Научный доклад к защите ВКР на тему: «ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНО-ТВОРЧЕСКИХ ИГР В РЕАЛИЗАЦИИ ИНДИВИДУАЛЬНОГО МАРШРУТА СОЦИАЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С НАРУШЕНИЯМИ ОПОРНО-ДВИГАТЕЛЬНОГО АППАРАТА».
Слайд 1.
Уважаемые члены государственной итоговой аттестационной комиссии, разрешите представить Вам результаты выпускной квалификационной работы на тему: «Использование интеллектуально-творческих игр в реализации индивидуального маршрута социальной адаптации детей младшего школьного возраста с нарушениями опорно-двигательного аппарата».
Актуальность проблемы вхождения людей с нарушением опорно-двигательного аппарата (к примеру, с детским церебральным параличом) в современное общество стоит на первом месте в проблеме обучения и воспитания детей данной категории. Чрезвычайно важными является признание прав ребенка с детским церебральным параличом, признание его интересов, потребностей, а также оказание помощи в процессе его личностного становления. Коррекция недостатков психического развития детей с детским церебральным параличом являются необходимыми факторами для обучения, воспитания и дальнейшей адаптации к жизни.
Важным условием является проявление личностью адекватного уровня социальной адаптации. При этом, как отмечают А.Г. Ковалев и И.А. Георгиева, социальная адаптация может быть представлена в виде некоторого интегративного показателя того состояния человека, которое отражает уровень его психических и физических возможностей, отражающих способность выполнять социально-значимые функции: адекватное восприятие окружающей среды и самого себя; выстроенная система позитивных отношений и общения с окружающими людьми; способность к продуктивной трудовой, учебной и иных видов деятельности; способность адаптировать свое поведение в соответствии с требованиями социума.
В содержательном аспекте социальная адаптация позволяет сблизить ценности и нормы группы и входящего в неё индивида, что происходит через усвоение им традиций, культуры и принятых норм в референтной группе.
Таким образом, все выше сказанное определило проблему исследования, которая заключается в поиске и определении психолого-педагогических особенностей использования технологии эдьютеймента (на примере интеллектуально-творческих игр) при построении и реализации индивидуального маршрута социальной адаптации детей младшего школьного возраста с нарушениями опорно-двигательного аппарата.
Слайд 2.
В связи с этим, целью исследования стало изучение особенностей применения интеллектуально-творческих игр в реализации индивидуального маршрута социальной адаптации детей младшего школьного возраста с нарушениями опорно-двигательного аппарата (на примере детей с детским церебральным параличом).
Слайд 3.
Объект исследования: социальная адаптация детей младшего школьного возраста с нарушениями опорно-двигательного аппарата.
Предмет исследования интеллектуально-творческие игры, как средство реализации индивидуального маршрута социальной адаптации детей младшего школьного возраста с нарушениями опорно-двигательного аппарата.
Слайд 4.
Исходя из поставленной цели, нами были определены следующие задачи:
1. Изучить психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования, определив феноменологию понятий «социальная адаптация», «индивидуальный образовательный маршрут», а также психолого-педагогические особенности детей младшего школьного возраста с НОДА (на примере детей с ДЦП);
2. Разработать программу опытно-экспериментальной работы по изучению особенностей применения интеллектуально-творческих игр в реализации индивидуального маршрута социальной адаптации детей младшего школьного возраста с нарушениями опорно-двигательного аппарата (на примере детей с детским церебральным параличом).
3. Провести диагностическое исследование уровня социальной адаптации детей младшего школьного возраста с нарушениями опорно-двигательного аппарата (на примере детей с детским церебральным параличом).
4. Разработать обобщенную программу индивидуального маршрута социальной адаптации детей младшего школьного возраста с нарушениями опорно-двигательного аппарата (на примере детей с детским церебральным параличом), с использованием интеллектуально-творческих игр.
5. Провести мониторинг результативности индивидуального маршрута социальной адаптации детей младшего школьного возраста с нарушениями опорно-двигательного аппарата (на примере детей с детским церебральным параличом).
Слайд 5.
