ПРИМЕНЕНИЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ
ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Плотникова Светлана Сергеевна
преподаватель
ГБПОУ ВО
«ЛПТТ имени А. К. Лысенко»,
г. Лиски, Воронежская область.
Компьютерные программы – это своего рода помощники и конструкторы для учителей, которые помогают равномерно и экономно распоряжаться временем на уроке. Педагога заменить собой они, конечно, не могут, но расширяют возможности совместного использования на любом этапе урока, значительно повышают наглядность урока и заинтересованность учащихся в усвоении новой информации, снижают трудоемкость обучения и экономят время учителя в подготовке к уроку.Компьютерные программы – это своего рода помощники и конструкторы для учителей, которые помогают равномерно и экономно распоряжаться временем на уроке. Педагога заменить собой они, конечно, не могут, но расширяют возможности совместного использования на любом этапе урока, значительно повышают наглядность урока и заинтересованность учащихся в усвоении новой информации, снижают трудоемкость обучения и экономят время учителя в подготовке к уроку.
ПРИМЕНЕНИЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ
ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Плотникова Светлана Сергеевна
преподаватель
ГБПОУ ВО
«ЛПТТ имени А. К. Лысенко»,
г. Лиски, Воронежская область.
С момента отделения человека от мира животных, он пытался передавать
информацию с помощью разнообразных средств коммуникаций, таких как дым
от костра, звук барабана, но даже когда люди жили в пещерах и занимались
собирательством, они понимали, что лучше один раз увидеть, чем сто раз
услышать. Об этом свидетельствуют красочные наскальные рисунки со сценами
удачной охоты, с ритуальными изображениями разнообразных животных или
идолов.
Прошли тысячелетия, появились письменность и книгопечатание, человек
полетел в космос. Но попрежнему мы больше доверяем своим глазам.
Вследствие чего, в отечественных и зарубежных изданиях компьютеризация
учебного процесса рассматривается как один из актуальных факторов
организации обучения тому или иному предмету. Новейшие информационные
технологии в обучении позволяют активнее использовать научный и
образовательный потенциал ведущих университетов и институтов, привлекать
лучших преподавателей к созданию курсов дистанционного обучения,
расширять аудиторию обучаемых.
Рассмотрим некоторые технологии,
которые используются в
образовательном процессе педагогом.
Технология MediaWiki – одна из самых молодых технологий, используемых
в российском образовании, является частью общего процесса развития сети
Интернет под названием «Веб 2.0». Этот процесс направлен на упрощение
пользовательского интерфейса с целью облегчения доступа к информации.
MediaWiki предоставляет участникам педагогического сообщества новые
возможности для взаимодействия и организации информационно
образовательной среды. Следует отметить, что технология MediaWiki
достаточно быстро и активно внедряется и в других образовательных
учреждениях нашей страны. Связано это с большей простотой построения и
дальнейшего использования подобных вебсайтов. Характер деятельности,
реализуемый в ходе работы с технологией MediaWiki, отличается интенсивным
коммуникационным процессом обмена знаниями, повышенной мотивацией к
саморазвитию и постижению нового, ростом индивидуальной ответственности в
коллективной деятельности,
способствует развитию
информационной компетентности. Значимой является возможность достаточно
что в целом,гибкого и быстрого обмена идеями между участниками проекта, а также
дополнительными учебными материалами для использования в
профессиональной деятельности.
Следующая технология,
которая используется в современном
образовательном процессе преимущественно учителями географии и истории –
это геоинформационная технология,
или технология интерактивного
картографирования,
суть которой заключается в экспонировании
географических и исторических карт в сети Интернет с сопутствующими
сервисами, присущими развитым геоинформационным системам. Использование
геоинформационной технологии даёт возможность более гибкого применения
карт в процессе обучения истории. В частности, эта технология позволяет
быстро масштабировать нужные географические объекты, производить
наложение дополнительных информационных слоёв на карту (например, схем
исторических сражений), производить оперативную смену карт, передвигаться
по самой карте и др. Авторы выделяют следующие образовательные функции
данной технологии: информационную, развивающую, воспитывающую, а также
функцию наглядности и функцию обеспечения операционной деятельности
учащихся. Использование на уроках геоинформационной технологии позволяет
учителю проводить интегрированные уроки не только с такими учебными
дисциплинами как география, биология, экология, но и с математикой и
информатикой, что позволяет заинтересовать изучением истории школьников,
увлечённых точными науками. В связи с этим нельзя не согласиться с А.Л.
Троекашиным,
значение использования
геоинформационной технологии велико не только в формировании и развитии
специальных и общеучебных компетенций, но и в овладении профессиональной
компетентностью.
который отмечает,
что
Технология дистанционного обучения, как система научнообоснованных
предписаний, показанных для реализации в образовательной практике в системе
дистанционного обучения, в современном образовании чаще всего используется
как организационная форма послевузовской подготовки. Дистанционное
обучение осуществляется благодаря использованию новых информационных
технологий, обеспечивающих доставку обучаемым учебного материла,
интерактивное взаимодействие обучаемых и преподавателей, предоставление
обучаемым возможности самостоятельной работы по усвоению изучаемого
материала, а также оценку их знаний и навыков, полученных ими в процессе
обучения.
