Примерная адаптированная рабочая программа по курсу "Речевая практика" для детей с ОВЗ. Программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального образования на основе "Примерной адаптированной общеобразовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) ". Программа рассчитана на 68 часа ( 2 часа в неделю, 34 учебных недели).
муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение « Горловская средняя общеобразовательная школа»
Скопинского муниципального района Рязанской области
«Согласовано»
Зам. дир. по УВР: __________/И.Е.
Потапкина/
«Утверждаю»
Директор МБОУ______________/Н.Т.
Орехова/
Приказ №128 от 30.08.17
Адаптированная рабочая программа
начального общего образования
для обучения детей с ограниченными возможностями здоровья, с умственной отсталостью
по речевой практике
для 2 класса
Самохвалова Валентина Ивановна, учитель начальных классов
«Рассмотрено»
на заседании ШУМО
учителей начальных
классов
Протокол № 1 от 30.08.17
12017 – 2018 учебный год
Пояснительная записка
Примерная адаптированная рабочая программа по Речевой практике составлена в соответствии с требованиями Федерального
государственного образовательного стандарта начального общего образования на основе «Примерной адаптированной основной
общеобразовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью ( интеллектуальными нарушениями)» Тематическое
планирование рассчитано на 2 час в неделю, что составляет 68учебных часа в год. Для реализации данного планирования был выбран учебник
для 2 класса "Устная речь" для общеобразовательных организаций, реализующих основные общеобразовательные программы, автор
С.В.Комарова, Москва "Просвещение", 2016г.
Нормативная база
Федеральный закон Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации»;
Федеральный государственный образовательный стандарт образования обучающихся с умственной
отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 19
декабря 2014 г. №1599) Зарегистрировано в Минюсте РФ 3 февраля 2015 г.;
Приказ МОиН РФ «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в
образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих
государственную аккредитацию»;
Основная образовательная программа начального общего образования;
Примерная адаптированная основная общеобразовательная программа образования обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями), Москва "Просвещение", 2016;
Учебный план образовательного учреждения, принятый педагогическим советом.
Общая характеристика курса
Основная цель курса « Речевая практика» в начальных классах – развитие речевой коммуникации учащихся как способности
использовать вербальные невербальные средства для осуществления общения с окружающими людьми в различных ситуациях;
заложить основы интеллектуального, эмоционального, речевого, духовнонравственного развития младших школьников, их умения
пользоваться устной и письменной речью. Данный курс обеспечивает достижение необходимых личностных и предметных результатов
освоения программы по « Речевой практике», а также успешность изучения других предметов в начальной школе.
2Задачи курса «Речевая практика»:
развитие звукопроизносительной и смысловой стороны речи ( обогащение, закрепление, активизация словаря);
совершенствование грамматически правильной речи, формирование разговорной ( диалогической) и контекстной ( монологической)
форм речи;
профилактика и коррекция нарушений чтения и письма.
расширять круг чтения учащихся, создавать «литературное пространство», соответствующее возрастным особенностям и уровню
подготовки учащихся и обеспечивающее условия для формирования универсальных учебных действий.
создание условий у учащихся для развития умений отвечать на вопросы учителя в процессе беседы;
расширить представления детей о правилах поведения в обществе;
развивать интонационные и жестовомимические умения школьников в процессе инсценирования сказки;
обогащать лексический запас учащихся словами;
научить строить простые предложения и короткие рассказы с опорой на символический план;
научить составлять рассказы из личного опыта;
Форма организации образовательного процесса.
