Примерная адаптированная рабочая программа по предмету "Изобразительное искусство" 3 класс.
Оценка 4.7
Образовательные программы
docx
искусство
3 кл
14.11.2018
Адаптированная рабочая программа начального общего образования для детей с ограниченными возможностями здоровья, с умственной отсталостью.
Программа по изобразительному искусству для 2 класса.
Программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования. На реализацию программы в федеральном базисном плане предусмотрено 34 часа (1 час в неделю)
3кл ИЗО.docx
Пояснительная записка
Примерная адаптированная рабочая программа по рисованию составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного
образовательного стандарта начального общего образования на основе «Примерной адаптированной основной общеобразовательной
программы образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)» Тематическое планирование рассчитано
на 1 час в неделю, что составляет 34 учебных часа в год. Учебная программа составлена на основе образовательного минимума содержания
образования.
Нормативная база
Федеральный закон Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации»;
Федеральный государственный образовательный стандарт образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными
образования и науки РФ от 19 декабря 2014 г. №1599) Зарегистрировано в Минюсте
нарушениями) (утв. приказом Министерства
РФ 3 февраля 2015 г.;
Приказ МОиН РФ «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в
образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих
государственную аккредитацию»;
Основная образовательная программа начального общего образования;
Примерная адаптированная основная общеобразовательная программа образования обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями), Москва "Просвещение", 2016;
Учебный план образовательного учреждения, принятый педагогическим советом
программы общеобразовательных учреждений авторы: Неменский, Б. М. / М.: Просвещение,2014 год к линии УМК «Школа России»
Общая характеристика курса
Учебный предмет «Изобразительное искусство» в начальной школе является базовым предметом. Он направлен в основном на формирование
эмоциональнообразного, художественного типа мышления, что является условием становления интеллектуальной и духовной деятельности
растущей личности.
Цели курса:
воспитание эстетических чувств, интереса к изобразительному искусству; обогащение нравственного опыта, представлений о добре и
зле; воспитание нравственных чувств, уважения к культуре народов многонациональной России и других стран; готовность и
способность выражать и отстаивать свою общественную позицию в искусстве и через искусство; развитие воображения, желания и умения подходить к любой своей деятельности творчески, способности к восприятию искусства и
окружающего мира, умений и навыков сотрудничества в художественной деятельности;
освоение первоначальных знаний о пластических искусствах: изобразительных, декоративноприкладных, архитектуре и дизайне, их
роли в жизни человека и общества;
овладение элементарной художественной грамотой; формирование художественного кругозора и приобретение опыта работы в
различных видах художественнотворческой деятельности с разными художественными материалами; совершенствование
эстетического вкуса;
обеспечение условий для успешного обучения и социализации детей с ОВЗ.
Перечисленные цели реализуются в конкретных з а д а ч а х о б у ч е н и я :
совершенствование эмоциональнообразного восприятия произведений искусства и окружающего мира;
развитие способности видеть проявление художественной культуры в реальной жизни (музеи, архитектура, дизайн, скульптура и др.);
формирование навыков работы с различными художественными материалами;
социальная адаптация детей с ограниченными возможностями здоровья посредством индивидуализации и
дифференциации образовательного процесса;
формирование социальной компетентности обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, развитие адаптивных
способностей личности для самореализации в обществе.
Место курса «Изобразительное искусство» в учебном плане.
Курс «Изобразительное искусство» рассчитан на 34 часа (1 час в неделю, 34 учебных недели)
Ценностные ориентиры содержания курса «Изобразительное искусство»
Приоритетная цель художественного образования в школе—духовнонравственное развитие ребенка, т. е. формирование у него качеств,
отвечающих представлениям об истинной человечности, о доброте и культурной полноценности в восприятии мира.
Культуросозидающая роль программы состоит также в воспитании гражданственности и патриотизма. Прежде всего ребенок постигает
искусство своей Родины, а потом знакомиться с искусством других народов.
В основу программы положен принцип «от родного порога в мир общечеловеческой культуры». Россия — часть многообразного и
целостного мира. Ребенок шаг за шагом открывает многообразие культур разных народов и ценностные связи, объединяющие всех людей
планеты. Природа и жизнь являются базисом формируемого мироотношения.
Связи искусства с жизнью человека, роль искусства в повседневном его бытии, в жизни общества, значение искусства в развитии каждого
ребенка — главный смысловой стержень курса. Программа построена так, чтобы дать школьникам ясные представления о системе взаимодействия искусства с жизнью. Предусматривается
широкое привлечение жизненного опыта детей, примеров из окружающей действительности. Работа на основе наблюдения и эстетического
переживания окружающей реальности является важным условием освоения детьми программного материала. Стремление к выражению своего
отношения к действительности должно служить источником развития образного мышления.
Одна из главных задач курса — развитие у ребенка интереса к внутреннему миру человека, способности углубления в себя, осознания
своих внутренних переживаний. Это является залогом развития способности сопереживания.
Любая тема по искусству должна быть не просто изучена, а прожита, т.е. пропущена через чувства ученика, а это возможно лишь в
деятельностной форме, в форме личного творческого опыта. Только тогда, знания и умения по искусству становятся личностно
значимыми, связываются с реальной жизнью и эмоционально окрашиваются, происходит развитие личности ребенка, формируется его
ценностное отношение к миру.
Особый характер художественной информации нельзя адекватно передать словами. Эмоциональноценностный, чувственный опыт,
выраженный в искусстве, можно постичь только через собственное переживание — проживание художественного образа в форме
художественных действий. Для этого необходимо освоение художественнообразного языка, средств художественной выразительности.
Развитая способность к эмоциональному уподоблению — основа эстетической отзывчивости. В этом особая сила и своеобразие искусства: его
содержание должно быть присвоено ребенком как собственный чувственный опыт. На этой основе происходит развитие чувств, освоение
художественного опыта поколений и эмоциональноценностных критериев жизни.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Данная программа обеспечивает БУД (базовые учебные достижения) необходимых личностных, метапредметных, предметных
результатов освоения предмета, заложенных в ФГОС НОО.
Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах учащихся, которые они должны преобразовать в
процессе освоения учебного предмета по программе «Изобразительное искусство»:
чувство гордости за культуру и искусство Родины, своего города;
уважительное отношение к культуре и искусству других народов нашей страны и мира в целом;
понимание особой роли культуры и искусства в жизни общества и каждого отдельного человека;
сформированность эстетических чувств, художественнотворческого мышления, наблюдательности и фантазии;
сформированность эстетических потребностей (потребностей в общении с искусством, природой, потребностей в творческом
отношении к окружающему миру, потребностей в самостоятельной практической творческой деятельности), ценностей и чувств;
развитие этических чувств, доброжелательности и эмоциональнонравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам
других людей; овладение навыками коллективной деятельности в процессе совместной творческой работы в команде одноклассников под
руководством учителя;
умение сотрудничать с товарищами в процессе совместной деятельности, соотносить свою часть работы с общим замыслом;
умение обсуждать и анализировать собственную художественную деятельность и работу одноклассников с позиций творческих задач
данной темы, с точки зрения содержания и средств его выражения.
Метапредметные результаты характеризуют уровень сформированности универсальных способностей учащихся, проявляющихся в
познавательной и практической творческой деятельности:
освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
овладение умением творческого видения с позиций художника, то есть умением сравнивать, анализировать, выделять главное,
обобщать;
формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в
ситуациях неуспеха;
освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;
овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам;
овладение умением вести диалог, распределять функции и роли в процессе выполнения коллективной творческой работы;
использование средств информационных технологий для решения различных учебнотворческих задач в процессе поиска
дополнительного изобразительного материала, выполнение творческих проектов, отдельных упражнений по живописи, графике,
моделированию и т. д.;
умение планировать и грамотно осуществлять учебные действия в соответствии с поставленной задачей, находить варианты решения
различных художественнотворческих задач;
умение рационально строить самостоятельную творческую деятельность, умение организовать место занятий;
осознанное стремление к освоению новых знаний и умений, к достижению более высоких и оригинальных творческих результатов.
