Технологическая карта урока по теме "Природные зоны Земли" может быть применима при изучении данной темы по курсу "география" 6 класс. На данном уроке учащиеся ознакомятся с новыми понятиями "природная зона" и "широтная зональность", а также с внешним обликом природных зон. На конкретных примерах рассмотрят, как приспособляются представители растительного и животного мира к условиям конкретных природных зон.
природные зоны Земли 6 класс.docx
Ф.И.О. : Моцок Наталья Федоровна
Предмет: география
Класс: 6
Тема урока: «Природные зоны Земли».
Цель урока
: Формирование знаний о природных зонах нашей планеты.
Планируемые образовательные результаты:
Личностные:
овладение определённой системой географических знаний и умений, навыками их применения в различных жизненных ситуациях;
использовать географические знания для осуществления мер по сохранению природных зон; эмоциональноценностное отношение к
окружающей среде, необходимости её рационального использования;
раскрыть значение природных зон для жизни и хозяйственной деятельности человека, проследить изменение природных зон под
воздействием человека;
использовать адекватные языковые средства для выражения своих мыслей.
Метапредметные:
а) Познавательные:
анализировать, сравнивать и обобщать факты; выявлять причины;
вычитывать все уровни текстовой информации;
преобразовывать информацию из одного вида в другой, составлять схемы;
уметь определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать её
достоверность;
строить логические рассуждения, устанавливать причинноследственные связи.
б) Регулятивные:
самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности;
выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно средства
достижения цели;
сверять свои действия с целью и при необходимости исправлять ошибки самостоятельно;
в диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки.
в) Коммуникативные: отстаивая свою точку зрения, приводить аргументы, подтверждать их фактами;
уметь взглянуть на ситуацию с иной позиции и договариваться с людьми иных позиций;
понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты.
Предметные:
сформулировать определение понятия «природная зона»;
знать основные причины смены природных зон;
называть и показывать границы природных зон;
называть географическое положение природных зон с помощью тематической карты;
приводить примеры основных представителей растительного и животного мира некоторых природных зон;
на конкретных примерах раскрывать черты приспособленности растительного и животного мира к условиям конкретной природной зоны;
описывать внешний облик природных зон;
приводить примеры взаимодействия человека и природы в пределах рассматриваемой природной зоны;
работать с картами и атласом.
Методы и формы обучения: проблемнодиалоговый, наглядноиллюстрированный, работа с учебником и дополнительным текстом,
частичнопоисковый, составление схем, фронтальная беседа, индивидуальная и групповая работа.
Оборудование: учебник географии 6 класс Т.П. Герасимова, Н.П. Неклюкова : проектор, компьютер, презентация, интерактивная доска,
раздаточный материал, карта «Природные зоны мира», атлас, картинки природных зон.
Основные понятия, изучаемые на уроке:
понятия «природная зона», «широтная зональность».
Ход урока
Этап урока
Организационный
момент (2 мин)
Содержание деятельности учителя
Приветствие детей. (Доброе утро, дорогие ребята!)
Содержание
деятельности учащихся
Подготовка школьных
принадлежностей.
Планируемые
результаты
Приветствие
учителя. Настрой Проверим всё ли у нас готово к уроку
Проверка
домашнего
задания
Прежде чем начать новую тему, давайте отгадаем определения
(понятия записаны на доске).
1.Многолетний режим погоды, характерный для данной территории.
2.Все неровности земной поверхности.
3.Может находиться в трёх состояниях.
4.Верхний плодородный слой земной поверхности.
5.Организмы производители.
6.Организмы потребители.
Какой компонент самый главный?
на работу.
Работают с
информацией;
Выполняют
логические
операции;
Умение точно
выражать свои
мысли.
Отвечают на вопросы
Климат
Рельеф
Вода
Почва
Растения
Животные
Климат.
Мотивация
учебной
деятельности
Ребята, если бы всех художников мира попросили нарисовать портрет
земли, то у них получились бы разные портреты. А почему, вы
узнаете, когда отгадаете загадку.
Записывают тему урока в
тетрадь.
Уметь определить
тему и цель урока
Гдето бушует вьюга,
Гдето метет метель,
Гдето погода длится Долгий полярный день.
