ПРИОБЩЕНИЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА К СОЦИОКУЛЬТУРНЫМ НОРМАМ, ТРАДИЦИЯМ СЕМЬИ, ОБЩЕСТВА И ГОСУДАРСТВА В ДОУ

  • docx
  • 16.12.2022
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала 18.docx

ПРИОБЩЕНИЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА К СОЦИОКУЛЬТУРНЫМ НОРМАМ, ТРАДИЦИЯМ СЕМЬИ, ОБЩЕСТВА И ГОСУДАРСТВА В ДОУ

Воспитание развивающейся личности невозможно без приобщения к общечеловеческим культурным ценностям, без знакомства с культурно-историческим наследием русского народа. Дошкольный возраст, как возраст формирования основ личности, имеет свои потенциальные возможности для формирования высших социальных чувств, к которым относится и чувство патриотизма. Чтобы найти верный путь воспитания любви к Родине, сначала следует представить, на базе каких чувств эта любовь может сформироваться [1]. В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования одним из главных принципов является приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства. Кроме этого в образовательной области «Познавательное развитие» одной из важных задач выступает формирование первичных представлений о малой родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках [2]. В нашей работе с детьми намечены определенные задачи: - сформировать у дошкольников уважительное отношение и чувство сопричастности к родному дому, семье, детскому саду, городу, Родине; к природе родного края; к культурному наследию своего народа; - воспитывать любовь, уважение к своей нации, понимание своих национальных особенностей, чувства собственного достоинства как представителя своего народа и толерантного отношения к представителям других национальностей – сверстникам, их родителям, соседям и другим людям; - воспитывать уважительное отношение к человеку-труженику, результатам своего труда, родной земле, защитникам Отечества, государственной символике, традициям государства, общественным праздникам. Для ознакомления детей с родным краем в группе собран богатый иллюстративный, демонстрационный и дидактический материал. Создан центр с элементами государственной символики РФ (флаг, герб, гимн, портреты президента страны, мэра и губернатора города) и оформлены альбомы: «Знаменитые земляки», «Герб моей семьи», «Народы мира», «Символы России» и пр. Приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства мы осуществляем в организованной образовательной деятельности согласно календарно- тематическому планированию. Традиционными стали тематические недели: «Моя Россия», «Мой любимый город», «Знакомство с народной культурой и традициями», «Моя семья», «Масленица», «Мамочка милая – мама моя», «23 февраля» и т.д. Тематическая неделя заканчивается большим праздником, в котором дети совместно с родителями принимают участие: читают стихотворения, поют песни, встречаются со сказочными персонажами. Воспитываем детское самосознание через знакомство с русской культурой, знакомим с национальными игрушками, народными праздниками, с работами известных художников, композиторов, значимыми событиями в истории страны. Нами были разработаны и реализованы интерактивные экскурсии по формированию представлений о родном городе у детей дошкольного возраста: «История города Белгорода», «Как устроен наш город», «Путешествие по Белгороду». Остановимся более подробно на каждом тематическом блоке. Содержание первого блока «История города Белгорода» имело цель – систематизировать представлений детей об истории города Белгорода. С этой целью были организованы и проведены следующие интерактивные экскурсии: «Назад в прошлое», «Прошлые дни Белгорода», «Белгород с рождения». Во втором блоке «Как устроен наш город» решалась цель формирования представлений у детей о территориальном делении города, достопримечательностях, парках и т.д. Для решения поставленной цели были организованы и проведены следующие интерактивные экскурсии: «Территория Белгорода», «Поможем Маше узнать Белгород». С помощью третьего блока интерактивных экскурсий «Путешествие по Белгороду» мы формировали у детей представления о научной, промышленной стороне города. С этой целью были организованы и проведены следующие интерактивные экскурсии: «Промышленный Белгород», «Наука в Белгороде». Также мы проводили консультацию-практикум для родителей «Развитие интереса у детей дошкольного возраста к культуре, народным традициям и промыслам». Цель консультации: обобщение знаний родителей воспитанников о культуре, народных традициях и промыслах. Задачи: Образовательные: - познакомить с особенностями русской культуры, народными традициями и промыслами; - апробировать практические задания по приобщению дошкольников к культуре, народным традициям и промыслам на родителях; Развивающие: - развивать любознательность к культуре, народным традициям и промыслам; - развивать внимание, память, воображение; Воспитательные: - воспитывать уважение к культуре, народным традициям и промыслам; - воспитывать позитивное отношение к народной культуре, традициям и промыслам. Техническое оснащение: ноутбук, проектор. Сначала была освещена актуальность темы и информационное сообщение о культуре, народных традициях и промыслах. Участникам в самом начале предложено ответить на вопросы, связанные с Рождеством. Затем проводилась игра «Собери картину»: А сейчас вам надо собрать сюжетную картину «Рождество» по небольшим фрагментам из мультфильмов. Разделимся на четыре команды, в конвертах каждой свой набор элементов общей картины. Кто быстрее соберет и при этом правильно, тот победитель! Далее родители делились на две команды. По очереди каждая команда называла традиции, обычаи, которые связаны с Рождеством. Побеждает та команда, которая назовет большее количество традиций. Потом называли приметы, связанные с праздником. Педагог показывал ряд блюд, а они называли – это блюдо или нет. Если правильно называли – галочка зеленого цвета на экране, если неправильное блюдо – красного цвета. Гадание (с выбором предмета) на «качество» жизни. В мешок, чашку или валенок прячутся предметы, затем девушки выбирают свой валенок или мешок. Выбор предмета символизирует жизнь в наступающем году. Играли в игру «Колядки», затем выходили и рассказывали колядки, которые знали. И по окончанию мероприятия был организован хоровод. Таким образом, в соответствии с ФГОС ДО на государственном уровне перед педагогами дошкольного образования ставится стратегическая задача: «Объединения обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил, и норм поведения в интересах человека, семьи, общества». Библиографический список 1. Катриченко В.М. Приобщение детей старшего дошкольного возраста к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства / В. М. Катриченко, И. А. Бойчук. // Актуальные вопросы современной педагогики: материалы VI Междунар. науч. конф. Уфа: Лето, 2015. С. 68-72. 2. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования: утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013г., №1155 / Министерство образования и науки Российской Федерации. М., 2013.