Принципы интеграции в рамках компетентностного подхода
Оценка 5

Принципы интеграции в рамках компетентностного подхода

Оценка 5
Исследовательские работы
docx
преподавание
30.04.2020
Принципы интеграции в рамках компетентностного подхода
В статье анализируется методология интегрированного обучения школьников в рамках компетентностного подхода, дается психолого-педагогическое обоснование интеграции, рассматриваются уровни интеграции, виды интеграционных связей. Выделяются основные направления и приемы работы в интеграционном режиме. Представлены формы интегрированных уроков.
Принципы интеграции.docx

Г.О. Лукашкова

МБОУ г. Иркутска лицей №3

г. Иркутск, Российская Федерация

 

Принципы интеграции

в рамках компетентностного подхода

 

       Современное российское образование предполагает формирование у обучающихся базовых и специальных компетенций, помогающих  не только добывать важную для них информацию, но и применять полученные знания на практике. С позиций компетентностного подхода уровень образованности определяется способностью решать проблемы различной сложности на основе имеющихся знаний. Это требует нового методологического подхода к организации и содержанию образования, который заключается в том, чтобы интегрировать учебный материал, уплотнить его, установить зависимости и межпредметные связи.              

Интеграция в образовательном процессе - это естественная взаимосвязь наук, учебных дисциплин, разделов и тем разных учебных предметов на основе ведущей идеи и ведущих положений с глубоким, последовательным, многогранным раскрытием изучаемых процессов и явлений. 

Именно интеграция позволяет раздвинуть рамки предметности, показать взаимосвязанность явлений, единство окружающего мира, что положительно влияет на общее развитие ребенка и формирование всесторонне развитой личности.      

Интеграция в обучении предполагает развитие и углубление межпредметных связей, переход от преподавания разных предметов к глубокому их взаимодействию. Интеграция знаний из различных предметов осуществляется с помощью интегрированного урока.

Интегрированный урок — это специально организованный урок, цель которого может быть достигнута при объединении знаний из разных предметов, позволяющий добиться целостного, синтезированного восприятия учащимися исследуемого вопроса, гармонично сочетающий в себе методы различных наук, имеющий практическую направленность.

     Использование различных видов работы в течение урока поддерживает внимание учеников на высоком уровне, что позволяет говорить о достаточной эффективности уроков. Интегрированные уроки снимают утомляемость, перенапряжение учащихся за счет переключения на разнообразные виды деятельности, повышают познавательный интерес, служат развитию у учащихся воображения, внимания, мышления, речи и памяти.     

Технология проведения интегрированного урока особая, данный вид урока требует сочетания разнообразных видов человеческой деятельности: мыслительной, речевой, коммуникативной, сочетания научного и художественного мышления.

     Существуют различные подходы к реализации интегрированного обучения. Выбранные части учебного материала объединяются  согласно его специфике и задачам урока. Задачи интегрирования не могут быть рассчитаны на репродукцию, так как нагрузка на память ребенка будет увеличена, осложнена. Именно исследование учебного материала дает возможность перехода от предметного образования  к комплексному, когда из разных частей учебного материала создается единое целое.

 

     Уровни интеграции:

1. Тематическая интеграция. Несколько учебных предметов раскрывают одну тему. Этот уровень носит иллюстрационно-описательный характер.

2. Проблемная интеграция. Учащиеся решают одну проблему возможностями ряда  предметов. Возникает обобщенная ситуация, предполагающая различные пути решения.

3. Концептуальная интеграция.  Концепция рассматривается различными учебными предметами в совокупности всех их средств и методов.

4. Теоретическая интеграция.  Философское взаимопроникновение различных теорий.

5. Диалектический уровень интеграции. Использование понятий и принципов, заимствованных из разных областей знаний, синтез конкурирующих теорий. Высшая степень интеграции, позволяющая представить целостную картину бытия.

 

На поурочный  выбор методов и приемов оказывают влияние интеграционные связи.

 

                                    Виды интеграционных связей

 

 1. Способ усвоения – репродуктивный, поисковый, творческий.

 2. Широта осуществления – внутрицикловые, межцикловые.

 3. Хронология реализации – преемственные, сопутствующие, перспективные.

 4. Способ установления – одностороннее, двустороннее, многостороннее, прямые и обратные.

 5. Постоянство реализации – эпизодические, периодические, систематические.

6. Форма организации – поурочные, тематические, сквозные, комплексные.

 

При реализации интегрированных связей на уроках учитель (или коллектив учителей) решает следующие задачи:

 

Таблица 1.

Межпредметные задачи

Познавательный интерес к знаниям

Усвоение общепринятых понятий, законов, теорий, идей, проблем

Обобщение с помощью наглядных средств

Применение знаний

Оценка и самооценка знаний, их синтез

Цель

 Мотив

Содержание

Средства

Результат

Контроль

Учащиеся под руководством учителя должны осознать межпредметную сущность задачи, осуществить анализ ее условий, отбор необходимых знаний различных предметов

Учитель стимулирует познавательный интерес

учащихся к проблеме, подчеркивает

практическую значимость

в предлагаемой деятельности

Учитель вводит новый учебный материал,

актуализируя

опорные знания из других предметов, на уровне общих фактов, понятий, суждений, законов

Происходит применение ранее усвоенных знаний и умений и выработка новых: речевых, коммуникативных, творческих, практических

Делаются выводы, обобщение, фиксируются достижения, взаимодополнения каждого вида предмета

Проверка

качества

усвоенных

знаний:

систематичность,

полнота,

гибкость,

скорость мышления

 

      

С учетом того или иного распределения обязанностей между учителями и учениками интегрированные уроки имеют самые различные формы, в том числе и нестандартные.