Предметные результаты характеризуют опыт учащихся в художественнотворческой деятельности, который приобретается и
закрепляется в процессе освоения учебного предмета:
сформированность первоначальных представлений о роли изобразительного искусства в жизни человека, его роли в духовно
нравственном развитии человека;
сформированность основ художественной культуры, в том числе на материале художественной культуры родного края, эстетического
отношения к миру; понимание красоты как ценности, потребности в художественном творчестве и в общении с искусством;
овладение практическими умениями и навыками в восприятии, анализе и оценке произведений искусства; овладение элементарными практическими умениями и навыками в различных видах художественной деятельности (рисунке, живописи,
скульптуре, художественном конструировании), а также в специфических формах художественной деятельности, базирующихся на
ИКТ (цифровая фотография, видеозапись, элементы мультипликации и пр.);
знание видов художественной деятельности: изобразительной (живопись, графика, скульптура), конструктивной (дизайн и
архитектура), декоративной (народные и прикладные виды искусства);
знание основных видов и жанров пространственновизуальных искусств;
понимание образной природы искусства;
эстетическая оценка явлений природы, событий окружающего мира;
применение художественных умений, знаний и представлений в процессе выполнения художественнотворческих работ;
способность узнавать, воспринимать, описывать и эмоционально оценивать несколько великих произведений русского и мирового
искусства;
умение обсуждать и анализировать произведения искусства, выражая суждения о содержании, сюжетах и выразительных средствах;
усвоение названий ведущих художественных музеев России и художественных музеев своего региона;
умение видеть проявления визуальнопространственных искусств в окружающей жизни: в доме, на улице, в театре, на празднике;
способность использовать в художественнотворческой деятельности различные художественные материалы и художественные
техники;
способность передавать в художественнотворческой деятельности характер, эмоциональные состояния и свое отношение к природе,
человеку, обществу;
умение компоновать на плоскости листа и в объеме задуманный художественный образ;
освоение умений применять в художественнотворческой деятельности основы цветоведения, основы графической грамоты;
овладение навыками моделирования из бумаги, лепки из пластилина, навыками изображения средствами аппликации и коллажа;
умение характеризовать и эстетически оценивать разнообразие и красоту природы различных регионов нашей страны;
умение рассуждать о многообразии представлений о красоте у народов мира, способности человека в самых разных природных
условиях создавать свою самобытную художественную культуру;
изображение в творческих работах особенностей художественной культуры разных (знакомых по урокам) народов, передача
особенностей понимания ими красоты природы, человека, народных традиций;
способность эстетически, эмоционально воспринимать красоту городов, сохранивших исторический облик, – свидетелей нашей
истории;
умение приводить примеры произведений искусства, выражающих красоту мудрости и богатой духовной жизни, красоту внутреннего
мира человека.
Основное содержание учебного курса Приобщение к миру искусства через познание художественного смысла окружающего предметного мира.
Предметы не только имеют утилитарное назначение, но и являются носителями духовной к у л ь т у р ы . Окружающие предметы, созданные
людьми, образуют среду нашей жизни и нашего общения. Форма вещей не случайна, в ней выражено понимание людьми красоты, удобства, в
ней выражены чувства людей и отношения между людьми, их мечты и заботы.
Создание любого предмета связано с работой художника над его формой. В этой работе всегда есть три этапа, три главные задачи. Художнику
не обойтись без БратьевМастеров: Мастера Изображения, Мастера Украшения и Мастера Постройки. Они помогают понять, в чем состоят
художественные смыслы окружающего нас предметного мира. БратьяМастера – помощники учащихся в моделировании предметного мира в
доме, на улице города. Роль художника в театре, цирке; произведения искусства в художественном музее. Знакомство в деятельностной
форме с основами многих видов дизайна, декоративноприкладного искусства, с видами и жанрами станкового искусства.
Знания о системе видов искусства приобретаются через постижение их жизненных функций, роли в жизни людей и конкретно в
повседневной жизни. Приобретение первичных художественных навыков, воплощение ценностных и эмоционально значимых смыслов в
моделировании предметной среды своей жизни. Индивидуальный творческий опыт и коммуникативные умения.
Искусство в твоем доме (8 ч)
В каждой вещи, в каждом предмете, которые наполняют наш дом, заложен труд художника. В чем состоит эта работа художника? Вещи
бывают нарядными, праздничными или тихими, уютными, или деловыми, строгими; одни подходят для работы, другие – для отдыха; одни
служат детям, другие – взрослым. Как выглядеть вещи, решает художник и тем самым создает пространственный и предметный мир вокруг
нас, в котором отражаются наши представления о жизни. Каждый человек тоже бывает в роли художника.
БратьяМастера выясняют, что же каждый из них сделал в ближайшем окружении ребенка. В итоге становится ясно, что без участия
Мастеров не создавался ни один предмет дома, не было бы и самого дома.
Искусство на улицах твоего города (7 ч)
Деятельность художника на улице города (или села). Знакомство с искусством начинается с родного порога: родной улицы, родного города
(села), без которых не может возникнуть чувство Родины.
Разнообразные проявления деятельности художника и его верных помощников БратьевМастеров в создании облика города (села), в
украшении улиц, скверов, площадей. Красота старинной архитектуры – памятников культуры.
Атрибуты современной жизни города: витрины, парки, скверы, ажурные ограды, фонари, разнообразный транспорт. Их образное решение.
Единство красоты и целесообразности. Роль выдумки и фантазии в творчестве художника, создающего художественный облик города.
Художник необходим в театре, цирке, на любом празднике. Жанрововидовое разнообразие зрелищных искусств.
Художник и зрелище (8 ч) Театральнозрелищное искусство, его игровая природа. Изобразительное искусство – необходимая составная часть зрелища.
Деятельность художника в театре в зависимости от вида зрелища или особенностей работы (плакат, декорация, занавес). Взаимодействие в
работе театрального художника разных видов деятельности: конструктивной (постройка), декоративной (украшение), изобразительной
(изображение).
Создание театрализованного представления или спектакля с использованием творческих работ детей.
Художник и музей (11 ч)
Художник работает в доме, на улице, на празднике, в театре. Это все прикладные виды работы художника. Еще художник создает
произведения, в которых, изображая мир, он размышляет о нем и выражает свое отношение и переживание явлений действительности. Лучшие
произведения хранятся в музеях.
Знакомство со станковыми видами и жанрами изобразительного искусства.
Художественные музеи Москвы, СанктПетербурга, других городов. Знакомство с музеем родного города. Участие художника в
организации музея.
Учебно методическое обеспечение.
Дополнительная литература.
1. Азбука народных промыслов. 1–4 классы: дополнительный материал к урокам изобразительного искусства и технологии / авт.
сост. И. А. Хапилина. – Волгоград: Учитель, 2010.
2. Изобразительное искусство. 1–4 классы. Упражнения, задания, тесты / авт.сост. О. В. Свиридова. – Волгоград: Учитель, 2009.
3. Изобразительное искусство. 1–6 классы. Развитие цветового восприятия у школьников. Описание опыта, конспекты уроков / авт.
сост. С. А. Казначеева, С. А. Бондарева. – Волгоград: Учитель, 2009.
4. Изобразительное искусство. 2–8 классы. Создание ситуации успеха: коллекция интересных уроков / авт.сост. А. В. Пожарская [и
др.]. – Волгоград: Учитель, 2010.
5. Изобразительное искусство в начальной школе. Обучение приемам художественнотворческой деятельности / авт.сост. О. В.
Павлова. – Волгоград: Учитель, 2009.
6. Неменский, Б. М. Педагогика искусства / Б. М. Неменский. – М.: Просвещение, 2007.
7. Планируемые результаты начального общего образования / Л. Л. Алексеева [и др.] ; под ред. Г. С. Ковалевой, О. Б. Логиновой.
– М.: Просвещение, 2011.
8. Примерные программы по учебным предметам. Начальная школа: в 2 ч. Ч. 2. – М.: Просвещение, 2011.
9. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования: текст с изм. и доп. на 2011 г. / Мво
образования и науки Рос. Федерации. – М.: Просвещение, 2011. Интернетресурсы.
1. http://ru.wikipedia.org/wiki
2. http://moikompas.ru/tags/plastilin
3. http://www.metodkabinet.eu/TemKollekzii/NarodnyePromysly.html
4. http://www.slovarus.ru
5. http://nsportal.ru
Печатные пособия.
1. Искусство. Основы декоративноприкладного искусства: учебный альбом из 12 листов. – М.: Спектр, 2007.
2. Искусство. Введение в цветоведение: учебный альбом из 16 листов. – М.: Спектр, 2007.
3. Коротеева, Е. И. Изобразительное искусство: учеб.нагляд. пособие для учащихся 1–4 классов нач. шк. / Е. И. Коротеева. – М.:
Просвещение, 2009.
