Примерное содержание занятий по ознакомлению дошкольников с основами православия
Оценка 4.6

Примерное содержание занятий по ознакомлению дошкольников с основами православия

Оценка 4.6
docx
20.03.2020
Примерное содержание занятий по ознакомлению дошкольников с основами православия
Рекомендации.docx

ПРИМЕРНОЕ  СОДЕРЖАНИЕ  ЗАНЯТИЙ  ПО  ОЗНАКОМЛЕНИЮ  ДОШКОЛЬНИКОВ  С  ОСНОВАМИ  ПРАВОСЛАВИЯ

 

         Содержание представлено в следующих семи тематических разделах:

         I.   Бог - Творец мира.

1. Бог.

2. Мир и его творение.

3. Человек в православной картине мира.

         II. Жизнь Иисуса Христа и Богородицы.

1. Основные события земной жизни Иисуса Христа и Богородицы.

         III. Храм – дом Божий.

1. Понятие о Церкви.

2. Храм и его устройство.

3. Церковная служба.

4. Икона.

5. Песнопения. Колокольный звон.

         IV. Главные православные праздники:

Ø Покрова Пресвятой Богородицы, Введение во храм Пресвятой Богородицы, Рождество Христово, Вход Господень в Иерусалим, Светлое Воскресение Христово, Вознесение Господне – в средней группе;

Ø Рождество Пресвятой Богородицы, Покров Пресвятой Богородицы, Введение во храм Пресвятой Богородицы, Казанской иконы Божией Матери, Рождество Христово, Вход Господень в Иерусалим, праздник святителя Николая Чудотворца, праздник преподобного Серафима Саровского, Светлое Воскресение Христово, Крещение Господне, Сретение Господне, Праздник Пресвятой Троицы – в старшей и подготовительной группах.

         V. Жития святых.

1. Жития (биографии самых известных святых).

Жития наиболее известных святых: Георгия Победоносца, святителя Николая Чудотворца, преподобных Сергия Радонежского и Серафима Саровского, святых князей русской земли: Александра Невского и Димитрия Донского.

         VI. Божьи Заповеди (православная этика).

1. Православный образ жизни.

2. Отношение к Богу, другому человеку и миру в православии.

         VII. Художественная культура.

1.     Православная музыка.

2.     Изобразительное искусство.

3.     Художественная литература.      

 

 

ПРИМЕРНОЕ ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 
4 -5 лет (средняя группа) 

№ занятия

Тема

занятия

1

Бог и мир. Его существование. Творение мира и человека

2

«Вот Земля – наш светлый дом»

3

Праздник Рождества Пресвятой Богородицы

4

Церковь и Храм. Зачем люди ходят в храм. Молитва.

Как заходить в храм

5

 «Там, где дружат,  – живут, не тужат»

6

Празднование праздника Покрова Пресвятой Богородицы

7

«Теремок»

8

«Заюшкина избушка»

9

«Муравей и голубка»

11

Мир видимый и невидимый. Кто такие ангелы? Ангел Хранитель.

12

Начало зимы. Первый снег

13

Праздник Введения во храм Пресвятой Богородицы (4 декабря)

14

Храм и его устройство. Внешнее устройство храма. Внутреннее устроение храма: собственно храм, подсвечники, иконы, алтарь

15

Скоро праздник Рождества Христова

16

Рождественское занятие «Свет Вифлеемской звезды»

17

Праздник Рождества Христова

18

Отношение человека к нашим меньшим братьям

19

«Доброе сердце спасает»

20

 «Зимовье зверей».

21

Священник. Понятие о церковной службе. Молитва.

22

Праздник Сретения Господня. Детство Иисуса Христа.

23

Три богатыря.

24

Масленица.

25

«На волю птичку выпускаю при светлом празднике весны».