Основной, главной формой организации учебного процесса является урок и экскурсии. В процессе обучения школьников целесообразно
использовать следующие методы и приемы:
словесный метод ( рассказ, объяснение ,беседа, работа с учебником);
наглядный метод (метод иллюстраций, метод демонстраций);
практический метод (упражнения, практическая работа);
репродуктивный метод (работа по алгоритму);
коллективный, индивидуальный;
творческий метод;
Место курса «Речевая практика» в учебном плане
Курс «Речевая практика» рассчитан на 68 часов ( 2 часа в неделю, 34 учебных недели)
3ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Данная программа обеспечивает БУД (базовые учебные достижения) необходимых личностных,
метапредметных, предметных результатов освоения предмета, заложенных в ФГОС НОО
Минимальный уровень:
формулировка просьб и желаний с использованием этикетных слов и выражений;
Предметные результаты
участие в ролевых играх в соответствии с речевыми возможностями;
восприятие на слух сказок и рассказов; ответы на вопросы учителя по их содержанию с опорой на иллюстративный материал;
выразительное произнесение чистоговорок, коротких стихотворений с опорой на образец чтения учителя;
участие в беседах на темы, близкие личному опыту ребенка;
ответы на вопросы учителя по содержанию прослушанных и/или просмотренных радио и телепередач.
Достаточный уровень:
понимание содержания небольших по объему сказок, рассказов и стихотворений; ответы на вопросы;
понимание содержания детских радио и телепередач, ответы на вопросы учителя;
выбор правильных средств интонации с опорой на образец речи учителя и анализ речевой ситуации;
активное участие в диалогах по темам речевых ситуаций;
высказывание своих просьб и желаний; выполнение речевых действий (приветствия, прощания, извинения и т. п.), используя
соответствующие этикетные слова и выражения;
4участие в коллективном составлении рассказа или сказки по темам речевых ситуаций;
составление рассказов с опорой на картинный или картинносимволический план.
Личностные результаты
1) осознание себя как гражданина России; формирование чувства гордости за свою Родину;
2) воспитание уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;
3) сформированность адекватных представлений о собственных возможностях, о насущно необходимом жизнеобеспечении;
4) овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
5) овладение социальнобытовыми навыками, используемыми в повседневной жизни;
6) владение навыками коммуникации и принятыми нормами социального взаимодействия;
7) способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных
ролей;
8) принятие и освоение социальной роли обучающегося, проявление социально значимых мотивов учебной деятельности;
9) сформированность навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;
10) воспитание эстетических потребностей, ценностей и чувств;
11) развитие этических чувств, проявление доброжелательности, эмоциональнонравственной отзывчивости и взаимопомощи, проявление
сопереживания к чувствам других людей;
12) сформированность установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат,
бережному отношению к материальным и духовным ценностям;
13) проявление готовности к самостоятельной жизни.
5Основное содержание учебного курса
№
1. Аудирование
Раздел
2. Дикция и выразительность речи
3. Подготовка речевой ситуации и организация
высказывания
Содержание
Развитие у детей у детей способности воспринимать и понимать обращенную к ним
речь.
Слушание и запоминание ряда речевых комплексов и слов (2 слога, 2 – 3 слова).
Слоги и слова с рядом свистящих и шипящих звуков, дифференциация свистящих и
шипящих звуков.
Слоги и односложные слова со стечением двух – трех согласных.
Слова, близкие по звучанию.
Отработка у школьников четкости произношения, эмоциональной выразительности
речи. Голос, сила голоса. Индивидуальные и хоровые упражнения с использованием
силы голоса. Мимика и жесты. Лицо, выражение лица. Практическое использование
мимики в речевых ситуациях.
В содержание раздела входит перечень лексических тем и речевых ситуаций по
названным темам, связанных со школьной жизнью и бытом детей, их играми,
взаимоотношениями с окружающими.
Тематика речевых ситуаций: игры детей, моя семья, доктор Айболит, Мойдодыр, юный
художник, разговор по секрету, я в зеркале, разговор с игрушкой, в гостях у бабушки,
на школьной перемене, любимое занятие и др.
Рассказ и не рассказ, тема рассказа, ее обсуждение.
Заголовок к речевой ситуации.
Активизация, обогащение, уточнение словаря по теме.
64. Культура общения.