Календарнотематическое планирование
Дата
№
урока
Тема,
тип урока
(страницы
учебника)
Виды
деятельности,
форма работы
Планируемые результаты обучения
освоение
предметных знаний
(базовые понятия)
1 четверть
универсальные
учебные действия
(УУД)
Искусство в твоем доме (8 часов)
1
Мастера
Изображения,
Постройки
и Украшения
(вводный).
Учебник
(с. 3–9)
Работа с учебником
(с. 7–9): знакомство,
ориентирование по разделам,
условные обозначения.
Беседа «Три Брата
Мастера», «Художественные
материалы». Рассматривание
Познакомятся с новым
учебником, с
принадлежностями для
рисования (папка с бумагой,
карандаши по степени
мягкости, акварель, гуашь,
кисти и др.).
Регулятивные: принимают учебную задачу;
планируют алгоритм действий по организации
своего рабочего места с установкой на
функциональность, удобство, рациональность и
безопасность в размещении и применении
необходимых на уроке изобразительного
искусства принадлежностей и материалов. 2
Твои игрушки
(постановка и
решение
учебной
задачи).
Учебник
(с. 12–17)
художественных материалов
или иллюстраций в учебнике
(с. 8–9). Беседа «Что мы
будем рисовать». Сообщение
теоретических сведений о
композиции рисунка. Пост
роение композиции.
Дальний и ближний планы.
Оттенки цвета.
Практическая работа с
эпизодическим контролем
со стороны учителя, анализ
выполненной работы.
Словесноиллюстративный
рассказ
с элементами беседы
«Народные игрушки».
Рассматривание игрушек
или просмотр
мультимедийной
презентации. Дидактическая
игра «Узнай игрушку».
Выполнение практических
заданий: выбор среди
нескольких игрушек
богородской
и дымковской, объяснение
своего
выбора; сбор игрушки из
разрезных картинок. Беседа
«Что мы будем делать».
Научатся рисовать с натуры или
по памяти, передавать
впечатления, полученные в
жизни, смешивать краски для
получения нужного оттенка,
совершенствовать навыки
работы с акварелью (по сухому,
по сырому)
Познавательные: извлекают информацию из
прослушанного объяснения, анализируют ее,
осознанно читают тексты, рассматривают
иллюстрации с целью освоения и использования
информации.
Коммуникативные: строят понятные речевые
высказывания, отстаивают собственное мнение,
формулируют ответы на вопросы.
Личностные: ответственно относятся к учебе,
задают вопрос: «Какое значение, смысл имеет
для меня учение?» и умеют находить ответ на
него.
Получат начальные сведения о
видах современного
декоративноприкладного
искусства (дымковские,
богородские, каргопольские,
филимоновские игрушки,
щепковые (северные, из
Архангельска) птицы
и др.). Научатся передавать в
лепных
изделиях объемную форму, ее
пропорции, соотношения;
лепить фигурки по мотивам
народных игрушек;
использовать цветовой контраст
и гармонию цветовых оттенков,
творчески и разнообразно
применять приемы народной
Познавательные: строят осознанное и
произвольное речевое высказывание в устной
форме о материалах и инструментах, правилах
работы
с инструментами, извлекают информацию из
прослушанного объяснения, анализируют ее.
Регулятивные: удерживают цель деятельности
до получения ее результата; планируют решение
учебной задачи: выстраивают
последовательность необходимых операций
(алгоритм действий).
Коммуникативные: участвуют в
коллективных обсуждениях, строят понятные
речевые высказывания, отстаивают собственное
мнение, формулируют ответы на вопросы.
Личностные: ответственно относятся к учебе,
имеют мотивацию к учебной деятельности;
сориентированы на проявление интереса к 3
Посуда
у тебя
дома
(открытие
нового способа
действия).
Учебник
(с. 18–25)
Сообщение теоретических
сведений «Способы лепки.
Цветовой контраст в
росписи». Лепка
современной игрушки из
пластилина, ее роспись с
эпизодическим контролем со
стороны учителя. Выставка и
презентация работ учащихся.
Беседа «Виды посуды».
Рассматривание образцов
посуды или просмотр
мультимедийной
презентации.
Словесноиллюстративные
рассказы с элементами
беседы «Из чего делают
посуду», «Путешествие по
народным промыслам».
Рассматривание образцов
посуды, изготовленных
мастерами народных
промыслов. Словесно
иллюстративный рассказ с
элементами беседы «Как
изготавливается посуда».
Просмотр мультимедийной
презентации. Беседа «Что
мы будем рисовать».
Практическая работа с
эпизодическим контролем
кистевой росписи. Освоят
декоративную роспись.
культурному наследию.
Понимают связь между формой,
декором посуды (ее
художественным образом) и ее
назначением.
Научатся выделять
конструктивный образ (образ
формы, постройки) и характер
декора, украшения
(деятельность каждого из
Братьев Мастеров в процессе
создания образа посуды).
Овладеют навыками создания
выразительной формы посуды и
ее декорирования в лепке, а
также навыками изображения
посудных форм, объединенных
общим, образным решением.
Познавательные: общеучебные – извлекают
информацию из прослушанного объяснения,
анализируют ее, выявляют особенности
(качества, признаки) разных объектов
в процессе их рассматривания
(наблюдения); логические – осуществляют
поиск информации из разных источников,
расширяющей и дополняющей представление о
видах посуды.
Регулятивные: удерживают цель деятельности
до получения ее результата, планируют решение
учебной задачи: выстраивают
последовательность необходимых операций
(алгоритм действий).
Коммуникативные: участвуют в
коллективных обсуждениях, строят понятные
речевые высказывания, инициативно
сотрудничают в поиске и сборе информации,
отстаивают собственное мнение, формулируют
ответы на вопросы.
Личностные: ответственно относятся к учебе,
имеют мотивацию к учебной деятельности; 4
Обои
и шторы
у тебя дома
(открытие
нового
способа
действия).
Учебник
(с. 26–29)
Понимают роль цвета и декора
в создании образа комнаты.
Узнают о роли художника и
этапах его работы (постройка,
изображение, украшение) при
создании обоев и штор. Обретут
опыт творчества и
художественнопрактические
навыки в создании эскиза обоев
или штор для комнаты в
соответствии с ее
функциональным назначением.
со стороны учителя.
Выставка работ.
Обсуждение и оценивание.
Коллективный поиск ответа
на вопрос «Какими должны
быть обои и шторы в
комнатах разного
назначения?». Словесно
иллюстративный рассказ
«Ритм рисунка
и его печатание».
Рассматривание рисунка на
обоях. Просмотр
мультимедийной
презентации «Печатание
рисунка на бумаге
и ткани». Сообщение
теоретических сведений
«Орнамент». Беседа «Что
мы будем рисовать». Работа
с учебником (с. 28–29).
Практическая работа с
эпизодическим контролем
со стороны учителя.
Выставка выполненных
работ. Обсуждение и
оценивание.
сориентированы на проявление интереса к
культуре своего народа, к сокровищам
народного творчества.
Познавательные: извлекают информацию из
прослушанного объяснения, анализируют ее,
выявляют особенности (качества, признаки)
разных объектов в процессе их рассматривания
(наблюдения), логические – осуществляют
поиск информации из разных источников,
расширяющей и дополняющей представление о
создании орнамента.
Регулятивные: удерживают цель деятельности
до получения ее результата; планируют решение
учебной задачи: выстраивают
последовательность необходимых операций
(алгоритм действий); осуществляют итоговый
контроль деятельности («что сделано») и
пооперационный контроль («как выполнена
каждая операция, входящая в состав учебного
действия»); оценивают (сравнивают с эталоном)
результаты своей деятельности.
Коммуникативные: участвуют в
коллективных обсуждениях, инициативно
сотрудничают в поиске и сборе информации,
строят понятные речевые высказывания,
отстаивают собственное мнение, формулируют
ответы на вопросы.
Личностные: проявляют доброжелательность
и эмоциональнонравственную отзывчивость.
5
Мамин платок Словесноиллюстративный Воспринимают и эстетически Познавательные: извлекают информацию из (решение
частных
задач).
Учебник
(с. 30–33)
оценивают разнообразие
вариантов росписи ткани на
примере платка. Понимают
зависимость характера узора,
цветового решения платка от
того, кому и для чего он
предназначен. Узнают основные
варианты композиционного
решения росписи платка
(с акцентировкой
изобразительного мотива в
центре, по углам, в виде
свободной росписи), а также
характер узора (растительный,
геометрический). Научатся
различать постройку
(композицию), украшение
(характер декора), изображение
(стилизацию) в процессе
создания образа платка.