26

«Подснежника глянул глазок голубой»

27

 «У всего свое место – Божий порядок»

28

Праздник Входа Господня в Иерусалим

29

Подготовка к празднованию Пасхи. Роспись пасхальных яиц

30

Празднование Светлого Воскресения Христова. Праздников Праздник. Молитва

31

«Волк и семеро козлят»

32

Преподобный Сергий Радонежский. «Блаженно сердце, способное миловать»

33

Праздник Вознесения Господня. Молитва

34

Празднование именин детей

35

День славянской письменности и культуры. Память святых Кирилла и Мефодия. Делаем «хоругви» с буквицами славянской или буквами русской азбуки

 

5-6 лет (старшая группа)

занятия

Тема

занятия

1

БогМир видимый и невидимый. Творение мира и человека

2

Коллективная аппликация «Журавлики летят»

3

Праздник Рождества Пресвятой Богородицы. Что такое иконы?

4

Церковь и Храм. Зачем люди ходят в церковь. Молитва. Как заходить в храм. Как молятся в храме

5

 «Друг познается в беде»

6

Празднование праздника Покрова Пресвятой Богородицы

7

Церковное пение, колокольный звон

8

Скоро праздник Рождества Христова

9

Праздник Казанской иконы Божией Матери (4 ноября).

10

Беседа с детьми о Рождественском посте и послушании

11

Праздник архистратига Михаила и всех Небесных Сил.

Ангел Хранитель

12

Семейное рукоделие «Кукла-закрутка» и изготовление

 куклы-Ангела к Рождеству

13

Праздник Введения во храм Пресвятой Богородицы (4 декабря)

14

Храм и его устройство. Внешний вид храма. Внутреннее устроение храма: притвор, собственно храм, алтарь, иконы. Посещение храма

15

Праздник святителя Николая Чудотворца

16

Подготовка к Новому году и Рождеству Христову

17

Праздник Рождества Христова

18

Серафим Саровский – наш небесный помощник

19

Праздник Крещения Господня

20

Встреча со священником. Понятие о церковной службе

21

Праздник Сретения Господня. Детство Иисуса Христа

22

Защитники земли Русской

23

Основные правила христианской жизни. Забота о малых и слабых

24

Прощеное воскресенье.  Великий пост. «Стоит мост на семь верст»

25

Иисус Христос и дети. Ка­чества, которые Господь хочет видеть в детях

26

«Подснежника глянул глазок голубой»

27

«В воскресенье Вербное»

28

Готовимся к Пасхе – роспись пасхальных яиц

29

Празднование Светлого Воскресения Христова. Праздников Праздник.

30

Святые жены-мироносицы – покровительницы всех христианских жен

31

Преподобный Сергий Радонежский. 

«Блаженно сердце, способное миловать»

32

Ты и твоя семья

33

Праздник Вознесения Господня. Молитва

34

День славянской письменности и культуры. Память святых Кирилла и Мефодия. Делаем «хоругви» с буквицами славянской или буквами русской азбуки

35

Праздник Пресвятой Троицы. Пятидесятница.

6-7 лет (подготовительная группа)

№ занятия

Тема

занятия

1

Бог. Творение мира. Мир видимый и невидимый. Кто такие ангелы?

2

 Бог. Его существование. Творение человека. Ангел Хранитель

3

Праздник Рождества Пресвятой Богородицы. Ее родители, рождение и детство. Молитва. Беседа об отношении к маме

4

Церковь и Храм. Зачем люди ходят в храм. Как входить в храм. Как вести себя в храме. Молитва. Посещение храма

5

Беседа о дружбе

6

Праздник Покрова Пресвятой Богородицы

7

Былина о пахаре Микуле Селяниновиче и его победе над царем-голодом.

8

Подспорье хлебу – каша

9

Праздник Казанской иконы Божией Матери (4 ноября).

Дмитриевская родительская суббота – день памяти воинов. 