№
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
Тема
Школьная жизнь
Игры и игрушки
Играем в сказку
Я дома
Я и мои товарищи
Мы встречаем Новый год
Зимняя прогулка
Мойдодыр
Мамины помощники
Составление предложений с опорой на заданную синтаксическую конструкцию.
Фиксация символами каждого предложения.
Составление из символов связного высказывания из 3 – 5 предложений.
Использование личных местоимении вместо существительного для связи предложений в
тексте.
Использование известных, новых слов в ролевой игре по теме.
Проведение специальной работы по обогащению речи учащихся словами, оборотами,
служащими для выражения благодарности, просьбы, приветствия. Выражение
благодарности. Вежливые слова. Тон речи. Речевое внимание к собеседнику. Поведение
собеседников в ходе беседы. Тренировочные упражнения на готовом речевом
материале.
Тематическое планирование:
Количество часов
экскурсий
8
5
7
4
4
4
4
12
11
2
710.
Мир природы
Итоговое занятие
Всего
8
1
68ч
2
4
Учебно методическое обеспечение.
Учебник Комарова С.В. Устная речь: учебник для 2 класса / Комарова С.В. М. :Просвещение, 2017.
1.Новоторцева Н.В. Развитие речи детей/ Ярославль: Академия развития, 1996.
2.Тарабарина Т.И. Детям о времени/ Ярославль: Академия развития, 1996.
3.Васильева Н.Н. Развивающие игры для дошкольников/ Ярославль: Академия развития, 2001.
4.Лёвушкина О.Н. Словарная работа в начальных классах/М.:Владос
81
2
Тема урока
1 четверть
«Добро пожаловать».
Выявление представлений
детей по теме ситуации.
«Добро пожаловать».
Практическое
использование в речевых
ситуациях тона голоса.
Календарнотематическое планирование
результаты
№ Тема раздела
Личностные
Планируемые
Предметные
Дата
Колво
часов
3
1
1
Уметь слушать
учителя, отвечать
на вопросы. Давать
характеристику
предметам и
различным
действиям с ними.
Уметь четко и
выразительно
произносить
чистоговорки и
четверостишия.
Называть предметы
и действия сними
по теме.
Обогащение и
активизация
словарного запаса.
Осознание себя как
ученика,
заинтересованного
посещением школы,
обучением,
занятиями, как члена
семьи, одноклассника,
друга;
Мониторинг
Деятельность
учащихся
Тренировочные
упражнения в
использовании
приветливого
выражения лица,
произнесение
реплик
приветливым
тоном.
Способность к
осмыслению
социального
окружения, своего
места в нем, принятие
соответствующих
Конструирование
диалогов на
основе
иллюстраций,
моделирование
диалогов учитель
93
4
5
«Добро пожаловать».
Коллективное составление
рассказа
«Истории о лете».
Выявление представлений
по теме ситуации с опорой
на наглядный материал.
«Истории о лете».
Называние детьми
предметов и различных
действий с ними.
1
3
1
1
Уметь составлять
предложения по
определенной теме.
Участвовать в
ролевой игре,
внимательно
слушать
собеседника.
Задавать вопросы и
отвечать.
Уметь использовать
быстрый,
медленный и
нормальный темп
речи. Уметь
выполнять задания
по словесной
инструкции
учителя.
Уметь использовать
разный темп речи
по указанию
учителя и в
зависимости от
ситуации.
возрасту ценностей и
социальных ролей;
ученик, ученик
ученик.
Положительное
отношение к
окружающей
действительности,
готовность к
организации
взаимодействия с ней
и эстетическому ее
восприятию;
самостоятельность в
выполнении учебных
заданий, поручений,
договоренностей;
понимание личной
ответственности за свои
поступки на основе
представлений об
этических нормах и
правилах поведения в
современном обществе;
Ролевые игры по
теме; составление
рассказа "1
сентября" с
опорой на
картинный план.
Отгадывание
загадки, беседа с
привлечением
личного опыта,
ответы на вопросы
на основе
иллюстраций,
выбор картинки,
соответствующей
предложению.
