Применение технологии полного усвоения на уроках алгебры для активизации познавательной деятельности обучающихся
Оценка 4.8

Применение технологии полного усвоения на уроках алгебры для активизации познавательной деятельности обучающихся

Оценка 4.8
Повышение квалификации +1
pdf
математика
Взрослым
01.04.2017
Применение технологии полного усвоения на уроках алгебры для активизации познавательной деятельности обучающихся
Можно утверждать, что новые технологии самостоятельного обучения имеют в виду, прежде всего повышение активности учащихся: истина добытая путем собственного напряжения усилий, имеет огромную познавательную ценность. Одной из таких технологий является технология полного усвоения. В работе описаны основные принципы технологии полного усвоения и приведены примеры
Технология полного усвоения.pdf

     

 

Применение технологии полного усвоения на уроках алгебры

для активизации познавательной деятельности обучающихся

 

 

Курган Татьяна Викторовна,

учитель математики МБОУ «Лузинская СОШ №2»

        

Вопросы активизации познавательной деятельности учащихся относятся к числу наиболее актуальных проблем современной педагогической науки и практики. Реализация принципа активности в обучении имеет большое значение, т.к. обучение и развитие носят деятельностный характер, и от качества учения как деятельности зависит результат обучения, развития и воспитания учащихся 

Ключевой проблемой в решении задачи повышения эффективности и качества учебного процесса является активизация познавательной деятельности учащихся. Знания, полученные в готовом виде, как правило, вызывают затруднения учащихся в их применении к объяснению наблюдаемых явлений и решению конкретных задач. Одним из существенных недостатков знаний учащихся остается формализм, который проявляется в отрыве заученных учащимися теоретических положений от умения применить их на практике.

Обучение - это напряженная, сложная деятельность, при которой необходимо большое усилие ума, воли, воображения, памяти. 

Будучи сложным и многогранным, специально организуемым процессом отражения в сознании учащегося реальной действительности, обучение есть не что иное, как специфический процесс познания, управляемый педагогом. Именно направляющая роль учителя обеспечивает полноценное усвоение учащимися знаний, умений и навыков, развитие их умственных сил и творческих способностей.

Познавательная деятельность - это единство чувственного восприятия, теоретического мышления и практической деятельности. Она осуществляется на каждом жизненном шагу, во всех видах деятельности и социальных взаимоотношений учащихся (производительный и общественно полезный труд, ценностно-ориентационная и художественно-эстетическая деятельность, общение), а также путем выполнения различных предметно-практических действий в учебном процессе

(экспериментирование, конструирование, решение исследовательских задач и т.п.). Но только в процессе обучения познание приобретает четкое оформление в особой, присущей только человеку, учебно-познавательной деятельности или учении.

Отношение учащихся к процессу обучения обычно характеризуется активностью. Активность (учения, освоения, содержания и т.п.) определяет степень (интенсивность, прочность) «соприкосновения» обучаемого с предметом его деятельности.

В структуре активности авторы выделяются следующие компоненты: готовность выполнять учебные задания; стремление к самостоятельной деятельности; сознательность выполнения заданий; систематичность обучения;

стремление повысить свой личный уровень и другие.

С активностью непосредственно сопрягается еще одна важная сторона мотивации учения учащихся - это самостоятельность, которая связана с определением объекта, средств деятельности, её осуществления самим учащимся без помощи взрослых и учителей. Познавательная активность и самостоятельность неотделимы друг от друга:

более активные школьники, как правило, и более самостоятельные; недостаточная собственная активность учащегося ставит его в зависимость от других и лишает самостоятельности.

Управление активностью учащихся традиционно называют активизацией. Активизацию можно определить как постоянно текущий процесс побуждения учащихся к энергичному, целенаправленному учению, преодоление пассивной и стереотипной деятельности, спада и застоя в умственной работе. Главная цель активизации - формирование активности учащихся, повышение качества учебновоспитательного процесса.

В педагогической практике используются различные пути активизации познавательной деятельности, основные среди них - разнообразие форм, методов, средств обучения, выбор таких их сочетаний, которые в возникших ситуациях стимулируют активность и самостоятельность учащихся.

Наибольший активизирующий эффект на занятиях дают ситуации, в которых учащиеся сами должны: отстаивать свое мнение;

принимать участие в дискуссиях и обсуждениях; заниматься обучением отстающих;

объяснять более слабым учащимся непонятный материал; самостоятельно выбирать посильное задание;

находить несколько вариантов возможного решения познавательной задачи

(проблемы);

создавать ситуации самопроверки, анализа личных познавательных и практических действий;

решать познавательные задачи путем комплексного применения известных им способов решения. 

Можно утверждать, что новые технологии самостоятельного обучения имеют в виду, прежде всего повышение активности учащихся: истина добытая путем собственного напряжения усилий, имеет огромную познавательную ценность.

Одной из таких технологий является технология полного усвоения.

