Примерная рабочая программа по предмету "Литературное чтение" 1 класс.
Оценка 4.7
Образовательные программы
docx
чтение
1 кл
29.04.2019
Рабочая программа по литературному чтению для 1 класса общеобразовательной школы составлена в соответствии с ФГОС начального общего образования. Курс "Литературное чтение " рассчитан на 5 часов в неделю. УМК "Школа России". Учебник "Литературное чтение" в 2 частях. Л.Ф. Климанова и др.
1кл.чтение.docx
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по литературному чтению составлена в соответствии с основными положениями Федерального
государственного образовательного стандарта начального общего образования, требованиями примерной основной образовательной
программы ОУ, авторской программы Л. Ф. Климановой, М. В.
Общая характеристика курса.
Литературное чтение – один из основных предметов в системе подготовки младшего школьника. Наряду с русским языком он
формирует функциональную грамотность, способствует общему развитию и воспитанию ребенка. Успешность изучения курса
литературного чтения обеспечивает результативность обучения по другим предметам начальной школы. Литературное чтение – это
один из важных и ответственных этапов большого пути ребенка в литературу. От качества изучения в этот период во многом зависит
полноценное приобщение ребенка к книге, развитие у него умения интуитивно чувствовать красоту поэтического слова,
свойственного дошкольникам, формирование в дальнейшем потребности в систематическом чтении произведений подлинно
художественной литературы.
Художественное литературное произведение своим духовным, нравственноэстетическим содержанием способно активно влиять на
всю личность читателя, его чувства, сознание, волю. Оно по своей природе оказывает большое воспитательное воздействие на
школьника, формирует его личность.
Ц е л и и з а д а ч и к у р с а
Изучение курса литературного чтения в начальной школе с русским (родным) языком обучения направлено на достижение
следующих целей:
– овладение осознанным, правильным, беглым и выразительным чтением как базовым навыком в системе образования младших
школьников; формирование читательского кругозора и приобретение опыта самостоятельной читательской деятельности;
совершенствование всех видов речевой деятельности; приобретение умения работать с разными видами информации;
– развитие художественнотворческих и познавательных способностей, эмоциональной отзывчивости при чтении художественных
произведений; формирование эстетического отношения к искусству слова; овладение первоначальными навыками работы с
учебными и научнопознавательными текстами;
– воспитание интереса к чтению и книге; обогащение нравственного опыта младших школьников; формирование представлений о
добре и зле; развитие нравственных чувств; уважение к культуре народов многонациональной России и других стран.
Приоритетной целью обучения литературному чтению в начальной школе является формирование читательской компетентности
младшего школьника, осознание себя как грамотного читателя, способного к творческой деятельности. Читательская компетентность определяется владением техникой чтения, приемами понимания прочитанного и прослушанного произведения,
знанием книг и умением самостоятельно их выбирать, сформированностью духовной потребности в книге как средстве познания
мира и самопознания.
Таким образом, курс литературного чтения нацелен на решение следующих основных задач:
1. Освоение общекультурных навыков чтения и понимания текста; воспитание интереса к чтению и книге.
Решение этой задачи предполагает прежде всего формирование осмысленного читательского навыка (интереса к процессу чтения и
потребности читать произведения разных видов литературы), который во многом определяет успешность обучения младшего
школьника по другим предметам, то есть в результате освоения предметного содержания литературного чтения учащиеся
приобретают общеучебное умение осознанно читать тексты.
2. Овладение речевой, письменной и коммуникативной культурой.
Решение этой задачи способствует развитию у детей способности полноценно воспринимать художественное произведение,
сопереживать героям, эмоционально откликаться на прочитанное; умения работать с различными видами текстов, ориентироваться в
книге, использовать ее для расширения знаний об окружающем мире. В результате обучения младшие школьники участвуют в
диалоге, строят монологические высказывания (на основе произведений и личного опыта), сопоставляют и описывают различные
объекты и процессы, самостоятельно пользуются справочным аппаратом учебника, находят информацию в словарях, справочниках и
энциклопедиях.
3. Воспитание эстетического отношения к действительности, отраженной в художественной литературе.
Выполнение этой задачи связано с пониманием художественного произведения как особого вида искусства, с формированием
умения воссоздавать художественные образы литературного произведения, развитием творческого и ассоциативного воображения
учащихся; развиваются умения определять художественную ценность произведения и производить анализ (на доступном уровне)
средств выразительности, сравнивать искусство слова с другими видами искусства (живопись, театр, кино, музыка); находить
сходство и различие разных жанров, используемых художественных средств; накапливается эстетический опыт слушания
произведений изящной словесности, развивается поэтический слух детей; обогащается чувственный опыт ребенка, его реальные
представления об окружающем мире и природе.
4. Формирование нравственного сознания и эстетического вкуса младшего школьника; понимание духовной сущности
произведений.
С учетом особенностей художественной литературы, ее нравственной сущности, влияния на становление личности маленького
читателя решение этой задачи приобретает особое значение. В процессе работы с художественным произведением младший
школьник осваивает основные нравственноэстетические ценности взаимодействия с окружающим миром, получает навык анализа
положительных и отрицательных действий героев, событий. Понимание значения эмоциональной окрашенности всех сюжетных
линий произведения способствует воспитанию адекватного эмоционального состояния как предпосылки собственного поведения в
жизни, создает условия для формирования потребности в самостоятельном чтении художественных произведений, обогащает
нравственноэстетический и познавательный опыт ребенка. Место курса «Литературное чтение» в учебном плане.
Курс «Литературное чтение» рассчитан на 165 часов (5 час в неделю, 33 учебных недели)
Ценностные ориентиры содержания учебного курса.
Литературное чтение как учебный предмет в начальной школе имеет большое значение в решении задач не только обучения, но и
воспитания. На этих уроках учащиеся знакомятся с художественными произведениями, нравственный потенциал которых очень
высок. Таким образом, в процессе полноценного восприятия художественного произведения формируется духовнонравственное
воспитание и развитие учащихся начальных классов. Литературное чтение как вид искусства знакомит учащихся с нравственно
эстетическими ценностями своего народа и человечества и способствует формированию личностных качеств, соответствующих
национальным и общечеловеческим ценностям. На уроках литературного чтения продолжается развитие техники чтения,
совершенствование качества чтения, особенно осмысленности. Читая и анализируя произведения, ребёнок задумывается над
вечными ценностями: добром, справедливостью, правдой и т. д. Огромную роль при этом играет эмоциональное восприятие
произведения, которое формирует эмоциональную грамотность. Система духовнонравственного воспитания и развития,
реализуемая в рамках урока литературного чтения, формирует личностные качества человека, характеризующие его отношение к
другим людям, к Родине.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА.
Данная программа обеспечивает БУД (базовые учебные достижения) необходимых личностных, метапредметных, предметных
результатов освоения предмета, заложенных в ФГОС НОО.
Предметные результаты
– осознавать место и роль литературного чтения в познании окружающего мира, понимать значение литературного чтения для
формирования интеллектуальной (общей) культуры человека;
– понимать содержание прочитанного произведения, определять его тему, уметь устанавливать смысловые связи между частями
прочитанного текста, определять главную мысль прочитанного и выражать ее своими словами;
– применять анализ, сравнение, сопоставление для определения жанра, характеристики героя, создание различных форм
интерпретации текста;
– составлять план к прочитанному (полный, краткий, картинный);
– вводить в пересказыповествования элементы описания, рассуждения и цитирования;
– выделять в тексте слова автора, действующих лиц, пейзажные и бытовые описания; – работать с литературным текстом с точки зрения его эстетической (литература как вид искусства, сравнение литературы с
другими видами искусств) и нравственной сущности (ценностные ориентации, нравственный выбор);
– полноценно слушать, осознанно и полно воспринимать содержание читаемого учителем или одноклассником произведения,
устного ответа товарища;
– осуществлять поиск необходимой информации в художественном, учебном, научнопопулярном текстах, работать со справочно
энциклопедическими изданиями;
– давать реальную самооценку выполнения любой проделанной работы, учебного задания;
– создавать условия для формирования потребности в самостоятельном чтении художественных произведений, формировать
«читательскую самостоятельность».
Личностные результаты
осознание себя как гражданина России; формирование чувства гордости за свою Родину;
воспитание уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;
сформированность адекватных представлений о собственных возможностях, о насущно необходимом жизнеобеспечении;
овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
овладение социальнобытовыми навыками, используемыми в повседневной жизни;
владение навыками коммуникации и принятыми нормами социального взаимодействия;
способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и
социальных ролей;
принятие и освоение социальной роли обучающегося, проявление социально значимых мотивов учебной деятельности;
сформированность навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;
воспитание эстетических потребностей, ценностей и чувств;
развитие этических чувств, проявление доброжелательности, эмоциональнонравственной отзывчивости и взаимопомощи,
проявление сопереживания к чувствам других людей;
сформированность установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат,
бережному отношению к материальным и духовным ценностям;
проявление готовности к самостоятельной жизни.
Метапредметные результаты
деление текста на части, составление плана, нахождение средств художественной выразительности;
формирование представлений о правилах и нормах поведения, принятых в обществе;
овладение и освоение правил групповой работы
Основное содержание учебного курса. Виды речевой и читательской деятельности:
Аудирование (слушание). Восприятие на слух звучащей речи (высказывание собеседника, чтение различных текстов). Адекватное
понимание содержания звучащей речи, умение отвечать на вопросы по содержанию услышанного произведения, определение
последовательности событий, осознание цели речевого высказывания. Умение задавать вопрос по услышанному учебному, научно
познавательному и художественному произведению.