Работа с
предметными
картинками,
составление
словосочетаний и
предложений.
106
7
8
9
1
«Истории о лете».
Совершенствование умения
участвовать в вопросно
ответном диалоге.
«Три поросенка».
Просмотр сказки.
«Три поросенка».
Характеристика признаков
предметов: величина, цвет,
форма.
«Три поросенка». Выбор
роли и атрибутов к ней.
«Расскажи мне о школе».
Выявление представлений
по теме ситуации с опорой
1
3
1
1
1
1
Уметь составлять
предложения по
определенной теме.
Участвовать в
ролевой игре,
внимательно
слушать
собеседника.
Уметь понимать
речь, на звуковом
носителе.
Развивать
интонационные и
жестово
мимические умения
школьников.
Умение составлять
рассказ с опорой на
серию картинок.
готовность к
безопасному и
бережному поведению
в природе и обществе.
воспитание
уважительного
отношения к иному
мнению;
сформированность
адекватных
представлений о
собственных
возможностях, о
насущно необходимом
жизнеобеспечении;
овладение начальными
навыками адаптации в
динамично
изменяющемся и
развивающемся мире;
Уметь слушать
учителя, отвечать на
вопросы. Давать
характеристику
овладение социально
бытовыми навыками,
используемыми в
повседневной жизни;
Коллективное
составление
рассказа по
иллюстрации,
игры "Рассказ по
кругу", "Дополни
предложение".
Работа с
иллюстрацией,
отгадывание
загадки;
знакомство со
сказкой.
Разучивание
песенки из сказки;
выборочный
пересказ с опорой
на иллюстрации.
Ролевая игра
хоровод по
сюжету сказки,
коллективное
рассказывание
сказки.
Беседа на основе
иллюстраций.
11на наглядный материал.
«Расскажи мне о школе».
Заучивание чистоговорок,
четверостиший с голоса
учителя.
«Расскажи мне о школе».
Упражнения в различении и
соотнесении с
ситуационными картинками
предложений.
«Алло! Алло!».
Выявление представлений
детей по теме ситуации.
Характеристика признаков
предметов
«Алло! Алло!»
Совершенствование умения
участвовать в диалогах.
2
3
4
5
1
1
3
1
1
предметам и
различным действиям
с ними.
Уметь четко и
выразительно
произносить
чистоговорки и
четверостишия.
Называть предметы и
действия с ними по
теме.
Обогащение и
активизация
словарного запаса.
Уметь составлять
предложения по
определенной теме.
Уметь слушать
учителя, отвечать
на вопросы. Давать
характеристику
предметам и
различным
действиям с ними.
Уметь четко и
выразительно
произносить
чистоговорки и
четверостишия.
Называть предметы
и действия с ними
владение навыками
коммуникации и
принятыми нормами
социального
взаимодействия;
Заучивание
чистоговорок,
игра "Угадай, где
я был".
способность к
осмыслению
социального
окружения, своего
места в нем, принятие
соответствующих
возрасту ценностей и
социальных ролей;
принятие и освоение
социальной роли
обучающегося,
проявление социально
значимых мотивов
учебной деятельности;
сформированность
навыков
сотрудничества с
взрослыми и
сверстниками в разных
социальных ситуациях;
Составление
рассказов из
личного опыта по
теме ситуации с
опорой на план и
иллюстрации.
Беседа на основе
личного опыта
учащихся,
рассматривание
иллюстраций.
Тренировочные
упражнения в
наборе заданного
телефонного
номера на
телефонных
аппаратах разных
126
7
1
«Алло! Алло!»
Использование новых слов и
предложений в ролевой
игре.
«С днем рождения!».
Выявление представлений
детей по теме ситуации.
3 четверть
«С днем рождения!».
Практическое
использование в речевых
ситуациях тона голоса.
1
3
1
9
1
по теме.
Уметь использовать
новые слова,
предложения и
атрибуты игры.
Участвовать в
ролевой игре,
внимательно
слушать
собеседника.
