Примеры применения приемов формирования метапредметных компетенций на уроках математики.
Оценка 4.9

Примеры применения приемов формирования метапредметных компетенций на уроках математики.

Оценка 4.9
doc
математика
10 кл
12.06.2022
Примеры применения приемов формирования метапредметных компетенций на уроках математики.
В работе приведены примеры применения приемов формирования метапредметных компетенций на уроках математики.
Примеры применения приемов формирования метапредметных компетенций на уроках математики..doc

Приемы формирования метапредметных компетенций на уроках математики.

Каковы характеристики урока метапредметной направленности?

 

Ответ с  позиции авторов метапредметного подхода (Н. Громыко и Ю. Громыко), предусматривает  пять основных вопросов, которые должен учитывать учитель, когда идет на урок.

1. Что я делаю? (это предмет деятельности - «учу детей учиться»).

2. Для чего я делаю? (цель - «превратить» ученика из «знающего» в «думающего», т.е. показать ему способы изучения понятий по теме).

3. Как я это делаю? (например, при помощи приемов технологии проблемного обучения).

4.Какой это дает результат? (формирование предметных и общеучебных  умений, конкретнее, предметных, когда дети усваивают понятия темы, общеучебных, когда они овладевают логическими действиями и умственными операциями,  способами получения информации  о понятиях темы.

5. За счет чего этот результат достигнут? (урок как способ достижения результата )

 

Метапредметная направленность урока поддерживается применением в работе метода проблемного обучения, включающего в себя создание проблемных ситуаций, ученик становится в позицию не пассивного слушателя, а активного участника процесса получения нового знания.

Фрагмент урока по геометрии по теме «Сумма углов треугольника».

 Проблемная ситуация (задание невыполнимое вообще): Постройте треугольник с углами 3000, 12000, 2500 градусов.

Побуждающий диалог.

Учитель: - Вы можете начертить такой треугольник? (Побуждение к осознанию противоречия.)

Ученик: - Нет, не получается! (осознание затруднения.)

Учитель: - Какой же вопрос возникает? (Побуждение к формулировке проблемы.)

Ученик: - Почему не строится треугольник? (Проблема как вопрос, не совпадающий с темой урока.)

Формулировка учебной проблемы.

Диалог, побуждающий к выдвижению и проверке гипотезы.

- Начертите треугольник.

- Измерьте его углы транспортиром.

- Найдите сумму углов.

- Какие результаты у вас получились?

- К какому круглому числу приближаются ваши результаты?

- Что же можно предположить о сумме углов треугольника?

- Сверим вывод с учебником.

- А почему у вас получились неточные результаты?

 

Для проверки гипотез, вывода формул можно широко использовать исследовательские и практические работы.

 

Фрагмент урока алгебры 9 класса по теме «Геометрическая прогрессия».

В виде игровой ситуации предлагаю учащимся задачу, которая содержит жизненные факты, но при решении которой возникает необходимость в выводе новой формулы. Так, перед выводом формулы суммы n первых членов геометрической прогрессии школьникам предлагаю, например, такую жизненную ситуацию.( Я ее использовала на уроке в УПК № 1 г. Донецка, когда была участницей областного конкурса «Учитель года»).

Однажды незнакомец постучал в окно к богатому купцу и предложил такую сделку: «Я буду ежедневно в течение 30 дней приносить тебе по 100 000 р., а ты мне в первый день за 100 000 р. дашь 1 к., во второй день за 100 000 р. - 2 к. и так каждый день будешь увеличивать предыдущее число денег в два раза. Если тебе выгодна сделка, то с завтрашнего дня начнем». Купец обрадовался такой удаче. Он посчитал, что за 30 дней получит от незнакомца 3 000 000 рублей. На следующий день пошли к нотариусу и узаконили сделку. Создается проблемная ситуация. Кто в этой сделке проиграл - купец или незнакомец?»

 

Учащиеся составляют последовательность чисел: 1; 2; 4; 8; 16; 32; 64; 128; 256; … Убеждаются, что эти числа составляют геометрическую прогрессию со знаменателем q=2,количеством членов n=30 и первым членом равным 1. «Возможно ли вывести формулу суммы n членов геометрической прогрессии в общем виде?». Дается утвердительный ответ.

 При этом для «усиления» проблемности я предлагаю  детям найти историю о награде изобретателя шахматной игры.( «По преданию, индийский принц Сирам, восхищенный остроумием игры и разнообразием возможных положений шахматных фигур, призвал к себе ее изобретателя, ученого Сету, и сказал ему: «Я желаю достойно вознаградить тебя за прекрасную игру, которую ты придумал. Я достаточно богат, чтобы исполнить любое твое желание». Сета попросил принца положить на первую клетку шахматной доски одно пшеничное зерно, на вторую - 2 зерна, на третью - 4 зерна и т.д. Возникает необходимость найти S64, где, а1=1, q=2, n=64. Учащиеся выводят формулу. Убеждаются, что купец проиграл.

