Сульдина Светлана Владимировна, заместитель директора по учебной работе, учитель географии МБОУ СОШ с.Константиновка, Николаевского муниципального района, Хабаровского края.
ПРИНЦИП МЕТАПРЕДМЕТНОСТИ В ПРЕПОДАВАНИИ
«Школа должна в первую очередь учить детей мыслить − причем, всех детей, без всякого исключения» Выдающийся психолог В. В. Давыдов
В основе ФГОС, как и в предшествующих проектах образовательных стандартов, лежит принцип преемственности. Преемственность в образовании – это система связей, обеспечивающая взаимодействие основных задач, содержания и методов обучения и воспитания с целью создания единого непрерывного образовательного процесса на смежных этапах развития ребенка. Преемственность предполагает принятие общих для всех ступеней основной идеи, содержания образования, методов, организационных форм обучения и воспитания, методики определения результативности.
Преемственность в условиях реализации ФГОС ОО рассматривается как механизм передачи эффективных способов деятельности, показывающая степень включения обучающегося в учебный процесс.
Слайд 3.
Содержание обучения и способы его изложения должны обеспечивать эффективные способы деятельности учащихся.
Для того, чтобы говорить о метапредметных результатах на уроках, необходимо познакомиться с понятием метапредметность.
Слайд
Метапредметы -- это новая образовательная форма, выстраиваемая поверх традиционных учебных предметов. Это учебный предмет нового типа, в основе которого лежит мыследеятельностный тип интеграции учебного материала, каковыми являются метазнание, метаспособы, метадеятельность. Метапредметы - это предметы, отличные от предметов традиционного цикла. Более обоснованно метапредметы нужно использовать на уроках географии в старшей школе. Темы метапредметов опираются на фундаментальные внепредметные знания, у школьников развивается мышление, воображение, способность самоопределения, речевая компетенция, целеполагания. К сожалению, некоторые школьники, взглянув на водное пространство, видят только некую голубую гладь, а другие, могут оценить всю картину различных процессов, происходящих вокруг, как и экологические проблемы, которые за последние десятилетия стали актуальными для всего человечества.
"Мета" – («за», «через», «над»), всеобщее, интегрирующее: метадеятельность, метапредмет, метазнание, метаумение (метаспособ). Иногда это называют универсальными знаниями и способами. Иногда - мыследеятельностью.
Слайд 5
Метадеятельность - универсальная деятельность, которая является "надпредметной". Предметная - это любая деятельность с предметом (строю, учу, лечу, книги пишу, людей кормлю, здания проектирую…). В любой предметной деятельности есть то, что делает ее осознанной и ответственной, то есть:
· стратегической (мотив, цель, план, средства, организация, действия, результат, анализ);
Метадеятельность как универсальный способ жизнедеятельности каждого человека определяется уровнем владения им метазнаниями и метаспособами, т.е. уровнем развития личности.
Метазнания - знания о знании, о том, как оно устроено и структурировано; знания о получении знаний, т.е. приёмы и методы познания (когнитивные умения) и о возможностях работы с ним. Понятие «метазнания» указывает на знания, касающиеся способов использования знаний, и знания, касающиеся свойств знаний. Метазнания, выступают как целостная картина мира с научной точки зрения, лежат в основе развития человека, превращая его из «знающего» в «думающего».
Метазнания включают в себя философию предмета и общую философию. Философия предмета включает в себя понятие, границы и методологию предмета как части науки.
Философские проблемы географии заключаются в рамках ключевых аспектов взаимодействия общества и природы, проблем экологии, строящейся на основе принципов философии природы (натурфилософии), признающей целостность материального и духовного мира. К числу общих проблем, относятся также: эволюция Земли и жизни на ней, пространственное разнообразие природных условий, влияние природы на человека и общества на природу. Все эти проблемы - предмет как философии, так и географии. Проблема сохранения жизни на Земле становится краеугольным камнем формирования географической культуры.
Метаспособы - методы, с помощью которых человек открывает новые способы решения задач, строит нестереотипные планы и программы, позволяющие отыскать содержательные способы решения задач.
Метаумения - усвоенные метаспособы, общеучебные, междисциплинарные (надпредметные) познавательные умения и навыки.
К ним относятся:
- теоретическое мышление: обобщение, систематизация, определение понятий, классификация, доказательство и т.п.;
- навыки переработки информации: анализ, синтез, интерпретация, экстраполяция, оценка, аргументация, умение сворачивать информацию;
- критическое мышление: умения отличать факты от мнений, определять соответствие заявления фактам, достоверность источника, видеть двусмысленность утверждения, невысказанные позиции, предвзятость, логические несоответствия и т.п.;
- творческое мышление: перенос, видение новой функции, видение проблемы в стандартной ситуации, видение структуры объекта, альтернативное решение, комбинирование известных способов деятельности с новыми;
- регулятивные умения: задавание вопросов, формулирование гипотез, определение целей, планирование, выбор тактики, контроль, анализ, коррекция своей деятельности;
- качества мышления: гибкость, диалектичность, способность к широкому переносу и т.п.
В настоящее время формирование метаумений становится центральной задачей любого обучения.
Слайд
Возможности формирования метадеятельности заложены в ряде методик, подходов и технологий:
1. развивающее обучение Эльконина-Давыдова;
2. мыследеятельностная педагогика;
3. коммуникативная дидактика;
4. эвристическое обучение;
5. логико-смысловое моделирование;
6. авторская школа М.Щетинина;
7. ТРИЗ (Альтшуллера Г.)
8. технология критического мышления (Э де-Боно);
9. технологический компонент личностно-ориентированного урока;
10. общеучебные умения и навыки (ремейк-программа Пономаревой).
11. технология «Аквариум» и др.
