Нормой жизни и поведения каждого человека должно быть сознательное и ответственное отношение человека к здоровью как к общественной ценности. Бесспорно, что уровень и продолжительность жизни человека, а также состояние его здоровья во многом определяется моделью поведения, формируемой в детстве. И одной из сторон данного процесса должно явиться формирование культуры здоровья, как части общей культуры человека – осознание здоровья, как жизненно важной ценности, воспитание ответственного отношения к своему здоровью, здоровью окружающих людей и природной среды. Люди являются частью природы. Мы все отвечаем за то, чтобы природа сохранилась везде на нашей планете: в лесу – куда мы ходим отдыхать; в реке – где мы плаваем: в городе – где мы живём. Мы должны заботиться и о себе, своём здоровье, окружающих людях, чистоте воздуха и воды.
Здоровье – одна из главных ценностей в жизни. Каждый ребёнок хочет быть сильным, бодрым, энергичным: бегать, не уставая, кататься на велосипеде, плавать, играть с ребятами во дворе, не болеть. Плохое самочувствие, болезни являются причинами отставания в росте, неудач на занятиях, в играх, в спорте.
Здоровый образ жизни не занимает пока первое место в иерархии потребностей и ценностей человека в нашем обществе, но если мы научим детей с самого раннего возраста ценить, беречь и укреплять своё здоровье, если мы будем личным примером демонстрировать здоровый образ жизни, то можно надеяться, что будущее поколение будет более здоровым и развитым не только физически, но и личностно, интеллектуально, духовно.
Есть поговорка: “В здоровом теле – здоровый дух”. Но не ошибётся тот, кто скажет, что здоровый дух (духовное) порождает здоровое тело.
В настоящее время в педагогике возникло особое направление: “педагогика оздоровления”, в основе которой лежат представления о развитии здорового ребёнка, здорового духовно и физически. Цель педагогики оздоровления : сформировать у дошкольников основы здорового образа жизни и добиться осознанного выполнения элементарных правил здоровьесбережения. Для достижения целей здоровьесберегающих технологий в дошкольном возрасте мы применяем следующие группы средств :
1. Средства двигательной направленности:
• физические упражнения;
• физкультминутки и паузы;
• эмоциональные разрядки;
• гимнастика (оздоровительная после сна);
• пальчиковая гимнастика, зрительная, дыхательная, корригирующая;
• лечебная физкультура;
• подвижные и спортивные игры;
• массаж;
• самомассаж;
• психогимнастика;
• сухой бассейн и др.
Ежедневно в своей работе с детьми используйте такую форму, как пальчиковые игры. Систематические упражнения пальцев являются мощным средством повышения работоспособности головного мозга. Психологи утверждают, что гимнастика для пальцев рук развивает мыслительную деятельность, память, внимание ребёнка. В группах создайте картотеку стихов, сопровождающие упражнения, книги для развития мелкой моторики, различные предметы для выполнения упражнений. Широко используйте пальчиковые игры без предметов в свободное время, на прогулках. На занятиях в утренний отрезок времени, в играх старайтесь выполнять упражнения с предметами: прищепками, пробками, счётными палочками, пуговицами, мячами-ёжиками, платочками и т. д. Например: “Узловка” (пальчиковая игра). Берём верёвку диаметром 4-6 мм и завязываем на ней 4-8 узлов. Подвешиваем её вертикально. Ребёнок пальцами подтягивает узел, а ладонью сжимает его (как при лазанье на канате, и так движется дальше (со словами) :
Лезет, лезет альпинист –
В этом деле он артист.
По скале и по верёвке
Он наверх залезет ловко!
Для укрепления зрения используйте следующие моменты: зрительные паузы, в любое время дня дети закрывают глаза и открывают, можно веки прижать пальчиком. Коррекционные физминутки – для укрепления зрения – проводятся на занятиях, т. к. необходима полная раскованность детей в движениях, что достигается развитием воображения, фантазии. (“Жук”, “Прогулка в зимнем лесу”, “Самолёт”, “Ладошки”, “Цветы”). Массаж глаз – проводится во время утренней гимнастики и на занятиях. Массаж помогает детям снять усталость, напряжение, улучшает обмен веществ в тканях глаза. Зрительная гимнастика – даёт возможность глазу справиться со значительной зрительной нагрузкой. Гимнастикой пользуйтесь на занятиях рисования, рассматривания картин, при длительном наблюдении. Тренировочные упражнения для глаз проводите несколько раз в день, в зависимости от деятельности, вызывающие напряжение. Зрительные ориентиры (пятна) – снимают утомление глаз и повышают двигательную активность в течение дня.
• Красный – стимулирует детей в работе. Это сила внимания.
• Оранжевый, жёлтый – соответствуют положительному рабочему настроению. Это тепло, оптимизм, радость.
• Синий, голубой, зелёный – действуют успокаивающе. Это общение, надежда, вдохновение.
Все эти средства способствуют развитию психологической комфортности детей, которая обеспечивает их эмоциональное благополучие, снимает напряжение во время занятий, игр. Детям нравятся эмоциональные разминки (похохочем; покричим так, чтобы стены задрожали; как будто кричит огромный, неведомый зверь и т. д.)
Чаще используйте минутки покоя:
- посидим молча с закрытыми глазами; - посидим и полюбуемся на горящую свечу; - ляжем на спину и расслабимся, будто мы тряпичные куклы; - помечтаем под эту прекрасную музыку.
Наряду с традиционными формами работы проводите с детьми самомассаж от простуды (автор А. И. Уманская). Все знают, что у человека на теле имеются особые точки, которые регулируют деятельность внутренних органов. Массаж этих точек повышает защитные силы организма в целом. Самомассаж делать несложно. Дети слегка надавливают на точку и делают круговые движения 9 раз по часовой стрелке и 9 раз против часовой стрелки. В группе есть картотека схем этих точек, а также детей знакомим с лечебными точками на утренней гимнастике и на занятиях. Массаж делайте 1-2 раза в день.
Ежедневно проводите закаливание. Мы знаем, что закалённый человек быстро и без малейшего вреда для здоровья приспосабливается к любым изменениям температуры воздуха, легко переносит холод, жару. Закаливание повышает не только устойчивость к влиянию плохой погоды, но и совершенствует, мобилизует резервные возможности адаптационных систем, чем обеспечивается профилактика простудных и других заболеваний.
Для приобщения детей к здоровому образу жизни ежедневно используйте “Гимнастику маленьких волшебников”. Дети здесь не просто “работают” - они играют, лепят, мнут, разглаживают своё тело, видя в нём предмет заботы, ласки, любви. Делая массаж живота, шеи, головы, рук, ушных раковин и т. д., ребёнок воздействует на весь организм в целом. У него полная уверенность в том, что он действительно творит что-то прекрасное, всё это развивает у ребёнка позитивное ценностное отношение к собственному телу. Эту гимнастику дети могут выполнят в любое свободное время от занятий.
Наши дети должны быть здоровыми, а для этого надо не так уж много: систематичность выполнения, привычку, удовольствие в выполнении упражнений.
