Примерная адаптированная основная общеобразовательная программа начального общего образования обучающихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата
Щерба Марина Вадимовна
Учитель-логопед
МБОУ СОШ № 20
Понятие «нарушение функций опорно-двигательного аппарата»
Понятие «нарушение функций опорно-двигательного аппарата» включает: двигательные расстройства, имеющие органическое центральное или периферическое происхождение. Причинами этих расстройств могут быть генетические нарушения, а также органические повреждения головного мозга и травмы опорно-двигательного аппарата. Особую группу детей с НОДА составляют дети, страдающие детским церебральным параличом.
По степени тяжести нарушений двигательных функций и по сформированности двигательных навыков дети разделяются на три группы.
1. Дети с тяжелыми нарушениями. У некоторых из них не сформированы ходьба, захват предметов, навыки самообслуживания; другие с трудом передвигаются с помощью ортопедических приспособлений, навыки самообслуживания сформированы частично.
2. Дети, имеющие среднюю степень выраженности двигательных нарушений. Они могут самостоятельно передвигаться и владеют навыками самообслуживания.
3. Дети, имеющие легкие двигательные нарушения - они передвигаются самостоятельно, владеют навыками самообслуживания, однако некоторые движения выполняют неправильно.
Помимо двигательных расстройств у детей с НОДА могут отмечаться недостатки интеллектуального развития: 40 - 50% детей имеют задержку психического развития и 10 % - умственную отсталость разной степени выраженности.
Адаптированная основная образовательная программа начального общего образования для обучающихся с НОДА
АООП НОО для обучающихся с НОДА - это образовательная программа, адаптированная для обучения детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата, учитывающая особенности их психофизического развития, индивидуальные возможности, обеспечивающая коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию.
АООП НОО для обучающихся с НОДА
обязательная часть
части, формируемой участниками образовательных отношений.
В соответствии с требованиями ФГОС НОО для обучающихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата образовательная организация может создавать дифференцированные адаптированные общеобразовательные программы с учетом особых образовательных потребностей разных групп обучающихся (в соответствии с ФГОС варианты 6.1, 6.2, 6.3, 6.4).
Структура любого варианта адаптированной программы
1.Пояснительная записка, которая включает: цель и задачи ОП, срок освоения АООП и АОП, психолого-педагогическая характеристика обучающихся (требования к развитию обучающихся);
2.Планируемые результаты освоения обучающимися адаптированных образовательных программ начального общего образования;
3.Содержание образования: учебный план, рабочие программы учебных предметов., программа духовно-нравственного развития, программы коррекционных курсов, программа формирования универсальных учебных действий у обучающихся с НОДА на ступени начального общего образования, программа формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни, программа внеурочной деятельности;
4.Система оценки достижения обучающимися планируемых результатов освоения адаптированной основной образовательной программы начального общего образования;
5.Условия реализации ООП: - кадровые условия, - финансово-экономические условия, - материально-технические условия.
Подходы к формированию АООП НОО обучающихся с НОДА
Дифференцированный подход к построению АООП НОО для детей с НОДА предполагает учет особых образовательных потребностей этих обучающихся, которые проявляются в неоднородности возможностей освоения содержания образования. Применение дифференцированного подхода к созданию образовательных программ обеспечивает разнообразие содержания, предоставляя детям с НОДА возможность реализовать индивидуальный потенциал развития.
Деятельностный подход основывается на теоретических положениях отечественной психологической науки, раскрывающих основные закономерности процесса обучения и воспитания обучающихся, структуру образовательной деятельности с учетом общих закономерностей развития детей с нормальным и нарушенным развитием. Деятельностный подход в образовании строится на признании того, что развитие личности обучающихся с НОДА младшего школьного возраста определяется характером организации доступной им деятельности (предметно-практической и учебной).
Принципы формирования АООП НОО обучающихся с НОДА
1. принципы государственной политики РФ в области образования;
2. принцип учета типологических и индивидуальных образовательных потребностей обучающихся;
3. принцип коррекционной направленности образовательного процесса;
4. принцип развивающей направленности образовательного процесса;
5. онтогенетический принцип;
6. принцип преемственности, предполагающий при проектировании АООП ориентировку на программу основного общего образования, что обеспечивает непрерывность образования обучающихся с НОДА;
7. принцип целостности содержания образования;
8. принцип направленности на формирование деятельности;
9. принцип переноса знаний и умений и навыков и отношений, сформированных в условиях учебной ситуации, в деятельность в жизненной ситуации, что обеспечит готовность обучающегося к самостоятельной ориентировке и активной деятельности в реальном мире, в действительной жизни;
10. принцип сотрудничества с семьей.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.