изложение фактов или событий.
Пропущенные слова (ни в коем случае нельзя пропускать имена собственные)
достаточно легко восстанавливаются за счет контекста.
При разработке клоуз – текста допускается вносить изменения в текст
основу.
текст
Подготовленный
заготавливается в количестве,
соответствующем числу испытуемых, и распределяется между ними.
Учащиеся читают текст про себя дважды. При первом чтении они знакомятся
с его общим содержанием, при втором заполняют пропуски теми словами,
которые они находят необходимыми для восстановления содержания всего
текста. Учащиеся вписывают слова в клоуз – тест или записывают свои
ответы на специальных опросных листах. При разработке клоуз – теста
можно пропускать существительные либо глаголы, предлоги в зависимости
от того, что нужно проверить. Правильность заполнения пропусков
свидетельствует о точном понимании текста во всей взаимосвязи
лингвистических и экстарлингвистических факторов, представленных в нем,
а также о владении лексическим материалом в процессе чтения.
Примером такого клоуз – теста, разработанного на основе темы
«Склонение имен существительных» может быть следующий:
Исходный текст
Памятник
На железнодорожной станции Шибуя в Токио есть место, где люди
любят назначать встречи и свидания. Здесь стоит статуя Хачико, пса породы
акитаину, который стал в Японии символом верности. В течение многих лет
на том самом месте, где сейчас стоит его бронзовая копия, Хачико терпеливо
ждал своего любимого хозяина, который так никогда и не появился.
Пес, ставший легендарным, принадлежал профессору Эйсабуро Уено,
преподававшему в Токийском университете на факультете сельского
хозяйства. По будням каждое утро Хачико провожал хозяина на станцию
Шибуя, а в три часа дня встречал его там. Но однажды в мае 1925 года
профессор почувствовал недомогание и скончался прямо на рабочем месте.
В этот день верный Хачико так и не дождался появления хозяина, но он не
сдался.
В течение одиннадцати лет Хачико каждый день приходил на станцию
Шибуя в три часа пополудни. Пес стал местной достопримечательностью, и
ему позволили ночевать в кладовке на вокзале. Через некоторое время
история о Хачико попала на страницы газет, и он стал национальным героем.
Книжка, написанная о нем, стала популярным детским чтением. В 1934 году на вокзале ему была поставлена бронзовая статуя, причем Хачико сам
присутствовал на торжественном открытии памятника. Впрочем, старый пес
не обращал внимания на славу и продолжал свое одинокое дежурство до
самой смерти, которая последовала 8 марта 1935 года.
Во время Второй мировой войны статуя была переплавлена, так как
металл требовался для нужд военной промышленности. Но в 1948 году на
том же самом месте была установлена новая статуя, автором которой был
сын скульптора, создавшего первый памятник. Хачико не подозревал, каким
образом его поведение скажется на судьбе его породы. В начале XX века
акитаину были близки к вымиранию. Но благодаря славе самого известного
представителя этой породы, сейчас они наиболее популярные собаки в
Японии. Память о Хачико живет в книгах и фильмах, а его чучело
выставлено в Национальном музее науки в Токио.
Задание: вставить подходящие по смыслу имена существительные 2 – го
склонения.
Памятник
На железнодорожной станции Шибуя в Токио есть _____, где люди
любят назначать встречи и ____. Здесь стоит статуя Хачико, ____ породы
акитаину, который стал в Японии _____ верности. В течение многих лет на
том самом месте, где сейчас стоит его бронзовая копия, Хачико терпеливо
ждал своего любимого _____, который так никогда и не появился.
Пес, ставший легендарным, принадлежал _______ Эйсабуро Уено,
преподававшему в Токийском университете на ______ сельского хозяйства.
По будням каждое ____ Хачико провожал ______ на станцию Шибуя, а в три
часа дня встречал его там. Но однажды в мае 1925 года _______
почувствовал недомогание и скончался прямо на рабочем ____. В этот день
верный Хачико так и не дождался появления _____, но он не сдался.
В течение одиннадцати лет Хачико каждый _____ приходил на станцию
Шибуя в три часа пополудни. Пес стал местной достопримечательностью, и
ему позволили ночевать в кладовке на ______. Через некоторое _____
история о Хачико попала на страницы газет, и он стал национальным _____.
Книжка, написанная о нем, стала популярным детским чтением. В 1934 году
на _____ ему была поставлена бронзовая статуя, причем Хачико сам
присутствовал на торжественном открытии ______. Впрочем, старый _____
не обращал внимания на славу и продолжал свое одинокое дежурство до
самой смерти, которая последовала 8 марта 1935 года.
