Принципы интерактивности при формировании функциональной грамотности на уроках английского языка
Оценка 4.7

Принципы интерактивности при формировании функциональной грамотности на уроках английского языка

Оценка 4.7
docx
15.01.2022
Принципы интерактивности при формировании функциональной грамотности на уроках английского языка
Функц.docx

Тема: «Принципы интерактивности при формировании функциональной грамотности на уроках английского языка».

Функциональная грамотность – это способность человека вступать в отношения с внешней средой и максимально быстро адаптироваться  в ней. Развитие функциональной грамотности основано, прежде всего, на освоении предметных знаний, понятий, ведущих идей.

 Главной задачей в системе российского образования является формирование функциональной грамотности личности обучающегося, чтобы каждый ученик мог компетентно войти в контекст современной культуры в обществе, умел выстраивать тактику и стратегию собственной жизни, достойной Человека.

Индикаторы функциональной грамотности: 

- коммуникативная грамотность;  

это совокупность коммуникативных знаний, умений и навыков, позволяющих человеку в письменной и устной форме правильно общаться, независимо от обстоятельств

- информационная грамотность;

это способность к поиску, агрегации, проверке достоверности и анализу информации

- общественно-политическая грамотность;

это уровень обществоведческих знаний, умений и навыков политической деятельности, нравственных и гражданских качеств личности, позволяющий ей сознательно участвовать в политической жизни общества

 - компьютерная грамотность;

это владение минимальным набором знаний и навыков работы на компьютере, использования средств вычислительной техники; понимание основ информатики и значения информационной технологии в жизни общества

общая грамотность;

это степень владения человеком навыками письма и чтения на родном языке. Традиционно под словом «грамотный» подразумевают человека, умеющего читать и писать или только читать на каком-либо языке

 - бытовая грамотность;

это уровень владения знаниями и навыками в определённой области, а также способность их применять на практике

 - грамотность поведения в чрезвычайных ситуациях;

оказывать первую медицинскую помощь пострадавшему; обратиться за экстренной помощью к специализированным службам; заботиться о своем здоровье; вести себя в ситуациях угрозы личной безопасности

 - грамотность при овладении иностранными языками.

владение иностранным языком на достаточном уровне и быть знакомым с культурой его носителя

На уроках иностранного языка мы используем знания, полученные учащимися на уроках литературы, географии, истории, предметов деятельного цикла – музыки, изобразительного искусства. Необходимо учить детей извлекать и применять на уроках иностранного языка информацию, полученную при изучении данных предметов. Это помогает ученикам строить для себя общую картину мира, и вырабатывать собственное отношение ко всему происходящему. Таким образом, мы интегрируем воспитательный компонент в содержание предмета.

 

Формирование функциональной грамотности школьников на уроках английского языка осуществляется через использование интерактивных методов обучения.

Интерактивные методы обучения (от англ. «interactive» - взаимодействие) - это такие методы и формы, при использовании которых процесс обучения «погружается» в процесс общения (взаимодействия), а активность обучаемых становится выше активности преподавателя; это образовательная технология, основанная на взаимодействии внутри группы и свободе обучаемого в решении образовательных задач.

Интерактивные методы позволяют:

моделировать реальные жизненные ситуации и проблемы для совместного решения;

способствовать формированию долгосрочных навыков и умений, выработке общих ценностей;

создавать атмосферу сотрудничества, взаимодействия;

осваивать учебное содержание не только через информацию, но и через чувства и действия.

Среди основных принципов интерактивного обучения выделяют несколько аспектов

 

- диалогическое взаимодействие;

- работу в малых группах на основе кооперации и сотрудничества;

- активно-ролевую (игровую) организацию обучения;

 

В условиях современности перед учителем поставлена задача – научить основам иноязычного общения и обеспечить такой уровень владения разговорными нормами изучаемого языка, который позволит использовать его как средство коммуникации.

 

Умение непринужденно общаться на иностранном языке в реальных жизненных ситуациях – один из важнейших показателей качества владения языком.

На уроках иностранного языка мы используем знания, полученные учащимися на уроках литературы, географии, истории, предметов деятельного цикла – музыки, изобразительного искусства.