В качестве основных методов исследования мы использовали: теоретические методы (психолого-педагогической литературы, интерпретация, обобщение опыта и массовой практики, системный анализ), эмпирические (тестирование, беседы с детьми и взрослыми, наблюдение, эксперимент), методы обработки результатов (качественный и количественный анализы результатов исследования).
Слайд 6.
Исследование проводилось на базе ОБОУ «Школа-интернат № 2 им. Г. А. Карманова» г. Курска. В эксперименте приняли участие 5 детей 8-9 лет с нарушением опорно-двигательного аппарата (детский церебральный паралич).
Слайд 7.
Наше исследование состояло из следующих этапов:
1. Теоретический – в рамках которого, нами был проведен анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования, определены основные теоретические концепции, определяющие феномен социальной адаптации, индивидуально-характерологические особенности выборки испытуемых.
2. Констатирующий – на данном этапе, нами был разработан план диагностического исследования, в контексте которого, с детьми младшего школьного возраста с детским церебральным параличом проведено изучение степени социальной адаптации.
3. Действенно-практический – на этом этапе, нами для респондентов была разработан и реализован индивидуальный маршрут социальной адаптации с использованием игротерапии и интеллектуально-творческих игр.
4. Контрольный – проведение повторного диагностического исследования, с целью оценки результативности проделанной работы, а также определение достаточности использованных методов коррекционной работы.
5. Заключительный – подведение итогов и формулирование выводов, на основе качественного и количественного анализа результатов опытно-экспериментальной работы.
Слайд 8.
Таблица 2.1
В рамках нашей выпускной квалификационной работы, выборку исследования составили дети младшего школьного возраста (8-9 лет) с детским церебральным параличом (5 человек) (характеристика выборки испытуемых экспериментальной группы приведена в таблице 2.1).
Перед проведением экспериментального исследования нами была осуществлена работа по сбору и анализу анамнестических сведений о развитии каждого испытуемого. В данном случае исследовалась психолого-педагогическая и медицинская документация детей, а также проводились беседы с детьми и учителями. В заключении психолого-медико-педагогической комиссии у всех испытуемых экспериментальной группы стояло заключение о наличии детского церебрального паралича разной степени тяжести.
Слайд 9.
В качестве основных диагностических методик нами использовались:
· анкета «Оценка уровня школьной мотивации» Н.Г. Лускановой, используемая нами для определения уровня готовности к школьному обучению, общей мотивации учения и школьной адаптации (Приложение 1);
· методика экспертной оценки по Э.М Александровской, направленная на определение уровня социально–психологической адаптации ребенка в школе (Приложение 2).
Слайд 10.
В результате проведенной диагностической работы на констатирующем этапе нами были получены сведения об уровне социальной адаптации детей к школьному обучению (см. Рисунок 2.1).
Как видно из рисунка 2.1 среди испытуемых выявлено следующее распределение:
· 80% испытуемых (Мария Ф., Александра Х., Илья В., Максим Р.), имеют уровень развития социальной адаптации к школьному обучению ниже среднего. Данные испытуемые посещают школу с неохотой, предпочитают достаточно часто пропускать занятия, в ходе уроков могут часто отвлекаться на посторонние дела и игры. По словам педагогов, испытывают серьёзные затруднения в учёбе. Можно сказать, что данный испытуемые находятся в состоянии неустойчивой социальной адаптации к школе и школьному обучению. Отметим, что в процессе выполнения экспериментального задания, все испытуемые проявляли высокий уровень интереса.
· 20% испытуемых (Александр П.), в ходе диагностического исследования показал низкий уровень развития социальной адаптации к школьному обучению. У Александра существуют существенные проблемы в общении со сверстниками, в общении с педагогами бывает конфликтен, в обучении проявляет незаинтересованность, отказывается следовать общепринятым нормам и правилам, считает школьную среду враждебной для себя (по наблюдению педагога-психолога).
Слайд 11.
В дальнейшем мы провели анкетирование классных руководителей, в классе которых обучаются выбранные нами респонденты. По итогам анкетирования мы получили следующие результаты, представленные на рисунке 2.2.