Чтение:
Чтение вслух. Постепенный переход от слогового к плавному, осмысленному, правильному чтению целыми словами вслух
(скорость чтения в соответствии с индивидуальным темпом чтения), постепенное увеличение скорости чтения. Соблюдение
орфоэпических и интонационных норм чтения. Чтение предложений с интонационным выделением знаков препинания. Понимание
смысловых особенностей разных по виду и типу текстов, передача их с помощью интонирования.
Чтение про себя. Осознание смысла произведения при чтении про себя доступных по объему и жанру произведений, осмысление
цели чтения. Определение вида чтения (изучающее, ознакомительное, просмотровое, выборочное). Умение находить в тексте
необходимую информацию. Понимание особенностей разного вида чтения: факта, описания, дополнения высказывания и др.
Работа с разными видами текста. Общее представление о разных видах текста: художественного, учебного, научнопопулярного
– и их сравнение. Определение целей и задач создания этих видов текста.
Практическое освоение умения отличать текст от набора предложений; выделение способов организации разных видов текста.
Прогнозирование содержания книги по ее названию и оформлению.
Самостоятельное определение темы, главной мысли, структуры текста; деление текста на смысловые части, их озаглавливание.
Умение работать с разными видами информации.
Участие в коллективном обсуждении: умение отвечать на вопросы, выступать по теме, слушать выступления товарищей, дополнять
ответы по ходу беседы, использовать текст. Привлечение справочных и иллюстративноизобразительных материалов.
Библиографическая культура. Книга как особый вид искусства. Книга как источник необходимых знаний. Книга учебная,
художественная, справочная. Элементы книги: содержание или оглавление, титульный лист, аннотация, сведения о художниках
иллюстраторах, иллюстрации. Виды информации в книге: научная, художественная (с опорой на внешние показатели книги, ее
справочноиллюстративный материал).
Типы книг (изданий): книгапроизведение, книгасборник, собрание сочинений, периодическая печать, справочные издания
(справочники, словари, энциклопедии).
Выбор книг на основе рекомендованного списка, картотеки, открытого доступа к детским книгам в библиотеке.
Работа с текстом художественного произведения. При работе с текстом художественного произведения знания детей должны
пополниться понятиями литературоведческого характера: простейшими сведениями об автореписателе, о теме читаемого
произведения, его жанре, особенностях малых фольклорных жанров (загадка, прибаутка, пословица, считалка). Получение
первоначальных представлений об изобразительных и выразительных возможностях словесного искусства (о «живописании словом»,
о метафоре, сравнении, олицетворении, ритмичности и музыкальности стихотворной речи). Характеристика героев с использованием художественновыразительных средств (эпитет, сравнение, гипербола) данного текста,
нахождение в тексте слов и выражений, характеризующих героя и события, анализ (с помощью учителя) причины поступка
персонажа, сопоставление поступков героев по аналогии или по контрасту, выявление авторского отношения к героям на основе
имени, авторских пометок.
Отличительной особенностью данной работы является формирование системы позитивных национальных ценностей, патриотизма,
опирающегося на многонациональное единство российского общества, включая в себя осознание понятий «Родина», «защитник
Отечества» и т. п.
Итогом является освоение разных видов пересказа художественного текста: подробный, выборочный и краткий (передача
основных мыслей), вычленение и сопоставление эпизодов из разных произведений по общности ситуаций, эмоциональной окраске,
характеру поступков героев.
Работа с учебными и научнопопулярными текстами. Определение особенностей учебного и научнопопулярного текста
(передача информации). Определение главной мысли текста. Деление текста на части. Определение микротем. Ключевые или
опорные слова. Схема, модель текста. Построение алгоритма деятельности по воспроизведению текста. Воспроизведение текста с
опорой на ключевые слова, модель, схему. Подробный пересказ текста. Краткий пересказ текста (отбор главного в содержании
текста).
Говорение (культура речевого общения). Осознание диалога как вида речи и монолога как формы речевого высказывания.
Особенности диалогического общения: понимание вопроса собеседника, умение отвечать на поставленные вопросы, умение
самостоятельно составлять и задавать вопросы по тексту. Самостоятельное построение плана собственного высказывания.
Отражение основной мысли текста в высказывании. Отбор и использование выразительных средств языка (синонимы, антонимы,
сравнение, эпитеты) с учетом монологического высказывания. Передача впечатлений в рассказе о повседневной жизни,
художественном произведении.
Устное сочинение как продолжение прочитанного произведения, его отдельных сюжетных линий, короткий рассказ по рисункам
либо на заданную тему.
Умение выслушивать, не перебивая, собеседника и в вежливой форме высказывать свою точку зрения по обсуждаемому
произведению или ответу одноклассника. Использование норм речевого этикета в условиях учебного и внеучебного общения.
Письмо (культура письменной речи). Нормы письменной речи: соответствие содержания заголовку (отражение темы, места
действия, характера героя), использование в письменной речи выразительных средств языка (синонимы, антонимы, сравнение,
эпитеты) в минисочинениях (повествование, описание, рассуждение), рассказ на заданную тему, отзыв.
Круг детского чтения. Круг чтения от класса к классу постепенно расширяет читательские возможности детей и их знания об
окружающем мире, о своих сверстниках, об их жизни, играх, приключениях, о природе и ее охране, об истории нашей Родины,
помогающие накоплению социальнонравственного опыта ребенка, обретению качеств «читательской самостоятельности». В круг
чтения детей входят произведения устного народного творчества, классиков отечественной и зарубежной литературы, классиков детской литературы, современные отечественные произведения (с учетом многонационального характера России), доступные для
восприятия младших школьников.
Все произведения сгруппированы по жанровотематическому принципу. Представленность разных видов книг: историческая,
приключенческая, фантастическая, научнопопулярная, справочноэнциклопедическая литература; детские периодические издания
(по выбору).
Основные темы детского чтения отражают наиболее важные и интересные для данного возраста детей стороны их жизни и
окружающего мира: произведения о Родине, природе, детях, братьях наших меньших, добре и зле, юмористические произведения.
Литературоведческая пропедевтика (практическое освоение). Формирование умений узнавать и различать такие жанры
литературных произведений, как сказка и рассказ, стихотворение и басня, пьеса, очерк, малые фольклорные формы (колыбельные
песни, потешки, пословицы и поговорки, загадки); определение художественных особенностей произведений: лексика, построение
(композиция).
Нахождение в тексте, определение значения в художественной речи (с помощью учителя) средств выразительности: синонимов,
антонимов, эпитетов, сравнений, метафор, гипербол, олицетворений, звукописи.
Прозаическая и стихотворная речь: узнавание, различение, выделение особенностей стихотворного произведения (ритм, рифма).
Творческая деятельность учащихся (на основе литературных произведений). Привитие интереса и потребности в осмыслении
позиций автора, особенностей его видения мира, образного миропонимания и нравственноэстетической оценки описываемого.
Интерпретация текста литературного произведения в творческой деятельности учащихся: чтение по ролям, инсценирование,
драматизация, устное словесное рисование, изложение с элементами сочинения, создание собственного текста на основе
художественного произведения (текст по аналогии), сочинение продолжения текста по предложенному учителем началу,
письменные отзывы о прочитанных книгах, телевизионных передачах, фильмах, краткие аннотации к прочитанным книгам.
Первые пробы пера: собственные стихи, художественные рассказы.
Развитие у детей способности предвидеть ход развития сюжета произведения, прогнозировать тему и содержание книги по ее
заглавию и началу.
Развитие образных представлений с помощью произведений изобразительного искусства и музыки.
Учебно методическое обеспечение.
1. Печатные пособия:
Литературное чтение. Рабочая тетрадь. 1 класс: пособие для учащихся общеобразоват. учреждений / М. В. Бойкина, Л. А.
Виноградская. – М.: Просвещение, 2017.
Климанова, Л. Ф. Литературное чтение. Поурочные разработки. 1 класс: пособие для учителей общеобразоват. учреждений / Л.
Ф. Климанова. – М.: Просвещение, 2016.
Климанова, Л. Ф. Уроки литературного чтения. 1 класс: метод. пособие / Л. Ф. Климанова. – М.: Просвещение, 2004.
Крылова, О. Н. Чтение. Работа с текстом: 1 класс / О. Н. Крылова. – М: Экзамен, 2011.
Литературное чтение. 1 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений: в 2 ч. / Л. Ф. Климанова [и др.]. – М. Просвещение, 2017. 2. Наглядные пособия:
1. Портреты детских писателей: XIX век: комплект наглядных пособий. – М.: Гном и Д, 2009.
2. Портреты детских писателей: XX век: комплект наглядных пособий. – М. Гном и Д, 2009.
3. Материальнотехнические средства:
Аудиторная доска с магнитной поверхностью и набором приспособлений для крепления таблиц, интерактивная доска,
компьютерная техника.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ.
№
п/п
Дата
Тема урока
(страницы
учебника)
Решаемые проблемы
(цель)
Планируемые результаты (в соответствии с ФГОС)
понятия
предметные
результаты
универсальные учебные
действия (УУД)
Жилибыли буквы
1
Учебник,
писатель,
произведение,
читатель,
действующие
лица
Знакомство
с новым
учебником
«Литературно
е чтение». В.
Данько
«Загадочные
буквы»
(Ч. 1, с. 4–8)
Почему учебник так назван?
