Эта статья расказывает о специфике коррекционной работы учителя-логопеда с детьми с РАС при реализации АООП НОО. Раскрывает задачи деятельности логопеда в работе с обучающимис РАС, и объясняет основные моменты коррекционно-развивающей программы в обучении детей с РАС «Альтернативная коммуникация», для обучающихся начальной школы.
Тема: «Приоритетные направления
логопедической коррекции обучающихся с РАС» «Задачи деятельности логопеда в работе с обучающимис РАС»
«Основные моменты коррекционноразвивающей программы в обучении
детей с РАС «Альтернативная коммуникация»
Специфика коррекционной работы учителялогопеда с детьми с РАС при
реализации АООП НОО.
АООП НОО обучающихся с ОВЗ разрабатываются на основе ФГОС с учетом
особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей
и обеспечивают коррекцию нарушений развития и их социальную адаптацию.
В структуру АООП НОО обязательно включается Программа коррекционной
работы, направленная на поддержку в освоении АООП.
Программа коррекционной работы должна содержать: цель, задачи,
программы коррекционных курсов, систему комплексного психологомедико
педагогического обследования обучающихся, основные направления
(диагностическое, коррекционноразвивающее, консультативное,
информационнопросветительское), описание специальных условий обучения
и воспитания обучающихся с РАС, планируемые результаты освоения
коррекционноразвивающей области, механизмы реализации программы.
ФГОС принимает во внимание, что группа детей с РАС неоднородна, поэтому
требования к структуре адаптивной программы и условия, необходимые для
ее реализации прописываются дифференцированно, предлагается 4 варианта
адаптивной образовательной программы.
Задачи логопеда:
формирование и развитие различных видов устной речи (разговорно
диалогической, описательноповествовательной) на основе обогащения знаний
об окружающей действительности;
обогащение и развитие словаря, уточнение значения слова, развитие
лексической системности, формирование семантических полей;
развитие и совершенствование грамматического строя речи, связной речи;
коррекция недостатков письменной речи (чтения и письма);
развитие способности вступать в коммуникацию со взрослыми и учащимися:
умение вступать в диалогическое взаимодействие с окружающими, используя
различные средства коммуникации (вербальные и невербальные), умение
начать и поддержать разговор, задать вопрос, ответить на вопрос собеседника,
умение обратиться к взрослому с просьбой, умение использовать в
коммуникативных целях не только устную, но и письменную речь.Основные задачи реализации содержания коррекционной работы:
развитие речи как средства общения в контексте познания окружающего
мира и личного опыта ребенка;
развитие способности использовать доступные вербальные и невербальные
средства коммуникации;
развитие способности понимать обращенную речь и смысл доступных
невербальных графических знаков (рисунков, фотографий, пиктограмм и
других графических изображений), неспецифических жестов;
использование альтернативных средств коммуникации;
формирование навыка использования речи в зависимости от социального
контекста, умения участвовать в диалоге;
коррекция письменной речи: чтения (глобальное и аналитическое) и письма в
доступных для ребенка пределах.
Результаты логопедической работы должны отражать:
1) умение использовать доступные невербальные (жесты, рисунки,
пиктограммы, предметные и символические календари, вокализации,
голосовые реакции и другие) и вербальные средства общения в практике
взаимодействия со взрослыми и детьми для решения практических задач;
2) умение вступать в контакт, поддерживать и завершать его, используя
невербальные и вербальные средства, соблюдая общепринятые правила
коммуникации;
3) понимание и использование слов и простых фраз, обозначающих объекты и
явления окружающего мира;
4) умение использовать знакомый речевой материал в процессе коммуникации
в бытовых и практических ситуациях;
5) умение дополнять отсутствие речевых средств невербальными средствами;
6) сформированность позитивного отношения к речевому общению (на уровне
индивидуальных возможностей обучающегося),
Традиционные методы и приемы:
словесные («коммуникативная атака» (выбор эмоционально привлекательного
момента –ароматерапии, музыки, стихотворения., того что способно
привлечь), показ образца, пояснение, беседа, рассказ, чтение, педагогическая
оценка),
практические (конструирование, моделирование, артпедагогические и(подкрепление, выбор, моделирование
кинезиологические упражнения (развитие через движение), задания
творческого характера, игры),
логопедический массаж. Используется с целью стимуляции кинестетических
ощущений, для нормализации мышечного тонуса. В результате изменяется
состояние мышц, нервов, кровеносных сосудов, тканей речевого аппарата.
