ПРИМЕРНАЯ АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ЮНЫЙ СТОЛЯР»
Оценка 4.7
Образовательные программы
docx
технология +1
Взрослым
09.03.2018
1. Пояснительная записка.
Предлагаемая программа построена так, чтобы дать воспитанникам представление о разных видах резьбы по дереву и навыках практической работы художественной обработки дерева. Она адресована педагогам дополнительного образования, организующих работу по обучению детей приемам художественной обработке древесины.
Выполнение программы даёт возможность обучить детей профессиональным навыкам, предоставляет условия для проведения педагогом профориентационной работы.
Актуальность программы. Художественная деятельность учащихся на занятиях и вне занятий находит разнообразные формы выражения при изготов¬лении различных изделий. Творческое развитие школьников осуществляется через знакомство с произведениями мастеров резьбы по дереву, обсуждения экспонатов выставок, наи-более удачных работ одноклассников, поиск и подбор ма¬териала для практических работ.
Художественные изделия могут быть изготовлены для дома, использованы для оформления мастерской и интерьера школы, а также для коммерческих целей. Общественное значение результатов декоративно-прикладной деятельности школьников играет определяющую роль в их воспитании. Поэтому организация выставок школьного масштаба, участие в районных, областных выставках - одна из задач по итогам выполнения данной программы.
Новизна авторской образовательной программы состоит в том, что учебно-воспитательный процесс осуществляется через различные направления работы: воспитание основ художественной культуры, развитие навыков практической деятельности, накопление знаний об истории развития художественной резьбы по дереву, которые переплетаются, дополняются друг в друге, взаимно отражаются, что способствует формированию нравственных качеств и практических навыков у воспитанников.
Полученные знания позволят воспитанникам развить их творческую активность, способность сравнивать, анализировать, планировать, ставить внутренние цели, стремиться к ним.
Художественная резьба по дереву требует серьезных знаний и умений в обращении с ручным инструментом. Одновременно с этим она представляет уникальную возможность соединить трудовую подготовку с эстетическим воспитанием, без которого невозможно добиться высокой культуры труда. Изготовление своими руками красивых и нужных предметов вызывает повышенный интерес к работе и приносит удовлетворение результатами труда, возбуждает желание к последующей деятельности. Именно поэтому данная программа предлагает вести обучение трудовым навыкам в неразрывной связи с художественной обработкой дерева и ставит своими основными задачами: а) сформировать у школьников эстетическое отношение к труду; б) научить пользоваться инструментом и оборудованием, необходимым для резьбы; в) ценить красоту.
В основу программы положено обучение, основанное на развитии интереса и творческих возможностей школьников.
Выбор направления зависит от задач, поставленных при выполнении программы. После изучения теоретической части программы и получения практических навыков приемов резьбы, для дальнейшего развитие художественных и практических способностей, выделяется время для работы над проектом. Проект разрабатывается членами кружка под непосредственным руководством педагога. Работа над проектом может производиться как во время занятий, так и дома. На занятиях педагог консультирует учащихся по теоретическим и практических вопросам, которые вызвали затруднения при осуществлении проекта. На итоговом занятии воспитанники кружка защищают свою работу. Для увеличения воспитательного значения занятий желательно защиту проектов проводить в виде открытых мероприятий с приглашением родителей.
2. Цели и задачи программы:
Цель изучения программы — способствовать формированию у учащихся художественной культуры как составной части материальной и духовной культуры, художественно-творческой активности, помочь им в овладении образным языком декоративно прикладного искусства.
Задачи.
Обучающие: помочь учащимся формированию у них знаний, умений и навыков способов деятельности выполнения…
а) технологических приемов различных видов резьбы;
б) способов подготовки деревянной поверх¬ности к резьбе (столярная обработка, тонирование, склеивание древесины);
б) способов отделки готового изделия (тонирование, лакирование).
Развивающие: создать условия и помочь развить у учащихся…
а) умения работы чертежными принадлежностями при составлении узоров, орнаментов, подготовительных рисунков, их переводе на кальку и обрабатываемую поверхность;
б) навыки работы измерительными, столярными резными инструментами;
в) творческие способности при самостоятельной разработке и выполнения резных узоров;
Воспитательные: способствовать формированию у учащихся …
а) чувства ответственности за выполненную работу;
б) чувства красоты в анализе окружающей действительности (это достигается в процессе переоценки взглядов на окружающие нас: вещи, которые можно сделать красивее с помощью резного узора);
в) культуры труда при организации рабочего места, создании, оформлении узоров и орнаментов и выполнении резьбы;
г) бережное и экономное отношение к инструменту и материалам;
д) усидчивости и целеустремленности к дос¬тижению конечных целей;
3. Условия реализации программы.
Количество детей в группе до 12 человек. Рекомендуемый возраст детей от 11-17лет. Выполнение программы рассчитано на 70 учебных часов.
Занятия в группе проводятся 2 часа в неделю на базе школьной комбинированной мастерской, где есть возможность выполнять резьбу по дереву.
Для полноценной реализации данной программы необходимы определенные условия работы: возможность использования на занятиях техническое оснащение мастерской, а именно, станки для обработки древесины, сверлильные и точильные станки, верстаки и столярный инструмент. Для изготовления художественных изделий необходим материал: древесина различных пород, доски мягких пород, отделочные материалы: наждачная бумага, лак, клей.
4. Формы подведения итогов и контроля
Для полноценной реализации данной программы используются разные виды контроля:
• текущий – осуществляется посредством наблюдения за деятельностью ребенка в процессе выполнения практических работ;
• промежуточный – организация выставок на базе школы;
Изготовленные учащимися изделия позволяют следить за развитием каждого ребенка, раскрытием его творческих способностей. Уровень и качество выполнения творческих заданий дают возможность текущего контроля.