О чём он будет нам
рассказывать?
Цели: познакомить учащихся
с новым учебником
«Литературное чтение»;
совершенствовать навыки
чтения; развивать речевые
умения и творческие
способности (придумывание
продолжения сюжета);
развивать внимание.
Знания: научатся
владеть понятиями
«писатель», «автор»,
«произведение».
Умения: работать с
художественными
текстами, доступными
для восприятия, читать
целыми словами,
понимать прочитанное,
вслушиваться,
Регулятивные: формировать
и удерживать учебную задачу,
применять установленные
правила.
Познавательные:
осуществлять поиск и
выделение информации.
Коммуникативные:
оформлять свои мысли в
устной
и письменной форме, слушать
и понимать речь других
личностные
результаты
(не оцениваются)
Внутренняя
позиция
школьника на
основе
положительного
отношения к
школе, навыки
сотрудничества в
разных
ситуациях, 2
3
И. Токмакова
«Аля Кляксич
и буква “А”»
(с. 9–10)
Cаша Чёрный
«Живая
азбука». Ф.
Кривин
«Почему «А»
поётся,
а «Б» нет»
(с. 11–13)
Могут ли героями сказки
быть буквы? Как вы себе это
представляете?
Цели: познакомить учащихся
с произведениями И.
Токмаковой и Саши Чёрного;
учить различать разные по
жанру произведения;
развивать творческие
способности детей;
отрабатывать навык чтения;
воспитывать интерес к
творчеству писателей и
поэтов
Как вы понимаете название
произведения «Живая
буква»? Как вы думаете, о
чём пойдет речь в этом
стихотворении? Если бы это
название было вопросом, мы
бы смогли бы на него
ответить?
Цели: обобщить знания
о буквах и звуках;
познакомить с
произведениями
Ф. Кривина и Г. Сапгира;
учить читать текст в лицах;
Действующие
лица, жанр
произведения,
сказка, рассказ
Знания: научатся
владеть понятием
«действующие лица»,
различать разные по
жанру произведения.
Умения: делить текст
на части, составлять
картинный план,
правильно и осознанно
читать
Регулятивные: выбирать
действия в соответствии с
поставленной задачей и
условиями её реализации.
Познавательные: осознанно
и произвольно строить
сообщения в устной форме, в
том числе творческого
характера.
Мотивация
учебной
деятельности
(социальная,
учебно
познавательная и
внешняя),
принятие образа
«хорошего
ученика»
Стихотворение,
персонажи,
гласные и
согласные
буквы
текст, отвечать на
вопросы по содержанию
художественного
произведения
Знания: научатся
анализировать
произведение по
вопросам, сочинять
продолжение истории.
Умения: читать по
ролям, анализировать и
сравнивать
произведения одного
раздела, выразительно
читать текст,
упражняться в
темповом чтении
отрывков из
Коммуникативные:
проявлять активность во
взаимодействии для решения
коммуникативных и
познавательных задач, задавать
вопросы.
Регулятивные: формировать
и удерживать учебную задачу,
применять установленные
правила, составлять план и
последовательность действий,
адекватно использовать речь
для планирования и регуляции
своей деятельности.
Познавательные:
самостоятельно создавать
алгоритмы деятельности при
решении проблем различного
характера.
Коммуникативные:
Самооценка
на основе
критериев
успешности
учебной
деятельности выработать умение работать
со словарем; развивать
творческие способности,
речь, внимание, мышление
4
Г. Сапгир
«Про
медведя». М.
Бородицкая
«Разговор с
пчелой».
Почему так говорят:
«Человеку дана речь, а
животным – немота»?
Цели: учить читать
стихотворение и
прозаическое
Стихотворение,
произведение,
звукоподражан
ия, рифма,
азбука,
произведений,
проверять и оценивать
свои достижения (с
помощью учителя)
Знания: научатся
понимать организацию
стихотворной речи.
Умения: отвечать на
вопросы по содержа
определять цели, функции
участников, способы
взаимодействия
Регулятивные: применять
установленные правила в
планировании способа
решения,
выбирать действия в
соответствии с поставленной
задачей
Целостный,
социально
ориентированны
й взгляд на мир
в единстве и
разнообразии
при И. Гамазкова
«Кто как
кричит?»
(с. 14–18)
5
С. Маршак
«Автобус
номер
двадцать
шесть»
(с. 19–21)
гласные и
согласные
буквы
Писатели,
поэты,
иллюстрации,
действующие
лица, жанр
произведения,
азбука, правила
поведения,
вежливость
произведение целыми
словами; обратить внимание
на использование
звукоподражательных слов;
развивать фонематический
слух, умения наблюдать за
словами, за их звучанием,
словесное творчество
Чем человек отличается
от животных? В каких
ситуациях людей сравнивают
с животными?
Цели: познакомить с
произведением С. Маршака;
работать над навыками
выразительного чтения;
анализировать произведение;
пополнять словарный запас;
расширять знания о
профессиях; воспитывать
такие качества, как
вежливость,
доброжелательность;
развивать речь
нию, читать целыми
словами, выразительно
читать текст, передавая
различные интонации,
упражняться в
темповом чтении
отрывков из
произведений
Знания: научатся
понимать организацию
стихотворной речи,
интонационно
оформлять конец
предложения.
Умения: анализировать
произведение, читать
текст осознанно «про
себя», упражняться в
темповом чтении
отрывков из
произведений,
определять главную
мысль и соотносить ее с
содержанием
произведения, находить
в стихах слова с
созвучными
окончаниями
и условиями её реализации.
Познавательные: смысловое
чтение; выбирать вид чтения в
зависимости от цели.
Коммуникативные:
формулировать собственное
мнение
и позицию
Регулятивные: выполнять
учебные действия в
материализованной,
гипермедийной,
громкоречевой и умственной
формах, использовать речь для
регуляции своего действия.
Познавательные:
моделировать, то есть
выделять и обобщенно
фиксировать группы
существенных признаков
объектов с целью решения
конкретных задач.
Коммуникативные: задавать
вопросы, необходимые для
организации собственной
деятельности и
сотрудничества с партнёром
.
роды, начальные
навыки
адаптации в
динамично
изменяющемся
мире
Целостный,
социально
ориентированны
й взгляд на мир
в единстве и
разнообразии
природы,
начальные
навыки
адаптации в
динамично
изменяющемся
мире,
устойчивое
следование в
поведении
социальным
нормам 6
7
Из старинных
книг. Урок
обобщение
«Жилибыли
буквы»
(с. 22–28)
В каком царстве мы с вами
гостим? Нашли ли мы в этом
царстве друзей и
помощников? Кто они? Какие
произведения из этого
раздела вам больше всего
понравились? Объясните свой
выбор.
Цели: проверить, как
учащиеся усвоили основные
понятия раздела;
вырабатывать навыки
выразительного чтения;
развивать интерес к
перечитыванию
художественных
произведений для получения
новых знаний; стимулировать
к заучиванию понравившихся
произведений
Писатели,
поэты,
иллюстрации,
действующие
лица, жанр
произведения,
азбука
Знания: научатся
выразительно читать
произведение, вникать в
смысл прочитанного.
Умения: анализировать
и сравнивать
произведения одного
раздела, выделять в них
общее
и различное, развивать
навыки правильного
осознанного чтения
текста
Регулятивные: выбирать
действия в соответствии с
поставленной задачей и
условиями её реализации.
Познавательные: рефлексия
способов и условий действий;
смысловое чтение; выбирать
вид чтения в зависимости от
цели.
Коммуникативные:
проявлять активность во
взаимодействии для решения
коммуникативных и
познавательных задач,
координировать и принимать
различные позиции во
взаимодействии
Устойчивое
следование в
поведении
социальным
нормам,
самооценка на
основе
критериев
успешности
учебной
деятельности,
принятие образа
«хорошего
ученика»
Сказки, загадки, небылицы
Е. Чарушин
«Теремок»
(с. 30–37)
Почему часто говорят:
«Сказка – ложь, да в ней
намёк – добрым молодцам
урок»?
Цели: выявить особенности
народных и авторских сказок;
познакомить с творчеством Е.
Чарушина; учить называть
действующих лиц,
характеризовать с помощью
Сказки,
загадки,
небылицы,
персонажи
сказок,
действующие
лица, авторские
сказки,
народные
сказки
Знания: научатся
отличать народные
сказки от авторских.
Умения: работать с
художественными
текстами, доступными
для восприятия, читать
целыми словами,
понимать прочитанное,
пересказывать,
Регулятивные: отбирать
адекватные средства
достижения цели
деятельности.
Познавательные:
контролировать и оценивать
процесс и результат
деятельности,
ориентироваться в речевом
потоке,
Социальная
компетентность
как готовность к
решению
моральных
дилемм,
осознание
ответственности
человека за
общее учителя их поступки;
формиро
находить начало и конец
высказывания.
благополучие
8
Русская
народная
сказка
«Рукавичка»
(с. 38–41)
вать интерес к
самостоятельному чтению;
совершенствовать навыки
выразительного чтения и
пересказа
Почему создаются разные
сказки на одну и ту же тему?
В чем сходство и различие
сказок «Теремок» и
«Рукавичка»?
Цели: познакомить с русской
народной сказкой
«Рукавичка»; учить находить
общее и различное в разных
произведениях; формировать
интерес к самостоятельному
чтению
Сказки,
загадки,
небылицы,
персонажи
сказок,
действующие
лица, авторские
сказки,
народные
сказки
совершенствовать
навыки выразительного
чтения и пересказа
Знания: научатся
выделять в сказке
наиболее выразительные
эпизоды,
воспроизводить
ситуации сказок по
рисункам и
воспоминаниям.