 

Формы интегрированных уроков

 

 1. Обмен знаниями. Учащиеся делятся по группам, и каждая из них сообщает другим о своих изысканиях на заданную тему.  Наиболее эффективна такая форма при совпадении тем учебных предметов.

2. Взаимопроверка. Работа в группах и парах, что  требует большой подготовки учащихся. При всех видах деятельности ощущается острая необходимость в объективных и точных критериях оценки. Требуется, чтобы, проверяя знания своих одноклассников, каждый ученик имел удобную и хорошо известную шкалу (систему) показателей, по которым он может качественно оценивать ответы.

3. Творческий поиск. Учащиеся самостоятельно ищут решение поставленной проблемы. Но методы поиска предварительно хорошо продуманы учителями и освоены учениками на предыдущих занятиях. Такой урок может иметь высокую эффективность и значимость.

4. Издание газеты или научного журнала. Для него
группам учащихся и отдельным ученикам даются задания творческого поискового характера по определенным темам. Результаты работы и составляют содержание предполагаемого журнала или газеты. Эти занятия значительно выигрывают, если по интегрированному раннему курсу обучают несколько классов.

5. Защита творческой работы (зачет). Интересны зачеты не только экзаменационного или олимпиадного типа, но и собеседование по теме, решение задач проблемного характера.

 6. Уроки систематизации и обобщения. Основанием для интеграции на таких уроках служат   связи, идеи, проблемы, образы, эмоции, понятия теории, законы. Интеграцию вызывает стремление учителя показать новый аспект явления, рассмотреть события под иным углом зрения.

 7. Нетрадиционные интегрированные уроки:

        - уроки, основанные на имитации деятельности и организации: «суд»,  «следствие», «трибунал», «патентное бюро», «ученый совет»;

         - уроки, основанные на формах, жанрах, методах работы, известных в общественной практике: исследование, изобретательство, анализ первоисточников, комментарий, мозговая атака, интервью, репортаж, рецензия;

  - уроки, напоминающие публичные формы общения: «пресс-конференция», «аукцион», «митинг», «панорама», «телепередача», «живая газета»;

-уроки с использованием традиционных форм внеклассной работы: КВН, «Клуб знатоков», «Следствие ведут знатоки»;

- уроки, трансформирующие традиционные способы организации урока: лекция-парадокс, экспресс-опрос, урок-зачет, урок-консультация, урок-практикум, урок-семинар;

     - уроки, опирающиеся на фантазию: урок-сказка, урок-сюрприз и другие.

      Интеграция и интегративность  расширяют культурологический, социологический и  воспитательный потенциал урока.

   Педагогическая и методическая технология интегрированных уроков может быть различной, однако в любом случае необходимо их моделирование.

      Интегрированное обучение не подразумевает  только взаимосвязь знаний по разным предметам на  одном уроке, но и как интегрирование различных технологий, методов, и форм обучения в пределах одного предмета и даже урока.

     Интегрированные уроки можно проводить в течение целого учебного дня  при использовании большого количества приемов. Возможно  проведение серии уроков в рамках целой темы. 60-80%  урочного времени отводится творчеству учащихся, используются различные способы воздействия на учащегося: художественный, музыкальный ряд, телевидение, декламация, чтение, показ  исторических документов, мультимедийное  сопровождение.

 

Список использованной литературы

 

1.     Власенков А.И. Русская словесность. Интегрированное обучение русскому  языку и литературе. Пособие для учителя. 5-8 классы. – М., 2000.

2.     Колеченко А.К. Энциклопедия педагогических технологий. Пособие для преподавателей.- Спб.: КАРО, 2002.

3.     Кравченко С.И. Интегрированный урок как форма активизации

познавательной деятельности ученика.// Начальная школа плюс

до и после. – 2002, № 9.

4.     Светловская Н.С.   Об интеграции как методическом явлении, ее возможностях в начальном обучении.  // Начальная школа. -1990.                        

5.     Ятайкина А.А. Об интегрированном подходе в обучении //                                    

Школьные технологии, 2001. №6.

 

 


 

Г.О. Лукашкова МБОУ г. Иркутска лицей №3 г

Г.О. Лукашкова МБОУ г. Иркутска лицей №3 г

Существуют различные подходы к реализации интегрированного обучения

Существуют различные подходы к реализации интегрированного обучения

При реализации интегрированных связей на уроках учитель (или коллектив учителей) решает следующие задачи:

При реализации интегрированных связей на уроках учитель (или коллектив учителей) решает следующие задачи:

Издание газеты или научного журнала

Издание газеты или научного журнала

Список использованной литературы 1

Список использованной литературы 1
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
30.04.2020