Пример текста для слайдов 5
Оценка 4.8

Пример текста для слайдов 5

Оценка 4.8
docx
27.05.2021
Пример текста для слайдов 5
пример текста для слайдов 5.docx

Научный доклад к защите ВКР на тему: «ОРГАНИЗАЦИОННО-СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЕ АСПЕКТЫ РАБОТЫ СПЕЦИАЛЬНОГО ПСИХОЛОГА ПО ПРОФИЛАКТИКЕ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ ПОДРОСТКОВ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ В ПРОЦЕССЕ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ».

Слайд 1.

Уважаемые члены государственной итоговой аттестационной комиссии, разрешите представить Вам результаты выпускной квалификационной работы на тему: «Организационно-содержательные аспекты работы специального психолога по профилактике девиантного поведения подростков с задержкой психического развития в процессе внеурочной деятельности».

В современном российском обществе, с каждым годом отмечается тенденция роста преступности среди подростков, на фоне чего отличительной особенностью является рост лиц с девиантным поведением. Такие отклонения в поведении, возникают с одной стороны, как результат имеющейся нестабильности общества (на политическом и социально-экономическом уровнях), а с другой стороны в изменении содержательной стороны ценностных ориентиров современных подростков. Рассматривая проблему проявления девиантного поведения среди подростков с задержкой психического развития, следует отметить, что незрелость эмоционально-волевой сферы, недоразвитие некоторых когнитивных и психических функций, обуславливают проявление зависимого поведения, сниженный уровень волевого самоконтроля, агрессию и агрессивное поведение.

С точки зрения психологической науки, под девиантным поведением понимается такой вид активности субъекта, который приводит к нарушению общественных норм. К устойчивым формам девиантного поведения, относят: делинквентное поведение (имеющее в своей основе крайнюю антиобщественную направленность); аддиктивное поведение (представляющее собой различные виды зависимого поведения); психопатологическое поведение; агрессивное поведение и насилие; саморазрушающее поведение (проявляемое в крайней форме как суицид).

Все выше сказанное, определило постановку проблемы исследования – поиск наиболее эффективных путей организации работы специального психолога по профилактике девиантного поведения подростков с задержкой психического развития в процессе внеурочной деятельности. Решение данной проблемы, приведет к более четкому и организованному процессу профилактической работы в учебных заведениях.

Слайд 2.

Цель нашего исследования - изучить организационно-содержательные аспекты работы специального психолога по профилактике девиантного поведения подростков с задержкой психического развития в процессе внеурочной деятельности.

Слайд 3.

Объект исследования: девиантное поведение.

Предмет исследования: работа специального психолога по профилактике девиантного поведения подростков с задержкой психического развития в процессе внеурочной деятельности.

Слайд 4.

Задачи исследования:

1.                 Изучить психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования.

2.                 Раскрыть особенности организационно-содержательных аспектов работы специального психолога.

3.                 Провести опытно-экспериментальную работу по изучению девиантного поведения подростков с задержкой психического развития.

4.                 Разработать программу профилактики девиантного поведения у подростков (с использованием средств танцевальной терапии).

5.                 Провести контрольное диагностическое исследование.

Слайд 5.

В качестве основных методов исследования мы использовали: теоретические методы (психолого-педагогической литературы, интерпретация, обобщение опыта и массовой практики, системный анализ), эмпирические (тестирование, беседы с детьми и взрослыми, наблюдение, эксперимент), методы обработки результатов (качественный и количественный анализы результатов исследования).

Слайд 6.

База исследования: указать базу

Слайд 7.

Наше исследование состояло из следующих этапов:

Констатирующий этап. На данном этапе, нами в период с июня по август 2019 года была организована диагностическая работа по выявлению склонности к девиантному поведению.

Формирующий этап. После проведения первичной диагностики, нами, совместно с педагогом- психологом __________, была разработана программа психологической профилактики девиантного поведения с использованием элементов танцевальной терапии, в рамках внеурочной деятельности.

Контрольный этап. На данном этапе, после реализации нашей программы, была проведена повторная диагностическая работа, направленная на определение склонности подростков с задержкой психического развития к проявлению девиантного поведения. Полученные результаты были количественно и качественно обработаны, сформулированы выводы.

