Принципы интерактивности при формировании функциональной грамотности на уроках английского языка

  • docx
  • 15.01.2022
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Функц.docx

Тема: «Принципы интерактивности при формировании функциональной грамотности на уроках английского языка».

Функциональная грамотность – это способность человека вступать в отношения с внешней средой и максимально быстро адаптироваться  в ней. Развитие функциональной грамотности основано, прежде всего, на освоении предметных знаний, понятий, ведущих идей.

 Главной задачей в системе российского образования является формирование функциональной грамотности личности обучающегося, чтобы каждый ученик мог компетентно войти в контекст современной культуры в обществе, умел выстраивать тактику и стратегию собственной жизни, достойной Человека.

Индикаторы функциональной грамотности: 

- коммуникативная грамотность;  

это совокупность коммуникативных знаний, умений и навыков, позволяющих человеку в письменной и устной форме правильно общаться, независимо от обстоятельств

- информационная грамотность;

это способность к поиску, агрегации, проверке достоверности и анализу информации

- общественно-политическая грамотность;

это уровень обществоведческих знаний, умений и навыков политической деятельности, нравственных и гражданских качеств личности, позволяющий ей сознательно участвовать в политической жизни общества

 - компьютерная грамотность;

это владение минимальным набором знаний и навыков работы на компьютере, использования средств вычислительной техники; понимание основ информатики и значения информационной технологии в жизни общества

общая грамотность;

это степень владения человеком навыками письма и чтения на родном языке. Традиционно под словом «грамотный» подразумевают человека, умеющего читать и писать или только читать на каком-либо языке

 - бытовая грамотность;

это уровень владения знаниями и навыками в определённой области, а также способность их применять на практике

 - грамотность поведения в чрезвычайных ситуациях;

оказывать первую медицинскую помощь пострадавшему; обратиться за экстренной помощью к специализированным службам; заботиться о своем здоровье; вести себя в ситуациях угрозы личной безопасности

 - грамотность при овладении иностранными языками.

владение иностранным языком на достаточном уровне и быть знакомым с культурой его носителя

На уроках иностранного языка мы используем знания, полученные учащимися на уроках литературы, географии, истории, предметов деятельного цикла – музыки, изобразительного искусства. Необходимо учить детей извлекать и применять на уроках иностранного языка информацию, полученную при изучении данных предметов. Это помогает ученикам строить для себя общую картину мира, и вырабатывать собственное отношение ко всему происходящему. Таким образом, мы интегрируем воспитательный компонент в содержание предмета.

 

Формирование функциональной грамотности школьников на уроках английского языка осуществляется через использование интерактивных методов обучения.

Интерактивные методы обучения (от англ. «interactive» - взаимодействие) - это такие методы и формы, при использовании которых процесс обучения «погружается» в процесс общения (взаимодействия), а активность обучаемых становится выше активности преподавателя; это образовательная технология, основанная на взаимодействии внутри группы и свободе обучаемого в решении образовательных задач.

Интерактивные методы позволяют:

моделировать реальные жизненные ситуации и проблемы для совместного решения;

способствовать формированию долгосрочных навыков и умений, выработке общих ценностей;

создавать атмосферу сотрудничества, взаимодействия;

осваивать учебное содержание не только через информацию, но и через чувства и действия.

Среди основных принципов интерактивного обучения выделяют несколько аспектов

 

- диалогическое взаимодействие;

- работу в малых группах на основе кооперации и сотрудничества;

- активно-ролевую (игровую) организацию обучения;

 

В условиях современности перед учителем поставлена задача – научить основам иноязычного общения и обеспечить такой уровень владения разговорными нормами изучаемого языка, который позволит использовать его как средство коммуникации.

 

Умение непринужденно общаться на иностранном языке в реальных жизненных ситуациях – один из важнейших показателей качества владения языком.

На уроках иностранного языка мы используем знания, полученные учащимися на уроках литературы, географии, истории, предметов деятельного цикла – музыки, изобразительного искусства.

Необходимо учить детей извлекать и применять на уроках иностранного языка информацию, полученную при изучении данных предметов. Это помогает ученикам строить для себя общую картину мира, и вырабатывать собственное отношение ко всему происходящему.

Таким образом, мы интегрируем воспитательный компонент в содержание предмета.

К основным факторам направления деятельности учителей иностранного языка по формированию функциональной грамотности учащихся следует относить:

* внедрение инновационных технологий по формированию функциональной грамотности;

* интеграцию воспитательного компонента в содержание предмета;

* развитие креативной компетентности учителей и учащихся в условиях информационно - образовательной среды;

* применение технологий системно-деятельностного, компетентностного и коммуникативно - когнитивного подходов в образовании;

* подготовка школьников к выполнению международных тестов по определению уровня владения иностранным языком.

Для формирования и совершенствования всех компетенций в рамках урока иностранного языка учителя используют следующие интерактивные методы и приемы:

 - работа в малых группах, в парах;

- квесты;

 - конференции / дискуссии;

 - ролевые / деловые /лексические/грамматические игры;

 - дебаты;

Этот список можно пополнять, т.к. каждый учитель способен придумать и внедрить в образовательный процесс эффективные приемы и методы организации речевого взаимодействия учащихся на уроке иностранного языка.

 Чтение

Обучение чтению предполагает развитие следующих умений:

  • выделять основные факты;
  • отделять главную информацию от второстепенной;
  • предвосхищать возможные события, факты;
  • раскрывать причинно-следственные связи между фактами;
  • извлекать необходимую, интересующую информацию;
  • определять свое отношение к прочитанному.

Мы используем следующие упражнения по формированию навыков чтения:

1.     Определить по заголовку тему текста;

2.     Найти ответы на вопросы.

3.     Согласиться с утверждениями или опровергнуть их после прочтения текста.

4.     Выбрать подходящий заголовок к каждому из абзацев.

5.     Найти в тексте предложения со следующими словами (грамматическими явлениями).

6.     Найти описание внешности, места, события и др.

7.     Догадаться о значении слова по контексту.

В формировании функциональной грамотности учащихся способствуют задания с использованием сплошных и несплошных текстов. В начальной школе мы чаще всего используем сплошные тексты. Важно соблюдать некоторые правила отбора сплошных текстов к заданиям на функциональное чтение:

- текст должен быть интересен;

- текст должен содержать неизвестную, но актуальную информацию;

- уровень трудности текста должен соответствовать возрасту обучающегося, при необходимости нужно адаптировать текст;

- незнакомые слова должны быть представлены в сносках;

- объем текста не должен превышать норму;

- шрифт должен помогать легко читать текст;

- текст должен развивать кругозор;

- текст не должен быть перегружен цифрами, датами, терминами;

- иллюстрации должны не отвлекать, а помогать разобраться в содержании текста;

- текст должен быть структурирован;

- в тексте не должно быть ошибок;

- содержание текста должно опираться на жизненный опыт ребенка.

При составлении заданий на функциональное чтение можно опираться на теорию Блума, согласно которой список когнитивных процессов иерархически организован, начиная с самого простого - припоминания знания, до наиболее комплексного, состоящего в выработке суждений о ценности и значимости той или иной идеи. Для развития читательской грамотности на уроках английского языка в начальной школе мы в основном используем упражнения на проверку знания, понимания и применения полученных знаний.