В течение дня изыскивайте минутку, чтобы доставить детям удовольствие, выполняя следующие упражнения:потянуться как кошка, поваляться как неваляшка, позевать, открывая рот до ушей, поползать как змея без помощи рук. Это очень важно для развития и укрепления опорно - мышечной системы ребёнка.
Музыкотерапия – один из методов, который укрепляет здоровье детей, доставляет детям удовольствие. Музыка способствует развитию творчества, фантазии. Мелодия действует особенно эффективно для наших гиперактивных детей, повышает интерес к окружающему миру, способствует развитию культуры ребёнка. Используйте мелодии на занятиях, во время принятия пищи, перед сном и во время сна. Так, прослушав запись “Колыбельной мелодии”, дети успокаиваются, расслабляются, затихают и засыпают. Ребёнка успокаивает ласковое обращение, монотонность пения. Звуки флейты расслабляют детей, звуки “шелеста листьев”, “шума моря” и других природных явлений заставляют детей вслушиваться в звуки природы и погружаться в них. Для этого мы широко используем кассету “Волшебство природы”.
Оздоровительные силы природы имеют огромное значение для здоровья детей :
• Регулярные прогулки на свежем воздухе;
• Экскурсии;
• Походы;
• Солнечные и воздушные ванны;
• Водные процедуры;
• Фитотерапия;
• Аромотерапия;
• Витаминотерапия
• Закаливание
• Бассейн и др.
Г. А. Сперанский писал: “День, проведённый ребёнком без прогулки, потерян для его здоровья”. Ребёнок дошкольного возраста должен ежедневно находиться на улице не менее 3-х часов. С детьми старались как можно больше находиться на свежем воздухе.
Через экскурсии в лес, прогулки, походы, занятия на свежем воздухе, развлечения дети получают необходимый опыт, учатся исследовать, наблюдать, заботятся о своём здоровье. В лесу дети получали солнечные и воздушные ванны, что благотворно действует на весь организм, повышает тонус нервной системы и увеличивает сопротивляемость организма к простудным заболеваниям. Естественные ароматы леса благотворно влияют на ребёнка, учат правильно пользоваться этими запахами. Дети узнают о пользе чистого воздуха, о лечебных травах, цветах, о пользе деревьев. Рассуждают: можно ли жечь мусор? Откуда появился плохой воздух?
Большой оздоровительный эффект имеет “Аромотерапия” - процесс дыхания ароматов. Это положительно воздействует на нервную систему и головной мозг. Запахи сосны – очищают органы дыхания, повышают тонус. Запах берёзы – улучшает работу сердечно – сосудистой и дыхательной системы. Запах ели и тополя – очищает пищеварительный тракт. Запах крапивы уничтожает бациллы. Букеты из веток берёзы, сосны, кедра, можжевельника родители приносят из леса, и сами ставят в приёмной, спальне для очищения помещения. (Букеты и в сухом виде очищают воздух).
Еженедельно в группе, в спальне сжигайте небольшое количество кусочков древесины, коры. Этим мы уничтожаем вирусы и микробы. Перед приходом детей в детский сад опрыскивайте группу маслом ромашки, герани, что действует на детей успокаивающе.
Предлагайте детям вдыхать кедровое, лимонное, камфорное масло – организм стимулируется этими ароматами. Заведите в группе “Волшебный колодец”. Родители принесут: свежую ягоду, морковь, яблоки. Всё это рассмотреть, определить на запах, на вкус. Объяснить, что всё это полезно для здоровья человека и заменить “конфетку” на стакан ягодного напитка, на морковный сок, на ягоду. В течение дня дети получают удовольствие от ягод смородины, от напитка из плодов шиповника, клюквы, облепихи, брусники. Оздоровительные силы природы активизируют биологические процессы в организме ребёнка, повышают общую работоспособность организма, доставляют радость, замедляют процессы утомления.
Вместе с родителями создайте в группе “Уголок здоровья”. Расположите в нё м: осиновые плошки, грецкие орехи, разнообразные запахи (аромотерапия, кора, бусы, чётки, бумага, схемы для выражения эмоций, массажеры, схемы для точечного массажа и т. д. Все эти предметы хорошо снимают напряжение, агрессию, негативные эмоции. Дети, занимаясь этими предметами незаметно для себя оздоравливаются.
- Цветные камушки, листочки – приготовлены для удовольствия, радости, тепла.
- Губки, бумага – для снятия стресса.
- Шарики, массажеры – для развития мелкой моторики и т. д.
В уголке здоровья поместите книги, энциклопедии, иллюстрации, схемы. Рассматривая их, у детей проявляется интерес к своему здоровью.
Оформите дидактические игры:
“Структура человеческого тела”
“Спорт – это здоровье”
“Чистим зубы правильно”
“Бережём уши” и т. д.
Все эти игры научат детей контролировать себя и своё поведение, настроение, закрепят культурно – гигиенические навыки, заставят задумываться о здоровье.
Мы знаем, что гигиенические средства содействуют укреплению здоровья и стимулируют развитие адаптивных свойств организма:
• личная гигиена;
• проветривание;
• влажная уборка;
• режим питания;
• сон;
• правильное мытьё рук;
• обучение детей элементарным приёмам здорового образа жизни;
• обучение простейшим навыкам оказания первой помощи при порезах, укусах, ожогах и т. д.
• ограничение уровня учебной нагрузки во избежание утомления.
Все навыки, умения, привычки закрепляйте и используйте в работе с детьми в валеологических и экологических проектах.
Работа по проектам: “Начни с зарядки”, “Чистые руки”, “Гигиена приёма пищи”, “Для чего мы чистим зубы”, “Охрана здоровья”, “Если хочешь быть здоров – закаляйся”, “Страна здоровья” - организует деятельность детей, направляет на развитие и совершенствование умений, навыков. Дети, составляя проекты, закрепят правила личной гигиены, культуры поведения. Проекты: “Вдыхай бодрящий аромат”, “Мой дом – мой друг”, стимулируют детей к здоровому образу жизни, формируют активное отношение к окружающему миру, сопереживания и сопричастности к нему. Участие детей в выполнении проектов, способствует установлению активной позиции, в самосоздании экологически здоровой среды, а также к здоровому образу жизни. Выполняя проекты, дети делают маленькие шаги к культуре здоровья, приобретают навыки здоровьетворческой деятельности. В ходе реализации проектов дети придумывают эмблемы, выбирают цели проектов, находят с родителями книги, иллюстрации, пословицы, загадки, выполняют интересные рисунки. Этот материал оформите в “уголке здоровья”, в “книжках – раскладушках”, используйте в дидактических играх, на непосредственно образовательной деятельности. НОД познавательного цикла о здоровье стройте с учётом потребностей детей в саморазвитии, в сотрудничестве, в подражании, в приобретении опыта :
На НОД “Правила поведения на воде” и “Воздух и здоровье” - даём понятия об использовании воды и воздуха человеком, учим правилам, умениям жить и заботиться об окружающей среде, о своём здоровье.
