Природа и музыка. Зимнее утро

  • Занимательные материалы
  • Разработки уроков
  • docx
  • 23.11.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

рограммное содержание. Учить детей сравнивать пьесы с похожими названиями, различать настроение контрастных произведений. Ход занятия: П е д а г о г. Когда вы просыпаетесь утром и смотрите в окно, то обычно вас ласково встречает солнышко, но бывает и по-другому: хмурые тучи обволокли небо, льёт дождь или (зимой) злится метель. Многие композиторы писали музыку о природе. Дети, сегодня вы познакомитесь с пьесой замечательного композитора Сергея Сергеевича Прокофьева. Одновременно он был и дирижёром, и пианистом, написал оперы, балеты, симфонии, концерты, музыку для кинофильмов и театральных спектаклей. Послушайте пьесу «Утро» С. Прокофьева и скажите, какое настроение передано в ней, какая музыка по характеру. (Исполняет пьесу.) Д е т и. Музыка спокойная, светлая. П е д а г о г. Да, в пьесе С. Прокофьева «Утро» изображается картина восхода солнца. Прислушайтесь, в ней все время как бы борется тьма со светом. Первые лучи солнца пробиваются в сумерках - сначала неуверенно, робко. Музыка звучит неторопливо, сонно, лениво, волшебно поблескивает свет (исполняется начало пьесы). В средней части пьесы можно представить себе картину рассеивающейся тьмы. Огромное солнце выплывает из-за горизонта и поднимается вверх (исполняет 9-17-й такты). Но вот солнце выглянуло из-за дымки и засияло ярко всем на радость (играет 18-23-й такты). Пётр Ильич Чайковский – великий русский композитор, создавший музыкальные произведения, известные во всем мире. Его знаменитые оперы, симфонии, балеты, концерты знают и любят люди разных стран. Он умел передавать в музыке мысли, переживания, чувства человека – столкновение добра и зла, надежду на счастье, преодоление жизненных препятствий. Его музыка очень мелодична, мелодии близки к народным. Они просты, легко запоминаются и вместе с тем красивы и выразительны. Послушайте пьесу П. Чайковского «Зимнее утро» и скажите, какое настроение передано в ней, какая музыка по характеру. (Исполняет пьесу.) Д е т и. Музыка тревожная, жалобная. П е д а г о г. Да, возникает картина ненастного зимнего утра - темного, метельного, холодного, неприветливого. Музыка звучит то встревоженно, смятенно, то жалобно (исполняет фрагмент, затем обе пьесы целиком).
Иконка файла материала 15.docx
ПРИРОДА И МУЗЫКА       Утро Сергей Сергеевич Прокофьев. Утро Пётр Ильич Чайковский. Зимнее утро 1­е занятие Программное содержание. Учить детей сравнивать пьесы  с похожими названиями, различать настроение контрастных произведений. Ход занятия: П е д а г о г. Когда вы просыпаетесь утром и смотрите в  окно, то обычно вас ласково встречает солнышко, но  бывает и по­другому: хмурые тучи обволокли небо, льётдождь или (зимой) злится метель. Многие композиторы  писали музыку о природе. Дети, сегодня вы познакомитесь с пьесой замечательного  композитора Сергея Сергеевича Прокофьева.  Одновременно он был и дирижёром, и пианистом, написал  оперы, балеты, симфонии, концерты, музыку для  кинофильмов и театральных спектаклей. Послушайте пьесу «Утро» С. Прокофьева и скажите, какое  настроение передано в ней, какая музыка по характеру.  (Исполняет пьесу.) Д е т и. Музыка спокойная, светлая. П е д а г о г. Да, в пьесе С. Прокофьева «Утро»  изображается картина восхода солнца. Прислушайтесь, в  ней все время как бы борется тьма со светом. Первые лучи  солнца пробиваются в сумерках ­ сначала неуверенно,робко. Музыка звучит неторопливо, сонно, лениво,  волшебно поблескивает свет (исполняется начало пьесы). В средней части пьесы можно представить себе картину  рассеивающейся тьмы. Огромное солнце выплывает из­за  горизонта и поднимается вверх (исполняет 9­17­й такты).  Но вот солнце выглянуло из­за дымки и засияло ярко всем  на радость (играет 18­23­й такты). Пётр Ильич Чайковский – великий русский композитор,  создавший музыкальные произведения, известные во всем  мире. Его знаменитые оперы, симфонии, балеты, концерты  знают и любят люди разных стран. Он умел передавать в музыке мысли, переживания, чувства  человека – столкновение добра и зла, надежду на счастье,  преодоление жизненных препятствий. Его музыка оченьмелодична, мелодии близки к народным. Они просты, легко запоминаются и вместе с тем красивы и выразительны. Послушайте пьесу П. Чайковского «Зимнее утро» и  скажите, какое настроение передано в ней, какая музыка по характеру. (Исполняет пьесу.) Д е т и. Музыка тревожная, жалобная. П е д а г о г. Да, возникает картина ненастного зимнего утра ­ темного, метельного, холодного, неприветливого. Музыка  звучит то встревоженно, смятенно, то жалобно (исполняет  фрагмент, затем обе пьесы целиком). 