ПРИНЦИП МЕТАПРЕДМЕТНОСТИ В ПРЕПОДАВАНИИ

  • docx
  • 29.09.2020
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Сульдина СВ.docx

Сульдина Светлана Владимировна, заместитель директора по учебной работе, учитель географии МБОУ СОШ с.Константиновка, Николаевского муниципального района, Хабаровского края.

ПРИНЦИП МЕТАПРЕДМЕТНОСТИ В ПРЕПОДАВАНИИ

 «Школа должна в первую очередь учить детей мыслить − причем, всех детей, без всякого исключения» Выдающийся психолог  В. В. Давыдов

Слайд1

В основе ФГОС, как и в предшествующих проектах образовательных стандартов, лежит принцип преемственности. Преемственность в образовании – это система связей, обеспечивающая взаимодействие основных задач, содержания и методов обучения и воспитания с целью создания единого непрерывного образовательного процесса на смежных этапах развития ребенка.  Преемственность предполагает принятие общих для всех ступеней основной идеи, содержания образования, методов, организационных форм обучения и воспитания, методики определения результативности.

   Преемственность в условиях реализации ФГОС ОО рассматривается как механизм передачи эффективных способов деятельности, показывающая степень включения обучающегося в учебный процесс.

Слайд 3.

Содержание обучения и способы его изложения должны обеспечивать эффективные способы деятельности учащихся.

Для того, чтобы говорить о метапредметных результатах на уроках, необходимо познакомиться с понятием метапредметность.

Слайд

Метапредметы -- это новая образовательная форма, выстраиваемая поверх традиционных учебных предметов.  Это учебный предмет нового типа, в основе которого лежит мыследеятельностный тип интеграции учебного материала, каковыми являются метазнание, метаспособы, метадеятельность. Метапредметы - это предметы, отличные от предметов традиционного цикла. Более обоснованно метапредметы нужно использовать на уроках географии в старшей школе. Темы метапредметов опираются на фундаментальные внепредметные знания, у школьников развивается мышление, воображение, способность самоопределения, речевая компетенция, целеполагания. К сожалению, некоторые школьники, взглянув на водное пространство, видят только некую голубую гладь, а другие, могут оценить всю картину различных процессов, происходящих вокруг, как и экологические проблемы, которые за последние десятилетия стали актуальными для всего человечества.

"Мета" – («за», «через», «над»), всеобщее, интегрирующее: метадеятельность, метапредмет, метазнание, метаумение (метаспособ). Иногда это называют универсальными знаниями и способами. Иногда - мыследеятельностью.

Слайд 5

Метадеятельность - универсальная деятельность, которая является "надпредметной". Предметная - это любая деятельность с предметом (строю, учу, лечу, книги пишу, людей кормлю, здания проектирую…). В любой предметной деятельности есть то, что делает ее осознанной и ответственной, то есть:

·         стратегической (мотив, цель, план, средства, организация, действия, результат, анализ);

  • исследовательской (факт, проблема, гипотеза, проверка-сбор новых фактов, вывод);
  • проектировочной (замысел, реализация, рефлексия);
  • сценирующей (выстраивание вариантов сценария разворачивания событий);
  • моделирующей (построение посредством знаковых систем мыслительных аналогов – логических конструктов изучаемых систем).
  • конструирующей (выстраивание системы мыслительных операций, выполнение эскизов, рисунков, чертежей, позволяющих конкретизировать и детализировать проект);
  • прогнозирующей (мысленное конструирование будущего состояния объекта на основе предвидения).

Метадеятельность как универсальный способ жизнедеятельности каждого человека определяется уровнем владения им метазнаниями и метаспособами, т.е. уровнем развития личности.

Метазнания - знания о знании, о том, как оно устроено и структурировано; знания о получении знаний, т.е. приёмы и методы познания (когнитивные умения) и о возможностях работы с ним. Понятие «метазнания» указывает на знания, касающиеся способов использования знаний, и знания, касающиеся свойств знаний. Метазнания, выступают как целостная картина мира с научной точки зрения, лежат в основе развития человека, превращая его из «знающего» в «думающего».

Метазнания включают в себя философию предмета и общую философию. Философия предмета включает в себя понятие, границы и методологию предмета как части науки.

Философские проблемы географии заключаются в рамках ключевых аспектов взаимодействия общества и природы, проблем экологии, строящейся на основе принципов философии природы (натурфилософии), признающей целостность материального и духовного мира. К числу общих проблем, относятся также: эволюция Земли и жизни на ней, пространственное разнообразие природных условий, влияние природы на человека и общества на природу. Все эти проблемы - предмет как философии, так и географии. Проблема сохранения жизни на Земле становится краеугольным камнем формирования географической культуры.

Метаспособы - методы, с помощью которых человек открывает новые способы решения задач, строит нестереотипные планы и программы, позволяющие отыскать содержательные способы решения задач.

Метаумения - усвоенные метаспособы, общеучебные, междисциплинарные (надпредметные) познавательные умения и навыки.