На НОД “Для чего мы чистим зубы” и “Гигиена приёма пищи” - дети приобщаются к культуре поведения, личной гигиене.
На НОД “Земная аптека” дети познакомятся с лекарственными растениями близкого окружения. Они много раз видели их вблизи дома, двора, города, в лесу, но знаний о них не имели, не знали их пользы для человека. А теперь прекрасно узнают ромашку, одуванчик, крапиву и рассказывают, как лечились этими растениями. Лекарственные растения помогают человеку победить болезнь, ими лечатся и животные и птицы. Знания детей, полученные на познавательных занятиях, используйте в играх, дома при лечении собственных недомоганий. Дети получат достаточно знаний, многому научатся в дальнейшем, и будут опираться на свой опыт.
Мы знаем, что свежий воздух улучшает состояние здоровья, поэтому создайте в группе “Фитомодели” из комнатных растений, которые станут не только украшением интерьера, но и помощниками в оздоровлении детей. Все растения подбирайте с учётом благотворительного влияния на самочувствие и здоровье детей.
На НОД и в свободное время расскажите детям о пользе комнатных растений, приучайте ухаживать за растениями. Расскажите детям, что растения подавляют жизнедеятельность опасных микроорганизмов, повышающих бактерицидную энергию воздуха, растения озонируют воздух, а мы знаем, что свежий воздух улучшает состояние здоровья, излечивает многие заболевания.
Поможет в работе по воспитанию здорового образа жизни специальный альбом : “Я, и моё здоровье”, в который записываются антропометрические данные, обводятся кисти руки, стопы детей. Помещаются фотографии с занятий по физкультуре, во время сна, во время закаливания и т. д., рисунки: “Что я люблю больше всего?”, “Я на прогулке”, “Город и я”, “Моё настроение”. Записываются воспитателями и родителями впечатления об интересных походах, экскурсиях, играх, мысли детей о здоровье.
Пусть родители выполняют задание вместе с детьми. Помогая своим детям, родители тем самым развивают у них познавательную активность, показывают свою заинтересованность. Дети очень любят, когда мама, папа помогают ему подготовить что-то по поручению воспитателя. На родительских собраниях, групповых и индивидуальных консультациях учите оценивать здоровье ребёнка. Вместе составьте памятки здоровья (“паспорт здоровья”). Родителям предложите картотеки различных гимнастик, упражнений для занятий дома, литературу, брошюры, консультации.
Для родителей оформите в “Уголке здоровья” рекомендации, советы:
• папки – передвижки;
• приглашайте на открытые просмотры гимнастик, физкультурных занятий, прогулок и т. д. ;
• проводите анкетирования.
Все эти приёмы позволят вам постепенно стабилизировать здоровье детей, снизить заболеваемость, приобщить к здоровому образу жизни. У родителей и у нас одна цель – воспитывать здоровых детей.
Существует десять золотых правил здоровьесбережения :
1. Соблюдайте режим дня!
2. Обращайте больше внимания на питание!
3. Больше двигайтесь!
4. Спите в прохладной комнате!
5. Не гасите в себе гнев, дайте вырваться ему наружу!
6. Постоянно занимайтесь интеллектуальной деятельностью!
7. Гоните прочь уныние и хандру!
8. Адекватно реагируйте на все проявления своего организма!
9. Старайтесь получать как можно больше положительных эмоций!
10. Желайте себе и окружающим только добра!
Таким образом, здоровьесберегающие технологии можно рассматривать как одну из самых перспективных систем 21-го века и как совокупность методов и приемов организации обучения дошкольников, без ущерба для их здоровья.
Что такое здоровье сберегающие технологии?
Это многие из знакомых большинству педагогов психолого-педагогических приемов и методов работы, технологий, подходов к реализации различных проблем плюс постоянное стремление самого педагога к самосовершенствованию. Мы только тогда можем сказать, что процесс осуществляется по здоровье сберегающим образовательным технологиям, если при реализации используемой педагогической системы решается задача сохранения здоровья дошкольников и педагогов. Технология (от греческих слов «techne» - искусство, умение и «logos» - учение, наука) - совокупность знаний и способов деятельности.
Цель здоровьесберегающих образовательных технологий обеспечить ребенку в условиях комплексной информатизации образования возможность сохранения здоровья, сформировать необходимые знания, умения и навыки не только общеобразовательного характера, но и здорового образа жизни, научить использовать полученные знания в повседневной жизни.
Нормой жизни и поведения каждого человека должно быть сознательное и ответственное отношение человека к здоровью как к общественной ценности. Бесспорно, что уровень и продолжительность жизни человека, а также состояние его здоровья во многом определяется моделью поведения, формируемой в детстве. И одной из сторон данного процесса должно явиться формирование культуры здоровья, как части общей культуры человека – осознание здоровья, как жизненно важной ценности, воспитание ответственного отношения к своему здоровью, здоровью окружающих людей и природной среды. Люди являются частью природы. Мы все отвечаем за то, чтобы природа сохранилась везде на нашей планете: в лесу – куда мы ходим отдыхать; в реке – где мы плаваем: в городе – где мы живём. Мы должны заботиться и о себе, своём здоровье, окружающих людях, чистоте воздуха и воды.
Здоровье – одна из главных ценностей в жизни. Каждый ребёнок хочет быть сильным, бодрым, энергичным: бегать, не уставая, кататься на велосипеде, плавать, играть с ребятами во дворе, не болеть. Плохое самочувствие, болезни являются причинами отставания в росте, неудач на занятиях, в играх, в спорте.
Здоровый образ жизни не занимает пока первое место в иерархии потребностей и ценностей человека в нашем обществе, но если мы научим детей с самого раннего возраста ценить, беречь и укреплять своё здоровье, если мы будем личным примером демонстрировать здоровый образ жизни, то можно надеяться, что будущее поколение будет более здоровым и развитым не только физически, но и личностно, интеллектуально, духовно.
Есть поговорка: “В здоровом теле – здоровый дух”. Но не ошибётся тот, кто скажет, что здоровый дух (духовное) порождает здоровое тело.
В настоящее время в педагогике возникло особое направление: “педагогика оздоровления”, в основе которой лежат представления о развитии здорового ребёнка, здорового духовно и физически. Цель педагогики оздоровления : сформировать у дошкольников основы здорового образа жизни и добиться осознанного выполнения элементарных правил здоровьесбережения. Для достижения целей здоровьесберегающих технологий в дошкольном возрасте мы применяем следующие группы средств :
1. Средства двигательной направленности:
• физические упражнения;
• физкультминутки и паузы;
• эмоциональные разрядки;
• гимнастика (оздоровительная после сна);
• пальчиковая гимнастика, зрительная, дыхательная, корригирующая;
• лечебная физкультура;
• подвижные и спортивные игры;
• массаж;
• самомассаж;
• психогимнастика;
• сухой бассейн и др.