10

Церковная музыка, пение. Молитва

11

Праздник архистратига Михаила и всех небесных сил

12

Начало Рождественского поста

13

Праздник Введения во храм Пресвятой Богородицы (4 декабря)

14

Храм и его устройство. Внутреннее устроение храма: притвор, собственно храм, алтарь, иконы

15

Праздник святителя Николая Чудотворца

16

Подготовка к Новому году и Рождеству Христову. Рождество на Руси

17

Праздник Рождества Христова

18

Праздник преподобного Серафима Саровского. Его жизнь в Курске

19

Праздник Крещения Господня. Освящение священником воды

20

Зимняя птица! Сострадание и милосердие

21

Сказка о доброте. «Двенадцать месяцев»

22

Праздник Сретения Господня

23

«Летучий корабль»

24

Основные правила христианской жизни – послушание и милосердие

25

Масленица. Периоды человеческой жизни – детство, юность, взрослость

26

Прощеное воскресенье. Начался Великий пост

27

Иисус Христос и дети. Ка­чества, которые Господь хочет видеть в детях

28

Праздник Входа Господня в Иерусалим. Главная Заповедь Христа: «Возлюби Бога и ближнего своего как самого себя»

29

Подготовка к празднованию пасхи.

30

Празднование Светлого Воскресения Христова. Праздников Праздник.

31

Преподобный Сергий Радонежский. 

«Блаженно сердце, способное миловать»

32

«Воин чудесный на белом коне»

33

Праздник Вознесения Господня. Молитва

34

День славянской письменности и культуры. Память святых Кирилла и Мефодия. «Хоругви» с буквицами славянской азбуки

35

Праздник Пресвятой Троицы. Пятидесятница

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ

ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

 

         Важнейшее, общее требование к подготовке дошкольника – целостное развитие личности ребенка, всех ее сфер, включая социокультурную и духовно-нравственную; целостное представление о мире и человеке на уровне разделов курса, обусловленное возрастными возможностями детей дошкольного возраста, их духовно-нравственное отношение к православной культуре, к людям и миру.

         Ребенок дошкольного возраста должен:

I.  По содержательной линии «Бог – Творец мира»: иметь представление о видимом и невидимом (о материальном и духовном) мире, о Боге, Творении мира и человека. 

II.  По содержательной линии «Жизнь Богородицы и Иисуса Христа»: иметь представления о событиях Нового Завета: Рождестве Пресвятой Девы Марии, введении Пресвятой Девы Марии во храм, Рождестве Иисуса Христа, детстве Иисуса Христа, Крещении, благословлении детей, входе в Иерусалим, Пасхе, распятии и смерти Иисуса Христа, Воскресеньи Христовом, Вознесении.

III.  По содержательной линии «Храм – дом Божий»: иметь представление о Церкви и Храме, устройстве храма, иконостасе, иконе, молитве, церковном пении, колоколах и колокольном звоне, понятии о церковной службе, поведении в храме.

IV.  По содержательной линии «Главные православные праздники»: знать значение православных праздников: Рождество Пресвятой Богородицы; Покров Пресвятой Богородицы; Казанская икона Божией Матери; Введение во храм Пресвятой Богородицы; святой Николай Чудотворец; Пресветлое Рождество Христово; Крещение Господне; Сретение Господне; Благовещение Пресвятой Богородицы; переходящие праздники: Прощеное воскресенье, Великий Пост, Вход Господень в Иерусалим (Вербное воскресенье), Светлое Воскресение Христово (Пасха), Вознесение Господне, День Пресвятой Троицы – Пятидесятница. Православный календарь.

V.  По содержательной линии «Жития святых»: иметь представление о православии как традиционной религии русского народа, иметь начальные знания о чудесных деяниях святых: святителя Николая Чудотворца и Георгия Победоносца; великих святых русской земли: Александра Невского, Димитрия Донского, Сергия Радонежского, Серафима Саровского.

VI.  По содержательной линии «Божьи Заповеди»: иметь представление о православном образе жизни человека, семьи, общества; об основных качествах православного человека: послушании, милосердии, смирении, мужестве, трудолюбии и др.; иметь представление о правильных отношениях с близкими людьми, с воспитателями, со сверстниками и взрослыми; отношении к природе и всему живому. Знать требования Православной Церкви к поведению ребенка.

VII. По содержательной линии «Художественная культура»: иметь представление о православной музыке,  пении, колокольном звоне; о храме и его украшении, иконе и картине; о духовно-нравственной литературе.