Наглядные.
Нетрадиционные методы и приемы:
1. Вербальноповеденческий подход
повелительного операнта, побочное и дискретное обучение (разбивание
сложного действия на шаги).
2. Альтернативная коммуникация ( жесты, карточки PECS (когда карточка
заменяет слово),визуальное расписание, звуковые игры (озвученные буквы,
живой календарь), интерактивный глобус, таблицы, устройства,
эмоциональное комментирование).
3. ИКТ,
4. Методы НЛП (наглядное моделирование, визуализация, присоединение
и ведение и др.).
5. Артпедагогические (использование изобразительных средств для развития
речи (лепка букв, рисование, воздушные фломастеры).
6. Кинезиологические упражнения (использование движений для развития
речи).
7. Работа с песком. Это направление помогает сформировать, развить и
совершенствовать мелкую моторику, зрительную и двигательную
координацию; снять напряжение с мышц пальцев рук, развить тактильное
восприятие и фонематический слух; совершенствовать грамматический строй
речи; расширять и обогащать словарь ребенка; развить связную речь;
знакомить ребенка с окружающим миром, в том числе со свойствами песка и
воды.
Приемы:
«поскользить» по поверхности песка (как змейка, машина, и т.д.); «пройтись»
ладошками, оставляя свои следы;
оставить отпечатки ладошек, кулачков, ребер ладоней, создавая узоры
(солнышко, цветок, и т.д.);
«пройтись» каждым пальчиком поочередно, правой и левой руки, провести
массаж рук ребенка (при этом можно использовать не только растирание рук,но и различные массажёры, а так же самомассаж с помощью сосновой или
еловой шишки).
Традиционные логопедические игры можно переносить в песочницу.
8. Глобальное чтение. Позволяет развивать импрессивную речь и мышление
ребенка до овладения произношением, развивает зрительное внимание и
память. Ребенок учится узнавать написанные слова целиком, не вычленяя
отдельных букв. Слова должны обозначать известные предметы, действия,
явления. Вводить данный тип чтения можно не раньше, чем ученик сможет
соотносить предмет и его изображение, подбирать парные предметы или
картинки.
Виды работ:
1. Чтение автоматизированных энграмм (имя ребенка, имена его близких,
клички домашних животных).
2. Чтение слов. Подбираются картинки по всем основным лексическим темам
(игрушки, посуда, мебель, транспорт, домашние и дикие животные, птицы,
насекомые, овощи, фрукты, одежда, продукты, цветы), цвета, величина,
количество.
3. Понимание письменных инструкций. Составляются предложения, в
которых используются разные существительные и один и тот же глагол.
4. Чтение предложений. Составляются предложения к серии сюжетных
картинок, на которых одно действующее лицо выполняет разные действия
(Кошка сидит. Кошка спит. Кошка бежит.)
Произнесение звуков речи. Перспектива постановки и вызова звука по показу
(зрительному образцу) проводится сразу после усвоения ребенком вербальных
движений. Начинается работа с попытки вызвать звук любыми способами.
Таким образом, развитие речи ребёнка с синдромом раннего детского аутизма
это длительный, трудоёмкий и планомерный процесс. Дальнейшие занятия
строятся таким образом, чтобы продолжить развитие речи ребёнка, и
аналогичны логопедической работе с детьми, имеющими общее недоразвитие
речи, но для успешной работы особое внимание уделяется уменьшению
эхолаличной речи, которая не позволяет ребенку вступать в полноценное
речевое общение, и формированию навыка ведения диалога.