«1С:Бухгалтерия 8»: принципы учета ОС, МНМА, МБП и МНА
В данной статье будут рассмотрены основные принципы учета необоротных активов и малоценных и быстроизнашивающихся предметов (МБП) в типовой конфигурации.
Ядвига Сорокина, ведущий консультант-аналитик по внедрению систем на базе «1С:Предприятие 8», внедренческий центр ABBYY Украина
В типовой конфигурации предусмотрены три подсистемы учета необоротных активов:
— основные средства;
— малоценные активы;
— нематериальные активы.
Основным принципом учета является использование специального документооборота подсистем. Информация о необоротных активах хранится в регистрах сведений. Учет цикла использования необоротных активов нужно описывать с помощью специальных документов.
Для корректного учета поступления необоротных активов документ «Поступление товаров и услуг» оформляется с видом операции «Оборудование». На закладке «Оборудование» указывается оборудование, МБП учитываются на закладке «Товары» (рис. 1).
Шаблоны проводок учета затрат по амортизации необоротных активов и списанию малоценных предметов описаны с помощью справочника «Способы отражения расходов по амортизации», в котором описана аналитика затрат по амортизации. Каждая строка табличной части данного справочника определяет совокупность параметров для отнесения расходов по амортизации на затраты. В том случае, если введено несколько строк, расходы по амортизации будут распределены по строкам (способам) согласно коэффициентам распределения. Коэффициенты распределения указываются в каждой строке. В случае если в табличной части указана только одна строка (то есть задан только один способ), следует устанавливать коэффициент, равный единице.
На рис. 2 указан способ для цеха № 1 с распределением на 91 и 231 счета равными частями, так как коэффициенты равны единице.
Для каждого объекта учета при вводе в эксплуатацию назначается один из способов отражения затрат по амортизации. При необходимости в процессе эксплуатации необоротного актива способ отражения расходов может быть изменен (назначен другой).
В системе отслеживается налоговое назначение необоротных активов. Если актив не будет использоваться в хозяйственной деятельности, то при оприходовании устанавливается налоговое назначение «Необл НДС, нехоз» (не облагаемый НДС, используемый в нехозяйственной деятельности). При вводе в эксплуатацию актив будет учитываться как непроизводственный (рис. 3), и в справочнике «Способы отражения затрат по амортизации» должно быть указано налоговое назначение «Нехоз. д-сть» (нехозяйственная деятельность). В налоговом учете амортизация начисляться не будет.
При начислении амортизации по бухгалтерскому и налоговому учетам документом «Закрытие месяца» (меню «Операции → Регламентные операции») программа автоматически распределит сумму амортизации по правилам, заданным в документе «Ввод в эксплуатацию основных средств (ОС)» (см. рис. 3).
Способ учета текущих ремонтов и расходов на улучшение необоротных активов (НА) в бухгалтерском и налоговом учетах может отличаться. Но в типовом решении предусмотрена возможность установить одинаковый порядок отражения расходов в налоговом и бухгалтерском учетах. Сделать это можно в настройках учетной политики организации (меню «Предприятие → Учетная политика организаций») с помощью опции «Увеличивать стоимость ОС в БУ на сумму улучшения в порядке, установленном НКУ».
Если флажок напротив данной опции установлен, то при текущем ремонте ОС в бухгалтерском учете:
— сумма расходов на улучшение ОС в пределах норм (10% балансовой стоимости ОС на начало года) относится на счета затрат;
— сумма расходов на улучшение ОС сверх норм увеличивает первоначальную стоимость ОС.
Таким образом, при модернизации и текущем ремонте стоимость ОС в бухгалтерском и налоговом учетах увеличивается на одну и ту же сумму. Обеспечивается возможность совпадения бухгалтерской и налоговой стоимости ОС.
Основным принципом учета малоценных активов является принцип переноса 100% их стоимости на затраты при передаче в эксплуатацию. Для описания правил и параметров учета малоценных активов после ввода в эксплуатацию используется справочник «Назначения использования». В элементе справочника указаны параметры учета малоценки (рис. 4).
В документе «Передача малоценных активов в эксплуатацию» обязательно указывается ссылка на элемент справочника.
Для учета малоценных необоротных материальных активов (МНМА) в конфигурации на выбор пользователя предоставляется возможность двух вариантов отражения в учете:
— пообъектный учет через подсистему основных средств;
— количественный учет через подсистему малоценки.
Сравнение принципов пообъектного и количественного учетов малоценных активов:
Показатель |
Пообъектный учет |
Количественный учет |
Счета учета |
1111, 1121 |
1112, 1122 |
Справочник карточки малоценного актива |
«Основные средства» |
«Номенклатура» |
Документ принятия к учету |
«Ввод в эксплуатацию ОС» |
«Передача малоценных активов в эксплуатацию» |
Метод амортизации |
50% — 50%, 100% |
100% |
Присвоение инвентарного номера |
да |
нет |
Документы учета |
Документы подсистемы основных средств |
Документы подсистемы малоценных активов |
Учет нематериальных активов ведется только с помощью специализированного документооборота и только пообъектно.
Таковы основные принципы учета необоротных активов. В следующей статье речь пойдет о продаже основных средств.
Скачано с www.znanio.ru
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.