Ежедневно в своей работе с детьми используйте такую форму, как пальчиковые игры. Систематические упражнения пальцев являются мощным средством повышения работоспособности головного мозга. Психологи утверждают, что гимнастика для пальцев рук развивает мыслительную деятельность, память, внимание ребёнка. В группах создайте картотеку стихов, сопровождающие упражнения, книги для развития мелкой моторики, различные предметы для выполнения упражнений. Широко используйте пальчиковые игры без предметов в свободное время, на прогулках. На занятиях в утренний отрезок времени, в играх старайтесь выполнять упражнения с предметами: прищепками, пробками, счётными палочками, пуговицами, мячами-ёжиками, платочками и т. д. Например: “Узловка” (пальчиковая игра). Берём верёвку диаметром 4-6 мм и завязываем на ней 4-8 узлов. Подвешиваем её вертикально. Ребёнок пальцами подтягивает узел, а ладонью сжимает его (как при лазанье на канате, и так движется дальше (со словами) :
Лезет, лезет альпинист –
В этом деле он артист.
По скале и по верёвке
Он наверх залезет ловко!
Для укрепления зрения используйте следующие моменты: зрительные паузы, в любое время дня дети закрывают глаза и открывают, можно веки прижать пальчиком. Коррекционные физминутки – для укрепления зрения – проводятся на занятиях, т. к. необходима полная раскованность детей в движениях, что достигается развитием воображения, фантазии. (“Жук”, “Прогулка в зимнем лесу”, “Самолёт”, “Ладошки”, “Цветы”). Массаж глаз – проводится во время утренней гимнастики и на занятиях. Массаж помогает детям снять усталость, напряжение, улучшает обмен веществ в тканях глаза. Зрительная гимнастика – даёт возможность глазу справиться со значительной зрительной нагрузкой. Гимнастикой пользуйтесь на занятиях рисования, рассматривания картин, при длительном наблюдении. Тренировочные упражнения для глаз проводите несколько раз в день, в зависимости от деятельности, вызывающие напряжение. Зрительные ориентиры (пятна) – снимают утомление глаз и повышают двигательную активность в течение дня.
• Красный – стимулирует детей в работе. Это сила внимания.
• Оранжевый, жёлтый – соответствуют положительному рабочему настроению. Это тепло, оптимизм, радость.
• Синий, голубой, зелёный – действуют успокаивающе. Это общение, надежда, вдохновение.
Все эти средства способствуют развитию психологической комфортности детей, которая обеспечивает их эмоциональное благополучие, снимает напряжение во время занятий, игр. Детям нравятся эмоциональные разминки (похохочем; покричим так, чтобы стены задрожали; как будто кричит огромный, неведомый зверь и т. д.)
Чаще используйте минутки покоя:
- посидим молча с закрытыми глазами; - посидим и полюбуемся на горящую свечу; - ляжем на спину и расслабимся, будто мы тряпичные куклы; - помечтаем под эту прекрасную музыку.
Наряду с традиционными формами работы проводите с детьми самомассаж от простуды (автор А. И. Уманская). Все знают, что у человека на теле имеются особые точки, которые регулируют деятельность внутренних органов. Массаж этих точек повышает защитные силы организма в целом. Самомассаж делать несложно. Дети слегка надавливают на точку и делают круговые движения 9 раз по часовой стрелке и 9 раз против часовой стрелки. В группе есть картотека схем этих точек, а также детей знакомим с лечебными точками на утренней гимнастике и на занятиях. Массаж делайте 1-2 раза в день.
Ежедневно проводите закаливание. Мы знаем, что закалённый человек быстро и без малейшего вреда для здоровья приспосабливается к любым изменениям температуры воздуха, легко переносит холод, жару. Закаливание повышает не только устойчивость к влиянию плохой погоды, но и совершенствует, мобилизует резервные возможности адаптационных систем, чем обеспечивается профилактика простудных и других заболеваний.
Для приобщения детей к здоровому образу жизни ежедневно используйте “Гимнастику маленьких волшебников”. Дети здесь не просто “работают” - они играют, лепят, мнут, разглаживают своё тело, видя в нём предмет заботы, ласки, любви. Делая массаж живота, шеи, головы, рук, ушных раковин и т. д., ребёнок воздействует на весь организм в целом. У него полная уверенность в том, что он действительно творит что-то прекрасное, всё это развивает у ребёнка позитивное ценностное отношение к собственному телу. Эту гимнастику дети могут выполнят в любое свободное время от занятий.
Наши дети должны быть здоровыми, а для этого надо не так уж много: систематичность выполнения, привычку, удовольствие в выполнении упражнений.
В течение дня изыскивайте минутку, чтобы доставить детям удовольствие, выполняя следующие упражнения:потянуться как кошка, поваляться как неваляшка, позевать, открывая рот до ушей, поползать как змея без помощи рук. Это очень важно для развития и укрепления опорно - мышечной системы ребёнка.
Музыкотерапия – один из методов, который укрепляет здоровье детей, доставляет детям удовольствие. Музыка способствует развитию творчества, фантазии. Мелодия действует особенно эффективно для наших гиперактивных детей, повышает интерес к окружающему миру, способствует развитию культуры ребёнка. Используйте мелодии на занятиях, во время принятия пищи, перед сном и во время сна. Так, прослушав запись “Колыбельной мелодии”, дети успокаиваются, расслабляются, затихают и засыпают. Ребёнка успокаивает ласковое обращение, монотонность пения. Звуки флейты расслабляют детей, звуки “шелеста листьев”, “шума моря” и других природных явлений заставляют детей вслушиваться в звуки природы и погружаться в них. Для этого мы широко используем кассету “Волшебство природы”.
Оздоровительные силы природы имеют огромное значение для здоровья детей :
• Регулярные прогулки на свежем воздухе;
• Экскурсии;
• Походы;
• Солнечные и воздушные ванны;
• Водные процедуры;
• Фитотерапия;
• Аромотерапия;
• Витаминотерапия
• Закаливание
• Бассейн и др.
Г. А. Сперанский писал: “День, проведённый ребёнком без прогулки, потерян для его здоровья”. Ребёнок дошкольного возраста должен ежедневно находиться на улице не менее 3-х часов. С детьми старались как можно больше находиться на свежем воздухе.
Через экскурсии в лес, прогулки, походы, занятия на свежем воздухе, развлечения дети получают необходимый опыт, учатся исследовать, наблюдать, заботятся о своём здоровье. В лесу дети получали солнечные и воздушные ванны, что благотворно действует на весь организм, повышает тонус нервной системы и увеличивает сопротивляемость организма к простудным заболеваниям. Естественные ароматы леса благотворно влияют на ребёнка, учат правильно пользоваться этими запахами. Дети узнают о пользе чистого воздуха, о лечебных травах, цветах, о пользе деревьев. Рассуждают: можно ли жечь мусор? Откуда появился плохой воздух?