 

Очень важно настроить ребят на интеллектуальную беседу. Учить наблюдать. А значит замечать.

 При изучении в 9 классе темы «Сумма n – первых членов арифметической прогрессии» рассказываю о том, как Карл Гаусс  сделал то, без чего нам не сосчитать БЫСТРО сумму чисел о т 1 до 100.

 

Задача очень непроста:

Как сделать, чтобы быстро

От 1 и до 100

Сложить в уме все числа?

Давным-давно один мудрец сказал

Что прежде надо

Сложить начало и конец

У численного ряда.

Пять первых связок изучи-

Найдёшь к решению ключи.

1+100, 2+99, 3+98,..

 

Получаем: 101*50=5050 (задача К.Гаусса). Выводим формулу суммы п первых членов арифметической прогрессии. Закрепляем при решении старинной задачи «Летит стая птиц. Впереди одна птица (вожак), за ней две, потом три, четыре и т.д. Сколько птиц в стае, если в последнем ряду их 20?»

 

Очень приятно, если я услышу: «А я заметил...». Значит, цель урока достигнута.

 

При изучении в 6 классе темы «Длина окружности»

создаю проблемную ситуацию, «Какой длины надо взять кусок проволоки, чтобы согнуть окружность данного радиуса?».

- Вспомните единицы измерения длины.

- С помощью какого инструмента можно измерять длину, например длину отрезка?

- А можно ли измерить линейкой длину окружности?

- Давайте подумаем, как можно измерять длину окружности?

( дети отвечают)

 

Проводим практическую работу. (На парте находятся разные модели окружности, дети поочередно берут модели, обвязывают её ниткой, распрямляют  и измеряют длину нитки (т.е. измеряют  длину окружности.) Затем вносят результат в таблицу в столбик длина окружности, затем линейкой измеряете диаметр и вносят  значение в таблицу. Делают вывод: во сколько раз длина окружности больше диаметра.

 

Сообщения учащихся. Число π - это бесконечная десятичная дробь. Первые восемь цифр этого числа можно запомнить так: три, четырнадцать, пятнадцать, девяносто два и шесть (3,1415926). Или двенадцать цифр с помощью двустишия, в котором число букв в каждом слове соответствует цифре числа π: это я знаю и помню прекрасно. Пи - лишние знаки тут чужды, напрасны.

 

3 1 4 1 5 9 2 6 5 3 5 8 2.

 

С помощью современных компьютеров число π было вычислено с точностью до миллиона знаков после запятой. Для обозначения частного от деления длины окружности на диаметр впервые букву π использовал английский математик Джонс в 1706 г., но общепринятым это обозначение стало благодаря работам великого математика Эйлера. Он вычислил для числа π 153 десятичных знака.

 

Делаем вывод: итак, длина окружности вычисляется по формуле С = πd = 2πr, π ≈ 3,14.

Закрепляем при решение задач и упражнений.

Вычислите длину окружности, если r = 5 см. [≈31,4 см]

Вычислите длину окружности, если d = 100 м. [≈314 м]

 

Ученики организовали соревнования по фигурному катанию на велосипедах: нужно было проехать четыре круга по окружности радиусом 3 м. Какое расстояние проехали велосипедисты в этом виде фигурного катания? [75 м]

 

Решите следующую задачу.

 

Всем известны пушкинские строки:

 

У лукоморья дуб зеленый,

Златая цепь на дубе том.

И днем и ночью кот ученый

Все ходит по цепи кругом.

 

Какую линию описывает кот при своем движении?

 

Недавно я прочла стихотворение шестиклассницы одной из петербургских школ

 

«Исповедь школьницы»

 

«Может это переутомление?

Голова вдруг разболелась ни с чего…

Неизвестный член ищу я в уравнении

Почему-то грустно мне искать его.

Почитать мне книгу дали интересную,

Свежим воздухом хотелось подышать

Но шпионить я должна за неизвестными,

Неизвестных неизвестности лишать.

Беззаботные давно забыла игры я,

И не верю никому и ничему.

Как хотела бы я стать вот этим игреком,

Ускользающим в неведомую тьму.

Быть загадочной, как он и непонятною,

И загадку в глубине себя таить.

Стала б корнем уравнения квадратного,

Да такого, чтоб никто не смог решить.

Математику я не любила с садика,

Прибавлять нас там учили два к пяти.

Но выходит жизнь – сплошная математика.

Очень трудно было к этому прийти.

Забываем мы о жалости и нежности.

Модуль ненависти множим на любовь,

Вычисляем абсолютные погрешности

И большие числа обращаем в дробь.

А задачу-то подчас не понимаем мы,

Отвечая на поставленный вопрос.

Неизвестных неизвестности лишаем мы,

Чтоб решение с задачником сошлось».