Знать традиции
празднования дня
рождения; называть
дату своего
рождения.
воспитание
эстетических
потребностей,
ценностей и чувств;
развитие этических
чувств, проявление
доброжелательности,
эмоционально
нравственной
отзывчивости и
взаимопомощи,
проявление
сопереживания к
чувствам других людей;
типов. Сигналы
"Ждите" и
"Занято", ответы
операторов
мобильных сетей.
Заучивание
необходимой
информации для
общения с
диспетчерами
экстренных служб
(ФИО, адрес
учащегося),
ролевые игры по
теме ситуации.
Конструирование
поздравлений и
ответных реплик,
в том числе
реплик,
сопровождающих
вручение подарка.
Дифференциация
поздравлений,
адресованных
ровеснику и
взрослому.
Уметь строить
реплики
поздравления и
ответные реплики
сформированность
установки на
безопасный, здоровый
образ жизни, наличие
Моделирование
диалогов на
основе
иллюстраций.
132
3
4
«С днем рождения!»
Коллективное составление
рассказа. Выражение лица.
«Дежурство».
Совершенствование умения
участвовать в диалогах.
«Дежурство».
Использование новых слов и
предложений в ролевой
игре.
1
3
1
1
мотивации к
творческому труду,
работе на результат,
бережному отношению
к материальным и
духовным ценностям;
проявление готовности
к самостоятельной
жизни.
на полученное
поздравление.
Уметь произносить
поздравления с
торжественной
интонацией.
Использовать
знания о правилах
ведения
телефонного
разговора в иную
речевую ситуацию.
Уметь слушать
учителя, отвечать
на вопросы. Давать
характеристику
предметам и
различным
действиям с ними.
осознание себя как
ученика,
заинтересованного
посещением школы,
обучением, занятиями,
как члена семьи,
одноклассника, друга;
Ролевые игры по
теме ситуации.
Составление
рассказа о
праздновании дня
рождения с
опорой на
картинно
символический
план.
Беседа с опорой
на иллюстрацию,
рассказ учителя;
разучивание
чистоговорки.
Уметь четко и
выразительно
произносить
чистоговорки и
четверостишия.
Называть предметы
и действия с ними
по теме.
способность к
осмыслению
социального
окружения, своего
места в нем, принятие
соответствующих
возрасту ценностей и
социальных ролей;
Конструирование
возможных
реплик в
диалогах: просьба,
предложение,
отказ, согласие.
Ролевые игры по
теме.
145
6
7
8
«Дежурство».
Коллективное составление
рассказа.
«У меня есть щенок».
Составление предложений
по теме.
«У меня есть щенок».
Характеристика признаков
предметов. Коллективное
составление рассказа.
«У меня есть щенок».
Совершенствование умения
участвовать в диалогах.
1
3
1
1
1
Обогащение и
активизация
словарного запаса.
Уметь составлять
предложения по
определенной теме.
Уметь составлять
рассказописание с
помощью
символического
плана.
положительное
отношение к
окружающей
действительности,
готовность к
организации
взаимодействия с ней и
эстетическому ее
восприятию;
самостоятельность в
выполнении учебных
заданий, поручений,
договоренностей;
понимание личной
ответственности за
свои поступки на
основе представлений
об этических нормах и
правилах поведения в
современном обществе;
готовность к
безопасному и
бережному поведению
в природе и обществе.
Уметь составлять
рассказ
повествование с
помощью
картинного плана.
Обогащение и
активизация
словарного
запаса.Уметь
составлять
предложения по
определенной теме.
Составление
рассказа по теме:
"План дежурства"
(с опорой на
сюжетную
картинку, серию
картинок или
символический
план).
Конструирование
предложений на
тему "У меня
появился щенок!",
в том числе
вопросительных
предложений;
игра "Раз вопрос,
два вопрос".
Составление
рассказа
описания, игра
"Узнай моего
питомца".
Моделирование
диалогов по
телефону на тему
ситуации.