Выставки работ, организованные к общешкольным мероприятиям, тоже являются возможностью текущего контроля.
5. Прогнозируемый результат.
Перечень знаний и умений, формируемых у учащихся при изучении курса «Художественная обработка древесины. Резьба по дереву»
Учащиеся должны знать:
• виды древесины, влияние свойств древесины на технику резьбы;
• виды лакокрасочных изделий, используемых при отделке
древесины;
• виды клеев, применяемых для склеивания древесины;
• технологию склеивания древесины;
• способы отделки древесины лакокрасочными материалами;
• виды резьбы по дереву;
• способы выполнения элементов геометрической резьбы;
• технологию выполнения контурной резьбы;
• способы выполнения рельефной резьбы с заоваленным контуром;
• способы обработки фона (подушечный фон, выборный фон);
• технологию изготовления резчицкого инструмента из подручных
материалов;
• правила безопасной работы при резьбе по дереву;
• профессия резчика по дереву, мастера краснодеревщика индивидуальной мастерской.
Учащиеся должны уметь:
• самостоятельно подбирать материал для резьбы, с учетом свойств древесины;
• самостоятельно выбирать нужный инструмент для различных видов резьбы;
• выбирать и самостоятельно разрабатывать рисунки для художественной резьбы;
• увеличивать и уменьшать размеры рисунков, подготавливать поверхность древесины для резьбы;
• пользоваться инструментом для резьбы по дереву с учетом правил безопасной работы;
• затачивать, править и производить шлифовку инструмента;
• выполнять элементы геометрической резьбы, узоры, орнаменты геометрического характера;
• выполнять элементы скобочной резьбы и узоры на их основе;
• выполнять контурную резьбу по тонированной и неокрашенной по¬верхности;
• выполнять плоскорельефную резьбу с: заоваленным контуром;
• выполнять способы обработки фона (подушечный, выборный);
• пользоваться шлифовальными материалами при отделке изделия;
• производить отделку выполненного изделия с использованием лакокрасочных материалов.
6. Учебный план
работы кружка «Художественная обработка древесины»
Темы Количество часов
теория практика всего
1 Вводное занятие. 1 - 1
2 Основы материаловедения для художественной обработки древесины.
1 -
1
3 Подготовка древесины к работе.
1 1 2
4 Способы отделки изделий.
1 - 1
5 Инструмент для художественной обработки древесины.
1 1 2
6 Техника безопасной работы при резьбе по дереву.
1 - 1
7 Геометрическая резьба.
Технология геометрической резьбы. Элементы геометрической. резьбы. 1 7 8
8 Узор геометрической резьбы. Резьба по образцам.
1 7 8
9 Скобочная резьба.
1 7 8
10 Контурная резьба.
1 7 8
11 Плоскорельефная резьба.
1 7 8
12 Ручная обработка древесины.
Изготовление разделочной доски с нанесением геометрической резьбы.
20 20
13 Организация выставки.
1
1
Всего:
11 59 70
7. Учебно–тематическое планирование занятий
№ п/п Тема раздела Количество часов
Раздела Темы теория практика всего
1 Вводное занятие. 1 - 1
2 Основы материаловедения для художественной обработки древесины. 1 1
2.1 Древесные породы и их свойства,. 1 -
3 Подготовка древесины к работе. 3
3.1 Сушка древесины. Подготовка древесины к склеиванию. 1 - 1
3.2 Столярная подготовка поверхности древесины к резьбе. Склеивание основы под резьбу. - 2 2
4 Способы отделки изделий. 1
4.1 Виды отделки древесины. Техника безопасной работы при отделке древесины.
1
-
1
5 Инструмент для художественной резьбы по дереву 2
5.1 Виды инструмента для резьбы по дереву. Подготовка инструмента к работе. 1 - 1
5.2 Подготовка рабочего места резчика. Заточка и правка ножа-косяка. - 1 1
6 6.1 Техника безопасной работы при резьбе по дереву. 1 - 1
7 Геометрическая резьба. Технология геометрической резьбы. Элементы геометрической резьбы 8
7.1 История развития геометрической резьбы. 1 - 1
7.2 Особенности геометрической резьбы. Исходные элементы геометрической резьбы. Порядок их разметки и последовательность исполнения. 1 - 1
7.3 Разметка и выполнение трехгранных
углублений вдоль, поперек и под углом к волокнам. - 2 1
7.4 Вырезание квадратов, сетки. - 2 2
7.5 Вырезание треугольников с углублением в центре, с углублением к вершине. - 2 2
7.6 Вырезание треугольников с углублением в центре, с углублением к вершине - 2 2
8 Узор геометрической резьбы. Резьба по образцам. 8
8.1 Узоры геометрического характера. Орнамент. 1 - 1
8.2 Исполнение по образцу декоративной резной пластины с несложной компо¬зицией. - 1 1
8.3 Создание и выполнение резьбы с композицией различной сложности: змейка, витейка - 1 1
8.4 Создание и выполнение резьбы с композицией различной сложности: бусы, елочка. - 1 1
8.5 Создание и выполнение резьбы с композицией различной сложности: крестики, шишечки, лесенки. - 1 1
8.6 Создание и выполнение резьбы с композицией различной сложности: соты, кубики, решетка. - 1 1
8.7 Создание и выполнение резьбы «сияние». - 1 1
8.8 Создание и выполнение резьбы «сияние». - 1 1
9 Скобочная резьба. 8
9.1 Скобочная резьба, как разновидность геометрической резьбы. Инструмент для выполнения скобочной резьбы. 2 - 2
9.2 Исполнение элементов скобочной резьбы. - 2 2
9.3 Создание узоров на основе элементов скобочной резьбы и их исполнение. - 2 2
9.4 Исполнение элементов орнамента. - 2 2
10 Контурная резьба. 8
10.1 Контурная резьба (контурное гравирование) на тонированном фоне. 1 - 1
10.2 Перевод рисунка на подготовленную, - 1 1
тонированную поверхность древесины.
