Тема: «Принципы интерактивности при формировании функциональной грамотности на уроках английского языка».
Функциональная грамотность – это способность человека вступать в отношения с внешней средой и максимально быстро адаптироваться в ней. Развитие функциональной грамотности основано, прежде всего, на освоении предметных знаний, понятий, ведущих идей.
Главной задачей в системе российского образования является формирование функциональной грамотности личности обучающегося, чтобы каждый ученик мог компетентно войти в контекст современной культуры в обществе, умел выстраивать тактику и стратегию собственной жизни, достойной Человека.
Индикаторы функциональной грамотности:
- коммуникативная грамотность;
это совокупность коммуникативных знаний, умений и навыков, позволяющих человеку в письменной и устной форме правильно общаться, независимо от обстоятельств
- информационная грамотность;
это способность к поиску, агрегации, проверке достоверности и анализу информации
- общественно-политическая грамотность;
это уровень обществоведческих знаний, умений и навыков политической деятельности, нравственных и гражданских качеств личности, позволяющий ей сознательно участвовать в политической жизни общества
- компьютерная грамотность;
это владение минимальным набором знаний и навыков работы на компьютере, использования средств вычислительной техники; понимание основ информатики и значения информационной технологии в жизни общества
- общая грамотность;
это степень владения человеком навыками письма и чтения на родном языке. Традиционно под словом «грамотный» подразумевают человека, умеющего читать и писать или только читать на каком-либо языке
- бытовая грамотность;
это уровень владения знаниями и навыками в определённой области, а также способность их применять на практике
- грамотность поведения в чрезвычайных ситуациях;
оказывать первую медицинскую помощь пострадавшему; обратиться за экстренной помощью к специализированным службам; заботиться о своем здоровье; вести себя в ситуациях угрозы личной безопасности
- грамотность при овладении иностранными языками.
владение иностранным языком на достаточном уровне и быть знакомым с культурой его носителя
На уроках иностранного языка мы используем знания, полученные учащимися на уроках литературы, географии, истории, предметов деятельного цикла – музыки, изобразительного искусства. Необходимо учить детей извлекать и применять на уроках иностранного языка информацию, полученную при изучении данных предметов. Это помогает ученикам строить для себя общую картину мира, и вырабатывать собственное отношение ко всему происходящему. Таким образом, мы интегрируем воспитательный компонент в содержание предмета.
Формирование функциональной грамотности школьников на уроках английского языка осуществляется через использование интерактивных методов обучения.
Интерактивные методы обучения (от англ. «interactive» - взаимодействие) - это такие методы и формы, при использовании которых процесс обучения «погружается» в процесс общения (взаимодействия), а активность обучаемых становится выше активности преподавателя; это образовательная технология, основанная на взаимодействии внутри группы и свободе обучаемого в решении образовательных задач.
Интерактивные методы позволяют:
моделировать реальные жизненные ситуации и проблемы для совместного решения;
способствовать формированию долгосрочных навыков и умений, выработке общих ценностей;
создавать атмосферу сотрудничества, взаимодействия;
осваивать учебное содержание не только через информацию, но и через чувства и действия.
Среди основных принципов интерактивного обучения выделяют несколько аспектов
- диалогическое взаимодействие;
- работу в малых группах на основе кооперации и сотрудничества;
- активно-ролевую (игровую) организацию обучения;
В условиях современности перед учителем поставлена задача – научить основам иноязычного общения и обеспечить такой уровень владения разговорными нормами изучаемого языка, который позволит использовать его как средство коммуникации.
Умение непринужденно общаться на иностранном языке в реальных жизненных ситуациях – один из важнейших показателей качества владения языком.
На уроках иностранного языка мы используем знания, полученные учащимися на уроках литературы, географии, истории, предметов деятельного цикла – музыки, изобразительного искусства.
Необходимо учить детей извлекать и применять на уроках иностранного языка информацию, полученную при изучении данных предметов. Это помогает ученикам строить для себя общую картину мира, и вырабатывать собственное отношение ко всему происходящему.
Таким образом, мы интегрируем воспитательный компонент в содержание предмета.
К основным факторам направления деятельности учителей иностранного языка по формированию функциональной грамотности учащихся следует относить:
* внедрение инновационных технологий по формированию функциональной грамотности;
* интеграцию воспитательного компонента в содержание предмета;
* развитие креативной компетентности учителей и учащихся в условиях информационно - образовательной среды;
* применение технологий системно-деятельностного, компетентностного и коммуникативно - когнитивного подходов в образовании;
* подготовка школьников к выполнению международных тестов по определению уровня владения иностранным языком.
Для формирования и совершенствования всех компетенций в рамках урока иностранного языка учителя используют следующие интерактивные методы и приемы:
- работа в малых группах, в парах;
- квесты;
- конференции / дискуссии;
- ролевые / деловые /лексические/грамматические игры;
- дебаты;
Этот список можно пополнять, т.к. каждый учитель способен придумать и внедрить в образовательный процесс эффективные приемы и методы организации речевого взаимодействия учащихся на уроке иностранного языка.
Чтение
Обучение чтению предполагает развитие следующих умений:
Мы используем следующие упражнения по формированию навыков чтения:
1. Определить по заголовку тему текста;
2. Найти ответы на вопросы.
3. Согласиться с утверждениями или опровергнуть их после прочтения текста.
4. Выбрать подходящий заголовок к каждому из абзацев.
5. Найти в тексте предложения со следующими словами (грамматическими явлениями).
6. Найти описание внешности, места, события и др.
7. Догадаться о значении слова по контексту.
В формировании функциональной грамотности учащихся способствуют задания с использованием сплошных и несплошных текстов. В начальной школе мы чаще всего используем сплошные тексты. Важно соблюдать некоторые правила отбора сплошных текстов к заданиям на функциональное чтение:
- текст должен быть интересен;
- текст должен содержать неизвестную, но актуальную информацию;
- уровень трудности текста должен соответствовать возрасту обучающегося, при необходимости нужно адаптировать текст;
- незнакомые слова должны быть представлены в сносках;
- объем текста не должен превышать норму;
- шрифт должен помогать легко читать текст;
- текст должен развивать кругозор;
- текст не должен быть перегружен цифрами, датами, терминами;
- иллюстрации должны не отвлекать, а помогать разобраться в содержании текста;
- текст должен быть структурирован;
- в тексте не должно быть ошибок;
- содержание текста должно опираться на жизненный опыт ребенка.
При составлении заданий на функциональное чтение можно опираться на теорию Блума, согласно которой список когнитивных процессов иерархически организован, начиная с самого простого - припоминания знания, до наиболее комплексного, состоящего в выработке суждений о ценности и значимости той или иной идеи. Для развития читательской грамотности на уроках английского языка в начальной школе мы в основном используем упражнения на проверку знания, понимания и применения полученных знаний.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.