Овладеют опытом творчества и
художественнопрактическими
навыками в создании эскиза
росписи платка, выражая его
назначение (для мамы, бабушки,
сестры; праздничный или
повседневный).
прослушанного объяснения, анализируют ее,
выявляют особенности (качества, признаки)
разных объектов в процессе их рассматривания
(наблюдения); воспроизводят по памяти ин
формацию, находят дополнительную
информацию, используя справочную
литературу.
Регулятивные: удерживают цель деятельности
до получения ее результата; планируют решение
учебной задачи: выстраивают
последовательность необходимых операций
(алгоритм действий); осуществляют итоговый
контроль деятельности (что сделано) и
пооперационный контроль (как выполнена
каждая операция, входящая в состав учебного
действия); оценивают (сравнивают с эталоном)
результаты своей деятельности.
Коммуникативные: участвуют в
коллективных обсуждениях, строят понятные
речевые высказывания, отстаивают собственное
мнение, формулируют ответы на вопросы.
Личностные: ответственно относятся к учебе,
имеют мотивацию к учебной деятельности;
сориентированы на проявление интереса к
декоративноприкладному творчеству.
рассказ с элементами беседы
«Платок и его история».
Рассматривание платков,
шалей или слайдов с их
изображением.
Коллективный поиск ответа
на вопрос «Чем платок
отличается от ткани?».
Беседа «Виды платков».
Просмотр мультимедийной
презентации. Сообщение
теоретических сведений о
производстве узорной ткани.
Словесноиллюстративный
рассказ «Павловские платки
и орнаментальные
композиции на них».
Рассматривание и
составление
композиционных схем.
Беседа «Что мы будем
рисовать». Анализ
педагогического рисунка.
Составление
последовательности работы
над рисунком. Практическая
работа с эпизодическим
контролем со стороны
учителя. Выставка
выполненных работ.
Обсуждение 67
8
Твои книжки
(освоение
нового
материала).
Учебник
(с. 34–39)
Открытки
(решение
частных
задач).
Учебник
(с. 40–41)
и оценивание.
Словесноиллюстративный
рассказ с элементами беседы
«Как появились книги».
Просмотр мультимедийной
презентации. Беседа «Какой
бывает книга». Словесно
иллюстративный рассказ «С
чего начинается книга».
Беседа «Иллюстрации и
художникииллюстраторы».
Рассматривание книг и
слайдов. Беседа «Что мы
будем делать». Анализ
готового изделия.
Составление
последовательности работы.
Практическая работа с
эпизодическим контролем
со стороны учителя.
Выставка выполненных
работ. Обсуждение и
оценивание.
Вводная беседа «Что вы
знаете об открытке?».
Рассматривание открыток
или просмотр слайдов.
Беседа «Что мы будем
делать». Поиск ответа на
вопрос «От чего зависит
Понимают роль художника и
БратьевМастеров
в создании книги
(многообразие форм книг,
обложка, иллюстрации, буквицы
и т. д.).
Узнают отдельные элементы
оформления книги (обложка,
иллюстрации, буквицы).
Научатся узнавать
и называть произведения
нескольких художников
иллюстраторов детской книги,
создавать детскую книжку
игрушку.
Познавательные: извлекают информацию из
прослушанного объяснения, анализируют ее;
выполняют учебные задачи, не имеющие
однозначного решения; производят логические
мыслительные операции (анализ, сравнение).
Регулятивные: корректируют деятельность:
вносят изменения в процесс с учетом возникших
трудностей и ошибок; намечают способы их
устранения. Коммуникативные: участвуют в
коллективных обсуждениях, строят понятные
речевые высказывания, отстаивают собственное
мнение, формулируют ответы на вопросы.
Личностные: ответственно относятся к учебе,
имеют мотивацию к учебной деятельности;
сориентированы на бережное отношение к
книге.
Понимают и умеют объяснять
роль художника
и БратьевМастеров в создании
форм открыток, изображений на
них. Научатся создавать
открытку
к определенному событию,
Познавательные: строят осознанное и
произвольное речевое высказывание в устной
форме об открытках, извлекают информацию из
прослушанного объяснения, анализируют ее,
производят логические мыслительные операции
(анализ, сравнение).
Регулятивные: умеют осуществлять итоговый работать в технике граттажа,
графической монотипии,
аппликации или в смешанной
технике. Приобретут навыки
выполнения лаконичного
выразительного изображения.
оформление открытки?».
Анализ педагогического
рисунка или готового
изделия. Составление
последовательности работы.
Практическая работа с
эпизодическим контролем
со стороны учителя.
Выставка выполненных
работ. Обсуждение и
оценивание.
контроль деятельности (что сделано) и
пооперационный контроль (как выполнена
каждая операция, входящая в состав учебного
действия).
Коммуникативные: участвуют в
коллективных обсуждениях, строят понятные
речевые высказывания, формулируют ответы на
вопросы.
Личностные: выражают положительное
отношение к процессу познания: проявляют
внимание, удивление, желание больше узнать.
2 четверть
Вступительная беседа
«Деятельность художника
на улице города (или села)».
Знакомство с искусством
начинается с родного
порога: родной улицы,
родного города (села).
Сообщение теоретических
сведений «Что такое
архитектура?». Словесно
иллюстративный рассказ с
элементами беседы
«Памятники архитектуры».
Просмотр мультимедийной
презентации. Беседа «Что
мы будем делать». Анализ
педагогического рисунка.
Искусство на улицах твоего города (7 часов)
Учиться видеть архитектурный
образ, образ городской среды.
Воспринимать и оценивать
эстетические достоинства
старинных
и современных
построек родного города (села).
Раскрывать особенности
архитектурного образа города.
Понимать, что памятники
архитектуры – это достояние
народа, которое необходимо
беречь. Различать в
архитектурном образе работу
каждого из БратьевМастеров.
Изображать архитектуру своих
родных мест, выстраивая
Познавательные: сравнивают различные
объекты: выделяют из множества один или
несколько объектов, имеющих общие свойства;
преобразовывают объект: импровизируют,
изменяют, творчески переделывают,
моделируют различные отношения между
объектами окружающего мира (строить модели).
Регулятивные: корректируют деятельность:
вносят изменения в процесс с учетом возникших
трудностей и ошибок; намечают способы их
устранения.
Коммуникативные: инициативно
сотрудничают в поиске и сборе информации,
формулируют ответы на вопросы.
Личностные: ответственно относятся к учебе,
имеют мотивацию к учебной деятельности;
9
Памятники
архитектуры
(постановка и
решение
учебной
задачи).
Учебник (с. 46–
51) 10
Парки, скверы,
бульвары
(постановка и
решение
учебной
задачи).
Учебник
(с. 52–55)
Составление
последовательности работы
над рисунком.
Дидактическая игра «Сложи
из геометрических фигур
разного вида и размера
здания» (учебник, с. 51).
Практическая работа с
эпизодическим контролем
со стороны учителя.
Выставка выполненных
работ. Обсуждение и
оценивание.
Работа со справочной
литературой. Словесно
иллюстративный рассказ
«Парки Петергофа».
Просмотр мультимедийной
презентации «Парки
Петергофа». Беседы
«Элементы паркового
искусства», «Образ парка».
Просмотр слайдов. Беседа
«Что мы будем рисовать».
Анализ педагогического
рисунка или готового
изделия. Составление
последовательности работы.
Практическая работа с
эпизодическим контролем
со стороны учителя.
композицию листа, передавая в
рисунке неповторимое
своеобразие и ритмическую
упорядоченность
архитектурных форм.
сориентированы на проявление интереса к
культурному наследию страны.
Сравнивать и анализировать
парки, скверы, бульвары с
точки зрения их разного
назначения и устройства (парк
для отдыха, детская площадка,
паркмемориал и др.).
Эстетически воспринимать парк
как единый, целостный
художественный ансамбль.
Создавать образ парка
в технике коллажа, гуаши или
выстраивая объемно
пространственную композицию
из бумаги. Овладевать
приемами коллективной
творческой работы в процессе
создания общего проекта.
Познавательные: извлекают информацию из
прослушанного объяснения, анализируют ее,
проверяют, находят дополнительные сведения,
используя справочную литературу.