Гдето жара и пекло
Солнца лучи горячи,
Так нагревают землю,
Будто в жаркой печи.
Гдето сосны и ели
Растут, касаясь небес,
Гдето пальмы, лианы,
Густой тропический лес.
Про что эта загадка?
Организация
познавательной
деятельности.
Эта загадка про природные зоны земли. Какая же тема нашего
урока?
Изучение нового материала.
Посмотрите на карту «Природные зоны». Какая разноцветная у нас
земля. Разными цветами обозначены природные зоны. Видите, какое
многообразие природных зон на нашей планете.
А отчего зависит многообразие природных зон?
Сравните природные зоны и климатические пояса. Что вы видите?
А можем мы с вами побывать в различных природных зонах?
Это будет не простой урок, мы вместе с вами совершим
увлекательное путешествие по природным зонам Земли, вы узнаете
много интересного о природе нашей земли. Вы сидите парами,
поэтому работать будите вместе. У вас на столах лежат листы
О природных зонах,
высказывают свои
предположения о том, что
природных зон несколько,
называют их.
Предполагают свои
ответы (климат, солнце и
т.д.)
Совпадение границ.
Начинают работать в
парах.
Самостоятельно
формулировать
тему
урока,
Определять цель
учебной
деятельности.
Самостоятельно
искать средства
достижения цели путешественника. В них каждая пара найдёт свою природную зону,
которую после представите на суд одноклассников. Каждый
путешественник всегда ведёт записи, отмечая самое главное,
У каждого из вас на столе лежит «Дневник путешествия», в который
вы будете заносить отчет о своем путешествии и план инструкция
изучения природной зоны. Вы заполняете свои листы с помощью
дополнительного текста, в котором дана характеристика природной
зоны. Вместе вы заполните таблицу, а потом представите свои
результаты классу. Так же можете пользоваться атласом и
учебником.
План – инструкция
изучения природной зоны.
1. Территория,
занимаемая природной
зоной.
2. Климатические
особенности.
3. Растения природной
зоны. Их
приспособленность к
условиям обитания.
4. Животные природной
зоны. Их
приспособленность к
условиям обитания Физминутка.
Динамическая разминка с движениями.
Я по природным зонам иду
Замечаю на ходу.
Как из моря буйных трав.
Шею вытянул жираф.
Справа львица пробежала,
Слева зебра проскакала,
А большой огромный слон
Нам ребята шлет поклон.
Мы немножечко размялись
По Саванне прогулялись.
Ученики дают ответы.
Вспоминают, что вода в
реке все время движется
по
естественному
углублению от истока
(начала реки) до устья
(места впадения ее в
океан,
другую
реку).
море,
Выполняют зарядку
Выступают перед
одноклассниками.
Закрепление материала.
Давайте совершим путешествие по зонам. Прошу представить свои
результаты классу.
Влажные экваториальные леса располагаются по обе стороны от
экватора…
Саванны располагаются к северу и югу от экваториальных лесов….
Пустыни занимают значительную территорию на разных широтах на
всех материках…
Делают вывод:
Природные зоны
размещаются на земле в
соответствии с широтной
зональностью, высотной
поясностью,
особенностями земной
поверхности, они
Формирование
умений и навыков
использования
географических
знаний
повседневной
жизни. Овладение
практическими
в на
умениями
Умение
практике
пользоваться
географическими
знаниями
Степи – обширные равнинные пространства, покрытые травянистой
растительностью…
Широколиственные леса занимают значительную территорию в
умеренных широтах…
Тайга занимает северную часть Евразии и Северной Америки…
Тундра протянулась в Северном полушарии по северной окраине
Евразии и Северной Америки…
Арктические и антарктические пустыни раскинулись на побережье и
островах Северного Ледовитого океана и в Антарктиде.
Какой вывод мы можем сделать в результате нашего путешествия?
На доске написаны взаимосвязи (цепи питания), надо определить
зону.
1.ива – белая куропатка – кречет (тундра)
2.дуб – сойка – сова (лесная зона)
3.растения – тушканчик – сова (пустыня)
4.рыба – тюлень – белый медведь (арктическая пустыня)
5.растения – косуля – барс (субтропики)
6.растения – суслик – орёл (степь)
закономерно сменяют
друг друга в
определённом порядке в
зависимости от
соотношения тепла и
влаги.