Большой оздоровительный эффект имеет “Аромотерапия” - процесс дыхания ароматов. Это положительно воздействует на нервную систему и головной мозг. Запахи сосны – очищают органы дыхания, повышают тонус. Запах берёзы – улучшает работу сердечно – сосудистой и дыхательной системы. Запах ели и тополя – очищает пищеварительный тракт. Запах крапивы уничтожает бациллы. Букеты из веток берёзы, сосны, кедра, можжевельника родители приносят из леса, и сами ставят в приёмной, спальне для очищения помещения. (Букеты и в сухом виде очищают воздух).
Еженедельно в группе, в спальне сжигайте небольшое количество кусочков древесины, коры. Этим мы уничтожаем вирусы и микробы. Перед приходом детей в детский сад опрыскивайте группу маслом ромашки, герани, что действует на детей успокаивающе.
Предлагайте детям вдыхать кедровое, лимонное, камфорное масло – организм стимулируется этими ароматами. Заведите в группе “Волшебный колодец”. Родители принесут: свежую ягоду, морковь, яблоки. Всё это рассмотреть, определить на запах, на вкус. Объяснить, что всё это полезно для здоровья человека и заменить “конфетку” на стакан ягодного напитка, на морковный сок, на ягоду. В течение дня дети получают удовольствие от ягод смородины, от напитка из плодов шиповника, клюквы, облепихи, брусники. Оздоровительные силы природы активизируют биологические процессы в организме ребёнка, повышают общую работоспособность организма, доставляют радость, замедляют процессы утомления.
Вместе с родителями создайте в группе “Уголок здоровья”. Расположите в нё м: осиновые плошки, грецкие орехи, разнообразные запахи (аромотерапия, кора, бусы, чётки, бумага, схемы для выражения эмоций, массажеры, схемы для точечного массажа и т. д. Все эти предметы хорошо снимают напряжение, агрессию, негативные эмоции. Дети, занимаясь этими предметами незаметно для себя оздоравливаются.
- Цветные камушки, листочки – приготовлены для удовольствия, радости, тепла.
- Губки, бумага – для снятия стресса.
- Шарики, массажеры – для развития мелкой моторики и т. д.
В уголке здоровья поместите книги, энциклопедии, иллюстрации, схемы. Рассматривая их, у детей проявляется интерес к своему здоровью.
Оформите дидактические игры:
“Структура человеческого тела”
“Спорт – это здоровье”
“Чистим зубы правильно”
“Бережём уши” и т. д.
Все эти игры научат детей контролировать себя и своё поведение, настроение, закрепят культурно – гигиенические навыки, заставят задумываться о здоровье.
Мы знаем, что гигиенические средства содействуют укреплению здоровья и стимулируют развитие адаптивных свойств организма:
• личная гигиена;
• проветривание;
• влажная уборка;
• режим питания;
• сон;
• правильное мытьё рук;
• обучение детей элементарным приёмам здорового образа жизни;
• обучение простейшим навыкам оказания первой помощи при порезах, укусах, ожогах и т. д.
• ограничение уровня учебной нагрузки во избежание утомления.
Все навыки, умения, привычки закрепляйте и используйте в работе с детьми в валеологических и экологических проектах.
Работа по проектам: “Начни с зарядки”, “Чистые руки”, “Гигиена приёма пищи”, “Для чего мы чистим зубы”, “Охрана здоровья”, “Если хочешь быть здоров – закаляйся”, “Страна здоровья” - организует деятельность детей, направляет на развитие и совершенствование умений, навыков. Дети, составляя проекты, закрепят правила личной гигиены, культуры поведения. Проекты: “Вдыхай бодрящий аромат”, “Мой дом – мой друг”, стимулируют детей к здоровому образу жизни, формируют активное отношение к окружающему миру, сопереживания и сопричастности к нему. Участие детей в выполнении проектов, способствует установлению активной позиции, в самосоздании экологически здоровой среды, а также к здоровому образу жизни. Выполняя проекты, дети делают маленькие шаги к культуре здоровья, приобретают навыки здоровьетворческой деятельности. В ходе реализации проектов дети придумывают эмблемы, выбирают цели проектов, находят с родителями книги, иллюстрации, пословицы, загадки, выполняют интересные рисунки. Этот материал оформите в “уголке здоровья”, в “книжках – раскладушках”, используйте в дидактических играх, на непосредственно образовательной деятельности. НОД познавательного цикла о здоровье стройте с учётом потребностей детей в саморазвитии, в сотрудничестве, в подражании, в приобретении опыта :
На НОД “Правила поведения на воде” и “Воздух и здоровье” - даём понятия об использовании воды и воздуха человеком, учим правилам, умениям жить и заботиться об окружающей среде, о своём здоровье.
На НОД “Для чего мы чистим зубы” и “Гигиена приёма пищи” - дети приобщаются к культуре поведения, личной гигиене.
На НОД “Земная аптека” дети познакомятся с лекарственными растениями близкого окружения. Они много раз видели их вблизи дома, двора, города, в лесу, но знаний о них не имели, не знали их пользы для человека. А теперь прекрасно узнают ромашку, одуванчик, крапиву и рассказывают, как лечились этими растениями. Лекарственные растения помогают человеку победить болезнь, ими лечатся и животные и птицы. Знания детей, полученные на познавательных занятиях, используйте в играх, дома при лечении собственных недомоганий. Дети получат достаточно знаний, многому научатся в дальнейшем, и будут опираться на свой опыт.
Мы знаем, что свежий воздух улучшает состояние здоровья, поэтому создайте в группе “Фитомодели” из комнатных растений, которые станут не только украшением интерьера, но и помощниками в оздоровлении детей. Все растения подбирайте с учётом благотворительного влияния на самочувствие и здоровье детей.
На НОД и в свободное время расскажите детям о пользе комнатных растений, приучайте ухаживать за растениями. Расскажите детям, что растения подавляют жизнедеятельность опасных микроорганизмов, повышающих бактерицидную энергию воздуха, растения озонируют воздух, а мы знаем, что свежий воздух улучшает состояние здоровья, излечивает многие заболевания.
Поможет в работе по воспитанию здорового образа жизни специальный альбом : “Я, и моё здоровье”, в который записываются антропометрические данные, обводятся кисти руки, стопы детей. Помещаются фотографии с занятий по физкультуре, во время сна, во время закаливания и т. д., рисунки: “Что я люблю больше всего?”, “Я на прогулке”, “Город и я”, “Моё настроение”. Записываются воспитателями и родителями впечатления об интересных походах, экскурсиях, играх, мысли детей о здоровье.
Пусть родители выполняют задание вместе с детьми. Помогая своим детям, родители тем самым развивают у них познавательную активность, показывают свою заинтересованность. Дети очень любят, когда мама, папа помогают ему подготовить что-то по поручению воспитателя. На родительских собраниях, групповых и индивидуальных консультациях учите оценивать здоровье ребёнка. Вместе составьте памятки здоровья (“паспорт здоровья”). Родителям предложите картотеки различных гимнастик, упражнений для занятий дома, литературу, брошюры, консультации.
Для родителей оформите в “Уголке здоровья” рекомендации, советы:
• папки – передвижки;
• приглашайте на открытые просмотры гимнастик, физкультурных занятий, прогулок и т. д. ;
• проводите анкетирования.