Умения: работать с
художественными
текстами, доступными
для восприятия, читать
целыми словами,
понимать прочитанное,
пересказывать с опорой
на картинку,
совершенствовать
навыки выразительного
Коммуникативные:
договариваться о
распределении функций и
ролей в совместной
деятельности
Регулятивные: формировать
и удерживать учебную задачу,
применять установленные
правила, принимать позиции
слушателя, читателя в
соответствии с задачей.
Познавательные:
осуществлять поиск и
выделение информации,
выбирать вид чтения
в зависимости от цели.
Коммуникативные:
формулировать собственное
мнение
и позицию, ставить вопросы
и обращаться за помощью
Социальная
компетентность
как готовность к
решению
моральных
дилемм,
осознание
ответственности
человека за
общее
благополучие 9
Загадки,
песенки,
потешки (с.
42–45)
Зачем придумывают загадки?
Для чего придумывают
песенки? Кому
предназначены потешки?
Цели: познакомить учащихся
с жанрами устного народного
творчества: загадками,
песенками, потешками;
Загадки,
песенки,
потешки,
ребусы,
русские
народные
песни, диалог
чтения и пересказа
Знания: научатся
различать произведения
малых фольклорных
жанров. Умения:
понимать народную
мудрость, заложенную в
сказках, отгадывать
загадки, самим их
Регулятивные:
формулировать и удерживать
учебную задачу.
Познавательные: рефлексия
способов и условий действий;
контролировать и оценивать
процесс и результат
деятельности,
Мотивация
учебной
деятельности
(социальная,
учебно
познавательная и
внешняя,) 10
Небылицы.
Русские
народные
потешки.
Стишки и
песенки из
книги «Рифмы
Матушки
Гусыни»
(с. 46–51)
учить понимать народную
мудрость, заложенную в
сказках, отгадывать загадки,
самим их придумывать,
объяснять их смысл; показать
напевность русских песен;
читать выразительно
небольшие произведения;
прививать интерес и любовь к
произведениям народного
творчества
Что такое небылицы и для
чего их придумывают? В чем
отличие построения и
звучания русских
стихотворных произведений и
стихов английских
писателей?
Цели: познакомить с жанром
устного народного творчества
– небылицами; развивать
интерес к чтению
произведений народного
словесного искусства;
стимулировать желание
перечитывать понравившиеся
произведения
Небылицы,
небывальщина,
перевёртыши,
заглавие
придумывать, объяснять
их смысл, подбирать
нужную интонацию и
ритм для чтения
небылиц и потешек,
совершенствовать
навыки выразительного
чтения
Знания: научатся
различать произведения
малых фольклорных
жанров.
Умения: подбирать
нужную интонацию и
ритм для чтения
небылиц и потешек,
упражняться в
темповом чтении
отрывков из
произведений,
соотносить темп чтения
с содержанием
прочитанного,
соотносить
иллюстрацию с
содержанием текста
формулировать собственное
мнение и позицию, строить
монологическое высказывание.
Коммуникативные:
формулировать собственное
мнение
и позицию, строить
монологическое высказывание,
использовать доступные
речевые средства для передачи
своего впечатления
Регулятивные: выполнять
учебные действия в
материализованной,
гипермедийной,
громкоречевой и умственной
формах, использовать речь для
регуляции своего действия.
Познавательные: осознанно
и произвольно строить
сообщения в устной форме, в
том числе творческого
характера.
Коммуникативные:
аргументировать свою позицию
и координировать её с
позициями партнёров в
сотрудничестве
при выработке общего
решения в совместной
деятельности
Осознание своей
этнической
принадлежности,
уважительное
отношение к
иному мнению,
истории и
культуре других
народов,
самооценка
на основе
критериев
успешности
учебной
деятельности 11
12
Звукоподражан
ие, народная
сказка,
авторская
сказка
А. С. Пушкин
«Ветер,
ветер…»,
«Ветер по
морю
гуляет…»,
«Белка
песенки
поёт…»
(с. 52–53)
В чем отличие народных
сказок от авторских?
Цели: познакомить учащихся
с великим русским поэтом А.
С. Пушкиным и его
творчеством; развивать
творческие способности и
познавательный интерес;
воспитывать интерес к
творчеству великих русских
поэтов и писателей
Урок
обобщение
«Cказки,
загадки,
небылицы»
(с. 54–62)
Устное
народное
творчество,
фольклор
Почему возникло такое
разнообразие жанров устного
народного творчества?
Цели: обобщить знания детей
о различных жанрах в
литературе;
совершенствовать умение
различать произведения
различных жанров;
формировать умение детей
находить главную мысль
произведения; воспитывать
любовь к чтению; развивать
навыки
Знания: познакомятся
с творчеством великого
русского поэта
А. С. Пушкина.
Умения: подбирать
нужную интонацию и
ритм для чтения,
декламировать
(наизусть) стихотворные
произведения,
высказывать свои
впечатления о
прочитанном,
совершенствовать
навыки выразительного
чтения стихотворений
Знания: научатся
выразительно читать
произведение, вникать в
смысл прочитанного.
Умения: анализировать
и сравнивать
произведения различных
жанров, находить
главную мысль
произведения, развивать
навыки правильного
осознанного чтения
текста, ориен
Регулятивные:
формулировать и удерживать
учебную задачу, применять
правила в планировании
способа решения.
Познавательные: поиск и
выделение необходимой
информации из различных
источников в разных формах.
Коммуникативные:
проявлять активность во
взаимодействии для решения
коммуникативных и
познавательных задач, ставить
вопросы, обращаться за
помощью, формулировать свои
затруднения, предлагать
помощь и сотрудничество
Регулятивные: выполнять
учебные действия в
материализованной,
гипермедийной,
громкоречевой и умственной
формах. использовать речь для
регуляции своего действия.
Познавательные: осознанно
и произвольно строить
сообщения в устной и
письменной форме, в том
числе творческого и
исследовательского ха
Осознание своей
этнической
принадлежности,
самооценка на
основе
критериев
успешности
учебной
деятельности
Осознание своей
этнической
принадлежности,
самооценка
на основе
критериев
успешности
учебной
деятельности,
принятие образа
«хорошего
ученика 13
А. Плещеев
«Сельская
песенка».
А. Майков
«Весна»,
«Ласточка
примчалась…
»
(с. 64–65)
тироваться в структуре
книги, сравнивать
различные произведения
малых и больших
жанров: находить общее
и отличия
Апрель, апрель. Звенит капель!..
Стихотворение,
Знания: наизусть
художественно
стихотворение (по
е произведение,
выбору).
поэты,
Умения: работать с
искусство
художественными
слова, ритм,
текстами, доступными
рифма
для восприятия, читать
тексты целыми словами
с элементами слогового
чтения, находить
заглавие текста,
главную мысль,
называть автора
произведения, различать
в практическом плане
рассказ, стихотворение
.
Целостный,
социально
ориентированны
й взгляд на мир
в единстве и
разнообразии
природы,
эстетические
потребности,
ценности и
чувства
рактера; смысловое чтение;
выбирать вид чтения в
зависимости от цели.
Коммуникативные:
определять общую цель и пути
ее достижения, осуществлять
взаимный контроль, адекватно
оценивать собственное
поведение и поведение
окружающих,
Регулятивные: выбирать
действия в соответствии с
поставленной задачей и
условиями её реализации,
определять
последовательность
промежуточных целей и
соответствующих им действий
с учетом конечного результата.
Познавательные: узнавать,
называть и определять объекты
и явления окружающей
действительности в
соответствии с содержанием
учебных предметов.
Коммуникативные:
формулировать собственное
мнение и позицию, задавать
вопросы, строить понятные
для партнёра высказывания
выразительного чтения малых
жанров
Чем простое
повествовательное описание
отличается
от стихотворного? Какие
языковые средства позволяют
сделать описание в
стихотворении таким
эмоциональным и
музыкальным?
Цели: познакомить с
произведениями А. Плещеева,
А. Майкова; учить
прислушиваться к звучанию
стихотворных текстов,
сравнивать их, находить
главную мысль произведения;
формировать навыки
выразительного чтения;
развивать творческие
способности детей, их
воображение, фантазию;
воспитывать любовь к родной
литературе 14
15
Т. Белозёров
«Подснежник
».
С. Маршак
«Апрель»
(с. 66–67)
И. Токмакова
«Ручей».
Е.Трутнева
«Когда это
бывает?»
(с. 68–73)
Для чего поэты используют
сказочные образы и сравнения
при описании природы?
Цели: познакомить с
произведениями Т.
Белозёрова,
С. Маршака; учить
прислушиваться к звучанию
стихотворных текстов,
сравнивать их, находить
главную мысль произведения;
формировать навыки
выразительного чтения;
развивать творческие
способности, воображение,
фантазию;
Чем загадка отличается от
стихотворения?
Цели: познакомить с
произведениями И.
