Применение на уроках истории фрагментов художественных фильмов как средство оптимизации познавательного процесса

  • Руководства для учителя
  • doc
  • 04.03.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Применение на уроках истории фрагментов художественных фильмов как средство оптимизации познавательного процесса “Вы рассказываете и в учебнике написано совсем по-другому, чем показано в фильме “Адмиралъ”. Где правда?” - услышала я реплику от учащегося 11 класса. Наверное, такие и подобные им вопросы слышат все педагоги, в особенности учителя истории от учеников после просмотра не только иностранных, но и отечественных фильмов. Проблема соответствия продукции СМИ и киноиндустрии появилась не сегодня, но именно сейчас наши ученики как никогда активно пользуются именно этими источниками для расширения своего кругозора. Эти источники в первую очередь оказывают большое влияние на формирование их мировоззрения.
Иконка файла материала Применение на уроках истории фрагментов.doc
Применение на уроках истории фрагментов художественных фильмов как средство оптимизации познавательного процесса “Вы рассказываете и в учебнике написано совсем по­другому, чем показано в фильме  “Адмиралъ”. Где правда?” ­ услышала я реплику от учащегося 11 класса. Наверное, такие и подобные им вопросы слышат все педагоги, в особенности учителя  истории от учеников после просмотра не только иностранных, но и отечественных  фильмов. Проблема соответствия продукции СМИ и киноиндустрии появилась не сегодня, но именно сейчас наши ученики как никогда активно пользуются именно этими источниками для  расширения своего кругозора. Эти источники в первую очередь оказывают большое  влияние на формирование их мировоззрения. Многие учителя уже приспособились к данной ситуации и превратили СМИ и видео­ ресурсы в своих союзников и помощников. Не секрет, что многие учащиеся воспринимают  информацию визуально, т.е. запоминают лучше увиденное, чем услышанное. Кроме того,  данные средства позволяют формировать у детей некоторые важные компетенции,  например, умение вычленять необходимую информацию, навыки анализа, сравнения и  абстрагирования, т.е. совершения практически всех мыслительных операций. В подобных  случаях развивается и коммуникация учащихся (умение вести дискуссию, аргументировано  представлять свою позицию). Применять фрагменты художественных фильмов на уроках я начала уже давно. Но до сих  пор такой элемент урока вызывает неоднозначное отношение в учительской среде.  Аргументы “за”: яркость, запоминаемость, эмоциональность, жизнь людей, изображенная  в кинохрониках и документальных фильмах воспринимается не так живо. Кроме того, наше отечественное кино исторические сюжеты снимает достаточно правдиво. Аргументы  “против”: субъективность фильмов и трактовок в них исторических сюжетов, время,  которое затрачивается на просмотр фрагментов, художественный вымысел, обязательно  присутствующий в фильме. Использовать фрагменты художественных фильмов можно в разные моменты урока: 1) В начале урока – для актуализации, мотивации, постановки проблемы или проблемной  ситуации; 2) В ходе изучения нового материала – поиск необходимой информации, решение  проблемы. 3) В конце занятия – для закрепления полученных знаний. 4) На обобщающих занятиях. Приведу примеры. 1. 6 класс. История Средних веков. Тема урока: Рыцарство. В начале урока детям демонстрируется фрагмент фильма “Баллада о доблестном рыцаре  Айвенго”, где происходит рыцарский турнир. Учащиеся заинтересованы, т.к. увидели  “живой” бой рыцарей с вполне конкретной интригой. Далее следует беседа по  просмотренному отрывку: ­ Что вы увидели в фильме? – бой рыцарей или рыцарский турнир (в зависимости от  уровня кругозора детей).­ Чем занимались средневековые феодалы в мирное время? – состязались в военном  мастерстве. ­ Какое вооружение вы увидели у рыцарей? – латы, копья, мечи, булавы. ­ Какие правила боя вы увидели? И т.д. После наводящей беседы переходим к изучению новой темы, используя учебное пособие,  презентации и другие средства. 2. 8 класс. История России. Тема: Отечественная война 1812 г. Изучаем войну по плану: ­ причины, участники, характер, события, итоги и значение. Не  смотря на то, что на тему дан только один урок, лучше усвоить материал поможет  фрагмент из фильма “Война и мир”. Нашим детям сложно представить, каким страшным  был бой на Бородинском поле, а кадры художественного фильма не только оживят, но и  надолго останутся в памяти. После просмотра можно попросить сделать вывод о важности этого события для всего хода войны. 3. 8 класс. История России. Тема: Восстание декабристов. Фрагменты из фильма “Звезда пленительного счастья" могут иллюстрировать и  подготовку восстания, и само выступление на Сенатской площади, и казнь.  