Применение кейс-технологии при подготовке к творческому заданию ЕГЭ по русскому языку

  • Руководства для учителя
  • pptx
  • 29.04.2018
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала КЕЙСОВАЯ ТЕХНОЛОГИЯ.pptx

Кейс – технология как средство подготовки к ЕГЭ по русскому языку

Кейс (от англ. «case» - случай, ситуация) – это описание
реальной ситуации, предназначенной для обучения
учащихся анализу разных видов информации, ее обобщению,
навыкам формулирования проблемы и выработки возможных
вариантов её решения в соответствии с установленными
критериями


Кейсовая технология – это обучение действием

Что такое кейс – технология?

Метод инцидентов, когда обучающийся сам должен отыскать
недостающую информацию;
метод разбора деловой корреспонденции
игровое проектирование;
ситуационно-ролевая игра;
метод дискуссий;
case-study, или метод конкретных ситуаций (метод активного
проблемно – ситуационного анализа, основанный на обучении путём
решения конкретных задач ситуаций – кейсов)

Методы кейс - технологии

Чаще используются следующие виды кейсов:

Печатный кейс (может содержать графики, таблицы, диаграммы,
иллюстрации, что делает его более наглядным)




Мультимедиа - кейс (зависит от технического оснащения школы)



Виды кейсов

Кейс – это единый информационный комплекс
Примерная структура:
вспомогательная информация, необходимая для
анализа кейса, + описание конкретной ситуации + задания к
кейсу
Удобно формировать кейсы на электронной основе.
Это помогает использовать их при
дистанционной форме обучения

Структура и наполняемость кейсов

Предназначен для
получения знаний по дисциплинам, где нет однозначного ответа на
поставленные вопросы; получения множественных вариантов
решений; получения не единственной, а многих истин и ориентацию
в их проблемном поле
Упор в обучении переносится с овладения готовым знанием на его
выработку, на сотворчество обучающихся и обучающих; ученик
становится равноправен с другими учащимися и учителем в
процессе обсуждения проблемы
Результатом
являются не только знания, но и компетенции, которые формируются в процессе решения кейса. 

Идеи метода «case stady»

Модель конкретной ситуации
В описании должна присутствовать проблема или ряд прямых
или косвенных затруднений, противоречий, скрытых задач
для решения; в процессе работы требуется дополнительный
информационный поиск
Итог
Обучающиеся находят собственные решения предложенной
проблемы(или неоднозначные множественные решения) и
приходят к собственным выводам. 

Технология метода case stady

Кейс I. Общая информация:
демоверсия (кодификатор, спецификация); минимальные баллы для поступления в
в вуз и получения аттестата; правила заполнения бланков и правильное
записывание ответов, шкала перевода первичного балла в тестовый;
распределение баллов и информация о том, сколько весит каждое задание; график проведения
муниципальных и региональных срезов; график сдачи сочинений и тестовых
заданий
Кейс II. Вспомогательная информация:
тетрадь коррекции знаний с алгоритмами решения заданий согласно своему
маршрутному листу и графику коррекции знаний, справочный материал, маршрутный
лист с итогами входной, промежуточных и контрольных тестирований


Кейс III. Задания к кейсу
вопросы, которые помогают анализировать предложенную ситуацию, тематические тесты, тесты ЕГЭ

Общая структура кейса для подготовки к ЕГЭ

Шесть этапов
Подготовительный (целеполагание);
ознакомительный (знакомство с ситуацией, материалами
кейса);
аналитический (групповая работа по выявлению ключевой
проблемы, составлению комментария текста, раскрытию
позиции автора, подбору аргументов к собственной позиции,
выработке решения);
презентация групповых решений и выводов;
этап обсуждения и подведения итогов дискуссии;
представление собственного мнения в виде эссе.

Организация работы с кейсом при подготовке к написанию сочинения по тексту ЕГЭ

Вспомогательная информация: справочные материалы , пояснения, критерии
оценивания, глоссарий)

Описание конкретной ситуации: отрывки из произведений, раскрывающие
типичные проблемы текстов, смоделированные ситуации из реальной жизни,
тексты, которые могут использоваться в качестве литературных аргументов,
практические задания, где обучающийся выступает в определённой роли

Задания к кейсу: вопросы, которые помогают анализировать предложенную
ситуацию, тематические тесты, вопросы по исследуемой теме, творческие
задания

Структура и наполняемость кейсов при работе над сочинением ЕГЭ

Кейс 1: содержатся пояснения к критериям К1, К2, К3, К4.
К1 Проблема – это вопрос, который интересует автора исходного текста и вызывает его раздумья и размышления (1 балл)
Способы выражения проблемы в текстах разных стилей
Способы формулировки проблемы
Речевые клише.
Способы выявления проблемы в тексте
Типичные проблемы текстов, сгруппированные по темам
К 2 Комментарий – это рассуждения по поводу выделенной проблемы текста, это описание того, как проблема существует в тексте, как автор преподносит читателю этот актуальный вопрос (нужно рассказать о том, что сделал автор, для того чтобы донести смысл проблемы до читателя) – 3 балла
Способы комментирования проблемы
Таблица «Начинаю, продолжаю, завершаю комментарий» (речевые клише)
Примерный план комментария