Токмаковой,
Е. Трутневой; пробуждать
интерес к отгадыванию
cтихотворенийзагадок; учить
сопоставлять загадки и
отгадки, сравнивать их,
выделять общие признаки;
воспитывать любовь к родной
природе; формировать
умение видеть природу, её
явления, её красоту;
развивать воображение,
Стихотворение,
художественно
е произведение,
поэты,
искусство
слова, ритм,
рифма
Прозаическая
и стихотворная
речь, ритм,
рифма
стихотворения,
загадки,
заключён
ные в стихах
Знания: наизусть
стихотворение (по
выбору). Умения:
работать с
художественными
текстами, доступными
для восприятия, читать
тексты целыми словами
с элементами слогового
чтения, находить
заглавие текста,
называть автора
произведения, различать
в практическом плане
рассказ, стихотворение
Знания: познакомятся
с произведениями
И. Токмаковой, Е.
Трутневой, уяснят ритм
и мелодию
стихотворной речи,
научатся более
пристально углубляться
в содержание
стихотворения и видеть
красоту родной
природы.
Умения: работать с
художественными
текстами, доступными
для восприятия, читать
тексты целыми словами
Регулятивные: ставить новые
учебные задачи в
сотрудничестве с учителем,
адекватно использовать речь
для планирования и регуляции
своей деятельности.
Познавательные: называть
и определять объекты и
явления окружающей
действительности в
соответствии с содержанием
учебных предметов.
Коммуникативные:
координировать и принимать
различные позиции во
взаимодействии
Регулятивные: ставить новые
учебные задачи в
сотрудничестве с учителем,
адекватно использовать речь
для планирования и регуляции
своей деятельности, адекватно
воспринимать предложения
учителей, товарищей,
родителей и других людей по
исправлению допущенных
ошибок.
Познавательные: узнавать,
называть и определять объекты
и явления окружающей
действительности в
соответствии с содержанием
учебных предметов.
Целостный,
социально
ориентированны
й взгляд на мир
в единстве и
разнообразии
природы,
эстетические
потребности,
ценности и
чувства
Целостный,
социально
ориентированны
й взгляд на мир
в единстве и
разнообразии
природы,
эстетические
потребности,
ценности и
чувства фантазию
Православные
праздники,
Светлая Пасха,
традиции,
обычаи
16
Из старинных
книг. А.
Майков
«Христос
Воскрес!».
Урок
обобщение
«Апрель,
апрель!
Звенит
капель…»
(с. 74–78)
Почему мы можем назвать
апрель самым светлым
месяцем года?
Цели: познакомить с
народным праздником
Светлой Пасхи; учить читать
стихи, воссоздавая в своём
воображении их содержание,
передавать в речи свои
впечатления о весне,
используя понравившиеся
слова и словосочетания из
прочитанных стихотворений;
формировать представление
об истории своей Родины, её
традициях и обычаях;
воспитывать правильную
жизненную позицию
с элементами слогового
чтения, находить
заглавие текста,
называть автора
произведения, различать
в практическом плане
рассказ, стихотворение
Знания: познакомятся
с некоторыми
традициями и обычаями
нашего народа.
Умения: приводить
примеры
художественных
произведений по
изученному материалу,
выразительно и
осознанно читать
целыми словами,
составлять простейший
рассказ о своих
впечатлениях по
прочитанному
Коммуникативные:
проявлять активность во
взаимодействии для решения
коммуникативных и
познавательных задач
Регулятивные: выполнять
учебные действия в
материализованной,
гипермедийной,
громкоречевой и умственной
формах, использовать речь для
регуляции своего действия.
Познавательные: осознанно
и произвольно строить
сообщения в устной и
письменной форме, в том
числе творческого и
исследовательского характера;
смысловое чтение; выбирать
вид чтения в зависимости от
цели.
Коммуникативные:
определять общую цель и пути
ее достижения, осуществлять
взаимный контроль, адекватно
оценивать собственное
поведение и поведение
окружающих, оказывать в
сотрудничестве взаимопомощь
Целостный,
социально
ориентированны
й взгляд на мир
в единстве и
разнообразии
природы,
народов,
культур и
религий,
эмпатия как
понимание
чувств других
людей и
сопереживание
им 17
18
И. Токмакова
«Мы играли
в хохотушки».
Я. Тайц
«Волк».
Г. Кружков
«Ррры!»
(Ч. 2, с. 4–8)
Н. Артюхова
«Саша
дразнилка»
(с. 9–11)
И в шутку и всерьёз
Юмористическ
ое
произведение,
вопросительная
и
восклицательна
я интонация,
«В каждой
шутке есть
доля
правды…»
Рассказ,
«В каждой
шутке есть
доля
правды…»,
качества
характера
Как вы думаете, о чём пойдёт
речь в стихотворениях с
такими необычными
названиями?
Цели: продолжить знакомить
с творчеством русских
поэтов; учить наблюдать за
особенностями
юмористических
произведений, инсценировать
их; совершенствовать навыки
чтения целыми словами;
воспитывать интерес к
творчеству русских поэтов,
желание читать и слушать
чтение взрослых
Какое по жанру произведение
будем читать? Можно ли
предположить, кто будет
главным героем?
Цели: познакомить с
творчеством Н. Артюховой;
совершенствовать навыки
чтения; развивать умение
воспроизводить предложения
с разной интонацией; учить
находить в тексте слова,
которые характеризуют
героев произведения;
воспитывать положительные
качества личности,
Знания: познакомятся
с особенностями
юмористических
произведений.
Умения: читать по
ролям, инсценировать,
пересказывать по
опорным словам,
выразительно и
осознанно читать
целыми словами,
составлять простейший
рассказ о своих
впечатлениях по
прочитанному
Знания: научатся
прогнозировать текст,
интонацией передавать
настроение и чувства
героев, разбивать текст
на части, подбирать
заголовки к частям
рассказа.
Умения: находить
в тексте слова, которые
характеризуют героев,
выразительно и
осознанно читать
целыми словами
Регулятивные: предвидеть
уровень усвоения знаний, его
временные характеристики.
Познавательные:
самостоятельно выделять и
формулировать
познавательную цель,
использовать общие приёмы
решения задач.
Коммуникативные:
проявлять активность во
взаимодействии для решения
коммуникативных и
познавательных задач, строить
понятные для партнёра
высказывания
Регулятивные: выполнять
учебные действия в
материализованной,
гипермедийной,
громкоречевой и умственной
формах, использовать речь для
регуляции своего действия,
вносить необходимые
дополнения и изменения в план
и способ действия в случае
расхождения эталона,
реального действия и его
результата.
Познавательные:
самостоятельно создавать
алгоритмы деятельности при
Начальные
навыки
адаптации
в динамично
изменяющемся
мире, навыки
сотрудничества
в разных
ситуациях,
умение
не создавать
конфликтов и
находить
выходы
из спорных
ситуаций
Начальные
навыки
адаптации
в динамично
изменяющемся
мире, навыки
сотрудничества
в разных
ситуациях,
умение
не создавать
конфликтов и
находить
выходы
из спорных умение общаться с друзьями
19
20
К. Чуковский
«Федотка».
О. Дриз
«Привет»
(с. 12–13)
Почему эти стихотворения
помещены в юмористическом
разделе учебника?
Цели: продолжить
знакомство с творчеством К.
И. Чуковского;
совершенствовать навыки
чтения; развивать
познавательные процессы;
умение оценивать поступки
героев и определять, как сам
автор относится к ним
Прямое и
переносное
значение слов
(горячий
привет и
горячий пирог),
тёплые
дружеские
отношения
Скороговорка,
пословицы
И. Пивоварова
«Кулина
кипулинаки»
(с. 14–16).
О. Григорьев
«Стук»,
И. Токмакова
«Разговор
Лютика и
Жучка»
Как можно понять выражение
«слова шалят»? Когда слова
могут быть «помощниками»?
Цели: продолжить знакомить
с творчеством русских
писателей для детей; учить
читать тексты с различными
речевыми задачами:
Знания: научатся
оценивать поведение
героев.
Умения: наблюдать, как
сам автор относится к
своим героям, вникать в
смысл читаемых слов,
находить
в тексте слова, которые
характеризуют героев,
выразительное,
осознанное чтение
целыми словами
цепочкой
Знания: научатся
читать тексты с
различными речевыми
задачами:
посочувствовать герою,
улыбнуться ему,
посмеяться вместе с
ним
и т. д.
решении
ситуаций
проблем различного характера.
Коммуникативные:
договариваться о
распределении функций и
ролей в совместной
деятельности
Регулятивные:
формулировать и удерживать
учебную задачу,
предвосхищать результат.
Познавательные:
осуществлять смысловое
чтение, выбирать вид чтения в
зависимости от цели,
выделения существенных
признаков.
Коммуникативные:
адекватно оценивать
собственное поведение и
поведение окружающих,
Этические
чувства, прежде
всего
доброжелательн
ость и
эмоционально
нравственная
отзывчивость
Регулятивные: выбирать
действия в соответствии с
поставленной задачей и
условиями её реализации,
определять
последовательность
промежуточных целей и
соответствующих им действий
с учетом конечного результата.
Мотивация
учебной
деятельности
(социальная,
учебно
познавательная и
внешняя,
принятие образа
«хорошего посочувствовать герою,
улыбнуться ему, посмеяться
вместе с ним и т. д.;
воспитывать положительные
качества личности
21
К. И. Чуков
ский
«Телефон»
(с. 17–21)
Интонация,
иллюстрация,
искусство
слова, пуд,
дюжина
Для чего придумали
телефон? Какие современные
средства связи существуют
сейчас?
О чем могли бы разговаривать
по телефону звери?
Цели: продолжить
знакомство с творчеством К.