К ним относятся:

- теоретическое мышление: обобщение, систематизация, определение понятий, классификация, доказательство и т.п.;

- навыки переработки информации: анализ, синтез, интерпретация, экстраполяция, оценка, аргументация, умение сворачивать информацию;

- критическое мышление: умения отличать факты от мнений, определять соответствие заявления фактам, достоверность источника, видеть двусмысленность утверждения, невысказанные позиции, предвзятость, логические несоответствия и т.п.;

- творческое мышление: перенос, видение новой функции, видение проблемы в стандартной ситуации, видение структуры объекта, альтернативное решение, комбинирование известных способов деятельности с новыми;

- регулятивные умения: задавание вопросов, формулирование гипотез, определение целей, планирование, выбор тактики, контроль, анализ, коррекция своей деятельности;

- качества мышления: гибкость, диалектичность, способность к широкому переносу и т.п.

В настоящее время формирование метаумений становится центральной задачей любого обучения.

Слайд

Возможности формирования метадеятельности заложены в ряде методик, подходов и технологий:

1.      развивающее обучение Эльконина-Давыдова;

2.      мыследеятельностная педагогика;

3.       коммуникативная дидактика;

4.       эвристическое обучение;

5.       логико-смысловое моделирование;

6.       авторская школа М.Щетинина;

7.      ТРИЗ (Альтшуллера Г.)

8.      технология критического мышления (Э де-Боно);

9.      технологический компонент личностно-ориентированного урока;

10.  общеучебные умения и навыки (ремейк-программа Пономаревой).

11.  технология «Аквариум» и др.

 

Слайд

Метапредметный подход обеспечивает целостность общекультурного личностного и познавательного развития и саморазвития ребенка, преемственность всех ступеней образовательного процесса, лежит в основе организации и регуляции любой деятельности ученика независимо от ее специально-предметного содержания.

Принцип «метапредметности» состоит также в обучении школьников общим приемам, техникам, схемам, образцам мыслительной работы, которые лежат над предметами, поверх предметов, но которые воспроизводятся при работе с любым предметным материалом (Ю. Громыко). Это составление ментальных карт, деревьев понятий, кластеров, граф, схем «фишбоун» (технология «за и против»), различных графических моделей знания, использование приемов сворачивания информации (конспект, таблица, схема) и пр.

 

Сравнив метапредметные результаты изучения курса «Окружающий мир» (1-4 класс) и курса «География» (5-9 класс), мы пришли к выводу, что метапредметные результаты одинаковые, которые должны быть достигнуты, но на разном уровне.

Слайд

Метапредметные результаты изучения курса географии

         Систематизировать информацию;

         Определять проблему и способы ее решения;

         Формулировать проблемные вопросы, искать пути решения проблемной ситуации;

         Владеть навыками анализа и синтеза;

Перевод информации из одного вида в другой; Составление рецензии, аннотации;

         Выступать перед аудиторией, придерживаясь определенного стиля при выступлении;

         Уметь вести дискуссию, диалог;

         Находить приемлемое решение при наличии разных точек зрения.

Уровень школьных знаний не может полностью вместить нужный объем знаний по предмету, поэтому учащийся должен самостоятельно научиться выделять нужную информацию о различных процессах и начать некий этап поиска, то есть находить некие процессы и уметь анализировать  их.

 

В то же время большойпотенциал для достижения предметных, личностных и метапредметных результатов имеет и технология развития критического мышления.

Остановимся более подробно на примерах формирования регулятивных, познавательных и коммуникативных УУД на уроках географии с помощью приемов технологии РКМ.

Слайд

 

Стадия  «Вызов» (ликвидация чистого листа).

Используемые приемы технологии

·         мозговой штурм

·         кластер предположений (на стадии рефлексии вносим изменения)

·         Игра-упражнение «Веер»

·         прием «Ассоциация»

·         Прием «Поясните цитату»

·         Прием «Как вы объясните народную мудрость»

·         Прием «Вы согласны с этим высказыванием?»

·         Прием «Как бы вы прокомментировали эпиграф»

·         Постановка проблемы на примере сопоставления фактов или приведения в пример интересных статистических данных

·         Прием «Верите ли вы, что…»

·         Прием «З-Х-У» («знаю-хочу узнать-узнал»)

Стадия «Осмысление» (реализация осмысления). На данной стадии ребенок под руководством учителя и с помощью своих товарищей ответит на вопросы, которые сам поставил перед собой на первой стадии (что хочу знать).

Используемые приемы на стадии «Осмысления»:

·         Прием инсерт(пометки на полях)

·         Прием «Бортовой журнал» (заполнение таблицы, состоящей из двух столбцов: известная информация, новая информация)

·         Чтение со стопами

·         Прием «Сводная таблица»

·         Составление таблиц

·         Прием «Тонкие и толстые вопросы»

·         Прием «Зигзаг»

·         Прием «Мое мнение»

·         Прием «Мозговой штурм»

·         Прием «Фишбоун»

·         Прием «Что? Где? Когда?» (заполнение таблицы из трех столбцов: что?, где?, когда?)

·         Стратегия решения проблем «Идеал»

Слайд

 Стадия  «Рефлексия» (размышление).  Размышление и обобщение того, «что узнал» ребенок на уроке по данной проблеме.