Case-study (метод ситуационного анализа) при подготовке к написанию сочинения ЕГЭ

Кейс 1: содержатся пояснения к критериям К1, К2, К3, К4.
К 3. Позиция автора
Позиция автора – это вывод, к которому приходит автор, рассуждая по поводу той
или иной проблемы. Она должна быть лаконичной (1 балл). Она должна быть
лаконичной
Речевые клише
Таблица « Как определить позицию автора в текстах художественного и
публицистического стиля
Таблица «Языковые средства, выражающие авторскую позицию»
К 4. Аргументация собственного мнения по проблеме (3 балла)
Структура аргументации (схема)
Набор связующих предложений для аргументации собственного мнения (жизненный, читательский или зрительский опыт)
Таблица « Структура литературного аргумента»
Пополняемая таблица «Мои литературные аргументы»




Case-study при подготовке к написанию сочинения ЕГЭ

Кейс 2 : описание конкретной ситуации
В нём содержатся тексты для работы и тексты, которые могут
использоваться в качестве литературных аргументов .
Кейс 3: задания к кейсу
Прочитайте текст № 1 кейса.
Во время работы с текстом кейса кратко заполняйте таблицу
(проблема - комментарий – позиция автора – моя позиция - аргументы – вывод)
Прочитайте тексты, которые могут использоваться в качестве литературных
аргументов
Попробуйте определить, какой общей темой объединены эти тексты?
Во всех ли текстах поднята одна и та же проблема?
Выделите ведущую проблему каждого текста
Какое отношение к проблеме ближе вам?

Case-study при подготовке к написанию сочинения ЕГЭ. Примерная структура урока

Отчет-презентация групп (результаты работы окончательно вносятся в таблицу и корректируются по ходу представления группами результатов работы с текстами).
Проведение дискуссии
Этап обобщения и систематизации знаний и способов деятельности
Этап информации о домашнем задании
- Написать сочинение-рассуждение по прочитанному тексту (текст №1), используя материал урока.
- Предлагается подборка высказываний известных людей о проблеме текста (этот материал предложен в кейсе на отдельном листе)
- Этап подведения итогов урока - рефлексия

Case-study при подготовке к написанию сочинения ЕГЭ. Примерная структура урока

При отработке норм речи (орфоэпических, лексических,
синтаксических, морфологических – К 4, К 5, К 6, К 7) предлагаются следующие кейсы - задания

Часть I. Задание 4. Орфоэпические нормы
Учащиеся получают кейс с практическими заданиями, где они выступают в роли дикторов на
телевидении и должны произнести текст с определённым набором слов из орфоэпического
словника

Часть I. Задание 6 . Морфологические нормы

Учащиеся получают кейс с практическим заданием: придумать рассказ с определёнными словами,
поставив их в правильную форму и выступить в роли дикторов

Часть I. Задание 7 . Синтаксические нормы

Учащиеся получают кейс с практическими заданиями и выполняют задания в роли
корректоров, редакторов, экспертов, учителей

Чтобы ответить на проблемные вопросы , можно использовать словари любых типов и справочники



Метод игрового проектирования


Результаты, возможные при использовании метода «case-study»

Учебные

Образовательные

Усвоение новой информации

Создание авторского продукта

Освоение метода сбора данных

Образование и достижение личных целей

Освоение метода анализа

Повышение уровня коммуникативных навыков

Умение работать с текстом

Появление опыта принятия решений, действий в новой ситуации, решения проблем

Соотнесение теоретических и практических знаний

Развивает креативность у учителя и учеников;
переносит акцент обучения на выработку знаний, а не на овладение готовым знанием;
учитывает индивидуальные особенности обучающихся; многим ученикам нужен
индивидуальный темп обучения, ускоренный или замедленный, при данной технологии
ученики получают определенный набор материалов и заданий и имеют возможность
спокойно над ними подумать;
развивает умение слушать и понимать других людей, работать в команде,
презентовать готовый материал.
выступает как технология формирования образа мышления, которая позволяет думать и действовать в рамках компетенций, развить творческий потенциал;
действия в кейсе либо даются в описании, либо предложены в качестве способа разрешения проблемы, в результате должна быть сформирована модель практического действия;
достаточно легко может быть соединена с другими методами обучения.

Плюсы кейс-технологии

Мысли Яна Амоса Коменского 1592 – 1670

Правильно обучать - это не значит вбивать в головы собранную из авторов смесь слов, фраз, изречений, мнений, а это значит — раскрывать способности понимать вещи



Творческих успехов и эффективной работы Вам, уважаемые коллеги!

СПАСИБО!