 

 

 

Уже не так часто приходится слышать, что математика - это скучные формулы и утомительные вычисления, не имеющие практической пользы.

 

Каких детей нам бы хотелось видеть в роли своих учеников? Конечно, одарённых. А куда девать остальных, которых в наших классах большинство? Обязанность учителя - показать красоту математики, а главное - убедить в нужности приобретаемых знаний, показать их практическое применение.

 

Одним из направлений применения таких умений в математике является усиление прикладной направленности, это задачи на умение использовать приобретённые математические знания в повседневной жизни. Данные задания развивают метапредметные компетенции, показывают связь математики с жизнью, что, несомненно, развивает познавательные способности и обуславливает усиление мотивации к изучению самого предмета.

 

Приведу некоторые примеры задач такого вида.

В рамках Недели математики с учащимися 5-6 классов и их родителями можно провести игру «Математика в жизни семьи», целью которой была активизация познавательной деятельности учащихся, а одной из задач: создание условий для поиска экономного расходования денежных средств.

 

Это задачи по теме «Энергосбережение». В них нужно посчитать сумму оплаты семьи за израсходованную электроэнергию. В условиях предлагаются текущие и прошлые показания счётчика, а также стоимость одного киловатта электроэнергии.

 

Задачи на тему покупок. В них нужно посчитать: количество объектов, при заданной сумме имеющихся денег и цене товара, количество объектов при возрастании или снижении цены на определённое количество процентов.

 

Задачи на нахождение количества лекарства необходимого выпить больному, когда известна ежедневная доза необходимая больному.

 

Задачи экономического характера о банковских вкладах или кредитах с известной процентной ставкой.

 

Такого рода задачи можно использовать  и на уроках.

 

Так, при работе с темой «Проценты» в 5 классе ученикам можно предложить составить информационную таблицу или интеллект - карту по данной теме. По мере того как изучается тема, на уроках и для домашней работы предлагаются для решения задачи, которые в свою очередь были на экзамене  по математике в 11 классе. Задача решалась и, каково было удивление учеников, когда им  говорили: «Только что нами была решена задача реального экзамена по математике».

Буквально перед каникулами в 8 классе при изучении темы «Синус, косинус, тангенс и котангенс угла» я рискнула на каркасном макете показать угол между прямой и плоскостью, и ограничиваясь только формулой объема пирамиды, используя знания по данной теме,  подвела учеников к решению задачи 11 класса. Удивлению ребят не было предела.

 

Итак, метапредметный урок - это урок, на котором:

• школьники учатся общим приёмам, техникам, схемам, образцам мыслительной работы.

• ученик промысливает, прослеживает происхождения важнейших понятий, которые определяют данную предметную область знания. Он как будто заново открывает эти понятия, а затем анализирует сам способ своей работы с этим понятием

• обеспечивается целостность представлений ученика об окружающем мире как необходимый и закономерный результат его познания.

Нельзя научить человека на всю жизнь, его надо научить учиться всю жизнь. Ведь какие задачи решаем в школе? В основном те, которые имеют строгий алгоритм решения, единственно верный ответ. Нередко можно услышать от ученика: «Мы такие задачи не решали, а при выполнении контрольной работы «попалась» такая задача». Нужно убедить ребёнка в том, что все задачи решить просто невозможно. Ему нужно научиться учиться.

 

"Напичканный знаниями, но не умеющий их использовать ученик напоминает фаршированную рыбу, которая не может плавать", - говорил академик Александр Львович Минц. А Бернард Шоу утверждал: "Единственный путь, ведущий к знанию - это деятельность". И активизировать познавательную деятельность - главная задача учителя. Не на каждом уроке применимы те или иные методы. И не все дети будут отлично знать наш предмет. Но есть такая народная присказка: «И на закате дня, когда солнышко, сделав свою работу, идёт на отдых, свои огоньки зажигают светлячки. Солнце не должно сердиться на светлячка. Так будем солнцем в своём классе!».

 

 

 

 

 

Т.П, Кушнир, учитель МБОУ «Школа № 11 г. Тореза»


Приемы формирования метапредметных компетенций на уроках математики

Приемы формирования метапредметных компетенций на уроках математики

Если тебе выгодна сделка, то с завтрашнего дня начнем»

Если тебе выгодна сделка, то с завтрашнего дня начнем»

А можно ли измерить линейкой длину окружности? -

А можно ли измерить линейкой длину окружности? -

Почитать мне книгу дали интересную,

Почитать мне книгу дали интересную,

Задачи на тему покупок. В них нужно посчитать: количество объектов, при заданной сумме имеющихся денег и цене товара, количество объектов при возрастании или снижении цены…

Задачи на тему покупок. В них нужно посчитать: количество объектов, при заданной сумме имеющихся денег и цене товара, количество объектов при возрастании или снижении цены…
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
12.06.2022