Принципы дошкольного образования как ориентир взаимодействия педагогов
и родителей в интересах развития ребенка
Новая система, повлиявшая на формирование ФГОС дошкольного образования, призывает, прежде всего, ценить, а не оценивать ребёнка. Кроме того, это большой шаг на пути к повышению ценности образования в детских садах как самостоятельного звена общего образования. Поэтому в основу педагогической деятельности воспитателей детских садов ложатся основные принципы дошкольного образования.
Первый принцип - это принцип полноценного проживания ребёнком всех этапов детства (младенческого, раннего и дошкольного возраста), обогащение детского развития. В дошкольном возрасте ведущей деятельностью является игра. Использую игровые технологии. В процессе игры ребёнок познаёт мир, накапливает личный опыт. Игра-это образ жизни ребёнка. Проведение занятий в игровой форме позволяет мне вовлечь каждого ребёнка в образовательный процесс, где я выступаю в роли партнёра, помощника, но никак не наставника. Для социального развития ребёнка важно создание условий для формирования коммуникативных навыков. С этой целью в свободной деятельности использую все виды игр: сюжетно-ролевые, подвижные, дидактические, режиссёрские, строительные, игры-драматизации, словесные и т. д., которые включаю в ежедневный план работы. Во время игры у детей более успешно идёт развитие познавательных процессов, быстрее формируются и закрепляются положительные черты личности и социальные навыки, умение работать в коллективе. Важной особенностью игровых технологий, которые я использую в своей работе, является то, что игровые моменты, ситуации и приёмы включаются во все виды деятельности детей: труд и игра, учебная деятельность и игра, повседневная бытовая деятельность, связанная с выполнением режима и игра. Применяю элементы информационно – коммуникационных технологий: мультимедийные наглядно-дидактические пособия, электронные энциклопедии и справочники, DVD и CD диски с картинками и иллюстрациями, видео и аудиотехнику. Таким образом, стараюсь предоставить ребятам как можно больше возможностей проявлять свою самостоятельность, не навязывать детям игру, а оказывать детям поддержку в развитии замысла, уточнять игровые действия. Становлюсь для детей играющим партнером.
Второй принцип – это построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребёнка, при котором сам ребёнок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования. В существующих условиях (при большом количестве детей в группах) реализация индивидуального подхода сильно затруднена. Поэтому осуществляя педагогический процесс с учетом индивидуальных особенностей детей, группирую их, по каким-либо из этих особенностей. Параллельно этому изучаю межличностные отношения своих воспитанников. Индивидуальный подход к детям, ни в коем случае, не превращаю в индивидуальное обучение, оставляя других пассивными наблюдателями. Стараюсь заинтересовывать детей работой друг друга (работа сильного ребенка со слабым), направлять их общую работу. Использую замечания, предложения отдельных детей для достижения успехов всех. Например, на занятиях по художественно-творческому развитию, при закреплении темы «Фрукты», ребенок может сам выбирать, какой фрукт он будет изображать, и как он его будет изображать (рисовать, лепить, или через аппликацию). Технологии развивающего обучения позволяют мне развивать самостоятельность, привести в движение внутренние процессы психических новообразований, развивать способности воспитанника к общению, взаимопониманию и сотрудничеству. Кроме того, эти методы направляют на педагогику сотрудничества, позволяют создать особую психологическую атмосферу в группе. Особое внимание обращаю на «изолированных» детей: привлекаю их к совместной деятельности группы, нахожу для них поручения, где они раскрывали бы свои лучшие способности, чаще хвалю и поощряю их, в присутствии всей группы, за конкретно выполненное ими действие или поступок. Распределяю между воспитанниками поручения. Планирую учебную деятельность и во время досуговых мероприятий, утренников в микрогруппах (парах, тройках, четверках).
Третий принцип – это содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребёнка полноценным участником образовательных отношений. Этот принцип получается реализовывать через различные формы. В своей работе активно применяю проектную деятельность. Разработала и реализовала педагогический проект «Всезнайка». Результатом деятельности стало повышение познавательной активности у детей. Реализовали совместно с родителями и детьми следующие проекты: «Наша семья», «Герои нашего города», «Моя малая родина – Нижний Тагил», «Поколение победителей», «Мои домашние питомцы». Эта форма деятельности сделала более привлекательной и интересной для детей изучение многих тем.