Исследование проводилось на базе __________, всего в исследовании приняли участие 5 юношей категории риска в возрасте 13 лет, подробное описание выборки представлено в Таблице 2.1.

Слайд 8.

Таблица 2.1

В качестве основного диагностического инструментария нами использовалась методика «Определение склонности к отклоняющемуся поведению» (А.Н. Орел), которая позволяет выявить группу риска среди детей подросткового возраста. По итогам проведенной диагностики, нами были получены следующие результаты:

Слайд 9.

Таблица 2.2

Как видно из таблицы 2.2, у испытуемых достаточно разнообразные показатели. Так, Андрей, имеет склонность давать социально-одобряемые ответы, желание выставить себя в лучшем свете, а также настороженно относится к ситуации тестирования. Виктор, Влад, Роман и Сергей, не демонстрируют такого поведения.

Склонность к нарушению норм и правил, нонкомформизму, стремлению противопоставлять индивидуальные (личные) ценности групповым наблюдаются у в большей степени к Влада и Сергея, в меньшей степени – Андрей и Виктор, и не отмечается такого поведения у Романа.

Склонность к аддиктивному поведению, готовности реализовать такую модель поведения, у испытуемых не отмечается, хотя полученные результаты приближаются к рисковым значениям.

Самоповреждающее и саморазрушающее поведение (риск такого поведения), выражающееся в стремлении к риску собственной жизнью, поиску острых ощущений у испытуемых находится в пределах низких значений, что отражается в отсутствии готовности к реализации такого поведения, и концентрации на тревожном состоянии.

У всех испытуемых выявлена склонность к агрессии. В то же время, у 4 испытуемых (Виктор, Влад, Роман и Сергей), отмечается агрессивная направленность личности, которая проявляется в первую очередь во взаимоотношениях со сверстниками и взрослыми. Как отмечают педагоги и психолог, Сергей, нередко проявляет такое поведение, в котором целенаправленно может оскорблять и обижать детей младше себя (тем самым повышая свою самооценку).

Андрей и Виктор, в большей степени имеют слабый волевой контроль своих эмоциональных реакций, отличаются неспособностью контролировать свое поведение в период эмоциональных вспышек гнева, а также переносят свои негативные эмоции непосредственно в поведение. Влад, Роман и Сергей проявляют такое поведение ситуативно, тем не менее оставаясь в группе риска по данному критерию.

Примечательным является тот факт, что у всех испытуемых по шкале склонности к деликвентному поведению, набраны баллы, приближающиеся к границам риска, но не входящих в них. Полученные результаты свидетельствуют о не выраженности тенденции к деликвентному поведению.

Как видно из полученных результатов исследования, у подростков с задержкой психического развития наблюдается склонность к проявлению отклоняющегося поведения, как на поведенческом уровне, так и на уровне мнений. Для решения данной проблемы, нами была разработана, совместно с психологом учебного заведения, программа психологической профилактики девиантного поведения. Данная программа реализуется во внеурочной деятельности и носит характер групповой работы.

 

Далее рассказ про программу (наличие слайдов уточнить у научного руководителя).

 

Программа включает четыре основных этапа, различающихся по своим задачам и продолжительности:

1.                 Этап – ориентировочный. В рамках данного этапа разработано 1 занятие, направленное на знакомство членов группы. Разработанные упражнения помогают актуализировать процессы взаимодействия в группе, повышения психологического настроя участников, стабилизации психоэмоционального состояния.

2.                 Этап – диагностический (2 занятия). На данном этапе проводится диагностика по выявлению отклонений в поведении, определяются индивидуальные характерологические особенности участников, определяется уровень общей тревожности, подбираются наиболее оптимальные механизмы профилактики девиантного поведения (конкретно-индивидуальные танцевальные упражнения).

3.                 Этап – развивающий (7 занятий). На данном этапе проводится основная работа, по развитию навыков самоконтроля, обучению навыкам расслабления и преодоления негативных эмоций, способности выражать свое эмоциональное состояние через танцевальное движение.

