В школьных условиях как нигде больше возрастает роль сохранения здоровья учащихся. Анализ данных о состоянии здоровья школьников показывает, что количество абсолютно здоровых детей к окончанию полной средней школы падает, что свидетельствует не только о неблагоприятных условиях жизни, но и о недостаточном внимании учителей школы к оздоравливанию учащихся.
ПРИМЕНЕНИЕ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩЕЙ ТЕХНОЛОГИИ
В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЕ.
культуры
Автор
учитель физической
МОУ СОШ №20
Добрышев Станислав Анатольевич
Здоровьесберегающая технология в школе.
Все технологии, безусловно, целенаправленны на развитие способностей
учащихся, реализация которых возможна только при сохранении и
укреплении здоровья в процессе обучения и воспитания.Утверждение «здорового образа жизни» подрастающего поколения
сегодня рассматривается в практике работы школы, как одно из
приоритетных направлений. Применение технологий будет эффективно на
физически и психически здоровых учащихся. Оттого насколько успешно
удастся сформировать и закрепить здоровьесберегающие ориентации и
навыки здорового образа жизни в молодом возрасте, зависит реальный образ
жизни человека.
В школьных условиях как нигде больше возрастает роль сохранения
здоровья учащихся. Анализ данных о состоянии здоровья школьников
показывает, что количество абсолютно здоровых детей к окончанию полной
средней школы падает, что свидетельствует не только о неблагоприятных
условиях жизни, но и о недостаточном внимании учителей школы к
оздоравливанию учащихся.
Здоровьесберегающая технология включает разновидность всех
педагогических технологий и оказывает активное воспитательное воздействие
на личность учащихся в сфере сбережения здоровья. Цель ее – обеспечить
школьнику возможность сохранения здоровья за период обучения в школе,
сформировать у него необходимые знания, умения и навыки по здоровому
образу жизни и использовать их в повседневной жизни.
Отсюда определяются и принципы организации здоровьесберегающей
среды школы и процесса обучения в частности:
• Ненанесение вреда – стремиться помочь школьнику сохранить и
восстановить уже утраченное;
• Действенная забота о здоровье учащихся по формуле «Это
полезно для здоровья»;
• Принцип триединого представления о здоровье (физического,
психического и духовнонравственного);
Необходима учебная и дополнительная информация о здоровье,
учитывая возрастные особенности учащихся. А также придать процессу
завораживающий характер: новизну, субъективность, экзотичность, а самим
учителям запастись терпением и приготовиться к здоровому, оправданному
ожиданию результатов и применить педагогическую поддержку.
Основными средствами в достижении целей здоровьесберегающей
технологии обучения является:
• Средства двигательной направленности: движение, физические
упражнения: пальчиковая, корригирующая и дыхательная гимнастики,физкультминутки, подвижные перемены, эмоциональные разрядки,
минутки покоя, ЛФК, подвижные игры, оздоровительная физкультура,
массаж и самомассаж, психогимнастика, тренинг.
• Оздоровительные силы природы: закаливание, проведение
занятий на свежем воздухе, солнечные воздушные ванны, фитотерапия,
витаминотерапия и ароматерапия.
выполнение
• Гигиенические:
санитарногигиенических
требований, личная и общественная гигиена, проветривание и влажная
уборка, режим дня, режим двигательной активности, режим питания и
сна, ограничение предельного уровня учебной нагрузки во избежание
переутомления.
Представление о здоровьесберегающих технологиях соотнесено с
основными проблемами школы, связанными с заботой о здоровье учащихся. К
таки проблемам относятся:
• школьные стрессы (проблемы, конфликты, наличие вредных
привычек и зависимостей учащихся);
• профилактика гиподинамии (увлечение компьютерными играми,
Интернетом, недостаточное количество спортивных секций);
• школьные болезни (сколиоз и близорукость);
• отсутствие буфета, спецпитания и диет, обеспечение питьевой
водой в районе спортзалов;
• низкий уровень культуры здоровья учащихся (отсутствие у
многих личностей ответственности за свое здоровье);
• некомпетентность педагогов в вопросах здоровья, позволяющих
удовлетворить любопытство учеников;
• отсутствие сотрудничества с родителями по вопросам
сохранения и укрепления здоровья их детей, порой дети дома не
находят подкрепления здорового образа жизни.