 

Название проекта:  ПАСХА

 

Тип проекта: креативно-вербальный.

По составу участников: групповой.

По тематике: комплексный.

 Реализация образовательных областей: Художественно-эстетическое развитие; Познавательное; Социально-коммуникативное.  

Возрастная адресация: дети старшего дошкольного возраста.

Актуальность: подготовка к празднику Светлого Христова Воскресения;

ознакомление с традициями празднования.

              

Для становления ребенка как субъекта речевой деятельности необходимо:

- развитие связной речи;

- развивать коммуникативные способности: обсуждение, пересказ, высказывание гипотез;

- обогащать словарный запас;

- развивать познавательные интересы ребенка;

- развивать интерес к художественной и познавательной литературе.  

 

Описание проекта:

Ключевые идеи проекта:

1. Развитие познавательных интересов о Воскресении Христовом

2. Развитие коммуникативных способностей – обсуждение, пересказ, высказывание гипотез.

3. Развитие творческих способностей – сочинение, рисование, аппликация, лепка, роспись.

4. Развитие у детей эстетических способностей – видеть, чувствовать красоту православных традиций.

 

Схема реализации проекта:

Виртуальная экскурсия в музей «Писанка» г. Коломия. 

Составление коллекции "Пасхальных яиц" – коллекция собирается совместно с детьми и родителями, принимаются любые изображения (вырезки, фотографии, открытки, поделки).

Создание мини-музея «Пасхального яйца»

 

 

 

 

 

 

Мини-музей «Пасхальных яиц».

 

Цели и задачи мини-музея 

1. Реализация направления «Музейная педагогика». 
2. Обогащение предметно-развивающей среды. 
3. Обогащение воспитательно-образовательного про­странства новыми формами. 
4. Формирование у дошкольников представления о музее. 
5. Расширение кругозора дошкольников. 
6. Развитие познавательных способностей и познава­тельной деятельности. 
7. Формирование проектно-исследовательских уме­ний и навыков. 
8. Формирование умения самостоятельно анализировать и систематизировать полученные знания. 
9. Развитие творческого и логического мышления и воображения. 
10. Формирование активной жизненной позиции.

 

   Пространственная организация

Мини-музей как часть уголка изобразительной деятельности.

Наполненность

Средняя группа до 4 видов пасхальных яиц. 
Старшая группа - сколько принесут.

Разнообразие

Изображение на календарях, фото, открытки, марки, наклейки, вышитые бисером, сделанные с природных материалов, вывязанные. 
Изготовление из скорлупы «пчелки» или «птички». 
Изготовление из воздушных шариков пасхальных яиц. 
Виды: малеванки, шкрябанки, крапанки, яйчата, крашенка, писанка, мозаика, бисероплетение, лоскутные пасхальные яйца. 

Требования

Не бьющиеся, для активного использования их детьми, расположены в доступном месте. 

Рекомендации по сменяемости

 

Подготовка к православному празднику Воскресения Христова.

-  интерес детей (сменяемость видов и жанров произведения)

 

 

 

 

 

 

 

1. ПРИМЕРНЫЕ ТЕМЫ И СОДЕРЖАНИЕ ЗАНЯТИЙ ПО ПРАВОСЛАВНОМУ ВОСПИТАНИЮ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА (3-4 лет)

Младший дошкольный возраст — один из самых сложных периодов в жизни ребенка. К этому времени происходит освоение разнообразных элементарных действий с предметами, овладение активной речью, получение определенного опыта общения с взрослыми. Все это является базой для осознания им собственных возможностей и ощущения потребности в самостоятельной деятельности. Этот период психологи называют «Кризисом трех лет», когда ребенок проявляет нетерпимость к опеке взрослого, остро реагирует на любое порицание, проявляет настойчивость в достижении цели. Дети этого возраста воспринимают понятия о Боге-Творце, об Иисусе Христе, молитве и др. на эмоциональном уровне.

