"Приоритетные направления логопедической коррекции обучающихся с РАС"
Оценка 5
Повышение квалификации
doc
психологическая работа +1
Взрослым
18.02.2018
Эта статья расказывает о специфике коррекционной работы учителя-логопеда с детьми с РАС при реализации АООП НОО. Раскрывает задачи деятельности логопеда в работе с обучающимис РАС, и объясняет основные моменты коррекционно-развивающей программы в обучении детей с РАС «Альтернативная коммуникация», для обучающихся начальной школы.
приоритетные напрвления логопедической коррекции детей с РАС.doc
Тема: «Приоритетные направления
логопедической коррекции обучающихся с РАС» «Задачи деятельности логопеда в работе с обучающимис РАС»
«Основные моменты коррекционноразвивающей программы в обучении
детей с РАС «Альтернативная коммуникация»
Специфика коррекционной работы учителялогопеда с детьми с РАС при
реализации АООП НОО.
АООП НОО обучающихся с ОВЗ разрабатываются на основе ФГОС с учетом
особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей
и обеспечивают коррекцию нарушений развития и их социальную адаптацию.
В структуру АООП НОО обязательно включается Программа коррекционной
работы, направленная на поддержку в освоении АООП.
Программа коррекционной работы должна содержать: цель, задачи,
программы коррекционных курсов, систему комплексного психологомедико
педагогического обследования обучающихся, основные направления
(диагностическое, коррекционноразвивающее, консультативное,
информационнопросветительское), описание специальных условий обучения
и воспитания обучающихся с РАС, планируемые результаты освоения
коррекционноразвивающей области, механизмы реализации программы.
ФГОС принимает во внимание, что группа детей с РАС неоднородна, поэтому
требования к структуре адаптивной программы и условия, необходимые для
ее реализации прописываются дифференцированно, предлагается 4 варианта
адаптивной образовательной программы.
Задачи логопеда:
формирование и развитие различных видов устной речи (разговорно
диалогической, описательноповествовательной) на основе обогащения знаний
об окружающей действительности;
обогащение и развитие словаря, уточнение значения слова, развитие
лексической системности, формирование семантических полей;
развитие и совершенствование грамматического строя речи, связной речи;
коррекция недостатков письменной речи (чтения и письма);
развитие способности вступать в коммуникацию со взрослыми и учащимися:
умение вступать в диалогическое взаимодействие с окружающими, используя
различные средства коммуникации (вербальные и невербальные), умение
начать и поддержать разговор, задать вопрос, ответить на вопрос собеседника,
умение обратиться к взрослому с просьбой, умение использовать в
коммуникативных целях не только устную, но и письменную речь. Основные задачи реализации содержания коррекционной работы:
развитие речи как средства общения в контексте познания окружающего
мира и личного опыта ребенка;
развитие способности использовать доступные вербальные и невербальные
средства коммуникации;
развитие способности понимать обращенную речь и смысл доступных
невербальных графических знаков (рисунков, фотографий, пиктограмм и
других графических изображений), неспецифических жестов;
использование альтернативных средств коммуникации;
формирование навыка использования речи в зависимости от социального
контекста, умения участвовать в диалоге;
коррекция письменной речи: чтения (глобальное и аналитическое) и письма в
доступных для ребенка пределах.
Результаты логопедической работы должны отражать:
1) умение использовать доступные невербальные (жесты, рисунки,
пиктограммы, предметные и символические календари, вокализации,
голосовые реакции и другие) и вербальные средства общения в практике
взаимодействия со взрослыми и детьми для решения практических задач;
2) умение вступать в контакт, поддерживать и завершать его, используя
невербальные и вербальные средства, соблюдая общепринятые правила
коммуникации;
3) понимание и использование слов и простых фраз, обозначающих объекты и
явления окружающего мира;
4) умение использовать знакомый речевой материал в процессе коммуникации
в бытовых и практических ситуациях;
5) умение дополнять отсутствие речевых средств невербальными средствами;
6) сформированность позитивного отношения к речевому общению (на уровне
индивидуальных возможностей обучающегося),
Традиционные методы и приемы:
словесные («коммуникативная атака» (выбор эмоционально привлекательного
момента –ароматерапии, музыки, стихотворения., того что способно
привлечь), показ образца, пояснение, беседа, рассказ, чтение, педагогическая
оценка),
практические (конструирование, моделирование, артпедагогические и (подкрепление, выбор, моделирование
кинезиологические упражнения (развитие через движение), задания
творческого характера, игры),
логопедический массаж. Используется с целью стимуляции кинестетических
ощущений, для нормализации мышечного тонуса. В результате изменяется
состояние мышц, нервов, кровеносных сосудов, тканей речевого аппарата.