И. Чуковского;
совершенствовать навыки
чтения; развивать
познавательные процессы,
мышление и фантазию;
воспитывать интерес к
творчеству русских поэтов,
желание читать и слушать
Умения: читать по
ролям, анализировать
изведение, делать
выводы; упражняться в
темповом чтении
скороговорок,
проверять чтение друг
друга, оценивать свои
достижения, оценивать
свой ответ в
соответствии с образом
Знания: познакомятся с
произведением
К. И. Чуковского,
научатся читать тексты
с различными речевыми
задачами.
Умения: подбирать
нужную интонацию
и ритм для чтения,
декламировать
(наизусть) стихотворные
произведения;
высказывать свои
впечатления о
прочитанном,
совершенствовать
Познавательные: осознанно
и произвольно строить
сообщения в устной и
письменной форме, в том
числе творческого и
исследовательского характера;
смысловое чтение; выбирать
вид чтения в зависимости от
цели.
Коммуникативные: строить
монологическое высказывание,
слушать собеседника
Регулятивные: применять
установленные правила в
планировании способа
решения,
выбирать действия в
соответствии с поставленной
задачей и условиями её
реализации.
Познавательные: смысловое
чтение; выбирать вид чтения в
зависимости от цели, понимать
фактическое содержание
текста.
Коммуникативные:
формулировать собственное
мнение
ученика»)
Мотивация
учебной
деятельности
(социальная,
учебно
познавательная и
внешняя,
принятие образа
«хорошего
ученика») чтение других
навыки выразительного
чтения стихотворений
и позицию, воспринимать
мнение сверстников о
прочитанном произведении 22
М.
Пляцковский
«Помощник».
Урок
обобщение по
теме
«И в шутку
и всерьёз»
(с. 22–28)
Действующие
лица, жанр
произведения,
опорные слова,
пересказ
рассказа
Зачем придумывают смешные
рассказы? Могут ли они
чемуто научить?
Цели: упражнять в чтении
текстов целыми словами;
обучать выборочному чтению
отрывков, которые являются
ответом на заданные вопросы;
развивать умение находить
общее в прочитанных
произведениях; учить
соотносить свои взгляды на
поступки героев из
произведений со взглядами
друзей и взрослых;
воспитывать положительные
качества личности
.
Осознание
ответственности
человека за
общее
благополучие,
самостоятельнос
ть и личная
ответственность
за свои поступки
Знания: научатся
выборочному чтению
отрывков, которые
являются ответом на
заданные вопросы,
соотносить свои взгляды
на поступки героев со
взглядами друзей и
взрослых.
Умения: работать
в группе; находить
общее в прочитанных
произведениях,
выразительно и
осознанно читать
целыми словами,
отвечать на вопросы,
оценивать свои знания
и умения
(ориентироваться в
структуре учебника, в
изученном разделе)
Регулятивные: выбирать
действия в соответствии с
поставленной задачей и
условиями её реализации,
выполнять учебные действия в
материализованной,
гипермедийной,
громкоречевой и умственной
формах, использовать речь для
регуляции своего действия.
Познавательные: осознанно
и произвольно строить
сообщения в устной и
письменной форме, в том
числе творческого и
исследовательского характера;
смысловое чтение; выбирать
вид чтения в зависимости от
цели.
Коммуникативные:
определять общую цель и пути
ее достижения, осуществлять
взаимный контроль, адекватно
оценивать собственное
поведение и поведение
окружающих, оказывать в
сотрудничестве взаимопомощь
23
Ю. Ермолаев
«Лучший
друг».
Кто может быть другом?
Каким должен быть
настоящий друг?
Прозаическая
и стихотворная
речь, логи
Знания: познакомятся
с произведениями
Ю. Ермолаевой, Е. Бла
Регулятивные: предвидеть
возможности получения
конкретного результата при
Навыки
сотрудничества
в разных
Я и мои друзья Е. Благинина
«Подарок»
(с. 30–33)
24
В. Орлов «Кто
пер
вый?».
С. Михалков
«Бараны»
(с. 34–36)
ческое
ударение, пауза
Вежливые
слова
Цели: познакомить детей
с произведениями Ю.
Ермолаевой, Е. Благининой;
учить детей читать
прозаические тексты,
соблюдая необходимую
интонацию; учить
пересказывать текст по
вопросам учебника;
формировать нравственные
представления о дружбе и
взаимопомощи
Как помириться со своим
другом, если вы в ссоре?
Цели: познакомить с
произведениями В. Орлова, С.
Михалкова;
совершенствовать навыки
чтения; работать над
формированием умений
читать выразительно, читать
по ролям; развивать
познавательные процессы;
обогащать словарный запас;
воспитывать положительные
качества личности, желание
и умение дружить
реше
ситуациях,
гининой, научатся
читать прозаические
тексты.
Умения: выделять
главное, соотносить его
с той или иной
интонацией, читать по
ролям, пересказывать
текст, выразительно и
осознанно читать
целыми словами
нии задачи.
Познавательные:
самостоятельно выделять и
формулировать
познавательную цель.
Коммуникативные:
координировать и принимать
различные позиции во
взаимодействии, использовать
доступные речевые средства
для передачи своего
впечатления
Знания: познакомятся
с произведениями В.
Орлова, С. Михалкова;
с разными способами
выхода из конфликтной
ситуации.
Умения: читать
выразительно по ролям,
работать с
иллюстрациями,
находить главную мысль
в произведении,
развивать навык
самостоятельного
чтения, отрабатывать
Регулятивные: определять
последовательность
промежуточных целей и
соответствующих им действий
с учетом конечного результата,
составлять план и
последовательность действий.
Познавательные:
ориентироваться в
разнообразии способов
решения задач, устанавливать
причинноследственные связи.
Коммуникативные:
формулировать собственное
мнение и позицию, адекватно
умение не
создавать
конфликтов и
находить выход
из спорных
ситуаций,
этические
чувства, прежде
всего
доброжелательн
ость и
эмоционально
нравственная
отзывчивость
Навыки
сотрудничества
в разных
ситуациях,
умение не
создавать
конфликтов и
находить выход
из спорных
ситуаций,
этические
чувства, прежде
всего
доброжелательн
ость и Дружба, обида,
ссора, спор,
советы,
правила
дружбы
25
Р. Сеф
«Совет». В.
Берестов «В
магазине
игрушек». В.
Орлов «Если
дружбой
дорожить…»
(с. 37–38)
Какие правила дружбы вы
знаете?
Цели: познакомить с новыми
авторами и их
произведениями;
совершенствовать навыки
чтения, умение читать
выразительно и с правильной
интонацией; воспитывать
положительные качества
личности: умение дорожить
дружбой (со сверстниками, с
родителями, друзьями
игрушками и т. д.), ценить её
навык употребления в
речи вежливых слов
Знания: познакомятся
с новыми авторами
и их произведениями
о дружбе,
сформулируют правила
сохранения дружеских
отношений.
Умения: читать
выразительно и с
правильной интонацией,
выразительно и
осознанно читать
целыми словами;
отрабатывать навык
употребления в речи
вежливых слов;
соотносить содержание
произведения с
пословицами
оценивать собственное
поведение
и поведение окружающих
Регулятивные: составлять
план и последовательность
действий, адекватно
использовать речь для
планирования и регуляции
своей деятельности.
Познавательные:
самостоятельно создавать
алгоритмы деятельности при
решении проблем различного
характера.
Коммуникативные:
адекватно оценивать
собственное поведение и
поведение окружающих,
оказывать в сотрудничестве
взаимопомощь
26
И. Пивоварова
«Вежливый
ослик»
(с. 39–40)
Что такое иронические
стихи?
Зачем их пишут поэты?
Цели: познакомить с
произведениями И.
Пивоваровой
Вежливые
слова, этикет,
ирония
Знания: познакомятся
с произведениями И.
Пивоваровой, А. Барто,
научатся употреблять в
речи вежливые слова,
овладеют элементами
Регулятивные: выбирать
действия в соответствии с
поставленной задачей и
условиями её реализации.
Познавательные:
эмоционально
нравственная
отзывчивость
Социальная
компетентность
как готовность к
решению
моральных
дилемм,
устойчивое
следование
в поведении
социальным
нормам,
начальные
навыки
адаптации в
динамично
изменяющемся
мире, этические
чувства, прежде
всего
доброжелательн
ость и
эмоционально
нравственная
отзывчивость
Осознание
ответственности
человека за
общее
благополучие,
самостоятельнос 27
Я. Аким «Моя
родня». С.
Маршак
«Хороший
день»
(с. 41–47)
и А. Барто; расширять
представление о
взаимоотношениях героев
друг с другом;
взаимоотношений с
окружающими; учить
понимать иронический смысл
некоторых слов («вежливый
ослик») на основе
осмысления содержания
текста
Назовите самое дорогое, на
ваш взгляд, что есть на свете.
Кого вы считаете своей
родней и кого вы очень
любите?
Цели: познакомить с
произведениями Я. Акима, С.
Маршака; совершенствовать
навыки чтения; отрабатывать
умение читать целыми
словами; развивать внимание
к родному языку, умение
определять логическое
ударение
и делать паузы; воспитывать
чуткое и бережное отношение
к своим родным и друзьям
Дружба,
товарищи,
родные,
главная мысль
произведения
речевого этикета,
научатся понимать
иронический смысл
некото
самостоятельно выделять и
формулировать
познавательную цель,
использовать общие приёмы
решения задач.
ть и личная
ответственность
за свои поступки
рых выражений.