Необходимо учить детей извлекать и применять на уроках иностранного языка информацию, полученную при изучении данных предметов. Это помогает ученикам строить для себя общую картину мира, и вырабатывать собственное отношение ко всему происходящему.

Таким образом, мы интегрируем воспитательный компонент в содержание предмета.

К основным факторам направления деятельности учителей иностранного языка по формированию функциональной грамотности учащихся следует относить:

* внедрение инновационных технологий по формированию функциональной грамотности;

* интеграцию воспитательного компонента в содержание предмета;

* развитие креативной компетентности учителей и учащихся в условиях информационно - образовательной среды;

* применение технологий системно-деятельностного, компетентностного и коммуникативно - когнитивного подходов в образовании;

* подготовка школьников к выполнению международных тестов по определению уровня владения иностранным языком.

Для формирования и совершенствования всех компетенций в рамках урока иностранного языка учителя используют следующие интерактивные методы и приемы:

 - работа в малых группах, в парах;

- квесты;

 - конференции / дискуссии;

 - ролевые / деловые /лексические/грамматические игры;

 - дебаты;

Этот список можно пополнять, т.к. каждый учитель способен придумать и внедрить в образовательный процесс эффективные приемы и методы организации речевого взаимодействия учащихся на уроке иностранного языка.

 Чтение

Обучение чтению предполагает развитие следующих умений:

  • выделять основные факты;
  • отделять главную информацию от второстепенной;
  • предвосхищать возможные события, факты;
  • раскрывать причинно-следственные связи между фактами;
  • извлекать необходимую, интересующую информацию;
  • определять свое отношение к прочитанному.

Мы используем следующие упражнения по формированию навыков чтения:

1.     Определить по заголовку тему текста;

2.     Найти ответы на вопросы.

3.     Согласиться с утверждениями или опровергнуть их после прочтения текста.

4.     Выбрать подходящий заголовок к каждому из абзацев.

5.     Найти в тексте предложения со следующими словами (грамматическими явлениями).

6.     Найти описание внешности, места, события и др.

7.     Догадаться о значении слова по контексту.

В формировании функциональной грамотности учащихся способствуют задания с использованием сплошных и несплошных текстов. В начальной школе мы чаще всего используем сплошные тексты. Важно соблюдать некоторые правила отбора сплошных текстов к заданиям на функциональное чтение:

- текст должен быть интересен;

- текст должен содержать неизвестную, но актуальную информацию;

- уровень трудности текста должен соответствовать возрасту обучающегося, при необходимости нужно адаптировать текст;

- незнакомые слова должны быть представлены в сносках;

- объем текста не должен превышать норму;

- шрифт должен помогать легко читать текст;

- текст должен развивать кругозор;

- текст не должен быть перегружен цифрами, датами, терминами;

- иллюстрации должны не отвлекать, а помогать разобраться в содержании текста;

- текст должен быть структурирован;

- в тексте не должно быть ошибок;

- содержание текста должно опираться на жизненный опыт ребенка.

При составлении заданий на функциональное чтение можно опираться на теорию Блума, согласно которой список когнитивных процессов иерархически организован, начиная с самого простого - припоминания знания, до наиболее комплексного, состоящего в выработке суждений о ценности и значимости той или иной идеи. Для развития читательской грамотности на уроках английского языка в начальной школе мы в основном используем упражнения на проверку знания, понимания и применения полученных знаний.


 

Тема: «Принципы интерактивности при формировании функциональной грамотности на уроках английского языка»

Тема: «Принципы интерактивности при формировании функциональной грамотности на уроках английского языка»

На уроках иностранного языка мы используем знания, полученные учащимися на уроках литературы, географии, истории, предметов деятельного цикла – музыки, изобразительного искусства

На уроках иностранного языка мы используем знания, полученные учащимися на уроках литературы, географии, истории, предметов деятельного цикла – музыки, изобразительного искусства

На уроках иностранного языка мы используем знания, полученные учащимися на уроках литературы, географии, истории, предметов деятельного цикла – музыки, изобразительного искусства

На уроках иностранного языка мы используем знания, полученные учащимися на уроках литературы, географии, истории, предметов деятельного цикла – музыки, изобразительного искусства

Найти ответы на вопросы. 2.

Найти ответы на вопросы. 2.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
15.01.2022