10.3 Увеличение и уменьшение размеров рисунка. - 2 2
10.4 Исполнение контурной резьбы. - 1 1
10.5 Исполнение контурной резьбы. - 1 1
10.6 Исполнение контурной резьбы. - 2 2
11 Плоскорельефная резьба. 8
11.1 Плоскорельефная резьба. Характерные особенности композиционного построения рельефной резьбы. 1 - 1
11.2 Стадии выполнения рельефной резьбы. 1 - 1
11.3 Перевод рисунка на материал. - 1 1
11.4 Надрезание и подрезание контуров. - 1 1
11.5 Фактурная обработка фона. - 1 1
11.6 Исполнение фона резного узора по образцам. - 1 1
11.7 Обработка кромки изделия. - 1 1
11.8 Изготовление изделий с использованием резьбы "канатик". - 1 1
12 Ручная обработка древесины. 20
12.1 Изготовление разделочной доски с нанесением геометрической резьбы. - 20 20
13 Организация выставки. 1 1
8. Содержание программы.
1.Вводное занятие (1 час).
Содержание и задачи раздела «Художественная обработка древесины. Резьба по дереву». История старинной плотницкой и резчицкой работы, ее современное состояние.
Виды резьбы: геометрическая, контурная, плоскорельефная, углубленная, домовая (корабельная), ажурная, накладная, скульптурная. Сходство и различия видов резьбы. Демонстрация изделий, изготовленных с использованием различных видов резьбы». Просмотр репродукций, слайдов, видеофильмов.
2.Основы материаловедения для художественных работ из дерева (1 час).
Древесные породы и их свойства,. Строение дереза и его структура. Твердые и мягкие древесные породы. Текстура древесины. Качество древесного материала: косослой, сучковатость, возраст дерева. Срез дерева: тангенциальный и радиальный. Влажность древесины. Влияние влажности на качество резьбы и сохранность готового изделия.
3.Подготовка древесины к работе (3 часа).
Сушка древесины. Способы сушки; естественная и искусственная. Наиболее благоприятное время выдержки при сушке для разных пород древесины. Коробление древесины при сушке. Причины коробления и выбор заготовки с учетом коробления при хранении.
Виды и классификаций клеев для древесины. Способы приготов¬ления клеев и рекомендации по применению. Технология склеивания древесины.
Практические занятия: «Столярная подготовка поверхности древесины к резьбе», «Выбор материала и склеивание основы под резьбу».
4.Способы отделки изделий (1 час).
Тонирование древесины. Красители. Виды красителей: органические, прямые, основные, кислотные.
Потравы. Потравное крашение. Виды потрав. Техника безопасности при использовании потрав.
Отбеливание древесины. Виды отбеливателей.
Лакирование. Виды лаков: спиртовые, масляные, нитроцеллюлозные (нитролаки). Техника безопасной работы с лаками.
Воскование. Покрытие изделий маслом. Пропитка изделий маслом.
Шлифование поверхности древесины. Шлифовальные материалы. Шлифовальные шкурки для сухого и мокрого шлифования. Номера зернистости. Приемы шлифования.
5.Инструмент для художественной резьбы по дереву (2 часа).
Основной инструмент! Резаки, стамески, царазики, уголки, клюкарзы, ножи, рашпили, лобзики.
Дополнительный инструмент: топор, ножовка, шерхебель, рубанок, цикли, дрель, сверла по дереву разного диаметра.
Оборудование: верстак, струбцины, державки, правочная доска, шлифовальная шкурка разной зернистости, паста ГОИ, сжимы для склеивания.
Резаки (полотно, ручка, шейка, упор, хвост). Нож-косяк (лезвие, носок, пятка, фаска полотна). Резаки для разного вида работ (ширина полотна, угол заточки лезвия, односторонняя заточка лезвия, двухсторонняя заточка).
Стамески. Различные виды стамесок. Полный комплект резчицкого инструмента„
Материал, применяемый для изготовления стамесок. Технология изготовления резчицкого инструмента из подручных материалов.
Подготовка инструмента к работе. Заточка инструмента. Приемы правильной заточки, и правки резцов. Шлифовка резца.
Рабочее место резчика. Верстак, рабочий стол, стол для заточки резцов инструмента, шкаф для хранения инструментов, крепежные инструменты. Державки: упорные, торцевые, угловые, фигурные, гнездовые, выносные, скобы. Струбцины.
Практические занятия. «Изготовление ножа-косяка», «Подготовка рабочего места резчика», «Заточка и правка ножа-косяка», «Изготовление державок».
6.Техника безопасной работы при резьбе по дереву (1 час).
Виды инструктажа: вводный, инструктаж на рабочем месте, текущий инструктаж, заключительный инструктаж.
Виды инструкций: инструкция по технике безопасности при обра¬ботке древесины; инструкция по технике безопасности при резьбе по дереву.
7. Геометрическая резьба. Технология геометрической резьбы. Элементы геометрической резьбы (8 часов).
Ознакомление с изделиями, содержащими геометрическую резь¬бу. История развития геометрической резьбы.
Декоративные и технологические особенности геометрической резьбы. Исходные элементы геометрической резьбы. Порядок их разметки и последовательность исполнения.
Ритм в декоративной композиции: равномерные, убывающие или нарастающие, ритмические повторы. Размер, интервал, светлота в ритмическом повторении.
Практические занятия: «Разметка и выполнение трехгранных углублений вдоль, поперек и под углом к волокнам», «вырезание квадратов, сетки», «Вырезание треугольников с углублением в центре, с углублением к вершине».
8.Узор геометрического характера из изученных элементов. Резьба по образцам (8 часов).
Узоры геометрического характера. Примера узоров. Построение узоров в круге, в квадрате, в ромбе и т. д.
