ПРИМЕНЕНИЕ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩЕЙ ТЕХНОЛОГИИ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЕ.

  • Документация
  • Занимательные материалы
  • Разработки уроков
  • Руководства для учителя
  • docx
  • 26.03.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

В школьных условиях как нигде больше возрастает роль сохранения здоровья учащихся. Анализ данных о состоянии здоровья школьников показывает, что количество абсолютно здоровых детей к окончанию полной средней школы падает, что свидетельствует не только о неблагоприятных условиях жизни, но и о недостаточном внимании учителей школы к оздоравливанию учащихся.
Иконка файла материала 1231.docx
ПРИМЕНЕНИЕ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩЕЙ ТЕХНОЛОГИИ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЕ. культуры Автор  учитель физической  МОУ СОШ №20 Добрышев Станислав Анатольевич   Здоровьесберегающая технология в школе. Все технологии, безусловно, целенаправленны на развитие способностей учащихся,   реализация   которых   возможна   только   при   сохранении   и укреплении здоровья в процессе обучения и воспитания.Утверждение   «здорового   образа   жизни»   подрастающего   поколения сегодня   рассматривается   в   практике   работы   школы,   как   одно   из приоритетных направлений. Применение технологий   будет эффективно на физически   и     психически   здоровых   учащихся.   Оттого   насколько   успешно удастся   сформировать   и   закрепить   здоровьесберегающие   ориентации   и навыки здорового образа жизни в молодом возрасте, зависит реальный образ жизни человека. В   школьных   условиях   как   нигде   больше   возрастает   роль   сохранения здоровья   учащихся.   Анализ   данных   о   состоянии   здоровья   школьников показывает, что количество абсолютно здоровых детей к окончанию полной средней  школы падает, что  свидетельствует  не только о неблагоприятных условиях   жизни,   но   и   о   недостаточном   внимании   учителей   школы   к оздоравливанию  учащихся. Здоровьесберегающая   технология   включает   разновидность   всех педагогических технологий и оказывает активное воспитательное воздействие на личность учащихся в сфере сбережения здоровья. Цель ее – обеспечить школьнику возможность сохранения здоровья за период обучения в школе, сформировать у него необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу жизни и использовать их в повседневной жизни.  Отсюда   определяются   и   принципы   организации   здоровьесберегающей среды школы и процесса обучения в частности:  • Ненанесение вреда – стремиться помочь школьнику сохранить и восстановить уже утраченное; • Действенная   забота   о   здоровье   учащихся   по   формуле   «Это полезно для здоровья»; • Принцип   триединого   представления   о   здоровье   (физического, психического и духовно­нравственного); Необходима   учебная   и   дополнительная   информация   о   здоровье, учитывая   возрастные   особенности   учащихся.   А   также   придать   процессу завораживающий характер: новизну, субъективность, экзотичность, а самим учителям запастись терпением и приготовиться к здоровому, оправданному ожиданию результатов и применить педагогическую поддержку.  Основными   средствами   в   достижении   целей   здоровьесберегающей технологии обучения является:  • Средства  двигательной  направленности:  движение, физические упражнения: пальчиковая, корригирующая и дыхательная гимнастики,физкультминутки,   подвижные   перемены,   эмоциональные   разрядки, минутки покоя, ЛФК, подвижные игры, оздоровительная физкультура, массаж и самомассаж, психогимнастика, тренинг. • Оздоровительные   силы   природы:   закаливание,   проведение занятий на свежем воздухе, солнечные воздушные ванны, фитотерапия, витаминотерапия и ароматерапия.   выполнение   • Гигиенические: санитарно­гигиенических требований, личная и общественная гигиена, проветривание и влажная уборка, режим дня, режим двигательной активности, режим питания и сна, ограничение предельного уровня учебной нагрузки во избежание переутомления. Представление   о   здоровьесберегающих   технологиях   соотнесено   с основными проблемами школы, связанными с заботой о здоровье учащихся. К таки проблемам относятся:  • школьные   стрессы   (проблемы,   конфликты,   наличие   вредных привычек и зависимостей учащихся); •  профилактика гиподинамии (увлечение компьютерными играми, Интернетом, недостаточное количество спортивных секций);  • школьные болезни (сколиоз и близорукость); •   отсутствие буфета, спецпитания и диет, обеспечение питьевой водой в районе спортзалов; • низкий   уровень   культуры   здоровья   учащихся   (отсутствие   у многих личностей ответственности за свое здоровье); • некомпетентность педагогов в вопросах здоровья, позволяющих удовлетворить любопытство учеников; • отсутствие   сотрудничества   с   родителями   по   вопросам сохранения   и   укрепления   здоровья   их   детей,   порой   дети   дома   не находят подкрепления здорового образа жизни. В решении указанных проблем нет готовых рецептов, но их системная реализация должна обеспечить здоровьесберегающий эффект. Смысл   каждой   педагогической   технологии   заключается   в   том,   чтобы дать возможность ученику повысить работоспособность и скрыть усталость. Для решения основной задачи здоровьесберегающей технологии ­  сохранение работоспособности: для начала создадим эмоционально­положительный фон урока,   проконтролируем   соблюдение   учащимися   личной   гигиены,   а   нам необходимо   создать   им   санитарно­гигиенические   условия.   