Регулятивные: корректируют деятельность:
вносят изменения в процесс с учетом возникших
трудностей и ошибок; намечают способы их
устранения.
Коммуникативные: участвуют в
коллективных обсуждениях, строят понятные
речевые высказывания, отстаивают собственное
мнение, формулируют ответы на вопросы.
Личностные: ответственно относятся к учебе,
имеют мотивацию к учебной деятельности;
сориентированы на проявление бережного
отношения к уголкам природы в городе. 11
12
Ажурные
ограды
(освоение
нового
материала).
Учебник
(с. 56–59)
Выставка выполненных
работ. Обсуждение и
оценивание.
Словесноиллюстративный
рассказ с элементами беседы
«Ажурные ограды».
Просмотр мультимедийной
презентации «Ажурные
ограды Петербурга». Беседа
«Откуда берутся идеи»,
просмотр слайдов. Беседа
«Что мы будем делать».
Работа с учебником (с. 59).
Анализ готового изделия.
Составление
последовательности работы.
Практическая работа с
эпизодическим контролем
со стороны учителя.
Выставка выполненных
работ. Обсуждение и
оценивание работ.
Волшебные
фонари
(освоение
нового
материала).
Учебник
(с. 60–63)
Работа с учебником (с. 60–
61) или рассказ с
просмотром
мультимедийной
презентации «Волшебные
фонари». Сравнение
старинных и современных
Воспринимают, сравнивают,
дают эстетическую оценку
чугунным оградам в Санкт
Петербурге и Москве, в родном
городе, отмечая их роль в
украшении города, сравнивают
между собой ажурные ограды и
другие объекты (деревянные
наличники, ворота с резьбой,
дымники и т. д.), выявляя в них
общее и особенное. Научатся
различать деятельность
БратьевМастеров при создании
ажурных оград, фантазировать,
создавать проект (эскиз)
ажурной решетки, использовать
ажурную решетку в об
щей композиции
с изображением парка или
сквера.
Воспринимают, сравнивают,
анализируют старинные фонари
Москвы, Санкт Петербурга и
других городов, отмечая
особенности их формы и
украшений. Научатся различать
фонари разного эмоционального
Познавательные: строят осознанное и
произвольное речевое высказывание в устной
форме о красоте ажурных оград, извлекают
информацию из прослушанного объяснения,
анализируют ее; логические – осуществляют
поиск информации из разных источников,
расширяющей и дополняющей представление об
узорах оград.
Регулятивные: корректируют деятельность:
вносят изменения в процесс с учетом возникших
трудностей и ошибок; намечают способы их
устранения.
Коммуникативные: участвуют в
коллективных обсуждениях, строят понятные
речевые высказывания, отстаивают собственное
мнение, формулируют ответы на вопросы.
Личностные: ответственно относятся к учебе,
имеют мотивацию к учебной деятельности.
Познавательные: осознанно читают тексты с
целью освоения и использования информации;
логические – осуществляют поиск информации
из разных источников, расширяющей и
дополняющей представление о форме фонарей.
Регулятивные: осуществляют итоговый
контроль деятельности («что сделано») фонарей с выявлением их
особенностей. Описание
объекта. Беседа «Что мы
будем делать». Сообщение
теоретических сведений с
демонстрацией приемов
работы с бумагой
(скручивание, закручивание,
склеивание). Анализ
готового изделия.
Составление
последовательности работы.
Практическая работа с
эпизодическим контролем
со стороны учителя,
выставка работ, их
обсуждение
и оценивание.
Работа с учебником.
Рассматривание
иллюстраций в учебнике или
просмотр мультимедийной
презентации. Выполнение
задания: рассмотреть
представленные варианты
витрин, поиск ответа на
вопрос «В чем проявляется
связь между
художественным
оформлением витрины и
профилем магазина?».
звучания, объяснять роль
художника и БратьевМастеров
при создании нарядных обликов
фонарей, изображать необычные
фонари, используя графические
средства, или создавать
необычные конструктивные
формы фонарей, осваивая
приемы работы с бумагой
(скручивание, закручивание,
склеивание).
и пооперационный контроль
(«как выполнена каждая операция, входящая в
состав учебного действия»).
Коммуникативные: слушают
учителя, инициативно сотрудничают в поиске и
сборе информации, составляют описание
объекта с использование выразительных средств
языка.
Личностные: ответственно относятся к учебе,
имеют мотивацию к учебной деятельности.
Понимают работу художника и
БратьевМастеров по созданию
витрины как украшения улицы
города и своеобразной рекламы
товара, объясняют связь
художественного оформления
витрины с профилем магазина.
Научатся фантазировать,
создавать творческий проект
оформления витрины магазина.
Овладеют композиционными и
оформительскими навыками в
процессе создания образа
Познавательные: высказывают
предположения, обсуждают проблемные
вопросы, преобразовывают объект:
импровизируют, изменяют, творчески
переделывают, презентуют подготовленную
информацию в наглядном и вербальном виде.
Регулятивные: оценивают
(сравнивают с эталоном) результаты
деятельности (чужой и своей); корректируют
деятельность: вносят изменения в процесс с
учетом возникших трудностей и ошибок;
намечают способы их устранения.
Коммуникативные: участвуют в
13
Витрины
(решение
частных
задач).
Учебник
(с. 64–67) 1415
Удивительный
транспорт
(постановка
и решение
учебной
задачи).
Учебник
(с. 68–71)
Беседа «Что мы будем
делать». Работа с учебником
(с. 66–67). Анализ готового
изделия. Составление
последовательности работы
с помощью учителя.
Практическая работа
(групповая). Выставка
выполненных работ.
Презентация, обсуждение и
оценивание работ.
Беседа «История
транспорта».
Рассматривание слайдов или
рисунков. Разгадывание
загадок о разных видах
транспорта. Беседа
«Создание машины».
Рассматривание
иллюстраций в учебнике (с.
69–70)
или слайдов. Беседа «Что
мы будем делать». Описание
создаваемого объекта.
Демонстрация приемов
работы. Анализ готового
изделия. Составление
последовательности работы
над рисунком. Практическая
работа . с эпизодическим
контролем со стороны
витрины.
коллективных обсуждениях, отстаивают
собственное мнение, формулируют ответы на
вопросы. Личностные: применяют правила
делового сотрудничества: сравнивают разные
точки зрения; считаются с мнением другого
человека; проявляют терпение и
доброжелательность в споре (дискуссии),
доверие к собеседнику (соучастнику)
деятельности.
Научатся видеть образ в облике
машины, характеризовать,
сравнивать, обсуждать разные
формы автомобилей и их
украшение, видеть,
сопоставлять и объяснять связь
природных форм с
инженерными конструкциями и
образным решением различных
видов транспорта,
фантазировать. Создавать
образы фантастических машин.
Овладеют новыми навыками
в конструировании из бумаги.
Познавательные: извлекают информацию из
прослушанного объяснения, анализируют ее,
выполняют учебные задачи, не имеющие
однозначного решения; высказывают
предположения, обсуждают проблемные
вопросы.
Регулятивные: корректируют деятельность:
вносят изменения в процесс с учетом возникших
трудностей и ошибок; намечают способы их
устранения.
Коммуникативные: участвуют в
коллективных обсуждениях, строят понятные
речевые высказывания, формулируют ответы на
вопросы.
Личностные: выражают положительное
отношение к процессу познания: проявляют
внимание, удивление, желание больше узнать. учителя Выставка
выполненных
работ. Обсуждение и
оценивание работ.
3 четверть
Художник и зрелище (8 часов)
16
17
Художник в
цирке
(открытие
нового способа
действия).
Учебник
(с. 76–79)
Художник в
театре
(постановка
и решение
учебной
задачи).
Словесноиллюстративный
рассказ с элементами беседы
«Цирк». Просмотр
мультимедийной презентации
«Цирк». Беседа о цирковых
профессиях. Беседы
«Художник и цирк», «Что мы
будем делать». Анализ
педагогического рисунка.
Составление
последовательности работы
над рисунком. Практическая
работа с эпизодическим
контролем со стороны
учителя. Выставка
выполненных работ.
Обсуждение и оценивание.
Вводная беседа
«Из истории театра».
Словесноиллюстративный
рассказ с элементами беседы
«Художник и театр».
Просмотр слайдов. Беседа
Понимают и объясняют важную
роль художника
в цирке (создание красочных
декораций, костюмов,
циркового реквизита и т. д.).