Все эти приёмы позволят вам постепенно стабилизировать здоровье детей, снизить заболеваемость, приобщить к здоровому образу жизни. У родителей и у нас одна цель – воспитывать здоровых детей.
Существует десять золотых правил здоровьесбережения :
1. Соблюдайте режим дня!
2. Обращайте больше внимания на питание!
3. Больше двигайтесь!
4. Спите в прохладной комнате!
5. Не гасите в себе гнев, дайте вырваться ему наружу!
6. Постоянно занимайтесь интеллектуальной деятельностью!
7. Гоните прочь уныние и хандру!
8. Адекватно реагируйте на все проявления своего организма!
9. Старайтесь получать как можно больше положительных эмоций!
10. Желайте себе и окружающим только добра!
Таким образом, здоровьесберегающие технологии можно рассматривать как одну из самых перспективных систем 21-го века и как совокупность методов и приемов организации обучения дошкольников, без ущерба для их здоровья.
Что такое здоровье сберегающие технологии?
Это многие из знакомых большинству педагогов психолого-педагогических приемов и методов работы, технологий, подходов к реализации различных проблем плюс постоянное стремление самого педагога к самосовершенствованию. Мы только тогда можем сказать, что процесс осуществляется по здоровье сберегающим образовательным технологиям, если при реализации используемой педагогической системы решается задача сохранения здоровья дошкольников и педагогов. Технология (от греческих слов «techne» - искусство, умение и «logos» - учение, наука) - совокупность знаний и способов деятельности.
Цель здоровьесберегающих образовательных технологий обеспечить ребенку в условиях комплексной информатизации образования возможность сохранения здоровья, сформировать необходимые знания, умения и навыки не только общеобразовательного характера, но и здорового образа жизни, научить использовать полученные знания в повседневной жизни.
Приобщение
детей к здоровому образу жизни посредством создания развивающей среды

Нормой жизни и поведения каждого человека должно быть
сознательное и ответственное отношение человека к здоровью как к общественной
ценности. Бесспорно, что уровень и продолжительность жизни человека, а также
состояние его здоровья во
многом определяется моделью поведения, формируемой в детстве. И одной из сторон
данного процесса должно явиться формирование культуры здоровья, как части
общей культуры человека – осознание здоровья, как жизненно важной ценности, воспитание ответственного
отношения к своему здоровью, здоровью окружающих
людей и природной среды.
Люди являются частью природы. Мы все отвечаем за то, чтобы природа сохранилась
везде на нашей планете: в лесу – куда мы ходим отдыхать; в реке
– где мы плаваем:
в городе – где мы живём. Мы должны заботиться и о себе, своём здоровье, окружающих
людях, чистоте воздуха и воды.
Здоровье –
одна из главных ценностей в жизни. Каждый ребёнок хочет быть сильным, бодрым, энергичным: бегать,
не уставая, кататься на велосипеде, плавать, играть с ребятами во дворе, не
болеть. Плохое самочувствие, болезни являются причинами отставания в росте,
неудач на занятиях, в играх, в спорте.
Здоровый образ жизни не
занимает пока первое место в иерархии потребностей и ценностей человека в нашем
обществе, но если мы научим детей с самого раннего возраста ценить, беречь и
укреплять своё здоровье,
если мы будем личным примером демонстрировать здоровый образ жизни, то можно надеяться, что будущее
поколение будет более здоровым и развитым не только физически, но
и личностно, интеллектуально, духовно.
Есть поговорка:
“В здоровом теле –
здоровый дух”. Но не ошибётся тот, кто скажет, что здоровый дух (духовное) порождает здоровое тело.
В настоящее время в
педагогике возникло особое направление: “педагогика оздоровления”, в основе
которой лежат представления о развитии здорового ребёнка, здорового духовно и физически. Цель педагогики оздоровления :
сформировать у дошкольников основы здорового образа жизни и добиться осознанного
выполнения элементарных правил здоровьесбережения. Для достижения целей здоровьесберегающих технологий
в дошкольном возрасте мы применяем следующие группы средств :
1. Средства двигательной направленности:
•
физические упражнения;
•
физкультминутки и паузы;
•
эмоциональные разрядки;
• гимнастика (оздоровительная после сна);
•
пальчиковая гимнастика, зрительная, дыхательная, корригирующая;
•
лечебная физкультура;
•
подвижные и спортивные игры;
•
массаж;
•
самомассаж;
•
психогимнастика;
•
сухой бассейн и др.
Ежедневно в своей работе с детьми используйте такую форму, как
пальчиковые игры. Систематические упражнения пальцев являются мощным средством повышения
работоспособности головного мозга. Психологи утверждают, что гимнастика для
пальцев рук развивает мыслительную
деятельность, память, внимание ребёнка. В группах создайте картотеку стихов,
сопровождающие упражнения, книги для развития мелкой моторики, различные предметы для выполнения
упражнений. Широко используйте пальчиковые игры без предметов в свободное
время, на прогулках. На занятиях в утренний отрезок времени, в играх старайтесь выполнять
упражнения с предметами: прищепками, пробками, счётными палочками,
пуговицами, мячами-ёжиками, платочками и т. д. Например: “Узловка” (пальчиковая игра).
Берём верёвку диаметром 4-6 мм и завязываем на ней 4-8 узлов. Подвешиваем её
вертикально. Ребёнок пальцами подтягивает узел, а ладонью сжимает его (как при
лазанье на канате, и так движется дальше (со словами) :
Лезет,
лезет альпинист –
В
этом деле он артист.
По
скале и по верёвке
Он
наверх залезет ловко!
Для укрепления зрения
используйте следующие моменты: зрительные паузы, в любое
время дня дети закрывают глаза и открывают, можно веки прижать пальчиком.
Коррекционные физминутки – для укрепления зрения – проводятся на занятиях, т.
к. необходима полная раскованность детей в движениях, что достигается развитием воображения,
фантазии. (“Жук”,
“Прогулка в зимнем лесу”, “Самолёт”, “Ладошки”, “Цветы”). Массаж
глаз – проводится во время утренней гимнастики и на занятиях. Массаж помогает
детям снять усталость, напряжение, улучшает обмен веществ в тканях глаза.
Зрительная гимнастика – даёт возможность глазу справиться со значительной
зрительной нагрузкой. Гимнастикой пользуйтесь на занятиях рисования,
рассматривания картин, при длительном наблюдении. Тренировочные упражнения для
глаз проводите несколько раз в день, в зависимости от деятельности, вызывающие
напряжение. Зрительные ориентиры (пятна) – снимают утомление глаз и повышают
двигательную активность в течение дня.
• Красный – стимулирует детей в работе. Это сила внимания.
•
Оранжевый, жёлтый – соответствуют положительному рабочему настроению. Это
тепло, оптимизм, радость.
•
Синий, голубой, зелёный – действуют успокаивающе. Это общение, надежда,
вдохновение.