Так:
· 60% испытуемых (Мария Ф., Илья В., Максим Р.), находятся в зоне неполной социальной адаптации, что проявляется в нарушении адаптивного поведения, неумении выстраивать взаимоотношения со сверстниками, наличием психоэмоциональной напряженности в коллективе обучающихся;
· 40 % испытуемых (Александра Х., Александр П.), находятся в зоне дезадаптации, проявляя низкий интерес к учебному процессу, своим сверстникам, в классах часто являются инициаторами конфликтных ситуаций, проявляют элементы агрессивного поведения, не справляются в должном объеме с образовательной программой.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что в группе детей младшего школьного возраста с детским церебральным параличом, отмечается тенденция сниженной социальной адаптации, а у нескольких испытуемых риск дезадаптивного поведения.
Так, нами было установлено что:
· Мария Ф. проявляет недостаточный уровень адаптации в коллективе сверстников (первичной коммуникации), не всегда может работать в коллективе, а также имеет определенные сложности в контроле своего психоэмоционального состояния;
· Александра Х., находится в зоне риска дезадаптивного поведения, не умеет взаимодействовать со сверстниками, проявляет агрессию и агрессивное поведение, может выражать свое недовольство в ярко-экспрессивной форме, с учебными заданиями не справляется;
· Александр П., находится в зоне риска дезадаптивного поведения, показывает низкий уровень школьной мотивации, работать в коллективе не умеет (постоянно дистанцируется), свое недовольство может проявлять в виде гнева или агрессии;
· Илья В., находится в зоне неполной адаптации, может быть агрессивным по отношению к сверстникам, контактен, но навык социального взаимодействия развит слабо;
· Максим Р, так же находится в зоне неполной адаптации, имеет уровень школьной мотивации ниже среднего, часто ругается со сверстниками, не обладает навыками эффективной коммуникации и умения работать в коллективе (часто отстраняется от групповой работы, сидит в углу класса).
В результате проведенной диагностической работы на констатирующем этапе мы пришли к выводу о необходимости разработки и реализации индивидуального маршрута социальной адаптации с использованием интеллектуально-творческих игр для детей младшего школьного возраста с детским церебральным параличом.
Цель индивидуального маршрута: создание коррекционно-развивающей среды в контексте социальной адаптации детей младшего школьного возраста с детским церебральным параличом, при помощи интеллектуально-творческих игр и элементов игротерапии.
Задачи индивидуального маршрута социальной адаптации:
1. диагностика степени социальной адаптации детей младшего школьного возраста с детским церебральным параличом;
2. разработка и внедрение комплекса универсальных занятий с использованием интеллектуальных игр;
3. апробация индивидуального маршрута социальной адаптации детей младшего школьного возраста с детским церебральным параличом.
Структура программы индивидуального маршрута социальной адаптации.
Индивидуальный маршрут социальной адаптации включает в себя следующие этапы:
· ориентировочный этап. На данном этапе, происходит первичная диагностика степени социальной адаптации, определяется индивидуальная структура содержания занятий для каждого обучающегося, создается положительный психологический настрой у обучающихся.
· деятельностный этап. В рамках данного этапа проводится основная работа по развитию и формированию социально-значимых навыков у обучающихся, с целью повышения способности к социальной адаптации и адаптивному поведению. Работа проводится как в индивидуальном формате, так и в групповом (при моделировании социальных ситуаций, развитии взаимодействия между обучающимися).
· итоговый этап. Данный этап направлен на закрепление полученного опыта, получение обратной связи со стороны участников, проведение мониторинговых мероприятий.
Количество занятий и их организация.
Занятия проводятся в учебных группах, в которых находятся обучающиеся с детским церебральным параличом, тем самым с одной стороны способствуя их лучшему включению в детский коллектив, а с другой – развивая навыки общения и адаптивного поведения.
Для наших испытуемых были определены следующие планы занятий.
Слайд 12. – таблица занятий
Нами была разработана унифицированная форма организации и проведения занятий, представленная на странице _____.