Научатся придумывать и
создавать красочные
выразительные рисунки или
аппликации на тему циркового
представления, передавая в них
движение, характеры,
взаимоотношения между
персонажами, изображать
яркое, веселое, подвижное.
Научатся сравнивать объекты,
элементы театрально
сценического
мира, видеть в них
интересные выразительные
решения, превращение простых
Познавательные: извлекают информацию из
прослушанного объяснения, анализируют ее.
Регулятивные: удерживают цель деятельности
до получения ее результата; планируют решение
учебной задачи: выстраивают
последовательность необходимых операций
(алгоритм действий).
Коммуникативные: участвуют в
коллективных обсуждениях, формулируют
ответы на вопросы.
Личностные: ответственно относятся к учебе,
имеют мотивацию к учебной деятельности,
понимают роль культуры и искусства в жизни
общества.
Познавательные: извлекают информацию из
прослушанного объяснения, анализируют ее,
преобразовывают объект: импровизируют,
изменяют, творчески переделывают,
преобразовывают объект.
Регулятивные: осуществляют итоговый Учебник
(с. 80–87)
1819
Театр кукол
(решение
частных
задач).
Учебник
(с. 88–93)
«Что мы будем делать».
Рассматривание образца
готового макета или ил
люстраций в учебнике (с.
84–87). Анализ готового
изделия. Составление
последовательности работы
над макетом. Практическая
работа с эпизодическим
контролем со стороны
учителя. Выставка
выполненных работ.
Обсуждение
и оценивание работ.
Словесноиллюстративный
рассказ с элементами
беседы. Театр кукол.
Рассматривание кукол
разных видов. Беседа
«Художник в театре кукол».
Работа с учебником (с. 90).
Беседа «Что мы будем
делать». Рассматривание
образцов кукол, декораций,
образцов материалов.
Анализ готового изделия.
Составление
последовательности работы
над рисунком. Практическая
работа с эпизодическим
контролем со стороны
материалов в яркие образы,
понимать и уметь объяснять
роль театрального художника в
создании спектакля, создавать
«Театр на столе» – картинный
макет с объемными (лепными,
конструктивными) или
плоскостными (расписными)
декорациями и бумажными
фигурками персонажей сказки
для игры «в спектакль».
Овладеют навыками создания
объемнопространственной
композиции.
Получат представление о
разных видах кукол
(перчаточные, тростевые,
марионетки) и их истории, о
кукольном театре
в наши дни. Научатся
придумывать и создавать
выразительную куклу
(характерную головку куклы,
характерные детали костюма,
соответствующие сказочному
персонажу); применять для
работы пластилин, бумагу,
нитки, ножницы, куски ткани,
использовать куклу для игры в
кукольный спектакль.
контроль деятельности («что сделано»)
и пооперационный контроль
(«как выполнена каждая операция, входящая в
состав учебного действия»).
Коммуникативные: участвуют в
коллективных обсуждениях, умеют
формулировать ответы на вопросы.
Личностные: ответственно относятся к учебе,
умеют применять правила делового
сотрудничества: сравнивать разные точки зрения;
считаться с мнением другого человека;
проявлять терпение и доброжелательность в
споре (дискуссии), доверие к собеседнику
(соучастнику) деятельности.
Познавательные: строят осознанное и
произвольное речевое высказывание в устной
форме о роли художника в театре, извлекают
информацию из прослушанного объяснения,
анализируют ее, логические – осуществляют
поиск информации из разных источников,
расширяющей и дополняющей представление о
кукольных театрах, видах кукол.
Регулятивные: корректируют деятельность:
вносят изменения в процесс с учетом возникших
трудностей и ошибок; намечают способы их
устранения. Коммуникативные: участвуют в
коллективных обсуждениях, умеют инициативно
сотрудничать в поиске и сборе информации,
формулируют ответы на вопросы.
Личностные: ответственно относятся к учебе, 20
21
Маска
(решение
частных
задач).
Учебник
(с. 94–97)
учителя. Выставка
выполненных работ.
Обсуждение и оценивание
работ.
Сообщение теоретических
сведений «Что такое
маска?». Словесно
иллюстративный рассказ «Из
истории маски». Просмотр
слайдшоу. Беседа «Из чего
делают маски».
Рассматривание масок,
материалов. Беседа «Что мы
будем делать». Работа с
учебником (с. 96–
97). Анализ готового
изделия.
Афиша
и плакат
(открытие
нового способа
действия).
Учебник
(с. 98–101)
Сообщение теоретических
сведений
«Что такое афиша
и плакат». Коллективный
поиск ответа на вопрос: в
чем различие между
плакатом, афишей и
картиной? Рассматривание
афиш и плакатов.
имеют мотивацию к учебной деятельности;
проявляют интерес
к театральному искусству.
Познавательные: преобразовывают объект
(основу): импровизируют, изменяют, творчески
переделывают.
Регулятивные: корректируют
деятельность: вносят изменения в процесс с
учетом возникших трудностей и ошибок;
намечают способы их устранения.
Коммуникативные: умеют строить понятные
речевые высказывания, отстаивать собственное
мнение, формулировать ответы на вопросы.
Личностные: обладают первичными умениями
оценки работ и ответов одноклассников,
проявляют доброжелательность и отзывчивость,
сопереживают чувствам других людей.
Познавательные: извлекают информацию из
прослушанного объяснения, анализируют ее.
Регулятивные: корректируют деятельность:
вносят изменения в процесс с учетом возникших
трудностей и ошибок; намечают способы их
устранения.
Коммуникативные: строят понятные речевые
высказывания, отстаивают собственное мнение,
формулируют ответы на вопросы.
Научатся отмечать
характер, настроение,
воплощенные
в маске, а также
выразительность формы и
декора, созвучные образу,
объяснять роль маски в театре и
на празднике, конструировать
выразительные и
острохарактерные маски к
театральному представлению
или празднику. Составление
последовательности работы над
изделием. Практическая работа.
Выставка выполненных работ.
Обсуждение и оценивание
работ.
Получат представление о
назначении театральной афиши,
плаката
(привлекает внимание,
сообщает название, лаконично
рассказывает о самом
спектакле). Научатся видеть и
определять в афишахплакатах
изображение, украшение и Выполнение задания в
учебнике (с. 98), просмотр
слайдов. Беседа «Что мы
будем делать». Анализ
педагогического рисунка.
Составление
последовательности работы
над рисунком. Практическая
работа с эпизодическим
контролем со стороны
учителя. Выставка
выполненных работ.
Обсуждение и оценивание.
Вводная беседа
«Праздничный город».
Просмотр мультимедийной
презентации. Беседы «Чем
украшают город днем и
вечером?», «Что мы будем
делать». Анализ
педагогического рисунка.
Составление
последовательности работы
над рисунком. Устное
рисование. Практическая
работа с эпизодическим
контролем со стороны
учителя. Выставка
выполненных работ.
Обсуждение и оценивание.
постройку. Обретут творческий
опыт создания эскиза афиши к
спектаклю или цирковому
представлению; добиваться
образного единства
изображения и текста.
Личностные: ответственно относятся к учебе,
имеют мотивацию к учебной деятельности,
обсуждают и анализируют собственную
художественную деятельность и работу
одноклассников с позиций творческих задач
данной темы.
Научатся объяснять работу
художника по созданию облика
праздничного города,
фантазировать о том, как
можно украсить город к
Празднику Победы
(9 Мая), Нового года или на
Масленицу, сделав его
нарядным, красочным,
необычным, создавать в рисунке
проект оформления праздника.
Познавательные: сравнивают различные
объекты: выделяют из множества один или
несколько объектов, имеющих
общие свойства; сопоставляют характеристики
объектов по одному (нескольким) признакам;
выбирают решение из нескольких предложенных,
кратко обосновывают выбор
(отвечают на вопрос «Почему выбрал именно
этот способ?»).
Регулятивные: корректируют деятельность:
вносят изменения в процесс с учетом возникших
трудностей и ошибок; намечают способы их
устранения; анализируют собственную работу:
соотносят план
и совершенные операции. Коммуникативные:
составляют небольшие устные монологические
высказывания; описывают объект: передают его
внешние характеристики, используя
2223
Праздник
в городе
(постановка и
решение
учебной
задачи).
Учебник
(с. 102–
103) Художник и музей (11 часов)
Познакомятся с некоторыми
музеями искусств, их
архитектурой, интерьером
залов,
расположением экспонатов.
Научатся понимать и объяснять
роль музея в городе и стране.