Умения: осуществлять
вежливые
взаимоотношения с
окружающими
Коммуникативные:
формулировать собственное
мнение и позицию, задавать
вопросы, строить понятные
для партнёра высказывания
Знания: познакомятся
с произведениями
Я. Акима, С. Маршака,
научатся определять
главную мысль
произведения, отвечать
на вопросы по тексту.
Умения:
характеризовать
особенности
прослушанного
произведения
(определять жанр,
описывать поведение и
характеры героев, и т.
д.); формировать
вежливые
взаимоотношения с
Регулятивные:
формулировать и удерживать
учебную задачу, адекватно
использовать речь для
планирования и регуляции
своей деятельности.
Познавательные:
ориентироваться в
разнообразии способов
решения задач, осознанно
и произвольно строить
сообщения в устной и
письменной форме, в том
числе творческого и
исследовательского характера;
смысловое чтение; выбирать
вид чтения в зависимости от
цели.
Коммуникативные:
договариваться о
Этические
чувства, прежде
всего
доброжелательн
ость
и эмоционально
нравственная
отзывчивость окружающими
28
М.
Пляцковский
«Сердитый
дог Буль».
Когда можно применить
такую поговорку: «Сила есть,
ума не надо»? Что бы вы
посоветовали таким людям?
Дружба,
товарищи,
обида, ссора,
спор, советы,
правила дружбы
Знания: познакомятся
с произведениями
М. Пляцковского
и Ю. Энтина, научатся
определять главную
Ю. Энтин
«Про дружбу»
(с. 48–49)
Цели: познакомить с
произведениями М.
Пляцковского
и Ю. Энтина;
совершенствовать навыки
плавного слогового чтения и
умение читать целыми
словами; развивать умение
пересказывать прочитанное
близко к тексту; воспитывать
положительные качества
личности: дружелюбие,
доброту; воспитывать
интерес к чтению
29
Из старинных
книг. Урок
обобщение
«Я и мои
друзья»
(с. 50–54)
Что объединяет все рассказы,
прочитанные в этом разделе?
Как вы понимаете, что такое
воспитанный человек?
Цели: развивать умение
читать вдумчиво и осознанно;
учить различать
Взаимоотношен
ия,
беспомощность
,
привязанность,
пословицы и
поговорки,
мысль произведения,
аргументировать своё
мнение, с привлечением
текста произведения,
отвечать на вопросы по
тексту.
Умения:
характеризовать
особенности
прослушанного
произведения
(определять жанр,
описывать поведение
и характеры героев,
и т. д.); формировать
вежливые
взаимоотношения с
окружающими
Знания: научатся
выделять особенности
произведения,
устанавливать общие
черты и различия,
обосновывать своё
мнение, различать
Социальная
компетентность
как готовность к
решению
моральных
дилемм,
устойчивое
следование в
поведении
социальным
нормам
распределении функций
совместной деятельности
Регулятивные: ставить новые
учебные задачи в
сотрудничестве с учителем,
принимать и понимать
алгоритм выполнения заданий.
Познавательные: осознанно
и произвольно строить
сообщения в устной и
письменной форме, в том
числе творческого и
исследовательского характера.
Коммуникативные:
разрешать конфликты на
основе учёта интересов и
позиций всех участников,
принимать участие в
обсуждении содержания
прочитанного, следить за
действиями других участников
в процессе коллективной
деятельности
Регулятивные: выбирать
действия в соответствии с
поставленной задачей и
условиями её реализации,
выполнять учебные действия в
материализованной,
гипермедийной,
Осознание
ответственности
человека за
общее
благополучие,
самостоятельнос
ть и личная воспитанный
человек
противоположные качества
людей, обосновывать своё
мнение; развивать интерес к
своему прошлому;
воспитывать положительные
качества личности; учить
работать в группе,
распределять работу,
находить
противоположные
качества людей.
Умения: читать
вдумчиво и осознанно,
формулировать личную
оценку поступков
героев прочитанных
произведений;
выразительно
громкоречевой и умственной
формах, использовать речь для
регуляции своего действия.
Познавательные: осознанно
и произвольно строить
сообщения в устной и
письменной форме, в том
числе творчески.
ответственность
за свои
поступки,
этические
чувства, прежде
всего
доброжелательн
ость нужную информацию в
соответствии с заданием,
представлять найденную
информацию группе
и осознанно читать
целыми словами;
отрабатывать навык
употребления в речи
вежливых слов
кого и исследовательского
характера; смысловое чтение;
выбирать вид чтения в
зависимости от цели.
Коммуникативные:
определять общую цель и пути
ее достижения, осуществлять
взаимный контроль, адекватно
оценивать собственное
поведение и поведение
окружающих, оказывать в
сотрудничестве взаимопомощь
30
С. Михалков
«Трезор».
Р. Сеф
«Кто любит
собак…»
(с. 56–59)
О братьях наших меньших
Братья наши
меньшие,
характер
героев, рифма
Почему животных называют
братьями нашими меньшими?
Каково назначение человека
по отношению к меньшим
братьям и окружающей
природе?
Цели: дать представление
о тематике произведений
раздела «О братьях наших
меньших»; совершенствовать
навыки плавного слогового
чтения и умение читать
целыми словами; воспитывать
интерес к животным
и бережное, заботливое
отношение к ним
Знания: познакомятся
с произведениями
С. Михалкова и Р. Сефа,
научатся анализировать
события текста, их
последовательность.
Умения: читать целыми
словами, с элементами
слогового чтения,
понимать содержание
прочитанного,
пересказывать текст
своими словами и с
опорой на картинку,
упражняться в
темповом чтении
отрывков из
произведений, развивать
навык самостоятельного
чтения
Регулятивные: ставить новые
учебные задачи в
сотрудничестве с учителем,
предвосхищать результат.
Познавательные: осознанно
и произвольно строить
сообщения в устной и
письменной форме, в том
числе творческого и
исследовательского характера.
Коммуникативные:
определять общую цель и пути
ее достижения, адекватно
оценивать собственное
поведение
и поведение окружающих
венная
отзывчивость,
социальная
компетентность
как готовность к
решению
моральных
дилемм,
устойчивое
следование в
поведении
социальным
нормам
Этические
чувства, прежде
всего
доброжелательн
ость
и эмоционально
нравственная
отзывчивость 31
В. Осеева
«Собака
яростно
лаяла»
(с. 60–61)
Части рассказа,
картинный
план, характер
героев
Как вы думаете, кого можно
описать с помощью этих слов:
маленький, пушистый,
усатый, беззащитный? Как вы
понимаете слово
«беззащитный»?
Цели: познакомить с
произведением В Осеевой;
учить читать прозаический
текст целыми словами,
пользоваться приемом
словесного рисования;
развивать умение работать в
паре: читать друг другу текст
и проверять друг друга;
воспитывать бережное и
чуткое отношение к
животным
32
И. Токмакова
«Купите
собаку»
(с. 62–64)
Откуда берутся бездомные
собаки и кошки? Какие
советы вы бы могли дать тем
людям, которые решили
завести животных?
Цели: познакомить со
стихотворением И.
Токмаковой; закреплять
умение читать стихотворный
Характер
героев, рифма,
научно
познавательный
и
художественны
й тексты,
энциклопедия
Знания: познакомятся
с произведением В.
Осеевой, научатся
видеть
в тексте прямые и
скрытые авторские
вопросы, освоят
основные нравственно
этические ценности
взаимодействия с
окружающим миром.
Умения: делить текст
на смысловые части,
составлять план,
пересказывать текст по
картинному плану,
работать с
иллюстрациями,
анализировать
положительные и
отрицательные действия
героев, выразительно и
осознанно читать
целыми словами
Знания: познакомятся
с произведением
И. Токмаковой,
научатся отличить
художественный текст
от научнопопулярного,
видеть главную мысль
произведения.
Социальная
компетентность
как готовность к
решению
моральных
дилемм,
устойчивое
следование в
поведении
социальным
нормам
Регулятивные: ставить новые
учебные задачи в
сотрудничестве с учителем,
выполнять учебные действия в
материализованной,
гипермедийной,
громкоречевой и умственной
формах, использовать речь для
регуляции своего действия.
Познавательные: осознанно
и произвольно строить
сообщения в устной и
письменной форме, в том
числе творческого и
исследовательского характера.
Коммуникативные:
определять общую цель и пути
ее достижения, адекватно
оценивать собственное
поведение
и поведение окружающих
Регулятивные: составлять
план и последовательность
действий, адекватно
использовать речь для
планирования и регуляции
своей деятельности.
Познавательные:
использовать общие приёмы
решения задач, работать с
учебником,
Социальная
компетентность
как готовность
к решению
моральных
дилемм,
устойчивое
следование в
поведении
социальным нор 33
М.
Пляцковский
«Цап
Царапыч».
Г. Сапгир
«Кошка»
(с. 65–67)
текст; показать отличие
художественного текста от
научнопопулярного; учить
видеть главную мысль
произведения; развивать
активную личность;
воспитывать интерес к
животным и бережное,
заботливое отношение к ним
Из каких книг можно узнать
о своих любимых животных?
Всегда ли клички животных
отражают их характер?
Цели: познакомить со
стихотворениями М.
Пляцковского, Г. Сапгира;
закреплять умение читать
стихотворный текст; показать
отличие художественного
текста от научно
популярного; учить
озаглавливать тексты на одну
и ту же тему; развивать
активную личность;
воспитывать интерес к
животным и бережное,
заботливое отношение
к ним
Энциклопедия,
научно
познавательный
и
художественны
й тексты
Умения: отвечать на
вопросы, анализировать
тон, настроение
произведения,
рассказывать о
прочитанном,
аргументировать своё
мнение с привлечением
текста произведения
или других источников,
выразительно, осознанно
читать целыми словами
Знания: познакомятся
с произведениями
М. Пляцковского,
Г. Сапгира, научатся
отличать
художественный текст
от научнопопулярного,
видеть главную мысль
произведения.