Во время Второй мировой войны статуя была переплавлена, так как
_____ требовался для нужд военной промышленности. Но в 1948 году на том
же самом месте была установлена новая статуя, ______ которой был сын скульптора, создавшего первый ______. Хачико не подозревал, каким
образом его поведение скажется на судьбе его породы. В начале XX века
акитаину были близки к вымиранию. Но благодаря славе самого известного
представителя этой породы, сейчас они наиболее популярные собаки в
Японии. Память о Хачико живет в книгах и фильмах, а его ______
выставлено в Национальном ______ науки в Токио.
Последовательный список пропущенных слов (слова даны в форме
И.п. ед.ч): место, свидание, пес, символ, хозяин, профессор, факультет,
утро, хозяин, профессор, место, хозяин, день, вокзал, время, герой, вокзал,
памятник, металл, автор, памятник, чучело, музей
Таким образом, с помощью клоуз – теста достаточно точно и
объективно устанавливаются степень сформированности навыков чтения и
уровень владения лексикой при чтении.
Клоуз – тест можно использовать и в целях текущего контроля, когда
важно своевременно выявить, как учащиеся овладели грамматическим
материалом, пройденным за определенный промежуток времени. В
подобранном тексте пропускаются слова или словосочетания, объединенные
в рамках одной темы. Так после темы «Разряды имен прилагательных» я
составила клоуз – тест по тексту «Голубая ель», пропустив относительные
прилагательные.
Также на основе одного текста можно изменять задания. Система
таких заданий, связанных с одним текстом в течение цикла занятий,
погружает каждого ученика в образный и стилистический мир данного текста
и через него в художественное мышление его автора. Восстановление
пропущенных элементов текста: от морфемы и слова ко всем крупным
фрагментам текста. В число последних могут быть включены вертикальные
фрагменты, закрытые полоской бумаги. Восстановить единицу текста можно,
лишь чувствуя его мысль и стиль, связи слов в предложениях.
Восстановление крупных фрагментов предполагает их сочинение в режиме
подражания.
Применение тестовых технологий на уроках литературы имеет
некоторую специфику. Это выражается в том, что кроме традиционных
тестовых заданий можно использовать клоуз – тесты: нужно вставить в
отрывок из текста пропущенные слова (особенно интересно это при изучении
поэзии). Например:
Вдали он подобен … (ЦВЕТНЫМ) парусам корабля
И бег его плавен, как …(РАДОСТНЫЙ) птичий полет,
Я знаю, что много …(ЧУДЕСНОГО) видит земля,
Когда на закате он прячется в …(МРАМОРНЫЙ) грот.
(Гумилев) На …(ЗАКАТ) ты розовый похожа
И, как …(СНЕГ), лучиста и светла.
(Есенин)
Оценка качества выполнения клоуз – теста осуществляется так: за
каждый правильный ответ выставляется 1 балл, за неправильный – 0 балл.
Если для своего ответа испытуемый выбрал не то слово, которое требуется
вставить, а близкое ему по значению, то он получает 0,5 балла, поскольку
такой ответ свидетельствует о высоком уровне развития языкового догадки,
а не о владении осваиваемым в данный момент лексическим или
грамматическим материалами. При оценке качества выполнения теста общую
сумму баллов сравнивают с реально набранным количеством баллов.
Внедрение в практику создания клоуз – теста намного расширит
возможности преподавателя при организации текущего контроля, ибо он
может подготовить несколько клоуз – тестов за время обучения
определенной разговорной темы и грамматического материала и таким
образом проверить усвоение всего материала в ее пределах более экономным
путем.
Использование клоуз – тестов для 3 – х видов контроля:
предварительного, текущего и итоговое – существенно повышают мотивацию
учащихся к изучению русского языка, а также уровень развития
коммуникативной компетенции и языковой догадки. Таким образом клоуз –
тест выступает эффективным средством мониторинга языкового развития
учащихся и активизации их учебно – познавательной деятельности.
Литература
1. Баяманова Р.Г. Организация коммуникативно ориентированного урока русского
языка. Караганда – 2006
2. Аванесов В.С. Научные проблемы тестового контроля. М., 1994
ПРИМЕНЕНИЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИИ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ
ПРИМЕНЕНИЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИИ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ
ПРИМЕНЕНИЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИИ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ
ПРИМЕНЕНИЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИИ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ
ПРИМЕНЕНИЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИИ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.