Разнообразный труд в природе доставляет детям много радости и содействует их всестороннему развитию. В процессе труда воспитываются любовь к природе, бережное отношение к ней. У детей развиваются интерес к трудовой деятельности, сознательное, ответственное отношение к ней. В коллективе дети приучаются трудиться сообща, помогать друг другу. Первоначальные основы интереса к сельскохозяйственному труду, уважительное отношение к людям этого труда, желание участвовать в посильном труде взрослых закладываются у детей в дошкольном возрасте. Главный вопрос заключается в том, как заложить эти основы, как привить любовь к труду на родной земле, воспитать чувство сопричастности ко всему тому, чем живёт родной край [3]. В системе работы по приобщению детей к сельскохозяйственному труду наибольшее место отводится совместной деятельности воспитателя и детей. Это обусловлено важностью накопленного каждым ребёнком личного опыта в освоении представлений о родном крае в соответствии со своими интересами, склонностями, уровнем познавательного развития. Для этого взаимодействие педагога и детей строится на основе дифференцированного подхода и включает разные формы [1]. Основные задачи, которые мы ставим, в рамках реализации работы по приобщению дошкольников к сельскохозяйственному труду, являются следующие: - создать условия для развития трудового и экологического воспитания детей дошкольного возраста; - создать условия для формирования понятий о сельскохозяйственном труде; - познакомить с видами сельскохозяйственной техники; - познакомить с профессиями сельскохозяйственной отрасли; - формировать у детей знания об общественной значимости труда работников сельского хозяйства, о взаимосвязи и взаимозависимости различных видов труда сельскохозяйственной направленности с другими профессиями; - формировать интерес к исследовательской работе, агротехнологиям; - развивать интерес к труду на земле; - воспитывать уважение и чувство благодарности людям, работающим в сельском хозяйстве. Сначала мы формируем представления у детей о сельском хозяйстве. Легче это сделать, конечно, в сельской местности, но, считаем, что даже, если дети ходят в детский сад в городе, нельзя из-за этого не проводить работу по приобщению дошкольников к сельскохозяйственному труду [2]. Сначала можно предложить детям беседы о сельском хозяйстве, рассматривание иллюстраций, видеофрагментов. Предлагать дидактические игры. Например, «Назови профессию Цель: закреплять знания детей о работниках сельского хозяйства; совершенствовать умение внимательно слушать стихи-загадки, воспитывать у детей уважение к труженикам сельского хозяйства. Материал: круг, карточки с изображениями работников сельскохозяйственного производства, стихи-загадки о профессиях. Вариант игры 1: Педагог читает стих-загадку. Ребенок называет профессию, показывает карточку с ее изображением. Вариант игры 2: Педагог вращает круг. Где остановилась стрелка, ребенок должен рассмотреть изображение и назвать профессию. Если он затрудняется, то педагог читает стих-загадку. Вариант игры 3: Ребенок вращает круг. На какой карточке остановилась стрелка – назвать профессию и составить о ней короткий рассказ. «Колесо истории» Цель: закрепить знания детей о последовательности выполнения полевых работ по выращиванию хлебных культур и их превращение в хлеб; учить составлять рассказ, опираясь на изображение в круге, как на модельные схемы. Воспитывать бережное отношение к хлебу и уважение к труду людей, вырастивших его. Материал: круг с изображением предметов, имеющих отношение к тем или иным трудовым процессам. Предварительная работа: беседы, экскурсии, чтение художественной литературы, рассматривание фотоальбома «Путь хлеба от зернышка до магазина». Ход игры: Хлеб на стол к нам долго шел, Свою историю прошел. Колесо, ты об этом нам расскажи, Любую картинку быстрей покажи. Вариант игры 1: Ребенок крутит колесо. На каком изображении останавливается стрелка, о том трудовом процессе он и должен рассказать. Вариант игры 2: Воспитатель рассказывает о трудовом процессе, ребенок должен показать его изображение на круге. Вариант 3: Ребенок, не ошибаясь, должен перечислить последовательность трудовых процессов. Традиционно на территории детского сада создаётся огород. Его наличие способствует осуществлению непосредственного контакта ребёнка с объектами природы, «живое» общение с природой, наблюдение и практическая деятельность по уходу за ними [4]. Рядом с ребёнком находятся сами объекты природы, содержащиеся в нормальных (с экологической точки зрения) условиях и наглядно демонстрирующие особенности своего строения и функционирования (рис. 1). Рис. 1. Совместная организационно-хозяйственная, трудовая деятельность на огороде детского сада, выращивание растений могут принимать различные формы и проходить с разной степенью участия как взрослых, так и детей. Дошкольники могут стать участниками этой деятельности тремя способами: - через рассказ воспитателя о разных делах и событиях в ДОУ; - через наблюдение деятельности взрослых; - посредством своего практического участия. Труд в природе способствует развитию у детей эмпатии (сочувствия, сострадания, сопереживания живым существам), позволяет ребёнку увидеть результат своей помощи живому, почувствовать радость дружеских контактов с миром природы. Это существенно совершенствует эмоционально-волевую сферу личности ребёнка, благоприятно сказывается на развитии адаптационных механизмов его психики. Экологически ориентированная активность позволяет дошкольникам овладеть умением экологически целесообразно вести себя в природе. Ребенок накапливает нравственно- ценностный опыт отношения к миру, что придает его деятельности гуманный характер. Библиографический список 1. Алешанова Е.А. Трудовое воспитание детей дошкольного возраста / Е.А. Алешанова, Н.В. Кочетова, В.А. Кутнякова // Молодой ученый. 2018. № 46.2 (232.2). С. 3-5. 2. Кузубова Е.Н. Особенности организации детского огорода на территории дошкольной образовательной организации // Теория и практика образования в современном мире: материалы X Междунар. науч. конф. Чита: Издательство Молодой ученый, 2018. С. 29-32. 3. Пискунова Е.Н. Воспитание экологической культуры в ДОУ / Е.Н. Пискунова, И.В. Самсоненко // Молодой ученый. 2017. № 12 (146). С. 536-539.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.