Таким образом, используя данную унифицированную форму, можно формировать программы индивидуального маршрута социальной адаптации (ИМСА) для всех участников опытно–экспериментальной работы. Следует отметить, что большая часть игры и упражнений носит коллективный характер, а предлагаемый нами маршрут социальной адаптации (МСА) – индивидуальный. Данный парадокс, мы раскрываем через концептуальный подход в организации работы:
· было проведено диагностическое исследование обучающихся младшего школьного возраста с ДЦП из разных классов;
· на основании выявленных отклонений в степени социальной адаптации, нами было сформирован индивидуальный план МСА;
основная работа по коррекции недостатков социальной адаптации проводилась в тех классах, в которых обучаются испытуемые. Это позволило нам не только включить обучающегося в более плотное взаимодействие со своими сверстниками, но и для испытуемого – реализовать программу ИМСА, а для остальных обучающихся – организовать внеурочную деятельность в игровой форме.
Слайд 13.
В результате проведенной повторной диагностической работы (контрольный этап опытно-экспериментальной работы по изучению возможностей использования интеллектуально-творческих игр в реализации индивидуального маршрута социальной адаптации детей младшего школьного возраста с нарушениями опорно-двигательного аппарата) нами были получены сведения об уровне социальной адаптации к школьному обучению:
· отмечается положительная динамика у трех испытуемых (Мария Ф., Илья В., Максим Р.), которые на контрольном этапе показали средний уровень развития социальной адаптации к школьному обучению. Данные испытуемые стали проявлять более адаптивное поведение в школе и классе, чувствуют себя комфортно в коллективе, начали больше общаться со сверстниками, в общении с педагогами доброжелательны, количество конфликтных ситуаций снизилось в 2 раза, стараются не проявлять агрессии. Тем не менее, если оценивать мотивацию к школьному обучению, то познавательные мотивы не ярко выражены (учебный процесс не особо привлекателен, больше интересует общение и коммуникация со сверстниками);
· Александра Х., по результатам вторичной диагностики набрала 14 баллов (в то время как на констатирующем этапе – 10), тем не менее осталась в границах уровня развития социальной адаптации к школьному обучению – ниже среднего;
· не наблюдается динамических изменений в уровне развития социальной адаптации к школьному обучению у Александра П. По результатам ИМСА, все так же отмечаются проблемы в общении со сверстниками, в общении с педагогами бывает конфликтен, в обучении проявляет незаинтересованность, отказывается следовать общепринятым нормам и правилам, считает школьную среду враждебной для себя (по наблюдению педагога-психолога).
Слайд 14.
В дальнейшем мы провели повторное анкетирование классных руководителей, в классе которых обучаются выбранные нами респонденты.
Как видно из рисунка 2.4, у детей младшего школьного возраста с детским церебральным параличом, по результатам реализации индивидуальных маршрутов социальной адаптации, отмечаются следующие динамические изменения:
· 40 % испытуемых (Мария Ф., Илья В.), в результате проведенной работы находятся в зоне адаптации, проявляя достаточный уровень социально-психологической адаптации в школе. Активно взаимодействуют со сверстниками, не являются инициаторами конфликтных ситуаций, проявляют адекватный познавательный интерес;
· 40 % испытуемых (Максим Р. и Александра Х.), находятся в зоне неполной социальной адаптации, что проявляется в нарушении адаптивного поведения, неумении выстраивать взаимоотношения со сверстниками, наличием психоэмоциональной напряженности в коллективе обучающихся. Тем не менее, следует заметить, что в результате реализации индивидуальных маршрутов социальной адаптации, динамические изменения наблюдаются у Александры Х. (так как изначально она была в зоне дезадаптации), в то время как у Максима Р. таких динамических изменений не отмечается;
· у Александра П., в результате реализации индивидуального маршрута социальной адаптации динамических изменений не отмечается. Все так же находясь в зоне дезадаптации, Александр П. проявляет низкий интерес к учебному процессу, своим сверстникам, часто является инициаторами конфликтных ситуаций, проявляет элементы агрессивного поведения, не имеет устойчивой познавательной мотивации.
Таким образом, по результатам проделанной работы, можно сделать вывод о том, что для большей части испытуемых с детским церебральным параличом, использование игротерапии и интеллектуально-творческих игр в реализации индивидуального маршрута социальной адаптации оказалось эффективным.
