УДК 371.31
«ПРИНЦИПЫ ОРГАНИЗАЦИИ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ПО ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ»
Кулешова Елена Васильевна,
учитель иностранных языков
МБОУ
«Томаровская СОШ №1»
Формирование мотивации учения в школьном возрасте без преувеличения можно назвать одной из центральных и фундаментальных проблем современной школы. Мотивация - это внутренняя психологическая характеристика личности, которая находит выражение во внешних проявлениях, в отношении человека к окружающему миру, различным видам деятельности. Повышение уровня учебной мотивации это процесс длительный, кропотливый и целенаправленный.
Внеурочная деятельность является составной частью всего учебно-воспитательного процесса. Она способствует творческому развитию учащихся и создает благоприятные условия для повышения мотивации учащихся к изучению иностранного. [6, с. 117].
Для того чтобы повысить мотивацию изучения иностранного языка очень важно создать комфортную образовательную среду.
Важное средство повышения мотивации учащихся это применение разнообразных форм и методов работы. Они должны учитывать различные условия, например, время проведения занятия, место проведения. Ещё одно немаловажное условие – это интересный, развивающий, познавательный материал, который учитывает уровень подготовки по иностранному языку.
Сочетание этих видов помогает учащимся совершенствовать практические навыки говорения, развивает творческие способности, повышает любознательность к учебному предмету. Если внеклассная работа в школе поставлена правильно, то она имеет большое образовательное и воспитательное значение. Она расширяет и углубляет знания, полученные на уроке, позволяет приобрести многие полезные навыки, а, следовательно, приближает обучение и воспитание к жизни.
Внеурочная работа облегчает индивидуальный подход к учащимся, создает благоприятные условия для развития у них самостоятельности. Нельзя только на уроках ответить на все вопросы, которые возникают у учащихся.
Внеурочная работа мобилизует активность ученика в поиске знаний и помогает полнее удовлетворить его интересы.
Разные формы внеклассной работы должны быть связаны со школьной программой. Но они могут выходить за её пределы. Они должны дополнять ее. Иными словами между учебной и внеурочной работой должна существовать тесная связь. [1, с. 47-49]
Цель внеурочной работы состоит в том, чтобы помочь учащимся в определении своих интересов к тому или иному виду деятельности. Необходимо выявлять склонности, способности и дарования в ходе изучения вопросов, которые выходят за рамки учебной программы.
Внеурочная работа должна решать две главные задачи:
1. Развитие интереса, углубление знаний, совершенствование навыков по предмету;
2. Организация свободного времени учащихся в сочетании с их эстетическим и нравственным воспитанием. [5, с. 207].
Более успешным освоение языка делает создание нестандартной обстановки для его изучения. Примером этому может служить праздничная программа, КВН, различные инсценировки, игры. Эти виды деятельности способствуют развитию эмоциональных и творческих качеств учащихся. Развивается их фантазия, способности, любознательность.
Внеурочная работа помогает объединить учащихся в дружные коллективы, которые связанны общими интересами и увлечениями. Работа в коллективах воспитывает учащихся в духе товарищества, целеустремленности, глубокого и активного интереса к науке. Работая в таких условиях, учащиеся преодолевают замкнутость, эгоизм, недисциплинированность.
Самым главным в системе внеурочной работы по-прежнему остаётся принцип активности ребёнка. Но активность появляется сама по себе очень редко. Если ученик понимает значимость предмета как показателя культуры и интеллигентности лично для себя, он будет проявлять активность. Интерес детей к изучению языка также тесно связан с активностью. Все эти процессы должна разбудить работа учителя иностранных языков. Задача учителя подарить радость и удовольствие детям от того, что они уже умеют. Они понимают речь учителя, могут поговорить на разные темы, читают тексты и понимают их, пишут письма друзьям. Необходимо дать понять детям, что эти возможности будут только расти от занятия к занятию.
И вот здесь необходимо педагогическое воздействие и целенаправленная организация работы. Другими словами, необходимо использование конкретной педагогической технологии. Современные образовательные технологии делают внеурочную работу интересной и эффективной, позволяют учителю и ученикам идти в ногу со временем. [4, с. 46-48].
Учащиеся, которые участвуют в различных дистанционных конкурсах, олимпиадах, викторинах расширяют свой кругозор. А получение подтверждения своих побед (грамоты, дипломы, медали, призы) является стимулом для лучших перспектив.
В рамках проведения традиционной недели иностранных языков в нашей школе проводятся конкурсы чтецов и сочинений. Каждый класс готовит газету по определённой тематике. С большим интересом учащиеся работают над темами: « Школа моей мечты», «Выбираем город для путешествия», «Животные, которые нас окружают», «Спорт в моей жизни», «Рассказываем о своём хобби», «Известные люди – гордость страны», «Традиции и праздники страны изучаемого языка».
Наши ребята с большим удовольствием участвуют в конкурсе: «Шире круг». И пусть не всё пока получается, но положительные эмоции, полученные учащимися, также повышают эффективность обучения иностранному языку.
Одним из интересных приёмов работы, который стимулирует активность учащихся и повышает мотивацию обучения, стимулирует творческую активность школьников, является коллаж.
Коллаж предполагает большую свободу автора в исполнении и служит эффективной формой обучения. С большим интересом ученики составляют ассоциограммы. Особенно те, которые основаны на картинках, на конкретных темах, например, «Любимая профессия», «Времена года», «Друзья в моей жизни» и других.
Составление кластера позволяет учащимся свободно и открыто думать по поводу какой-либо темы, происходит активизация, вовлечение всех участников коллектива в процесс. Очень эффективны мастер – классы. В канун Рождества ребята готовят поздравительные открытки, изготавливают игрушки для рождественской ёлки.
А перед Пасхой большой популярностью пользуются мастер – классы по росписи яиц. [4, с. 46-48].
Таким образом, существует огромное разнообразие средств развития
творческих способностей учащихся во внеурочной деятельности. Они не позволяют оставить учеников равнодушными к изучению иностранного языка.
Изучение иностранного языка не должно превращаться в скучную и рутинную работу. Оно должно быть увлекательным путешествием в мир неизведанного, но чего-то очень интересного. И здесь каждый может почувствовать себя первооткрывателем и раскрыть свои творческие способности.
ЛИТЕРАТУРА
1. Денисова Л.Г. Интенсивная методика на внеклассных занятиях в школе. - ИЯШ, 1989, № 2, с 47-49.
2. Загорский А.П. О психологическом компоненте "иностранного языка" в школе. // Иностранные языки в школе. - 1996. - № 13.
3. Макарова В.Н. Формы внеурочной деятельности // Иностранные языки в школе. - 1996. - № 13.
4. Павлова Т.П. Игровые приёмы работы на внеклассных занятиях по английскому языку. - ИЯШ 1995, № 8. с.46-48.
5. Савина С.Н. Внеурочная деятельность по иностранному языку в средней школе - М.: Просвещение, 1991, 207с.
6. Шепелева В.И. Принципы организации внеурочной деятельности. - М.: Высшая школа,1991 – 117с.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.