Получат представление о самых
разных видах музеев и роли
художника в создании их
экспозиций.
24
Музей
в жизни города
(освоение
нового
материала).
Учебник
(с. 108–
109)
25
Музеи
искусства
Рассказ «Из истории
музеев». Беседа «Виды
музеев». Просмотр
мультимедийной
презентации. Беседа «Кто
работает в музее».
Коллективный поиск ответа
на вопрос: «Можно ли
создать музей у себя дома?».
Заслушивание рассказов
учащихся о домашних
коллекциях. Беседа «Что мы
будем делать». Анализ
педагогического рисунка,
составление
последовательности работы
над рисунком. Практическая
работа с эпизодическим
контролем со стороны
учителя. Выставка
выполненных работ.
Обсуждение и оценивание.
Словесноиллюстративный
рассказ «Художественные
выразительные средства языка; составляют
небольшие устные монологические
высказывания.
Личностные: ответственно относятся к учебе,
имеют мотивацию учебной деятельности.
Познавательные: извлекают информацию из
прослушанного объяснения, анализируют ее,
осознанно читают тексты с целью освоения и
использования информации.
Регулятивные: анализируют собственную
работу: соотносят план и совершенные операции,
выделяют этапы и оценивают меру освоения
каждого, находят ошибки, устанавливают их
причины.
Коммуникативные: участвуют в
коллективных обсуждениях, строят понятные
речевые высказывания, отстаивают собственное
мнение, формулируют ответы на вопросы.
Личностные: ответственно относятся к учебе,
имеют мотивацию к учебной деятельности;
сориентированы на проявление интереса к
культурному наследию.
Научатся понимать и объяснять
роль художественного музея,
Познавательные: проверяют информацию,
находят дополнительную информацию, (решение
частных
задач).
Учебник
(с. 110–
113)
музеи России». Сообщения
учащихся о музеях искусств
нашей страны. Просмотр
мультимедийной
презентации. Сообщения
учащихся о наиболее
любимых ими картинах.
Обсуждение и оценивание
работы учащихся на уроке.
учатся понимать, что великие
произведения искусства
являются национальным
достоянием. Получат
представление и научатся
называть самые значительные
музеи искусств России –
Государственную
Третьяковскую галерею,
Государственный Русский
музей, Эрмитаж, Музей
изобразительных искусств
имени А. С. Пушкина.
4 четверть
используя справочную литературу; умеют
презентовать подготовленную информацию в
наглядном и вербальном виде.
Регулятивные: удерживают цель деятельности
до получения ее результата.
Коммуникативные: участвуют в
коллективных обсуждениях, умеют строить
понятные речевые высказывания, отстаивать
собственное мнение, составлять краткие
сообщения на заданную тему.
Личностные: ответственно относятся к учебе,
умеют оценивать собственную учебную
деятельность (свои достижения,
самостоятельность, инициативу,
ответственность).
2627
Картинапейзаж
(постановка
и решение
учебной
задачи).
Учебник
(с. 114–
119)
Вводная беседа «Красота
родного края в
произведениях литературы,
музыки и живописи».
Просмотр мультимедийной
презентации, сообщение
теоретических сведений
«Пейзаж как вид
изобразительного искусства.
Виды пейзажей». Просмотр
слайдшоу, беседа
«Произведения живописи
российских художников».
Работа с учебником (с. 114–
Получат представление о том,
что картина, – это особый мир,
созданный художником,
наполненный его мыслями,
чувствами и переживаниями.
Научатся рассуждать о
творческой работе зрителя, о
своем опыте восприятия
произведений изобразительного
искусства, рассматривать и
сравнивать картиныпейзажи,
рассказывать
о настроении и разных
состояниях, которые художник
Познавательные: строят осознанное и
произвольное речевое высказывание в устной
форме о сюжете картины, своем впечатлении о
ней, извлекают информацию из прослушанного
объяснения, анализируют ее, осознанно
рассматривают иллюстрации с целью освоения и
использования информации.
Регулятивные: удерживают цель деятельности
до получения ее результата; планируют решение
учебной задачи: вы
страивают последовательность необходимых
операций (алгоритм действий).
Коммуникативные: участвуют в
коллективных обсуждениях, умеют строить 117). Художественно
выразительные средства
живописи. Рассматривание
рисунков с разной высотой
линии горизонта, поэтапной
последовательностью
рисования предметов
ближнего и дальнего планов.
Беседа «Что мы будем
рисовать». Анализ
педагогического рисунка.
Составление
последовательности работы
над рисунком. Практическая
работа с эпизодическим
контролем со стороны
учителя. Выставка
выполненных работ.
Обсуждение и оценивание
работ.
Словесноиллюстративный
рассказ
с элементами беседы
«Портрет». Просмотр
мультимедийной
презентации, беседа по
произведениям живописи
известных художников
портретистов. Просмотр
слайдов с изображением
портретов людей, живших в
передает цветом (радостное,
праздничное, грустное,
таинственное, нежное
и т. д.), изображать пейзаж по
представлению
с ярко выраженным
настроением, выражать
настроение в пейзаже цветом.
Узнают имена крупнейших
русских художников
пейзажистов.
понятные речевые высказывания, отстаивать
собственное мнение, формулировать ответы на
вопросы.
Личностные: имеют мотивацию к учебной
деятельности; сориентированы на проявление
интереса к природе страны, бережное отношение
к ней, понимают особую роль искусства в жизни
общества и каждого отдельного человека.
Получат представление об
изобразительном жанре –
портрете и нескольких
известных
картинахпортретах. Научатся
рассказывать об изображенном
на портрете человеке (какой он,
каков его внутренний мир,
особенности его характера),
создавать портрет коголибо из
дорогих, хорошо знакомых
Познавательные: извлекают информацию из
прослушанного объяснения, анализируют ее,
составляют рассказ о героях картинпортретов.
Регулятивные: осуществляют итоговый
контроль деятельности («что сделано»)
и пооперационный контроль
(«как выполнена каждая операция, входящая в
состав учебного действия»); корректируют
деятельность: вносят изменения в процесс с
учетом возникших трудностей и ошибок;
намечают способы их устранения.
2829
Картина
портрет
(освоение
нового
материала).
Учебник
(с. 121–
125) разные эпохи, или ил
люстраций в учебнике (с.
120–123), выбор одного из
портретов и составление
рассказа об изображенном на
нем человеке. Беседа «Что
мы будем рисовать».
Демонстрация приемов
рисования головы человека.
Анализ педагогического
рисунка. Составление
последовательности работы
над рисунком. Практическая
работа с эпизодическим
контролем со стороны
учителя. Выставка
выполненных работ.
Обсуждение и оценивание
работ.
Сообщение теоретических
сведений «Натюрморт».
Просмотр мультимедийной
презентации.
Рассматривание
натюрмортов известных
художников и их описание.
Просмотр слайдов или
работа с учебником (с.126–
129). Беседы «Натюрморт и
настроение», «Что мы будем
рисовать». Анализ
30
Картина
натюрморт
(освоение
нового
материала).
Учебник
(с. 126–
129)
людей (родители,
одноклассники, автопортрет) по
представлению, используя
выразительные возможности
цвета
Коммуникативные: участвуют в
коллективных обсуждениях, строят понятные
речевые высказывания, отстаивают собственное
мнение, формулируют ответы на вопросы.
Личностные: ответственно относятся к учебе,
имеют мотивацию к учебной деятельности;
сориентированы на проявление интереса к
творчеству художников, соотносят свою часть
работы с общим замыслом
Научатся воспринимать
картинунатюрморт как
своеобразный рассказ о
человеке – хозяине вещей, о
времени, в котором он живет,
его интересах, изображать
натюрморт по представлению
с ярко выраженным
настроением (радостное,
праздничное, грустное
и т. д.).
Понимают, что
Познавательные: умеют извлекать
информацию из прослушанного объяснения,
анализировать ее, выявлять особенности
(качества, признаки) разных объектов в процессе
их рассматривания (наблюдения);
воспроизводить по памяти информацию,
необходимую для решения учебной задачи;
проверять информацию, находить
дополнительную информацию, используя
справочную литературу.
Регулятивные: умеют осуществлять итоговый
контроль деятельности («что сделано») и педагогического рисунка.
Составление
последовательности работы
над рисунком. Практическая
работа с эпизодическим
контролем со стороны
учителя. Выставка
выполненных работ.
Дидактическая играмозаика
«Натюрморт». Обсуждение
и оценивание работ
в натюрморте важную роль
играет настроение, которое
художник передает цветом.