Орнамент. Виды орнаментов: геометрический и растительный, Создание орнаментов геометрического характера.
Использование резной пластины с элементами геометрической резьбы в качестве справочного материала. Построение узоров с использованием одного или нескольких элементов.
Зависимость выразительности композиции от глубины выреза¬ния элементов. Ритм в работе над геометрической резьбой.
Практические занятия: «Исполнение по образцу декоративной резной пластины с несложной компо¬зицией», «Создание и выполнение резьбы с композицией различной сложности: змейка, витейка, бусы, елочка, крестики, шишечки, лесенки, соты, кубики, решетка, сияние и др.»
9.Скобочная резьба (8 часов).
Скобочная резьба, как разновидность геометрической резьбы. Инструмент для выполнения скобочной резьбы. Элементы скобочной резьбы. Технологии выполнения элементов скобочной резьбы и узоров, выполненных на основе этих элементов.
Орнамент растительного характера. Создание и исполнение резьбы орнаментов растительного характера.
Практические занятия: «Исполнение элементов скобочной резьбы», Создание узоров на основе элементов скобочной резьбы и их исполнение», «Исполнение элементов орнамента».
10.Контурная резьба (8 часов).
Контурная резьба (контурное гравирование) на тонированном фоне. Демонстрация изделий с контурной резьбой. Цвет как актив¬ное средство создания художественного образа. Элементы цветоведения (цветовой тон, насыщенность, светлота, ахроматические тона, хроматические тона, теплая и колодная гамма). Контраст, его значение в создании декоративной композиции.
Своеобразие негативного рисунка для контурной резьбы по темному фону. Способы перевода рисунка на темный фон. Способы увеличения и уменьшения рисунка.
Контурная резьба на неокрашенной поверхности. Перевод рисун¬ка на кальку, на поверхность древесины.
Технология выполнения контурной резьбы. Надрезка и подрезка контуров. Приемы работы сидя, стоя (с поворотам заготовки и без пово¬рота).
Практические занятия: «Перевод рисунка на подготовленную,
тонированную поверхность древесины», «Увеличение и уменьшение размеров рисунка», «Исполнение контурной резьбы».
11.Плоскорельефная резьба (8 часов).
Плоскорельефная резьба как самый распространенный и художественно выразительный вид резьбы. Рельеф, барельеф, горельеф. Характерные особенности композиционного построения рельефной резьбы, ее специфические черты. Отличие рисунка с натуры от подготовительного рисунка для резьбы, имеющий декоративный характер. Фактура, текстура материала, как активные средства художественной выразительности„
Стадии выполнения рельефной резьбы. Надрезание и подрезание контуров. Резьба с заоваленным контуром. Приемы обработки фона. Резьба с подушечным фоном. Резьба с подборным фоном.
Обработка кромки изделия способом рельефной резьбы.
Технология выполнения резьбы «канатик».
Практические занятия: «Перевод рисунка на материал», «Надрезание и подрезание контуров», «Фактурная обработка фона», «Исполнение фона резного узора по образцам», «Обработка кромки изделия», «Изготовление изделий с использованием резьбы "канатик"».
12.Ручная обработка дерева в процессе изготовления художественных изделий (20 часов).
Столярные соединения в художественных изделиях. Технология изготовления художественных изделий столярным способом и декорирование его геометрической резьбой.
Практические занятия. «Изготовление разделочной доски и нанесение на неё геометрического орнамента». «Исполнение резьбы орнамента». «Отделка готового изделия: тонирование, лакирование».
13.Организация выставки работ учащихся (1 час).
• Параметры оценки изделия:
• целесообразность выполнения данного изделия;
• качество выполненного изделия;
• качество исполнения технологической карты;
• качество исполнения резьбы;
• качество отделки готового изделия;
• соответствие изделию резного рельефа;
9. Используемая литература:
1. А. А. Зайцева, « Резьба по дереву», Москва, 2012г.
2. Э. Деннинг , «Резьба по дереву», Москва, 2011г.
3. Ф. Герригель Э. фон Бюллов «Плоская резьба по дереву», Москва, 2015г.
4. А. Ю. Семенцов «Резьба по дереву», Минск, «Современное слово», 2015г.
10. Интернет рессурсы:
1. Резьба по дереву. https://yandex.ru/video/search
2. Резьба по дереву для начинающих. www.tatianka.ru
3. Скобочная резьба. https://youtu.be/bYdBRsiIvcw
4. Контурная резьба. https://youtu.be/X_Rq8rjf01E
5. Плоскорельефная резьба. https://youtu.be/gOesRZg9xn4
6. Изготовление разделочной доски. https://youtu.be/bYdBRsiIvcw
programma Художественная обработка-Мастер..docx
СОГЛАСОВАНО
Заместитель директора по УВР
ГБОУ «Азнакаевская школа для детей с
ограниченными возможностями здоровья»
________________Султанова А.М.
«____» ____________2017г.
УТВЕРЖДАЮ
Директор ГБОУ «Азнакаевская школа для детей с
ограниченными возможностями здоровья»
_________________ Мухитов Д.З.
Приказ № 69/3 от 31 августа 2017 г.
Дополнительная общеразвивающая программа
(«Юный столяр»)
государственного бюджетного общеобразовательного учреждения
«Азнакаевская школа для детей с ограниченными возможностями здоровья»
Разработал педагог столярного дела
Аетов Равиль Рифович
протокол № 2 от 31 августа 2017г.
Рассмотрено на заседании педагогического совета 20172018 учебный год.
1. Пояснительная записка.
Предлагаемая программа построена так, чтобы дать воспитанникам представление о разных видах резьбы по дереву
и навыках практической работы художественной обработки дерева. Она адресована педагогам дополнительного
образования, организующих работу по обучению детей приемам художественной обработке древесины.
