Природные зоны родного края, Приднестровской Молдавской Республики.

  • Разработки уроков
  • docx
  • 14.01.2020
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Технологическая карта урока "Природные зоны родного края, Приднестровской Молдавской Республики".
Иконка файла материала природные зоны ПМР.docx

Ф.И.О.: Моцок Наталья Федоровна

Предмет: география

Класс: 6

Тема урока: «Природные зоны нашего края».

Цель урока: способствовать формированию представлений о природных зонах родного края, познакомить  учащихся  с  растительным покровом  родного края, с разнообразием  животного мира ПМР.

 

 Планируемые образовательные результаты:

 Личностные: формировать культуру общения и сотрудничества, чувство ответственности за успехи группы; содействовать экологическому воспитанию учащихся; совершенствовать рефлексивные умения учащихся.

Метапредметные:

 Познавательные: самостоятельно формулировать познавательную цель урока, давать определения понятиям, классифицировать знания по заданным признакам , выявлять причинно-следственные связи, строить речевое высказывание в устной и письменной форме.

Регулятивные:  умение ставить учебные цели урока и планировать свою деятельность под руководством учителя , работать в соответствии с поставленной учебной задачей, оценивать работу одноклассников, работать в соответствии с поставленным планом, сравнивать полученные результаты с ожидаемыми, участвовать в совместной деятельности.

Коммуникативные: сотрудничество с учителем и одноклассниками в поиске и сборе информации.

Предметные:

- работать с картами атласа, текстом и рисунками учебника, дополнительным материалом, характеризовать природную зону по плану.

- содействовать пониманию взаимосвязей между компонентами природы в каждой природной зоне; овладение навыками нахождения, использования и презентации географической информации;

Методы и формы обучения:  Методы: наглядный, частично-поисковый, практический, контроля.

Формы: индивидуальные, фронтальные.

Оборудование: атлас ПМР, учебник О.З. Лысенко «Природа Приднестровской Молдавской Республики», гербарий, дополнительный материал.

Основные понятия, изучаемые на уроке: «природная зона», «широтная зональность», заповедник.

 

 

 

 

Ход урока

Этап урока

Содержание деятельности учителя

Содержание деятельности учащихся

Планируемые результаты

Организационный момент (2 мин)

Вот звенит для нас звонок – начинается урок.
Ровно встали, подтянулись и друг другу улыбнулись.
-Тихо сели. Настраиваемся на урок. Поприветствуем друг друга улыбкой.
- Пусть доброе и солнечное настроение сопровождает нас в течение всего урока и помогает справляться с учебными задачами.

Учащиеся произносят слова приветствия.
Настраиваются на работу.

Формирование положительного отношения к процессу познания учащихся.
Нацеливание на успешную деятельность.

Проверка домашнего задания

1.Что такое «широтная зональность»? 

 

2. Что такое «природная зона»?

 

 

3.  В каком направление происходит смена природных зон?

 

4. В чем причина смены природных зон?

 

Ответы учеников:

- Изменение природных зон с широтой;

 

- обширная территория с разнообразным рельефом, на который формировался определенный климат.

 

- смена природных зон происходит от полюсов к экватору;

 

- причина этого – неравномерность освещения Солнцем земной поверхности.

Формирование умения выстраивать понятия по заданной теме в единую систему, устанавливать связи между ними, выявлять соподчинённость.

 

 

 

 

 

 

 

Мотивация учебной деятельности .

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Организация познавательной деятельности .

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Физминутка.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рефлексия

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Домашнее задание

 

Объясните высказывание немецкого зоолога Альфреда Брема: «Недостаточно знать, что одно существо живет в лесу, а другое - в степи, а третье - в море. Необходимо знать, как устроены эти лес, степь, море».

Каждое отдельное животное характерно именно для своей родины. Оно всегда приспособлено к климату, рельефу и зависящему от них растительному миру. Тем самым оно на себе несет печать своего отечества, и лишь тогда, когда мы сопоставляем среду, образ и условия обитания животного мы постигаем его жизнь».

Как вы думаете, какая тема будет изучаться сегодня на уроке?

 

( Тихо звучит плавная мелодия на фоне
звуков природы ):
Мы проникаем в тайники природы ,
Явлений устанавливаем связь ,
Ничуть не меньше , чем в былые годы ,
Цветку весны и соловью дивясь ! 

Да, действительно, когда мы попадаем в природу нам приятно слышать пение птиц, шелест листвы, журчание ручья. И сегодня мы ещё раз поговорим о красоте и разнообразии природы Приднестровья  и о том, как всё это сберечь.