Активно применяю такую форму работы как мастерская. Совместно с родителями организовала мастерскую Деда Мороза, Хозяйки медной горы, подарков родным и близким. Использую особую форму познавательно-исследовательской деятельности, такую как исследование. Где постановка и решение познавательной задачи осуществляется ребенком. С помощью такой формы сотрудничества были проведены следующие исследования: «Что такое подвиг», «Откуда мы берем хлеб», «Почему меня так назвали», «Как ковалась победа».
Четвёртый принцип – поддержка инициативы детей в различных видах деятельности. Создаю условия для самостоятельной творческой и познавательной деятельности по интересам. Для развития детской самостоятельной изобразительной деятельности мною собрана тематическая подборка схем для рисования и лепки, конструирования из различных видов строительного материала, схемы мозаик и головоломок. Создаю для детей разнообразную предметно – пространственную развивающую среду в группе, которая обеспечивает каждому ребенку познавательную активность и соответствует разнообразным интересам детей, имеет развивающий характер.
В своей работе использую групповой сбор. Эта часть ежедневного распорядка, которая проводится в определенное время, в специально оборудованном месте, где дети самостоятельно планируют и осуществляют выбор деятельности на основе собственных интересов и потребностей в различных центрах. В своей практике я создаю такие условия для трудовой деятельности, где старшие дошкольники оказывают помощь друг другу, поправляют друг друга, проявляют инициативу и самостоятельность, правильно относятся к оценке своего труда.
Частично используем вместе с детьми ритуал планирования самостоятельной деятельности. Во время этого ритуала дети садятся и зарисовывают символами, а некоторые уже пишут, чем бы они хотели заниматься во второй половине дня. Затем, дети свои планы вывешивают на доску и проговаривают, чем они будут заниматься. Пятый принцип - сотрудничество Организации с семьёй. Основное условие ФГОС дошкольного образования: взаимодействие педагогического коллектива с семьями воспитанников, а одним из принципов ФГОС ДО является принцип партнёрства с семьёй. Взаимодействие детского сада и семьи – необходимое условие полноценного развития дошкольников, так как наилучшие результаты отмечаются там, где педагоги и родители действуют согласованно. Результатом сотрудничества с семьей считаю изменение характера взаимодействия: количество родителей принимающих активное участие в творческих мероприятиях составляет 86%. Родители стали интересоваться проблемами сотрудничества со своими детьми, к умению прислушиваться к их мнению, вовлекаться не только в воспитательно – образовательный процесс своей группы, но и процесс развития дошкольного учреждения.
Шестой принцип - приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства. Этот принцип носит социально – коммуникативное направление. Наибольший эмоциональный отклик у детей вызывают мероприятия с участием родителей: праздники: «Праздник урожая», «День Матери», «День Победы», «День защиты детей»; музыкально-спортивные развлечения: «День здоровья», «День Защитника Отечества». В работе с детьми педагоги используют следующие формы организации совместной деятельности: проектная деятельность, экскурсии, беседы (ситуативные), выставки детского художественного творчества, ознакомление детей с обычаями и традициями народов России, народным фольклором, музыкально - театрализованные представления, совместные мероприятия с родителями и детьми (традиционные праздники и тематические развлечения). В настоящее время в современном обществе дети испытывают нехватку ласки, внимания, любви и объятий, поэтому в образовательном процессе в нашей группе появились такие мероприятия, как «День радости», «День доброты», «День вежливости», «День влюблённых», «День прощения», «День объятий», «День любви и ласки». Показателем того, что работа оказывает положительное влияние на детей, является: - интерес детей к явлениям общественной жизни, который они стремятся выразить в свободное время, обращаясь по собственному желанию к разнообразным видам изобразительной деятельности (рисунках, лепке, аппликации).