Выполнение программы даёт возможность обучить детей профессиональным навыкам, предоставляет условия для
проведения педагогом профориентационной работы.
Актуальность программы. Художественная деятельность учащихся на занятиях и вне занятий находит
разнообразные формы выражения при изготовлении различных изделий. Творческое развитие школьников осуществляется
через знакомство с произведениями мастеров резьбы по дереву, обсуждения экспонатов выставок, наиболее удачных
работ одноклассников, поиск и подбор материала для практических работ.
Художественные изделия могут быть изготовлены для дома, использованы для оформления мастерской и интерьера
школы, а также для коммерческих целей. Общественное значение результатов декоративноприкладной деятельности
школьников играет определяющую роль в их воспитании. Поэтому организация выставок школьного масштаба, участие в
районных, областных выставках одна из задач по итогам выполнения данной программы.
Новизна авторской образовательной программы состоит в том, что учебновоспитательный процесс осуществляется
через различные направления работы: воспитание основ художественной культуры, развитие навыков практической
деятельности, накопление знаний об истории развития художественной резьбы по дереву, которые переплетаются,
дополняются друг в друге, взаимно отражаются, что способствует формированию нравственных качеств и практических
навыков у воспитанников.
Полученные знания позволят воспитанникам развить их творческую активность, способность сравнивать,
анализировать, планировать, ставить внутренние цели, стремиться к ним.
Художественная резьба по дереву требует серьезных знаний и умений в обращении с ручным инструментом.
Одновременно с этим она представляет уникальную возможность соединить трудовую подготовку с эстетическим
воспитанием, без которого невозможно добиться высокой культуры труда. Изготовление своими руками красивых и
нужных предметов вызывает повышенный интерес к работе и приносит удовлетворение результатами труда, возбуждает
желание к последующей деятельности. Именно поэтому данная программа предлагает вести обучение трудовым навыкам
в неразрывной связи с художественной обработкой дерева и ставит своими основными задачами: а) сформировать у
(cid:0) школьников эстетическое отношение к труду; б) научить пользоваться инструментом и оборудованием, необходимым для
резьбы; в) ценить красоту.
В основу программы положено обучение, основанное на развитии интереса и творческих возможностей школьников.
Выбор направления зависит от задач, поставленных при выполнении программы. После изучения теоретической
части программы и получения практических навыков приемов резьбы, для дальнейшего развитие художественных и
практических способностей, выделяется время для работы над проектом. Проект разрабатывается членами кружка под
непосредственным руководством педагога. Работа над проектом может производиться как во время занятий, так и дома.
На занятиях педагог консультирует учащихся по теоретическим и практических вопросам, которые вызвали затруднения
при осуществлении проекта. На итоговом занятии воспитанники кружка защищают свою работу. Для увеличения
воспитательного значения занятий желательно защиту проектов проводить в виде открытых мероприятий с приглашением
родителей.
2. Цели и задачи программы:
Цель изучения программы — способствовать формированию у учащихся художественной культуры как составной
части материальной и духовной культуры, художественнотворческой активности, помочь им в овладении образным
языком декоративно прикладного искусства.
Задачи.
Обучающие: помочь учащимся формированию у них знаний, умений и навыков способов деятельности выполнения…
а) технологических приемов различных видов резьбы;
б) способов подготовки деревянной поверхности к резьбе (столярная обработка, тонирование, склеивание древесины);
б) способов отделки готового изделия (тонирование, лакирование).
Развивающие: создать условия и помочь развить у учащихся…
а) умения работы чертежными принадлежностями при составлении узоров, орнаментов, подготовительных рисунков, их
переводе на кальку и обрабатываемую поверхность;
б) навыки работы измерительными, столярными резными инструментами;
в) творческие способности при самостоятельной разработке и выполнения резных узоров;
Воспитательные: способствовать формированию у учащихся …
а) чувства ответственности за выполненную работу;
(cid:0) б) чувства красоты в анализе окружающей действительности (это достигается в процессе переоценки взглядов на
окружающие нас: вещи, которые можно сделать красивее с помощью резного узора);
в) культуры труда при организации рабочего места, создании, оформлении узоров и орнаментов и выполнении резьбы;
г) бережное и экономное отношение к инструменту и материалам;
д) усидчивости и целеустремленности к достижению конечных целей;
3. Условия реализации программы.
Количество детей в группе до 12 человек. Рекомендуемый возраст детей от 1117лет. Выполнение программы
рассчитано на 70 учебных часов.
Занятия в группе проводятся 2 часа в неделю на базе школьной комбинированной мастерской, где есть возможность
выполнять резьбу по дереву.
Для полноценной реализации данной программы необходимы определенные условия работы: возможность
использования на занятиях техническое оснащение мастерской, а именно, станки для обработки древесины, сверлильные
и точильные станки, верстаки и столярный инструмент. Для изготовления художественных изделий необходим материал:
древесина различных пород, доски мягких пород, отделочные материалы: наждачная бумага, лак, клей.
4. Формы подведения итогов и контроля
Для полноценной реализации данной программы используются разные виды контроля:
текущий – осуществляется посредством наблюдения за деятельностью ребенка в процессе выполнения
практических работ;
промежуточный – организация выставок на базе школы;
Изготовленные учащимися изделия позволяют следить за развитием каждого ребенка, раскрытием его творческих
способностей. Уровень и качество выполнения творческих заданий дают возможность текущего контроля.
Выставки работ, организованные к общешкольным мероприятиям, тоже являются возможностью текущего контроля.
(cid:0) 5. Прогнозируемый результат.