4.                 Этап – итоговый (2 занятия). На данном этапе проводится комплекс упражнений, направленных на закрепление полученных знаний, умений и навыков, проводится повторная диагностика, определяются перспективы дальнейшего развития практических приемов использования танцевальной терапии в ходе обучения.

Организация занятий:

1.                 - вводное (одно занятие),

2.                 - уточнение проблемы, диагностика (два занятия),

3.                 - работа над проблемой (семь занятий),

4.                 - закрепление материала (одно занятие),

5.                 - выход из проблемы (одно занятие).

Состав группы: подростки с ЗПР, проявляющие агрессивное поведение, 13 лет, в количестве 5 человек.

Цель: организация коррекционно-развивающей среды при помощи реализации психолого-педагогической программы профилактики девиантного поведения подростков с ЗПР, через развитие и изменение системы отношений и взаимоотношений личности.

Задачи:

1.                 Диагностика склонности к девиантному поведению подростков с нарушением ЗПР.

2.                 Анализ полученных результатов, подбор танцевальных упражнений.

3.                 Проведение профилактических занятий, через использование комплекса танцевальных упражнений.

4.                 Развитие навыков межличностного общения.

5.                 Развитие навыков решения конфликтных ситуаций.

Поставленная цель и определенные задачи, решаются через:

                   осознание участниками своего танцевально-экспрессивного репертуара, сопряженного с определенными паттернами межличностных отношений и отношений в группе;

                   развитие участниками репертуара межличностных отношений (как позитивных, так и негативных) за счет расширения танцевально-экспрессивного репертуара;

                   отреагирование участниками группы негативных чувств и отношений;

                   повышение спонтанности участников в выражении различных чувств и отношений;

                   стимулирование у участников активности и инициативы в установлении и поддержании отношений;

                   возникновение общих позитивных чувств и взаимоотношений между участниками группы.

 

Слайд 10.

 После реализации программы профилактики девиантного поведения у подростков с задержкой психического развития в процессе внеурочной деятельности, нами было проведено повторное диагностическое исследования, в ходе которого, были выявлены некоторые динамические изменения (см. Таблица 2.3).

Как видно из таблицы 2.3, у большинства испытуемых отмечаются положительные динамические сдвиги. Рассмотрим результаты более подробно.

У Андрея, по таким показателям как: склонность к социально-одобряемому поведению; склонность к нарушению норм и правил, а также склонность к волевому контролю наблюдается снижение по первичным баллам. Это говорит о том, что Андрей начал лучше контролировать свои эмоциональные реакции, начал стремиться соблюдать общепринятые правила поведения. Тем не менее, отмечается рост таких значений как: склонность к агрессии и насилию и склонность к аддиктивному поведению. По словам родителей мальчика, в момент проведения профилактической работы, он оказался подвержен влиянию одной из дворовых компаний. По нашему мнению, это могло оказать влияние на повышение значений в показателях риска. Таким образом, для данного испытуемого программа профилактики оказывается недостаточной, так как не учитывает возможное влияние внешних факторов (ближайшее социальное окружение в виде значимой группы).

Виктор. В начале профилактической работы, Виктор отличался некоторым уровнем неусидчивости и стремлением внести сумятицу в процесс работы. Тем не менее, уже к 4 занятию, Виктор активно включился в деятельность, заинтересовался таким направлением танца как «хип-хоп», стал более открытым и эмоционально раскрепощенным. По результатам вторичной диагностики, мы видим (см. Таблица 2.3), что у Виктора отмечается положительная динамика в таких показателях как: склонность к нарушению норм и правил; склонность к агрессии и насилию, повышение уровня волевого самоконтроля своих эмоциональных реакций, а также, заметные изменения (на 25 баллов) произошли в показателе «склонность к аддиктивному поведению». В этом случае, мы можем говорить об эффективности проведенной работы.