Слайд
Метапредметный подход обеспечивает целостность общекультурного личностного и познавательного развития и саморазвития ребенка, преемственность всех ступеней образовательного процесса, лежит в основе организации и регуляции любой деятельности ученика независимо от ее специально-предметного содержания.
Принцип «метапредметности» состоит также в обучении школьников общим приемам, техникам, схемам, образцам мыслительной работы, которые лежат над предметами, поверх предметов, но которые воспроизводятся при работе с любым предметным материалом (Ю. Громыко). Это составление ментальных карт, деревьев понятий, кластеров, граф, схем «фишбоун» (технология «за и против»), различных графических моделей знания, использование приемов сворачивания информации (конспект, таблица, схема) и пр.
Сравнив метапредметные результаты изучения курса «Окружающий мир» (1-4 класс) и курса «География» (5-9 класс), мы пришли к выводу, что метапредметные результаты одинаковые, которые должны быть достигнуты, но на разном уровне.
Слайд
Метапредметные результаты изучения курса географии
• Систематизировать информацию;
• Определять проблему и способы ее решения;
• Формулировать проблемные вопросы, искать пути решения проблемной ситуации;
• Владеть навыками анализа и синтеза;
Перевод информации из одного вида в другой; Составление рецензии, аннотации;
• Выступать перед аудиторией, придерживаясь определенного стиля при выступлении;
• Уметь вести дискуссию, диалог;
• Находить приемлемое решение при наличии разных точек зрения.
Уровень школьных знаний не может полностью вместить нужный объем знаний по предмету, поэтому учащийся должен самостоятельно научиться выделять нужную информацию о различных процессах и начать некий этап поиска, то есть находить некие процессы и уметь анализировать их.
В то же время большойпотенциал для достижения предметных, личностных и метапредметных результатов имеет и технология развития критического мышления.
Остановимся более подробно на примерах формирования регулятивных, познавательных и коммуникативных УУД на уроках географии с помощью приемов технологии РКМ.
Слайд
Стадия «Вызов» (ликвидация чистого листа).
Используемые приемы технологии
· мозговой штурм
· кластер предположений (на стадии рефлексии вносим изменения)
· Игра-упражнение «Веер»
· прием «Ассоциация»
· Прием «Поясните цитату»
· Прием «Как вы объясните народную мудрость»
· Прием «Вы согласны с этим высказыванием?»
· Прием «Как бы вы прокомментировали эпиграф»
· Постановка проблемы на примере сопоставления фактов или приведения в пример интересных статистических данных
· Прием «Верите ли вы, что…»
· Прием «З-Х-У» («знаю-хочу узнать-узнал»)
Стадия «Осмысление» (реализация осмысления). На данной стадии ребенок под руководством учителя и с помощью своих товарищей ответит на вопросы, которые сам поставил перед собой на первой стадии (что хочу знать).
Используемые приемы на стадии «Осмысления»:
· Прием инсерт(пометки на полях)
· Прием «Бортовой журнал» (заполнение таблицы, состоящей из двух столбцов: известная информация, новая информация)
· Чтение со стопами
· Прием «Сводная таблица»
· Составление таблиц
· Прием «Тонкие и толстые вопросы»
· Прием «Зигзаг»
· Прием «Мое мнение»
· Прием «Мозговой штурм»
· Прием «Фишбоун»
· Прием «Что? Где? Когда?» (заполнение таблицы из трех столбцов: что?, где?, когда?)
· Стратегия решения проблем «Идеал»
Слайд
Стадия «Рефлексия» (размышление). Размышление и обобщение того, «что узнал» ребенок на уроке по данной проблеме.
Используемые приемы на стадии «Рефлексия»:
· Написание эссе
· Рефлексивный экран вопросов
· Сформулируйте 3 вопроса по сегодняшней теме
· Можете ли вы добавить что-то новое к своим прежним мнениям (прием «Мое мнение»)
· Что нового вы узнали на уроке
· Написание синквейна
Слайд
Метапредметные результаты достигаются с помощью разных приёмов самооценки.
Технология РКМ направлена на формирование следующих умений:
– работать с увеличивающимся и постоянно обновляющимся информационным потоком в разных областях знаний;
– пользоваться различными способами интегрирования информации;
– задавать вопросы, самостоятельно формулировать гипотезу;
– преодолевать возникающие трудности в учебе;
– вырабатывать собственное мнение на основе осмысления различного опыта, идей и представлений;
– выражать свои мысли устно и письменно, ясно, уверенно и корректно по отношению к окружающим;
– аргументировать свою точку зрения и учитывать точки зрения других;
– самостоятельно заниматься своим обучением;
– брать на себя ответственность;
– участвовать в совместном принятии решения;
– выстраивать конструктивные взаимоотношения с другими людьми; сотрудничать и работать в группе.
Данные умения соотносятся с метапредметными результатами освоения основной образовательной программы основного общего образования в п. 8, 10.1, 10.2, 10.6, 10.9 действующего стандарта.
В процессе работы по этой технологии, все приемы работы с информацией постепенно "переходят в руки" самому обучающемуся: он начинает все активнее использовать их в самостоятельной работе: начинает реально обучать себя сам.
Исходя из опыта работы, могу сказать, что такое разнообразие приемов не используется в повседневной практике. Но на основе таких приемов, которые описаны, учитель вполне может разработать свои уроки, которые не будут подходить под конкретный определенный прием технологии.
Слайд
Большинство учителей привыкли к тому, что школьник, работая с новым материалом на уроке, запоминает важнейшие определения понятий. На метапредметных уроках ученик не запоминает, а осмысливает, прослеживает происхождение важнейших понятий, открывая эти понятия заново. При планировании метапредметного задания педагог должен четко представлять, какие базовые способности он собирается формировать у школьников.
Используемая литература
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.