На земном шаре обитает
огромное число видов
растений и животных,
распространение которых
зависит от многих
факторов, что создает в
разных
широтах
неодинаковые условия
для жизни организмов.
Территории,
имеющие
сходные климатические
образуют
условия,
природные
зоны.
Многие природные зоны
мира сильно изменены
человеком:
леса
вырубаются, луга и пашни
истощаются.
Во всех
зонах
природных
возникают
крупные
города, прокладываются
дорожные трассы, ведется
добыча
полезных
ископаемых. Воздействие
человека на природные А теперь мы проверим, насколько вы усвоили характеристики
природных зон, что вы узнали в результате нашего виртуального
путешествия.
Проведём игру « Угадай природную зону»
1. Долгая суровая зима, короткое холодное лето, мёрзлый грунт,
скудная малорослая растительность.
2.Здесь круглый год тепло и влажно. Это нравиться растениям, они
достигают огромных размеров – пальмы, фикусы. Среди животных
встречаются: обезьяны, слоны.
3.В этой природой зоне всегда низкие температуры, почва скованна
мерзлотой. Произрастают мхи и лишайники. Царство снега и льда.
Полярный день, полярная ночь.
4.Самая засушливая природная зона. Растут: кактус, верблюжья колючка.
5.В этой природной зоне растительность травянистая, почвы плодородные.
Много грызунов и хищных птиц.
6 Территории с травянистой растительностью и отдельными группами
деревьев. Здесь различают зимний тёплый сухой сезон и летний
жаркий сезон дождей.
Давайте конкретизируем основные понятия урока: «природная зона»
это…
«Широтная зональность» это…
зоны приводит к тому,
что многие растения и
животные находятся под
угрозой вымирания.
Отвечают:
1. Тундра
2. Влажные
экваториальные
леса
3. Арктические
пустыни
4. Пустыня
5. Степи
6. Саванны
Отвечают: Природная
зоназональные
природные комплексы с
разным сочетанием тепла
и влаги, закономерно
сменяющиеся от экватора
к полюсам
Широтная зональность
закономерное изменение
физикогеографических
процессов, компонентов и
комплексов геосистем от «Высотная поясность» это…
Наш урок путешествие подошел к концу. Вы все большие молодцы!
Всем большое спасибо! Я хочу прочитать вам стихотворение, которое
является заветом нам с вами.
Любите ребята, природу
Пустыни, леса и поля.
Ведь это же наша с тобою
Навеки родная земля.
На ней мы с тобой родились,
Живем мы с тобой на ней.
Так будем же, люди все вместе
Мы к ней относится добрей!
Рефлексия.
Уходя с урока –заполните анкету: «Чему вы научились сегодня на
уроке?» Окончите предложения... Я
узнал(а)…. Я хотела бы узнать…. Мне было
(интересно/неинтересно)….
экватора к полюсам
Высотная
поясность
последовательная смена
природных зон
с
увеличением высоты над
уровнем моря
Обучающиеся
проговаривают
чему они научились на
уроке.
Рассказывают о том, что
узнали
на уроке. Домашнее задание : §32, стр.136, при чтении продолжать заполнять
«Дневник путешествия», сообщение о редком растении или
животном.
.
Записывают в дневник «Дневник путешествия», который заполняют по мере изучения материала
Природная зона Климатические
Растени
Животные
особенности
я
Влажные
экваториальные
леса
Саванны
Пустыни
Степи
Широколиствен
ные леса
Тайга
Тундра
Арктические и
антарктические
пустыни
"Природные зоны Земли"( 6 класс, география)
"Природные зоны Земли"( 6 класс, география)
"Природные зоны Земли"( 6 класс, география)
"Природные зоны Земли"( 6 класс, география)
"Природные зоны Земли"( 6 класс, география)
"Природные зоны Земли"( 6 класс, география)
"Природные зоны Земли"( 6 класс, география)
"Природные зоны Земли"( 6 класс, география)
"Природные зоны Земли"( 6 класс, география)
"Природные зоны Земли"( 6 класс, география)
"Природные зоны Земли"( 6 класс, география)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.