Влад. В процессе реализации программы профилактической работы, показал себя активным юношей, способным включаться в совместную деятельность как со сверстниками, так и взрослыми. Проявил большой интерес к танцевальной импровизации, в ситуациях напряженности смог адекватно реагировать и сдерживать свои эмоции (хотя давалось это достаточно трудно). В результате, после проведения нашей работы, у Влада, отмечается заметная положительная динамика по таким показателям: склонность к нарушению норм и правил – 51 (а было – 62); склонность к аддиктивному поведению (45 – до реализации программы и 37 – после); склонность к агрессии и насилию (до – 61, после – 47); склонность к волевому контролю эмоциональных переживаний (до – 54, после – 39).

Роман. В результате реализации программы психологической профилактики девиантного поведения, у Романа наблюдаются следующие изменения:

·                   снижение склонности к аддиктивному поведению (41 балл – до реализации программы, 29 – после);

·                   положительная динамика показателя «склонность к агрессии и насилию» (62 балла – до, 45 – после);

·                   повышение уровня волевого контроля своих эмоциональных реакций и состояний (53 – до, 41 – после).

В ходе всей экспериментальной работы, Роман проявил себя как достаточно активный юноша, интересующийся новым видом деятельности. В процессе реализации программы профилактики, старался активно включаться в работу, хотя неоднократно выражал свое мнение по поводу танца: «Я не люблю танцы, но если все будут, то и я тоже».

Сергей. Как видно из результатов, представленных в таблице 2.3, у Сергея наблюдается устойчивая динамика по следующим показателям:

·                   снижение склонности к нарушению норм и правил (68 баллов – до реализации программы, 47 – после);

·                   снижение склонности к аддиктивному поведению (39 баллов – до реализации программы, 23 – после);

·                   положительная динамика показателя «склонность к агрессии и насилию» (67 баллов – до, 48 – после);

·                   повышение уровня волевого контроля своих эмоциональных реакций и состояний (56 – до, 42 – после).

Заметим, что Сергей во время всей опытно-экспериментальной работы часто нарушал инструкцию, отвлекался, старался помешать другим. Тем не менее, уже с 5 занятия были заметны изменения на поведенческом уровне: большая сдержанность, стремление перевести конфликтную ситуацию из открытой агрессии в шуточную форму.

По таким показателям как: стремление к социально-одобряемому поведению; стремление к самоповреждающему и саморазрушающему поведению и стремление к делинквентному поведению, нами у всех испытуемых отмечаются положительные динамические сдвиги незначительного характера (не превышающего 6 баллов).

 

НУЖНО ЭТО?

По результатам проделанной работы, нами были подготовлены психолого-педагогические рекомендации по профилактике девиантного поведения подростков с ЗПР.

В первую очередь, необходимо понимать, что профилактика девиантного поведения у подростков с ЗПР, заключается в:

·                   расширении имеющегося репертуара поведенческий реакций;

·                   формирование способности к адаптивному поведению;

·                   преодоление нежелательных форм поведенческих реакций;

·                   развитие умения снимать эмоциональное напряжение;

·                   расширение набора социальных навыков.

Таким образом, главной целью психопрофилактической работы является конкретное достижение позитивных изменений в обозначенных направлениях. Для этого, в своей работе, педагогу-психологу необходимо использовать следующие приемы:

·                   контактная десенсибилизация. В каждом конкретном случае, индивидуально составляется список тех ситуаций, в которых проявляется девиантное поведение. В дальнейшем, во время групповой работы, эти ситуации предлагается решить другим членам группы (тем, у кого они не вызывают трудностей), а после, предлагается проиграть данную ситуацию самому субъекту.

·                   обучение навыкам саморегуляции. В ходе организации внеурочной деятельности, необходимо предусмотреть такие мероприятия, которые способствуют развитию умения контролировать свои психоэмоциональные переживания. Для этих целей, можно использовать элементы психогимнастики и аутогенной тренировки.

включение ближайшего социального окружения. При составлении плана внеурочной работы, следует заложить возможность проведения таких мероприятий, в которых будут принимать участие как сами подростки, так и х родители. Включение родителей в такую деятельность, предполагает не только обучение подростка нормативному поведению, но и обучение родителей адекватным реакциям на отклоняющееся поведение.

 

Слайд 11.