 

Краткая характеристика технологии «полного усвоения знаний»

 

 Исходя из установки, что все учащиеся способны полностью усвоить необходимый учебный материал, учитель должен:

1)                провести детальный анализ материала учебной темы и составить перечень предполагаемых результатов обучения (эталон);

2)                организовать самостоятельную работу учащихся по изучению данной темы при консультативной поддержке учителя;

3)                составить текущие проверочные работы по теме таким образом, чтобы достижение обозначенных в эталоне целей обучения оценить по принципу «зачет — незачет»; 4) анализировать результаты проверок для того, чтобы каждый ученик мог обнаружить неясности или ошибки и исправить их;

5) проводить необходимую коррекционную работу и добиваться полного достижения эталона каждым учащимся.

Итоговая отметка может иметь два значения: полное усвоение знаний или его отсутствие. Число отличных отметок не ограничивается; консультативная помощь учителя, а также взаимопомощь учащихся не уменьшает возможность каждого получить отличную отметку. Если все ученики класса помогают друг другу и все хорошо учатся, то все могут заслужить отличные отметки.

Этапы урока, разработанного с использованием технологии полного усвоения:

1)Актуализация знаний, понятий и представлений, способов действий, необходимых для усвоения новой темы.   2)Подача нового материала. 3)Первичная проверка, диагностический тест 4)Разделение на группы: 

-   усвоили материал: получают задания повышенного уровня сложности

-   не усвоили материал: повторная проработка материала альтернативным способом

5)Повторная проверка 6)Планирование дальнейшей коррекции.

 

Примеры разработок дидактических материалов для уроков алгебры в 7 классе по

УМК Дорофеева Г.В. в приложении

Подводя итоги, можно выделить положительные и отрицательные стороны применения технологии полного усвоения:

 

Плюс

Минус

      активность каждого ученика в постижении и передачи знаний в процессе обучения;

      возможность усвоения учебного материала в объеме и в сроки,

определяемыми психофизиологическими особенностями личности;

      возможность уточнять временные рамки прохождения намеченных программой разделов, тем самым предотвращать перегрузки учащихся;

      выработка у учащихся способности к самостоятельному умственному труду, исследовательской деятельности, умение работать в сотрудничестве со сверстниками; потребности в постоянном самообразовании;

      демократичный стиль общения учителя и ученика, учащихся между собой, что является главным средством нравственного воспитания.

 

      отсутствие дидактической  базы;

 

      большая подготовительная работа учителя по разработке диагностических тестов, листов  повторного уровня, продвинутого и углубленного уровней;

 

 

      недостаточная подготовленность учителей работать в

интерактивном режиме весь урок;

 

      неумение учащихся работать в группах;

 

 

      низкий уровень владения учащихся навыками самостоятельной работы.

 

Использованная литература и Интернет источники 

1.     http://www.bestreferat.ru/referat-219757.html (дата обращения 01.08.2016)

2.     Г.В. Лаврентьев, Н.Б. Лаврентьева, Н.А. Неудахина  ИННОВАЦИОННЫЕ

ОБУЧАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКЕ

СПЕЦИАЛИСТОВ (ЧАСТЬ 2)

http://www2.asu.ru/cppkp/index.files/ucheb.files/innov/Part2/ch3/glava_3_1.html

(дата обращения 01.08.2016)

3.     Алгебра. 7 класс: учеб.для общеобразоват.организаций/Г.В. Дорофеев, С.Б. Суворова. Е.А. Бунимович и др. – М.: Просвещение, 2015

4.     Алгебра. Сборник рабочих программ. 7-9 классы6 псобие для учителей общеобразовательных организаций/ составитель Т.А. Бурмистрова. – М.: Просвещение, 2014

5.     Якиманская И.С. Развивающее обучение. М.: Просвещение, 1989. 75 с.

Применение технологии полного усвоения на уроках алгебры для активизации познавательной деятельности обучающихся

Применение технологии полного усвоения на уроках алгебры для активизации познавательной деятельности обучающихся

Познавательная деятельность - это единство чувственного восприятия, теоретического мышления и практической деятельности

Познавательная деятельность - это единство чувственного восприятия, теоретического мышления и практической деятельности

В педагогической практике используются различные пути активизации познавательной деятельности, основные среди них - разнообразие форм, методов, средств обучения, выбор таких их сочетаний, которые в возникших…

В педагогической практике используются различные пути активизации познавательной деятельности, основные среди них - разнообразие форм, методов, средств обучения, выбор таких их сочетаний, которые в возникших…

Итоговая отметка может иметь два значения: полное усвоение знаний или его отсутствие

Итоговая отметка может иметь два значения: полное усвоение знаний или его отсутствие

Использованная литература и Интернет источники 1

Использованная литература и Интернет источники 1

Алгебра. Сборник рабочих программ

Алгебра. Сборник рабочих программ
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
01.04.2017