Все эти средства способствуют развитию психологической
комфортности детей,
которая обеспечивает их эмоциональное благополучие, снимает напряжение во время
занятий, игр. Детям нравятся эмоциональные разминки (похохочем; покричим так,
чтобы стены задрожали; как будто кричит огромный, неведомый зверь и т. д.)
Чаще используйте
минутки покоя:
-
посидим молча с закрытыми глазами; - посидим и полюбуемся на горящую свечу; -
ляжем на спину и расслабимся, будто мы тряпичные куклы; - помечтаем под эту
прекрасную музыку.
Наряду с традиционными формами работы проводите с детьми
самомассаж от простуды (автор А. И. Уманская). Все знают, что у человека на
теле имеются особые точки, которые регулируют деятельность внутренних органов.
Массаж этих точек повышает защитные силы организма в целом. Самомассаж делать
несложно. Дети слегка надавливают на точку и делают круговые движения 9 раз по
часовой стрелке и 9 раз против часовой стрелки. В группе есть картотека схем
этих точек, а также детей знакомим с лечебными точками на утренней гимнастике и на
занятиях. Массаж делайте 1-2 раза в день.
Ежедневно проводите закаливание. Мы знаем, что закалённый
человек быстро и без малейшего вреда для здоровья приспосабливается к любым изменениям
температуры воздуха, легко переносит холод, жару. Закаливание повышает не
только устойчивость к влиянию плохой погоды, но и совершенствует, мобилизует
резервные возможности адаптационных систем, чем обеспечивается профилактика
простудных и других заболеваний.
Для приобщения
детей к здоровому образу жизни ежедневно используйте “Гимнастику
маленьких волшебников”. Дети здесь не просто “работают” - они играют, лепят,
мнут, разглаживают своё тело, видя в нём предмет заботы, ласки, любви. Делая
массаж живота, шеи, головы, рук, ушных раковин и т. д., ребёнок воздействует на
весь организм в целом. У него полная уверенность в том, что он действительно
творит что-то прекрасное, всё это развивает у ребёнка позитивное ценностное отношение к
собственному телу. Эту гимнастику дети могут выполнят в любое свободное время
от занятий.
Наши дети должны быть здоровыми, а для этого надо не так уж много: систематичность выполнения,
привычку, удовольствие в выполнении упражнений.
В течение дня изыскивайте минутку, чтобы доставить детям
удовольствие, выполняя
следующие упражнения:потянуться как кошка, поваляться как неваляшка,
позевать, открывая рот до ушей, поползать как змея без помощи рук. Это очень
важно для развития и
укрепления опорно - мышечной системы ребёнка.
Музыкотерапия – один из методов, который укрепляет здоровье детей,
доставляет детям удовольствие. Музыка способствует развитию творчества, фантазии.
Мелодия действует особенно эффективно для наших гиперактивных детей, повышает интерес
к окружающему миру, способствует развитию культуры ребёнка. Используйте мелодии на занятиях,
во время принятия пищи, перед сном и во время сна. Так, прослушав запись
“Колыбельной мелодии”, дети успокаиваются, расслабляются, затихают и засыпают.
Ребёнка успокаивает ласковое обращение, монотонность пения. Звуки флейты
расслабляют детей,
звуки “шелеста листьев”, “шума моря” и других природных явлений
заставляют детей вслушиваться
в звуки природы и погружаться в них. Для этого мы широко используем кассету
“Волшебство природы”.
Оздоровительные силы
природы имеют огромное значение для здоровья детей :
•
Регулярные прогулки на свежем воздухе;
•
Экскурсии;
•
Походы;
•
Солнечные и воздушные ванны;
•
Водные процедуры;
•
Фитотерапия;
•
Аромотерапия;
•
Витаминотерапия
•
Закаливание
•
Бассейн и др.
Г. А. Сперанский писал: “День, проведённый ребёнком без
прогулки, потерян для его здоровья”. Ребёнок дошкольного возраста должен ежедневно
находиться на улице не менее 3-х часов. С детьми старались как можно больше
находиться на свежем воздухе.
Через экскурсии в лес, прогулки, походы, занятия на свежем
воздухе, развлечения дети
получают необходимый опыт, учатся исследовать, наблюдать, заботятся о
своём здоровье.
В лесу дети получали солнечные и воздушные ванны, что благотворно действует на
весь организм, повышает тонус нервной системы и увеличивает сопротивляемость
организма к простудным заболеваниям. Естественные ароматы леса благотворно
влияют на ребёнка, учат правильно пользоваться этими запахами. Дети узнают о
пользе чистого воздуха, о лечебных травах, цветах, о пользе деревьев. Рассуждают: можно
ли жечь мусор? Откуда появился плохой воздух?
Большой оздоровительный эффект имеет “Аромотерапия” - процесс
дыхания ароматов. Это положительно воздействует на нервную систему и головной
мозг. Запахи сосны – очищают органы дыхания, повышают тонус. Запах берёзы –
улучшает работу сердечно – сосудистой и дыхательной системы. Запах ели и тополя
– очищает пищеварительный тракт. Запах крапивы уничтожает бациллы. Букеты из
веток берёзы, сосны, кедра, можжевельника родители приносят из леса, и сами
ставят в приёмной, спальне для очищения помещения. (Букеты и в сухом виде очищают
воздух).
Еженедельно в группе, в спальне сжигайте небольшое количество
кусочков древесины, коры. Этим мы уничтожаем вирусы и микробы. Перед
приходом детей в
детский сад опрыскивайте группу маслом ромашки, герани, что действует на детей успокаивающе.
Предлагайте детям вдыхать кедровое, лимонное, камфорное масло –
организм стимулируется этими ароматами. Заведите в группе “Волшебный
колодец”. Родители
принесут: свежую ягоду, морковь, яблоки. Всё это рассмотреть,
определить на запах, на вкус. Объяснить, что всё это полезно для здоровья человека
и заменить “конфетку” на стакан ягодного напитка, на морковный сок, на ягоду. В
течение дня дети получают удовольствие от ягод смородины, от напитка из плодов
шиповника, клюквы, облепихи, брусники. Оздоровительные силы природы активизируют
биологические процессы в организме ребёнка, повышают общую работоспособность
организма, доставляют радость, замедляют процессы утомления.
Вместе с родителями создайте в группе “Уголок здоровья”. Расположите в нё м: осиновые плошки,
грецкие орехи, разнообразные
запахи (аромотерапия, кора, бусы, чётки, бумага, схемы для
выражения эмоций, массажеры, схемы для точечного массажа и т. д. Все эти
предметы хорошо снимают напряжение, агрессию, негативные эмоции. Дети,
занимаясь этими предметами незаметно для себя оздоравливаются.
- Цветные
камушки, листочки – приготовлены для удовольствия, радости, тепла.
-
Губки, бумага – для снятия стресса.
- Шарики, массажеры – для развития мелкой моторики и т. д.
В уголке здоровья поместите книги, энциклопедии, иллюстрации, схемы.
Рассматривая их, у детей проявляется
интерес к своему здоровью.
