рограммное содержание. Учить детей сравнивать пьесы с похожими названиями, различать настроение контрастных произведений.
Ход занятия:
П е д а г о г. Когда вы просыпаетесь утром и смотрите в окно, то обычно вас ласково встречает солнышко, но бывает и по-другому: хмурые тучи обволокли небо, льёт дождь или (зимой) злится метель. Многие композиторы писали музыку о природе.
Дети, сегодня вы познакомитесь с пьесой замечательного композитора Сергея Сергеевича Прокофьева. Одновременно он был и дирижёром, и пианистом, написал оперы, балеты, симфонии, концерты, музыку для кинофильмов и театральных спектаклей.
Послушайте пьесу «Утро» С. Прокофьева и скажите, какое настроение передано в ней, какая музыка по характеру. (Исполняет пьесу.)
Д е т и. Музыка спокойная, светлая.
П е д а г о г. Да, в пьесе С. Прокофьева «Утро» изображается картина восхода солнца. Прислушайтесь, в ней все время как бы борется тьма со светом. Первые лучи солнца пробиваются в сумерках - сначала неуверенно, робко. Музыка звучит неторопливо, сонно, лениво, волшебно поблескивает свет (исполняется начало пьесы).
В средней части пьесы можно представить себе картину рассеивающейся тьмы. Огромное солнце выплывает из-за горизонта и поднимается вверх (исполняет 9-17-й такты). Но вот солнце выглянуло из-за дымки и засияло ярко всем на радость (играет 18-23-й такты).
Пётр Ильич Чайковский – великий русский композитор, создавший музыкальные произведения, известные во всем мире. Его знаменитые оперы, симфонии, балеты, концерты знают и любят люди разных стран.
Он умел передавать в музыке мысли, переживания, чувства человека – столкновение добра и зла, надежду на счастье, преодоление жизненных препятствий. Его музыка очень мелодична, мелодии близки к народным. Они просты, легко запоминаются и вместе с тем красивы и выразительны.
Послушайте пьесу П. Чайковского «Зимнее утро» и скажите, какое настроение передано в ней, какая музыка по характеру. (Исполняет пьесу.)
Д е т и. Музыка тревожная, жалобная.
П е д а г о г. Да, возникает картина ненастного зимнего утра - темного, метельного, холодного, неприветливого. Музыка звучит то встревоженно, смятенно, то жалобно (исполняет фрагмент, затем обе пьесы целиком).
ПРИРОДА И МУЗЫКА
Утро
Сергей Сергеевич Прокофьев. Утро
Пётр Ильич Чайковский. Зимнее утро
1е занятие
Программное содержание. Учить детей сравнивать пьесы
с похожими названиями, различать настроение контрастных
произведений.
Ход занятия:
П е д а г о г. Когда вы просыпаетесь утром и смотрите в
окно, то обычно вас ласково встречает солнышко, но
бывает и подругому: хмурые тучи обволокли небо, льётдождь или (зимой) злится метель. Многие композиторы
писали музыку о природе.
Дети, сегодня вы познакомитесь с пьесой замечательного
композитора Сергея Сергеевича Прокофьева.
Одновременно он был и дирижёром, и пианистом, написал
оперы, балеты, симфонии, концерты, музыку для
кинофильмов и театральных спектаклей.
Послушайте пьесу «Утро» С. Прокофьева и скажите, какое
настроение передано в ней, какая музыка по характеру.
(Исполняет пьесу.)
Д е т и. Музыка спокойная, светлая.
П е д а г о г. Да, в пьесе С. Прокофьева «Утро»
изображается картина восхода солнца. Прислушайтесь, в
ней все время как бы борется тьма со светом. Первые лучи
солнца пробиваются в сумерках сначала неуверенно,робко. Музыка звучит неторопливо, сонно, лениво,
волшебно поблескивает свет (исполняется начало пьесы).
В средней части пьесы можно представить себе картину
рассеивающейся тьмы. Огромное солнце выплывает изза
горизонта и поднимается вверх (исполняет 917й такты).
Но вот солнце выглянуло изза дымки и засияло ярко всем
на радость (играет 1823й такты).
Пётр Ильич Чайковский – великий русский композитор,
создавший музыкальные произведения, известные во всем
мире. Его знаменитые оперы, симфонии, балеты, концерты
знают и любят люди разных стран.
Он умел передавать в музыке мысли, переживания, чувства
человека – столкновение добра и зла, надежду на счастье,
преодоление жизненных препятствий. Его музыка оченьмелодична, мелодии близки к народным. Они просты, легко
запоминаются и вместе с тем красивы и выразительны.
Послушайте пьесу П. Чайковского «Зимнее утро» и
скажите, какое настроение передано в ней, какая музыка по
характеру. (Исполняет пьесу.)
Д е т и. Музыка тревожная, жалобная.