В современном обучении используются различные возможности
дистанционной технологии в зависимости от поставленных целей, объективных
условий, удалённости обучаемых, наличия каналов связи и их скорости,
соответствующих разработанных материалов. Поэтому в рамках технологии
дистанционного обучения выделяются следующие функции: передача печатной
учебной и методической литературы; пересылка изучаемых материалов по
компьютерным телекоммуникациям; проведение дискуссий и семинаровпосредством компьютерных телекоммуникаций; трансляция учебных программ
по телевизионным каналам и радиостанциям. Таким образом, технология
дистанционного обучения может быть использована в процессе обучения, как
для повышения квалификации самого учителя, так и для проведения учебных
занятий с применением этой технологии самим учителем, с учётом конкретной
педагогической ситуации.
Технология организации видеоконференций всё чаще применяется в
образовательной практике, так как позволяет обеспечить встречу людей,
находящихся на расстоянии друг от друга, посредством обмена по сети данных
(аудио и видео) в режиме реального времени(4). Данная технология применяется
преимущественно при дистанционном обучении, для общения студентов с
преподавателем и устранения дистанционных преград между преподавателями
разных вузов и обучаемыми. Видеоконференции используют и для донесения
учебной информации до студентов, которые по состоянию здоровья не могут
посещать образовательное учреждение. Помимо этого, данная технология
позволяет ученикам,
особенно изолированным географически или
экономически, получать знания, доступные только в географически удалённых
учебных заведениях. С использованием технологии видеоконференцсвязи
студенты могут посетить практически любую точку на свете, не покидая
аудитории, общаться с другими обучаемыми и преподавателями. Изучение
опыта использования технологии организации видеоконференций в процессе
обучения истории позволяет увидеть разнообразные варианты её применения:
например, преподаватель из другого образовательного учреждения проводит
занятие в классе дистанционно; организуется встреча с ветераном, который не
может по состоянию здоровья прийти в класс; проводится совместная
исследовательская работа коллег над проектом из разных образовательных
учреждений и др.
Относительно новым для системы образования является применение кейс
технологии, понимаемой как вид дистанционной технологии обучения,
основанный на использовании наборов (кейсов) текстовых, аудиовизуальных и
мультимедийных учебнометодических материалов и их рассылке для
самостоятельного изучения обучаемыми при организации регулярных
консультаций у преподавателейтьюторов традиционным или дистанционным
способом. При использовании кейстехнологии активно используются
компьютерные и телекоммуникационные сети для проведения групповых и
индивидуальных консультаций, конференций, переписки и обеспечения
обучаемых учебной информацией из электронных библиотек, баз данных и
систем электронного администрирования. Кейстехнология, с одной стороны,
позволяет организовать индивидуальный темп обучения, с другой – направлена
на углублённое изучение предмета. Рассмотренные информационные технологии
эффективно используются в образовательной практике, как за рубежом, так и в
нашей стране. Отечественная система образования, имеющая соответствующую
нормативную базу,
направлена на подготовку квалифицированныхкомпетентных специалистов. Развитие общекультурных и профессиональных
компетенций сегодня невозможно без использования новых информационных
технологий. Общепризнанным является тот факт, что современный специалист
гуманитарий не может эффективно осуществлять учебную, научную,
профессиональную и другие виды деятельности без компьютерных технологий, в
связи с чем, информационная компетентность студента является показателем
качества подготовки будущего выпускника.
Таким образом, новые компьютерные технологии, используемые на уроках,
позволяют ярко и образно представить событие или эпоху, помогают лучше
понять основы какоголибо явления, процесса, расширяют кругозор учащихся.
Необходимо показать детям возможности использования компьютера не только
в качестве дорогой игрушки с примитивными “стрелялками” и печатной
машинки с большим экраном, но и сформировать у них устойчивые
представления по вопросам применения информационных технологий и
обучающих программ.
Компьютерные программы – это своего рода помощники и конструкторы
для учителей, которые помогают равномерно и экономно распоряжаться
временем на уроке. Педагога заменить собой они, конечно, не могут, но
расширяют возможности совместного использования на любом этапе урока,
значительно повышают наглядность урока и заинтересованность учащихся в
усвоении новой информации, снижают трудоемкость обучения и экономят
время учителя в подготовке к уроку.
Литература
1. Использование видеоконференцсвязи в дистанционном обучении. Материалы
круглого стола // Вестник связи. 2008, № 12. С. 80.
2. Осин А.В. Открытые образовательные модульные мультимедиа системы. М.,
2010. С. 21.
3. Сергеев А.Н.
Использование Wiki в образовательных проектах,
ориентированных на личностное развитие студентов и школьников //
Четырнадцатая конференция представителей региональных научно
образовательных
Режим доступа:
//
http://www.relarn.ru/conf/conf2007/section5/5_39.html.
сетей «Relarn2007»
4. Устинова Т.Б. Кейстехнологии как условие активизации самостоятельной
работы студентов колледжа // Фестиваль педагогических идей «Открытый
урок» // Режим доступа: http://festival.1september.ru/articles/512028.
5. Хасаншина Н.З. Геоинформационные технологии как средство интеграции
знаний по информатике и географии // XII международная конференция
выставка «Информационные технологии в образовании» («ИТО2002»). //
Режим
http://www.ict.edu.ru/vconf/index.php?
a=vconf&c=getForm&r=thesisDesc&d=light&id_sec=40&id_thesis=944.
доступа:6. «Процессы управления информационными технологиями» Бирюков
А.Н.; ИНТУИТ; 2012 год; 280 страниц.
7. «Информационные технологии в профессиональной деятельности»:
учебное пособие, Седышев В.В. Издво УМЦ ЖДТ (Маршрут); 2013 год , 264
с.
8. «Информационные технологии»: учебное пособие, Исаев Г.Н.: ОмегаЛ,
2012 год; 464 страницы