Перечень знаний и умений, формируемых у учащихся при изучении курса «Художественная обработка
древесины. Резьба по дереву»
Учащиеся должны знать:
виды древесины, влияние свойств древесины на технику резьбы;
виды лакокрасочных изделий, используемых при отделке
древесины;
виды клеев, применяемых для склеивания древесины;
технологию склеивания древесины;
способы отделки древесины лакокрасочными материалами;
виды резьбы по дереву;
способы выполнения элементов геометрической резьбы;
технологию выполнения контурной резьбы;
способы выполнения рельефной резьбы с заоваленным контуром;
способы обработки фона (подушечный фон, выборный фон);
технологию изготовления резчицкого инструмента из подручных
материалов;
правила безопасной работы при резьбе по дереву;
профессия резчика по дереву, мастера краснодеревщика индивидуальной мастерской.
Учащиеся должны уметь:
самостоятельно подбирать материал для резьбы, с учетом свойств древесины;
самостоятельно выбирать нужный инструмент для различных видов резьбы;
выбирать и самостоятельно разрабатывать рисунки для художественной резьбы;
увеличивать и уменьшать размеры рисунков, подготавливать поверхность древесины для резьбы;
пользоваться инструментом для
затачивать, править и производить шлифовку инструмента;
выполнять элементы геометрической резьбы, узоры, орнаменты геометрического характера;
резьбы по дереву с учетом правил безопасной работы;
(cid:0) выполнять элементы скобочной резьбы и узоры на их основе;
выполнять контурную резьбу по тонированной и неокрашенной поверхности;
выполнять плоскорельефную резьбу с: заоваленным контуром;
выполнять способы обработки фона (подушечный, выборный);
пользоваться шлифовальными материалами при отделке изделия;
производить отделку выполненного изделия с использованием лакокрасочных материалов.
работы кружка «Художественная обработка древесины»
6. Учебный план
Темы
Количество часов
теория
практика
всего
Вводное занятие.
1
2 Основы материаловедения для художественной обработки древесины.
3 Подготовка древесины к работе.
4 Способы отделки изделий.
5 Инструмент для художественной обработки древесины.
6
Техника безопасной работы при резьбе по дереву.
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
2
1
2
1
(cid:0) 7
Геометрическая резьба.
Технология геометрической резьбы. Элементы геометрической. резьбы.
8 Узор геометрической резьбы. Резьба по образцам.
9 Скобочная резьба.
10 Контурная резьба.
11 Плоскорельефная резьба.
12 Ручная обработка древесины.
Изготовление разделочной доски с нанесением геометрической резьбы.
13 Организация выставки.
Всего:
1
1
1
1
1
11
7
7
7
7
7
20
1
59
8
8
8
8
8
20
1
70
(cid:0) 7. Учебно–тематическое планирование занятий
№ п/п
Раздела Темы
Тема раздела
Количество часов
теория практика
всего
1
2
3
4
5
Вводное занятие.
Основы материаловедения для художественной обработки
древесины.
2.1 Древесные породы и их свойства,.
Подготовка древесины к работе.
3.1 Сушка древесины. Подготовка древесины к склеиванию.
Столярная подготовка поверхности древесины к резьбе. Склеивание
основы под резьбу.
3.2
Способы отделки изделий.
Виды отделки древесины. Техника безопасной работы при отделке
древесины.
4.1
Инструмент для художественной резьбы по дереву
Виды инструмента для резьбы по дереву. Подготовка инструмента к
работе.
5.1
1
1
1
1
1
1
2
1
1
3
1
2
1
1
2
1
(cid:0) Подготовка рабочего места резчика. Заточка и правка ножакосяка.
5.2
6.1 Техника безопасной работы при резьбе по дереву.
Геометрическая резьба. Технология геометрической резьбы.
Элементы геометрической резьбы
7.1 История развития геометрической резьбы.
Особенности геометрической резьбы. Исходные элементы
геометрической резьбы. Порядок их разметки и последовательность
исполнения.
7.2
Разметка и выполнение трехгранных
углублений вдоль, поперек и под углом к волокнам.
7.3
7.4 Вырезание квадратов, сетки.
7.5
7.6
Вырезание треугольников с углублением в центре, с углублением к
вершине.
Вырезание треугольников с углублением в центре, с углублением к
вершине
Узор геометрической резьбы. Резьба по образцам.
6
7
8
1
1
1
1
2
2
2
2
1
1
8
1
1
1
2
2
2
8
(cid:0) 8.1 Узоры геометрического характера. Орнамент.
Исполнение по образцу декоративной резной пластины с несложной
композицией.
Создание и выполнение резьбы с композицией различной сложности:
змейка, витейка
Создание и выполнение резьбы с композицией различной сложности:
бусы, елочка.
Создание и выполнение резьбы с композицией различной сложности:
крестики, шишечки, лесенки.
Создание и выполнение резьбы с композицией различной сложности:
соты, кубики, решетка.
8.2
8.3
8.4
8.5
8.6
8.7 Создание и выполнение резьбы «сияние».
8.8 Создание и выполнение резьбы «сияние».
9
9.1
Скобочная резьба.
Скобочная резьба, как разновидность геометрической резьбы.
Инструмент для выполнения скобочной резьбы.
9.2 Исполнение элементов скобочной резьбы.
1
2
1
1
1
1
1
1
1
2
1
1
1
1
1
1
1
1
8
2
2
(cid:0) Создание узоров на основе элементов скобочной резьбы и их
исполнение.
9.3
9.4 Исполнение элементов орнамента.
Контурная резьба.
Контурная резьба (контурное гравирование) на тонированном фоне.
10.1
10.2 Перевод рисунка на подготовленную,
тонированную поверхность древесины.
10.3 Увеличение и уменьшение размеров рисунка.
10.4 Исполнение контурной резьбы.
10.5 Исполнение контурной резьбы.
10.6 Исполнение контурной резьбы.
Плоскорельефная резьба.
Плоскорельефная резьба. Характерные особенности композиционного
построения рельефной резьбы.
11.1
10
11
11.2 Стадии выполнения рельефной резьбы.