В своей работе, под девиантным поведением мы понимает такой вид поведения, который отличается свой устойчивостью и имеет отклонения от значимых социальных норм, в конечном итоге причиняя реальный ущерб как обществу, так и самой личности. Такое поведение, в конечном итоге приводит в социальной дезадаптации личности.

В рамках данной выпускной квалификационной работы были решены следующие задачи:

1.                 Изучена психолого-педагогическая литература по проблеме исследования.

2.                 Раскрыты особенности организационно-содержательных аспектов работы специального психолога.

3.                 Проведена опытно-экспериментальная работа по изучению девиантного поведения подростков с задержкой психического развития.

4.                 Разработана программа профилактики девиантного поведения у подростков (с использованием средств танцевальной терапии).

5.                 Проведено контрольное диагностическое исследование.

В результате, нами было установлено, что у всех испытуемых отмечается положительная динамика изменения в изучаемых показателях, что переводит испытуемых к границам группы риска. На поведенческом уровне это проявляется в уменьшении конфликтных ситуаций, проявления форм агрессии, умении сдерживать себя и контролировать своё эмоциональное состояние.

Таким образом, можно сказать, что поставленные задачи решены, а цель исследования - изучение организационно-содержательных аспектов работы специального психолога по профилактике девиантного поведения подростков с задержкой психического развития в процессе внеурочной деятельности, достигнута в полном объеме.


 

Научный доклад к защите ВКР на тему: «

Научный доклад к защите ВКР на тему: «

Все выше сказанное, определило постановку проблемы исследования – поиск наиболее эффективных путей организации работы специального психолога по профилактике девиантного поведения подростков с задержкой психического развития…

Все выше сказанное, определило постановку проблемы исследования – поиск наиболее эффективных путей организации работы специального психолога по профилактике девиантного поведения подростков с задержкой психического развития…

В качестве основных методов исследования мы использовали: теоретические методы (психолого-педагогической литературы, интерпретация, обобщение опыта и массовой практики, системный анализ), эмпирические (тестирование, беседы с детьми и…

В качестве основных методов исследования мы использовали: теоретические методы (психолого-педагогической литературы, интерпретация, обобщение опыта и массовой практики, системный анализ), эмпирические (тестирование, беседы с детьми и…

По итогам проведенной диагностики, нами были получены следующие результаты:

По итогам проведенной диагностики, нами были получены следующие результаты:

Влад, Роман и Сергей проявляют такое поведение ситуативно, тем не менее оставаясь в группе риска по данному критерию

Влад, Роман и Сергей проявляют такое поведение ситуативно, тем не менее оставаясь в группе риска по данному критерию

Этап – развивающий (7 занятий)

Этап – развивающий (7 занятий)

Развитие навыков межличностного общения

Развитие навыков межличностного общения

Тем не менее, отмечается рост таких значений как: склонность к агрессии и насилию и склонность к аддиктивному поведению

Тем не менее, отмечается рост таких значений как: склонность к агрессии и насилию и склонность к аддиктивному поведению

Роман. В результате реализации программы психологической профилактики девиантного поведения, у

Роман. В результате реализации программы психологической профилактики девиантного поведения, у

По таким показателям как: стремление к социально-одобряемому поведению; стремление к самоповреждающему и саморазрушающему поведению и стремление к делинквентному поведению, нами у всех испытуемых отмечаются положительные…

По таким показателям как: стремление к социально-одобряемому поведению; стремление к самоповреждающему и саморазрушающему поведению и стремление к делинквентному поведению, нами у всех испытуемых отмечаются положительные…

В ходе организации внеурочной деятельности, необходимо предусмотреть такие мероприятия, которые способствуют развитию умения контролировать свои психоэмоциональные переживания

В ходе организации внеурочной деятельности, необходимо предусмотреть такие мероприятия, которые способствуют развитию умения контролировать свои психоэмоциональные переживания

В результате, нами было установлено, что у всех испытуемых отмечается положительная динамика изменения в изучаемых показателях, что переводит испытуемых к границам группы риска

В результате, нами было установлено, что у всех испытуемых отмечается положительная динамика изменения в изучаемых показателях, что переводит испытуемых к границам группы риска
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
27.05.2021