 

 

1.В какой природной зоне мы проживаем?

 

2.Назовите тип растительности?

 

 

 3.Проявляется ли мозаичность растительного покрова в ПМР, чем вы это объясняете?

 

 

 4.Заполнить самостоятельно таблицу с помощью атласа ПМР и дополнительного материала.

 

Природная зона

Тип растительности

Представители флоры

Представители красной книги ПМР

Лесостепь,

Лес

 

 

Степь

 

 

1.      Назовите представителей фауны Приднестровья, как они приспособились к условиям существования?

2.      Многообразен ли видовой состав животных ПМР?

3.      Какие животные занесены в Красную книгу ПМР?

 

 

А теперь всем детям встать,

Руки медленно поднять

Пальцы сжать, потом разжать,

Руки вниз и так стоять,

Отдохнули все немножко

И отправились в дорожку.

Учитель: А как Вы думаете, нуждается ли наша Республика в охране природы? Что подразумевает собой охрана природы?

- Необходимо обратить внимание на то, что природные зоны ПМР сильно изменены человеком: леса вырубаются, луга и пашни истощаются. Воздействие человека на природные зоны приводит к  тому, что многие растения и животные находятся под угрозой вымирания.

 

Учитель: Ребята, оказывается, в природе существуют такие территории, которые называются особо охраняемыми.

- Как вы думаете почему они так называются?

Учитель: Давайте запишем определение в рабочие тетради.

Учитель: К особо охраняемым природным территориям относят заповедники, национальные парки, заказники, природные парки, памятники природы, заповедные урочища, участки природных ландшафтов.

Учитель: Согласно постановлению Верховного Совета ПМР об утверждении перечня объектов, комплексов и территорий природно-заповедного фонда Приднестровской Молдавской Республики от 27.01.2010г. на территории нашего края расположены следующие ООПТ:

- Государственный заповедник «Ягорлык»;

Ландшафтные заповедные участки: 

- Сухая долина Тамашлык;

- Валя-Адынкэ;

– урочище Глубокая долина.

Государственные заказники.

- Ботанический заказник «Ново-Андрияшевка»

- Грушанский заказник дикорастущих лекарственных растений

- Ихтиологический заказник «Турунчук».

Учитель: На сегодня были подготовлены сообщения, давайте заслушаем.

(Учитель заранее предлагает темы докладов учащимся, которые самостоятельно готовят материал.)

1.Сегодня я узнал…….

2. Было интересно……

3. Было нелегко………

4. Я понял, что………..

5.Мне понравились задания……………….

6. Я научился…………

7. Меня удивило………

Подготовить презентацию на тему:  1 вариант«Красная книга ПМР»,  2 вариант заповедник «Ягорлык».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Версии учащихся, обсуждение. Размышляют о словах А. Брема. Делают вывод о том, что изучать живое существо необходимо в сопоставлении со средой, условиями его обитания и образом жизни.

 

 

 

 

 

- природные зоны родного края.

Записывают тему  в тетрадь

Работа с атласом ПМР.

 

-лесостепь;

 

- переходной, в нём сочетаются типы лесной и степной зон:

- мозаичность присутствует, на размещение растительности по территории влияет и  кли­мат, и рельеф, и и деятельность чело­века.)

Запись в тетрадь 

 

 

 

 

 

 

 

Отвечают устно. Потом записывают в тетрадь

 

 

Выполняют движения.

 

 

 

 

 

 

 

 

Ответы учащихся.

 

 

 

 

 

 

 

 

работа в тетрадях: Особо охраняемые природные территории - участки земли, водной поверхности и воздушного пространства над ними, где располагаются природные комплексы и объекты, которые имеют свое природоохранное, научное, культурное, эстетическое, рекреационное и оздоровительное значение, которые изъяты решениями органов государственной власти полностью или частично из хозяйственного использования и для которых установлен режим специальной охраны.

 

 

 

Выступления учащихся.

Обучающиеся проговаривают чему они научились на уроке.

Рассказывают о том, что узнали на уроке.

 

 

 

Записывают в дневник.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 Анализировать, сравнивать и обобщать факты. Преобразовывать информацию  из одного вида в другой.

Уметь определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать её достоверность.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Отстаивая свою точку зрения, приводить аргументы, подтверждая их фактами. Уметь взглянуть на ситуацию с иной позиции и договариваться с людьми иных позиций.

Понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты.

 

 

 

Выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно  средства достижения цели.

Сверять свои действия с целью и при необходимости исправлять ошибки самостоятельно.