Используемые приемы на стадии «Рефлексия»:

·         Написание эссе

·         Рефлексивный экран вопросов

·         Сформулируйте 3 вопроса по сегодняшней теме

·         Можете ли вы добавить что-то новое к своим прежним мнениям (прием «Мое мнение»)

·         Что нового вы узнали на уроке

·         Написание синквейна

Слайд

Метапредметные результаты достигаются с помощью разных приёмов самооценки.

Технология РКМ направлена на формирование следующих умений:

– работать с увеличивающимся и постоянно обновляющимся информационным потоком в разных областях знаний;

– пользоваться различными способами интегрирования информации;

– задавать вопросы, самостоятельно формулировать гипотезу;

– преодолевать возникающие трудности в учебе;

– вырабатывать собственное мнение на основе осмысления различного опыта, идей и представлений;

– выражать свои мысли устно и письменно, ясно, уверенно и корректно по отношению к окружающим;

– аргументировать свою точку зрения и учитывать точки зрения других;

– самостоятельно заниматься своим обучением;

– брать на себя ответственность;

– участвовать в совместном принятии решения;

– выстраивать конструктивные взаимоотношения с другими людьми; сотрудничать и работать в группе.

 

Данные умения соотносятся с метапредметными результатами освоения основной образовательной программы основного общего образования в п. 8, 10.1, 10.2, 10.6, 10.9 действующего стандарта.

 

В процессе работы по этой технологии, все приемы работы с информацией постепенно "переходят в руки" самому обучающемуся: он начинает все активнее использовать их в самостоятельной работе: начинает реально обучать себя сам.

Исходя из опыта работы, могу сказать, что такое разнообразие приемов не используется в повседневной практике. Но на основе таких приемов, которые описаны, учитель вполне может разработать свои уроки, которые не будут подходить под конкретный определенный прием технологии.

Слайд

Большинство учителей привыкли к тому, что школьник, работая с новым материалом на уроке, запоминает важнейшие определения понятий. На метапредметных уроках ученик не запоминает, а осмысливает, прослеживает происхождение важнейших понятий, открывая эти понятия заново. При планировании метапредметного задания педагог должен четко представлять, какие базовые способности он собирается формировать у школьников.

 

Используемая литература

  1. Валькова, Г.  Логико - смысловые модели  - дидактическая многомерная технология  / Г. Валькова, Ф. Зайнуллина, В. Штейнберг // Директор школы. - 2009. - № 1.
  2. География : Примерные программы по учебным предметам : 6-9 классы. – М. : Просвещение, 2010. - (Стандарты второго поколения).
  3. 3. Громыко, Ю. В. Метапредмет "Знак". -  М.,  2001. - 285 с.
  4. 4. Громыко, Н. В. Метапредмет "Знание". -  М., 2001. – 540 с.
  5. 5. Громыко, Ю. В. Метапредмет "Проблема". - М., 1998. - 376 с.
  6. Громыко, Н. В. Обучение схематизации : сборник сценариев для проведения уроков и тренингов. – М., 2005.
  7. Громыко, Н. В. Как сценировать учебное «метапредметное» занятие? – М. : Институт опережающих исследований, 2010.
  8. Громыко, Н. В. Метапредметный подход как ядро российского образования / Н. В. Громыко, М. В. Половкова  // Сборник статей для участников финала Всероссийского конкурса «Учитель года России – 2009». – С - Пб, 2009. – 30с.; http: // www.teacher-of-russia.ru.
  9. 9. Ковалева, Г.С. Модель системы оценки результатов освоения общеобразовательных программ // Г.С. Ковалева, Э. А. Красновский, К. А. Краснянская, О. Б. Логинова, О. А.Татур // www. standart. edu. ru/.
  10. Колесина, К. Ю. Метапроектное обучение : теория и технологии реализации в учебном процессе : Автореф. дисс. … д-ра пед. наук : 13.00.01. Ростов-на-Дону : ЮФУ, 2009. - 35 с.
  11. Концепция федеральных государственных образовательных стандартов общего образования  / Рос.акад. образования; под ред. А.М. Кондакова, А. А. Кузнецова. — М. : Просвещение, 2008.
  12. Крылов, А. И. Актуальные проблемы преподавания географии в аспекте требований к  результатам обучения ФГОС /  Вестник кафедры географии ВСГАО. -  2010. - № 1 (1).
  13. Кузнецов, А. А. О школьных стандартах второго поколения / А. А. Кузнецов  // Муниципальное образование : инновации и эксперимент. - 2008. - № 2. - С. 3 - 6.
  14. 14. Федорова, С. Ш. Технология присвоения метазнаний // http: // www. festival.1september.ru/articles/100689/.
  15. 15. Фоменко, И. А. Создание системы формирования нового содержания образования на основе принципов метапредметности // http: // www.fomenko.edusite.ru/p35aa1.html/.
  16. Хуторской, А. В. Эвристический тип образования: результаты научно-практического исследования // Педагогика. – 1999. - № 7. – С.15 - 22.