1.1. Ребенок и его окружение

Формировать понятие о близких (отце, матери, братьях, сестрах, других родственниках), любви и заботе старших о младших, почитании родителей, послушании;

Прививать навыки доброжелательного общения со сверстниками, а также закреплять представления о месте, в котором живет ребенок — доме, улице, городе, стране.

1.2. Бог — Творец мира

Формировать понятие о присутствии Божием рядом с нами, а также образное восприятие окружающего мира, чувства прекрасного и возвышенного. Детям преподносятся короткие повествования на духовные темы.

1.3. Молитва — общение с Богом

Приобщать ребенка к молитве как к естественной потребности, разучивая краткие и понятные молитвы: «Господи, благослови!», «Слава Тебе, Господи!» Научить накладывать крестное знамение. Вместе читать молитвы до и после учения

1.4. Церковь — дом Божий

Формировать представление о Церкви как о доме Божием. Рассказывать о храме, его внешнем виде, отличии от других строений. Приобщать детей к участию в Таинстве Причастия. Посещения храма должны быть непродолжительными.

1.5. Священная история Ветхого Завета

Знакомить детей с простыми и доступными библейскими рассказами, не связывая их события друг с другом, так как детям младшего дошкольного возраста еще недоступно понимание хронологии исторических событий.

1.6. Божии заповеди

Подробное изучение Божиих заповедей для детей 3-4 лет недоступно для их восприятия. Основные положения преподносятся детям в процессе воспитания и обучения (любовь к ближнему, неприятие зла и др.)

1.7. Новый Завет – жизнь Господа Иисуса Христа

Познакомить с краткими, простыми историями из Нового Завета, используя иллюстративный материал (иконы, изображения Младенца Иисуса Христа, Божией Матери и др).

1.8. Церковные праздники

Приучать детей к празднованию основных церковных праздников. Эмоциональная окраска праздника помогает лучше запоминать библейские события и православные традиции. Организовать празднование Рождества Христова и Пасхи с активным участием детей, их родителей. Рекомендуется присутствие священнослужителей. Продолжительность мероприятия — не более 25-30 минут, по окончании трапеза, предваряемая совместной молитвой.

1.9. Жития святых

Знакомить с житиями святых в форме кратких рассказов с использованием иллюстративного материала (красочные иллюстрации из книг, слайды, фильмы и пр.).

1.10. Дни Ангела детей (именины)*

Формировать представление об именинах, о том, что это индивидуальный праздник для каждого, — день памяти святого, имя которого он носит. Рекомендуется организовывать краткое празднество — поздравления  детей и воспитателей, совместная трапеза, предваряемая совместной молитвой.

*Примечание: если в течение месяца совпадают именины нескольких детей, их можно объединять и праздновать в один день.

 

2. ПРИМЕРНЫЕ ТЕМЫ И СОДЕРЖАНИЕ ЗАНЯТИЙ  ПО ПРАВОСЛАВНОМУ ВОСПИТАНИЮ ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА (4-5 ЛЕТ)

Пятый год жизни является периодом интенсивного физического и психического развития ребенка. Дети в этом возрасте любознательны и общительны. Данный возраст называют «Возрастом почемучек», потому что в этот период заметно проявляется потребность в познании мира, основных принципов мировосприятия и мироустройства. Дети активно овладевают связной речью, могут пересказывать небольшие рассказы, события из личной жизни и прочее. У них формируется умение подчинять свои желания требованиям взрослых, развивается чувство ответственности за порученное дело, продолжают развиваться религиозные чувства, любовь к Богу.

2.1. Ребенок и его окружение

Расширять у детей представления о семье, семейной иерархии, группе, в которой они воспитываются как большом доме, помогать выстраивать отношения в коллективе; закреплять представления о непосредственном окружении (об улице, доме, дворе, городе, стране и др.), о значении Бога и Церкви в жизни семьи и жизни ребенка.

2.2. Бог — Творец мира

Знакомить с историей творения мира и жизнью первого человека в раю, рассказывать о том, что Господь заботится о людях и любит их.