В решении указанных проблем нет готовых рецептов, но их системная
реализация должна обеспечить здоровьесберегающий эффект.
Смысл каждой педагогической технологии заключается в том, чтобы
дать возможность ученику повысить работоспособность и скрыть усталость.
Для решения основной задачи здоровьесберегающей технологии сохранение
работоспособности: для начала создадим эмоциональноположительный фон
урока, проконтролируем соблюдение учащимися личной гигиены, а нам
необходимо создать им санитарногигиенические условия. В этоминтенсивном пространстве необходимо снижать напряжение, удовлетворять
потребность учащихся в двигательной активности. Работоспособность
учащихся претерпевает изменения не только в течение дня, но и недели, года.
По многочисленным исследованиям, вторник самый благоприятный день, а
работоспособность ученика самая высокая; от среды до субботы идет
снижение, самые низкие показатели в понедельник. Это диктует, что в
понедельник и субботу надо проводить уроки облегченного характера.
Введенные комплексы зарядки недостаточно регулярно проводятся, их
необходимо активно внедрять и брать под контроль их исполнение. Для
рациональной организации урока использовать физкультминутки
(элементарные движения, гимнастику (12 за урок и 3 упражнения,
направленных на снятие напряжения мышц спины, пальцев рук и плечевого
пояса; время проведения и содержания физкультминутки определяется
учителем ведущим урок)). Чтобы урок сработал как здоровьесберегающий,
учитель должен использовать самые различные методы: практический,
познавательной игры, ситуационный, соревновательноигровой.
Хорошая идея ввести гимнастику до начала учебных занятий по
сменам. Она будет состоять из 46 ОРУ, требующих сосредоточенного
внимания на точном выполнении упражнений. Продолжительность ее 5 минут.
Зарядка проводится под наблюдением учителя предметника, ведущего
первый урок в данном классе. Содержание комплекса разрабатывается
учителями физкультуры и меняется один раз в две недели и целесообразно,
если ее проводить под музыкальное сопровождение. Ее цель – повысить
умственную работоспособность учащихся, настроить их на предстоящую
учебную деятельность и предупредить негативные сдвиги в организме,
связанные с длительным нахождением в неподвижной позе.
Какое полезное дело – открытие трехразовых занятий спецмедгруппы.
Некоторые учащиеся их не посещают, а им это крайне необходимо по
состоянию здоровья. На занятиях они занимаются лечебной физкультурой, и
им строго нормируется нагрузка согласно заболеванию. Эффективность этих
занятий зависит и от нас учителей.
Огромное имеет место в начальной школе тщательное уделение
внимания и приучение учащихся правильно сидеть за партой. Чем старше
становится учащийся, тем меньше уделяется на это времени, а это в первую
очередь и приводит к диагнозу заболевания позвоночника и в частности к
нарушению каллиграфии по окончании школы.Главный субъект нашей модели – это ученик!
Миссия учителя физкультуры – это профилактика заболеваний,
валеологизация хода урока и его содержания, увеличение времени на
двигательную активность учащихся, сохранение и укрепление здоровья детей.
Учителям физкультуры обязательно ввести в свои уроки больше
соревновательноигровых элементов для эмоциональной разгрузки организма!
Для предупреждения травматизма всем использовать метод взаимообучения
для овладения сложными техническими элементами по разделу гимнастика. В
разминке подготовительной части урока использовать непросто упражнения
на профилактику заболеваний ОДА (плоскостопие,
искривление
позвоночника), а еще рассказ, показ с исправлением неправильной осанки
каждому учащемуся индивидуально подбирать упражнения на коррекцию
осанки и развития телосложения, а также проводить беседы о последствиях
заболеваний на весь организм. На уроках с учениками младшего звена
необходимо внедрять методику профилактических упражнений
направленных на исправление плоскостопия: это упражнения с круглой
палкой на укрепление мышц стопы проводятся после измерения степени
плоскостопия у детей по формуле.
Все упражнения для улучшения осанки и профилактики заболеваний
ОДА окажут полезное действие только в том случае, если их с учащимися
выполнять регулярно. Здоровьесберегающая технология еще не столь
действенна в нашей работе, но пусть она будет яркой по краскам и
эффективной по результатам!