Наглядные.
Нетрадиционные методы и приемы:
1. Вербальноповеденческий подход
повелительного операнта, побочное и дискретное обучение (разбивание
сложного действия на шаги).
2. Альтернативная коммуникация ( жесты, карточки PECS (когда карточка
заменяет слово),визуальное расписание, звуковые игры (озвученные буквы,
живой календарь), интерактивный глобус, таблицы, устройства,
эмоциональное комментирование).
3. ИКТ,
4. Методы НЛП (наглядное моделирование, визуализация, присоединение
и ведение и др.).
5. Артпедагогические (использование изобразительных средств для развития
речи (лепка букв, рисование, воздушные фломастеры).
6. Кинезиологические упражнения (использование движений для развития
речи).
7. Работа с песком. Это направление помогает сформировать, развить и
совершенствовать мелкую моторику, зрительную и двигательную
координацию; снять напряжение с мышц пальцев рук, развить тактильное
восприятие и фонематический слух; совершенствовать грамматический строй
речи; расширять и обогащать словарь ребенка; развить связную речь;
знакомить ребенка с окружающим миром, в том числе со свойствами песка и
воды.
Приемы:
«поскользить» по поверхности песка (как змейка, машина, и т.д.); «пройтись»
ладошками, оставляя свои следы;
оставить отпечатки ладошек, кулачков, ребер ладоней, создавая узоры
(солнышко, цветок, и т.д.);
«пройтись» каждым пальчиком поочередно, правой и левой руки, провести
массаж рук ребенка (при этом можно использовать не только растирание рук, но и различные массажёры, а так же самомассаж с помощью сосновой или
еловой шишки).
Традиционные логопедические игры можно переносить в песочницу.
8. Глобальное чтение. Позволяет развивать импрессивную речь и мышление
ребенка до овладения произношением, развивает зрительное внимание и
память. Ребенок учится узнавать написанные слова целиком, не вычленяя
отдельных букв. Слова должны обозначать известные предметы, действия,
явления. Вводить данный тип чтения можно не раньше, чем ученик сможет
соотносить предмет и его изображение, подбирать парные предметы или
картинки.
Виды работ:
1. Чтение автоматизированных энграмм (имя ребенка, имена его близких,
клички домашних животных).
2. Чтение слов. Подбираются картинки по всем основным лексическим темам
(игрушки, посуда, мебель, транспорт, домашние и дикие животные, птицы,
насекомые, овощи, фрукты, одежда, продукты, цветы), цвета, величина,
количество.
3. Понимание письменных инструкций. Составляются предложения, в
которых используются разные существительные и один и тот же глагол.
4. Чтение предложений. Составляются предложения к серии сюжетных
картинок, на которых одно действующее лицо выполняет разные действия
(Кошка сидит. Кошка спит. Кошка бежит.)
Произнесение звуков речи. Перспектива постановки и вызова звука по показу
(зрительному образцу) проводится сразу после усвоения ребенком вербальных
движений. Начинается работа с попытки вызвать звук любыми способами.
Таким образом, развитие речи ребёнка с синдромом раннего детского аутизма
это длительный, трудоёмкий и планомерный процесс. Дальнейшие занятия
строятся таким образом, чтобы продолжить развитие речи ребёнка, и
аналогичны логопедической работе с детьми, имеющими общее недоразвитие
речи, но для успешной работы особое внимание уделяется уменьшению
эхолаличной речи, которая не позволяет ребенку вступать в полноценное
речевое общение, и формированию навыка ведения диалога.
"Приоритетные направления логопедической коррекции обучающихся с РАС"
"Приоритетные направления логопедической коррекции обучающихся с РАС"
"Приоритетные направления логопедической коррекции обучающихся с РАС"
"Приоритетные направления логопедической коррекции обучающихся с РАС"
"Приоритетные направления логопедической коррекции обучающихся с РАС"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.