2­е занятие Программное содержание. Учить детей сравнивать  музыкальные произведения, стихотворения, картины,  близкие и контрастные по настроению.Ход занятия: П е д а г о г. Послушайте две пьесы, с которыми вы  познакомились на прошлом занятии: «Утро» С. Прокофьева и «Зимнее утро» П. Чайковского. Вспомните, какое  настроение выражено в этих произведениях (исполняет  пьесы, дети определяют характер музыки). Сейчас я прочитаю вам три стихотворения. Попробуйте  сравнить их с музыкой и сказать, каким музыкальным  произведениям они близки. Первое стихотворение написано русским поэтом Иваном  Саввичем Никитиным. Утро Звёзды меркнут и гаснут. В огне облака. Белый пар по лугам расстилается.По зеркальной воде, по кудрям лозняка От зари алый свет разливается. Дремлет чуткий камыш. Тишь ­ безлюдье вокруг. Чуть приметна тропинка росистая. Куст заденешь плечом ­ на лицо тебе вдруг С листьев брызнет роса серебристая. Потянул ветерок ­ воду морщит­рябит. Пронеслись утки с шумом и скрылися. Далеко, далеко колокольчик звенит, Рыбаки в шалаше пробудилися. Сняли сети с шестов, вёсла к лодкам несут... А восток все горит­разгорается. Птички солнышка ждут, птички песни поют, И стоит себе лес, улыбается.Вот и солнце встаёт, из­за пашен блестит; За морями ночлег свой покинуло, На поля, на луга, на макушки ракит Золотыми потоками хлынуло. Едет пахарь с сохой, едет ­ песню поёт, По плечу молодцу все тяжёлое... Не боли ты, душа! отдохни от забот! Здравствуй, солнце да утро весёлое! Какой музыкальной пьесе оно близко по духу? Д е т и. «Утру» С. Прокофьева. П е д а г о г. Да, в музыке С. Прокофьева изображается  восход солнца. В пьесе звучат то тёмные, сумрачные, то  светлые интонации (исполняет фрагмент). И стихотворение И. Никитина начинается со слов: «Звёзды меркнут и  гаснут».Пьеса С. Прокофьева «Утро» неторопливая, спокойная,  немного таинственная, она изображает волшебную красоту  восхода солнца, красоту природы. Мелодия похожа на  русскую народную песню (исполняет 18­23­й такты). И в  стихотворении И. Никитина тоже чувствуется  неторопливость, размеренность, оно тоже проникнуто  русскими мотивами. В стихотворении Сергея Есенина изображена совсем другая картина природы. Какому музыкальному произведению она близка? Поёт зима ­ аукает, Мохнатый лес баюкает Стозвоном сосняка. Кругом с тоской глубокою Плывут в страну далёкую Седые облака.А по двору метелица Ковром шелковым стелется, Но больно холодна. Воробышки игривые, Как детки сиротливые, Прижались у окна. Озябли пташки малые, Голодные, усталые, И жмутся поплотней. А вьюга с рёвом бешеным Стучит по ставням свешенным И злится все сильней. И дремлют пташки нежные Под эти вихри снежные У мёрзлого окна. И снится им прекрасная,В улыбках солнца ясная Красавица весна. Д е т и. «Зимнему утру» П. Чайковского. П е д а г о г. Да, в музыке П. Чайковского, как и в  стихотворении С. Есенина изображается метельная,  снежная, ненастная картина. Музыка быстрая, вьюжная  (исполняет фрагмент), иногда жалобная (играет 17­24­й  такты). В такую вьюгу птицы жмутся к домам, жалобно  чирикая. А вьюга все сильней ... (Играет 25­й ­ 32­й такты,  потом всю пьесу целиком.) А вот ещё одно стихотворение С. Есенина: С добрым утром! Задремали звёзды золотые, Задрожало зеркало затона,Брезжит свет на заводи речные И румянит сетку небосклона. Улыбнулись сонные берёзки, Растрепали шелковые косы. Шелестят зеленые серёжки, И горят серебряные росы. У плетня заросшая крапива Обрядилась ярким перламутром И, качаясь, шепчет шаловливо: «С добрым утром!» С каким музыкальным произведением можно сравнить это  стихотворение? Д е т и. С пьесой С. Прокофьева «Утро». П е д а г о г. Да, в этом стихотворении, как и в музыке С.  Прокофьева, рассказывается о восходе солнца, анастроение его ­ приветливое, милое, задушевное! (Могут  быть использованы репродукции картин художников с  изображением восхода солнца, разные по настроению.)