11.3 Перевод рисунка на материал.
11.4 Надрезание и подрезание контуров.
11.5 Фактурная обработка фона.
11.6 Исполнение фона резного узора по образцам.
1
1
1
2
2
1
2
1
1
2
1
1
1
1
2
2
8
1
1
2
1
1
2
8
1
1
1
1
1
1
(cid:0) 11.7 Обработка кромки изделия.
11.8 Изготовление изделий с использованием резьбы "канатик".
12
13
12.1
Ручная обработка древесины.
Изготовление разделочной доски с нанесением геометрической резьбы.
Организация выставки.
1
1
20
1
1
1
20
20
1
8. Содержание программы.
1.Вводное занятие (1 час).
Содержание и задачи раздела «Художественная обработка древесины. Резьба по дереву». История старинной
плотницкой и резчицкой работы, ее современное состояние.
Виды резьбы: геометрическая, контурная, плоскорельефная, углубленная, домовая (корабельная), ажурная,
накладная, скульптурная. Сходство и различия видов резьбы. Демонстрация изделий, изготовленных с использованием
различных видов резьбы». Просмотр репродукций, слайдов, видеофильмов.
2.Основы материаловедения для художественных работ из дерева (1 час).
Древесные породы и их свойства,. Строение дереза и его структура. Твердые и мягкие древесные породы. Текстура
древесины. Качество древесного материала: косослой, сучковатость, возраст дерева. Срез дерева: тангенциальный и
радиальный. Влажность древесины. Влияние влажности на качество резьбы и сохранность готового изделия.
3.Подготовка древесины к работе (3 часа).
Сушка древесины. Способы сушки; естественная и искусственная. Наиболее благоприятное время выдержки при
сушке для разных пород древесины. Коробление древесины при сушке. Причины коробления и выбор заготовки с
учетом коробления при хранении.
(cid:0) Виды и классификаций клеев для древесины. Способы приготовления клеев и рекомендации по применению.
Технология склеивания древесины.
Практические занятия: «Столярная подготовка поверхности древесины к резьбе», «Выбор материала и
склеивание основы под резьбу».
4.Способы отделки изделий (1 час).
Тонирование древесины. Красители. Виды красителей: органические, прямые, основные, кислотные.
Потравы. Потравное крашение. Виды потрав. Техника безопасности при использовании потрав.
Отбеливание древесины. Виды отбеливателей.
Лакирование. Виды лаков: спиртовые, масляные, нитроцеллюлозные (нитролаки). Техника безопасной работы с
лаками.
Воскование. Покрытие изделий маслом. Пропитка изделий маслом.
Шлифование поверхности древесины. Шлифовальные материалы. Шлифовальные шкурки для сухого и мокрого
шлифования. Номера зернистости. Приемы шлифования.
5.Инструмент для художественной резьбы по дереву (2 часа).
Основной инструмент! Резаки, стамески, царазики, уголки, клюкарзы, ножи, рашпили, лобзики.
Дополнительный инструмент: топор, ножовка, шерхебель, рубанок, цикли, дрель, сверла по дереву разного
диаметра.
Оборудование: верстак, струбцины, державки, правочная доска, шлифовальная шкурка разной зернистости, паста
ГОИ, сжимы для склеивания.
Резаки (полотно, ручка, шейка, упор, хвост). Ножкосяк (лезвие, носок, пятка, фаска полотна). Резаки для разного
вида работ (ширина полотна, угол заточки лезвия, односторонняя заточка лезвия, двухсторонняя заточка).
Стамески. Различные виды стамесок. Полный комплект резчицкого инструмента„
Материал, применяемый для изготовления стамесок. Технология изготовления резчицкого инструмента из
подручных материалов.
Подготовка инструмента к работе. Заточка инструмента. Приемы правильной заточки, и правки резцов.
Шлифовка резца.
(cid:0) Рабочее место резчика. Верстак, рабочий стол, стол для заточки резцов инструмента, шкаф для хранения
инструментов, крепежные инструменты. Державки: упорные, торцевые, угловые, фигурные, гнездовые, выносные, скобы.
Струбцины.
Практические занятия. «Изготовление ножакосяка», «Подготовка рабочего места резчика», «Заточка и правка
ножакосяка», «Изготовление державок».
6.Техника безопасной работы при резьбе по дереву (1 час).
Виды инструктажа: вводный, инструктаж на рабочем месте, текущий инструктаж, заключительный инструктаж.
Виды инструкций: инструкция по технике безопасности при обработке древесины; инструкция по технике
безопасности при резьбе по дереву.
7. Геометрическая резьба. Технология геометрической резьбы. Элементы геометрической резьбы (8
часов).
Ознакомление с изделиями, содержащими геометрическую резьбу. История развития геометрической резьбы.
Декоративные и технологические особенности геометрической резьбы. Исходные элементы геометрической резьбы.
Порядок их разметки и последовательность исполнения.
Ритм в декоративной композиции: равномерные, убывающие или нарастающие, ритмические повторы. Размер,
интервал, светлота в ритмическом повторении.
Практические занятия: «Разметка и выполнение трехгранных углублений вдоль, поперек и под углом к
волокнам», «вырезание квадратов, сетки», «Вырезание треугольников с углублением в центре, с углублением к
вершине».
8.Узор геометрического характера из изученных элементов. Резьба по образцам (8 часов).
Узоры геометрического характера. Примера узоров. Построение узоров в круге, в квадрате, в ромбе и т. д.
Орнамент. Виды орнаментов: геометрический и растительный, Создание орнаментов геометрического характера.
Использование резной пластины с элементами геометрической резьбы в качестве справочного материала. Построение
узоров с использованием одного или нескольких элементов.
Зависимость выразительности композиции от глубины вырезания элементов. Ритм в работе над геометрической
резьбой.