ИТОГ
понятие социально–психологической адаптации рассматривается многогранно и обширно, но в самом общем смысле, под данным феноменом понимают некоторую способность индивида к проявлению адаптивного поведения в той или иной организации или группе, выработке системы новых взаимоотношений с ними, а также индивидуального набора адаптивных реакций. В отношении обучающихся младшего школьного возраста с детским церебральным параличом, в большей степени речь идет с одной стороны об адаптации к процессам обучения и воспитания (что проявляется в школьной мотивации), а с другой – умении выстраивать социальные взаимоотношения с классом и сверстниками.
В дальнейшем нами была организована опытно-экспериментальная работа по изучению возможностей использования интеллектуально-творческих игр в реализации индивидуального маршрута социальной адаптации детей младшего школьного возраста с нарушениями опорно-двигательного аппарата (на примере детей с детским церебральным параличом), которая реализовывалась в несколько этапов: теоретический, констатирующий, формирующий, контрольный и заключительный.
В ходе констатирующего этапа опытно экспериментальной работы, мы определили следующую тенденцию в группе испытуемых:
· Мария Ф. проявляет недостаточный уровень адаптации в коллективе сверстников (первичной коммуникации), не всегда может работать в коллективе, а также имеет определенные сложности в контроле своего психоэмоционального состояния;
· Александра Х., находится в зоне риска дезадаптивного поведения, не умеет взаимодействовать со сверстниками, проявляет агрессию и агрессивное поведение, может выражать свое недовольство в ярко-экспрессивной форме, с учебными заданиями не справляется;
· Александр П., находится в зоне риска дезадаптивного поведения, показывает низкий уровень школьной мотивации, работать в коллективе не умеет (постоянно дистанцируется), свое недовольство может проявлять в виде гнева или агрессии;
· Илья В., находится в зоне неполной адаптации, может быть агрессивным по отношению к сверстникам, контактен, но навык социального взаимодействия развит слабо;
· Максим Р, так же находится в зоне неполной адаптации, имеет уровень школьной мотивации ниже среднего, часто ругается со сверстниками, не обладает навыками эффективной коммуникации и умения работать в коллективе (часто отстраняется от групповой работы, сидит в углу класса).
Основываясь на полученных данных, нами для каждого испытуемого был разработан индивидуальный маршрут социальной адаптации, в котором в качестве основного средства коррекционно-развивающего воздействия использовались игротерапия и интеллектуально творческие игры, представленные по трем социально-значимым компетенциям: умение взаимодействовать со сверстниками (первичная коммуникация); умение работать в коллективе; снятие психоэмоционального напряжения.
В результате, на контрольном этапе опытно-экспериментальной работы по изучению возможностей использования интеллектуально-творческих игр в реализации индивидуального маршрута социальной адаптации детей младшего школьного возраста с нарушениями опорно-двигательного аппарата (на примере детей с детским церебральным параличом), мы получили следующие данные:
· 60 % испытуемых имеют положительную динамику изменения уровня социальной адаптации к школьному обучению;
· у 40 % испытуемых отмечаются только изменения количественных показателей социальной адаптации к школьному обучению, в то время как на качественном уровне изменений не наблюдается;
· 40 % испытуемых, в результате реализации индивидуальных маршрутов социальной адаптации, находятся в зоне адаптации и адаптивного поведения;
· у 40% испытуемых не наблюдается положительной динамики, в уровне социальной адаптации (входят в зону неполной адаптации);
· 20 % испытуемых остаются в зоне социальной дезадаптации.
Таким образом, можно говорить о том, что для 60% испытуемых разработанные и реализованные индивидуальные маршруты социальной адаптации оказались эффективными и привели к положительным динамическим изменениям, в то время как для 40% испытуемых ИМСА оказались недостаточными, что мы объясняем коротким периодом реализации работы по внедрению ИМСА.
Исходя и выше сказанного, можно сделать вывод о том, что все поставленные задачи выпускной квалификационной работы были решены, а исходная цель – изучение особенностей применения интеллектуально-творческих игр в реализации индивидуального маршрута социальной адаптации детей младшего школьного возраста с нарушениями опорно-двигательного аппарата (на примере детей с детским церебральным параличом), достигнута в полном объеме.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.