Умения: отвечать на
вопросы, анализировать
тон, настроение
произведения,
рассказывать о
прочитанном,
аргументировать своё
мнение с привлечением
текста произведения
ориентироваться в нем по
содержанию (оглавлению) и с
помощью значков.
Коммуникативные:
координировать и принимать
различные позиции во
взаимодействии
мам, осознание
ответственности
человека за
общее
благополучие,
гуманистическое
сознание
Регулятивные:
формулировать и удерживать
учебную задачу, адекватно
использовать речь для
планирования и регуляции
своей деятельности.
Познавательные:
ориентироваться в
разнообразии способов
решения задач, осознанно
и произвольно строить
сообщения в устной и
письменной форме, в том
числе творческого и
исследовательского характера;
смысловое чтение; выбирать
вид чтения в зависимости от
цели.
Коммуникативные:
договариваться о распределении
Социальная
компетентность
как готовность к
решению
моральных
дилемм,
устойчивое
следование в
поведении
социальным
нормам,
осознание
ответственности
человека за
общее
благополучие,
гуманистическое
сознание 34
В. Берестов
«Лягушата».
В. Лунин
«Никого
не обижай»
(с. 68–70)
Энциклопедия,
научно
познавательный
и
художественны
й тексты
Объясните, чем текст,
который создаёт учёный,
отличается от
художественного текста?
Цели: учить читать текст
выразительно, целыми
словами, пользоваться
приемом словесного
рисования, перечитывать
текст с целью его более
глубокого понимания,
показать отличие
художественного текста от
научнопопулярного;
воспитывать активную
личность; прививать интерес
к животным и бережное,
заботливое отношение
к ним
или других источников;
выразительно, осознанно
читать целыми словами
функций и ролей в совместной
деятельности
Социальная
компетентность
как готовность к
решению
моральных
дилемм,
устойчивое
следование в
поведении
социальным
нормам,
осознание
ответственности
человека за
общее
благополучие,
гуманистическое
сознание
Регулятивные: применять
установленные правила в
планировании способа
решения.
Познавательные:
ориентироваться в
разнообразии способов
решения задач, осознанно и
произвольно строить
сообщения в устной и
письменной форме, в том
числе творческого и
исследовательского характера;
смысловое чтение; выбирать
вид чтения в зависимости от
цели.
Коммуникативные:
адекватно оценивать
собственное поведение и
поведение окружающих,
оказывать в сотрудничестве
взаимопомощь; соблюдать
правила речевого этикета
Знания: познакомятся
с произведениями В.
Берестова и В. Лунина,
научатся отличить
художественный текст
от научнопопулярного,
видеть главную мысль
произведения.
Умения: отвечать на
вопросы, анализировать
тон, настроение
произведения,
рассказывать
о прочитанном,
аргументировать своё
мнение
с привлечением текста
произведения или
других источников,
находить заглавие
текста, называть автора
произведения, различать
в практическом плане
рассказ, стихотворение,
декламировать наизусть 35
36
С. Михалков
«Важный
совет».
Д. Хармс
«Храбрый
ёж».
Н. Сладков
«Лисица и ёж»
(с. 71–73)
Из старинных
книг.
Обобщение по
теме
«О братьях
наших
меньших»
(с. 74–78)
Как вы думаете, как кричат
ежи? О чем вам говорит
заголовок этого рассказа?
Цели: познакомить с
произведениями С.
Михалкова,
Д. Хармса и Н. Сладкова;
учить вдумчивому
перечитыванию
произведений;
совершенствовать навык
чтения целыми словами;
упражнять в выразительном
чтении рассказов;
воспитывать интерес к
животным и бережное,
заботливое отношение к ним
Что объединяет все
произведения, которые мы
прочитали в этом разделе?
Как ты понимаешь слова
писателя: «Мы в ответе не
только за себя, но и за
братьев наших меньших»?
Цели: учить читать текст
выразительно, целыми
словами; побуждать
перечитывать текст с целью
его более глубокого
понимания; упражнять в
составлении собствен
Интонация,
части рассказа,
план, характер
героев
Информация,
звукоподражан
ия, характер
героев, части
рассказа, план
Знания: познакомятся с
произведениями
Д. Хармса, Н. Сладкова,
научатся видеть в
тексте прямые и
скрытые авторские
вопросы, освоят
основные нравственно
этические ценности
взаимодействия с
окружающим миром.
Умения: делить текст
на части, составлять
картинный план,
пересказывать по
рисунку, выразительно и
осознанно читать
целыми словами
Регулятивные: применять
установленные правила в
планировании способа
решения.
Познавательные:
ориентироваться в
разнообразии способов
решения задач, осознанно
и произвольно строить
сообщения в устной и
письменной форме, в том
числе творческого и
исследовательского характера.
Коммуникативные:
адекватно оценивать
собственное поведение и
поведение окружающих,
оказывать в сотрудничестве
взаимопомощь
Знания: научатся
сопоставлять
произведения на одну и
ту же тему, выделять их
особенности.
Умения: приводить
примеры
художественных
произведений по
изученному материалу,
составлять собственные
рассказы на заданную
тему, анализировать
положительные
Регулятивные: выбирать
действия в соответствии с
поставленной задачей и
условиями ее реализации,
выполнять учебные действия в
материализованной,
гипермедийной,
громкоречевой и умственной
формах, использовать речь для
регуляции своего действия.
Познавательные: осознанно и
произвольно строить
сообщения в устной и
письменной
Социальная
компетентность
как готовность к
решению
моральных
дилемм,
устойчивое
следование в
поведении
социальным
нормам,
осознание
ответственности
человека за
общее
благополучие,
гуманистическое
сознание
Социальная
компетентность
как готовность к
решению
моральных
дилемм,
устойчивое
следование в
поведении
социальным
нормам,
осознание
ответственности
человека за ных рассказов на заданную
тему; формировать
ответственное отношение к
живой природе
и отрицательные
действия героев,
выразительно и
осознанно читать
целыми словами
общее благопо
лучие,
гуманистическое
сознание,
принятие образа
«хорошего
ученика»
форме, в том числе
творческого и
исследовательского характера;
смысловое чтение; выбирать
вид чтения в зависимости от
цели.
Коммуникативные:
определять общую цель и пути
ее достижения, осуществлять
взаимный контроль, адекватно
оценивать собственное
поведение и поведение
окружающих, оказывать в
сотрудничестве
взаимопомощь, осуществлять
взаимный контроль
Примерная рабочая программа по предмету "Литературное чтение" 1 класс.
Примерная рабочая программа по предмету "Литературное чтение" 1 класс.
Примерная рабочая программа по предмету "Литературное чтение" 1 класс.
Примерная рабочая программа по предмету "Литературное чтение" 1 класс.
Примерная рабочая программа по предмету "Литературное чтение" 1 класс.
Примерная рабочая программа по предмету "Литературное чтение" 1 класс.
Примерная рабочая программа по предмету "Литературное чтение" 1 класс.
Примерная рабочая программа по предмету "Литературное чтение" 1 класс.
Примерная рабочая программа по предмету "Литературное чтение" 1 класс.
Примерная рабочая программа по предмету "Литературное чтение" 1 класс.
Примерная рабочая программа по предмету "Литературное чтение" 1 класс.
Примерная рабочая программа по предмету "Литературное чтение" 1 класс.
Примерная рабочая программа по предмету "Литературное чтение" 1 класс.
Примерная рабочая программа по предмету "Литературное чтение" 1 класс.
Примерная рабочая программа по предмету "Литературное чтение" 1 класс.
Примерная рабочая программа по предмету "Литературное чтение" 1 класс.
Примерная рабочая программа по предмету "Литературное чтение" 1 класс.
Примерная рабочая программа по предмету "Литературное чтение" 1 класс.
Примерная рабочая программа по предмету "Литературное чтение" 1 класс.
Примерная рабочая программа по предмету "Литературное чтение" 1 класс.
Примерная рабочая программа по предмету "Литературное чтение" 1 класс.
Примерная рабочая программа по предмету "Литературное чтение" 1 класс.
Примерная рабочая программа по предмету "Литературное чтение" 1 класс.
Примерная рабочая программа по предмету "Литературное чтение" 1 класс.
Примерная рабочая программа по предмету "Литературное чтение" 1 класс.
Примерная рабочая программа по предмету "Литературное чтение" 1 класс.
Примерная рабочая программа по предмету "Литературное чтение" 1 класс.
Примерная рабочая программа по предмету "Литературное чтение" 1 класс.
Примерная рабочая программа по предмету "Литературное чтение" 1 класс.
Примерная рабочая программа по предмету "Литературное чтение" 1 класс.
Примерная рабочая программа по предмету "Литературное чтение" 1 класс.
Примерная рабочая программа по предмету "Литературное чтение" 1 класс.
Примерная рабочая программа по предмету "Литературное чтение" 1 класс.
Примерная рабочая программа по предмету "Литературное чтение" 1 класс.
Примерная рабочая программа по предмету "Литературное чтение" 1 класс.
Примерная рабочая программа по предмету "Литературное чтение" 1 класс.
Примерная рабочая программа по предмету "Литературное чтение" 1 класс.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.