Совершенствуют живописные и
композиционные навыки.
Узнают имена нескольких
художников, работавших в
жанре натюрморта.
Сообщение теоретических
сведений «Картины
исторического и бытового
жанров». Просмотр
мультимедийной
презентации. Анализ картин
исторического и бытового
жанра. Рассматривание
произведений живописи.
Беседа «Что мы будем
делать». Анализ
педагогического рисунка.
Составление
последовательности работы
над рисунком. Практическая
работа с эпизодическим
контролем со стороны
учителя. Выставка
Получат представление о
картинах исторического
и бытового жанра.
Научатся рассказывать,
рассуждать
о наиболее понравившихся
(любимых) картинах, об их
сюжете и настроении,
изображать сцену из своей
повседневной жизни (дома,
в школе, на улице), выстраивая
сюжетную композицию.
Совершенствуют
композиционные навыки.
Освоят навыки изображения
в смешанной технике (рисунок
восковыми мелками и
акварель).
пооперационный контроль («как выполнена
каждая операция, входящая в состав учебного
действия»); оценивать (сравнивать с эталоном)
результаты деятельности (чужой, своей).
Коммуникативные: участвуют в
коллективных обсуждениях, умеют строить
понятные речевые высказывания, отстаивать
собственное мнение, формулировать ответы на
вопросы.
Личностные: ответственно относятся к учебе,
имеют мотивацию к учебной деятельности;
сориентированы на эмоциональноэстетическое
восприятие произведений живописи.
Познавательные: умеют строить осознанное и
произвольное речевое высказывание
в устной форме, извлекать информацию из
прослушанного объяснения, анализировать ее.
Регулятивные: умеют удерживать цель
деятельности до получения ее результата;
планировать решение учебной задачи:
выстраивать последовательность необходимых
операций (алгоритм действий).
Коммуникативные: участвуют в
коллективных обсуждениях, умеют строить
понятные речевые высказывания, отстаивать
собственное мнение, формулировать ответы на
вопросы.
Личностные: ответственно относятся к учебе,
имеют мотивацию к учебной деятельности.
3132
Картины
исторические и
бытовые
(решение
частных
задач).
Учебник
(с. 130–
131) 33
34
Скульптура в
музее и на
улице
(освоение
нового
материала).
Учебник
(с. 132–
137)
выполненных работ.
Обсуждение и оценивание
работ.
Сообщение теоретических
сведений «Скульптура и ее
виды». Словесно
иллюстративный рассказ с
элементами беседы
«Скульптура в музее и на
улице». Просмотр
мультимедийной
презентации. Беседа «Что
мы будем делать».
Демонстрация приемов
работы. Анализ готового
изделия. Составление
последовательности работы.
Практическая работа . с
эпизодическим контролем
со стороны учителя
Выставка выполненных
работ. Обсуждение и
оценивание работы на уроке.
Научатся рассуждать,
эстетически относиться к
произведению скульптуры,
объяснять значение
окружающего пространства для
восприятия скульптуры, роль
скульптурных памятников,
назвать несколько знакомых
памятников и их авторов,
рассуждать о созданных
образах.
Узнают виды скульптуры
(скульптура в музеях,
скульптурные памятники,
парковая скульптура),
материалы, которыми работает
скульптор.
Научатся лепить фигуру
человека или животного,
передавая выразительную
пластику движения.
Каждый
человек –
художник.
Итоговое
занятие
Игры и игровые задания:
«Симметрия», «Узнай
картину», «Круговой
кроссворд», «Экзамен у
художника Тюбика»,
Участвуют в организации
выставки детского
художественного творчества,
проявляют творческую
активность, проводят экскурсии
Познавательные: умеют воспроизводить по
памяти информацию, необходимую для решения
учебной задачи; выбирать решение из нескольких
предложенных, кратко обосновывать выбор
(отвечать на вопрос «Почему выбрал именно
этот способ?»).
Регулятивные: умеют анализировать
собственную работу: соотносить план и
совершенные операции, выделять этапы и
оценивать меру освоения каждого, находить
ошибки, устанавливать их причины;
корректировать деятельность: вносить
изменения в процесс с учетом возникших
трудностей и ошибок; намечать способы их
устранения.
Коммуникативные: участвуют в
коллективных обсуждениях, умеют строить
понятные речевые высказывания, отстаивать
собственное мнение, формулировать ответы на
вопросы.
Личностные: ответственно относятся к учебе,
имеют мотивацию к учебной деятельности.
Познавательные: умеют строить осознанное и
произвольное речевое высказывание в устной
форме, анализировать информацию,
презентовать подготовленную информацию в
наглядном и вербальном виде. (обобщение и
систематизация
знаний).
«Угадай героя и нарисуй
его», «Собери пейзаж»,
«Собери натюрморт», «Кто
внимательней?», «Дорисуй
портрет». Выступления
обучающихся по темам
«Народные художественные
промыслы»
(рассказ с показом изделий),
«В мастерских
художников». Разыгрывание
сценки по ролям. («У
художников: портретиста,
мультипликатора,
скульптора, архитектора».)
Художественная выставка.
Обсуждение и оценивание
работы учащихся за год.
по выставке детских работ.
Понимают роль художника
в жизни каждого человека и
рассказывают о ней.
Регулятивные: умеют оценивать результаты
деятельности (чужой и своей).
Коммуникативные: участвуют в
коллективных обсуждениях, умеют строить
понятные речевые высказывания, отстаивать
собственное мнение, формулировать ответы на
вопросы.
Личностные: имеют мотивацию к учебной
деятельности; задают вопрос «Какое значение,
смысл имеет для меня учение?» и умеют
находить ответ на него, обсуждают и
анализируют собственную художественную
деятельность и работу одноклассников с позиций
творческих задач данной темы.
Примерная адаптированная рабочая программа по предмету "Изобразительное искусство" 3 класс.
Примерная адаптированная рабочая программа по предмету "Изобразительное искусство" 3 класс.
Примерная адаптированная рабочая программа по предмету "Изобразительное искусство" 3 класс.
Примерная адаптированная рабочая программа по предмету "Изобразительное искусство" 3 класс.
Примерная адаптированная рабочая программа по предмету "Изобразительное искусство" 3 класс.
Примерная адаптированная рабочая программа по предмету "Изобразительное искусство" 3 класс.
Примерная адаптированная рабочая программа по предмету "Изобразительное искусство" 3 класс.
Примерная адаптированная рабочая программа по предмету "Изобразительное искусство" 3 класс.
Примерная адаптированная рабочая программа по предмету "Изобразительное искусство" 3 класс.
Примерная адаптированная рабочая программа по предмету "Изобразительное искусство" 3 класс.
Примерная адаптированная рабочая программа по предмету "Изобразительное искусство" 3 класс.
Примерная адаптированная рабочая программа по предмету "Изобразительное искусство" 3 класс.
Примерная адаптированная рабочая программа по предмету "Изобразительное искусство" 3 класс.
Примерная адаптированная рабочая программа по предмету "Изобразительное искусство" 3 класс.
Примерная адаптированная рабочая программа по предмету "Изобразительное искусство" 3 класс.
Примерная адаптированная рабочая программа по предмету "Изобразительное искусство" 3 класс.
Примерная адаптированная рабочая программа по предмету "Изобразительное искусство" 3 класс.
Примерная адаптированная рабочая программа по предмету "Изобразительное искусство" 3 класс.
Примерная адаптированная рабочая программа по предмету "Изобразительное искусство" 3 класс.
Примерная адаптированная рабочая программа по предмету "Изобразительное искусство" 3 класс.
Примерная адаптированная рабочая программа по предмету "Изобразительное искусство" 3 класс.
Примерная адаптированная рабочая программа по предмету "Изобразительное искусство" 3 класс.
Примерная адаптированная рабочая программа по предмету "Изобразительное искусство" 3 класс.
Примерная адаптированная рабочая программа по предмету "Изобразительное искусство" 3 класс.
Примерная адаптированная рабочая программа по предмету "Изобразительное искусство" 3 класс.
Примерная адаптированная рабочая программа по предмету "Изобразительное искусство" 3 класс.
Примерная адаптированная рабочая программа по предмету "Изобразительное искусство" 3 класс.
Примерная адаптированная рабочая программа по предмету "Изобразительное искусство" 3 класс.
Примерная адаптированная рабочая программа по предмету "Изобразительное искусство" 3 класс.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.