159
1
2
3
Сказка «Красная
Шапочка».
Прослушивание сказки.
4 четверть
«Красная шапочка».
Коллективное
рассказывание сказки.
«Красная шапочка». Выбор
роли и атрибутов к ней.
«Я записался в кружок».
Совершенствование умения
участвовать в диалогах.
3
1
8
1
1
3
1
Уметь слушать
учителя, отвечать
на вопросы. Давать
характеристику
предметам и
различным
действиям с ними.
Уметь составлять
предложения по
определенной теме.
Уметь использовать
новые слова,
предложения и
атрибуты игры.
Участвовать в
ролевой игре,
внимательно
слушать
собеседника.
Задавать вопросы и
отвечать.
Уметь слушать
учителя, отвечать
на вопросы. Давать
характеристику
предметам и
различным
действиям с ними.
проявление готовности
к самостоятельной
жизни.
сформированность
навыков
сотрудничества с
взрослыми и
сверстниками в разных
социальных ситуациях;
воспитание
эстетических
потребностей,
ценностей и чувств;
Работа с
иллюстрацией,
отгадывание
загадки.
Знакомство со
сказкой.
Выборочный
пересказ с опорой
на иллюстрации
(серии картинок,
разрезные
картинки),
коллективное
рассказывание
сказки.
Инсценирование
сказки.
развитие этических
чувств, проявление
доброжелательности,
эмоционально
нравственной
отзывчивости и
взаимопомощи,
проявление
Беседа на основе
личного опыта,
иллюстраций,
выбор картинки,
подходящей к
предложению,
произнесенному
учителем.
164
«Я записался в кружок».
Совершенствование умения
участвовать в диалогах.
5
«Я записался в кружок».
Коллективное составление
рассказа.
сопереживания к
чувствам других людей;
воспитание
уважительного
отношения к иному
мнению;
овладение начальными
навыками адаптации в
динамично
изменяющемся и
развивающемся мире;
Конструирование
возможных
репликобращений
в ситуации записи
в кружок.
Моделирование
возможных
диалогов между
руководителем
кружка и
учеником,
желающим
записаться.
Составление
предложений о
занятиях в кружка
и секциях( с
опорой на
иллюстрации, игра
"Живое
предложение".)
Составление
рассказов о
занятиях в
кружках и
секциях (с опорой
на план:
вопросный,
схематичный,
картинный и др.
виды плана,
знакомые
1
1
Уметь четко и
выразительно
произносить
чистоговорки и
четверостишия.
Называть предметы
и действия с ними
по теме.
Обогащение и
активизация
словарного запаса.
Уметь составлять
предложения по
определенной теме.
Уметь использовать
новые слова,
предложения и
атрибуты игры.
Участвовать в
ролевой игре,
внимательно
слушать
176
7
8
«Играем во дворе».
Составление предложений
по теме.
«Играем во дворе».
Называние предметов и
действий с ними.
«Играем во дворе».
Коллективное составление
рассказа.
9
Повторение
3
1
1
1
1
собеседника.
Уметь выполнять
задания по
словесной
инструкции
учителя.
овладение социально
бытовыми навыками,
используемыми в
повседневной жизни;
Уметь слушать
учителя, отвечать
на вопросы. Давать
характеристику
предметам и
различным
действиям с ними.
Уметь составлять
предложения по
определенной теме.
способность к
осмыслению
социального
окружения, своего
места в нем, принятие
соответствующих
возрасту ценностей и
социальных ролей;
проявление готовности
к самостоятельной
жизни.
учащимся.)
Работа с
предметными и
сюжетными
картинками,
составление
словосочетаний и
предложений.
Конструирование
возможных
диалогов на
игровой
площадке.
Моделирование
диалогов. Ролевые
игры по теме.
Конструирование
диалогов на
основе
иллюстраций,
моделирование
диалогов учитель
ученик, ученик
ученик.
Коллективное
составление
рассказа "Моя
любимая игра".
18