Седьмой принцип - формирование познавательных интересов и познавательных действий ребёнка через включение в различные виды деятельности. Формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка реализую через разнообразные виды деятельности: игровую, коммуникативную, трудовую, познавательно – исследовательскую, продуктивную, музыкально – художественную, чтение художественной литературы. Включаю детей в эти виды деятельности, что дает возможность мне вариативно использовать образовательный материал. В своей группе при создании образовательного пространства я стараюсь обеспечить условия для игровой, познавательной и творческой активности своих воспитанников. В группе пополнила центр «Маленький почемучка», который включает в себя познавательные энциклопедии; оборудование для экспериментирования, коллекции природных объектов. Для проведения занятий по экспериментированию разработала серию проектов «Чудо – болото», «Лед, пар, вода», «Экосистема – лес». В центре «Мой родной край» пополнила мини – музей «Город мастеров» музей дымковской игрушкой, подносами тагильских ремесленников; оформила познавательные стенды: «Мой город, моя улица, мой район», «Природа родного города», собрала с детьми коллекцию календарей о Нижнем Тагиле. Совместно с родителями изготовлены макеты: «Лисьей горы», «Улицы микрорайона», «Дом, в котором я живу».
Восьмой принцип - возрастная адекватность дошкольного образования (соответствие условий, требований, методов возрасту и особенностям развития). При реализации данного принципа учитываю возрастные особенности детей, создаю условия, которые будут соответствовать возрасту и особенностям развития каждого ребенка. Использую те формы, которые будут специфически для детей данной возрастной группы. Прежде всего - это игра, познавательная и исследовательская деятельности, развивающие ситуации. При реализации данного принципа учитываю возрастные особенности моих детей, создаю условия, которые соответствуют возрасту и особенностям развития каждого ребенка. Использую те формы, которые будут специфически для детей данной возрастной группы. Игры провожу в определенной последовательности. Их усложнение определяется развитием умений детей – от умения определить способ действия конкретных предметов, к умению называть способ их использования и назначение, к способности самостоятельно загадывать о предмете загадку с описанием его функции и назначения и, далее, к умению устанавливать причинно-следственные связи между предметом и пользой от него, между человеком и природой, ориентации в многообразии рукотворного мира, к его преобразованию.
Девятый принцип - учёт этнокультурной ситуации развития детей. В наше сегодняшнее время нельзя не забывать о народности и национальном характере образования, который является одним из главных принципов его развития. Очень важно приобщать детей к национальной культуре, обычаям и традициям. Эффективнее этнокультурное воспитание детей дошкольного возраста будет осуществляться при приобщении детей к культурам разных национальностей, способствующих формированию этнотолерантности ребенка как важнейшего качества человека, живущего в поликультурном обществе. Наиболее доступными формами для детей дошкольного возраста считаю и применяю народную игровую культуру. Ребенку понятны и интересны такие ее формы, как народные игры разных видов (подвижные игры и состязания, сюжетные, хороводные, словесные), народная игрушка, народный праздник и народный театр. Так в ходе масленичной недели, дети могen познакомиться с русской традицией провода зимы и поиграть в народные игры («У медведя во бору», «Ручеёк», «Хоровод-вереница», «Вышибала», «Горелки», «Карусель» и др.) В группе представлена дымковская игрушка (всадники, уточки, барышни, лошадки). Знакомлю детей с игрушками и незамысловатыми узорами (кругами, овалами, полосками, колечками, волнистыми линиями), а так же, по средствам созданных лэпбуков по народной культуре. Чтение ребятам народных сказок и других произведений позволяют расширить представления их о доброте, о людях с добрым сердцем, показывают их красоту. Семья является главным источником народных традиций. Поэтому активно взаимодействую с родителями: они участвуют в народных праздниках, собирают экспонаты для выставок мини музея в группе, различных мероприятиях детского сада: «Тепло семейного очага», семейное шоу «Счастливы вместе», спортивное развлечение на приз от Деда Мороза «Здравствуй Зимушка - Зима», фольклорный праздник «Зимние Святки», досуг с родителями: «Масленичные посиделки» и т.п.
Таким образом, происходит увеличение количества детей, у которых ярко проявляются показатели освоения задач по всем образовательным областям. Этому способствует и организация целенаправленной систематической работы у детей младшего, среднего и старшего дошкольного возраста через использование разнообразных форм, методов и приемов, особым образом организованной РППС. Развивающая предметно – пространственная среда в моей группе, размещенная по принципу гибкого зонирования с учётом детских интересов, стимулирует игровую, познавательную, физическую и другие виды активности воспитанников.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.