П е д а г о г. Да, возникает картина ненастного зимнего утра
темного, метельного, холодного, неприветливого. Музыка
звучит то встревоженно, смятенно, то жалобно (исполняет
фрагмент, затем обе пьесы целиком).
2е занятие
Программное содержание. Учить детей сравнивать
музыкальные произведения, стихотворения, картины,
близкие и контрастные по настроению.Ход занятия:
П е д а г о г. Послушайте две пьесы, с которыми вы
познакомились на прошлом занятии: «Утро» С. Прокофьева
и «Зимнее утро» П. Чайковского. Вспомните, какое
настроение выражено в этих произведениях (исполняет
пьесы, дети определяют характер музыки).
Сейчас я прочитаю вам три стихотворения. Попробуйте
сравнить их с музыкой и сказать, каким музыкальным
произведениям они близки.
Первое стихотворение написано русским поэтом Иваном
Саввичем Никитиным.
Утро
Звёзды меркнут и гаснут. В огне облака.
Белый пар по лугам расстилается.По зеркальной воде, по кудрям лозняка
От зари алый свет разливается.
Дремлет чуткий камыш. Тишь безлюдье вокруг.
Чуть приметна тропинка росистая.
Куст заденешь плечом на лицо тебе вдруг
С листьев брызнет роса серебристая.
Потянул ветерок воду морщитрябит.
Пронеслись утки с шумом и скрылися.
Далеко, далеко колокольчик звенит,
Рыбаки в шалаше пробудилися.
Сняли сети с шестов, вёсла к лодкам несут...
А восток все горитразгорается.
Птички солнышка ждут, птички песни поют,
И стоит себе лес, улыбается.Вот и солнце встаёт, изза пашен блестит;
За морями ночлег свой покинуло,
На поля, на луга, на макушки ракит
Золотыми потоками хлынуло.
Едет пахарь с сохой, едет песню поёт,
По плечу молодцу все тяжёлое...
Не боли ты, душа! отдохни от забот!
Здравствуй, солнце да утро весёлое!
Какой музыкальной пьесе оно близко по духу?
Д е т и. «Утру» С. Прокофьева.
П е д а г о г. Да, в музыке С. Прокофьева изображается
восход солнца. В пьесе звучат то тёмные, сумрачные, то
светлые интонации (исполняет фрагмент). И стихотворение
И. Никитина начинается со слов: «Звёзды меркнут и
гаснут».Пьеса С. Прокофьева «Утро» неторопливая, спокойная,
немного таинственная, она изображает волшебную красоту
восхода солнца, красоту природы. Мелодия похожа на
русскую народную песню (исполняет 1823й такты). И в
стихотворении И. Никитина тоже чувствуется
неторопливость, размеренность, оно тоже проникнуто
русскими мотивами.
В стихотворении Сергея Есенина изображена совсем другая
картина природы. Какому музыкальному произведению она
близка?
Поёт зима аукает,
Мохнатый лес баюкает
Стозвоном сосняка.
Кругом с тоской глубокою
Плывут в страну далёкую
Седые облака.А по двору метелица
Ковром шелковым стелется,
Но больно холодна.
Воробышки игривые,
Как детки сиротливые,
Прижались у окна.
Озябли пташки малые,
Голодные, усталые,
И жмутся поплотней.
А вьюга с рёвом бешеным
Стучит по ставням свешенным
И злится все сильней.
И дремлют пташки нежные
Под эти вихри снежные
У мёрзлого окна.
И снится им прекрасная,В улыбках солнца ясная
Красавица весна.
Д е т и. «Зимнему утру» П. Чайковского.
П е д а г о г. Да, в музыке П. Чайковского, как и в
стихотворении С. Есенина изображается метельная,
снежная, ненастная картина. Музыка быстрая, вьюжная
(исполняет фрагмент), иногда жалобная (играет 1724й
такты). В такую вьюгу птицы жмутся к домам, жалобно
чирикая. А вьюга все сильней ... (Играет 25й 32й такты,
потом всю пьесу целиком.)
А вот ещё одно стихотворение С. Есенина:
С добрым утром!
Задремали звёзды золотые,
Задрожало зеркало затона,Брезжит свет на заводи речные
И румянит сетку небосклона.
Улыбнулись сонные берёзки,
Растрепали шелковые косы.
Шелестят зеленые серёжки,
И горят серебряные росы.
У плетня заросшая крапива
Обрядилась ярким перламутром
И, качаясь, шепчет шаловливо:
«С добрым утром!»
С каким музыкальным произведением можно сравнить это
стихотворение?
Д е т и. С пьесой С. Прокофьева «Утро».
П е д а г о г. Да, в этом стихотворении, как и в музыке С.
Прокофьева, рассказывается о восходе солнца, анастроение его приветливое, милое, задушевное! (Могут
быть использованы репродукции картин художников с
изображением восхода солнца, разные по настроению.)