2.3. Молитва — общение с Богом

Дать детям понятие молитвы как личной беседы с Богом, заучивать более сложные молитвы: «Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа. Аминь.», «Господи, спаси и сохрани!», «Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя!». Закреплять умение совершать краткое молитвенное правило утром и вечером, перед и после окончания любого дела. Вместе читать молитвы до и после занятий.

2.4. Церковь — дом Божий

Продолжить знакомство с храмом, его устройством, убранством, иконами и основными правилами поведения в нем. Посещать храм как вне службы, так и во время богослужения.

2.5. Священная история Ветхого Завета

Продолжить знакомство с отдельными событиями Ветхого Завета: грехопадением как следствие непослушания, жизнью первых людей, Всемирном потопе, строительстве Вавилонской башни.

2.6. Божии заповеди

Формировать представление о Божиих заповедях, особенно пятой («Почитай отца твоего и мать твою…»); воспитывать чувство любви и доверия к родителям, побуждать к свершению добрых дел.

2.7. Новый Завет – жизнь Господа Иисуса Христа

Рассказывать о земной жизни Господа Иисуса Христа (рождестве, крещении, чудесах, сотворенных Христом).

2.8. Церковные праздники

Формировать представление о том, что православные праздники посвящены Богу, Пресвятой Богородице и святым. Прививать навык празднования Рождества Христова, Пасхи, Троицы. Рекомендуется организовывать совместные мероприятия в эти праздники с активным участием детей, их родителей, священнослужителей. По окончании проводить трапезу, предваряемую совместной молитвой.

2.9. Жития святых

Познакомить с именами и житиями чтимых святых (преподобных Сергии Радонежском и Серафиме Саровском, благоверном князе Александре Невском, местных святых).

2.10. Дни Ангела детей (именины)

Формировать понятие о невидимых помощниках, дарованных Богом каждому человеку при Крещении, — Ангеле-Хранителе и небесном покровителе (святом, имя которого носит человек). Для каждого ребенка организовывать праздник в честь его небесного покровителя с участием детей и родителей. Рекомендуется готовить с детьми подарок для именинника.

 

3. ПРИМЕРНЫЕ ТЕМЫ И СОДЕРЖАНИЕ ЗАНЯТИЙ ПО ПРАВОСЛАВНОМУ ВОСПИТАНИЮ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА (5-6 ЛЕТ)

Дети старшего дошкольного возраста достигают достаточно высокого уровня физического и умственного развития, в совершенстве овладевают всеми видами деятельности, отличаются большой подвижностью, достаточной выносливостью, речь становится грамотной, расширяется словарный запас, появляется умение составлять небольшие рассказы. Дети этого возраста уже способны управлять своим поведением, начинают предъявлять к себе те требования, которые раньше предъявляли к ним взрослые; это становится возможным благодаря осознанию детьми общепринятых норм, правил поведения и обязательности их выполнения. Формирование у них религиозных чувств основывается не только на эмоциях, но и на определенных знаниях, правильных представлениях о добре и зле, справедливости.

3.1. Ребенок и его окружение

Расширять и закреплять у детей представление об окружающей среде, близких людях, своей родословной, детском саде, родном крае, Родине, поддерживать к ним интерес и любовь. Развивать навык посещения храма в воскресные и праздничные дни.

3.2. Бог — Творец мира

Закреплять знания о том, что Бог сотворил мир и все живущее в нем, о силах добра и зла.

3.3. Молитва — общение с Богом

Расширять круг молитв для осмысления и использования в жизненных ситуациях. Заучивать молитвы предначинательные (Трисвятое по «Отче наш…»), молитвы до и после учения и всякого дела, молитвы до и после трапезы. Обучать с благоговением совершать краткое молитвенное правило утром и вечером, перед и после любого дела.

3.4. Церковь — дом Божий

Продолжить более подробное знакомство с устройством храма, убранством, церковной утварью, иерархией и чинами служителей, приучать к культуре общения со священнослужителями. Формировать понятие о святынях, иконе, кресте, свече, святой воде и др. Объяснять необходимость участия в Таинствах, дать понятие о необходимости ношения нательного креста и нанесения крестного знамения. Рекомендуется совместное присутствие на богослужении и участие в Таинстве Причащения.