Практические занятия: «Исполнение по образцу декоративной резной пластины с несложной композицией»,
«Создание и выполнение резьбы с композицией различной сложности: змейка, витейка, бусы, елочка, крестики,
шишечки, лесенки, соты, кубики, решетка, сияние и др.»
(cid:0) 9.Скобочная резьба (8 часов).
Скобочная резьба, как разновидность геометрической резьбы. Инструмент для выполнения скобочной резьбы.
Элементы скобочной резьбы. Технологии выполнения элементов скобочной резьбы и узоров, выполненных на основе этих
элементов.
Орнамент растительного характера. Создание и исполнение резьбы орнаментов растительного характера.
Практические занятия: «Исполнение элементов скобочной резьбы», Создание узоров на основе элементов
скобочной резьбы и их исполнение», «Исполнение элементов орнамента».
10.Контурная резьба (8 часов).
Контурная резьба (контурное гравирование) на тонированном фоне. Демонстрация изделий с контурной резьбой. Цвет
как активное средство создания художественного образа. Элементы цветоведения (цветовой тон, насыщенность, светлота,
ахроматические тона, хроматические тона, теплая и колодная гамма). Контраст, его значение в создании декоративной
композиции.
Своеобразие негативного рисунка для контурной резьбы по темному фону. Способы перевода рисунка на темный фон.
Способы увеличения и уменьшения рисунка.
Контурная резьба на неокрашенной поверхности. Перевод рисунка на кальку, на поверхность древесины.
Технология выполнения контурной резьбы. Надрезка и подрезка контуров. Приемы работы сидя, стоя (с поворотам
заготовки и без поворота).
Практические занятия: «Перевод рисунка на подготовленную,
тонированную поверхность древесины», «Увеличение и уменьшение размеров рисунка», «Исполнение контурной
резьбы».
11.Плоскорельефная резьба (8 часов).
Плоскорельефная резьба как самый распространенный и художественно выразительный вид резьбы. Рельеф, барельеф,
горельеф. Характерные особенности композиционного построения рельефной резьбы, ее специфические черты. Отличие
рисунка с натуры от подготовительного рисунка для резьбы, имеющий декоративный характер. Фактура, текстура
материала, как активные средства художественной выразительности„
Стадии выполнения рельефной резьбы. Надрезание и подрезание контуров. Резьба с заоваленным контуром. Приемы
обработки фона. Резьба с подушечным фоном. Резьба с подборным фоном.
Обработка кромки изделия способом рельефной резьбы.
(cid:0) Технология выполнения резьбы «канатик».
Практические занятия: «Перевод рисунка на материал», «Надрезание и подрезание контуров», «Фактурная
обработка фона», «Исполнение фона резного узора по образцам», «Обработка кромки изделия», «Изготовление
изделий с использованием резьбы "канатик"».
12.Ручная обработка дерева в процессе изготовления художественных изделий (20 часов).
Столярные соединения в художественных изделиях. Технология изготовления художественных изделий столярным
способом и декорирование его геометрической резьбой.
Практические занятия. «Изготовление разделочной доски и нанесение на неё геометрического орнамента».
«Исполнение резьбы орнамента». «Отделка готового изделия: тонирование, лакирование».
13.Организация выставки работ учащихся (1 час).
Параметры оценки изделия:
целесообразность выполнения данного изделия;
качество выполненного изделия;
качество исполнения технологической карты;
качество исполнения резьбы;
качество отделки готового изделия;
соответствие изделию резного рельефа;
9. Используемая литература:
(cid:0) 1. А. А. Зайцева, « Резьба по дереву», Москва, 2012г.
2. Э. Деннинг , «Резьба по дереву», Москва, 2011г.
3. Ф. Герригель Э. фон Бюллов «Плоская резьба по дереву», Москва, 2015г.
4. А. Ю. Семенцов «Резьба по дереву», Минск, «Современное слово», 2015г.
10. Интернет рессурсы:
1. Резьба по дереву. https://yandex.ru/video/search
2. Резьба по дереву для начинающих. www.tatianka.ru
3. Скобочная резьба. https://youtu.be/bYdBRsiIvcw
4. Контурная резьба. https://youtu.be/X_Rq8rjf01E
5. Плоскорельефная резьба. https://youtu.be/gOesRZg9xn4
6. Изготовление разделочной доски. https://youtu.be/bYdBRsiIvcw
(cid:0)
ПРИМЕРНАЯ АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ЮНЫЙ СТОЛЯР»
ПРИМЕРНАЯ АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ЮНЫЙ СТОЛЯР»
ПРИМЕРНАЯ АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ЮНЫЙ СТОЛЯР»
ПРИМЕРНАЯ АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ЮНЫЙ СТОЛЯР»
ПРИМЕРНАЯ АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ЮНЫЙ СТОЛЯР»
ПРИМЕРНАЯ АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ЮНЫЙ СТОЛЯР»
ПРИМЕРНАЯ АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ЮНЫЙ СТОЛЯР»
ПРИМЕРНАЯ АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ЮНЫЙ СТОЛЯР»
ПРИМЕРНАЯ АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ЮНЫЙ СТОЛЯР»
ПРИМЕРНАЯ АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ЮНЫЙ СТОЛЯР»
ПРИМЕРНАЯ АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ЮНЫЙ СТОЛЯР»
ПРИМЕРНАЯ АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ЮНЫЙ СТОЛЯР»
ПРИМЕРНАЯ АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ЮНЫЙ СТОЛЯР»
ПРИМЕРНАЯ АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ЮНЫЙ СТОЛЯР»
ПРИМЕРНАЯ АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ЮНЫЙ СТОЛЯР»
ПРИМЕРНАЯ АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ЮНЫЙ СТОЛЯР»
ПРИМЕРНАЯ АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ЮНЫЙ СТОЛЯР»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.