В   этоминтенсивном пространстве необходимо снижать напряжение, удовлетворять потребность   учащихся   в   двигательной   активности.   Работоспособность учащихся претерпевает изменения не только в течение дня, но и недели, года. По многочисленным исследованиям, вторник самый благоприятный день, а работоспособность   ученика   самая   высокая;   от   среды   до   субботы   идет снижение,   самые   низкие   показатели   в   понедельник.   Это   диктует,   что   в понедельник и субботу надо проводить уроки облегченного характера. Введенные комплексы зарядки недостаточно регулярно проводятся, их необходимо   активно   внедрять   и   брать   под   контроль   их   исполнение.   Для рациональной   организации   урока   использовать   физкультминутки (элементарные   движения,   гимнастику   (1­2   за   урок   и   3   упражнения, направленных на снятие напряжения мышц спины, пальцев рук и плечевого пояса;   время   проведения   и   содержания   физкультминутки   определяется учителем ведущим урок)).   Чтобы урок сработал как здоровьесберегающий, учитель   должен   использовать   самые   различные   методы:   практический, познавательной игры, ситуационный, соревновательно­игровой.   Хорошая   идея   ­   ввести   гимнастику   до   начала   учебных   занятий   по сменам.   Она   будет   состоять   из   4­6   ОРУ,   требующих   сосредоточенного внимания на точном выполнении упражнений. Продолжительность ее 5 минут. Зарядка   проводится   под   наблюдением   учителя   предметника,   ведущего первый   урок   в   данном   классе.   Содержание   комплекса   разрабатывается учителями физкультуры и меняется один раз в две недели и целесообразно, если   ее   проводить   под   музыкальное   сопровождение.   Ее   цель   –   повысить умственную   работоспособность   учащихся,   настроить   их   на   предстоящую учебную   деятельность   и   предупредить   негативные   сдвиги   в   организме, связанные с длительным нахождением в неподвижной позе. Какое полезное дело – открытие трехразовых занятий спецмедгруппы. Некоторые   учащиеся   их   не   посещают,   а   им   это   крайне   необходимо   по состоянию здоровья. На занятиях они занимаются лечебной физкультурой, и им строго нормируется нагрузка согласно заболеванию. Эффективность этих занятий зависит и от нас учителей. Огромное   имеет   место   в   начальной   школе   ­   тщательное     уделение внимания  и приучение учащихся правильно сидеть за партой. Чем старше становится учащийся, тем меньше уделяется на это времени, а это в первую очередь и приводит к диагнозу заболевания позвоночника и в частности к нарушению каллиграфии по окончании школы.Главный субъект нашей модели – это ученик! Миссия   учителя   физкультуры   –   это   профилактика   заболеваний, валеологизация   хода   урока   и   его   содержания,   увеличение   времени   на двигательную активность учащихся, сохранение и укрепление здоровья детей. Учителям   физкультуры   обязательно   ввести   в   свои   уроки   больше соревновательно­игровых элементов для эмоциональной разгрузки организма! Для предупреждения травматизма всем использовать метод взаимообучения для овладения сложными техническими элементами по разделу гимнастика. В разминке подготовительной части урока использовать непросто упражнения на   профилактику   заболеваний   ОДА   (плоскостопие,   искривление позвоночника), а   еще рассказ, показ с исправлением неправильной осанки каждому   учащемуся   индивидуально   подбирать   упражнения   на   коррекцию осанки и развития телосложения, а также проводить беседы о последствиях заболеваний   на   весь   организм.   На   уроках   с   учениками   младшего   звена необходимо   внедрять   методику   профилактических   упражнений направленных   на   исправление   плоскостопия:   это   упражнения   с   круглой палкой   на   укрепление   мышц   стопы   проводятся   после   измерения   степени плоскостопия у детей по формуле. Все   упражнения   для   улучшения   осанки   и   профилактики   заболеваний ОДА окажут полезное действие только в том случае, если их с учащимися выполнять   регулярно.   Здоровьесберегающая   технология   еще   не   столь действенна   в   нашей   работе,   но   пусть   она   будет   яркой   по   краскам   и эффективной по результатам!