Сопровождающие просмотр вопросы могут быть такими:­ Какие причины вынудили цвет  российского дворянства открыто выступить против власти? ­ Почему восстание провалилось? ­ Почему была такая жестокая расправа над декабристами? ­ Каков настоящий результат этого выступления? Кстати, фрагменты этого же фильма я использовала в 8 классе на уроке обществознания  по теме “Самое утреннее из чувств…”. О любви в этом возрасте дети говорят с большим  трудом. А здесь они видят большое разнообразие проявления этого чувства ( любовь к  Родине, матери к сыну, жены к мужу). Здесь же можно определить характерную черту  этого чувства нашей нации: самоотверженность, жертвенность, возвышенность. 4. 9 класс. История России. Тема: Накануне Великой Отечественной войны. К фрагменту фильма “Год 41­й” из цикла “Государственная граница” предлагаются  следующие вопросы: ­ Можно ли сказать, что война с Германией была для СССР  неожиданной? ­ Приведите примеры из фильма. Фильм создан в конце 80­х гг. ХХ века, там четко показаны уже известные нам просчеты,  допущенные руководством страны накануне Великой Отечественной войны. 5. 9, 11 класс. История России. Тема: Великая Отечественная война. Рассказ о борьбе в тылу врага можно иллюстрировать фрагментами из наших фильмов “  Щит и меч”, “Семнадцать мгновений весны”. События на фронтах очень хорошо запоминаются по фильмам “Вторжение”,  “Освобождение”, “Блокада”. При этом нисколько не умаляется значение документального кино и кинохроники, но  живые люди, их судьбы остаются в душах, умах детей все­таки лучше. Причем они  прекрасно понимают, где вымысел и художественный эффект, а где сыграна реальность.Фактически все периоды истории человечества можно иллюстрировать фрагментами из  художественных фильмов. Главное знать с какой целью они применяются, какие ставит  учитель задачи перед собой и учениками на данном уроке. А теперь возвращаясь к вопросу о фильме “Адмиралъ”… Нашим ученикам сейчас значительно сложнее – у них есть огромный выбор. В свое время  мое увлечение историей началось с романа А. Толстого “Петр I”. Я прочитала массу  интереснейших источников о Петре Великом. То же повторилось после фильма и книги о  “Молодой гвардии”. Но тогда было все проще: четко обозначалось “белое” и “черное” в  нашей истории. Сейчас дети сталкиваются с проявлением плюрализма. На выбор предоставлены самые  разные теории, интерпретации, мнения. В том числе (а может быть и в первую очередь) и в кинематографе. Тем более он обладает мощным орудием воздействия – эффектами. Так  произошло и фильмом “Адмиралъ”. Но в глубоком интересе моих учеников к этой  кинокартине имеет и субъективную причину. События Гражданской войны напрямую  связаны с нашим родным городом. С городом Лысьва Пермского края. Итак, уроки по теме Гражданская война 1918­1920 гг. Дети сами предлагают использовать для иллюстрации тех событий фрагменты из фильма “Адмиралъ”. При этом внимательно  изучаются все события и биографии знаменитых военачальников. Но фильм оказывает  неизгладимое впечатление и рождается вопрос: кто же был прав? Вот и проблема для  урока. Для того, чтобы ответить на этот вопрос, необходимо поискать дополнительную  информацию, чем дети и занимаются, готовясь к уроку. Всплывают красный и белый  террор, тоже показанные в фильме. Но оказывается все не так просто. Лысьва всегда была “красной”, ведь здесь располагался крупный металлургический завод.  Революционные традиции возникли еще в годы первой российской революции 1905­1907  гг. Большевики нашего города помогали устанавливать Советскую власть в соседних городах  Пермской губернии. Многие лысьвенцы, разумеется, вступили в Красную Армию. Наш  город был важным железнодорожным узлом, долго сопротивлялся войскам адмирала  Колчака. Город назвали “Уральским Кронштадтом”. После того, как части РККА были  вынуждены покинуть город, в нем остались раненые красноармейцы и семьи тех, кто ушел  с “красными”. Расправа колчаковцев, занявших Лысьву, была жестокой. Многие погибли, даже мирные  жители. Вот такие факты из истории города привели учащихся к очень важному выводу. Приведу строки из рефлексии. “Гражданская война – это самая страшная война, потому  что в ней сын воюет против отца, брат против брата и т.д.”. “ В этой войне нет  победителей. Жизни людей дороже любой идеологии”. “Эта война ничего не дала. Ведь  все равно мы вернулись к рыночной экономике и демократии”. Наверное, если бы я или  даже сами дети просто рассказали о войне, такого результата не получилось. Но  фрагменты из фильма и факты из истории родного города дали возможность сравнивать  и анализировать. Данная работа дала возможность объективно оценивать исторические события,  воспитывать в них и патриотизм и толерантность, а также навыки поиска краеведческой  информации. Таким образом, использование на уроках истории фрагментов из художественных  фильмов помогает реализовать следующие задачи:1. Смотивировать учащихся на изучение определенной темы или на выполнение  конкретной работы. 2. Развить определенные умения, навыки и компетенции учащихся. 3. Привлечь внимание детей к той или иной теме или проблеме. 4. Превратить продукцию кинематографа в одно из мощных средств образовательного  процесса. 5. Расширение кругозора и познавательной активности учащихся. Примеров применения продукции киноиндустрии на уроках истории и обществознания  можно привести огромное множество. Здесь приведены лишь некоторые примеры.