3.5. Священная история Ветхого Завета

Дать детям представление о Библии как священной книге. Более подробно знакомить со Священной историей Ветхого Завета в хронологическом порядке (сотворение мира и человека (все дни творения), изгнание людей из рая, Каин и Авель, праведный Ной и Всемирный потоп, Вавилонская башня).

3.6. Божии заповеди

Формировать представление богоданности десяти заповедей (дарование Богом Закона через пророка Моисея), о необходимости любить и почитать Бога, любить и уважать ближних. Подробно разъяснить пятую и восьмую заповеди («Чти отца своего и мать твою…», «Не укради»).

3.7. Новый Завет — жизнь Господа Иисуса Христа

Дать представление о Евангелии как священной книге, повествующей о жизни Господа нашего Иисуса Христа. Более подробно знакомить с земной жизнью Спасителя: рождеством Христовым, крещением, Нагорной проповедью, Его искупительными страданиями и смертью, Воскресением и вознесением.

3.8. Церковные праздники

Рассказывать о годовом круге богослужения на примере основных церковных праздников, а также дней памяти чтимых святых. Формировать понимание событий, которым они посвящены, их традиций, а также дать начальное понятие о посте. Рекомендуется организовывать совместные празднования Рождества Христова, Пасхи, Троицы, Крещения, престольных праздников с активным участием детей, их родителей, священнослужителей. Желательно посещение в этот день богослужения.

3.9. Жития святых

Формировать представление о святых. Продолжать знакомство детей с житиями (напр., преподобного Сергия Радонежского, преподобного Серафима Саровского, святителя Николая, архиепископа Мир Ликийских, чудотворца, великомученика Георгия Победоносца, местных подвижников, своих небесных покровителей).

3.10. Дни Ангела детей (именины)

Прививать ребенку понятие о небесном покровителе — святом, имя которого он носит. Рекомендуется организовывать праздник в честь его небесного покровителя с участием детей и родителей.

 

4. ПРИМЕРНЫЕ ТЕМЫ И СОДЕРЖАНИЕ ЗАНЯТИЙ ПО ПРАВОСЛАВНОМУ ВОСПИТАНИЮ ДЕТЕЙ ПОДГОТОВИТЕЛЬНОГО К ШКОЛЕ ВОЗРАСТА (6 -7 лет)

В этот период ребенок должен обладать высоким уровнем познавательного и личностного развития, что позволит ему в дальнейшем успешно учиться в школе. Его основные достижения связаны с освоением окружающего мира, мира вещей как предметов человеческой культуры. В этом возрасте дети осваивают формы позитивного общения с людьми, формируется позиция школьника. Происходит осознание себя как самостоятельной личности. Дети уже могут делать правильный нравственный выбор в сложной ситуации. Происходит формирование религиозных чувств у детей, основанных на определенных знаниях духовных и нравственных ценностей.

4.1. Ребенок и его окружение

Закрепить представление об окружающей среде, близких людях, о родословной своей семьи, родном крае, природе, Родине, о главных событиях современной истории. Рассказать о Святом семействе,  семье как малой Церкви.

4.2. Бог — Творец мира

Закрепить знания о том, что Бог сотворил мир и все живущее в нем, о силах добра и зла (Ангелы-хранители и бесы-искусители), развивать стремление к доброте, честности, добродетелям, а также понимание ответственности перед Богом за собственные поступки.

4.3. Молитва — общение с Богом

Расширить представления о молитве, ее назначении и смысле; научить отличать общение с Богом от общения с близкими; заучивать предначинательные молитвы: «Благодарим Тя, Господи», «Богородице, Дево, радуйся!», совершать краткое молитвенное правило утром и вечером, перед и после принятия пищи, перед и после окончания учебы и любого дела. Рекомендуется поочередное чтение или пение молитв перед и после занятий.