Оформите дидактические игры:
“Структура
человеческого тела”
“Спорт – это здоровье”
“Чистим
зубы правильно”
“Бережём
уши” и т. д.
Все эти игры научат детей контролировать себя и своё поведение,
настроение, закрепят культурно – гигиенические навыки, заставят задумываться
о здоровье.
Мы знаем, что гигиенические средства содействуют укреплению здоровья и стимулируют
развитие адаптивных
свойств организма:
•
личная гигиена;
•
проветривание;
•
влажная уборка;
•
режим питания;
•
сон;
•
правильное мытьё рук;
• обучение детей элементарным приёмам здорового образа жизни;
•
обучение простейшим навыкам оказания первой помощи при порезах, укусах, ожогах
и т. д.
•
ограничение уровня учебной нагрузки во избежание утомления.
Все
навыки, умения, привычки закрепляйте и используйте в работе с детьми в
валеологических и экологических проектах.
Работа по проектам:
“Начни с зарядки”, “Чистые руки”, “Гигиена приёма пищи”, “Для чего мы чистим
зубы”, “Охрана здоровья”,
“Если хочешь быть здоров
– закаляйся”, “Страна здоровья” - организует деятельность детей, направляет
на развитие и
совершенствование умений, навыков. Дети, составляя проекты, закрепят правила
личной гигиены, культуры поведения. Проекты: “Вдыхай бодрящий аромат”, “Мой дом – мой
друг”, стимулируют детей
к здоровому образу жизни, формируют активное отношение к окружающему
миру, сопереживания и сопричастности к нему. Участие детей в выполнении
проектов, способствует установлению активной позиции, в самосоздании экологически
здоровой среды, а также к здоровому образу жизни. Выполняя проекты, дети делают
маленькие шаги к культуре здоровья, приобретают навыки здоровьетворческой деятельности. В ходе
реализации проектов дети придумывают эмблемы, выбирают цели проектов, находят с
родителями книги, иллюстрации, пословицы, загадки, выполняют интересные
рисунки. Этот материал оформите в “уголке здоровья”, в “книжках – раскладушках”, используйте в
дидактических играх, на непосредственно образовательной деятельности. НОД
познавательного цикла о здоровье стройте с учётом потребностей детей в саморазвитии, в
сотрудничестве, в подражании, в приобретении опыта :
На НОД “Правила поведения на воде” и “Воздух и здоровье” - даём
понятия об использовании воды и воздуха человеком, учим правилам, умениям жить
и заботиться об окружающей среде, о своём здоровье.
На НОД “Для чего мы чистим зубы” и “Гигиена приёма пищи” -
дети приобщаются к
культуре поведения, личной гигиене.
На НОД “Земная аптека” дети познакомятся с лекарственными
растениями близкого окружения. Они много раз видели их вблизи дома, двора,
города, в лесу, но знаний о них не имели, не знали их пользы для человека. А
теперь прекрасно узнают ромашку, одуванчик, крапиву и рассказывают, как
лечились этими растениями. Лекарственные растения помогают человеку победить
болезнь, ими лечатся и животные и птицы. Знания детей, полученные на познавательных занятиях, используйте в
играх, дома при лечении собственных недомоганий. Дети получат достаточно
знаний, многому научатся в дальнейшем, и будут опираться на свой опыт.
Мы знаем, что свежий воздух улучшает состояние здоровья, поэтому создайте в группе
“Фитомодели” из комнатных растений, которые станут не только украшением
интерьера, но и помощниками в оздоровлении детей. Все растения подбирайте с учётом
благотворительного влияния на самочувствие и здоровье детей.
На НОД и в свободное время расскажите детям о пользе комнатных
растений, приучайте ухаживать за растениями. Расскажите детям, что растения
подавляют жизнедеятельность опасных
микроорганизмов, повышающих бактерицидную энергию воздуха, растения озонируют
воздух, а мы знаем, что свежий воздух улучшает состояние здоровья, излечивает многие
заболевания.
Поможет в работе по воспитанию здорового образа жизни специальный альбом : “Я, и
моё здоровье”,
в который записываются антропометрические данные, обводятся кисти руки,
стопы детей.
Помещаются фотографии с занятий по физкультуре, во время сна, во время
закаливания и т. д., рисунки: “Что я люблю больше всего?”, “Я на прогулке”,
“Город и я”, “Моё настроение”. Записываются воспитателями и родителями
впечатления об интересных походах, экскурсиях, играх, мысли детей о здоровье.
Пусть родители выполняют задание вместе с детьми. Помогая своим
детям, родители тем самым развивают у них познавательную активность, показывают
свою заинтересованность. Дети очень любят, когда мама, папа помогают ему
подготовить что-то по поручению воспитателя. На родительских собраниях, групповых и
индивидуальных консультациях учите оценивать здоровье ребёнка. Вместе составьте памятки здоровья (“паспорт здоровья”).
Родителям предложите картотеки различных гимнастик, упражнений для занятий
дома, литературу, брошюры, консультации.
Для родителей оформите в “Уголке здоровья” рекомендации, советы:
•
папки – передвижки;
•
приглашайте на открытые просмотры гимнастик, физкультурных занятий, прогулок и
т. д. ;
•
проводите анкетирования.
Все эти приёмы позволят вам постепенно стабилизировать здоровье детей, снизить
заболеваемость, приобщить
к здоровому образу жизни. У родителей и у нас одна цель –
воспитывать здоровых
детей.
Существует десять золотых правил здоровьесбережения :
1.
Соблюдайте режим дня!
2. Обращайте больше
внимания на питание!
3.
Больше двигайтесь!
4.
Спите в прохладной комнате!
5.
Не гасите в себе гнев, дайте вырваться ему наружу!
6.
Постоянно занимайтесь интеллектуальной деятельностью!
7.
Гоните прочь уныние и хандру!
8.
Адекватно реагируйте на все проявления своего организма!
9.
Старайтесь получать как можно больше положительных эмоций!
10. Желайте себе и окружающим только добра!
Таким образом, здоровьесберегающие технологии можно рассматривать как одну из
самых перспективных систем 21-го века и как совокупность методов и приемов
организации обучения дошкольников, без ущерба для их здоровья.
Что такое здоровье сберегающие технологии?
Это многие из знакомых большинству педагогов
психолого-педагогических приемов и методов работы, технологий, подходов к реализации
различных проблем плюс постоянное стремление самого педагога к
самосовершенствованию. Мы только тогда можем сказать, что процесс
осуществляется по здоровье
сберегающим образовательным технологиям, если при реализации
используемой педагогической системы решается задача сохранения здоровья дошкольников
и педагогов. Технология (от греческих слов «techne» - искусство, умение и «logos» -
учение, наука) - совокупность знаний и способов деятельности.
Цель здоровьесберегающих образовательных технологий обеспечить
ребенку в условиях комплексной информатизации образования возможность сохранения здоровья, сформировать
необходимые знания, умения и навыки не только общеобразовательного характера, но и здорового образа жизни,
научить использовать полученные знания в повседневной жизни.
Скачано с www.znanio.ru