4.4. Церковь — дом Божий

Закрепить знания о богослужении, храме, святынях – мощах и иконах. Научить различать образы Спасителя, Божией Матери, чтимых святых; совместно участвовать в Таинствах Церкви, подготовить детей к первой исповеди.

4.5. Священная история Ветхого Завета

Рассказать о понятии «завет», сформировать представление о Завете Бога человеку. Продолжать знакомство со Священной историей Ветхого Завета (Авраам, Иосиф и его братья, египетское пленение, пророк Моисей, исход из Египта, Иисус Навин, Земля обетованная, Самсон, цари-пророки Давид и Соломон, краткая история еврейского царства).

4.6. Божии заповеди

Закрепить представление о том, что Бог через пророка Моисея дал людям Свой Божественный Закон — десять заповедей; которые учат любить и почитать Бога, любить ближних. Подробно разъяснить отдельные заповеди.

4.7. Новый Завет — жизнь Господа Иисуса Христа

Продолжить знакомство с Евангелием, повествующем о жизни Господа нашего Иисуса Христа, более глубоко раскрывать смысл Его искупительных страданий, смерти и Воскресении. Рассказать о заповедях блаженства.

4.8. Церковные праздники

Изучать дневной и годовой круг богослужений (краткие понятия о том, что такое Литургия, праздники двунадесятые и великие, Господские и Богородичные и т.д.). Закреплять начальные понятия о посте. Рекомендуется совместно праздновать Рождество Христово, Пасху, Троицу, а также другие праздники, связанные с годовым кругом богослужения (Крещение, Введение во храм Пресвятой Богородицы, дни памяти чтимых святых). Желательно посещение в этот день богослужения и участие в Таинствах покаяния и Причащения.

4.9. Жития святых

Закрепить понимание православного учения о святых, рассказать о чинах святости. Продолжить знакомство с житиями (напр., святого великомученика и целителя Пантелеимона, благоверных князей Александра Невского и Дмитрия Донского, святых благоверных князей-страстотерпцев Бориса и Глеба, местных подвижников, своих небесных покровителей).

4.10. Дни Ангела детей (именины)

Закрепить понятие о небесном покровителе — святом, имя которого носит ребенок. Заучить с каждым тропарь его святого. Рекомендуется приучить ребенка в день тезоименитства участвовать в Таинстве Причащения. В честь каждого именинника желательно устраивать праздник с участием детей и родителей, а также совместную трапезу с общей молитвой.


 

Скачано с www.znanio.ru

ПРИМЕРНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ЗАНЯТИЙ

ПРИМЕРНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ЗАНЯТИЙ

ПРИМЕРНОЕ ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 4 -5 лет (средняя группа) № занятия

ПРИМЕРНОЕ ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 4 -5 лет (средняя группа) № занятия

Тема занятия 1

Тема занятия 1

Тема занятия 1

Тема занятия 1

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ

Название проекта: ПАСХА

Название проекта: ПАСХА

Мини-музей «Пасхальных яиц».

Мини-музей «Пасхальных яиц».

ПРИМЕРНЫЕ ТЕМЫ И СОДЕРЖАНИЕ ЗАНЯТИЙ

ПРИМЕРНЫЕ ТЕМЫ И СОДЕРЖАНИЕ ЗАНЯТИЙ

Церковные праздники Приучать детей к празднованию основных церковных праздников

Церковные праздники Приучать детей к празднованию основных церковных праздников

Вместе читать молитвы до и после занятий

Вместе читать молитвы до и после занятий

Формирование у них религиозных чувств основывается не только на эмоциях, но и на определенных знаниях, правильных представлениях о добре и зле, справедливости

Формирование у них религиозных чувств основывается не только на эмоциях, но и на определенных знаниях, правильных представлениях о добре и зле, справедливости

Рассказывать о годовом круге богослужения на примере основных церковных праздников, а также дней памяти чтимых святых

Рассказывать о годовом круге богослужения на примере основных церковных праздников, а также дней памяти чтимых святых

Рекомендуется поочередное чтение или пение молитв перед и после занятий

Рекомендуется поочередное чтение или пение молитв перед и после занятий
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
20.03.2020